Олимпиада по окружающему миру для 4 класса

Олимпиада по окружающему миру для 4 класса Олимпиада

3-й класс. вариант №1

1. У моржа острые могучие клыки, но он совсем безобидный. Для чего ему клыки? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

A) для защиты от врагов; Б) для добывания корма;

B) для борьбы с соперниками. Ответ: Б.

2. Что такое почва? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

А) земля, на которой стоят дома; Б) то, что у нас под ногами; В) среда обитания растений и животных. Ответ: В.

3. Почему дождевые черви после сильного дождя выползают на поверхность почвы? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

А) им не хватает тепла; Б) становится меньше пищи; В) они не могут дышать, так как в почве недостаточно воздуха. Ответ: В.

4. Как служат почве дождевые черви? Выбери правильный ответ и обведи кружком соответствующую букву.

А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья; В) роют подземные ходы.

Ответ: Б.

5. Определите признаки живого:

A) движется, питается, размножается, растет, дышит;

Б) питается, размножается, растет, умирает, дышит;

B) размножается, дышит, растет, питается, летает;

Г) дышит, видит, растет, умирает, размножается.

Ответ: Б.

5. Допиши предложение.

Пресмыкающиеся: ящерицы, змеи, крокодилы, черепахи — ______

6. Как можно отличить рыб от других животных?

7. Напиши известные тебе названия змей.

Что ты станешь делать, столкнувшись с ними? Обведи кружком вариант своего ответа.

A) Возьму в руки ужа и не буду приближаться к гадюке;

Б) Не буду тревожить змей, ведь они — часть природы;

B) Ударю змею, ведь она ядовитая;

Г) Попытаюсь прогнать с дороги.

3-й класс. вариант №2

1. Определи среду обитания организма по перечисленным признакам:

A. Короткое тело, очень длинные пальцы передних конечностей, между ними тонкая летательная перепонка, маленькие глаза, большие уши.

Б. Плоское обтекаемое тело, шеи нет, тело покрыто слизью, плоский хвост, конечности — плавники.

B. Кожа без волос, шеи нет, толстый слой подкожного жира, передние конечности ласты, задних нет совсем. Широкий двухлопастный хвост похож на рыбий, но лопасти его располагаются горизонтально.

Г. Округлое тело, шеи нет, ушных раковин нет, передние конечности «лопаты», шерсть короткая, легко заглаживается вперед и назад, глаза малы, часто скрыты под кожей.

Ответ: А — воздух, летучие мыши; Б — вода, рыба; В — вода, киты; Г — почва, кроты.

2. Подумай и ответь:

А. Линяют ли птицы?

Б. Где развивается зародыш пресмыкающихся?

3. Подумай и ответь:

А. Какие органы чувств развиты у человека?

Б. Какой кустарник называют медвежьей ягодой?

4. Реши экологические задачи:

1. Многие растения раскрывают и закрывают свои венчики по определенному «расписанию». К 8-9 часам утра расправляют лепестки желто-коричневые бархатцы и оранжевые ноготки. А белые цветки душистого табака в это время еще закрыты, а открываются только ночью (и запаха нет). Чем объяснить такую разницу?

2. Еж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но еж впадает в зимнюю спячку, а крот — нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности животных?

Ответ: 1. Бархатцы и ноготки опыляются дневными насекомыми, а душистый табак — ночными. Белые цветки душистого табака хорошо видны в сумраке ночи, а сильный аромат в ночное время направляет насекомых по верному пути. 2. Ёж питается наземными беспозвоночными, зимой такую пишу ему не найти, а у крота под землей пищи достаточно.

5. Этих птиц еще в Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния. Что это за птица, если можешь, нарисуй. Ответ: Почтовые голуби.

6. Почему весной охота и рыбная ловля строго запрещены? Ответ: В этот период идет нерест и большинство птиц выводит птенцов.

7. На нашей планете существует огромное множество различных животных: млекопитающих, рыб, насекомых, птиц, рептилий. А каких из них больше всего? Ответ: Насекомых, свыше 1 млн.

8. Что зимой для птицы страшнее: голод или холод? Ответ: Голод.

9. Егорка сказал маме: «Однажды я видел мышь, собаку и лисицу висящими вниз головой. Они так спят». Правда ли это? Если «Да», то как такое могло произойти? Ответ: Это название летучих мышей.

4-й класс. вариант №1

1. Разгадай ребус и составь цепь питания с этим животным.

Ответ: Полёвка. Рожь — полевка — сова (ёж, уж, лисица, ястреб).

2. Подумай и ответь:

1) Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Ответ: Нет, они живут на разных полюсах: медведи на Северном, а пингвины на Южном полюсе.

