: викторина среди воспитанников «эколята — защитники природы» (средняя группа)
Татьяна Монина
Викторина среди воспитанников «Эколята — защитники природы» (средняя группа)
Викторина среди воспитанников «Эколята — защитники природы»средняя группа.
Задачи. Создать радостное настроение, развивать желание участвовать в совместных мероприятиях. Расширять представления детей о лесе и его обитателях, формировать элементы экологического сознания; развивать познавательную активность, обогащать словарный запас детей; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Оборудование: красный и зеленый флажок; игры: «Хорошо-плохо», «Чей домик»; «Чья тень», фонограмма «Звуки леса»; картинки с изображением птиц, значки «Эколята» по количеству детей, презентация «Эколята-дошколята»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа о лесе, о диких животных; рассматривание альбома «Правила поведения в природе», разучивание логоритмики «Мы идем лесной дорогой».
Действующие лица: ведущая, эколята (дети)
– Ведущая. Здравствуйте дети! Наша с вами Земля – прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. На Земле живут люди, животные, птицы, рыбы, растения, всем им должно быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению люди, не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и, что еще хуже, наносят ей непоправимый вред!
Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных, кто лес уважает, растения не обижает, зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает, и тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.
Игра «Экологический светофор». Воспитатель называет действия, дети отвечают: «можно», «нельзя» и поднимают зеленый или красный кружок.
Ломать ветки; оставлять после себя мусор; разорять гнезда и муравейники; кувыркаться в траве; собирать ягоды; уничтожать ядовитые грибы; разжигать костры.
Ведущая. А теперь можно отправляться на лесную прогулку.
Логоритмика «Мы идем лесной дорогой» Звучит фонограмма «Звуки леса», дети идут по кругу, говорят слова и выполняют движения:
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба) Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом: (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
Ведущая. Ребята, вот мы и попали в лес. Я вижу, настроение у всех замечательное. Ребята скажите кто еще заботится о природе помимо людей?
Дети. Эколята.
Ведущий. Скажите, кто такие эколята? (Ответы детей)
Ведущий. Что вы знаете о них? (Ответы детей)
Ведущий. Давайте вместе подумаем о том, как охраняют нашу природу эколята.
Ведущий. Сегодня, у нас будет лесная викторина, по теме насекомые, животные. Вы будете как знатоки экологии отвечать на вопросы касающихся насекомых и животных. Если вы справитесь со всеми заданиям, я вам подарю значки эколят. Это будет означать, что вы настоящие эколята – дошколята. Давайте, разделимся на две команды. Одна команда будут «Пчелки», а другая «Светлячки». И так начинаем нашу лесную викторину. У меня есть колесо с заданиями. Я буду приглашать каждого по очереди к колесу. Участник выбирает задание, которое не обходимо выполнить. За каждое выполненное задание вы получаете фишку. По итогу выигрывает та команда у которой больше фишек. Победителей ждет сюрприз.
Ведущая: Итак первое задание:
1. Задание «Назови одним словом»
Волк, лиса, медведь, заяц – это …звери.
Берёза, сосна, дуб, рябина – это …деревья.
Воробей, синица, дятел, ворона – это …птицы.
Клубника, малина, смородина, крыжовник – это …ягоды.
Бабочка, комар, стрекоза, муха – это …насекомые.
Ромашка, роза, тюльпан, мак – это …цветы.
2. Задание «Загадки о животных»
1. Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка.)
2. Когда я голодный меня не встречай,
Щелкну зубами, съем невзначай. (Волк.)
3. Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь.)
4. Лежала между ёлками подушечка с иголками
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала. (Ёж.)
5. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса.)
6. Длинноухий трусишка, залез в огород,
Увидел морковку, хвать быстро – и в рот. (Заяц.)
Ведущая:. Молодцы, ребята, с этими заданиями справились. А теперь помогите животным, птичкам найти свой домик.
3. Задание «Чей домик» и «Чья тень». Дети подходят к столу и составляют пары «Животное (насекомое, птица) – его дом и его тень».
Ведущая. Ребята, в лесу много разных птиц. Какую пользу приносят птицы лесу?
Ведущая: А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.
4. Задание «Что за птица»
1. Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка.)
2. Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока.
3. Угадайте, эта птица скачет по дорожке,
Словно кошки не боится – собирает крошки,
А потом на ветку – прыг, и чирикнет: Чик-чирик! (Воробей.)
4. Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
5. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел.)
5. Задание «Хорошо – плохо»Эколята предлагают детям рассмотреть картинки и разделить их на две группы : хорошие и плохие поступки людей по отношению к природе.
