- Олимпиадные задания по литературе для учащихся 11 класса с ответами
- Ответы на вопросы олимпиады по литературе
- Рекомендуем посмотреть
- Краткая справка по льготам
- Перечневые олимпиады по математике 2020–2021
- Вузы, которые принимают победителей и призёров перечневых олимпиад по математике
- Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс
- Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников- это самая престижная олимпиада всей страны
- История создания произведения (время написания
- Жанр произведения Вспомните таблицу с признаками разных литературных жанров и определите, к какому из них относится предложенное для анализа произведение
- Название произведения и его смысл
- Тема, идея, проблематика произведения
- Тема рассказа, идея, проблематика
- Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
- Композиция произведения Это построение произведения, деление текста на части
- Композиция рассказа. Продолжение
- Главные и второстепенные герои рассказа
- Авторская позиция Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта
- Система образов произведения В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями
- Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
- Особенности языка произведения
- Как автор видит решение поставленных проблем?
- Почему олимпиады — это круто
- Какую олимпиаду по математике выбрать
- Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»
- Олимпиада школьников «Ломоносов»
- Международная математическая олимпиада «Турнир Городов»
- Олимпиада «Покори Воробьёвы горы»
- Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников
- Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда»
- Как подготовиться к олимпиаде по математике для школьников
- Способы подготовки к олимпиадам по математике
- Самоподготовка
- Подготовка к математической олимпиаде с репетитором
- Подготовка в онлайн-школе
- Олимпиада по литературе
- Гейне
- Олимпиадные задания (математика)
- 2022/2023 учебный год
- 2020/2021 учебный год
- 2019/2020 учебный год
- 2011/2012 учебный год
Олимпиадные задания по литературе для учащихся 11 класса с ответами
Задание 1. Определите название текста и автора по начальным строкам.
Задание 2. Кому принадлежат эти стихи?
а) Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
б) Она не погибнет, – знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся, – верьте!
Поля её золотые.
И мы не погибнем, – верьте!
Но что нам наше спасенье:
Россия спасётся, – знайте!
И близко ее воскресенье.
в) Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
г) Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И берёзам и тополям.
д) Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?
Задание 3. Кто из перечисленных ниже поэтов входил в группу футуристов? Какую утопическую идею они выдвигали?
В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, 3. Гиппиус, А. Белый, Д. Бурлюк, Н. Гумилёв.
Задание 4. Кому из русских поэтов М. Цветаева посвятила следующие строки:
а) Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
б) Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
Задание 5. Назовите произведения и его автора по имени героя.
Пелагея Ниловна, Вера Шеина, Тихон Щербатый, Дмитрий Старцев, Васька Пепел, Андрей Соколов, студент Немовецкий.
Задание 6. На каком корабле совершал своё путешествие главный герой рассказа И. Бунина “Господин из Сан-Франциско”?
Сколько лет было господину?
Задание 7. С чьими именами связаны литературные места России?
б) Нижний Новгород;
е) Денисовка (недалеко от Архангельска).
Задание 8. Кто из перечисленных ниже писателей был врачом?
А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, В. В. Вересаев, А. Н. Островский, М. А. Булгаков, Ф М. Достоевский.
Задание 9. Как вы понимаете значение терминов.
Комедия, фарс, монолог, реплика, ремарка, подтекст.
Задание 10. Что такое орнаментальная проза?
Задание 11. Комплексный анализ текста. Для анализа можно взять рассказ А. И. Куприна “Allez!” или любой рассказ И. А. Бунина из цикла “Тёмные аллеи”. (Если даётся учащимся задание 11, то предыдущие задания необходимо сократить.)
Ответы на вопросы олимпиады по литературе
1. а) “Старуха Изергиль”. М. Горький;
б) “Поединок”. А. Куприн;
в) “Мать”. М. Горький;
г) “Собачье сердце”. М. Булгаков;
д) “Господин из Сан-Франциско”. И. Бунин;
2. а) Стихотворение “Россия”. А. Блок;
б) Стихотворение “Нет”. 3. Гиппиус;
в) Песня “Русь”. Н. Некрасов;
д) Стихотворение “Лучина”. М. Цветаева.
3. В. Маяковский, Д. Бурлюк. В качестве художественной программы футуристы выдвинули утопическую мечту о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
4. а) А. А. Блоку;
б) А. С. Пушкину.
5. Пелагея Ниловна – героиня романа М. Горького “Мать”.
Вера Шеина – героиня повести А. Куприна “Гранатовый браслет”.
Тихон Щербатый – герой романа Л. Толстого “Война и мир”.
Дмитрий Старцев – герой рассказа А. П. Чехова “Ионыч”.
Васька Пепел – герой пьесы М. Горького “На дне”.
Андрей Соколов – герой рассказа М. Шолохова “Судьба человека”.
Студент Немовецкий – герой рассказа Л. Андреева “Бёздна”.
6. Корабль “Атлантида”. Господину 58 лет.
7. а) С. Есенин;
б) М. Горький;
в) В. Маяковский;
г) М. Шолохов;
д) М. Булгаков;
е) М. Ломоносов.
8. А. П. Чехов, В. В. Вересаев, М. А. Булгаков.
9. Комедия – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные ситуации и характеры, которые вызывают смех. Комедия – особая форма комического, улавливает и передаёт его важнейшие оттенки – юмор, иронию, сарказм, сатиру.
