Олимпиада по русскому языку для 7 класса

4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, глаголы «осудить» и «обсудить», существительные «судьба» и «рок». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе, используя обе части:

  • Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…
  • Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…

№3. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означают эти слова в тексте.

Итак, все его путешествия ограничивались поездками с толпою таких же негодяев, как он, в Петровский, в Сокольники и  Марьину рощу. Можете вообразить, что они не брали с собой тетрадей и книг, чтобы не казаться педантами. Приятели его… были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам, не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили своё прежнее значение.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Используйте, где это нужно, и прямую речь. Добейтесь того, чтобы не было повторов. Объясните, почему для разных людей самым ценным ориентиром оказалось разное.

Путешественник оказался в незнакомом городе и спрашивает у прохожих, как пройти к музею. Один человек посоветовал ему найти купола, дойти до церкви, потом повернуть направо, там будет музей. Но другой человек решил, что так идти не совсем удобно. Он предложил дойти до мечети, а от нее повернуть налево, таким образом можно сократить путь.

№5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

№6. Укажите, чем отличаются выделенные омонимичные слова (да – да; как – как). Спишите предложения, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы.

Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга. Как вольго дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..  Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

№7. Вот начало русской народной сказки «Морозко»:

Живало-бывало, — Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть шумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется.

А вот как начинается немецкая сказка (в буквальном переводе):

У одной вдовы было две дочери, одна из которых была прекрасна и прилежна, а другая некрасива и ленива. Но она любила больше некрасивую и ленивую, так как та была ее родной дочерью, а другая должна была выполнять всю работу и быть в доме золушкой.

Сопоставьте фрагменты из сказок: чем они похожи и чем отличаются? Какая вам больше нравится? Почему? Вспомните названия сказок со схожим сюжетом. Кто их авторы?

 №8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть разделительный Ь
  • Слова, где только мягкие согласные звуки
  • Слова, где звуков столько же, сколько и букв

Целый день лежит тюлень,И лежать ему не лень.Жаль, тюленье прилежанье -Не пример для подражанья.Б. Заходер.

Ответы

Олимпиада по русскому языку 7 класс | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

 для 7 класса.

Задание 1.

Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью  обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

( 2 балла)

Задание 2.

Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята, жалюзи.  

( 4 балла)

 Задание 3.

Определите есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.

( 7 баллов)

Задание 4.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Назовите что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.

( 7 баллов)

Задание 5.

Отметьте неверное утверждение:

  1. Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.
  2. Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
  3. Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

Прокомментируйте свой выбор.

 ( 5 баллов)

Задание 6.

Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

( 6 баллов)

Задание 7.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фразеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

( 8 баллов)

Задание 8.

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором  еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.

(2 балла)

Задание 9.

       В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

Ур…ган занес дом…к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с, сс)т…лалась зеленая лужайка, по кр…ям её р…ели д…ревья с сочн…ми пл…дами, на п…лянках в…днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв…тов. В воздух… п…рхали крошеч(?)ные птиц… св…ркавшие своим ярким оп…рением. На ветках д…ревьев с…дели (золотисто)зелёные и (красно)грудые п…пугай и кр…чали высок…ми стра(н, нн)ыми г.. .л.. .сами. Где(то) журч…л прозрач(?)ный поток в воде р…звились с…ребр…(н, нн)ые рыбки.

(9 баллов)

Русский язык | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

11 класс

1. Запишите правильное произношение приведенных ниже слов:

кларнет, тире, конечно, шинель, сердечный, боа, Кузьминична, термос, сонет.

 (5 баллов)

  1. Расставьте ударения в словах:

      менеджмент, афера, премировать, завидно, развитая (индустрия), бомбардировать, принята (в школу), сосредоточение, избалованный,  валовой (продукт).         (5 баллов)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

 Ажиотаж, альтернатива, баллотироваться, имидж, легитимный, презумпция, дислокация,  дебаты, корректный,  нонсенс.  

  1. Объясните значение фразеологизмов.

Подливать масла в огонь, вывести на чистую воду, играть первую скрипку, краеугольный камень, собаку съел, в ежовых рукавицах, давать голову на отсечение, ахиллесова пята, Тришкин кафтан, и в ус не дует.   (10 баллов)

5. Укажите слова с пропущенной буквой:

1) вое_начальник,

2) опас_ный,

3) по_скользнулся,

4) дерма_тиновый,

5) милост_ивый,

6) сверс_ник,

7) пору_чик,

8) кронштад_ский

9) юрис_консульт

10) интриган_ский             (по 1 баллу за правильный ответ)

6. Что такое нулевая морфема. Приведите примеры словоформ с нулевой морфемой.  (по 1 баллу за ответ и за каждый приведенный пример)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: победа, восторг,  почти. (6 баллов)

8. В каком значении употреблено слово восхищение в предложении Видевъше большое богатство, (воины) устремишася на его восхищение?    (3 балла)

9. Какая из форм глагола может выступать любым членом предложения? Ответ проиллюстрируйте примерами. (6 баллов)

10. Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Измените порядок слов так, чтобы в нем не было ни одной запятой.

