Школьная олимпиада по русскому языку. 9класс. | Олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Олимпиадные задания
по русскому языку с ответами. 9 класс.

1. Выпишите слова и
словоформы, в которых ударение ставится
на последний слог.

Черпать, асимметрия,  краны,
пломбировать, абонировать, библиограф,
мещанин,   отвар.

За каждый правильный ответ – 1
балл

2. В латинском языке
есть слово valeo — «становлюсь сильным,
здоровым». Какие современные русские
слова по происхождению связаны с ним?


За каждый правильный ответ – 1
балл

3. Образуйте от данных
существительных формы родительного
падежа множественного числа: дно,
туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты,
боярин, колено, полено. Укажите
варианты (если есть). Поставьте ударения.

Оценка – 9 баллов

4. Допишите недостающие
слова в пословицах об учении, языке.

Во многословии не без …

Учился читать да писать, а
выучился петь да…

Оценка – 2 балла

5. Выпишите из данного
списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером,
в-третьих, два, двое, двойка, двойной,
оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник,
трешка, троица.

За каждый правильный ответ – 1
балл

6. Укажите русский
эквивалент к иноязычным словам: дебаты,
интуиция, изолировать, метаморфоза,
приз, тотальный, социальный, превалировать.


Оценка – 8 баллов

7. К какой части речи
относится слово «грустно» в приведенных
примерах?

1) Мать грустно смотрела на
детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне
грустно.

Оценка – 3 балла

8. Выпишите номера
односоставных предложений. Определите
тип каждого односоставного предложения.

1) В деревнях хорошо хлеб пекут.
(И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим
в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей
– очень теплый цветок. (К.Паустовский).
4) На скалы выбросило два парохода.
(К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось?
6) Мне другая земля никогда не приснится…
(К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на
твоем месте.


За каждый правильный ответ – 1
балл

  1. 9. Какой прием используется
    в стихотворении? На каком языковом
    средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Ка-та-ва-си-я?

Кот весьма любезен был –

Объяснил наглядно:

Всю посуду перебил

И спросил:

– Понятно?

Оценка – 2 балла

10. Вы знаете, что самые
обычные слова, употребленные в переносном
значении, у мастера художественного
слова приобретают большую выразительную
силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина
найдите слова с переносным значением,
определите их роль в тексте. Какие еще
языковые средства использует автор? С
какой целью?

«Видел ли кто-нибудь, как
умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера
это был еще богатый ручей; видно по
мусору, оставленному на лугу. Ночь была
теплая, и он успел за ночь унести почти
всю свою воду и присоединить ее к большой
воде. Последние остатки под утро схватил
мороз и сделал из них кружева на лугу.
Скоро солнце изорвало все эти кружева,
и каждая льдинка отдельно умирает, падая
на землю золотистыми каплями».


Оценка – 20 баллов

Ответы.

1.Асимметрия, 
пломбировать, мещанин, отвар.

За каждый правильный ответ – 1
балл

2. С данным латинским
словом связаны русские слова валидол,
инвалид, Валерий, валериана, валидный
и др.


За каждый правильный ответ – 1
балл

3. Доньев, туфель, грузин,
простынь, простыней, блюдец, эполет,
бояр, коленьев, во фразеологизмах – до
колен, между колен, от колен, встать с
колен, поленьев.

Оценка – 9 баллов, но за каждый
вариант (слово «колено») баллы добавляются

4. Во многословии не без
многословия.       Учился
читать да писать, а выучился петь да
плясать. Оценка –  2 балла

5. Восьмидесятый, 
два, двое,  оба, пятый, пятеро.


За каждый правильный ответ – 1
балл

6. Дебаты — споры, интуиция
– чутье,  изолировать — отделить,
метаморфоза — превращение, приз –
подарок, тотальный — всеобщий, социальный
-общественный, превалировать –
преобладать.

Оценка – 8 баллов.