Фарс – комедийный развлекательный жанр, обладающий основными признаками народных представлений – массовостью, сатирической направленностью, вольнодумством. Фарс, полный насмешек и преувеличений, высмеивал отрицательные черты горожан и простодушных крестьян.
Монолог – развёрнутое высказывание одного лица. Монолог – излюбленная форма речевой характеристики персонажей в драме.
Реплика – ответная фраза собеседника в диалоге (прежде всего сценическом), возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова партнёра.
Ремарка – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешний или духовный облик персонажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.
Подтекст – не высказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям. Подтекст подготавливает читателя к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам сюжета.
10. Орнаментальная проза – стилевое явление, которое связано с организацией прозаического текста по законам текста поэтического: сюжет как способ организации повествования уходит на второй план, наибольшее значение обретают повторы, ассоциации. Слово обретает множество метафорических значений.
Рекомендуем посмотреть
Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака
Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок
Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами
Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского
Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Краткая справка по льготам
Какие бывают льготы. Каждый вуз сам определяет условия, на которых принимает победителей и призёров.
Это может быть:
- зачисление без вступительных испытаний;
- 100 баллов ЕГЭ по профильному предмету;
- максимальный балл по ДВИ (дополнительным вступительным испытаниям).
Учитываются победы за 11 класс, за 10–11 или сразу за 9–11. Также вуз сам устанавливает соответствие профиля олимпиады направлению подготовки — то есть по каким предметам олимпиад на какие образовательные программы вуз принимает льготников.
Какие олимпиады дают льготы
- Такие же привилегии получают победители и призёры IV этапа всеукраинских ученических олимпиад и международных олимпиад.
- Вузовские олимпиады из перечня Министерства науки и высшего образования РФ. Их проводят непосредственно вузы России. Победители и призёры этих олимпиад также могут получить привилегии при поступлении. Но здесь нужно учитывать правила самого вуза.
А что с ЕГЭ. Диплом победителя или призёра олимпиады школьников нужно подтвердить минимум 75 баллами по профильному ЕГЭ. Некоторые вузы устанавливают больший порог. Диплом Всероса нужно подтвердить только минимальными баллами по русскому языку и математике.
СПИСКИ ОЛИМПИАД И ВУЗОВ ПО ДРУГИМ ПРЕДМЕТАМ
Перечневые олимпиады по математике 2020–2021
- Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»;
- Московская олимпиада школьников;
- олимпиада школьников «Ломоносов»;
- олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»;
- олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета;
- Санкт-Петербургская олимпиада школьников по математике;
- Турнир городов.
- Всесибирская открытая олимпиада школьников;
- Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений;
- Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников;
- Объединённая международная математическая олимпиада «Формула Единства» / «Третье тысячелетие»;
- олимпиада «Курчатов»;
- олимпиада школьников «Физтех»;
- Турнир имени М. В. Ломоносова;
- Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом»;
- Межрегиональная олимпиада школьников им. И. Я. Верченко;
- олимпиада юношеской математической школы.
- Всероссийская олимпиада школьников «Миссия выполнима. Твоё призвание — финансист!»;
- олимпиада школьников «САММАТ»;
- олимпиада школьников «Шаг в будущее»;
- Межрегиональная отраслевая олимпиада школьников «Паруса надежды»;
- Многопрофильная олимпиада школьников Уральского федерального университета «Изумруд»;
- Межрегиональная олимпиада школьников «Будущие исследователи — будущее науки»;
- Университетская олимпиада школьников «Бельчонок»;
- олимпиада Университета Иннополис «Innopolis Open»;
- Открытая олимпиада школьников;
- открытая региональная межвузовская олимпиада вузов Томской области (ОРМО).
Вузы, которые принимают победителей и призёров перечневых олимпиад по математике
Льготы и то, какие именно олимпиады засчитываются при поступлении, зависят от конкретного вуза. Эта информация обновляется ежегодно. Надежнее всего — узнать в приёмной комиссии выбранного вами вуза.
Ой! Что-то пошло не так. Попробуйте еще раз
Победа или призовое место на олимпиаде школьников — отличный шанс миновать общий конкурс и поступить со льготами в вуз мечты. Раньше мы рассказывали, как устроена олимпиадная система и что даёт участие, кроме льгот при поступлении. В этой статье мы поможем вам сориентироваться с требованиями вузов: какие льготы они предоставляют победителям и призёрам и на каких условиях принимают на программы бакалавриата и специалитета.
Подготовка к олимпиаде по литературе 9-10 класс
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников- это самая престижная олимпиада всей страны
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников- это самая престижная олимпиада всей страны. Этот этап призван отобрать лучших среди победителей муниципального этапа. Здесь всё серьёзно- нужна академическая база, выходящая за рамки углублённой школьной программы, подкованность, эрудиция, умение нестандартно мыслить.
История создания произведения (время написания
История создания произведения (время написания. Как писатель работал над произведением)
Начиная анализировать рассказ, вспомни факты биографии автора, связанные с созданием произведения. Отследи связь с исторической эпохой. Подумай о значении данного рассказа в творчестве автора. Эти сведения помогут тебе понять задумку писателя, а также проблематику и идею романа. Без такой информации сложно построить доказательную базу.
