Обществознание — 2021/2022 — Олимпиада «Ломоносов»

Обществознание - 2021/2022
 -
 Олимпиада «Ломоносов» Олимпиада

1 уровень

нанотехнологии (химия, физика, математика, биология)

Заочный тур: октябрь 2021 — январь 2022

Заключительный этап: конец марта 2022

Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Федерального закона от 29.12.2022 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Порядка проведения олимпиад школьников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 04.04.2022 № 267 (далее – Порядок проведения олимпиад школьников), и определяет порядок проведения олимпиады школьников «Ломоносов» (далее – Олимпиада), ее организационное и методическое обеспечение.

1.2. Основными целями Олимпиады являются:

  • а) развитие у обучающихся, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования, творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности;
  • б) обеспечение условий для самореализации личности обучающегося и развития талантов;
  • в) распространение научных знаний среди молодежи;
  • г) профессиональная ориентация молодежи на ранних стадиях формирования личности;
  • д) привлечение талантливой молодежи к продолжению обучения в высших учебных заведениях Российской Федерации.

1.3. Организатором Олимпиады является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» (далее – МГУ).

1.4. МГУ на основании соглашений о сотрудничестве в области проведения олимпиад школьников может привлекать соорганизаторов Олимпиады из числа:

  • а) федеральных органов государственной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
  • б) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
  • в) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

1.5. Олимпиада проводится по профилям, которые соответствуют одному или нескольким общеобразовательным предметам или одному или нескольким направлениям подготовки высшего образования (далее – профили Олимпиады) в соответствии с Перечнем олимпиад школьников на текущий учебный год, утвержденным Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Перечень олимпиад).

1.6. К организации и проведению Олимпиады могут привлекаться научные организации, государственные корпорации, средства массовой информации, а также общественные и учебно-методические объединения.

1.7. Рабочим языком Олимпиады является государственный язык Российской Федерации − русский язык. По профилю Олимпиады «Иностранный язык» допускается использование соответствующего иностранного языка.

Олимпиада школьников Ломоносов

«Ломоносов» — это самая известная и самая престижная олимпиада школьников, организованная МГУ. Испытания в этом учебном году будут проходить уже в 16 раз. Список предметов впечатляет, а льготы при поступлении действительно существенные.

2 уровень

физика

Регистрация участников – ноябрь 2021

Отборочный региональный этап: ноябрь 2021 — февраль 2022

Заключительный этап: март 2022

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»

Эта олимпиада проводится МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с издательским домом «Московский комсомолец» вот уже 16-й год подряд. Испытания проводятся не только в Москве, задействовано множество региональных площадок, чтобы в испытаниях смогли принять участие все желающие.

Порядок организации и проведения Олимпиады

2.1. Олимпиада проводится в два этапа – отборочный и заключительный. Отборочный этап проводится в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, а заключительный этап – в очной форме (в МГУ и на региональных площадках Олимпиады).

2.2. В целях защиты прав и здоровья участников Олимпиады, студентов и сотрудников МГУ в пределах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами, на основании приказа по МГУ порядок, форма, график и другие правила проведения заключительного этапа Олимпиады могут быть изменены.

2.3. Сроки регистрации участников и сроки проведения этапов Олимпиады по каждому профилю определяются Регламентом.

2.4. Региональные площадки Олимпиады могут быть организованы на территории Российской Федерации, а также за рубежом.

2.5. Для организационно-методического обеспечения Олимпиады создаются организационный комитет, методическая комиссия и жюри Олимпиады.

2.6. Организационный комитет Олимпиады (далее – Оргкомитет) является постоянно действующей рабочей группой МГУ, созданной для осуществления полномочий по организации и проведению Олимпиады, координации деятельности структурных подразделений и сотрудников МГУ, участвующих в процессе ее проведения. Председателем Оргкомитета является ректор МГУ.

2.7. Состав Оргкомитета утверждается ежегодно (на соответствующий учебный год) приказом по МГУ. В состав Оргкомитета включаются сотрудники МГУ, представители соорганизаторов и партнеров Олимпиады (по согласованию).