7. 1) наречие, 2) краткое
прилагательное, 3) категория состояния. 
Оценка – 3 балла

8. 1) Обобщенно-личное,
2) определенно-личное, 4) безличное.


Оценка – 4 балла

9. Речь идет о каламбуре,
который основан на использовании
омофонов.

Оценка – 2 балла.

Олимпиада по русскому языку
для 9 класса

(школьный этап)

  1. Расставьте
    ударение в данных словах:


Квартал, вероисповедание, каталог,
искра, обеспечение, диспансер, ходатайство,
мизерный, заплесневеть, заиндеветь.
Всего 2 балла (по 0,2б за
каждое слово).

  1. Выпишите
    из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв;

б) в которых букв больше, чем
звуков.


За невестою своей

Королевич Елисей

Междк тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,


И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён;

Кто в глаза ему смеётся,

Кто скорее отвернётся;


К красну солнцу наконец

Обратился молодец. (А.
Пушкин)

Всего 2 баллов (по 0,2б за каждое
слово).

  1. Вставьте
    пропущенные буквы и расставьте
    недостающие знаки препинания:

Об..жаться следует только
тогда когда хотят вас обид..ть. Если
(не) хотят а повод для обиды случайность
то зачем(же) обижат..ся? (Не)сердясь
вы..снить (не)доразумение и все. Ну а
если хотят обидеть? Прежде чем ответить
на обиду обидой стоит подумать следует
ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно
лежит где(то) низко и до нее следует
накл..ниться что(бы) ее поднять.

Если решили все(же)
обидеться то прежде произв..дите некое
математическое действие вычитание
деление и пр. Допустим вас оск..рбили
за(то) в чем вы только отчасти виноваты.
Выч..тайте из вашего чу..ства обиды все
что к вам (не)относится. Допустим что
вас обидели из побуждений бл..городных
произв..дите деление вашего чу..ства на
побуждения бл..городные вызвавшие
оск..рбительное замечание. Произв..дя в
уме некую нужную математическую операцию
вы смож..те ответить на обиду с большим
достоинством которое будет тем
бл..городнее чем меньше значения вы
пр..даете обиде. До известных пределов
конечно.

В общем(то) излишняя
обидчивость признак недостатка ума
или какой(то) закомплексова..ости.
Буд..те умны. (Д.С. Лихачев)

  1. Заполните
    таблицу такими существительными,
    которые омонимичны другим частям речи.
    Можно использовать падежные формы.

Существительные

Глагол

Наречие

Предлог

Деепричастие

Краткое
причастие

Местоимение

Краткое
прилагательное

Числительное

  1. Лингвистическая
    задача. В стихотворении А.А.Тарковского
    «Петровские казни» читаем:

Передо мною
плаха

На площади
встаёт,

Червонная
рубаха

Забыться не
даёт.

Определите значение выделенного
слова. Что вы можете сказать о его
происхождении? Почему именно это слово
употребил поэт в своём стихотворении?

  1. В словенском
    языке есть пословица, все слова которой
    состоят из общеславянских корней:

Kovaceva kobila
je vendo bosa.

Переведите её на русский язык
и подберите ей русский фразеологический
эквивалент.

  1. Какие из
    приведённых ниже слов этимологически
    родственны? Аргументируйте свой ответ.

Проволока, волкодав, невольно,
облако, волнушка, наволочка.

  1. Подберите
    к устаревшим словам современные
    синонимы:

Десница, виктория, ланиты,
блиставица, ветрило, шуйца, толмач,
сиречь, тать, чага.

  1. Догадайтесь,
    какие фразеологизмы и поговорки
    используют по –русски в ситуациях,
    когда англичане говорят:

Когда море вернёт всех погибших
в нём;

Для каждой собаки наступит её
день;

Не стоит пороха и дроби;

Возить уголь в Ньюкасл;

Называть лопату лопатой;


Птицы одного оперенья держатся
вместе.