Жанр произведения Вспомните таблицу с признаками разных литературных жанров и определите, к какому из них относится предложенное для анализа произведение
Вспомните таблицу с признаками разных литературных жанров и определите, к какому из них относится предложенное для анализа произведение. Признаки, которые помогут это сделать: объём, количество сюжетных линий и проблематика, продолжительность действия, языковые средства и многое другое.
Название произведения и его смысл
Название произведения и его смысл
В названии произведения чаще всего скрывается и его смысл. Это своего рода подсказка или намёк, о чём будет идти речь в произведении.
Тема, идея, проблематика произведения
Тема, идея, проблематика произведения
Тема- это то, о чём говорится в произведении. Идея – суть, которую хотел донести автор до читателя. А проблематика- совокупность проблем произведения, которые волнуют писателя.
Главная тема рассказа- тема «праведничества». Кто же такие праведники? В словаре В.И.Даля читаем: «Праведник- человек с чистой совестью и душой». В словаре Ушакова : «Человек, в своих поступках, в своём поведениини в чём не погрешающий против требований нравственности. Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой- нибудь религии.
Тема рассказа, идея, проблематика
Тема рассказа, идея, проблематика
Панька трижды проявляет готовность к мученичеству:1.История Петькой (Практически все считают его дураком).Панька идёт на войну ( Звучит уже противоположное мнение: «Какой , мол , ты ласковый»).3.)Панька отпускает Хабибуллу ( хотя в оценке мусульман это: «ангел», «»праведный).
Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
Сюжет, конфликт, ключевые эпизоды произведения
Сюжет- это последовательность и связь описания событий в литературном произведении, своего рода его схема. Включает Экспозицию, Завязку, Развитие действия, Кульминацию, Развязку и Эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время( как в историческом, так и в физическом плане). Поэтому, когда читаешь текст, необходимо отметь себе эту схему.
Сюжет своей неспешностью напоминает жития святых. Автор подробно описывает все поступки героя. Вот он спасает от наказания Петьку. Потом идёт на войну. А в финале Панька отпускает Хабибуллу. Праведность Паньки заключается в том, что он живёт с добротой в душе, делает людям только добро, не зная зла. Только истинно верующий человек принимал все испытания смиренно, как подобает носителю христианской веры. Все рассуждения героя звучит убедительно и убеждённо, потому что сам он верит в то, о чём говорит.
Композиция произведения Это построение произведения, деление текста на части
Это построение произведения, деление текста на части. Но не бездумное дробление, а в соответствии с задумкой автора.( В этом пункте необходимо обратить внимание на отступления, эпиграф, если есть). Здесь полагайтесь на своё внимание.
Повествование в рассказе «Дурачок» ведётся от первого лица. Н.С. Лесков делает это не случайно: создаётся впечатление, будто автор сидит рядом и рассказывает всё в доверительной беседе. И ещё: рассказ очевидца событий позволяет автору максимально точно и полно раскрыть образ Паньки и его устами высказать собственные мысли.
Композиция рассказа. Продолжение
Система образов в рассказе
Главный герой- «безродный крепостной мальчик Панька». Он очень много работал: ложился позже всех, вставал раньше всех, безотказно выполнял любую работу. Он страдает, но страдает с радостью и смирением. Он всегда был в приподнятом настроении, шутил, не обижался даже тогда, когда его обманывали. Панька излучал свет и любовь к людям.Но окружающие его не понимали, считали ненормальным (дураком), хотя в глубине души чувствовали от такого человека солнце светит ярче, мир становится прекпаснее, людям лучше живётся на свете.
Главные и второстепенные герои рассказа
Главные и второстепенные герои рассказа.
Можно ли главного героя назвать праведником? Как другие герои относятся к Паньке?
«Дурачок» Панька вовсе не дурачок. Он олицетворение чистоты, светлый, чуткий, самоотверженный. В его сердце нет жестокости. К нему испытываешь доверие, и рядом с ним чувствуешь свою душевную силу силу и внутренний подъём. Он довольствовался малым, никогда никого ни о чём не просил. За это его называли «дурачком»
Авторская позиция Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта
Авторская позиция может присутствовать в лирических отступлениях, в описаниях героев и быта. Поэтому, читая произведение, старайтесь подмечать подобные характеристики.
Система образов произведения В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями
Система образов произведения
В этом пункте важно ответить, кто является главными и второстепенными, положительными и отрицательными героями. Обсудить их поступки и мотивацию, характерные детали их внешности, взаимоотношения с другими персонажами. Обратить внимание на самохарактеристику героев и авторское отношение к ним, способы его выражения. Здесь главное подтверждать свои мысли цитатами из текста.
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения
Вспомни самые распространённые изученные художественные средства и приёмы: эпитеты, сравнения, метафоры и другие- найди их в тексте и определи их роль.
Особенности языка произведения
Особенности языка произведения
В этом пункте анализируются языковые средства( лексические единицы, синтаксические конструкции, виды речи и так далее).
Н.С.Лесков – замечательный мастер речевых характеристик. Его герой говорит так, что словами передаются не только мысли, но и характер. Он простой человек, и его речь насыщена простыми, понятными словами и оборотами: «охота пришла», « все и замирятся», «чего ж не понять-то», «брось дурное, а бог зачнёт тебе помогать».
Как автор видит решение поставленных проблем?
Как автор видит решение поставленных проблем? Авторская позиция.
Как выражена (и выражена ли ) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных проблем?
