1 этап
№1. Объявление в газете гласит: «Путёвка трудящимся объединения будет стоить в районе 5 тысяч рублей». Нет ли ошибок в этом объявлении? Запишите свой исправленный вариант.
№2. Замените одним словом следующие фразеологизмы: мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши. Придумайте короткий рассказ с этими устойчивыми выражениями.
№3. В кинофильме «Невеста из Парижа» хозяйка представляет своего отца гостье:
«- Знакомьтесь, это мой папа. Он тридцать лет баранку крутил.
— Он что, пекарь?
— Нет, шофёр».
Почему они не поняли друг друга?
№4. В каких словах и почему на месте многоточия нужно вставить Е: тр…угольник, тр…листник, тр…зубец, тр…волнение, тр…десятое царство.
№5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» — прокричала мачеха. В скольких грехах она обвинила пасынка? Какие же это грехи?
№6. Вот стихотворение:
Весло везло осла в село,Седло свисало всем назло,И, весело свистя, звалоСто мух вокруг с собой в тепло…
Сколько в нём слов с нулевым окончанием? Докажите.
№7. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, пила, жаркое, звонок, мелок. Составьте с ними предложения.
№8. Расставьте ударение в словах: столяр, понял, дремота, центнер, магазин, августовский, пуловер, шинель, звонит, договор, изобретение, балую.
2 этап
№1. «Спрячьте» слова космонавт, мореплаватель, воспитатель, художник, писатель, подобрав к ним синонимы.
№2. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрый-мудрый, бить-колотить, ждать-пождать. Какова, по-вашему, роль повторов в сказках? Приведите свои примеры.
№3. Продолжите текст, подражая стилю автора:
… Неожиданно донесся запах подснежника!.. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он украшение жизни… (Г. Троепольский.)
№4. Сколько частей в романе-дилогии? Какое хорошо известное вам слово поможет ответить на этот вопрос? Назовите известные вам романы-дилогии. А знаете ли вы трилогии? Приведите примеры.
№5. Можно ли слова серёжка, орёл, стрелка, белка писать с большой буквы? Почему? Докажите.
№6. Объясните значение фразеологизмов и придумайте с ними веселый рассказ: показать где раки зимуют, лезть из кожи вон, спать с открытыми глазами, остаться с носом.
№7. Расставьте ударение в словах: партер, положил, шофер, средства, красивее, километр, случай, портфель, крапива, компас, поняла, вызреть.
№8. Сочините монолог от лица толкового словаря.
3 этап
№1. В книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский приводит множество ошибок маленьких детей и утверждает, что ошибки появляются из-за буквального следования законам языка. Согласны ли вы с писателем? Объясните, почему были допущены следующие ошибки:
а) Двухлетняя Саша спросила у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешь?»
б) «– Ты же пил чай. – Да не пил я. Я только пивнул капельку».
№2. Закончите пословицы. Придумайте короткий рассказ с одной пословицей.
Всякая птица… Кто где родится… Умные речи… Петь хорошо вместе… грамоте учиться… Кто хочет много знать… Не зная броду… Без хозяина земля… Из поговорки…
№3. Объясните, что означают выделенные слова в отрывке из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина. Как называются эти слова?
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идёт
И ко граду их ведёт.
№4. Какие из этих слов можно считать однокоренными: широкополая, длиннополый, разнополые, полярный, полевой, полый, полный, подпольный, заполнение, полюс, полёвка, половик, поленница, половник? Объясните свой выбор.
№5. Подберите слово со значением «человек, знающий все тонкости кухни», образующее словообразовательное гнездо по схеме:
— их а
— ёнок
основа — ёшк а
— н я
— ск ой
— енн ая
№6. Свадьба, женитьба, косьба, молотьба – какое слово «лишнее»? Почему?
№7. Перед вами предложение на непонятном языке. Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи. Сурепая рашка зажугила квинячий торщ. Что вам помогло справиться с этим заданием?
№8. Расставьте ударение в словах: алфавит, аристократия, банты, бутик, газопровод, дефис, досуг, кладовая, красивее, кухонный, торты, украинец.
4 этап
№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, прилагательные «сторонний» и «посторонний», существительные «кров» и «сокровище». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.
№2. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенное слово в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означает это слово в разговоре Вари с братом. А как говорят сейчас? Приведите пример.
— Я это расскажу Верочке!
— Давно ли ты уверяла, что я для нее – все равно!
— Поверьте, я лучше всего говорю по-русски – я не монастырка.
№3. Какие из этих словосочетаний вы считаете правильными? Почему? Запишите с правильными словосочетаниями предложения.
- Окладистые усы, окладистая борода, окладистые брови
- Пристальный взгляд, пристальное здание, пристальное внимание
- Дремучая поляна, дремучий лес, дремучий сквер
- Закадычные братья, закадычные друзья, закадычные родственники
- Разинуть дверь, разинуть рот, разинуть портфель
№4. Прочтите шутливый текст, сочиненный А. Усачёвым. Глаголы какого наклонения встречаются в этом тексте? Почему? Придумайте, чего ещё не было бы, если бы Колумб не открыл Америку?