Издали тащилась еще колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

 (4 балла)

11. Найдите  и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1) Большинство нареканий связаны с задержкой зарплаты.

2) В пламени пожара погибли деревянные дом и флигель.

3) Отреставрированная музей-квартира поэта открыта для посетителей.

4) Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шло семеро косцов. (по 1 баллу за правильный ответ)

12. Создайте рекламный текст на тему: «Горный Алтай – центр туризма»

  (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.

 (5 баллов)

  1. Расставьте ударения в словах:

      Обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,    эксклюзивный, адекватный, сервис.

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)
  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право — …
  2. Вступительная часть музыкального произведения — …
  3. Продолжатель — …
  4. Изменник — …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами — …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж — …
  7. Преступивший закон — …
  8. Очень простой — … 
  9. Аппарат для приема сигналов — …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг — … (10 баллов)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже? (8 баллов)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (6 баллов)

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ. (до 6 баллов)

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобопеле-торо-рубо? (3 балла)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

11. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите  3-4 своих примера. (до 5 баллов)

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

  1. Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Алтай!» (П.Самык) (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

9 класс

  1. Сколько раз каждый звук слова «ТИР» встречается в следующей фразе: «Жили были старик да старуха»?  (4 балла)
  1. Расставьте ударения в словах:

Баловать, дремота, обеспечение, бомбардировать, мизерный, законнорожденный, бармен, столяр, досуг,  жалюзи.  (5 баллов)

  1. Укажите различие в значении следующих слов. Приведите примеры словосочетаний с этими словами.

Представить – предоставить, экономный – экономичный, эффективный – эффектный.

Как называются такие слова? (7 баллов)

  1. Главная площадь в Москве называется Красной. Почему? Приведите примеры словосочетаний, в которых указанное прилагательное не имеет значение «цвет». (до 5 баллов)
  1. Закончите фразеологические обороты:

Поднимать …, выводить …, держать…, поразить…, бить…, бросать …, производить …, втайне…, вить …, попасть … (10 баллов)

6. Расставьте знаки препинания в тексте.

Мне кажется и в нашей жизни есть

Свой скрытый ритм закон чередованья

Вослед печальной  радостная весть

Сегодня встреча завтра расставанье.        

                                                               (Б. Укачин)    (5 баллов)

7. Выделите морфемы в подчеркнутых словах и определите способ словообразования. (6 баллов)

8. Какой стилистический прием использует автор в тексте? (3 балла)

9.   Определите лишнее слово в рядах и объясните свое решение:  

1) соседи, ставни, брюки, ногти;

2) дети, люди, мы, носки;

3) носить, поднос, взнос, переносица. (6 баллов)

10. Определите, какими частями  речи являются подчеркнутые слова.

 1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что за безобразие!

3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

5) Что тебе еще предложить?    (5 баллов)

11. Запишите предложение, заменив цифры словами.

    Арендатор владел 547890 га земли. (4 балла)

12. Напишите мини-сочинение на тему: «Учитель будущего». (15 баллов)

ОТВЕТЫ

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

11 класс

1. Запишите правильное произношение приведенных ниже слов:

Кларнет, тире, конечно, шинель, сердечный, боа, Кузьминична, термос, сонет. (5 баллов)

Ответ: клар[н΄э]т,  коне[шн]о, ши[н´э]ль, серде[чн]ый (удар), серде[шн]ый (друг), б[о]а, Кузьмини[шн]а, [тэ]рмос, со[нэ]т. (по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Расставьте ударения в словах:

      Менеджмент, афера, премировать, завидно, развитая (индустрия), бомбардировать, принята (в школу), сосредоточение, избалованный,  валовой (продукт).   (5 баллов)

Ответ: мЕнеджмент, афЕра, премировАть, завИдно, развитАя (индустрия), бомбардировАть, принятА (в школу), сосредотОчение, избалОванный,  валовОй (продукт).  (по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

 Ажиотаж, альтернатива, баллотироваться, имидж, легитимный, презумпция, дислокация,  дебаты, корректный,  нонсенс.  

Ответ: ажиотаж – искусственно вызванное возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-либо; альтернатива – необходимость выбора одного из двух или нескольких возможных решений; баллотироваться —  выступать в качестве претендента на какую-либо должность; имидж – целенаправленно сформированный образ (какого-либо лица, явления, предмета); легитимный – законный; презумпция – предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное (презумпция невиновности); дислокация – размещение военных объектов, смещение; дебаты – прения, обсуждение вопроса; корректный – 1. вежливый, тактичный, учтивый; 2. правильный, точный; нонсенс — бессмыслица, глупость.  (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)  

  1. Объясните значение фразеологизмов.

