Олимпиадные задания прошлых лет для подготовки к республиканскому этапу

Олимпиадные задания прошлых лет для подготовки к республиканскому этапу Олимпиада

2021−2022 год

Республиканская олимпиада по учебным предметам

Прошлогодние олимпиадные задания помогут тебе сориентироваться, что ожидать от этого вида интеллектуального конкурса. Удачной подготовки!

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Каталог учебных заведений Адукар

Курсы подготовки к ЦТ 2022

Тренируйся решать тесты в ЦТ онлайн

Журналы, которые выписывают учителя-предметники

Возможно, твой преподаватель выписывает специализированный журнал по своему предмету. Для учителей белорусского языка и литературы это «Роднае слова» или «Беларуская мова і літаратура». Для учителя-географа обязательное чтиво — журнал «Геаграфія».

И так по каждому предмету. Так вот. В них есть отдельные рубрики «Готовимся к олимпиаде», «Олимпиады, турниры, интеллектуальные соревнования» или подобные. Ты можешь попросить учителя поделиться с тобой этими заданиями. Возможно, часть журналов хранится в школьной библиотеке.

Задания для российско-белорусской олимпиады по русскому языку. 9 класс | олимпиадные задания по русскому языку (9 класс): | образовательная социальная сеть

Образец заданий для Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку

Шифр _________________

Задание 1. Укажите лингвистический термин по его определению.

1. Сложносокращенное слово, составленное из начальных элементов — ______________________________________.

2. Созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие структурное сходство, но различающиеся своим значением — _________________________________________________________________ .
3. Перенос наименования по признаку количества: часть вместо целого и наоборот — ______________________________________________________.
4.  Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления — _________________________________________________________________. 

5. Соответствие фонетического состава фразы (чаще всего стиха) изображаемой картине — _________________________________________.

Задание 2. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки.

Река вдоль которой мы пошли то и дело круто поварачивала то вправа, то влева, поблескивающее зеркало её упиралось в дали то в зарасли ивняка, то в песчанный обрыв. Через пол-часа нас уже окружал сосновый лес.

Безмолвно и тихо было в этом лесу. Там высоко, высоко, где яркая зелень сосновых крон оттенялась яркой белезной облаков может и бродили какие-то ветерки, у нас, внизу, было совершенно безветренно. В не подвижном воздухе крепко пахло мёдом, и некоторое время мы не могли решить откуда исходит медвянный запах.

Рядом с дорогой по обе стороны от неё тянулись необыкновенно-ухожанные, разметенные тропы, да еще в роде и посыпанные песком. Стоило ударить палкой по сосновой ветке как тот час густое жёлтое облако окружало нас, это было цветение сосны. Медленно оседала в безветрие золотая пыльца.

 Задание 3. Даны русские слова: болото, проволока, провод, владыка, влажный, обод, водяной, обладать, оболочка, поладить.

1)Найдите среди них три пары слов, восходящих к одному и тому же древнему корню.

________________________________________________________________________________

2) Что мог первоначально означать глагол витать ( ср. выражение витать в облаках)?________________________________________________________________________

Задание 4. Будем говорить, что два слова входят в один грамматический класс, если эти слова могут изменяться по одинаковым грамматическим категориям (падеж, число, время и т.д.).

 Разбейте на грамматические классы следующие слова: верблюд, который, кто, лисий, мужичьё, некто, пятый, пять, синий, три, четыре.

 Для каждого класса укажите, по каким  грамматическим категориям изменяются слова, в него входящие.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание  5. Слова, перечисленные ниже, существовали в древнерусском языке и сейчас не употребляются или имеют ограниченное употребление, но некоторые производные от них сохранились. Назовите производные от этих слов.

1) велий «большой»_____________________________________________________________

2) перст «палец»_______________________________________________________________

3) вага «вес, тяжесть»____________________________________________________________

4) шелом «шлем»________________________________________________________________

Задание 6.  Даны русские сложноподчиненные предложения с придаточными определительными разбитые на две группы (А и Б) по некоторому признаку.

 Группа А.

1. Участник олимпиады устал от решения последней задачи, над которой он трудился более часа.

2. В аудиторию вошёл председатель оргкомитета олимпиады, которого нельзя было узнать.

3. Со всеми вопросами участник олимпиады обращается к дежурным, которые и решают, что делать.

 Группа Б.

1. Призами наградили школьников, которые хорошо решили достаточное количество задач.

2.Школа занимает здание, которое было построено ещё до войны.

3. В этом списке указаны фамилии лиц, которых оргкомитет будет ждать на II туре олимпиады.

 Определите, к какой группе (А или Б) принадлежит каждое из следующих предложений.

1. (   ) Каждый участник олимпиады заполняет титульный лист, на котором указывает своё имя, фамилию, класс и школу.

2. (      ) Я всегда завидовал людям, которые умеют решать задачи на дагестанские языки.

Задание 7. Даны слова: читать, защищать, высокий, любить, новый, вращать, красить, глубокий, белый, изобретать, лечить, длинный, учить, радовать, лихой, класть, почесать, быстрый, целовать, шептать, поить, глубина, почесаться, врач, радоваться, лихость, маляр, целоваться, новизна, учитель, лежать, пациент, читатель, возлюбленный, вращаться, защищаться, изобретатель, шептаться, пить, высота, белизна, длина, скорость.