  1. «Составляем
    текст». Расскажите о своем городе, о
    тех изменениях, которые в нем произошли
    уже на Вашей памяти, о том, чем он славится
    и чем он дорог Вам. Используйте данное
    начало. Постарайтесь увидеть в привычном
    неожиданное. Напишите о нем так, чтобы
    заинтересовать читателя. Озаглавьте
    сочинение — миниатюру.

К месту, в котором родился и
живешь, привыкаешь, как к своему дому.
Все в нем знакомо. Некогда остановиться,
оглянуться…

Но бывают мгновения, когда родной
город видишь словно со стороны.

ОТВЕТЫ:

  1. Расставьте
    ударение в данных словах:

Всего 2 балла (по 0,2б за каждое
слово).

  1. Выпишите
    из текста слова в две группы:

а) звуков больше, чем букв:
НЕВЕСТОЮ, СВОЕЙ, СКОРЕЕ (т.к. буквы Ю и Е
после гласной обозначает 2 звука);
ЕЛИСЕЙ, ЕГО, ЕМУ (буква Е в начале слова
обозначает 2 звука)

б) в которых букв больше, чем
звуков: ГОРЬКО (Ь звука не обозначает);
ОТВЕРНЁТСЯ, СМЕЁТСЯ (ТС обозначает звук
Ц); СОЛНЦУ (буква Л звука не обозначает)

Школьная олимпиада по русскому языку. 9класс. | олимпиадные задания по русскому языку (9 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

                 Олимпиада по русскому языку

    Школьный этап                

     9 класс

Время выполнения работы- 3часа

Вариант 1

Задание №1 (5баллов)

Из приведённого ниже стихотворного отрывка выпишите все слова с мягкими согласными. Подчеркните буквы, которыми эти согласные обозначены.

     Вот мчится тройка удалая

     Вдоль по дороге столбовой,

     И колокольчик, дар Валдая,

     Гудит уныло под дугой.

           Задание№2 (10баллов)

Расставьте ударение в словах:

Балованный, вероисповедание, воспринять, иконопись, каталог, пережитое, приданое, свекла, сливовый, украинский, ходатайство, апостроф, опошлить, облегчить, намерение, завидно, еретик, петелька, кухонный, цемент.

        Задание №3 (4балла)

Поспорили две ученицы:

— Глагол говорите изъявительного наклонения,- утверждала одна.

— Нет, повелительного наклонения,- не соглашалась вторая.

Каков правильный ответ.

          Задание№4 (3балла)

Восстановите словообразовательное гнездо, определив начальное слово и дальнейшее образование новых слов.

Ночник, ночка, заночевать, ночь, ночной, ночевать, ночёвка,  переночевать.

      Задание№5    (4балла)

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения: внушить, прихотливый.

              Задание№6 (4балла)

Являются ли этимологически родственными слова

крыть- крыло- крыльцо- крыша ? Объясните.

            Задание№7 (4балла)

Угадайте слово по толкованию его лексического значения:

а) стремление какой- либо общественной группы к главенствующей роли в чём-нибудь;

б) краткий перерыв между действиями спектакля;

в)изображение чего-либо в фантастическом, уродливо- комическом виде;

г) определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

            Задание№8 (8баллов)

Объясните значение заимствованных слов: дюйм, куркума, курсив, реликвия, фетиш, купюра (не деньги), амбиция, гобой.

.

             Задание№9 (4балла)

Определите смысловое значение данных фразеологических оборотов: а) куда кривая выведет; б) растопить лёд; в) высунув язык, г) ни богу свечка ни чёрту кочерга.

            Задание№10 (7баллов)

Определите, какими частями речи являются выделенные слова:

а) Об этом событии студенты узнали после.

б) Раз мы отправились на экскурсию.

в) После урока дети отправились на прогулку.

г) Раз назвался груздём, полезай в кузов.

д) Мы голосуем за.

е) Лётчики молча следили за маленьким крестиком истребителя, летевшего мимо аэродрома.