Подливать масла в огонь, вывести на чистую воду, играть первую скрипку, краеугольный камень, собаку съел, в ежовых рукавицах, давать голову на отсечение, ахиллесова пята, Тришкин кафтан, и в ус не дует. (10 баллов)

Ответ: подливать масла в огонь – какими-либо действиями, поступками обострять отношения, усугублять какие-либо настроения, чувства (отрицательные);  вывести на чистую воду – разоблачить, уличить кого-либо; играть первую скрипку – выступать в качестве лидера; краеугольный камень – основа, основной принцип, главная идея, суть; собаку съел – приобрел большой опыт, основательные знания, стал мастером в каком-либо деле; в ежовых рукавицах – строго, сурово, в большой строгости;  давать голову на отсечение – с полной уверенностью утверждать что-либо, уверять в чем-либо; ахиллесова пята – слабая сторона, наиболее уязвимое место; Тришкин кафтан – непоправимое, безвыходное положение, когда устранение одних недостатков влечет за собой возникновение новых, и в ус не дуть – не обращать никакого внимания на что-либо, ни о чем не беспокоиться.  (по 1 баллу за правильное толкование фразеологизма)

5. Укажите слова с пропущенной буквой:

1) вое_начальник,

2) опас_ный,

3) по_скользнулся,

4) дерма_тиновый,

5) милост_ивый,

6) сверс_ник,

7) пору_чик,

8) кронштад_ский

9) юрис_консульт

10) интриган_ский             (2 балла)

Ответ: 6) сверстник, 8) кронштадтский. (по 1 баллу за слово, минус 0,5 балла за ошибку в ответе)

  1. Что такое нулевая морфема. Приведите примеры словоформ с нулевой морфемой.  (по 1 баллу за ответ и за каждый приведенный пример)

Ответ: В русской грамматике выделяются звуковые и нулевые морфемы. Нулевая морфем – это отсутствие звуковой морфемы, указывающее на грамматические значения путем соотнесения с звуковой морфемой одного и того же типа и том же слове или других словах.

1) Сущ. И. п., ед. ч., м. и ж. р. — дом   , гений  — гений-а   , печь  — печи  

2)  сущ. Р. п., мн. ч. – дач,

3) притяжат.  прилаг. – лисий – лисьй-эго,

4) кр. прилаг. , м.р., ед.ч. – красив  — красива,

5) кр. прич., м.р., ед.ч. – пройден  — пройдена, сбит  — сбиты,

  1. местоимен. – сам — самому, сама,
  2. числит. – пять — пяти, пятью,
  3. гл. повелит. накл., ед. ч. – режь — неси,
  4. гл. пр. вр., м.р. – нес^ — несла.  

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: победа, восторг,  почти. (по 1 баллу за правильное членение слова – 6 б.)

Ответ:

8. В каком значении употреблено слово восхищение в предложении Видевъше большое богатство, (воины) устремишася на его восхищение?    (3 балла)

Ответ: Восхищение — от восхитить, ср.: похитить – «расхищение, похищение, грабеж».

9. Какая из форм глагола может выступать любым членом предложения? Ответ проиллюстрируйте примерами. (6 баллов)

Ответ: инфинитив (неопределенная форма глагола).

1. Жить – родине служить. (Подлежащее и сказуемое)

2. Не просила в бою погибать. (Дополнение)

3. Пришли братья просить у меня помощи. (Обстоятельство цели)

4. В семье одобрили его намерения стать летчиком. (Несогласованное определение)      (1 балл за ответ, по 1 баллу за каждый приведенный пример)

10. Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Измените порядок слов так, чтобы в нем не было ни одной запятой.

Издали тащилась еще колясчонка пустая влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

 (4 балла)

Ответ: Издали тащилась еще колясчонка, пустая, влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью. (Н. Гоголь)

Издали тащилась еще влекомая какой-то длинношерстной четверней с изорванными хомутами и веревочной упряжью пустая колясчонка.

(по 2 балла за предложение – 4 б.)

11. Найдите  и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1) Большинство нареканий связаны с задержкой зарплаты.

2) В пламени пожара погибли деревянные дом и флигель.

3) Отреставрированная музей-квартира поэта открыта для посетителей.

4) Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шло семеро косцов. (4 балла)

Ответ:

1) Большинство нареканий связано с задержкой зарплаты.

3) Отреставрированный музей-квартира поэта открыт для посетителей.

4) Когда он прошел несколько шагов, его осенила интересная мысль.

5) Впереди шли семеро косцов.

(по 1 баллу за правильный ответ)

12. Создайте рекламный текст на тему: «Горный Алтай – центр туризма»

  (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал. (5 баллов)

Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку)

  1. Расставьте ударения в словах: обеспечение, закупорить, вероисповедание,  маркетинг, уведомить,  исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

Ответ: обеспЕчение, закУпорить, вероисповЕдание, мАркетинг, увЕдомить,  исчЕрпать, сосредотОчение, баловАть, квартАл, премирОванный.

(по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,  эксклюзивный, адекватный, сервис.

Ответ: дилер – посредник, представитель фирмы; продюсер – доверенное лицо, осуществляющее идейно- художественный и организационно- финансовый контроль; форум – массовое собрание, съезд; прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода; рейтинг – показатель популярности; менеджер – специалист в области управления; инаугурация – торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства; адекватный – соответствующий, тождественный; эксклюзивный – исключительный, распространяющийся на ограниченный круг чего-либо; сервис – оказание услуг населению, обслуживание. (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)  

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

Ответ:

1) Ни в какие ворота не лезет – о чем-либо несуразном, бессмысленном.

