Олимпиадные задания ВОШ(школьный уровень) по русскому языку 7 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс): | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку 5- 7 класс (1и 2 тур ответы) | олимпиадные задания по русскому языку на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку в 5 классе (2 тур).

1. Расставьте ударения в следующих словах, укажите вариативные случаи.

Красивее, средства, договор, по средам, жалюзи, наголо, обеспечение, мастерски, йогурт, банты.

2. Прочитайте стихотворение Б. Ю. Нормана и выпишите существительные, употреблённые с нарушением формы рода. Укажите нормативный вариант.

Слыхали эту новость?                                   Он съел жилету кунью

У нас в шкафу живёт                                     И дедовский папах,

Тот, кто любую овощь,                                 Персолем и шампунью,

Любой продукт сжуёт.                                  Который весь пропах.

Он яблок, помидору                                      Так кто ж ту путь проделал

И всю картофель съест,                                 Из шкафа в антресоль?

Баранок без разбору                                       Мыш ненасытный, где он?

Умнёт в один присест,                                   Где он, огромный моль?

Прожорлив, как собака,                                 Вы скажите: не верим!

Тот, кто живёт в шкафу:                               Чтоб всё пустить в труху?

Пропала тюль и тапок                                   Но есть обжора – Время —

И туфель на меху.                                          Вот кто живёт в шкафу.

3.Вспомните и запишите фразеологизмы, которые своим происхождением обязаны мифам и  легендам народов.  

4.Определите морфемный состав слов: перчик, избирательный, электромясорубка, дочурка, огурчик, переоценка.

5.Составьте словосочетания, в которых слова каменный, бархатный, сладкий будут употреблены в переносном смысле.

6.Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим и звонким). Первое означает животное, живущее под землёй, второе – пещеру, преимущественно искусственную.

7. Сколько здесь однокоренных слов? Запиши их.

Жало, жаль, жали, жалованье, жалюзи, жалоба.

8. Известно, что улыбка украшает человека. А какая у вас улыбка? Составьте небольшой словарик эпитетов.

9.Образуйте неопределённую форму глаголов, которые в 1 лице единственного числа настоящего времени имеют формы заведую, проповедую.

10. В эпоху Интернета и телевидения можно совершенно спокойно обойтись без чтения книг. Согласны ли вы с этим высказыванием? Аргументируйте своё мнение.

                   Ответы к школьной олимпиаде по русскому языку (5 класс)

1. КрасИвее, срЕдства, дОговОр, по срЕдАм, жалюзИ, нАголО, обеспЕчение, мастерскИ, йОгУрт, бАнты.

Максимальное количество баллов – 3.

2. Овощ – м. р., яблоко – с. р., помидор – м. р., картофель – м. р., баранка – ж.р., тюль – м. р., тапка – ж. р., туфля – ж.р., жилет – м.р., папаха – ж.р., персоль – ж. р., шампунь – м.р., путь – м. р., мышь – ж.р., моль – ж.р., время – с. р.

Максимальное количество баллов – 4.

3.Танталовы муки, сизифов труд, прокрустово ложе, авгиевы конюшни, троянский конь, яблоко раздора, олимпийское спокойствие, панический страх и др.

Максимальное количество баллов  — 3.

4. Максимальное количество баллов – 3.

5. Каменное сердце, бархатный голос, сладкая жизнь.

   Максимальное количество баллов – 2.

6. Крот- грот

Максимальное количество баллов – 2.

7. Жаль и жалоба.

Максимальное количество баллов – 3.

8. Максимальное количество баллов – 3.

9..Заведую – заведовать, проповедую – проповедовать.

Максимальное количество баллов – 2.

10. Максимальное количество баллов – 15, из них 5 – орфография, 5 – пунктуация, 5 – речь и грамматика.

Максимальное количество баллов за работу – 30.

Олимпиада по русскому языку 7 класс | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

 для 7 класса.

Задание 1.

Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью  обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

( 2 балла)

Задание 2.

Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята, жалюзи.  

( 4 балла)

 Задание 3.

Определите есть ли родственная связь между словами аквариум, акварель, акваланг, акватория? Прокомментируйте свой ответ.

( 7 баллов)

Задание 4.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами-хамелеонами». Назовите что это за слова? Почему ученый их так назвал? Приведите 3-4 примера таких слов.

( 7 баллов)

Задание 5.

Отметьте неверное утверждение:

  1. Нужно писать поводок, так как приставки па- в русском языке  не существует.
  2. Нужно писать расцепить, так как после приставки стоит глухой согласный ц.
  3. Нужно писать сбросить, так как приставки з- в русском языке не существует.

Прокомментируйте свой выбор.

 ( 5 баллов)

Задание 6.

Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

( 6 баллов)

Задание 7.

Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что  означают эти фразеологизмы..

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

( 8 баллов)

Задание 8.

