Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 8 класса | Олимпиадные задания по русскому языку (8 класс): | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку (школьный этап) 8 класс | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)  

 8 класс

  1. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров,  досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

  1. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучный,  жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

  1. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы,  серьги,  брюки,  колготки,  ставни,  ворота,  очки,  каникулы,  сутки,  Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

  1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.
  1. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

  1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:  банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.
  1. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.
  1. Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
  2. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).
  3. Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).
  4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
  5. Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).
  1. Выберите правильный ответ. Докажите.
  1. Все имена существительные  на –о, -е относятся к среднему роду.
  2. Не все имена существительные на –о,  -е относятся к среднему роду.
  1. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

  1.  Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

  1.  Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
  1.  Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  2.  У меня сегодня праздное настроение.
  3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
  5. Открывая окно, в класс влетел воробей.
  1.  Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

 в выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

в 8 классе

  1. Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

  1. Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

  1. Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения  являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.

Оценка: по 2 балла за каждую группу  слов (макс. — 4 б.)

  1. Про-ис-хожд-ениj-э < про-ис-ход-и-ть -ениi-.

Слово происхождение образовано суффиксальным способом.

              Оценка: по 1 баллу за каждое задание (макс. – 2 б.)

  1. Между приведёнными словами существуют следующие различия:

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный,  несведущий человек.

Освоить – 1) научиться пользоваться  чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый – 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный – сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 1 балл за ответ на вопрос (макс. – 5 б.)

  1. Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

  1. 1) Местоимение; 2) частица; 3) частица; 4) местоимение; 5) частица.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс.- 2, 5 б.)

  1. Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду. Например, несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения: Осло (город – м.р.), Токио (город – м.р.), торнадо (ветер – м.р.), кофе (м.р.), маэстро (м.р.) и т.д.

            Оценка:  1 балл (макс. – 1 б.)

  1. Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв;  финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

  1.  На всех парах – «очень быстро» (синонимы: одним махом, во весь дух, со всех ног, на всех парусах;антонимы: черепашьим шагом, еле-еле душа в теле, нога за ногу).

От горшка два вершка – «маленький» (синонимы: с булавочную головку; антонимы: с коломенскую версту).

В большом горшке на донышке –«очень мало» (синонимы: кот наплакал, с гулькин нос; антонимы: сорок сороков, куры не клюют, сила несметная).

Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение значения и за каждый пример синонимов и антонимов (макс. – 4,5 б.)

  1.  1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

        2)У меня сегодня праздничное настроение.

        3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

               4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

  1.  1) Н.В. Гоголь, великий русский писатель, — автор комедии «Ревизор».

2) Н.В. Гоголь – великий русский писатель, автор комедии «Ревизор».

Оценка: по 1 баллу за каждое предложение (макс. – 2 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ – 41 балл.

Олимпиадные задания по русскому языку для учеников 8 класса | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

ЗАДАНИЕ 1. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1)В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

За каждое выписанное существительное — 1 балл (Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.)

ЗАДАНИЕ 2.

Вот первые слоги двусложных слов: КА-, ПИ-, ПО-, а вот вторые: -НАЛ, -РОГ. Сколько разных существительных можно получить, соединяя первые слоги со вторыми? (А)1; (Б) 2; (В) 3: (Г) 4; (Д) 5. (Канал, пирог, пенал, порог. Ответ Г)

2 балла

ЗАДАНИЕ 3.

Пятеро гномов гуляли по лесу. Вдруг навстречу им — дракон. Первый гном    потом рассказывал: «Увидев его, мы оторопели»; второй: «Увидев его, мы обмерли»; третий: «Увидев его, мы обомлели»; четвёртый: «Увидев его, мы ошеломели»; пятый: «Увидев его, мы оцепенели». Какой из гномов употребил в своём рассказе несуществующий глагол? (А) первый; (Б) второй; (В) третий; (Г) четвёртый; (Д) пятый.

3 балла. Ответ — Г

ЗАДАНИЕ 4. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

  1. В комнату вошла Марина с приказом спать. 2) Утром спросонок он никак не мог осознать, где находится. 3) Думаю, гражданин, вы войдете в такое положение и наймете его стричь табун. 4) Написать записку по-французски казалось ей неуместным. 5) Он договорился встретиться с братом в полдень.

3 балла. Ответ —  1)спать-опр. 2) осознать-сказ. 3) стричь — обст. 4) Написать — подл. 5) встретиться-доп.

ЗАДАНИЕ 5. Как по-другому называют аристократию?

(А) доблесть: (Б) знать: (В) честь: (Г) челядь: (Д) дворня.

4 балла. Ответ — Б

ЗАДАНИЕ 6.Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ.