Приведенные выше слова можно организовать в пары так, чтобы второе слово каждой пары могло быть естественно объяснено через первое. Например,  учить — учитель, т.к. учитель —  «тот, кто учит«.

Организуйте эти слова в пары.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание  8.  Так уж повелось, что, к сожалению, букву Ё  постоянно в книгах и газетах заменяют  буквой Е. Немудрено вообще забыть, где пишется Е, где Ё. Укажите (подчеркните), в каких словах пишется и произносится только Е:

Опека, афера, челн, новорожденный.

 Задание 9. В каждом  ряду выберите (подчеркните) по одному слову, которое является «лишним».

1) По количеству звуков: июль, яма, съём, печь, крюк.

2) По количеству согласных звуков: площадь, рдяной, объездчик, сияние, решиться.

3) По твёрдости/мягкости согласных звуков: умываться, шимпанзе, центнер, протеже.

4) По глухости/звонкости  согласных звуков: сдала, разжигаем, изморозь, молотьба.

5) По «соседству» двух гласных звуков: поэт, приём, какао, вуаль, киоск.

Задание 10. В каких словах (подчеркните) количество морфем соответствует количеству звуков? Приведенные слова — глаголы.

Снять, три, въезд, сжал, увёз.

Задание 11. Какие речевые и грамматические ошибки допущены в рекламных слоганах?

1) Голод, жажда — не беда! В «Хрустик» лучшая еда! __________________________________________________________________

2)Каждому костюму сорочка в подарок.

_________________________________________________________________

3) В наших босоножках вы будете как денди!

 ________________________________________________________________

Задание 12.      

А.Н. Петров 

 Б.М. Петров

Г.К. Петров

К.М. Петров

К.Т. Петров

М.М. Петров

М.Н. Петров

Н.М. Петров

Н.К. Петров

Н.Т. Петров

Т.М. Петров  

  являются представителями одного рода.  Составьте  генеалогическое  древо ( схему родства) рода Петровых, если известно, что у каждого отца было два сына; внуков у основателя рода четыре, а у его сыновей — по два.

Задания прошлых лет, выложенные в сеть

В открытом доступе в интернете есть база олимпиадных заданий за 2022−2020 учебные годы по всем предметам. Они могут находиться либо на сайте отдела образования определённого района, либо на сайте школы. Поэтому вводи в поисковую строку запросы «Олимпиадные задания для школьников Беларуси», «Материалы для подготовки к олимпиаде» и изучай сайты. Вот что удалось найти нам:

2022 год (школьный этап)

Биология

Немецкий язык

Английский язык

География

Обществоведение

История

Трудовое обучение

Астрономия

Математика

Физика

2022−2022 год

Школьный этап олимпиады по учебным предметам

Районный этап олимпиады по учебным предметам

2022−2022 год

Районный этап олимпиады по учебным предметам

Областной и республиканский этапы

2022−2022 год

Школьный этап олимпиады по учебным предметам

Районный этап олимпиады по учебным предметам

Третий и четвёртый этапы

2022−2022 год

Школьный этап олимпиады по учебным предметам

Районный этап олимпиады по учебным предметам

Областной и республиканский этап

2022−2020 год

Школьный этап олимпиады по учебным предметам

Районный этап олимпиады по учебным предметам

Областной этап олимпиады по иностранным языкам, русскому, белорусскому, истории и обществу

2020−2021 год

Областная олимпиада среди учащихся 4−9 классов учреждений общего среднего образования

Республиканская олимпиада по учебным предметам

Олимпиада по русскому языку 9 класс | олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Русский язык. 9 КЛАСС

 Часть 1. Вопросы и задания

1.      В словах шило, жир шипящие твердые, а последующий гласный указывает на их мягкость; в словах чаща, чудо, щука шипящие – мягкие, однако гласные  указывают на их твердость.

1.1. На каком принципе русской орфографии основано написание этих слов?

1.2. Как произносились эти шипящие в прошлом?

2. М. Горький, прочитав в рукописи молодого писателя фразу Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий и истошно кричал: «Братцы, щуку поймал!», заметил: «Первая щука – явно лишняя».

 2.1. Что имел в виду писатель?

 2.2. Как называется раздел языкознания, изучающий такие явления?  

3. Сколько имен прилагательных в предложении: Все тише ребячьи голоса, что слышны из небольшой соседней комнаты?

Определите разряд каждого  прилагательного. 

4. Составьте предложения со словами стоя, лежа, сторожа так, чтобы эти слова выступали в роли разных частей речи. 

5. Определите синтаксическую функцию инфинитива:

     1) Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей.

     2) Теперь опять в нем родилась надежда найти отца.

     3) Секретарь попросила посетителя подождать в приемной.

     4) Смотреть – время терять.

     5) Я приказываю экипажу прыгать с парашютами. 

6. Подберите фразеологические антонимы:

бросить якорь – …

         витать в облаках – …

         кот наплакал – ….