2.8. Оргкомитет осуществляет следующие функции:

  • а) разрабатывает и ежегодно утверждает Регламент Олимпиады;
  • б) формирует и утверждает составы методических комиссий, жюри и апелляционных комиссий Олимпиады;
  • в) назначает координаторов Олимпиады по отдельным профилям;
  • г) формирует и утверждает составы рабочих групп по отдельным профилям Олимпиады;
  • д) организует процесс тиражирования заданий Олимпиады, шифровки (обезличивание) и расшифровки работ участников Олимпиады;
  • е) публикует предварительные результаты этапов Олимпиады, результаты рассмотрения апелляций участников, списков победителей и призеров каждого этапа Олимпиады по соответствующим профилям;
  • ж) утверждает протоколы заседаний апелляционной комиссии по рассмотрению апелляций участников Олимпиады, итоговые протоколы жюри Олимпиады по соответствующим профилям;
  • з) организует публикацию работ победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады;
  • и) представляет списки победителей и призеров Олимпиады в уполномоченные органы по контролю в сфере образования;
  • к) представляет в Российский совет олимпиад школьников (далее – Совет олимпиад) ежегодный отчет по итогам прошедшей Олимпиады;
  • л) формирует и представляет в Совет олимпиад документы для включения Олимпиад по отдельным профилям в Перечень олимпиад на следующий учебный год;
  • м) проводит пробные олимпиады по профилям, не включенным в Перечень олимпиад;
  • н) осуществляет иные функции, не отнесенные к компетенции методических комиссий, жюри, апелляционных комиссий Олимпиады.

2.9. Для подготовки олимпиадных заданий Оргкомитет формирует методические комиссии по каждому профилю Олимпиады из числа профессорско-преподавательского состава МГУ, а также представителей соорганизаторов и специалистов по профилю Олимпиады (по согласованию).

2.10. Методическая комиссия осуществляет следующие функции:

  • а) разрабатывает задания по профилям Олимпиады;
  • б) определяет критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий по профилям Олимпиады;
  • в) предоставляет для размещения на портале Олимпиады решения заданий Олимпиады и критерии их оценивания;
  • г) вносит в Оргкомитет предложения по совершенствованию порядка организации Олимпиады.

2.11. Для проверки работ участников Олимпиады, определения предварительных и итоговых результатов Олимпиады Оргкомитет формирует жюри Олимпиады по каждому профилю из числа профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ, а также представителей соорганизаторов и специалистов по профилю Олимпиады (по согласованию).

2.12. В состав жюри не могут включаться лица, являющиеся членами методической комиссии Олимпиады по тому же профилю.

2.13. Жюри Олимпиады осуществляет следующие функции:

  • а) проверяет работы участников Олимпиады и оценивает другие виды испытаний в случае их наличия;
  • б) определяет предварительные результаты этапов Олимпиады;
  • в) осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента участниками Олимпиады во время проведения этапов Олимпиады;
  • г) предоставляет апелляционной комиссии Олимпиады доступ к работам участников после публикации предварительных результатов этапов Олимпиады;
  • д) организует показ работ заключительного этапа Олимпиады в соответствие с Регламентом;
  • е) устанавливает критерии определения победителей и призеров этапов Олимпиады, критерии присуждения участникам заключительного этапа дипломов Олимпиады;
  • ж) определяет итоговые результаты этапов Олимпиады;
  • з) представляет в Оргкомитет итоговые протоколы жюри для их утверждения;
  • и) вносит предложения по совершенствованию порядка организации Олимпиады.

2.14. Для проведения Олимпиады по каждому профилю Оргкомитет назначает координатора (координаторов), формирует и утверждает состав рабочей группы на базе соответствующего факультета МГУ. Перечень факультетов МГУ, организующих проведение Олимпиады по каждому профилю, содержится в Регламенте.

2.15. Координатор обеспечивает организационное и техническое сопровождение мероприятий Олимпиады по соответствующему профилю, оказывает информационную поддержку участникам.

3 уровень

инженерные науки, механика и математическое моделирование, робототехника

Регистрация: октябрь — ноябрь 2021

Отборочный этап начнётся в середине октября 2021

Заключительные этапы: февраль – март 2022

Московская олимпиада школьников

Московская олимпиада школьников – старейшая и одна из самых престижных предметных олимпиад для школьников. Можете себе представить, что самая первая московская олимпиада школьников МГУ организовал в столице аж в 1935 году? Как видите, традиция очень давняя.

Порядок участия в Олимпиаде и определения победителей и призеров

3.1. Участники Олимпиады в обязательном порядке должны пройти процедуру регистрации в соответствии с правилами, установленными в Регламенте. Совершая действия по регистрации, участник подтверждает, что он ознакомился с настоящим Положением.

