Задания и решения пригласительного этапа всероссийской олимпиады 2021/22 учебного года
Выполняйте задания пригласительного этапа Всероссийской олимпиады и узнайте, какие предметы вам интересны.
Весной 2021 года в Москве провели пригласительный (пробный) этап Всероссийской олимпиады школьников 2021/22 учебного года. В состязании по 24 предметам принимали участие столичные школьники из 3-10 классов. Задания по астрономии, биологии, информатике, математике, физике и химии на базе центра «Сириус» могли выполнять ребята из всех регионов.
Цель соревнования была в том, чтобы участники попробовали свои силы в разных дисциплинах. Школьники могли оценить свой уровень и начать готовиться к этапам Всероссийской олимпиады, которая начнется уже в сентябре. Предлагаем это сделать и вам с помощью заданий, решений и видеоразборов, которые мы разместили на сайте:
Интересные задания с олимпиады:
1)Фермеру требуется огородить квадратный участок со стороной 40 м забором штакетником*. Размер доски штакетника в см 2х5х150. Сколько кубических метров древесины потребуется фермеру, если расстояние между досками 3 см?
2)При изготовлении ювелирного украшения мастер взял 5 одинаковых по массе слитка меди и 2 таких же по массе слитков серебра. Какова средняя плотность полученного ювелирного изделия? Плотность серебра 10 500 кг/м3 , плотность меди 8 900 кг/м3 .
3)Коля пошел в соседний поселок в гости к дедушке. Третью часть всего пути его скорость была 6 км/ч. Оставшуюся часть пути он шел со скоростью 4 км/ч. Погостив у дедушки, он поехал обратно на велосипеде со скоростью 8 км/ч. Через час он неожиданно проколол камеру колеса и последние 20 минут шел пешком со скоростью 3 км/ч. 1)
Найдите путь, пройденный Колей от его дома до дома дедушки. Ответ выразите в км, округлив до целого числа. 2) Сколько времени заняла дорога из дома к дедушке? Ответ выразите в часах, округлив до целого числа. 3) Найдите среднюю путевую скорость движения Коли за время всего путешествия (из дома к дедушке и обратно). Время, проведённое у дедушки, не учитывайте. Ответ выразите в км/ч, округлив до десятых долей.
4)Однажды одному тяжелоатлету предложили выступить с номером, в котором ему на грудь кладут тяжелую наковальню и ударяют по ней тяжелым молотом. Стоит ли атлету соглашаться на этот номер или он опасен для здоровья? Объясните физику номера. Если вы использовали в объяснении какое-то явление, дайте его определение.
5)Нерастяжимый тросик намотан на однородный цилиндр и перекинут через невесомый блок, прикрепленный к наклонной плоскости (см. рисунок). Прикладывая постоянную силу F к свободному концу тросика, цилиндр переместили на некоторое расстояние вверх по наклонной плоскости.
6)Найти отношение минимальной силы F, необходимой для удержания в полностью погружённом в жидкость состоянии шарика массой 7 г, к силе Архимеда, действующей на него, когда он свободно плавает в этой жидкости, погрузившись на треть своего объёма.
7)При изучении уравнения теплового баланса на уроке физики учащиеся проводили эксперимент. Для проведения эксперимента использовали калориметр, в который налили 300 г воды, при температуре 15С. Затем в калориметр с водой поместили кусочек льда массой 300 г, при температуре –10С.
После установления теплового равновесия школьники измерили температуру смеси. Что показал термометр? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг° С, удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг° С, удельная теплота плавления льда 0,33 МДж/кг. В ходе проведения эксперимента, потери энергии не учитывать.
8)Взвешивание металлического бруска было проведено при помощи нескольких динамометров с предельно допустимой нагрузкой по 50 Н каждый. Общая масса бруска оказалась равной 17,5 кг. 1) Предложите и обоснуйте способ взвешивания бруска. 2) Определите наименьшее необходимое количество динамометров.
https://www.youtube.com/watch?v=XiyakYtFYp0
9)В системе, изображённой на рисунке, нити невесомы и нерастяжимы, пружины и блоки невесомы, трение отсутствует. Определите смещение нижнего блока по достижении равновесия системы, наступившего после подвешивания груза массы M = 8 кг. Жесткости пружин k1 = 100 Н/м и k2 = 200 Н/м, ускорение свободного падения g = 10 м/с2 .
10)Суп из супницы можно разлить по 8 тарелкам поровну и без остатка. Через какое время можно будет есть только что сваренный суп из тарелок, если в доверху заполненной супнице за 10 минут он остывает до температуры, при которой его можно есть, не обжигаясь?
11)Однородный стержень массы m = 4 г с подвешенным к нему на нерастяжимой нити алюминиевым шариком радиуса r = 0,5 см уравновешивается на краю сосуда с водой, когда шарик наполовину погружен в воду. Определите, во сколько раз длина части стержня, выступающей за край сосуда l2, должна быть больше внутренней части его длины l1. Плотность алюминия ρ = 2700 кг/м3 , плотность воды ρ0 = 1000 кг/м3 . Объем шарика V = 4 3 πr 3 .
