Сложные олимпиадные задания по русскому языку 7-8 классы (задания и ответы)

Сложные олимпиадные задания по русскому языку 7-8 классы (задания и ответы) Олимпиада

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.

 клён

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Н о я-то знал, что так нельзя –

п ар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара.

Найди и подчеркни среди этих слов слова со звуками, которых нет

в слове палитра.

Верблюды, прибегут, пароход, садик.

Кукла – ___________________

Тьма – ____________________

К очан – _____________

Банка – ______________

10.  Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал — это всё звери?

б ) Витя, не надо краба ртом трогать.

а) Овладевать собой, успокаиваться — ______________________________________

б) Очень тесно — ________________________________________________________

в ) Усиленно думать над трудным вопросом — _______________________________

г) Хорошо запомнить — ____________________________________________

12. Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Туфли – _________________; каникулы – __________________;

н оски – _________________; колени – __________________;

сани – _________________; помидоры -__________________.

 водяной, водопровод, водитель.

 дружить, друзья, подруга.

 носить, носки, поднос.

 привоз, перевозчик, возникает.

16. Отметь «Х» предложение, в котором глагол употреблён в форме прошедшего времени.

 Я собирал фишки и вкладыши.

 На улице звучит аккордеон.

 Я читаю интересный рассказ.

 Мне нравится урок музыки.

17. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втoрoгo слова.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

О твет: __________________________________________________________

айонная олимпиада по русскому языку 4 класс

2019-2020 учебный год

2.Соблюдая правило русской грамматики, поставь мягкий знак после шипящих.

3. Образуй родительный падеж множественного числа от существительных. Запиши получившиеся слова.

носок, ведёрко, кочерга, крыльцо

4. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться – ________________________________________

б) Очень тесно – __________________________________________________________

в) Усиленно думать над трудным вопросом – __________________________________

г) Хорошо запомнить – ____________________________________________________

5. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.

а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

б) Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

6. Одним словом объясни значения заимствованных слов.

антракт – _____________________________________

дегустация – ___________________________________

лозунг – _______________________________________

финал – ________________________________________

7. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

Но я-то знал, что так нельзя –

10. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова:

пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара

Найди среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра, выпиши эти слова.

11. Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

кукла – ______________________

тьма – ______________________

кочан – ______________________

банка – ______________________

Ответы к олимпиаде по русскому языку Макс. 43 б.

ешь – шей шёл – ложь За каждое слово 1 б.

Макс. 3 б. За каждое слово 1 б.

ведёрко – ведёрок За каждое слово 1 б.

крыльцо – крылец

Б) Яблоку негде упасть. За каждый фразеологический оборот 1 б.

В) Ломать голову.

Г) Зарубить себе на носу.

Б) Яблоко от яблони недалеко падает. За каждую пословицу 1 б.

В) Мал золотник, да дорог.

Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.

Макс. 5 б. За каждое слово 1 б.

  • Змея, своя, я, извиваясь. Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.
  • Лапа, пир, тир. Макс. 3 б. За каждое слово 1 б.
  • кукла (1) – кулак (2) Макс. 5 б. За каждое слово 1 б. + 1 б. за

тьма (1) – мать (3) определение склонения

кочан (2) – ночка (1)

банка (1) – кабан (2)

Сложные олимпиадные задания по русскому языку 7-8 классы (задания и ответы)

Материалы и статьи

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по русскому языку 2022-2023. Задания, ответы, разбор заданий регионального этапа 2023 олимпиады по русскому языку для 9, 10 и 11 классов, всероссийская олимпиада школьников ВСОШ проходила 19 января 2023 года. Результаты будут опубликованы скоро.

Задания олимпиады 9 класс

Задание 1. В известном романе XX века главный герой пишет: «В стихотворение, точно через окно в комнату, врывались с улицы свет и воздух, шум жизни, вещи, сущности. Предметы внешнего мира, предметы обихода, имена существительные, теснясь и наседая, завладевали строчками, вытесняя вон менее определённые части речи». Как известно, в русском языке произношение конечного согласного в предлоге через в потоке речи зависит от того, что следует за ним.

Задание 2. Заполните пропуски, восстанавливая ход рассуждений юного лингвиста Феофана. В бланке ответа указывайте номера пунктов, на которые вы отвечаете (А1, А2 и т.д.). Для пункта А1 выпишите в бланк ответа слова (суффикс, значение, общая особенность), которые находятся перед пропусками, и после них указывайте свой ответ. Аналогично для пункта А2: выпишите слова (слово, основа настоящего времени глаголов), которые находятся перед пропусками, и после них указывайте свой ответ.