Семиклассник Сергей прочитал другу страничку из своего дневника, где он вспоминает об одном из дней летних каникул. Тот с интересом выслушал Сергея, но потом заметил, что, если  в записи кое-что  поправить, рассказ станет еще интереснее. Согласны ли вы с ним? Отредактируйте рассказ Сергея.

Во вторник я проснулся рано утром, подбежал к окну, которое входило во двор, в котором  еще никого не было. Но мотоцикл дяди Паши уже стоял у дома, в котором он живет. Я ощутил волну радости, которая нахлынула на меня, бросился к кровати, быстро застлал ее, торопливо позавтракал, схватил рюкзак, который собрал еще вечером, и  быстро выбежал во двор и встретил там ребят, которые тоже были с рюкзаками. Потом вышел дядя Паша, который держал в руках удочки. И мы на велосипедах, а он на мотоцикле отправились на рыбалку на озеро, на котором рыбачили до самого вечера и наловили много рыбы.

(2 балла)

Задание 9.

       В приведённом ниже отрывке расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Озаглавьте текст. Назовите произведение, из которого взят этот фрагмент, и его автора.

Ур…ган занес дом…к в страну (не)обычайной красоты. Вокруг ра(с, сс)т…лалась зеленая лужайка, по кр…ям её р…ели д…ревья с сочн…ми пл…дами, на п…лянках в…днелись клумбы красивых розовых белых и голубых цв…тов. В воздух… п…рхали крошеч(?)ные птиц… св…ркавшие своим ярким оп…рением. На ветках д…ревьев с…дели (золотисто)зелёные и (красно)грудые п…пугай и кр…чали высок…ми стра(н, нн)ыми г.. .л.. .сами. Где(то) журч…л прозрач(?)ный поток в воде р…звились с…ребр…(н, нн)ые рыбки.

(9 баллов)

Олимпиадные задания вош(школьный уровень) по русскому языку 7 класс | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиадные задания  по русскому языку 7 класс.(1 вариант)

Школьный тур

1. Сделайте  фонетическую запись предложения: Тут же у стола стояла кривая турецкая сабля.

2. Расставьте ударение в словах: арест, без толку (нареч.), взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:   зазеленели,   подземные,   пароходный,   соединение.

4.Подберите к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову.

5.Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля. Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калика

6.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

7.Вставьте пропущенные буквы в словах: аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к..  роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава, искус .. ный, ис.. ку .. тво, вследстви ..,   вымп.. л, комб .. нат.

8. Составьте предложения с данными словами: варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый. Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие — к причастиям?

9. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене. 2) Подходящие к перрону поезда. 3) Блестящие на солнце стёкла. 4) Отраженный свет луны. 5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный рефлектором свет лампы. 7) Уважаемый Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый товарищ. 9)   Обычные текущие дела.   10) Текущие в ущельях реки.

10. Объясните значение слов: абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

11. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

1) Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, го есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.8) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику:  Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

13.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

14. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем? Какие типовые фрагменты можно выделить в данном тексте.

    В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

            Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.        (По Г.А. Скребницкому)

Ответы 7 класс.

1. Сделайте  фонетическую запись предложения: [Тудж э  у стала стай’алъ кр’ивай’ь тур’эцкъй’ь  сабл’ь]. – 3 б.

  2. Расставьте ударение в словах: арЕст, бЕз толку (нареч.), взятА, взЯло, добелА, донЕльзя,зАлитый, занятА.  По 0,5 за каждое верное слово

3. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ:   за-зе-ле-не-ли,   под-земн-ые,   пар-о-ход-ный,   со-еди-не-ние.

Зазеленели  —  зеленели –зеленеть -зеленый

Подземные- подземный – земной -земля

Пароходный – пар и ходить- ход

Соединение- единение — единый  -по 0,5 за разбор слова, и по 1 б. за словообразовательный

4 .Бить баклуши — бездельничать, заниматься пустяками; задирать нос  -задаваться, зазнаваться;  работать спустя рукава — плохо, с неохотой, небрежно;  кричать во всю ивановскую — громко, оглушительно,  изо всех сил;  кто в лес, кто по дрова — вразброд,  неслаженно; сломя голову- быстро, не разбирая дороги по о,5 б. за слово

5. Выползина- шкурка, которую сбрасывает с себя змея; , быторить – кричать; отроковница – девочка-подросток; , лебезить – льстить, угодничать; колевина – след от колеса;  тетенькать – баловать, забавлять;  авоська – счастье, удача;  бударка – астрах. лодка;  калач – белый хлеб; , баить – говорить;  будень – будний день;  калика – странник – по 1 б. за слово

6.ожидать- ожидающий, ожидавший, ожидаемый; слышать- слышавший,  слышимый, слышанный; привозить- привозивший,  привозимый; т аять- тающий, таявший.

7. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиная, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат – по 0,5 б. за слово.

8. варенный- прич. ; Вареный- прил.; Кроенный — прич. Кроёный — прил.Приближенный- прич. Приближённый- прич, прилаг. в значении сущ-го по 0,5 б.