2) Ни во что не ставить – совершенно не ценить.

3) Ни под каким видом – ни за что, ни при каких условиях.

4) Ни в зуб ногой – совсем ничего не знать.

5) Ни на йоту – ни в малой степени, ни насколько. Не поумнел ни на йоту.

(по 1 баллу за каждое правильное написание и толкование фразеологизма – 10 б.)

  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право — …
  2. Вступительная часть музыкального произведения — …
  3. Продолжатель — …
  4. Изменник — …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами — …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж — …
  7. Преступивший закон — …
  8. Очень простой — … 
  9. Аппарат для приема сигналов — …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг — … (10 баллов)

Ответ:

1. Исключительное право – привилегия.

  1. Вступительная часть музыкального произведения – прелюдия.
  2. Продолжатель – преемник.
  3. Изменник – предатель.
  4. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами – привередливый.
  5. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж – приданое.
  6. Преступивший закон – преступник.
  7. Очень простой – примитивный.  
  8.  Аппарат для приема сигналов – приемник.
  9. Справочник цен на товары и виды услуг – прейскурант.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку в написании слова)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже?

(8 баллов)

Ответ: его – личное или притяжательное; себя – возвратное, наш – притяжательное, сколько-нибудь – неопределенное, нечто – неопределенное, который – вопросительно-относительное.

Себя – не употребляется в именительном падеже. Нечто – употребляется только в именительном и винительном падеже. (по 1 баллу за определение разряда местоимений, по 1 баллу за ответы на вопросы – 8 б.)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (по 1  баллу за правильное членение слова – 6 б.)

Ответ:

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ.  (до 6 баллов за правильное объяснение)

Ответ: 1) В словах, производных от топить (1) – мы наблюдаем чередование о/е (ср. тепло), а в производных от топить (2) – такого нет (затопить, топляк, утопленник). Значит, это разные корни и разные глаголы. 2) Значения у обоих глаголов не сводимы к какому-то общему; это тоже не дает основание говорить о расхождении значений одного слова.

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобопеле-торо-рубо?

 Ответ: Большое поле без цветков. Кобо – большой, пеле – поле, торо – без, рубо – цветок. (1 балл за ответ, 2 балла за объяснение – 3 б.)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Ответ:

(1)Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, (2)прибой — это как часы самой планеты,  (3)когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то (4)начинается большое раздумье о всей жизни, и (5)твоя маленькая личная скорбь замирает, и (6)чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Предложение сложное, повествовательное, невосклицательное, с союзной (сочинительной и подчинительной связью) и бессоюзной связью. Состоит из шести предложений.    

(3 балла за расстановку знаков, 5 баллов за характеристику предложения)

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите 3-4 своих примера.

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

Ответ: оксюморон.   (1 балл за ответ, по 1 баллу за приведенный пример)

  1.  Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Алтай!» (П.Самык) (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку (2009 год)

9 класс

1. Сколько раз каждый звук слова «ТИР» встречается в следующей фразе: «Жили были старик да старуха»?  (4 балла)

Ответ:   [жыл´и был´и стар΄ик дастаруха]

[т´] – нет;

[и] — 2;

[р] – 1.     (1 балл за транскрипцию, по 1 баллу за правильный ответ)

  1. Расставьте ударения в словах:

Баловать, дремота, обеспечение, бомбардировать, мизерный, законнорожденный, бармен, столяр, досуг,  жалюзи.  (5 баллов)

Ответ: баловАть, дремОта, обеспЕчение, бомбардировАть, мизЕрный, законнорождЁнный, бАрмен, столЯр, досУг, жалюзИ. (по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Укажите различие в значении следующих слов. Приведите примеры словосочетаний с этими словами.

Представить – предоставить, экономный – экономичный, эффективный – эффектный.

Как называются такие слова? (1 балл за ответ, по 1 баллу за каждое правильное толкование слова – 7б.)

Ответ: Паронимы – представить – 1. Доставить, предъявить, сообщить (представить документы). 2. Познакомить с кем-нибудь (представить гостям). 3. Признать достойным (представить к награде). 4. Воспроизвести в мыслях (представить картину). 5. Изобразить, показать (представить сцену из «Ревизора»); предоставить – 1. Отдать в распоряжение, пользование (предоставить комнату). 2. Дать какое-нибудь право, возможность (предоставить отпуск);

экономный – 1) бережливо расходующий что-либо, соблюдающий экономию (экономный человек); 2) требующий умеренных затрат, способствующий экономии (экономное расходование воды; экономичный – дающий возможность что-либо сэкономить, выгодный в хозяйственном отношении, в эксплуатации (экономичная машина);

эффективный  1. Приводящий к нужным результатам, действенный (эффективные меры). 2. Дающий наибольший эффект, результат (эффективная машина); эффектный — производящий сильное впечатление, эффект (эффектная внешность).