12)Школьник изучал законы электрической цепи и включил последовательно в электрическую цепь две лампы: Л1 от карманного фонарика, которая рассчитана на силу тока 0,25 А и напряжение 2,5 В и Л2, которая рассчитана на напряжение 220 В и мощность 100 Вт. Лампа Л1 перегорела. Объясните, какую ошибку допустил школьник?
13)При какой продолжительности суток Т вес тела на экваторе планеты может составлять η = 97% от веса этого же тела на ее полюсе. Планету считать однородным шаром с плотностью вещества ρ = 2,5·103 кг/м3 , гравитационная постоянная G = 6,67·10-11 Н·м2 /кг2 .
14)Пройдя по течению реки 50 м, мячик сделал полный оборот вокруг своей оси за 3 минуты, оставаясь все время погруженным в реку наполовину. Движение происходило в безветренную погоду и при отсутствии волн. Оцените глубину реки, если скорость течения линейно изменяется по глубине.
15)Находясь на берегу, спортсмен делает 20 вдохов в минуту, потребляя при каждом вдохе V0 = 2,5 л воздуха при давлении 100 кПа и температуре 27С. Погружаясь под воду, он берет с собой баллоны для акваланга со сжатым воздухом объемом V = 20 л. Какова разность времени пребывания спортсмена на глубинах 5 м и 25 м, если потребляемая им масса воздуха остается такой же, как и без акваланга.
16)При проведении лабораторного практикума учащимися была собрана электрическая цепь. Данная электрическая цепь включает в себя источник тока, три одинаковых резистора, сопротивлением R каждый; три одинаковых вольтметра, сопротивлением r (см рисунок).
17)Прогуливаясь по улице вдоль многоэтажного дома параллельно одной из его стен, прохожий, рост которого 190 см, заметил отражение солнца в панельных окнах 15-го этажа. Он сделал 370 шагов по 60 см каждый, а солнце тем временем прошло слева направо через 40 окон.
Прохожий остановился и обратил внимание, он отбрасывает перпендикулярно дороге тень, равную ширине дороги, т.е. 2,5 м. Затем прохожий повернулся на 90 градусов, сделал 120 шагов по прямой и зашел домой – в комнату 3 м высотой и 5 м шириной, имеющей единственное окно, занимающее всю стену целиком. Определите толщины стен и межэтажных перекрытий в этом здании, погрешностью вычислений можно пренебречь.
https://www.youtube.com/watch?v=N7COQFfW-MQ
18)В неподвижном автобусе к потолку подвешен на нити длиной l шарик малых размеров. Определите максимальную высоту подъема шарика h относительно его начального положения после того, как автобус поехал прямолинейно по ровной горизонтальной дороге с постоянным ускорением а. Ускорение свободного падения g.
19)Задумав быстро вскипятить воду, Даша налила ее в кастрюлю-скороварку, причем объем воды оказался намного меньше объема кастрюли. Даша герметично закрыла крышку, включила нагрев и отвлеклась. В результате Даша осталась без воды. Оцените, какую часть объема кастрюли занимала вода до начала нагрева, если ее исходная температура Т1= 20С, испарилась вся вода при достижении давления в 3 атмосферы и температуры Т2= 115С.
20)Определите среднюю скорость движения «тени» спутника по поверхности Земли, если плоскость его круговой орбиты находится в плоскости земного экватора и проходит на высоте h от поверхности Земли. Высота h равна радиусу Земли, первая космическая скорость для Земли равна v1=7,9 км/с.
Опубликованы видеоразборы по физике
На видео эксперты объясняют решения и типичные ошибки участников олимпиады. Задания тура разбирают
Константин Кутелев
, заведующий кафедрой физики Физтех-лицея имени П.Л. Капицы, сотрудник лаборатории по работе с одаренными детьми МФТИ, член Центральной предметной методической комиссии ВсОШ по физике,
Татьяна Мартемьянова
, учитель физики Президентского физико-математического лицея №239, член жюри всероссийской олимпиады школьников по физике и олимпиады имени Дж. К. Максвелла, кандидат педагогических наук, и
Максим Карманов
, заместитель директора физико-математического лицея №31 (Челябинск), член Центральной предметной методической комиссии ВсОШ по физике.
Предварительные результаты тура будут доступны в системе uts.sirius.online по индивидуальному коду участника не позднее 6 октября. Окончательный результат вы сможете узнать в школе не ранее 13 октября.
В туре по физике во 2-й группе регионов участвовало 23 субъекта Центрального, Приволжского и Северо-Западного федерального округов, 8 435 школ из 10 185 (83%) и более 187 тысяч человек. 49 815 участников решали задания за 7 класс, 46 509 — за 8 класс, 43 325 — за 9 класс, 25 500 — за 10 класс и 22 744 — за 11 класс.
Олимпиада продолжается. Впереди вас ждут соревнования по биологии (6 октября), химии (13 октября), астрономии (15 октября), математике (20 октября) и информатике (27 октября).