         у черта на куличках – …

7. Вместо точек вставьте слова, которые одновременно являются синонимами для своих «соседей»:

      1) битва (…) ругань;

     2) гримаса (…) снаряд;

     3) нежить (…) шалить;

     4) изогнутый (…) одноглазый;

8. Связаны ли этимологически латинские слова гладиолус и гладиатор? Известно, что русское название  цветка – шпажник, а польское мечик. Восстановите первоначальное (буквальное) значение слов гладиолус и гладиатор. 

9. Приведите примеры рекламного текста, которые запомнились Вам лучше всего. Объясните причины их легкой запоминаемости, учитывая те языковые явления, которые лежат в основе этих рекламных текстов.

10. Какой стилистический прием использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?

 Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.

Часть П. Работа с текстом

Прочитайте фрагмент рассказ В.Белова «Маникюр» и выполните приведенные ниже задания.

Ох, уж не утерплю, расскажу, как я в Москву-то слетала! Десять годов сбиралась, не могла удосужиться. А тут не глядя свернулась, откуда что и взялось. Отпуск в конторе начислили. Я рукавицами  хлоп только меня и видели! Мужика с детками, все хозяйство оставила, из-под коров да под самый Кремль! Поехала к брату  он у меня полковник. Моложе меня. А давно на пенсии; делать-то ему нечего  вот обрадел! Я телеграмму-то дать постеснялась. «Ой, ты?!  говорит.  Кабы ты,  говорит.  была с головой,  сообщила бы. Я бы,  говорит,   на машине тебя с вокзала увез. Только свистнуло бы!»  «Ну,  говорю,  не велика и баронь, дошла и пешком». Дошла-то дошла, а намаялася. Дорогу-то мне указывают, да по-разному все: один говорит  влево, девушка, другой  вправо, гражданка, третий скажет  тетка, дуй напрямик!

        Задания

3.      Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

4.     Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

5.     Охарактеризуйте функциональную роль просторечных языковых

     средств в этом тексте.

6.     Какова авторская позиция (оценка)  по отношению к героине?

7.     Передайте рассказ героини литературным языком. К чему привело подобное изменение ? Дайте свою оценку.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 9  класс

                                       Ключи к вопросам и заданиям

Часть 1

1.1 Написание этих слов основано на традиционном принципе русской орфографии.

1.2 Традиционное правописание зафиксировало старое произношение этих шипящих: ш, ж произносились мягко, а  ч, щ – как твердые согласные.  

Оценивание:

За правильный ответ на вопрос 1.1 – 2 балла.

За правильный ответ на вопрос 1.2 – 3 балла.

Максимальное количество баллов – 5 баллов. 

2.1 Писатель имел в виду случайное созвучие чащу кустарника и щуку, которое здесь является лишним, потому что снижает благозвучие фразы.

2.2 Эвфония (eu – «хорошо», phone – «звук») – благозвучие. Раздел языка, изучающий такие явления, называется фонетикой.

Оценивание:

За правильный ответ на вопрос 2.1 – 3 балла.

За правильный ответ на вопрос 2.2 – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

 3. В данном предложении 5 прилагательных:

тише – качественное

ребячьи – притяжательное

слышны – качественное

небольшой – качественное

соседний – относительное

  Оценивание:

За указание верного количества прилагательных – 1,5 балла.

За верное определение разряда каждого прилагательного  – 0,5 балл.

Максимальное количество баллов – 4 балла.

4. Данные слова могут выступать в роли деепричастия, существительного и наречия.

Примеры употребления:

Не люблю есть стоя. – Стоя на остановке, я всегда читаю

Вредно читать лежа. – Лежа на диване, я могу дотянуться до стола.

Сторожа склад, Иванов мог иметь доступ к этим товарам. – Сторожа объединились в профсоюз. 

Оценивание:

За каждое верное указание части речи  – 0,5 балла.

За каждый верно приведенный пример  – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 7,5 баллов. 

5. 

1) обстоятельство;

2) определение;        

3) дополнение;

4) подлежащее и сказуемое;

5) дополнение.

 Оценивание:

За каждую верно указанную синтаксическую функцию инфинитива – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 3 балла.

6.        бросить якорь – поднять паруса

         витать в облаках – спуститься с небес на землю

         кот наплакал –  куры не клюют

         у черта на куличках – под самым носом 

Оценивание:

За каждый верный ответ – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 2 балла.    

7.     1) брань;

2) мина;

3) баловать;

4)кривой.

 Оценивание:

За каждый верный ответ  – 0,5 балла.

Максимальное количество баллов – 2 балла. 

8.  Эти слова связаны этимологически. Если другие названия цветка связаны с понятием меч (мечик) и шпага (шпажник), то можно предположить, что слово гладиолус имеет буквальное значение «меч, шпага». Если учесть, что название шпага более позднее, то можно остановиться на значении «меч». И в польском, и в русском названии цветка отмечаются суффиксы с уменьшительным значением, которые также здесь имеют значение «подобия» в названиях предметов, похожих по внешнему виду (цвету, форме, расположению и т.п.) на мотивирующее слово. Таким образом, мечик – это «маленький меч», а шпажник (сравните шпажка) – «маленькая шпага». Следовательно, можно предположить, что гладиолус также означает буквально «маленький меч».

         Теперь легко восстанавливается связь слов гладиолус и гладиатор: гладиатор первоначально – «боец, воин, орудующий, сражающийся мечом». 

Оценивание: Максимальное количество баллов за наиболее точное и обоснованное объяснение – 10.