2) Где надо построить дом, чтобы все его окна выходили на север? Ответ: На южном полюсе.

3. Прочитай рассказ, найди экологические ошибки, подчеркни их. Сколько получилось ошибок?

Осень в лесу

Хорошо дышится в осеннем лесу! Просторно и светло. Среди увядающей травы можно найти много грибов: груздей, сыроежек, сморчков, опят. Цветущих растений совсем мало, но и над ними продолжают кружиться насекомые: жуки, бабочки, пауки, комары. Особенно их привлекают своим ароматом медуницы и клевер.

Птиц почти нет, лишь изредка услышишь стук дятла да кукование кукушки. Растения и животные леса готовятся к зиме. Со всех деревьев опадают последние листья, белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны, все насекомые погибают, многие звери линяют. Скоро придет суровая и длинная зима.

Ответ: 9 ошибок: сморчки, пауки, медуница, клевер, кукушка, со всех деревьев, ёж, крот, все насекомые.

4. Подумай и ответь:

1) Очень интересные названия дают люди рекам, городам. Часто эти названия связаны с именами людей. Назови человеческие имена на карте. Ответ: города Анна, Лида, Владимир; реки Лена, Яна.

2) Назовите «цветные» моря. Ответ: Черное, Белое, Красное, Желтое.

5. Доскажи словечко в небольшом стихотворении:

1) Холод. Все сады пусты.

Ну какие тут цветы?

Но у нас, назло морозу,

В марте продаются … _____________.

2) Ёжик вырос в десять раз,

Получился … _______ .

3) Он верен морю, как матрос,

Предвестник бури … ________.

6. Каких из перечисленных деревьев в природе не существует (зачеркни)? Дай развёрнутый ответ о тех деревьях, которые существуют.

Колбасное, молочное, мыльное, свечечное, бутылочное.

7. Прочитай текст. Определи, сколько в нём допущено фактических ошибок. Укажи их количество и напиши верные предложения.

У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. У сосны, лиственницы они всю зиму зелёные. Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. У сосны и ели созревают плоды — шишки. В них находятся семена.

Количество ошибок: ________________

Верные предложения: __________________

8. Ответь на вопросы:

1. Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым?

2. Моря какого океана не омывают берега России?

3. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна — Ангара. Что это за озеро?

4-й класс. вариант №2

1. Разгадай кроссворд.

1. Большое скопление снега. Что это? 2. Осадки, падающие с неба зимой. Бывают разной формы. Если слипнутся, то образуют снежные хлопья. Что это? 3. Покров влажного или замёрзшего снега на ветвях, стволах деревьев и т. д. Что это? 4. Похолодание после оттепели приводит к замерзанию мокрого снега. Становится очень скользко. Что это? 5. Сильная метель со снегом и ветром.

2. Подумай и ответь:

1. Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?

2. Это насекомое «поёт» крыльями, а «слушает» ногами?

3. К какой группе растений (деревья, кустарники, травы) относится банан?

3. Найди ошибки в экологических очерках, используя свои наблюдения в природе. Опиши эти ошибки.

1. Белая трясогузка бегает по земле, зернышки собирает, хвостиком из стороны в сторону машет. Прилетает рано, со вскрытием рек. Гнёзда строит на невысоких деревьях, часто даже в дуплах.

2. В лесной чаще пробирается клещ. Вот взмыл, трепеща крыльями, на большую берёзу, проскакал по крайней веточке и устроился на её конце в ловчей позе — четыре ножки крепко держатся за веточку, а две ловчие вытянуты далеко вперёд. Теперь кто, проходя, зацепится за ножки клеща, тот и унесёт его на себе.

Олимпиада по окружающему миру для 4 класса

Районная олимпиада по окружающему миру, 4 класс, 2022 год

Олимпиада по окружающему миру для 4 класса Время проведения: 60 минут

Код участника___________

Задание 1. Ответь на вопросы.

а) Горы, протянувшиеся с севера на юг через всю нашу страну это ________________________

б) Материк, на котором мы живём это ________________________

в) В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь, одна Ангара. Что это за озеро? ___________________

г) Великая русская река, протекающая, по европейской части нашей страны. ________________

д) Равнина, раскинувшаяся от западных границ России до Уральских гор

_________________________________________________________________________________

е) Какая птица умеет нырять и бегать по дну? __________________________

ё) Эмблема государства, его отличительный знак, символизирующий

страну в официальных ситуациях и на международной арене______________________________

ж) Самая длинная река в мире.  ______________________________________

з) Один оборот вокруг своей оси Земля делает за ________________________

и) Главный закон страны называется ____________________________________

Задание 2. В сказке английского писателя Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране Чудес»

Алиса говорит: «Лучше возьмем географию. Лондон — это столица Парижа, а Париж — это

столица Рима, а Рим… Нет, по-моему, опять что-то не совсем то!». А на самом деле, столицами

каких стран являются Лондон, Париж и Рим?