  1. Главная площадь в Москве называется Красной. Почему? Приведите примеры словосочетаний, в которых указанное прилагательное не имеет значение «цвет». (до 5 баллов)

Ответ: Красная (устар.) – красивая. Красные войска (относящиеся к красной Армии, к советскому строю; красный денек (хороший, светлый); красная строка (первая строка абзаца с отступом); красный товар (устар. Ткани, мануфактура); красное словцо (разг. остроумное, хлесткое замечание); красная девица (красивая); красная цена (разг. наивысшая, которую можно дать за что-нибудь) и др.  (1 балл за ответ, по 1 баллу за пример)

  1. Закончите фразеологические обороты:

Поднимать …, выводить …, держать…, поразить…, бить…, бросать …, производить …, втайне…, вить …, попасть … (10 баллов)

Ответ: поднимать на смех,  выводить из себя (выводить из строя, выводить на чистую воду), держать себя в руках, (держать камень за пазухой, держать слово, держать ухо востро, держать язык за зубами), поразить воображение, бить баклуши (бить ключом), бросать слова на ветер, производить впечатление, втайне надеяться, вить веревки, попасть впросак (попасть в точку).  (по 1 баллу за  правильный ответ)

6. Расставьте знаки препинания в тексте.

Мне кажется, и в нашей жизни есть

Свой скрытый ритм, закон чередованья:

Вослед печальной  — радостная весть,

Сегодня встреча, завтра – расставанье.        

                                                               (Б. Укачин)  

 (5 баллов за правильную расстановку знаков)

7. Выделите морфемы в подчеркнутых словах и определите способ словообразования. (6 баллов)

Ответ:

Сегодня – лексико-синтаксический способ образования, сращение полнозначных слов сего дня; в современном русском языке слово не членится на морфемы.

Расста–ва-ньj-э ‹ расстава-ться, суффиксальный. (по 1 баллу за морфемный разбор, по 2 балла за определение способа словообразования)

8. Какой стилистический прием использует автор в тексте? (3 балла)

Ответ: Антитеза

9.   Определите лишнее слово в рядах и объясните свое решение:  

1) соседи, ставни, брюки, ногти;

2) дети, люди, мы, носки;

3) носить, поднос, взнос, переносица.

Ответ: 1) брюки (нет ед. ч.); 2) носки (все, кроме этого, образованы супплетивно); 3) переносица ( все от “ носить”, а это – нос).

(по 2 балла за правильный ответ – 6 б.)

10. Определите, какими частями  речи являются подчеркнутые слова.

 1) Что посеешь, то и пожнешь.

2) Что за безобразие!

3) Мне показалось, что кто-то вышел из-за угла.

4) Несмотря на то что все закончилось, ей еще было немного страшно.

5) Что тебе еще предложить?    (5 баллов)

Ответ: 1 – относительное местоимение, 2 – частица, 3 – подчинительный союз, 4 – в составе сложного союза, 5 – вопросительное местоимение.

(по 1 баллу за правильный ответ)

11. Запишите предложение, заменив цифры словами.

    Арендатор владел 547890 га земли. (4 балла)

Ответ: Арендатор владел пятьюстами сорока семью  тысячами восьмьюстами  (восемьюстами) девяноста гектарами земли. (4 балла за абсолютно правильный ответ)

12. Напишите мини-сочинение на тему: «Учитель будущего». (15 баллов)

                          Олимпиадные задания  по русскому языку для  7 класса.

                                             (2009 – 2022 учебный год).

Задание 1        

Определите количество звуков в словах: я, он, мал, подъезд, яма          ( 5 баллов).

Задание 2

Определить род имен существительных:

мозоль, Сочи, кашне, шампунь, тюль                                                            ( 5 балла)

Задание 3

Выписать слова с суффиксом – чик:

кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик.  (6 баллов)

Задание 4

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т,  дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся,  грустно шепч…шь,  она  застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т.                                                                                                   (5 баллов)

Задание 5

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1 .Начался дождь, и пришлось одеть плащ с капюшоном.

2 .От метро до нашей школы нужно добираться трёхсот шестидесятым автобусом.

3. Первая премьера пьесы состоится в День учителя.

4. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

5. У обоих учениц замечательные сочинения.         ( 5 баллов)

.

Задание 6

Объясните смысл образных выражений. Вспомните их происхлждение.

  1. Тришкин кафтан.
  2. Петь дифирамбы.
  3. Прокрустово ложе                                             (6 баллов)

Задание 7

 Выделите запятыми причастный оборот там, где  это необходимо.

      1.   Сорванная  с деревьев листва закружилась в вихре.

  1. Я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.
  2. Так прозрачно золотист играющий на солнце лист.
  3. Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.
  4. На берегу не осталось следов разыгравшейся между двумя людьми драмы.

                                                                                          ( 5 баллов).

Задание 8

Указать способ образования каждого слова.

А гусиный

Б  переделать

В  тишь

Г  выплавка

Д  безлюдный                                                                              (5 баллов)

Задание 9

Определите  слово по его лексическому значению

  1. Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов.
  2. Описание чьей-либо жизни.
  3. Художник, рисующий морские пейзажи.
  4. Устойчивое сочетание слов.
  5. Слова, употребляемые жителями одной местности.    (5 баллов)

Задание 10

Укажите, сколько в стихотворении слов с окончанием  — о.

