Олимпиада русский язык 8 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Олимпиада по русскому языку 8 класс | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада 8 класс

Орфоэпия. Фонетика

1. Расставьте ударение в словах:

шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, углубить, избаловать, клала, исподволь, обеспечение, оптовый.

 (5 баллов)

2. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят,

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

(2 балла)

Лексика. Фразеология

3. Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

(2 балла)

4. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия                                          Человеколюбие

Филантропия                                Улица

Актуальный                                  Неудача

Диспут                                          Бесстрастие

Фиаско                                          Злободневный

Авеню                                           Спор

(6,5 баллов)

Морфология

5. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1) В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2)После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

(4,5 балла)

6.Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.  

             (3 балла)

Орфография. Пунктуация. Текст

7.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)тницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.

Определите тип и стиль речи.

(13 баллов)

Культура речи

8. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2) У меня сегодня праздное настроение.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4)Открывая окно, в класс влетел воробей.

(2 балла)

Творческое задание

9. Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Вы согласны с писателем? Выразите своё мнение в сочинении-рассуждении. Аргументируйте свою позицию.

(9 баллов)

Итого: 47 баллов

Ответы

  1. ШАрфы, щавЕлевый, ходАтайство, христианИн, углубИть, избаловАть, клАла, Исподволь, обеспЕчение, оптОвый

(5 баллов)

  1. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

ПолноЧноЙ пороЙ камыши шеЛесТят,

В Них жабы гНезДятся, в Них зМе[Й]и сВисТят.

14 мягких согласных (2 балла)

  1. Зарубить на носу — запомнить; мозолить глаза — надоедать; точить лясы — разговаривать; клевать носом — дремать.

(2 балла)

  1. Апатия – бесстрастие, филантропия  — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица.  Синонимы.

(6,5 баллов)

      5. Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.

(4,5 балла)

       6. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

  1. балла)

       7. В туманной дали песчаного берега тускло светились огни старинной гостиницы. Вдоль аллеи тянулась галерея с мраморной лестницей и перилами из металла алюминия. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Жжёные спички лежали на подставке серебряного подсвечника рядом со сломанными стульями. Ничто не мешало приступить к расследованию.

(13 баллов)

       8. 1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

        2) У меня сегодня праздничное настроение.

        3) Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

        4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

(2 балла)

     9. При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б.

(9 баллов)

Итого: 47 баллов

Олимпиада русский язык 8 класс | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Школьный этап  Всероссийской олимпиады школьников

                                                      по русскому языку

Задания                                      

  8 класс.

  1. Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый,  оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный,  верба,  коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.

Итого 6 баллов

2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?

А) Е.Дашкова               В)ЕкатеринаII

Б)Н.Карамзин             Г) В.Тредиаковский

Итого 1 балл

          3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

             Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно,  яичница копеечная.

             Укажите, в каких   словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится  как:

             А) [чн ];

             Б) [шн];

             В) возможны два варианта произношения  [чн — шн].

             По 0,5 балла за каждый верный пример.

            4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

                Артил…ерия,  гал…ерея,  драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,

                кавал…ерия,  пьес…а,  интел…ект, дрож…и.

Итого 2 балла

  1. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

Итого 3 балла

6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

Итого 6 баллов

7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?

1 балл

8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.

                                                                             Б.Зайцев

Итого10 баллов

9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами? 

Итого 4 балла

          10. Я глядел (во)все стороны ож..дая  увид..ть грозные б..ст..оны  башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым  забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением  4.Да вот она отвечал  ..мщик  указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к  к..м..нданту и через минуту  к..битка  ост..новилась перед деревя(н,нн)ым  дом..ком  выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же)  церкви.

        6. …Я  вошел в  чистеньк..ю  комнатку  убра(н,нн)..ю  (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене  в..сел  диплом  оф..церский  за стеклом  и в рамке;  около него красовались  лубочные картинки  предст..вляющие  взятие  Кистрина и Очакова  так(же)  выбор невесты и погр..бение кота.

1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

     3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому,  разберите его по составу.

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов

Ключи                                                                           8 класс.

1.  ЗавсегдАтай, зубчАтый,  оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный,  вЕрба,  коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.

За одно слова 0,25 балла.

Итого 6 баллов

2. А) 1 балл

           3. А) Слова, где произносится  [ЧН ] — античный, библиотечный.

               Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

             В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная  [ШН] душа.

По 0,5 балла за каждый верный пример.

           4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.  

Итого 2 балла

5. Обезболивать,                           укорачивать,

сосредоточивать,                          задабривать,

подытоживать,                              оспаривать,                                                            

обусловливать,                               осваивать,

узаконивать,                                  усваивать,

уполномочивать,                          удостаивать,

Итого 3 балла

6.  1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 0,5 балла за верно определённую группу по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимальное количество баллов – 6баллов.

7.  К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать — разноспрягаемые.

Итого 1 балл

8. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.

Итого 10 баллов.

9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.

По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

Итого 4 балла

        10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

   …Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — 2 б.

2.До 5 баллов – по нормам оценки.

3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов

Оцените статью
Олимпиада