   9.  Запоминаемость рекламных текстов (в т.ч. слоганов) обеспечивают  следующие особенности организации речи: ритм (Пепси, пейджер, MTV, подключайся; Танки грязи не боятся), рифма (Свежее дыхание облегчает понимание; Не тормозни – сникерсни), звукоподражание  (Галина Бланка – буль-буль), антитезы и антонимы (Имидж ничто – жажда все; Хватит говорить – начинайте жевать), паронимические созвучия, паронимия (Чистота – чисто Тайд; Шок – это по-нашему), употребление стилистически окрашенной лексики (слов молодежного сленга, арготизмов, диалектизмов) и т.п..  

Оценивание:

За каждый верно приведенный пример рекламного текста – 0,5 балла

За каждый верно указанный языковой прием – 2 балла.

Максимальное количество баллов за задание – 10.

10. Для создания комического эффекта А.П. Чехов использовал инверсию.

Оценивание: За верный ответ – 2,5 балла

Максимальное количество баллов за первую часть – 50 баллов.

                                    Часть П.

1.      Художественный стиль. Аргументация должна быть связана с указанием на особую эстетическую функцию стиля, на ведущую стилистическую особенность языка (образность) и на наиболее яркие средства ее воплощения (например,  использование просторечия  и средств обиходно-разговорного стиля для   создания образа героини).

Оценивание. Правильно определен стиль – 1 балл; каждый  аргумент – по 1 баллу. Максимум – 4 балла. 

2.     Тип речи –повествование, поскольку это – рассказ о событии. Речь динамична; динамизм достигается за счет использования глаголов действия сов.вида пр.вр. и глагольного междометия хлоп.

Оценивание. Правильно определен тип речи  – 1 балл; каждый  аргумент – по  1 баллу. Максимум – 5 баллов.  

3.     Просторечие  используется  для стилизации речи героини. Цель приема в том, чтобы придать рассказу колорит подлинности: рассказывает о событии персонаж, используя характерные для него привычные формы речи.

Оценивание. За определение приема – 1 балл. За интерпретацию его назначения – 2 балла. Максимум – 3 балла.

4.     Авторская оценка выражена косвенно, всей совокупностью языковых и речевых средств текста: героиня обрисована с большой теплотой и симпатией. Оценки, которые дает героиня, по-видимому, разделяет и сам автор.

Оценивание .Максимум 3 балла

5.     Примерный вариант: Не могу утерпеть, должна рассказать, как в Москву съездила. Десять лет собиралась и никак не могла решиться. А затем сразу, в один миг, собралась. Даже непонятно, как все получилось. Пошла в контору, отпуск оформила  и нет меня. Мужа с детьми, хозяйство  все оставила. И отправилась в Москву…

Эксперимент по изменению текста показывает: 1) литературно обработанный текст более правильный, но менее выразительный; 2) образ героини, если ее рассказ передать правильным литературным языком,  теряет многие черты индивидуальности.

Оценивание. За корректный образец литературно обработанного текста – 5 баллов .За объяснение экспериментального эффекта – 5 баллов. Максимум – 10 баллов.Максимальное количество баллов за вторую  часть – 25 баллов.

МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ ЗА ВСЮ РАБОТУ  – 75 БАЛЛОВ

Олимпиада по русскому языку с ответами. 9 класс.

I. Нормы русского литературного языка

1. Иногда приходится слышать, как приведённые ниже слова произносят с таким ударением:

Компас, арест, полифония, дело возбуждено, торец, коклюш

Всегда ли такое ударение является ошибочным? Свой ответ аргументируйте.

2. Найдите предложения, где есть грамматические ошибки. Исправьте их. Свой ответ аргументируйте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое

3. Определите по фонетической транскрипции, какой из вариантов является произношением старомосковским, а какой – современным:

[шыгат’], [шагат’]; [падм’иг’иват’], [падм’иг’ават’], [мойус], [мойус’].

4. Даны слова:

моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.

В каких словах пропущена буква н?

II. История русского языка

1. Найдите в тексте устаревшие формы слов. Соотнесите эту грамматическую форму с современной.
А) Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Иную жизнь и берег дальний.
(А.С. Пушкин «Не пой, красавица, при мне…»)
Б) Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

2. Слово «инженер» является заимствованным.
А) Из какого языка заимствовано слово «инженер» и каково его первичное значение?
Б) В 1647 г. в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается уже в другом значении.
В) Определите, в каком значении слово «инженер» употреблялось в 1647 г., а также в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
-А каков Германн!- сказал один из гостей, указывая на молодого инженера…
— Вы его знаете? – спросила Лизавета Ивановна.- Нет! Он военный или статский?
— Военный.
— Инженер?
— Нет. Кавалерист.
— А почему вы думали, что он инженер?
Г) В каком значении слово «инженер» употребляется в современном языке? 

3. Объясните, что означает выражение отделять плевелы от пшеницы? Каково его происхождение? Когда оно употребляется в современном языке? Приведите примеры.

III. Язык художественных произведений

1. Какие фонетические явления лежат в основе построения скороговорки. Назовите их и проиллюстрируйте своими примерами.

2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Прощанье».

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Бегут меняясь наши лета,

Меняя все, меняя нас,

Уж ты для своего поэта

Могильным сумраком одета,

И для тебя твой друг угас.