9. 1 — прил.  2 — прич.  3 — прич.  4 — прил.  5- прич. 6- прич.7- прил. 8 -прич.9. прил.10-прич.- по 1 б.

10. абонемент-право пользования местом( в театре, на лекции), документ, обеспечивающий это право. Отдел библиотеки, выдающий книги на дом.

Бюллетень- краткое официальное сообщение о событии, деле, имеющем общественное значение; избирательный листок; листок временной нетрудоспособности.

аккумулятор- устройство для накопления энергии с целью последующего ее использования.  Дублер-запасной. Интеллигенция- работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры. Комфорт-благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, средств сообщения. Лабиринт — сложное, запутанное расположение помещений, переходов, дорог. Монолог-речь одного лица.  По 0,5 за слово

11. 1.Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. – по 1 б.

12. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику:  Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

 [- ], и  [- =].  Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом. Первое предложение: простое,  односоставное, распространенное, полное. Второе предложение — простое,  двусоставное, распространенное, полное  — 2 б.

13. не употребляется с предлогами, — именительный ;  , никогда не бывает без предлогов – предложный. 1 б.

14.  В данном тексте соединяются повествование и описание. Типовые фрагменты текста: повествование, оценка действительности, описание места.  Повествование:    В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо

Описание: второй абзац.  В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания.  – 3 б.

Олимпиадные задания  по русскому языку 7 класс.(2 вариант)

Школьный тур

1.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

2.Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще Синее. Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз.

4.Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

6.Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

Рукой подать

Вставлять палки в колёса

Бить баклуши

7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:

Как он Смел! Как он Смел? Больной ребёнок. Больной Выздоровел.

8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающий всем.

9.Продолжите пословицы и поговорки: А) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …

10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.

Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса) 2 вариант

1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)

2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)

3.Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще Синее. Синь Небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)

4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)

5.Трасса – дорога, дискуссия – спор, авеню – улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)

6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово

Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.

С гулькин нос – очень мало

Поднять на смех – осмеять

Рукой подать – очень близко

Вставлять палки в колёса – препятствовать

Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)

7.Как он Смел (краткое прилагательное)! Как он Смел (глагол)? Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) Выздоровел. (4 балла)

8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)

9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)

10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.

Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.

Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Олимпиадные задания  по русскому языку 7 класс.(3 вариант)

Школьный тур

№1. Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Я. Козловский.

№2. Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему?

(Шерсте)заготовительная контора,  (вечно)синее небо Флоренции, вера в (высоко)даровитого художника, (желтовато)пышные волосы, (густо)исписанные стихами листы, (все)побеждающая сила, (мало)осведомленный читатель, (вызывающе)развязный тон, (микроскопически)малая величина.

№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите своё решение лингвистически:

а) зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.

№4. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Я вольный ветер, я вечно вею…
Волную волны, ласкаю ивы…
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею ивы.
К. Бальмонт

№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете?

 Бабушка надвое сказала, собака на сене, филькина грамота.

№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса) 3 вариант

№1.  Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют  (6 ЗВУКОВ)плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце (5 ЗВУКОВ), кровью (6 ЗВУКОВ) обливаться,

И равнодушно холодом дышать (5 ЗВУКОВ).

Я. Козловский.

2 балла

 №2.  Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему?

Шерстезаготовительная контора (из словосочетания),  вечно синее небо (есть наречие степени) Флоренции, вера в высокодаровитого (сращение наречия и причастия) художника, желтовато-пышные волосы (союз и между словами), густо исписанные стихами листы, всепобеждающая (неоднозначно) сила, малоосведомленный (неоднозначно) читатель, вызывающе (наречие степени) развязный тон, микроскопически малая (наречия степени)  величина. 

8 баллов

№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите свое решение лингвистически:

а) зеленеть (тоже можно считать лишним, т.к. неизменяемое слово), зеленеют (лишнее, т.к. это форма слова зеленеть), зелень, зеленый (остальные  слова изменяемые); б) кекс, парикмахерская (другой тип склонения), брудершафт.

4 балла

 №4.  Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нем содержится? (4 простых предложения)

Я вольный ветер, я вечно вею

Волную волны, ласкаю ивы…

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,

Лелею травы, лелею ивы.

4 балла

№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете?

 Бабушка надвое сказала (о переменной ситуации, которая может разрешиться по-разному), собака на сене (человек не использует чего-то сам и другому не дает), филькина грамота (о чем-либо недостоверном, плохо выполненным).

6 баллов

№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? (Есть однокоренные слова: врата, звонить, пахать. В словах «секретариат», «секретарский» –арь входит в состав корня. Секретарь и секрет — слова иноязычные: первое произошло от латинского «secretarius», а второе от латинского «secretum». Это не однокоренные слова!).

3 балла

№7. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.

«Песня, которую не стоит слушать»;

«Фильм, который не стоит смотреть».

5 баллов

 Максимально      32 балла

Оцените статью
Олимпиада