1. Покажите на примере подчёркнутого фрагмента текста, как язык будущего обходится без грамматики (в сравнении с современным языком).

2. Что позволяет нам (с точки зрения грамматики) понять смысл надписи на этикетке?

3. Если считать, что слова грозный и сущность в языке будущего согласуются между собой, в каком случае это возможно? Аргументируйте свой ответ.

4. Лингвист М. обратил внимание, что в тексте приведены слова полнорост, глазосвет и зубогрыз. «Они необычные, – подумал лингвист, – однако, вероятно, их можно сравнить с какими-то знакомыми словами и описать по определённому шаблону».

5. Переведите подчёркнутые фрагменты текста на современный язык и выполните задания к тексту. Неприязнивыи же дьяволъ. завистию пострѣкаемъ и ничтоже могыи створити. приложивсѧ въ старицю. сѣдѧщоу при поути. начѧ* плакати и глаголати: «Горе мнѣ велми вѣтсѣ. колико ми зла человѣкъ сей створи. которыи ли демонъ лоукавъ поостри* его на мѧ. ослаба животоу моемоу ѿ него нѣсть.азъ есмь вдовица бѣдница. юже человѣкъ сей разграби». Нѣцѣи же зрѧще сѣдины своя терзающю и слезы тоцащю и въпиюще. милость явлѧюще. начаша* старицоу въпрашати. коея дѣлѧ вины сѣдѧщи плачетсѧ. она же к нимъ ѿвѣща: «Помилоуите мѧ. моужи. жителе гра(д) сего. азъ страница есмь сдѣ. имѣла есмь тѧжьбоу и въставши из домоу придохъ сѣмо».

Вам будет интересно:

Тренировочные варианты по русскому языку Цыбулько ЕГЭ 2023 2 варианта (задания и ответы).

Метки: 2022-2023 учебный год варианты и ответы русский язык

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами. 9 класс

Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.

Черпать, асимметрия,  краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин,   отвар

За каждый правильный ответ – 1 балл

В латинском языке есть слово – «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?

Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.

Оценка – 9 баллов

Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.

Оценка – 2 балла

Выпишите из данного списка только числительные.

Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.

Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать

Оценка – 8 баллов

К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?

1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.

Оценка – 3 балла

Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.

Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?

Так спросил у озорного

Кота Васи я:

– Что же значит это слово:

Кот весьма любезен был –

Всю посуду перебил

Назовите автора (авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.

Оценка – 1 балл

. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?

«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».

Оценка – 20 баллов

.Асимметрия,  пломбировать, мещанин, отвар.

С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный

Доньев, туфель, грузин, простнь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.

Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются

. Во многословии не без многословия.       Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка –  2 балла

. Восьмидесятый,  два, двое,  оба, пятый, пятеро.

Дебаты – споры, интуиция – чутье,  изолировать – отделить, метаморфоза – превращение, приз – подарок, тотальный – всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.

Оценка – 8 баллов.

. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния.  Оценка – 3 балла

1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.

Оценка – 4 балла

. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.

Оценка – 2 балла.

Задание №6. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке, объясни почему.

а) поездка, полка, посмотреть, посадка -____________________________________________________

б) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки___________________________________________________

в) жалость, жалоба, жалкий, жалить_______________________________________________________

г) кресло, бревно, пальто, число, весло ____________________________________________________

д) звук, жест, долг, глаз, рукав ___________________________________________________________

е) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь ________________________________________________

Составьте  словосочетания, в которых слово МЯГКИЙ употребляется в различных значениях. Значения не должны повторятся.

Мягкий ____________________________   – нежесткий

Мягкий   ___________________________   – уступчивый

Мягкий  ___________________________    – нерезкий

Мягкий ____________________________   – тёплый

Мягкий ____________________________   – буква

Мягкий   ___________________________      звук

Прочитай стихотворение-каламбур, раскрой скобки. Укажи части речи.

Нес медведь, шагая (к)рынку, ____________________________________

На продажу меду (к)рынку, ___________________________________

Вдруг на Мишку – вот (на)пасть –__________________________

Осы вздумали (на)пасть, ___________________________

Мишка с армией (о)синой

Дрался вырванной (о)синой, __________________

Мог ли в ярость он не (в)пасть

Если осы лезли (в)пасть, ____________

Жалили куда (по)пало, ______________

Им за это и (по)пало

Угадай  слова по историческим сведениям об их происхождении.

  • Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ______________________
  • Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ________________________
  • Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»?  __________________________

Доктор Ватсон, желая узнать, как продвигается расследование, послал Шерлоку Холмсу открытку с одним лишь знаком препинания. Шерлок Холмс, у которого дела шли великолепно, не ударил в грязь лицом и ответил не менее лаконично.