3.2. Участники Олимпиады при регистрации обязаны представить согласие на обработку персональных данных в электронном виде.

3.3. Участники Олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для классов, в которых они проходят обучение, или для более старших классов. Участники отборочного этапа, выбравшие задания для более старших классов, нежели класс, на котором они обучаются, на заключительном этапе (в случае успешного прохождения отборочного этапа) выполняют задания для классов, которые они выбрали на отборочном этапе Олимпиады.

3.4. Участники Олимпиады обязаны соблюдать нормы настоящего Положения, Регламента Олимпиады и Положения об апелляциях на результаты Олимпиады. Работы участников Олимпиады могут быть аннулированы, а сами участники исключены из числа лиц, участвующих в Олимпиаде, по основаниям, указанным в Регламенте.

3.5. Взимание платы за участие в Олимпиаде не допускается.

3.6. По каждому профилю Олимпиады к участию в заключительном этапе допускаются:

  • а) победители и призеры отборочного этапа Олимпиады по данному профилю;
  • б) победители и призеры Олимпиады предшествующего учебного года в случае, если они продолжают обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, а также в форме семейного образования или самообразования.

3.7. Предварительные результаты каждого этапа Олимпиады определяются по индивидуальным результатам (результатам проверки работ) участников и публикуются на портале Олимпиады. Участник вправе подать апелляцию на предварительные результаты Олимпиады.

3.8. Итоговые результаты этапов Олимпиады определяются на основании предварительных результатов и результатов рассмотрения апелляций участников Олимпиады.

3.9. Победители и призеры этапов Олимпиады определяются по итоговым результатам соответствующего этапа Олимпиады. Списки победителей и призеров каждого этапа Олимпиады публикуются на портале Олимпиады.

3.10. Победителями и призерами Олимпиады признаются победители и призеры заключительного этапа Олимпиады. Победители Олимпиады, награждаются дипломами первой степени. Призеры Олимпиады награждаются дипломами второй степени или дипломами третьей степени. Работы победителей и призеров Олимпиады публикуются на портале Олимпиады.

3.11. Победители и призеры Олимпиады предшествующего учебного года допускаются без выполнения заданий отборочного этапа к выполнению заданий заключительного этапа.

3.12. Порядок участия, сроки и места проведения Олимпиады, информация о победителях и призерах доводятся до сведения участников путем ее размещения на портале Олимпиады.

Версия для печати

Олимпиада школьников «Государственный аудит»

Как вы можете судить по названию олимпиады, испытание носит междисциплинарный характер. В основе заданий – нестандартные творческие задачи по обществознанию, праву и экономике. Олимпиада проводится МГУ с 2009 года.

Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»

Ещё одна междисциплинарная олимпиада, проводимая МГУ им. М.В. Ломоносова для поиска школьников с нестандартным мышлением и развитыми творческими способностями. Интеллектуальные испытания включают в себя не только решение олимпиадных заданий, но и проектную деятельность.

Открытая олимпиада школьников по программированию

Открытая олимпиада школьников по программированию – это своеобразная альтернатива заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Испытание проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 2002 года.

Олимпиада школьников «Робофест»

Эта олимпиада самая молодая, она была организована МГУ и Фондом «Вольное Дело» в рамках Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест» в 2022 году. Участники соревнований должны не только успешно пройти испытания при решении олимпиадных заданий по физике (с элементами робототехники), но и самостоятельно сконструировать роботов, умеющих выполнять сложные задания.

Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова»

Этот престижный турнир проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 1978 года. Организуется он ежегодно для того, чтобы выявить мотивированных школьников и дать им возможность перейти от простого интереса к предмету к более серьёзным занятиям. Для победителей-старшеклассников есть существенные льготы при поступлении во все вузы страны.

Информатика — 2021/2022

Задания олимпиады школьников «Ломоносов» по информатике в основном являются заданиями повышенной сложности, соответствующими темам профильного уровня проекта стандарта программы среднего образования по предмету «Информатика и ИКТ». Задачи разрабатывались с целью выявить школьников, имеющих склонность к данному предмету. Для решения олимпиадных задач требуется выполнить несколько шагов, на каждом из которых необходимо правильно применить знания из соответствующей области предмета.