Н.С.Лесков всей судьбой Паньки доказывает, что он и есть истинный праведник. Автор уверен, что только добро, милосердие и самопожертвование могут сделать человека счастливым, « человеком с чистой совестью и душой».
Всероссийская
олимпиада по литературе
(Составитель
– учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5» г. о. Стрежевой Томской
области Кузнецова Зоя Михайловна)
Время выполнения заданий – 300 минут (5
часов)
Максимальная оценка за все задания – 100
баллов
При выполнении олимпиадной работы необходимо
выбрать только одно из двух предложенных заданий – 1 или 2. Третье задание
представляет собой творческую работу, выполнение которой обязательно.
Выполните целостный анализ отрывка
из предложенного произведения И. А. Бунина . Вы можете опираться на данные
после него вопросы или выбрать собственный путь анализа.
Помните, что оценивается глубина
постижения текста, умение определять авторскую позицию и выражать свои мысли и
чувства; стиль, композиционная стройность и речь письменного ответа.
Работа должна представлять собой
цельный, связный, завершенный текст.
(Максимальный
балл за выполнение задания 1 или 2 – 70 баллов)
Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса
ногу в военном сапоге с ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых
перчатках полы шинели, взбежал на крыльцо избы.
– Налево, ваше превосходительство,- грубо крикнул с
козел кучер, и он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста, вошел
в сенцы, потом в горницу налево.
– Эй, кто там?
– Добро пожаловать, ваше превосходительство,- сказала
она,- покушать изволите или самовар прикажете?
Приезжий мельком глянул на ее округлые плечи и
на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях и отрывисто, невнимательно
ответил:
– Самовар. Хозяйка тут или служишь?
– Хозяйка, ваше превосходительство.
– Сама, значит, держишь?
– Так точно. Сама.
– Так, так. Это хорошо. И как чисто, приятно у тебя.
Женщина все время пытливо смотрела на него,
слегка щурясь.
– И чистоту люблю,- ответила она. – Ведь при господах
выросла, как не уметь прилично себя держать, Николай Алексеевич.
Он быстро выпрямился, раскрывая глаза, и
покраснел.
– Надежда! Ты?- сказал он торопливо.
– Я, Николай Алексеевич,- ответила она.
– Боже мой, боже мой,- сказал он, садясь на лавку и в
упор глядя на нее. – Кто бы мог
подумать! Сколько лет мы не видались? Лет тридцать
пять?
– Тридцать, Николай Алексеевич. Мне сейчас сорок
восемь, а вам под шестьдесят, думаю?
– Что странно, сударь?
Усталость и рассеянность его исчезли, он встал
и решительно заходил по горнице, глядя в пол. Потом остановился и, краснея
сквозь седину, стал говорить:
– Ничего не знаю о тебе с тех самых пор. Как ты сюда
попала? Почему не осталась при господах?
– Мне господа вскоре после вас вольную дали.
– А где жила потом?
– Долго рассказывать, сударь.
– Нет, не была.
– Почему? При такой красоте, которую ты имела?
– Не могла я этого сделать.
– Отчего не могла? Что ты хочешь сказать?
– Что ж тут объяснять. Небось, помните, как я вас
любила.
Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал.
– Вот проходит, мой друг,- забормотал он.- Любовь,
молодость – все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит.
– Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у
всякого проходит, а любовь – другое дело.
Опорные
вопросы для анализа текста
1 В чем выражается художественная особенность прозы
Бунина?
2 Какой эпический жанр и с какой целью писатель
избрал для своего произведения?
3 Какой пафос (авторское настроение) преобладает в
произведении?
4 Что является главной темой произведения?
5 Какие средства художественной изобразительности
позволяют охарактеризовать героев произведения?
Выполните интерпретацию лирического
произведения Саши Чёрного. Вы можете опираться на данные после него вопросы или
выбрать собственный путь интерпретации.
Во имя чего уверяют,
Что надо кричать: «Рад стараться!»
Во имя чего заливают
Помоями правду и свет?
Без белых штанов с позументом
Угасло бы солнце на небе?
Мир стал бы без них импотентом?
И груши б в садах не росли?
Быть может, не очень прилично
Средь сладкой мелодии храпа
С вопросом пристать нетактичным:
Во имя, во имя чего?
Но я ведь не действую скопом?
Мне вдруг захотелось проверить,
Считать ли себя мне холопом
Во имя чего так ласкают
Во имя чего не желают,
Чтоб все научились читать?
Во имя чего казнокрады
Гурьбою бегут в патриоты?
Во имя чего как шарады
Приходится правду писать?
Во имя чего ежечасно
Думбадзе плюют на законы?
Во имя чего мы несчастны?
Бессильны, бедны и темны?
Чины из газеты «Россия»,
Прошу вас, молю вас – скажите
(Надеюсь, что вы не глухие),
Саша Чёрный, 1911
г.
Опорные
вопросы для интерпретации текста
1 Каковы жанр и основная тема стихотворения Саши
Чёрного?
2 С какой целью поэт использует в тексте такие
«непоэтичные» слова-образы, как «помои», «храп», «падаль»?
3 Что становится главным средством создания
художественной образности в данном произведении?
4 Каким эмоциональным настроением окрашено
стихотворение?
5 Какие стилистические приёмы можно считать самыми
значимыми в тексте? Какой символический смысл получает образ «белых штанов с
позументом»?
6 Какие особенности языка Саши Чёрного можно отметить
благодаря анализу текста?