Какие знаки препинания помогли им понять друг друга? Подчеркни правильный ответ.

эпитет, рифму, сравнение, метафору, олицетворение

луна, как бледное пятно – _______________________

весёлый треск – _______________________________

шепчется листва – _____________________________

летом – цветом – ______________________________

берёзовый ситец – _____________________________

Старый русский алфавит состоял только из заглавных бук в. С появлением книг появились и разные шрифты – печатный и письменный. Чуть позднее стали выделять два вида букв – большие (заглавные) и маленькие (строчные).

О чём автор хотел сказать нам в тексте? Выдели  наиболее точный ответ на этот вопрос:

а) о различных шрифтах русского алфавита;

б) о том, как изменялся шрифт в русском алфавите;

в) о том, что важно научиться писать заглавные буквы.

Подчеркни правильное толкование пословицы.

  • У всякого события есть последствия.
  • От огня всегда идёт дым.
  • У всякого явления есть своя причина.
  • Если есть дым, значит, есть и огонь.

Рекомендации к проверке олимпиады

Задание 1 – максимально 5 баллов

За диктант без ошибок – 5 б.; за 1 ошибку снимать по 1 б.; за  исправление снимать 0,5 б.

Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

Белый Мишка – талисман Олимпиады

За полярным кругом в ледяном иглу живет белый Мишка. В его доме из снега и льда сделаны душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый Мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в кёрлинг. Он стал настоящим саночником, а тюлени и морские котики  с удовольствием наблюдают за его победами

Задание №2 – максимально 7 баллов

Найдена транскрипция с ошибкой  – по 1б; верная транскрипция – по 1б; слово без ошибок – по 1б. Если указаны неверные транскрипции или слова написаны с ошибками, то за каждую позицию (транскрипция или слово) снимается по 1 баллу. Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

Считаются верными ответы

2) полотенце, коньки, съезд, съест, граммы.

Задание №3 – максимально 5 баллов

За каждый верное слово – 0,5 балла; за верное определение склонения – по 0,5балла.

Считаются верными ответы: мать (3 скл.), баян (2 скл.), слово (2 скл.), кукла (1 скл.), пион (2 скл.).

Задание №4 –максимально 2 балла

За каждое верное слово –  1 балл. Считаются верными ответы:

Задание №5 – максимально 4 балла

За каждый верный ответ –  0,5 балла, за 1 ошибку снимается 1 балл.

Считаются верными ответы: весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло.

Задание №6 – максимально 6 баллов

Рубрика «Олимп Русский язык»

Олимпиада русский язык задания ответы Олимпиадные задания по русскому языку с ответами Всероссийская олимпиада с решениями

Олимпиада по русскому 2022-2023 муниципальный этап г. Москва

Муниципальный этап олимпиады по русскому языку

Задание 1. Дан ряд слов: цирк, жизнь, мёд, крот, цех, мех, лещ, рысь, жир, гроза, шить. При произнесении каких слов в обратном порядке получатся новые слова? Укажите эти слова (исходное и новое) парами.

Крот – торг, лещ – щель, шить – тишь.

  • За каждое правильно найденное слово – по 2 балла.
  • За каждое неверно указанное слово вычитается по 0,5 балла.

Всего – 6 баллов.

Задание 2. Поставьте ударение в выделенных словах.

Столяр дал нам необходимые инструменты. Дружно взошли всходы свеклы. Наши места были в пятом ряду партера. Вам позвонят и пригласят на встречу.

СтолЯр дал нам необходимые инструмЕнты. Дружно взошли всходы свЁклы. Наши места были в пятом ряду партЕра. Вам позвонЯт и пригласЯт на встречу.

Задание 3. Вставьте буквы, пропущенные в словах. Как называется орфограмма, проиллюстрированная этими примерами?

Маму, папу, брата, кошку.

К той горе макулатуры.

Сердцем позвони соседям

Снизу, у которых мокнут

Ты ж не за себя боялся,

Открывая краны в ванной,

За соседей волновался:

Мысль тренировать соседей

До Сиднея доплывут.

Получив медаль большую,

Кланяясь на пьедестале,

Запирай в кладовке тёмной

Пусть растет цена свободы –

Не спеши их отпирать.

Собирай тетради в кучу,

Сверху положи дневник свой,

Прикоснись горящей спичкой

С замирающим от счастья

Чем гореть, так лучше плавать.

Озарила ум недавно.