По всем вопросам обращайтесь к организатору олимпиады в школе и координатору в вашем регионе.
Учитесь у ведущих российских учителей на платформе «Сириус.Курсы». Сейчас доступны программы по математике, программированию, физике, химии, биологии и лингвистике.
Поделиться
https://www.youtube.com/watch?v=Y_GAtbNPNK4
Муниципальный этап 2021-2022 олимпиада по физике 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Омска и Омской области, официальная дата проведения олимпиады 18 ноября 2021 год.
Пригласительный этап всероссийской олимпиады школьников 2020: физика
Пригласительный этап Всероссийской олимпиады школьников прошел для учеников 3-10 классов. Олимпиада помогла ребятам познакомиться с новыми задачами, расширить кругозор, определить для себя самый интересный предмет.
Олимпиада была организована Образовательным центром «Сириус» и Департаментом образования и науки г. Москвы при поддержке тематической площадки «Образование» Общероссийского народного фронта.
Экспертное сопровождение обеспечивали Образовательный центр «Сириус» и Центр педагогического мастерства г. Москвы.
В Олимпиаде приняли участие 305 953 школьника 3-10 классов
Списки победителей и призеров доступны на вкладках туров по предметам
Дипломы победителей и призеров доступны в личных кабинетах участников
Ответы на популярные вопросы
Чьи данные указывать при регистрации: родителя или ребенка?
При регистрации в Личном кабинете и в заявке необходимо указывать данные школьника – участника олимпиады.
Какой класс указывать в заявке?
В заявке есть два поля для указания класса: в котором школьник учится и за который школьник будет участвовать в олимпиаде. Эксперты рекомендуют указывать тот же класс участия, что и класс обучения: задания пригласительного школьного этапа соответствуют текущей программе, т.е. концу текущего класса.
Пример. Если сейчас вы учитесь в 7 классе и осенью предполагаете участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников за 8 класс (так как перейдете уже в него), в пригласительном туре следует указать именно ваш текущий класс, 7-й.
Можно выбрать и класс старше (но выбрать можно только один класс: так же, как и на самой Всероссийской олимпиаде). При этом стоит оценить свои возможности – попробовать порешать варианты прошлого года.
Не могу зарегистрироваться на сайте. Что делать?
Проверьте правильность написания электронной почты. Возможно, вы использовали недопустимые символы, например, буквы, набранные в русской раскладке клавиатуры (кириллицу). Пример правильного адреса электронной почты: example@example.com. Также проверяйте, чтобы перед и после адреса не было пробелов.
Ответы на все популярные вопросы (FAQ)
Не нашли ответ – пишите на info@olympictv.ru
Правила проведения
1. Пригласительный школьный этап всероссийской олимпиады школьников (далее – Олимпиада) проводится для обучающихся 3-10 классов 2022/20 учебного года из образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации, кроме г. Москвы. Условия участия школьников из г. Москвы опубликованы на сайте olympictv.ru.
2. Олимпиада проходит по 6 предметам в рамках приоритетов стратегии научно-технологического развития РФ: математика, информатика, физика, химия, биология и астрономия.
3. Олимпиада пройдет в период с 20 апреля по 29 мая в дистанционной форме в соответствии с графиком ее проведения.
4. Для участия надо зарегистрироваться на тур по выбранному общеобразовательному предмету на сайте Центра Сириус. Можно регистрироваться на несколько предметов. При регистрации школьник указывает класс, за который будет участвовать в олимпиаде. Он должен быть не меньше, чем тот класс, в котором школьник учится. Зарегистрироваться можно в любой момент до 13:00 дня начала тура по московскому времени.
5. Для каждого предмета и каждого класса будут сформированы требования к проведению тура, которые включают продолжительность тура и рекомендации по использованию оборудования и справочных средств. Они будут опубликованы не позднее, чем за 3 дня до начала тура.
6. Каждый тур стартует в 15:00 по московскому времени в указанную в расписании дату и продолжается 2 суток (в информатике – 4 суток). Начать тур можно в любой момент в этот промежуток, с момента старта время прохождения будет ограничено продолжительностью тура.
7. Участники выполняют олимпиадные задания индивидуально и самостоятельно. Запрещается коллективное выполнение олимпиадных заданий, использование посторонней помощи (родители, учителя, сеть Интернет и т.д.).
8. Участники олимпиады узнают свои результаты (баллы по задачам) не позднее, чем через 10 календарных дней после даты окончания олимпиадного тура.
9. Апелляции по вопросам содержания и структуры олимпиадных заданий, критериев и методики оценивания их выполнения не принимаются и не рассматриваются.
10. Итоговые результаты пригласительного школьного этапа олимпиады по каждому предмету (список победителей и призеров) подводятся независимо для каждого класса и публикуются на сайте Образовательного центра «Сириус» до 15 июня 2020 года.
Ответы на популярные вопросы (FAQ)
Все объявления о программах — в телеграм-канале «Сириуса»