ж) Все с облегчением перевели дух: враг прошёл мимо.

            Задание№11 (2балла)

Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы). Объясните.

1.Одним из известнейших драматургов, показавших в своих пьесах мир купеческой Москвы, был Александр Николаевич Островский.

2.Все, кто интересовался историей русской литературы, знакомы с творчеством русских беллетристов девятнадцатого века.

3.Между стволами сосен в лесу кое-где пробивался косой луч заката.

4.Среди научных трудов Ф.И.Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

                Задание №12 (6баллов)

Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобно, как пятое колесо!» Что это за буква? Какова её судьба в нашей письменности?

             Задание №13(2балла)

В каком предложении неправильно названа грамматическая основа?

1.Всё в городе было ново и непривычно.

2.Главное сейчас — не сидеть сложа руки.

3.На минуту солнце закрыло большое облако.

4.Кто бы мог поверить в такие чудеса.

       Задание№14.(10баллов)

Озаглавьте текст. Усложните предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Завершите описание деревенского утра.

Пели вторые п…тухи. С неба в пр.тихш.. озеро Кочки кап…ли тёплые звёзды. В  …соке со(н,нн)о крякали утки. В хл…вах чу…твуя пр…бл…жение утра мычали коровы. В мутном побл…дневш…м воздухе (не,ни)слышно н…сились л…туч.. мыши. Наквак…вшись (в)доволь крепким сном спали л…гушки.

                       Ключи к варианту 1

         Ключ к №1.

Мчится, тройка, удалая, вдоль, дороге, столбовой, колокольчик, Валдая, гудит, дугой.

          Ключ к №2.

Расставьте ударение в словах: балОванный, вероисповЕдование, воспринЯть,  Иконопись, каталОг, пережитОе, придАное, свёкла, слИвовый, украИнский, ходАтайство, апострОф, опОшлить, облегчИть, намЕрение, завИдно, еретИк, пЕтелька, кУхонный, цемЕнт.

          Ключ к №3.

Обе ученицы правы. Вне текста глагол «говорите» можно рассматривать как глагол изъявительного наклонения, 2лица, множественного числа, -ите- личное окончание глагола 2 спряжения- (вы говорите) и как глагол повелительного наклонения (говорите громче),где -и-суффикс повелительного наклонения, те- окончание 2лица множественного числа

       Ключ к №4.

Ночь- ночка

           -ночник

           -ночной

          -ночевать- ночёвка

                            -заночевать

                            -переночевать

     Ключ к №5.

Произведите анализ морфемной структуры слова с современной и исторической точек зрения:

Современный разбор————Историческое членение

Внуш-и-ть                                  вн-уш-и-ть(этимологическое значение

                                                       «вложить в ухо»)

Прихот-лив-ый                          при-хот-лив-ый (корень тот же, что и в словах

                                                     при-хот-ь, хот-е-ть, похоть)        

       Ключ к №6.

Корень «кры» отчётливо проявляется в каждом из слов рассматриваемой группы. Все слова являются производными от древнего «крыти» с тем же значением, что и в современном слове «крыть». Слово «крыльцо» (древняя форма «крыльце») первоначально было уменьшительно-ласкательным образованием от крыла.

        Ключ к №7.

А) авантюризм, б)антракт, в) гротеск, г) эпитет.

        Ключ к №8.

Дюйм- английская мера длины; куркума- травянистое растение семейства имбирных; курсив- наклонный типографский шрифт, близкий к рукописному по начертанию; реликвия- свято хранимые как память о прошлом вещи; фетиш- предмет слепого поклонения; купюра- сокращение, изъятие текста; гобой- деревянный духовой музыкальный инструмент.

        Ключ к №9.

А)так, как получится, случится;

б) устранить отчуждённость, отдалённость, недоверие между кем-либо;

в) очень быстро, стремительно или упорно делать что-либо;

г) ничем не выделяющийся, посредственный человек.

        Ключ к №10.