Прими же, дальняя подруга,

Прощанье сердца моего,

Как овдовевшая супруга,

Как друг, обнявший молча друга

Пред заточением его (1830 г.).

А) Проведите лингвистический анализ стихотворения ( речеведческий, языковой).

Б) Объясните роль глаголов в форме инфинитива в первой строфе.

IV. Современный русский язык

1. Укажите особенности разговорного стиля в стихотворении А.С. Пушкина «Любопытный».

— Что ж нового? «Ей-богу, ничего».

— Эй, не хитри: ты, верно, что-то знаешь,

Не стыдно ли, от друга своего,

Как от врага, ты вечно все скрываешь.

Иль ты сердит: помилуй, брат, за что?

Не будь упрям: скажи ты мне хоть слово…

«Ох! Отвяжись, я знаю только то,

Что ты дурак, да это уж не ново».

2. Даны литовские глаголы и их переводы на русский язык:

glausti – прижимать, neglausti – не прижимать, rodytis – казаться, nesirodyti – не казаться, saugoti – беречь, nesisaugoti – не беречь.

Как будет по-литовски: Не прижиматься? Беречься?

3. Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке?

Рвать — … прерывистый

4.Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.

Много — ….

Обмануть — …

5. Прочитайте фрагмент поэмы Е. Баратынского «Бал».

Страшись прелестницы опасной,

Не подходи: обведена

Волшебным очерком она;

Кругом ее заразы страстной

Исполнен воздух!

О каком очерке идет речь? Какие значения слова «очерк» вы знаете?

6.Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово,

Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

7. Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

Свой ответ аргументируйте.

8.Расставьте знаки препинания. Найдите главные и придаточные предложения. Определите вид придаточных предложений. Свой ответ аргументируйте.

А) Александр не любил когда Горчаков переписывал его стихи похваливая. (Ю.Тынянов)

Б) И он вздохнул о прежних днях когда он жил страстям чужой с природой жизнию одной. (М.Лермонтов)

В) Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин)

V. Творческая работа

Напишите сочинение-миниатюру в публицистическом стиле в жанре очерк на тему «Книга».

Ответы.

I. Нормы русского литературного языка

1.
Приведённые слова с таким ударением употребляются только в профессиональной деятельности людей. Однако такое ударение является ошибочным, потому что есть литературные орфоэпические нормы языка. Согласно этим нормам слова надо произносить так:

КОмпас, арЕст, полифонИя, дело возбужденО, торЕц, коклЮш.

2.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Грамматическая ошибка: глагол увидеть требует винительного падежа: увидеть (что?). Художник увидел то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть.

Б) Ходили слухи о том, что Иван Сусанин родом из здешних мест.

В этом предложении грамматической ошибки нет.

В) Художник ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

В этом предложении грамматической ошибки нет.

Г) Читая данный текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

Грамматическая ошибка: неверная форма употребления деепричастия. Когда я читал этот текст, у меня сложилось приятное впечатление о главном герое.

3.
Старомосковские: [шыгат’],[падм’иг’ават’],[мойус].

Современные: [шагат’]; [падм’иг’иват’]; [мойус’].

Полностью или частично оказались утраченными к настоящему времени:

1. Произношение редуцированного [Ы] вместо современного редуцированного [А] (обычно он обозначается значком «крышечка» [^] ) в первом предударном слоге на месте ударного [А] — см. 1 пара.

2. Произношение твердых заднеязычных [к, г, х ] с последующим редуцированным гласным на месте [а] вместо современных мягких [ к’, г’, х’] с последующим гласным [и].

3. Произношение твердого [с ] вместо современного мягкого [ с’] в возвратных формах глагола.

4.
Мошенник, племянник, бесприданница.

II. История русского языка

1.
А) Оне — во времена А.С. Пушкина (и в современном русском языке) форма устарела. Оне – местоимение 3 лица женского рода множественного числа. Оне – она.

Б) На конь – устаревшая форма существительного 3 склонения в В.п.
На конь – на коня.

2.
А) Слово «инженер» является заимствованием из немецкого языка.В XVIII веке это слово пришло в немецкий из старофранцузского, где слово «инженер» означало «искусный изобретатель, остроумный выдумщик» (это первое значение слова).
Б) В 1647 г. в «Актах Московского государства» и в «Учении о хитрости ратного строения пехотных людей» это слово встречается в значении «специалист по военной технике, по осаде крепостей или их защите». ( Это значение можно определить по названию документа «Учение о хитрости ратного строения пехотных людей».) В эпоху Петра I слово «инженер» в значении «специалист по военной технике, по осаде крепостей или их защите» окончательно было освоено русским языком.
В) В повести А.С. Пушкина «Пиковая дама» слово «инженер» обозначает прежде всего военного специалиста. Герман – сапёр. В 1881 г. слово инженер закрепилось в значении «ученый строитель». В словаре В.И. Даля мы найдем: военный инженер, гражданский инженер, горный инженер, корабельный инженер, инженер – механик.
Г) В современном русском литературном языке инженером называют специалиста в какой-либо области техники с высшим образованием. Наряду с наименованием типа инженер-электрик, инженер-строитель и т.п. появились новые названия инженерных профессий: инженер-программист, инженер-электронщик, бортинженер.