Ответ: ___________________________________________________________

Задание 3.Это один из самых крупных музеев мира, в котором собраны ценнейшие произведения искусства. Находится он в бывшем императорском Зимнем дворце, построенном архитектором Бартоломео Растрелли для императрицы Екатерины II. Как называется этот музей?

Ответ: _____________________________________________________________________

Задание 4. Отметь знаком » » особенности, характерные для различных природных зон.

Особенности

Тундра

Тайга

Лиственные леса

Степи

Пустыни

кабан, сойка, жук-олень, неясыть, кукушка, землеройка

     

ковыль, сурок, дрофа

     

кедр, кедровка,

     

верблюжья колючка, песчаная осока

     

северным олень, песец, сова, белая куропатка

     

соболь, глухарь, летяга, заяц-русак

     

дуб, липа, клён, лещина

     

чернозём

     

ягель, карликовая береза,

     

джейран, ящерица, тушканчик, скорпион

     

Задание 5. Отметь знаком « » явления, которые связаны с вращением Земли вокруг своей оси и с обращением Земли вокруг Солнца.

Явления природы

Явления, связанные с вращением Земли вокруг своей оси

Явления, связанные с обращением Земли вокруг Солнца

Смена времён года

  

Смена дня и ночи

  

Наступление зимних холодов

  

Ледоход

  

Распускание листьев весной

  

Распускание одуванчика утром

  

Вылет на охоту сов и летучих мышей

  

Появление звёзд на небе

  

Гнездование птиц

  

Вылет дневных бабочек

  

Появление жёлтых листьев на деревьях

  

Солнце над горизонтом стало выше

  

Задание 6.

а) В тундре за короткое прохладное лето успевает оттаять лишь самый верхний слой почвы. А слой, твёрдый, как камень, с прожилками льда, лежащий под ним, называется ……

Ответ: _____________________________________________________________________

б) Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин?

Ответ: _____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

в) В какой природной зоне находится наш край?

Ответ: _____________________________________________________________________

г) Характерная растительность нашего края (не менее 5 названий)

Ответ: ______________________________________________________________________

д) Животный мир нашего края (не менее 5 названий)

Ответ: ______________________________________________________________________

е)Полезные ископаемые Ямала.

Ответ: _____________________________________________________________________

ё) Большие реки Ямала:

Ответ: _____________________________________________________________________

Задание 7.Узнай по описанию.

1) Растут грибы гнездами, иногда по нескольку десятков штук, и всегда встречаются лишь на

пнях или корнях деревьев. Собирать их можно осенью. Шляпка у этих грибов светло-

коричневая, с мелкими чешуйками. Ножка тонкая, с белой пленкой. Какие это грибы?

Ответ: _______________________

2) «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто

будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-

вниз по дереву, мне и крылья нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на

другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью я прячу корм под кору, чтобы

зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

Ответ: _______________________

3) Это млекопитающее населяет берега рек и водоемов Австралии. Прекрасно плавает. Это

животное живет в норе и откладывает яйца. Имеет уникальную внешность, и ученые долго

спорили, к какому классу его отнести. Обладает ценным мехом. Его плоский хвост похож на

хвост бобра. Кто это?

Ответ: _______________________

Задание 8. Как называется наука, изучающая историю страны по извлечённым из земли предметам культуры и быта наших предков.

Ответ: _______________________________________________

Задание 9. Письменный памятник культуры Древней Руси, где описываются события, происходящие год за годом.

Ответ: _______________________________________________

Задание 10. Вставь в текст пропущенные слова.

«Солнечные _______ нагревают поверхность нашей планеты. С поверхности водоёмов и почвы ____________ поднимается в виде __________высоко вверх и, охлаждаясь, образует множество капель или крошечных льдинок. Из них образуются ____________, которые ветер переносит на большое расстояние. Из них __________ возвращается на землю в виде _________, _________ или _________. И всё это повторяется заново. Это вечное движение называется _______________________________________________.»

Задание 11. Назовите три символа любого государства.

Ответ: _____________________________________________

Задание 12.Расположи исторические события в хронологическом порядке. Расставь числа в таблицу.

1. Основание Санкт-Петербурга.

2. Крещение Руси.

3. Первый полет человека в космос.

4. Бородинская битва.

5. Великая Отечественная война.

6. Куликовская битва.