а)наречие;  б)наречие;   в)предлог;   г)союз;  д)наречие; е)предлоги; ж)наречие.  

         Ключ к №11.

 4.Название книги является несогласованным приложением, при употреблении слова книга название не склоняется.

         Ключ к №12.

Разделительный твёрдый знак.

         Ключ к №13.

Предложение 3 – облако закрыло.

         Ключ к №14.

Пели вторые петухи. С неба в притихшее озеро Кочки капали тёплые звёзды. В осоке сонно крякали утки. В хлевах, чувствуя приближение утра, мычали коровы. В мутном, побледневшем воздухе неслышно носились летучие мыши. Наквакавшись вдоволь, крепким сном спали лягушки.

                     2 вариант

            Задание№1.(10баллов)

Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, поименный, обжитое, досуг, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, знамение, озвучение, медикаменты, задолго, еретик, анатом, донельзя, бармен, эксперт, перчить.

        Задание№2  (2,5балла)

Определите, в каких словах пишется буква «э»:

а)д..т…ктор          г)пиру…т(в танце)            ж)трёх…тажный

б)про…кт             д)фуж…р                            з)с…кономить

в)уд…гейцы          е)ду…ль                            и) кар…

          Задание№3(3,5баллов)

Разбейте слова на морфемы: таможенник, оправдательный, осетрина, баллотировать, подъездной, преуменьшать, царственность.

                     Задание№4 (2балла)

В каких случаях на месте пропуска произносится [ э ],а в каких [ о ]?

Голол…дица, оп…ка, аф…ра, безнад…жный, ман…вры.

                       Задание №5 (4балла)

Объясните значение данных выражений, попробуйте определить их происхождение.                                                                                    

Счастливые часов не наблюдают.  Во всех ты, душенька, нарядах хороша!

                                  Со щитом или на щите.

Перекуём мечи на орала.

                          Задание №6  (5баллов)

Есть ли родственная связь между словами мир и милый?

                       Задание №7 (10 баллов)

Вспомните и составьте по двум данным словам пословицы и поговорки:

Коса- камень, брод- вода, свет- тьма, перья- уменье, лес- щепка, шило- мешок, журавль – синица, слово- воробей, серо- бело, глаза- рука.

                    Задание №8  (10баллов)

« Да, так-с! Ужасные бестии эти азиаты…» (М.Ю.Лермонтов)

«…Он дамам к ручке не подходит;

    Всё да да нет; не скажет да-с

   Иль нет-с». Таков был общий глас.     (А.С.Пушкин)

«Василий-су! Отведай сего царского брашна!»   (А.К.Толстой)

«Никита-ста! Царь-государь жалует тебя чашей со своего стола» (А.К.Толстой)

«С»  «су»  «ста» — эти «приговорки» называются «словоерсами»

Что они обозначают? Что обозначает слово «словоерс»?

                                 Задание №9  (3балла)

  Определите, какие среди данных слов являются именами существительными одушевлёнными: платье, жизнь, сын, мертвец, труп, народ, семья, душа, кукла, круп, щенок, толпа, урод, общество, отряд, утопленник, брат, гость.

                                  Задание №10  (4балла)

Определите, какими членами предложения являются выделенные наречия.

1.На завтрак были поданы яйца вкрутую.

2.По мосту пришлось ехать шагом.

3.Туфли пришлись впору.

4. У Марфы все дочери уже замужем.

5.Дом слева оказался музеем.

6.Она попросила посетителя быть вежливым к продавцам.

7.Сверху и снизу бежала вода.

8.Его приезд весьма некстати.

       Задание №11 (5баллов)

Восстановите стихотворную строфу по перепутанным строкам, в которых все слова даны в начальной форме, расставьте знаки препинания.

Много, я, час                                                  Прилечь, между, высокий, трава

Бежать, и, наконец, устав                             Прислушиваться, погоня, нет

                        Задание №12 (1балл)

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выбрав пьесу,

1)мы немедленно начали репетировать.