            Утро.

Какао долго остывало,

Пальто валялось где попало,

Метро закрыто как назло,

Ужасно мне не повезло…    

                                                                                                            ( 6 баллов)

Задание 11

Образуйте  у данных слов форму множественного числа.

 У какого слова нет  формы множественного числа?

А. небо

Б. человек

В. вино

Г. трава

Д. молоко

                                                                                                              ( 5 баллов)

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                                                  А.Дементьев.                                        (20 баллов).

                     Олимпиадные задания по русскому языку для  8 класса.

                                    ( 2009 — 2022 учебный год).

Задание 1

Расставьте ударения в словах:

газопровод, каталог, перчить, втридорога, баловать, мальчиковый, заржаветь, оптовый, эксперт, облегчить.                                                                (5 баллов)

Задание 2

Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:

погоны, узбеки, томаты, няни, кочерги.                               (5 баллов)

Задание 3

Определите значения заимствованных слов:

автоклав, коррупция, спидвей, инвестиция, органайзер.     (5 баллов)

Задание 4

Объясните значение фразеологизмов:

1. пускать красного петуха

2. синяя птица

3. стреляный воробей

4. вешать собак

5. рядиться в павлиньи перья.                                                    (5 баллов)

Задание  5

В каких словах выделяется окончание – ий?

1.гений  2. акулий  3.свежий  4. развлечений  5. не убий.

А. 1, 2, 3.

Б. во всех словах

В. 1, 3, 5

Г. 1, 3, 4

Б. 3                                                                                                    (5 баллов)

Задание  6

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

  1. В олимпиаде победила ученица тысяча  двухсот тридцать второй школы.
  2. Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды.
  3. Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени.
  4. Каток замёрз очень быстро благодаря сильным морозам.
  5. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.                 (5 баллов)

Задание 7

В каком случае НЕ пишется слитно?

А (не) желая сознаваться

Б. книга (не) издана

В. (не) смотря  на плохое здоровье

Г. (не) прекращавшийся ни на минуту дождь.

Д. (не) должен верить.                                                                               (5 баллов)

Задание  8

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковно-славянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?                                                                 (5 баллов)

Задание 9

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отдышавшись немного (1) олень поднялся на ноги (2) и (3) шатаясь (4) пошел в сторону, но (5) не дойдя до леса (6) увидел ручей (7) и (8) не обращая на нас более внимания (9) стал жадно пить воду. (В. Арсеньев )

А. 1,5,6,7,8,9.

Б. 1,2,6,8,9.

В. 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Г. 1,3,4,5,6,8,9                                                                                                 (5 баллов)

Задание 10

Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:

очи, чело, брадобрей, ланиты, глаголет, рамена, десница, длань, шуйца, выя.  (5 баллов)

Задание 11

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х <…>

диабе́т [бье́] <…>

диа́гноз ! удар. диагно́з устар. <…>

диало́г ! удар. диа́лог устар. <…>

диане́тика [нэ] <…>

дикобра́з ! неправ. дикообра́з <…>

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] <…>

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?                                                                                                         (5 баллов)

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                                         А.Дементьев.                                                                     (20 баллов).

         Олимпиадные задания  и ответы по русскому языку для  7 класса.

                            (2009 – 2022 учебный год).

Задание 1

Определите количество звуков в словах: я, он, мал, подъезд, яма

Ответ.

1.я  —  2                          

2.он — 2                          

3.мал —  3                        

4.подъезд —  7                

5.яма  — 4                              

  Максимальный балл — 5 (  1 балл за каждый правильный ответ)

Задание 2

Определить род имен существительных:

мозоль, Сочи, кашне, шампунь, тюль.

Ответ: мозоль  — ж.р.,  Сочи — м.р., кашне — ср. р., шампунь — м.р., тюль — м.р.

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ 1 балл)

Задание 3

Выписать слова с суффиксом – чик:

кирпичик, зайчик, пончик, колокольчик, мячик, огурчик, одуванчик, шкафчик.

Ответ. В словах колокольчик и шкафчик суффикс чик. В словах кирпичик и мячик ч входит в состав корня. В словах зайчик и огурчик ч чередуется с ц и тоже входит в состав корня. В словах одуванчик и пончик суффикс вообще не выделяется.

Максимальный балл –6 (за каждое правильно найденное  слово — 3 балла)

Задание 4

Запишите сочетания слов, графически обозначая орфограммы в окончаниях глаголов.

Шипы кол…тся, осы жал…тся, хозяйка хлопоч…т,  дети хохуч…т, кузнечики стрекоч…т, туристы задерж…тся,  грустно шепч…шь,  она  застел…т ковром, (не) хоч…тся уходить, волки рыщ…т.

Ответ. Шипы колются, осы жалятся,  хозяйка хлопочет, дети хохочут, кузнечики стрекочут, туристы задержатся, грустно шепчешь,  она застелет ковром, не хочется уходить, волки рыщут.

Максимальный балл — 5 ( 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Задание 5

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1 .Начался дождь, и пришлось одеть плащ с капюшоном.