3.
1. Выражение отделять плевелы от пшеницы пришло в русский язык из Евангелия. В притче о пшенице и плевелах есть такие слова: «Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь, а пшеницу уберите в житницу мою». Эти слова и стали источником фразеологизма — отделять плевелы от пшеницы.

2. Современное значение — отделить плохое от хорошего, вредное от полезного (плевелы – сорная трава, скорее всего «куколь», которой можно отравиться). Первоначальное значение по Евангелию: «отделять дьявольское от божеского».

III. Язык художественных произведений

1.
Скороговорка – народно-поэтическая шутка, основанная на аллитерациях: на умышленном повторе трудных для произношения звуков в словах. В этом состоит комический эффект. Например: На дворе трава, на траве дрова. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

2.
Ответ на вопрос носит творческий характер.

Б) Душевное состояние героя и характер его отношения к возлюбленной выражены в первой строфе с помощью глаголов дерзаю мысленно ласкать, будить мечту…, …любовь воспоминать. Выбор слова дерзать очень знаменателен. Слово это книжное, окруженное высоким ореолом: проявление воли, которое можно назвать «дерзновенным», требует отваги, большого напряжения душевных сил. «Дерзновенность» вызова «образа милого» может быть связана с «сердечной болью», требовать от героя напряжения его душевных сил. Глагол будить (мечту сердечной силой) в своем переносном употреблении вошел в общий язык со значением «возбуждать какое-нибудь чувство, состояние». Представляется, что здесь мы сталкиваемся у Пушкина с оживленной метафорой, опирающейся на прямое значение слова «заставлять проснуться», что сообщает действию большую напряженность («сердечной силой»). По существу каждое из этих сочетаний — повтор одного широкого смысла, различное лексическое выражение которого обогащает выражение психологического состояния героя и его отношения к возлюбленной. (См. книгу А.Д. Григорьевой и др. «Язык русской лирики 19 века», Просвещение, М., 2002 г.)

4. Современный русский язык

1.
Разговорный стиль проявляется в следующих особенностях:

Диалог.

Лексика, имеющая разговорную окраску: помилуй, дурак; глаголы повелительного наклонения — не хитри, отвяжись.

Экспрессивно-эмоциональная лексика: междометия — ей-богу, эй, ох.

Риторические обращения, вопросы, восклицания.

Порядок слов в предложении свободный.

Неполные предложения.

2.
Не прижиматься – nesiglausti, беречься-saugotis.

Глаголы не прижиматься и беречься – возвратные, значит надо выяснить, как образуются возвратные глаголы в литовском языке. Сравнивая формы rodytis- nesirodyti, можно понять, что возвратность выражается с помощью показателя –s, присоединяемого к положительной форме глагола, или при помощи показателя –si, вставляемого между отрицательной приставкой и корнем. Такие показатели (их называют в лингвистике амбификсами) могут «гулять» по слову и ставиться то перед корнем, то после него. Это мы и видим в приведённых глаголах. Осталось построить требуемые формы: не прижиматься = ne возвратность si корень glausti = nesiglausti, беречься – saugoti возвратность is = saugotis

3.
Не хватает двух звеньев: прервать – прерывать. Полная цепочка выглядит так: рвать — прервать – прерывать – прерывистый.

4.

Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т.д. (17 фразеологизмов).

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т.д.

(34 фразеологизма.)

5.
Волшебный очерк – контур.

В современном русском языке слово очерк имеет три основных значения:

1. Контур, очертание.

2. Описание, изложение, исследование обзорного характера, дающее общее представление о сути какой-нибудь темы, проблемы, вопроса.

3.Небольшое литературное произведение, содержащее краткое выразительное описание чего-нибудь.

6.
Балашиха — балашихинцы, Видное — видновцы, Дубна — дубнинцы, Зарайск — зарайцы и зарайчане, Клин — клинчане и клиняне, Луховицы — луховичане, Подольск — подольчане, Люберцы — люберчане, Реутово — реутовцы, Химки — химкинцы, Руза — ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

7.
Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи.

[С]коро мы [з] друзьями будем ра[ш ]ифровывать [с]тарые рукопи[с]и.

Звук [с ] повторяется в предложении два раза: в словах «скоро» и «старые».

Звук в предлоге с перед звонким д (с друзьми) обозначает звук [з]. В слове «расшифровывать» мы слышим долгий звук [ш ], который образовался в результате соединения звуков [с ] и [ш ], а в слове «рукописи» звук [с ] мягкий.

8.
А) Александр не любил, когда Горчаков переписывал его стихи, похваливая. (Ю. Тынянов.) Прид. изъяснительное: …не любил чего? (вопрос косвенного падежа); относится к глаголу, выражающему чувство; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

Б). И он вздохнул о прежних днях, когда он жил, страстям чужой, с природой жизнию одной. (М.Лермонтов.) Прид. Определительное: ….о днях каких? относится к существительному; присоединяется к главному предложению с помощью союзного слова когда; всегда стоит после определяемого существительного.

3). Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (С.Есенин.)

Прид. Обстоятельственное (времени): Я вернусь когда? (вопрос обстоятельства времени); относится ко всему предложению; присоединяется к главному предложению с помощью союза когда.