Превзошли, утомлён, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ — по-англ-ий-ск-и, в-люб-л-енн-ый (л-эпентетикум) , пре-взо-ш-л-и, улыб- ну-л-0-ся

ЗАДАНИЕ 7.Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

1)Недалеко виднелся кустарник, а дальше – худенький, ещё сквозной лесок. 2) Девушке страшно. Закрылась платочком. 3) Даша забыла, зачем пришла. 4) – Вы приехали из России? – Да, из России. 5) Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ —  а дальше – худенький, ещё сквозной лесок (пропущено сказуемое виднелся). 2)  Закрылась платочком (пропущено подлежащее девушка). 3) … зачем пришла (пропущено подлежащее Даша). 4) – Да, из России (пропущены подлежащее я и сказуемое  приехал). 5) Берлогу – медведь (пропущено сказуемое ищет).

ЗАДАНИЕ 8. Какое из тих словосочетаний является устойчивым оборотом?                              

 (А) путевая нить; (Б) путевидная нить; (В) путеводная нить; (Г) нитевидный путь; (Д) нитевой путь.

3 балла. Ответ — Г

ЗАДАНИЕ 9. В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ — Каталог, квартал, новорожденный, столяр, мусоропровод.

ЗАДАНИЕ 10. Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

За каждый верный ответ – 3 балла. Ответ — Метафора – блестящий успех, рассеянный взгляд, идет дождь. Метонимия – внимательная аудитория, служебный вход.

ЗАДАНИЕ 11. В какой из фраз выделенное существительное употреблено в современной литературной форме?

(А) Входит Маша, в шляпке под вуалем, и останавливается, не дойдя до середины комнаты (И. С. Тургенев. «Холостяк»).

(Б) А уж дуэлем или просто ножом достигну я её,     мне было всё равно(А. И. Герцен, «Былое и думы»).

(В) Полицеймейстер, в мундире без эполет, держит рапорт о благосостоянии города: правитель канцелярии с портфелью ждёт у дверей кабинета… (Герцен  «Записки одного молодого  человека»).

 (Г) Анна Петровна сидит за роялью, склонив голову к клавишам (А. П. Чехов, «Безотцовщина»).

 (Д) Орган плох, а в других церквах он заменяется виолончелью и флейтой  (И. А. Гончаров, «Фрегат Паллада»).

5 баллов

ЗАДАНИЕ 12.  Какой из этих устойчивых оборотов означает не то, что остальные? (А) поминай как звали; (Б) ищи ветра в поле; (В) ступай откуда пришёл; (Г) ищи-свищи; (Д) след простыл.

2 балла . Ответ — В

ЗАДАНИЕ 13. Какой частью речи может быть выражено определение? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ — определение в предложении может быть выражено следующими частями речи:прилагательными, причастиями,порядковыми числительными, притяжательными местоимениями.

ЗАДАНИЕ 14.Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.    

За каждый верный ответ – 1 балл. Ответ — Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

 ЗАДАНИЕ 15.  В какой из этих пар глаголы представляют собой синонимы?

(А) окрыситься и набычиться; (Б) набычиться и озвереть; (В) озвереть и осоветь; (Г) осоветь и осоловеть; (Д) осоловеть и окрыситься.

3 балла. Ответ — Г

ЗАДАНИЕ 16.  Как выглядит форма повелительного наклонения глагола ездить? (А) поезжай; (Б) ехай; (В) ездий; (Г) езди; (Д) едь.

2 балла. Вариант -А

ЗАДАНИЕ 17.

Даны словосочетания, каждое из которых имеет определенное значение. Сгруппируйте словосочетания на основе общности этих значений. Обоснуйте свой ответ.

Чтение книг, свист паровоза, анализ стихотворения, книга брата, чашка чаю, крик чайки, дом отца, командир дивизии.

6 баллов. Ответ — 1. Чтение книг, анализ стихотворений —  действие и объект, на который направлено это действие.

2. Свист паровоза, крик чайки — действие и субъект, выполняющий это действие.

3. Книга брата, дом отца — предмет и лицо, которому принадлежит этот предмет.

4. Чашка чаю — количество.

5.Командир дивизии — часть целого.

ЗАДАНИЕ  18.

Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

Повесить голову, держать нос по ветру, повесить нос, как в воду опущенный.

Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ — ходить по острию ножа Держать нос по ветру Валять дурака

ЗАДАНИЕ 19. Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение. 1)По этим улицам будут ходить новые автобусы. 2)Мальчишки продолжали гонять мяч. 3) Мы сразу стали тише и взрослей. 4) Через час он пришёл в себя.

За каждый верный ответ – 2 балла. Ответ — 1)По этим улицам будут ходить новые автобусы (простое глагольное сказуемое, выраженное сложным будущим временем). 2)Мальчишки продолжали гонять мяч (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и инфинитивом). 3) Мы сразу стали тише и взрослей (составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой и именной частью). 4) Через час он пришёл в себя (простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом).  

ЗАДАНИЕ 20.Составьте  текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 7 б.

ЗАДАНИЕ 21. Какое из этих названий рек обладает особенностью склонения,отличающей его от четырёх других названий?(А) Амур; (Б) Дон; (В) Евфрат; (Г) Рейн;(Д )Тигр. 2 балла. Ответ – Б.

Оцените статью
Олимпиада