2 .От метро до нашей школы нужно добираться трёхсот шестидесятым автобусом.

3. Первая премьера пьесы состоится в День учителя.

4. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

5. У обоих учениц замечательные сочинения.

Ответ.

1 .Начался дождь, и пришлось надеть плащ с капюшоном.

2 .От метро до нашей школы нужно добираться триста шестидесятым автобусом.

3. Премьера пьесы состоится в День учителя.

4. Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

5. У обеих учениц замечательные сочинения.

Максимальный балл – 5

Задание 6

Объясните смысл образных выражений. Вспомните их происхождение.

1.Тришкин кафтан.

2.Петь дифирамбы.

3.Прокрустово ложе.

Ответ:  1). Тришкин кафтан. Басня А.И.Крылова о Тришке, который, чтобы починить полы кафтана, обрезал рукава, затем, чтобы починить рукава, обрезал полы. Значение: бесполезная попытка поправить дела.

2). Петь дифирамбы. Дифирамбы — древние хвалебные гимны. Значение : восхвалять, прославлять.

3). Прокрустово ложе. Прокруст — прозвище разбойника из греческих мифов. Он изобрёл ложе, которое объявил мерилом идеала: для кого оно было коротко — тем обрубал ноги, для кого длинно — вытягивал. Отсюда значение — мерка, под которую насильственно подгоняют что-либо.

Максимальный балл — 6 (за каждое правильное объяснение образного выражения — 1 балл, за каждое  указанное происхождение — 1 балл ).

Задание 7

 Выделите запятыми причастный оборот там, где  это необходимо

      1. Сорванная  с деревьев листва закружилась в вихре.

2.Я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.

3.Так прозрачно золотист играющий на солнце лист.

4.Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как к юмористу.

5.На берегу не осталось следов разыгравшейся между двумя людьми драмы.

Ответ:  Во втором предложении причастный оборот нужно выделить запятой:

Я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом, в остальных предложениях причастный оборот не выделяется.

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ -1 балл).

Задание 8

Указать способ образования каждого слова.

А гусиный

Б  переделать

В  тишь

Г  выплавка

Д  безлюдный

Ответ:

А гусиный — суффиксальный

Б  переделать — приставочный

В  тишь — бессуффиксный  (безаффиксный)

Г  выплавка — суффиксальный

Д  безлюдный — приставочно-суффиксальный

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ — 1 балл ).

Задание 9

Определите  слово по его лексическому значению

1.Раздел науки, изучающий происхождение и историю слов.

2.Описание чьей-либо жизни.

3.Художник, рисующий морские пейзажи.

4.Устойчивое сочетание слов.

5. Слова, употребляемые жителями одной местности.

Ответ. 1. Этимология. 2. Биография. 3. Маринист. 4. Фразеологизм.

5. Диалектные слова

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Задание 10

Укажите, сколько в стихотворении слов с окончанием  — о.

Утро.

Какао долго остывало,

Пальто валялось где попало,

Метро закрыто как назло,

Ужасно мне не повезло…

Ответ. Слова с окончанием – о:  утро, остывало, валялось, попало, закрыто, повезло.

Максимальный балл – 6 баллов (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Задание 11

Образуйте  у данных слов форму множественного числа.

 У какого слова нет  формы множественного числа?

А. небо

Б. человек

В. вино

Г. трава

Д. молоко

Ответ.

А. небо — небеса

Б. человек — люди

В. вино — вина

Г. трава — травы

Д. молоко — нет формы множественного числа.

Максимальный балл – 5 (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                         А.Дементьев.

Максимальный балл — 20.

            Олимпиадные задания  и ответы по русскому языку для  8 класса.

                                             ( 2009 — 2022 учебный год).

Задание 1

Расставьте ударения в словах:

газопровод, каталог, перчить, втридорога, баловать, мальчиковый, заржаветь, оптовый, эксперт, облегчит.

Ответ. Правильное ударение: газопровОд, каталОг, пЕрчить, втрИдорога,     баловАть, мАльчиковый, заржАветь, оптОвый, экспЕрт, облегчИть.

Максимальный балл — 5 ( за каждое правильное слово — 0,5 балла)

Задание 2

Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа:

погоны, узбеки, томаты, няни, кочерги, носки.

Ответ: погон, узбеков, томатов, нянь, кочерёг.

Максимальный балл — 5 за каждое правильное слово — 1 балл)

Задание 3

Определите значения заимствованных слов:

автоклав, коррупция, спидвей, инвестиция, органайзер.

Ответ. Автоклав — плотно закрытый сосуд для нагревания. Коррупция — продажность должностных лиц, политических деятелей. Спидвей — скоростная дорога, шоссе. Инвестиция — долгосрочное вложение капитала в какое-либо дело, предприятие

( с целью получения прибыли). Органайзер — блокнот-дневник для разного рода деловых и личных записей, заметок, писем.

Максимальный балл — 5 (за каждый правильный ответ — 1 балл)

Задание 4

Объясните значение фразеологизмов:

1).пускать красного петуха

2).синяя птица

3).стреляный воробей

4).вешать собак

5).рядиться в павлиньи перья.