V. Творческая работа

Оценивается

· качество связного текста: полнота и глубина содержания, логика изложения; оригинальность суждений;

· языковое и речевое оформление работы: ясность, точность, простота выражения мысли в речевых конструкциях, стилевое единство, эмоциональность стиля, грамотность;

· эстетический вкус: построение текста в единстве содержания и формы, отсутствие социологизации и вульгаризации в суждениях, бережное отношение к стилю автора при выборочном цитировании художественного текста.

Олимпиадные задания по русскому языку 9-11 классы | олимпиадные задания (9, 10, 11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

                            Олимпиада по русскому языку

1. Укажите в словах чередующиеся звуки или сочетания звуков.    

 Ворота – врата, всеобъемлющий – объём, берег – прибрежный, молоко –  млекопитающие, голос – согласие, город – градостроительство, городить – горожу, таракан – таракашка, восклицание –воскликнуть, вприпрыжку – прыгать, иноземец – земля, плескать – плещет.

                                                                                               (2 балла)

2. Расставьте ударение в словах:

Апокалипсис, без умолку, по носу,  вероисповедание, втридорога, досыта, зуб на зуб, оптовый, принудить, за год, пуловер, газопровод, на воду, дожил, гравировать, в горсти, километр, квартал, некролог, обеспечение, звонят, каталог, щавель, столяр.

                                                                                        (1 балл за слово)

3. Прочитайте слово, «зашифрованное» в транскрипции.

 и с т а т а]                            

[п р и м и р а т]                      

[а б и ж а т]                

 и с л и в ы j]                                    

[м о л а т]                                    

[з б и ж а т]                              

[с т а т j а]                                

[р у ч и j о к ]                            

[ф с т р и ч а ц а]                    

[а р т э р и j а]                      

 и л фи н]                              

[j о м к а ст]                              

                                                                                 (1 балл за слово)

4. Разберите слова по составу.

Клясться, равноденствие

Трижды, грациозный

Осточертеть, двумястами

Разъехаться, лингвистика

Навсегда, потусторонний

Поддакивать, неизгладимый

Треножник, изнемогший

Взлохмаченный, жадничать

Акклиматизация, жалованье

Злорадствовать, жаровня

Увенчанный, изгнанник

Плодородие, яичница

                                                                       (1 балл за слово)

5. Назовите известные вам слова, обозначающие профессии и занятия, с элементами – радио-, -кино-, -теле-, -фото-.

                                                                       ( 1 балл за слово)

6. Языковые пропорции. Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции и найти недостающие.

                                                                       (за пропорцию —2 балла)

  7. Отредактируйте предложения.

— Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ.

 — После ссоры друзей произошёл быстрый отъезд с именин Онегина.

— Мы широко готовились отметить семидесятилетие со дня рождения М.А.Шолохова.

—  Вы недовольны чем-то мною.

 —  К любви к людям у него примешивалось чувство сострадания к ним.                         -Человек умный, незаурядный, Печорин никак не может найти применение  рукам своим.

  —  Пьеса «На дне» была переведена на многие языки и произвела большой резонанс на читателей.

  — Дети любовались освещённой луной поляной.

  —  Дрессировщик был поднят слоном хоботом.

  —  Речь была встречена присутствующими шумными аплодисментами.                —  В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение.

  —  Он бежит сломав голову.    

                                                                                            (1 балл)

8. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

— Об очень большой тесноте в помещении.

— О полной тишине.

— О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.

— О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

— Об удачливом, счастливом человеке.

— О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

— О забывчивости, плохой памяти.

— О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

— О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

— О том, что кто-то пользуется результатами чужого труда.

— О чьём-либо увлечении, излюбленном занятии.

 — О том, что дело идёт с трудом, еле ладится.

                                                                                   (2 балла)

9. Какое средство выразительности  использовано в предложении.

        Найду.

                      Загоню.

                            Доконаю.

                                           Зашучу.

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.        

                                                                                            (3 балла)

10. Выразите своё отношение к словам А.Ахматовой:

 И мы сохраним тебя, русская речь,

 Великое русское слово.

                                                                                            (5 баллов)

11. Написать свои впечатления от олимпиады в любом жанре.

                                                                                            (5 баллов)

Ответы

1. Ворота – врата (оро\ра), всеобъемлющий – объём (мл\м), берег – прибрежный (ере//ре), молоко –млекопитающие (оло//ле), голос – согласие (оло//ла), город – градостроительство (оро\ра), городить – горожу (д\ж), таракан – таракашка (н\ш), восклицание –воскликнуть (ц\к), вприпрыжку – прыгать (ж\г), иноземец – земля (м\мл), плескать – плещет (ск\щ).

                                                                                               (2 балла)

2. Расставьте ударение в словах:

Апокалипсис, без умолку, по носу,  вероисповедание, втридорога, досыта, зуб на зуб, оптовый, принудить, за год, пуловер, газопровод, на воду, дожил, гравировать, в горсти, километр, квартал, некролог, обеспечение, звонят, каталог, щавель, столяр.

                                                                                        (1 балл за слово)

3. Прочитайте слово, «зашифрованное» в транскрипции.