Задание 13.Соедини достопримечательность со страной, в которой она находится

Великобритания Статуя Свободы

Греция Памятник Х.К.Андерсену

Франция Памятник И Штраусу

США Биг-Бен

Дания Эйфелева башня

Австрия Парфенон

Желаем успехов!

Районная олимпиада по окружающему миру, (ключи)

Задание 1. (10 баллов)

Ответ: а) Уральские горы б) Евразия в) Байкал г) Волга д) Восточно-Европейская или Русская равнина е) оляпка ё) Герб ж) Амазонка раньше считался Нил

з) За 24 часа и) Конституция

Задание 2. (3 балл)

Ответ:Англия, Франция, Италия

Задание 3.(1 балл)

Ответ: Эрмитаж

Задание 4.  оцениваемое в 5 баллов (0,5 за правильный ответ)

Отметь знаком » » особенности, характерные для различных природных зон.

Особенности

Тундра

Тайга

Лиственные леса

Степи

Пустыни

кабан, сойка, жук-олень, неясыть, кукушка, землеройка

  

  

Ковыль, сурок, дрофа

   

 

кедр, кедровка,

 

   

верблюжья колючка, песчаная осока

    

северным олень, песец, сова, белая куропатка

    

соболь, глухарь, летяга, заяц-русак

 

   

Дуб, липа, клён, лещина

  

  

Чернозём

   

 

ягель, карликовая береза,

    

джейран, ящерица, тушканчик, скорпион

    

Задание 5. баллов (0,5 за правильный ответ)

Явления природы

Явления, связанные с вращением Земли вокруг своей оси

Явления, связанные с обращением Земли вокруг Солнца

Смена времён года

 

Смена дня и ночи

 

Наступление зимних холодов

 

Ледоход

 

Распускание листьев весной

 

Распускание одуванчика утром

 

Вылет на охоту сов и летучих мышей

 

Появление звёзд на небе

 

Гнездование птиц

 

Вылет дневных бабочек

 

Появление жёлтых листьев на деревьях

 

Солнце над горизонтом стало выше

 

Задание 6.баллов (за каждый правильный ответ 1 балл)

а)Ответ: Вечная мерзлота.

б)Ответ: Нет. Белый медведь живёт на Северном полюсе, а пингвин — на Южном.

в)Ответ: Ямал находится в природнойзоне тундры, южная часть — в лесотундре.

г)Ответ: (не менее 5) клюква, брусника, морошка, голубика, черника, костяника, водяника, княженика, багульник болотный, можжевельник, толокнянка, смородина (красная, чёрная), шикша, шиповник и т.д.

д)Ответ: (не менее 5) белая сова, тундровая и белая куропаткапуночка, поморники, кулики, утки,лебеди, казарки, гуси, белый песец,  дикий северный оленьполярный волкросомахазаяцгорностай, ласка,  леммингиполевкиземлеройка, белыймедведь, белуха,  нерпагренландский тюленьморской заяцморжи т.д.

е) Ответ: Крупнейший в мире источник нефти и газа.

Ямал ещё известен и такими полезными ископаемыми как олово, свинец цветных и благородных металлов, железо и хром. Эти ископаемые можно найти в районе возвышенностей и горных хребтов Полярного Урала. Встречается в ЯНАО и рудное золото, и серебро. Добываются также глины и известняки для промышленных нужд.

ё) Ответ: (должны назвать все реки) Надым, Обь, Пур, Таз.

Задание 7.(3 балла)

Ответ: 1) опята 2) поползень 3) утконос

Задание 8.(2 балл)

Ответ: Археология

Задание 9. (2 балл)

Ответ: Летопись

Задание 10. (9 баллов)

Ответ: «Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты. С поверхности водоёмов и почвы вода поднимается в виде пара высоко вверх и, охлаждаясь, образует множество капель или крошечных льдинок. Из них образуются облака, которые ветер переносит на большое расстояние. Из них вода возвращается на землю в виде дождяснега или града. И всё это повторяется заново. Это вечное движение называется круговорот воды в природе.»

Задание 11. (1 балл)

Ответ: флаг, гимн, герб

Задание 12.(6 баллов)

Ответ:

Задание 13.(6 баллов)

Ответ: Великобритания – Биг-бен, Греция – Парфенон, Франция – Эйфелева башня, США – статуя свободы, Дания – памятник Андерсену, Австрия – памятник Штраусу.

Максимальный балл за все выполненные задания — 61.

Рекомендуем посмотреть:

Олимпиадные задания по русскому языку, 4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку, 3 класс

Олимпиадные задания с ответами по математике для 1-4 классов

Олимпиадные задания по математике, 4 класс

Олимпиадные задания по математике, 3 класс

Оцените статью
Олимпиада