Ответ.     1). Пускать красного петуха — поджечь.

2).  Синяя птица — символ счастья.

3).  Стреляный воробей — опытный, бывалый человек.

4).  Вешать собак — несправедливо  обвинять кого-либо.

5).  Рядиться в павлиньи перья — пытаться показать себя

более значительным, чем есть на самом деле.

Максимальный балл – 5 (за каждое правильное  объяснение — 1 балл)

Задание  5

В каких словах выделяется окончание – ий?

1.гений  2. акулий  3.свежий  4. развлечений  5. не убий.

А. 1, 2, 3.

Б. во всех словах

В. 1, 3, 5

Г. 1, 3, 4

Б. 3.

Ответ. Окончание – ий выделяется в слове свежий. (Б).

Максимальный балл – 5.

Задание  6

Найдите и исправьте предложения с речевыми ошибками.

1.   В олимпиаде победила ученица тысяча  двухсот тридцать второй школы.

2.   Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды.

3..  Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени.

  1. Каток замёрз очень быстро благодаря сильным морозам.
  2. На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

Ответ.

1.     В олимпиаде победила ученица тысяча двести тридцать второй школы.

2.     Вася – настоящий патриот своей баскетбольной команды

3.     Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж.

4.     Каток замёрз очень быстро благодаря сильным морозам

 5.    На ней была надета шляпа немыслимой расцветки.

Во 2 и 4 предложении речевые ошибки отсутствуют.

Максимальный балл – 5 (за каждое правильно оцененное  предложение — 1 балл)

Задание 7

В каком случае НЕ пишется слитно?

А (не) желая сознаваться

Б. книга (не) издана

В. (не) смотря  на плохое здоровье

Г. (не) прекращавшийся ни на минуту дождь.

Д. (не) должен верить

Ответ. Не пишется слитно  в  словосочетании  несмотря на плохое здоровье.

Максимальный балл — 5

Задание  8

В современном русском языке слово тучный встречается в значении ‘жирный, упитанный, богатый’. Однако в одном из церковно-славянских текстов мы находим выражение тучные капли. Что оно означает?

Ответ. Тучный – от слова туча; это слово означало также ‘дождь, ливень’. Таким образом, тучные капли – это дождевые капли, речь идёт о дожде.

Максимальный балл – 5. (За правильное толкование слова – 3 балла, за правильное историко-лингвистическое объяснение: 2 балла ).

Задание 9

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отдышавшись немного (1) олень поднялся на ноги (2) и (3) шатаясь (4) пошел в сторону, но (5) не дойдя до леса (6) увидел ручей (7) и (8) не обращая на нас более внимания (9) стал жадно пить воду. (В. Арсеньев).

А. 1,5,6,7,8,9.

Б. 1,2,6,8,9.

В. 1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Г. 1,3,4,5,6,8,9

Ответ. Правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые, в варианте Г.

Максимальный балл — 5.

Задание 10

Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:

очи, чело, брадобрей, ланиты, глаголет, рамена, десница, длань, шуйца, выя.

Ответ. Очи — глаза, чело — лоб, брадобрей — парикмахер,  глаголет — говорит, рамена -плечи, десница -правая рука, длань — ладонь, шуйца — левая рука, выя — шея.

Максимальный балл — 5 (за каждое правильное объяснение — 0,5 балла)

Задание 11

Объясните, по каким принципам выбрана и расположена следующая семерка слов.

де́ти, дете́й, де́тям, детьми́, о де́тях ! неправ. детя́м, детя́ми, о детя́х <…>

диабе́т [бье́] <…>

диа́гноз ! удар. диагно́з устар. <…>

диало́г ! удар. диа́лог устар. <…>

диане́тика [нэ] <…>

дикобра́з ! неправ. дикообра́з <…>

длинну́щий [нн] и длинню́щий [ньнь] <…>

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены такие словари?

Ответ.

Выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, [как заимствованные, так и русские]; расположение этих слов соответствует алфавитному порядку.

Как называются словари, из которых они были взяты?

Орфоэпический словарь. Словарь трудностей произношения и ударения.

Для чего предназначены такие словари?

Словарь трудностей произношения и ударения (орфоэпический) предназначен для получения справок о словах, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение, и не всегда ясно, какое из них является литературным, нормативным.

Различные словари и справочники издавались под редакцией Р.А. Аванесова и др.

1. Фиксация того, что выбраны слова, вызывающие трудности в произношении и ударении, (до 2 баллов)

2. Фиксация того, что расположение этих слов соответствует алфавитному порядку (1 балл).

3. Фиксация того, что такие словари называются орфоэпическими или словарями трудностей произношения [и ударения]  (1 балл).

4. Он содержит справки об орфоэпической норме, произношении и ударении  трудных слов, для которых в речи закрепилось двойное произношение или ударение (1 балл).

За упоминание Р.А. Аванесова и др. — дополнительный балл.

Максимальный балл — 5

Задание 12

Напишите сочинение-миниатюру на тему:

Учителями славится Россия.

Ученики приносят славу ей.

                          А.Дементьев.

Максимальный балл – 20.

Оцените статью
Олимпиада