 и с т а т а]                             частота, чистота

[п р и м и р а т]                         примирять, примерять

[а б и ж а т]                               обижать, обежать

 и с л и в ы j]                          счастливый          

[м о л а т]                                   молот, молод

[з б и ж а т]                                сбежать

[с т а т j а]                                  статья

[р у ч и j о к ]                             ручеёк

[ф с т р и ч а ц а]                       встречаться

[а р т э р и j а]                           артерия

 и л фи н]                              дельфин

[j о м к а ст]                             ёмкость

                                                                                 (1 балл за слово)

4. Разберите слова по составу.

Клясться, равноденствие

Трижды, грациозный

Осточертеть, двумястами

Разъехаться, лингвистика

Навсегда, потусторонний

Поддакивать, неизгладимый

Треножник, изнемогший

Взлохмаченный, жадничать

Акклиматизация, жалованье

Злорадствовать, жаровня

Увенчанный, изгнанник

Плодородие, яичница

                                                                       (1 балл за слово)

5. Назовите известные вам слова, обозначающие профессии и занятия, с элементами – радио-, -кино-, -теле-, -фото-.

                                                                       ( 1 балл за слово)

Радиофизик, радиотехник, радиомастер, радиопередатчик, радиорежиссёр, радиорепортёр, киномеханик, киноактёр, кинодеятель, киномастер, кинообозреватель, киносъёмщик, телеграфист, телетайпист, теледокументалист, телемастер, телепублицист, фотограф, тоторепортёр, фотокорреспондент и т.д.

6. Языковые пропорции. Суть задания в том, чтобы понять, каковы отношения между членами пропорции и найти недостающие.

                                                                       (за пропорцию —2 балла)

  7. Отредактируйте предложения.

— Бабушка восьми лет отвезла внука на Кавказ. – Бабушка отвезла на Кавказ внука восьми лет.

— После ссоры друзей произошёл быстрый отъезд с именин Онегина. – После ссоры друзей произошёл быстрый отъезд Онегина с именин Татьяны.

— Мы широко готовились отметить семидесятилетие со дня рождения М.А.Шолохова. – Мы готовились широко отметить семидесятилетие со дня рождения   М.А.Шолохова.

    —  Вы недовольны чем-то мною. – Вы чем-то недовольны мной.

    —  К любви к людям у него примешивалось чувство сострадания к ним. – Любовь к людям у него сочеталась с чувством сострадания к ним.

   —  Человек умный, незаурядный, Печорин никак не может найти применение  рукам своим. — Человек умный, незаурядный, Печорин никак не может найти применение  своим силам.

  —  Пьеса «На дне» была переведена на многие языки и произвела большой резонанс на читателей. — Пьеса «На дне» была переведена на многие языки и произвела большое впечатление. (или получила резонанс)

  — Дети любовались освещённой луной поляной. – Дети любовались поляной, освещённой луной.

  —  Дрессировщик был поднят слоном хоботом. – Слон поднял дрессировщика хоботом.

  —  Речь была встречена присутствующими шумными аплодисментами. –              Присутствующие встретили речь шумными аплодисментами.

  —  В произведениях Тургенева пейзаж играет большое значение. – В произведениях Тургенева пейзаж играет большую роль. (или имеет большое значение).

  —  Он бежит сломав голову. — Он бежит сломя голову.  

                                                                                            (1 балл)

8. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

— Об очень большой тесноте в помещении.

Яблоку негде упасть.

 — О полной тишине.

Слышно, как муха пролетит.

— О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.

Первая ласточка.

— О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

Козёл отпущения.

— Об удачливом, счастливом человеке.

В рубашке родился.

— О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.

На душе кошки скребут.

— О забывчивости, плохой памяти.

Голова как решето.

— О том, кто сам не пользуется и другим не даёт.

Собака на сене.

— О том, кто потерпел неудачу, оказался в неловком положении.

Сел в галошу.

— О том, что кто-то пользуется результатами чужого труда.

Чужими руками жар загребать.

— О чьём-либо увлечении, излюбленном занятии.

 Это его конёк.

— О том, что дело идёт с трудом, еле ладится.

Скрипит как несмазанное колесо.                                

                                                                                         (2 балла)

9. Какое средство выразительности  использовано в предложении.

        Найду.

                      Загоню.

                            Доконаю.

                                           Зашучу. (градация)

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.        (анафора)

                                                                                            (3 балла)

10. Выразите своё отношение к словам А.Ахматовой:

 И мы сохраним тебя, русская речь,

 Великое русское слово.

                                                                                            (5 баллов)

11. Написать свои впечатления от олимпиады в любом жанре.

                                                                                            (5 баллов)

Учебные пособия для подготовки к олимпиаде по учебным предметам

В книжных магазинах либо в онлайн-каталогах (как oz.by) ты можешь найти платные учебные пособия по своему предмету:

Готовимся к олимпиаде по русскому языку. Лингвистический конкурс. 9−11 классы. Т. В. Балуш.

Олимпиады по физике. 7−11 классы

Готовимся к олимпиадам по математике. 10−11 классы.

Олимпиады школьников по химии. В. Н. Хвалюк

Готовимся к олимпиадам по английскому языку. Т. К. Сигал

100 заданняў для падрыхтоўкі да алімпіяды па беларускай мове і літаратуры. Д. А. Доўгаль

и так далее.

Оцените статью
Олимпиада