(Максимальный
балл за выполнение задания 3 – 30 баллов)
Если бы Вы были автором проекта «Виртуальный
музей литературного творчества», какое художественное произведение русской
литературы Вы выбрали бы для музея в первую очередь и почему?
Обоснуйте свой выбор, дав оценку
прежде всего художественным качествам произведения.
Критерии оценки задания 1
или 2:
1. Понимание произведения как
«сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное
раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные
наблюдения, сделанные по тексту.
Максимально 30 баллов. Шкала
оценок: 0 – 10 – 20 – 30
2. Композиционная стройность
работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность
цитат и отсылок к тексту произведения.
Максимально 15 баллов. Шкала
оценок: 0 – 5 – 10 – 15
3. Владение
теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины
корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без
искусственного усложнения текста работы.
Максимально 10 баллов. Шкала
оценок: 0 – 3 – 7 – 10
4. Историко-литературная
эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового
материала из области культуры и литературы.
Максимально
10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
5. Общая языковая и речевая
грамотность.
Максимально 5 баллов. Шкала оценок:
0-1-3-5
Итог: 70 баллов
. Вопросы, предложенные школьникам,
не обязательны для прямого ответа; их назначение – лишь в том, чтобы направить
внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик
выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу
в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.
Критерии оценки задания
3:
1. Разнообразие деталей и
достаточная степень проработанности представленного художественного
произведения, значимость попутных наблюдений по поводу его экранизации, умение
включить в описание терминологию, характерную для кинематографа.
Максимально 10 баллов.
Шкала оценок: 0-3-7-10
2. Соответствие работы
избранной жанровой форме (письмо, дневниковая запись, заметка в блоге или на
странице в социальных сетях, доклад, публичное выступление, статья, интервью и
т. д.)
3. Соответствие эмоционального
строя созданного текста задаче, поставленной перед «режиссером»: привлечь
внимание кинематографистов, сделать выбор в пользу данного произведения».
Максимально 5 баллов.
Шкала оценок: 0-2-4-5
4. Речевая грамотность.
Богатство словаря, разнообразие синтаксических конструкций, используемых в
тексте.
Максимально 5 баллов.
Шкала оценок: 0-3-4-5
максимальный балл 30.
Почему олимпиады — это круто
- Оригинальные задания. Олимпиадные задачки по математике и другим предметам считаются самыми сложными и интересными. Они требуют не только знаний, но и креатива. Зато держат мозг в тонусе.
- Тренировка перед экзаменами. Участие в математических и других олимпиадах учит рационально распределять время и справляться с волнением.
- Льготы для поступления. Призёры и победители Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад из Перечня Минобрнауки могут поступить в вуз без экзаменов, получить максимальный балл за профильный предмет на ЕГЭ или другой бонус.
- Интеллектуальная тусовка. На олимпиадах собираются те, кого объединяет любовь к науке и саморазвитию. А общение, основанное на общих интересах, нередко перерастает в настоящую дружбу. Существуют даже групповые олимпиады, где участвуют команды школьников.
- Путешествия. Очные туры олимпиад часто проводятся в других городах и даже странах. А значит, вас ждут приключения!
Какую олимпиаду по математике выбрать
Турниров, где можно блеснуть математическими способностями, много. Представляем вашему вниманию шесть самых престижных и увлекательных олимпиад по математике для школьников.
Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»
Принять участие могут ученики 7–11 классов. На отборочном этапе участники проходят онлайн-тестирование, задания которого основаны на логике, без сложных вычислений. На заключительном этапе задачи более трудные, направленные на творческое применение знаний, тщательные рассуждения и кропотливые вычисления. Чтобы хорошо подготовиться к этой олимпиаде по математике, нужно составить грамотный план работ и прорешать задания предыдущих лет.
Олимпиада школьников «Ломоносов»
Участвовать можно с 1 по 11 класс. Задания — оригинальные и сложные даже на отборочном онлайн-этапе, поскольку их составляют преподаватели МГУ и руководители математических кружков. Требует тщательной подготовки к олимпиаде по математике, призёры получают значительные льготы и бонусы.
Международная математическая олимпиада «Турнир Городов»
Рассчитана на учеников 8–11 классов. Проводится два тура: осенний и весенний; в каждом два варианта заданий — базовый и сложный. Финальный устный тур проводится только для одиннадцатиклассников.
Олимпиада «Покори Воробьёвы горы»
Олимпиада для 7–11 классов. Задания высокого уровня сложности, которые составляют преподаватели Московского госуниверситета. На заключительном этапе всего пять задач, но они похожи на вступительный экзамен на мехмат МГУ. Поэтому готовиться к олимпиаде по математике необходимо очень серьёзно.
Объединённая межвузовская математическая олимпиада школьников
Принять участие могут только одиннадцатиклассники. Это одна из самых массовых олимпиад — отборочный этап собирает до 20 тысяч школьников. На заключительном этапе участники решают десять сложнейших заданий, а результаты проходят двойную проверку.
Международная онлайн-олимпиада «Фоксфорда»
Проводится ежегодно для учеников 3–11 классов. Позволяет проверить свои знания и посоревноваться с учениками из разных стран не выходя из дома. Победители получают сертификаты и ценные призы.