Ведущая: Вот и закончилась наша викторина. Обе команды показали свои знания о насекомых и животных. Давайте подведём итоги нашей викторины.
Ведущий поводит итоги.
Ведущий. Вы все молодцы! Я, думаю, вы теперь станете настоящими друзьями леса, будете беречь его и любить. Пора возвращаться в детский сад. Давайте поблагодарим Эколят за интересную прогулку.
Экологический проект .олимпиада для дошкольников "эколята, молодые защитники природы" | проект по окружающему миру (подготовительная группа): | образовательная социальная сеть
Экологический проект
“Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя”
Оглавление:
- Пояснительная записка:
1.1. Актуальность
1.2. Идея проекта
1.3. Тип проекта.
1.4. Сроки реализации проекта.
1.5. Участники проекта.
- Целеполагание
2.1. Цель проекта.
2.3. Задачи проекта.
- Ожидаемые результаты проекта.
4.Стратегия реализации проектной идеи:
4.1. Организационно – подготовительный этап.
- 2. Основной этап (деятельный – реализация проекта).
4.3. Третий этап – заключительный.
5.Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая)
6.Заключение.
- Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
- Отчет о реализации проекта
11.Список литературы и интернет сайтов.
- Приложение.
- Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования, начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
– осознание ребёнком себя как части природы;
– воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне
зависимости от наших симпатий и антипатий;
– формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
– формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
– усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и перво-начальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на при-мерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);
– формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Для реализации проектной деятельности был подобран методический материал и создана развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
– познавательно – исследовательский, практико – ориентировочный, долгосрочный.
1.4. Сроки реализации проекта.
По времени: долгосрочный
Сроки реализации: октябрь – май 2021-2022г.
1.5. Адресация проекта.
Участники проекта: педагоги, дети, родители
Целеполагание.
2.1. Цель:
– формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.
2.2. Задачи проекта.
– образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
– развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что не возможно создать;
– воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально – положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
- Ожидаемые результаты проекта.
- У детей сформируются:
– экологические знания, экологическая культура;
– сознание важности природоохранных мероприятий;
– навыки правильного поведения в природной среде;
– чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
– эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
– расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
– повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
– гармонизируются детско-педагогические отношения;
– повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
– повышение профессионализма;
– внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
4.Стратегия реализации проектной идеи.
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий
4.1. Организационно – подготовительный этап.
- Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
- Анкетирование родителей.
- Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
- Составление плана реализации проекта.
- Определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств достижения целей;
- Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
- Создание дидактического и методического материала
- 2. Основной этап (деятельный – реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя:
- Работу с детьми.
- Работу с родителями.
- Работа с детьми:
Познавательная – речевая деятельность по реализации задач проекта.
Социально – коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
– сюжетно-ролевые игры;
– дидактические игры;
– развивающие игры;
– театрализованные игры,
– интеллектуальные игры: викторина «Что, где, когда»
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
– уход за растениями и посадками в группе;
– поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно – эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
Музыкально – досуговая деятельность:
Экологический праздник «Лесная фея и Эколята в гостях у ребят»
в рамках Всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-дошколята»
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых:
природоохранных акции на тему:
– «Гостеприимная кормушка» (изготовление кормушек, ЭКО кормушка – для подкормки птиц)
– «Огород круглый год»
– «Цветник на подоконнике»
– «Чей дом лучше» (изготовление скворечников)
– «Земля наш дом – пусть чисто будет в нём» (благоустройство территории детского сада).
– «Посади дерево и сохрани его»
– «Спасем елочку».
Выставок творческих работ на тему:
– «Природа и творчество»
– «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» (Фото – работы)
– «Цветущий май» (Фото – работы)
– «Краски осени» (Фото – работы)
- Работа с родителями:
– проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
– оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
– Участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май», «Краски осени»;
– привлечение к участию в природоохранных акциях;
– проведение праздников, развлечений;
– привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
4.3. Третий этап – заключительный.
– Презентация проекта
– Посвящение дошкольников в Эколята-дошколята с вручением почётной грамоты.
– Создание выставки методического и творческого материала.
– Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм – передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
5.Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).
Дети:
– освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
– сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
– повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
– у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
– родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
– принимают активное, живое участие в жизни группы;
– проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
– проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
Педагоги:
– личностный и профессиональный рост; самореализация.
– приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
6.Заключение.
Во время реализации проекта получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании при-родных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Список литературы:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2022
- Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет. Л.Г. Обухова, А.В. Кочерина, А.В. Обухова – Москва 2008
- Материалы интернет – сайтов.