Пятьсот лет назад известный мореплаватель Христофор Колумб совершил великое открытие: он ОТКРЫЛ АМЕРИКУ. Этот факт известен всем, даже учителям истории и географии. А вот всем ли известно, что было бы, если бы пятьсот лет назад Колумб не открыл Америки?
Если бы Колумб не открыл Америку, не было бы, например, табака, и самих курильщиков, и общества борьбы с курением, и с чем бы оно тогда боролось, — непонятно. Кофе тоже не было бы, и …
№5. Нашей северной столице с именем определённо повезло. Не то что Москве? У златоглавой всегда было одно имя. У города на Неве за время его существования было три официальных и три неофициальных имени. Все они употребляются по ситуации и сейчас. Назовите эти имена.
№6. Прочитайте притчу Л.Н. Толстого «Отец и сыновья». Выпишите из неё все слова с приставками. Попробуйте сказать своими словами, в чем главная мысль этой притчи.
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!»
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться да все врозь – вас всякий легко погубит».
№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык К.И. Чуковский. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Помогите Кондрату: сколько же копеечек дала бабушка? Объясните свой ответ.
Марьюшка, Марусенька, Машенька и МанечкаЗахотели сладкого пряничка.Бабушка по улице старенькая шла,Девочкам по денежке бабушка дала:Марьюшке – копеечку,Марусеньке – копеечку,Машеньке – копеечку,Манечке – копеечку, -Вот какая добрая бабушка была!
№8. Перепишите следующие слова в таком порядке:
- Слова, где есть только глухие согласные звуки
- Слова, где есть только звонкие согласные звуки
- Слова, где есть и глухие, и звонкие согласные звуки
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
Ответы
Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания
Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.
- Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
- Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
- Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
- Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
- Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
- Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
- Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
- Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
- Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
- Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!
Ключи
1. Расставьте ударение в следующих словах:
Каталог, торты, средства, жалюзи, банты, свекла, позвонишь, красивее, обеспечение, нефтепровод.
За каждый правильный ответ 0,5 б., всего – 5 баллов.
2. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин. Кочан. Банка.
(Среда, слово, кайма, насос, спаниель, ночка, кабан)
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 7 баллов.
3. Укажите ряд, в котором во всех словах нужно вставить букву е.
а) Как постел…шься, так и высп…шься. б) Где стро…шь, там и ро…шь. в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся. г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т. д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
Ответ – г – 1 б
4. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, белила, косой, жгут.
(Стих – имя существительное, глагол;Белила – имя существительное, глагол;Косой – имя существительное, имя прилагательное;Жгут – имя существительное; глагол)
За каждое правильное определение части речи 0,5 б., за каждый правильный пример – 1 б., всего – 12 баллов.
5. Вспомните, какие фразеологизмы мы употребляем, когда говорим:
- Об очень большой тесноте в помещении.
- О первых признаках появления чего-нибудь хорошего, радостного.
- О состоянии тоски, тревоги, беспокойства.
- О попытках обмануть кого-либо.
- О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой проступок.
Ответ: 1) яблоку негде упасть, 2) первая ласточка, 3) на душе кошки скребут,4) водить за нос, 5) козёл отпущения.
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.
6. О чем идет речь? Назовите слово.
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые.
- Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.
Ответ: нос, уши, ветер.
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 3 балла.
7. К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
- Тяжёлый — …
- Сладкий — …
- Острый — …
- Золотой — …
- Свежий — …
Ответ: тяжёлый груз, тяжёлый взгляд; сладкий леденец, сладкий сон; острый меч, острый вопрос; золотой кулон, золотой человек; свежий хлеб, свежий номер газеты.
За каждый правильный пример – 1 б., всего – 10 баллов.
8. К каждому слову найдите свой синоним.
1. невежда | а. странно, несуразно |
2. невежа | б. буйство |
3. неистовство | в. грубиян |
4. незыблемый | г. несокрушимый |
5. нелепо | д. неуч |
Ответ: невежда – неуч; невежа – грубиян; неистовство – буйство; незыблемый – несокрушимый; нелепо – странно, несуразно.
За каждый правильный ответ 1 б., всего – 5 баллов.
9. Разберите по членам предложения, укажите падеж имён существительных:
Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.
Ответ: солнце – им. п; облако – вин.п; на горизонте – пр.п; туристы – им.п; город – вин.п; айсберг – им.п; гора – им.п.
За каждое правильное определение падежа 0,5 б., за каждый правильный разбор 1 – 2 предложений – 1 б., за правильный разбор 3 предложения – 1,5 балла, всего – 7 баллов.
10. Напишите сочинению-миниатюру (5–6 предложений) на тему «Золотая осень», используя средства выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение…)
За раскрытие темы – 5 баллов, за использование средств выразительности – 5 баллов (за каждое по 0,5, но всего не больше 5), за грамотность – 5 баллов.
Всего: 70 баллов.