2)оказалось, что там слишком много ролей.

3)началось распределение ролей.

4)была назначена первая репетиция.

                         Задание №13 (5баллов)

Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля? Передайте в научном стиле любую другую русскую пословицу.

Информация, сохранённая на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо способом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента с лезвием и обухом.

                        Задание №14 (4балла)

Правильно ли выражена мысль в следующих предложениях? Найдите ошибки, напишите предложения в исправленном виде.

1.Благодаря ненастью транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал свою автобиографию.

3.В декабре более чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок для головной боли.

                          Задание №15( 15баллов)

      По данному началу создайте текст в публицистическом стиле. Обоснуйте мысль, содержащуюся в первом предложении.

Я уверен, что для полного овладения русским языком , для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми,  но также общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.

               Ключи к варианту 2

               Ключ к №1

СлИвовый, пЕтля, усугубИть, поимённый, обжитОе, досУг, новорождённый,  коклЮш, жалюзИ, тУфля, знАмение, озвУчение, медикамЕнты, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя, бАрмен, экспЕрт, перчИть.

              Ключ к №2

В,г,е,ж,з.

                    Ключ к №3

Таможен-н-ик, о-правд-а-тельн-ый, осетр-ин-а, баллот-иров-а-ть, подъ-езд-н-ой, пре- у- мень-ш-а-ть, цар-ств-енн-ость.

                    Ключ к №4

[ э ] – гололедица, опека, афера

[ о ] – безнадёжный, манёвр

           Ключ к №5

1.Счастливые люди обычно не замечают течения времени. Литературный источник – А.С.Грибоедов «Горе от ума»

2.Снисходительность к женским слабостям, к стремлению нарядно одеться, украсить себя. Литературный источник – поэма И.Ф.Богдановича «Душенька»

3.Оказаться  победителем, идти на риск, биться героически и погибнуть в бою. В Древней Греции павшего в бою воина выносили с поля боя на его щите .

4.Сменить войну на мир. «Орало»  — соха

               Ключ к №6

Слово ми-р образовано от слова ми-лый. Древний корень ми является корнем индоевропейского характера и первично имел значение « нежность, радость, удовольствие» (См. словарь Шанского Н.М.)

              Ключ к№7

Нашла коса на камень. Не зная броду, не суйся в воду. Ученье – свет, неученье- тьма. Красна птица перьями, а человек уменьем. Лес рубят- щепки летят. Шила в мешке не утаишь. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Мыло серо,  да моет бело. Глаза боятся, руки делают.

                Ключ к №8

«С» — всё, что язык сохранил от слова «государь». «Государь» превратился в «сударь»; «сударь»- в «су»; «су» в «с».

«Ста» — придавало обращению вежливость и почтительность и  обозначало «пожалуй, старый» («пожалуй, награди меня такой милостью твоей») —      

   «Скушайте, пожалуй-ста»

Буква «С» в старославянской азбуке носила название «слово», сочетание из неё и «ера» в народе получило имя «словоер». «Словоерс» буквально значит: «эс да ер будет «с». (УспенскийЛ.В. «Слово о словах»)

           Ключ к №9

Сын, урод, утопленник, брат, гость, щенок.

             Ключ к №10

1-определение;  2-обстоятельство;  3-сказуемое;  4-сказуемое;

5-определение; 6-дополнение;  7-обстоятельство;  8-сказуемое.

           Ключ к №11

Много я часов

Бежал и, наконец, устав,

Прилёг между высоких трав;

Прислушался: погони нет.

            Ключ к №12  —  ( 1).

           Ключ к№13

Что написано пером, не вырубишь топором.

    Ключ к №14

В данных предложениях допущены стилистические ошибки.

1.Из-за ненастья транспорт в городе остановился.

2.Абитуриент рассказал автобиографию.

3.В декабре чаще идёт снег.

4.Врач выписал Ирине порошок от головной боли.

Оцените статью
Олимпиада