Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 5–6-е классы

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 5–6-е классы Олимпиада

1 этап

№1. Объявление в газете гласит: «Путёвка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой исправленный вариант.

№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши.  Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.

№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:

«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.

—  Он что, пекарь?

—  Нет, шофёр».

Почему они не поняли друг друга?

№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.

№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» — прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?

№6. Вот стихотворение:

Весло везло осла в село,Седло свисало всем назло,И, весело свистя, звалоСто мух вокруг с собой в тепло…

Сколько в нём слов с нулевым окончанием? Докажите.

№7.  Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.

№8. Расставьте ударение в словах: столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.

2  этап

№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель, подобрав к ним синонимы.

№2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.

№3. Продолжите текст, подражая стилю автора:

… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни…  (Г. Троепольский.)

№4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.

№5. Можно ли слова серёжка, орёл, стрелка, белка писать с большой буквы?  Почему? Докажите.

№6. Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами,  остаться с носом. 

№7. Расставьте ударение в словах:  партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.

№8. Сочините монолог от лица толкового словаря.

3 этап

№1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:

а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»

б) «– Ты же пил чай.  – Да не пил я. Я только пивнул капельку».

№2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с  одной пословицей.

Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки…

№3. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идёт

И ко граду их ведёт.

№4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.

№5. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:

            — их а

          — ёнок

основа — ёшк а

            — н я

          — ск ой

         — енн ая

№6. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?

№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?

№8. Расставьте ударение в словах:  алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.

4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример.

— Я это расскажу Верочке!

— Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!

— Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка.

№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.

  • Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови
  • Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание
  • Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер
  • Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники
  • Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель

№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачёвым. Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего ещё не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?

Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?

Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, — непонятно. Кофе тоже не было бы, и …

№5. Нашей северной столице с именем определённо повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.

№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из неё все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»

Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.

Марьюшка, Марусенька, Машенька и МанечкаЗахотели сладкого пряничка.Бабушка по улице старенькая шла,Девочкам по денежке бабушка дала:Марьюшке – копеечку,Марусеньке – копеечку,Машеньке – копеечку,Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!

№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть только глухие согласные звуки
  • Слова, где есть только звонкие согласные звуки
  • Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки

Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.

Ответы

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Ключи

1. Расставьте ударение в следующих словах:

Каталог, торты, средства, жалюзи, банты, свекла, позвонишь, красивее, обеспечение, нефтепровод.

За каждый правильный ответ 0,5 б., всего – 5 баллов.

2. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.

Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин. Кочан. Банка.

(Среда, слово, кайма, насос, спаниель, ночка, кабан)

За каждый правильный ответ 1 б., всего – 7 баллов.

3. Укажите ряд, в котором во всех словах нужно вставить букву е.

а) Как постел…шься, так и высп…шься. б) Где стро…шь, там и ро…шь. в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся. г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т. д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 

Ответ – г – 1 б

4. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.

Стих, белила, косой, жгут.

(Стих – имя существительное, глагол;Белила – имя существительное, глагол;Косой – имя существительное, имя прилагательное;Жгут – имя существительное; глагол)

За каждое правильное определение части речи 0,5 б., за каждый правильный пример – 1 б., всего – 12 баллов.

5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:

  1. Об очень большой тесноте в помещении.
  2. О первых признаках появления  чего-нибудь хорошего, радостного.
  3. О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
  4. О попытках обмануть кого-либо.
  5. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.

Ответ: 1) яблоку негде упасть, 2) первая ласточка, 3) на душе кошки скребут,4) водить за нос, 5) козёл отпущения.

За каждый  правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.

6. О чем идет речь? Назовите слово.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
  2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
  3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

Ответ: нос, уши, ветер.

За каждый  правильный ответ 1 б., всего – 3 балла.

7. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.

  • Тяжёлый — …
  • Сладкий — …
  • Острый — …
  • Золотой — …
  • Свежий — …

Ответ: тяжёлый груз, тяжёлый взгляд; сладкий леденец, сладкий сон; острый меч, острый вопрос; золотой кулон, золотой человек; свежий хлеб, свежий номер газеты.

За каждый правильный пример – 1 б., всего – 10 баллов.

8. К каждому слову найдите свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

Ответ: невежда – неуч; невежа – грубиян; неистовство – буйство; незыблемый – несокрушимый; нелепо – странно, несуразно.

За каждый  правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.

9. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных: 

Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

Ответ: солнце – им. п; облако – вин.п; на горизонте – пр.п; туристы – им.п; город – вин.п; айсберг – им.п; гора – им.п.

За каждое правильное определение падежа 0,5 б., за каждый правильный разбор 1 – 2 предложений – 1 б., за правильный разбор 3 предложения – 1,5 балла,  всего – 7 баллов.

10. Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение…)

За раскрытие темы – 5 баллов, за использование средств выразительности – 5 баллов (за каждое по 0,5, но всего не больше 5), за грамотность –  5 баллов.

Всего: 70 баллов.

Оцените статью
Олимпиада