Как подготовиться к олимпиаде по математике для школьников
Какую бы олимпиаду вы ни выбрали, следует придерживаться следующих общих правил подготовки:
- Ознакомьтесь с условиями участия и критериями проверки. Готовиться к математической олимпиаде проще, когда знаешь, чего от тебя ожидают.
- Участвуйте в разных олимпиадах по математике. Это разовьёт умение работать с разными задачами и критериями, а также станет дополнительной тренировкой.
- Не переутомляйтесь! Соблюдайте режим, правильно питайтесь, уделяйте время отдыху и физическим нагрузкам.
- Время от времени готовьтесь к олимпиаде по математике вместе с единомышленниками. Одна голова хорошо, а две найдут оригинальный подход к решению и вовремя обнаружат ошибку.
Способы подготовки к олимпиадам по математике
Выберете подход, близкий вам по духу, или сочетайте все три.
Самоподготовка
Тренируйтесь решать математические задачи разной сложности. Для подготовки вам пригодятся варианты олимпиад прошлых лет или сборники задач. Не забывайте про учебники: школьных будет мало, но можно обратиться к вузовским.
Подготовка к математической олимпиаде с репетитором
Педагог может помочь составить план подготовки к математической олимпиаде и разъяснить непонятные моменты. Но не стоит забывать о самостоятельной подготовке. Занятия будут продуктивнее, если приходить к репетитору с конкретными вопросами.
Подготовка в онлайн-школе
Подготовка через интернет удобна тем, что не нужно тратить время на дорогу и можно заниматься где угодно. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» подготовка к олимпиадам по математике входит в индивидуальный маршрут учащихся.
Для поклонников математики в «Домашней школе Фоксфорда» разработан специальный математический маршрут. Там на олимпиадных курсах преподаватели из ведущих вузов страны разбирают сложные задачки и рассказывают о специфике «Ломоносова», ПВГ и других математических олимпиад.
Задания для школьного этапа олимпиады составлены для обучающихся 10 класса. Среди заданий есть сравнительный анализ стихотворения и его переводов на русский язык, работа с крылатыми выражениями, именами героев произведений. Нужно установить истинные факты и ложные утверждения. Эти задания можно использовать для проведения литературных игр и викторин.
Олимпиада по литературе
№1. Сравните переводы гейневского стихотворения, принадлежащие Ф.И. Тютчеву и А.А. Фету, с оригиналом.
Гейне
Сосна стоит одинокоНа севере на холодной вершине.Она дремлет, белым покрываломОкутывают её лед и снег.
Она мечтает о пальме,Которая далеко на востокеОдиноко и молча печалитсяНа пылающей скале.
№2. Укажите авторов крылатых выражений.
Числом поболе, ценою подешевле; привычка свыше нам дана; как бы чего не вышло; и в воздух чепчики бросали; пошла писать губерния; все будут в гости флаги к нам.
№3. Назовите подлинное имя героев.
«Где ты, Мисюсь?»; Неточка Незванова; Ася; барышня-крестьянка, капитанская дочка; пиковая дама; Идиот; Ионыч; человек в футляре; станционный смотритель.
№4. Верите ли вы, что
1) члены Английского клуба, из комедии А.С. Грибоедова, собирались на «тайные собрания» по пятницам;
2) скупой рыцарь хранил богатства в 7 сундуках;
3) Хлестова драла за уши Чацкого;
4) отца Татьяны Лариной звали Сергеем;
5) Ольга Ларина была старшей сестрой Татьяны;
6) А.С. Пушкин был знаком с Пиндемонти;
7) В.А. Жуковский сочинил балладу «Лесной Царь»;
8) Н.М. Карамзин путешествовал, отправившись из Петербурга в Москву, о чём впоследствии написал книгу;
9) мальчик был у Христа на празднике;
10) человек тонул накануне Крещенья?
№5. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.
Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин.)
№6. Соотнесите годы жизни и имена писателей.
1743-1816 А.С. Пушкин
1766-1826 Г.Р. Державин
1799-1837 Н.М. Карамзин
1783-1852 М.Ю. Лермонтов
1814 –1841 В.А. Жуковский
№1. Дайте интерпретацию стихотворения А. Фета, используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.
1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении?
2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?
3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?
4) В чём философский подтекст стихотворения?
Снова птицы летят издалёкаК берегам, расторгающим лёд,Солнце тёплое ходит высокоИ душистого ландыша ждёт.Снова в сердце ничем не умеришьДо ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,Что, как мир, бесконечна любовь.Но сойдёмся ли снова так близкоСредь природы разнеженной мы,Как видало ходившее низкоНас холодное солнце зимы?
№2. Найдите и объясните ошибки в определении термина ода.
«Ода – художественный троп, возникший в ХХ веке и помогающий передать мотивы личных переживаний, грустных раздумий, скорби. В русской литературе оды писали А. Фет и М. Цветаева». Напишите исправленный вариант определения термина ода.
№3. Каким был герб Царскосельского Лицея? Объясните, почему вы так думаете.
– Сова, сидящая на лире;
– двуглавый орёл, держащий в лапах свиток;
– древнегреческий философ Аристотель, протягивающий книгу.
№4. В каких произведениях русских писателей ХVIII – ХIХ вв. действие происходит в Москве или есть московские сцены? (Не менее пяти произведений разных жанров).
№6. Назовите авторов и жанры произведений:
– «Дикий помещик»
– «Скупой рыцарь»
– «Повесть временных лет»
№7. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.
– Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали.
– Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
– Друзья мои, прекрасен наш союз!
– Наделала синица славы, а моря не зажгла.
(max 30 баллов)
С = (26мм-25мм):4=0,25мм –
при переносе диска из холодного помещения в теплое объем его увеличивается за счет увеличения расстояний между частицами, что приводит к увеличению диаметра отверстия. –
«7 футов под килем».
304,8 мм ·7=2133,6 мм –
2,134 м –
) – средняя скорость –
S=300:2·3=450 м – весь путь –
=450-300 = 150 м или S=450·1/3=150 м –первый путь –
=36 км/ч=10 м/с –первая скорость –
=150 м: 10 м/с= 15 с – первое время –
. t=15с+60 с=75с – все время –
= 450 м: 75 с= 6 м/с – ответ –
:2=150 м –
=150м: 10м/с=15с –
Диаметр отверстия увеличивается, т. к. при увеличении температуры увеличивается объем за счет увеличения расстояния между частицами. –
– площадь куба –
а=√ S/6 – сторона куба –
а = √294 см: 6= 7 см –
– объем куба –
ρ=m/ V – плотность стекла –
ρ= 857,5 г: 343 см
= S/6=49 см- площадь одной грани –
, а= 7 см –
ρ=m/ V =875,5 г/343 см– плотность стекла –
тела падают под действие силы тяжести одинаково и оба проходят за одно и то же время равные расстояния, поэтому расстояние между ними останется неизменным
(max 50 баллов)
S y
У S= S+ gt
=0,5 A –
=16 Oм –
Тело движется равномерно –
=1 м /c
= 2,25 м /c –
S= υt=2,25t –
S y
У S= S+ gt
=ma –
N= 2m υ
Под действием силы тяжести:
Дополнительно к силе тяжести притяжение магнита:
создается силой притяжения магнита –
Период уменьшается. –
m =299,2 кг –1
ρ =1,2 кг/ м
= ρgV –1
=21689,8 H –1
21689,8 H-299,2H= 21390,6 H-подъемная сила –1
Олимпиадные задания (математика)
- История и описание
- Материалы для подготовки
- Задания и решения
- Списки с результатами
- Критерии определения дипломантов
- Работы дипломантов
- Организаторы
2022/2023 учебный год
Для младших классов (7-8): максимальная оценка за всю работу – 100 баллов. Если сумма баллов, набранных участником по всем задачам, превосходит 100, его итоговая оценка равна 100.
Для старших классов (9-11): итог подводится по трём задачам, по которым достигнуты наилучшие результаты; баллы за пункты одной задачи суммируются.
2020/2021 учебный год
Для младших классов: максимальная оценка за всю работу – 100 баллов. Если сумма баллов, набранных участником по всем задачам, превосходит 100, его итоговая оценка равна 100.
Для старших классов: итог подводится по трём задачам, по которым достигнуты наилучшие результаты; баллы за пункты одной задачи суммируются.
2019/2020 учебный год
Задания 8 класс (задачи 1 и 2 имеют вес 16 баллов, остальные — 17 баллов) Задания 9 класс (все задачи имеют равный вес (кроме 4): 17 баллов, задача 4 — 15 баллов) Задания 10 класс (все задачи имеют равный вес (кроме 2): 17 баллов, задача 2 — 15 баллов) Задания 11 класс (все задачи имеют равный вес (кроме 3): 17 баллов, задача 3 — 15 баллов)
2011/2012 учебный год
Олимпиадные задания по математике 10-11 классы
Решение. Рассмотрим, например, 10 прямых плоскости. Никакие две из которых не параллельны и никакие три не пересекаются в одной точке. Будем считать, что прямые – это автобусные маршруты, а их точки пересечения – остановки. При этом с каждой остановки можно проехать на любую другую: если остановки лежат на одной прямой, то без пересадки, а если нет, то с одной пересадкой. Далее, если даже отбросить в этой схеме одну прямую, то всё ещё останется возможность проехать с каждой остановки на любую другую, сделав в пути не больше одной пересадки. Однако если отбросить две прямые, то одна остановка (точка пересечения этих прямых) уже вовсе не будет обслуживаться оставшимися маршрутами и с неё будет невозможно проехать на какую- либо другую.
Решение. Первая цифра числа может быть любой из четырёх (2,4,6 или 8), вторая и третья – любой из десяти каждая, а четвёртая, если отказаться от условия « не делящихся на тысячу», – любой из пяти ( 0,2, 4,6 или 8). Следовательно, четырёхзначных чисел, в записи которых первая и последняя цифры чётны, всего имеется 4+10+10+5= 2000; так как среди них четыре числа (2000, 4000, 6000, 8000) делятся на 1000, то чисел, удовлетворяющих условию задачи, окажется 2000 – 4 = 1996.
Ответ: выигрывает второй игрок.
Решение. Для достижения успеха второй игрок может пользоваться симметричной стратегией: если первый ставит какой – то знак между числами к и к+1, то второй ставит такой же знак между числами 99-к и 100-к. Выражение, которое получится в конце игры, будет содержать несколько слагаемых – произведений, причём слагаемое, содержащее число 50, является чётным, а остальные слагаемые естественным образом разобьются на пары «симметричных» слагаемых одинаковой чётности. Таким образом, выражение, полученное в конце игры, окажется чётным.
4. Расположите натуральные числа от 1 до 100 в строку так, чтобы разность между любыми двумя соседними числами была равна 2 или 3.