Особенностью задач по информатике является их текстовый характер. Участник олимпиады должен прочитать и правильно понять текст задания, извлечь из него необходимую информацию, формализовать информацию в виде модели и решить полученную задачу. Использование прикладных программ или написание собственной программы может упростить решение задачи.

Так, на данной олимпиаде могут быть предложены задачи на составление программы, поиск входных данных программы по выходным, поиск ошибки в исходном коде на одном из языков программирования, обработку тестовых данных, которую трудно выполнить вручную.

Таким образом, уровень владения информационными технологиями можно оценить и по умению участника автоматизировать задачу обработки данных, используя ограниченный арсенал доступных инструментов, к которым относятся средства разработки программ, прикладные программы электронных таблиц, текстовых редакторов и т.д.

§

§

Обществознание — 2021/2022

Олимпиада школьников «Ломоносов» по обществознанию проводится с 2003 года. Её главной целью является выявление у учащихся 5–11 классов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

Задания данной олимпиады формируются методической комиссией на основании обязательного минимума содержания основных образовательных программ предмета «обществознание» профильного уровня средней школы.

Поскольку «обществознание» является комплексным предметом, в котором интегрированы несколько направлений гуманитарного знания, то в олимпиадных заданиях находят отражение все структурные элементы курса. Основные из них – «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Каждый из этих элементов включает в себя ряд более узких тем, содержание которых выражается в конкретных заданиях.

§

§

Психология — 2021/2022

Проведение Олимпиады является одним из инструментов выявления и поддержки талантливых школьников, увлекающихся психологией. Олимпиадные задания позволяют не только проверить уровень знаний по ряду общеобразовательных предметов и выявить наиболее знающих школьников, но и оценить возможности самостоятельности, глубины и креативности мышления участников.

Психология, являясь мультидисциплинарным направлением, связана с самыми разными науками:

—     с социальными (такими, как обществознание и культурология) ее роднит объект изучения – общество, человек, его жизнедеятельность;

—     с естественными (такими, как биология и математика) ее связывает основной метод научного исследования – эксперимент;

—     с философией и историей психологию частично объединяет предмет исследования (душа, сознание, поведение, психика).

С другой стороны, в психологии одновременно сосуществует множество подходов, каждый из которых предлагает свое понимание предмета психологии, ее методов, программ психологического исследования.

Олимпиада школьников «Ломоносов» по психологии реализует следующие основные цели:

—     повышение интереса к научным и практическим психологическим знаниям;

—     развитие психологической культуры и грамотности;

—     выявление талантливых школьников, проявляющих высокий интерес к психологии и способных креативно решать задачи психологического содержания.

Победители и призёры заключительного этапа Олимпиады получают льготу при поступлении на факультет психологии МГУ в виде поступления без вступительных испытаний при условии предоставления результатов ЕГЭ не ниже чем 75 баллов по биологии (для поступающих на специальности «Клиническая психология» и «Психология служебной деятельности») или по обществознанию (для поступающих на специальность «Педагогика и психология девиантного поведения»).

Лекция-консультация для участников олимпиады школьников «Ломоносов» по психологии.

§

§

Физика — 2021/2022

Олимпиада «Ломоносов» по физике – это интеллектуальное состязание, основная цель которого состоит в том, чтобы пробудить у участников интерес к этому предмету, показать, как реально «работают» физические законы при описании конкретных явлений в окружающем мире, при их объяснении и предсказании.

Для участия в олимпиаде приглашаются ученики 7–11-х классов средних школ, колледжей и гимназий. Обращаем ваше внимание на то, что предлагаемые на олимпиаде задачи зачастую внешне не похожи на типовые задачи из школьных задачников, поскольку содержат олимпиадную «изюминку». Однако для решения этих задач не требуется знания материала, выходящего за пределы школьных программ по физике и математике. Для победы на олимпиаде по физике нужно уметь строить физические модели, глубоко понимать физические законы и самостоятельно применять их при решении и анализе задач, свободно владеть школьным математическим аппаратом.

Задания как отборочного, так и заключительного этапов олимпиады «Ломоносов» по физике разрабатываются отдельно для учащихся младших (7–9-х) и старших (10–11-х) классов.

Задания для учеников основной школы составляются в полном соответствии с типовой программой по физике для 7–9-х классов общеобразовательных учреждений. Задачи для старшеклассников разрабатываются на основе программы по физике для поступающих в МГУ имени М.В.Ломоносова.

§

§

Оцените статью
Олимпиада