5. На какое наибольшее число натуральных слагаемых можно разложить число 96 так, чтобы все слагаемые были больше 1 и попарно взаимно просты?
Ответ: на семь слагаемых.
Решение. Приведём пример разбиения числа 96 на семь слагаемых:
9 6 = 2 + 5 + 7 + 11 + 13 + 17 + 41.
6. Докажите, что числа от 1 до 16 можно записать в строку, но нельзя записать по кругу так, чтобы сумма любых двух соседних чисел была квадратом натурального числа.
Решение. Если рядом с числом 16 стоит число х, то 16 + 1 16 +х =а 16 + 15, откуда а = 25 и х = 9. поэтому у числа 16 не может быть более одного соседа и удовлетворяющее условию расположение чисел по кругу невозможно. Пример расположения в строку:
16, 9, 7, 2, 14, 11, 5, 4, 12, 13, 3, 6, 10, 15, 1, 8.
7. Правильный 1997-угольник разбит непересекающимися диагоналями на треугольники. Докажите, что среди них ровно один – остроугольный.
Решение. Окружность, описанная около правильного 1997- угольника, является описанной и для любого треугольника данного разбиения. Так как центр окружности, описанной около правильного 1997- угольника, не лежит на диагонали, то он попадает внутрь какого-то одного треугольника.
Треугольник является остроугольным, если центр описанной окружности лежит внутри него, и тупоугольным, если центр описанной окружности лежит вне его. Следовательно, треугольник, в который попал центр описанной окружности, – остроугольный, все остальные – тупоугольные.
8. В классе 33 человека. У каждого ученика спросили, сколько у него в классе тёзок и сколько однофамильцев (включая родственников). Оказалось, что среди названных чисел встретились все целые, от 0 до 10 включительно. Докажите что в классе есть два ученика с одинаковыми именем и фамилией.
Решение. Объединим учеников в группы по фамилиям и в группы по именам (возможны группы, состоящие из одного человека, – например, ученик, не имеющий однофамильцев).
Рассмотрим группу из 11 человек ( скажем, однофамильцев). Остальных групп и, в частности, групп тёзок не более десяти. Поэтому какие – то двое из11 входят в одну группу тёзок, т. е. у них одинаковы и имя, и фамилия.
9. На листе бумаги проведено 11 горизонтальных и 11 вертикальных прямых, точки пересечения которых называются узлами. Звеном мы будем называть отрезок, соединяющий два соседних узла одной прямой. Какое наименьшее число звеньев надо стереть, чтобы после этого в каждом узле сходилось не более трёх звеньев?
Ответ: 41 звено.
Решение. Звенья следует стирать через одно.
10. В классе не менее 95,5% и не более 96,5% учеников учатся без двоек. При каком наименьшем числе учеников это возможно?
Решение. Исходя из условия задачи заключаем, что хотя бы один двоечник в классе есть. Понятно, что меньше всего учеников будет в классе, где двоечник только один. Поскольку двоечников – не более 4,5% от общего числа учеников, то всего в классе не менее 1 : 0,045 =22 29 человек, т. е. не менее 23 человек. Класс из 23 учеников, среди которых ровно один двоечник, удовлетворяет условию задачи.
11. Двое по очереди закрашивают клетки таблицы 8 8. одним ходом разрешается закрасить одну или несколько клеток, расположенных либо в одной строке, либо в одном столбце таблицы. Клетки закрашенные ранее, закрашивать вторично запрещается, проигравшим считается тот, кто не может сделать очередной ход. Кто выигрывает при правильной игре: начинающий или его партнёр?
Ответ: выигрывает партнёр начинающего.
Решение. Для того чтобы победить, он должен каждым своим ходом закрашивать клетки, симметричные клеткам, закрашенным предыдущим ходом начинающего (относительно центра доски или одной из осей симметрии доски, параллельной её краям).
12. Решить в целых числах систему уравнений
ху + z = 94,
Ответ: х = 95, у = 0, z = 94 или х = 31, у = 2, z = 32.
По условию, х, у, z целые, тогда возможны два случая:
1) х– z = 1, 1 – у = 1, т. е. у = 0. Подставив значение у в систему, получим: z =94, x=95.
2) х –z = -1, 1 – у = – 1, т. е. z = х +1, у = 2. Подставим найденные значения у и z в первое уравнение, получим 2х + х +1 = 94, х = 31. Отсюда z = 32.
13. Докажите, что если а + ав + вс + са 0, то а
Решение. Домножим обе части неравенства на 2 и преобразуем его следующим образом:
0, или а
14. На кубе отмечены вершины и центры граней, а также проведены диагонали всех граней. Можно ли по отрезкам этих диагоналей обойти все отмеченные точки, побывав в каждой из них ровно по одному разу?
Решение. Двигаясь по отрезкам диагоналей, мы проходим поочерёдно через вершины и центры граней. Но у куба 8 вершин и только 6 граней.
Решение. Например, круги можно расположить далеко друг от друга так, чтобы их центры лежали на параболе у=х
1.Н. Х. Агаханов, Д. А. Терешин, Г. М.Кузнецова ,,Школьные математические олимпиады – М. : Дрофа , 2002.
2. Г.А. Гальперин, А.К.Толпыго ,,Московские математические олимпиады -М.: Просвещение, 1986.
3. журнал ,, Математика в школе