И теперь пловцами станут,

Будут помнить Ростислава

Орфограмма называется «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

  • За каждую правильно вставленную букву – по 0,5 балла (всего 7 баллов).
  • За правильный ответ на вопрос о названии орфограммы – 1 балл.

Всего – 8 баллов.

Задание 4. Составьте словосочетания, соединив слова правого и левого столбцов. Ответ запишите с помощью цифр и букв. Объясните, чем отличается гипотеза от догадки.

1)е), 2) а), 3)ж), 4)б), 5)г), 6)ё), 7)в), 8)д).

Гипотеза – это научное предположение или любое предположение, требующее подтверждения. Догадка – предположение о вероятности, возможности; сообразительность.

  • За каждое верно построенное словосочетание – по 0,5 балла (всего 4 балла).
  • За объяснение значения каждого из слов – по 0,5 балла (всего 1 балл).

Всего – 5 баллов.

Задание 5. Закончите фразеологизмы, укажите их значение.

Сулить золотые горы, сидеть сложа руки, зарубить себе на носу, принять за чистую монету.

Сулить золотые горы – ‘обещать сказочное богатство, благополучие’.

Сидеть сложа руки – ‘ничего не делать, бездействовать, бездельничать’.

Зарубить себе на носу – ‘запомнить крепко-накрепко, навсегда’.

Принять за чистую монету – ‘cчитать правдой, истиной, воспринимать всерьез’ (обычно о чем-либо, не заслуживающем доверия).

  • За каждый верный вариант фразеологизма – по 0,5 балла (всего 2 балла).
  • За каждое верное значение фразеологизма – по 1 баллу (всего 4 балла).

Задание 6. Дан ряд слов: зрелище, обозрение, зрачок, зрелый, зоркий, зорька, незримый, зритель, зрячий, позор. Укажите слово (слова), которое (которые) следует исключить из этого ряда. Ответ обоснуйте.

Исключить следует слово зрелый.

Все остальные слова являются однокоренными (родственными).

  • За правильно указанное слово – 3 балла.
  • За каждое лишнее слово вычитается по 0,5 балла.
  • За указание на то, что все остальные слова являются однокоренными – 2 балла.

Всего – 5 баллов.

Задание 7. Образуйте от приведённых в следующих контекстах прилагательных краткие формы, там, где это возможно.

Полный человек; полный радости; больной человек; больной вопрос; узкая юбка (модель); узкая юбка (субъективные ощущения при надевании); дешёвые продукты; дикий (нелюдимый) человек; дикий зверь; бедная (несчастная) девушка; бедная (небогатая) невеста, ловкий акробат.

  • Полный человек – нет краткой формы
  • Полный радости – полон радости
  • Больной человек – человек болен
  • Больной вопрос – нет краткой формы
  • Узкая юбка (модель) – нет краткой формы
  • Узкая юбка (субъективные ощущения при надевании) – юбка узка
  • Дешёвые продукты – продукты дёшевы
  • Дикий (нелюдимый) человек – человек дик
  • Дикий зверь – нет краткой формы
  • Бедная (несчастная) девушка – нет краткой формы
  • Бедная (небогатая) невеста – невеста бедна
  • Ловкий акробат – акробат ловок.
  • За каждый правильный ответ – по 0,5 балла.
  • За каждое лишнее слово вычитается по 0,5 балла.

Задание 8. В приведенном ниже предложении подчеркните все его члены. Сколько всего второстепенных членов вы нашли в примере? Перечислите их.

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора (А.Н.Толстой).

Широкие лучи с танцующими в них пылинками освещали круглую комнату из желтоватого мрамора.

Допускается двойное подчеркивание «с пылинками» и «из мрамора» как дополнений и определений одновременно, но не как дополнений.

Всего восемь второстепенных членов.

Одно дополнение (комнату), одно обстоятельство (в них), шесть определений (широкие, с пылинками, танцующими, круглую, из мрамора, желтоватого).

  • За каждый правильно подчеркнутый член предложения – по 0,5 балла (всего 5 баллов).
  • За правильное указание количества второстепенных членов – 1 балл.
  • За каждый правильно выделенный второстепенный член предложения – по 0,5 балла (всего 4 балла).

Всего – 10 баллов.

Задание 9. В приведенном предложении расставьте знаки препинания.

Книга это духовное завещание одного поколения другому совет умирающего старца юноше начинающему жить приказ передаваемый часовым отправляющимся на отдых часовому заступающему на его место (А.Герцен).

Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место (А.Герцен).

Всего – 4 балла

Итого: 56 баллов.

За каждое верно подчеркнутое лишнее слово – 0,5 балла, за доказательство – по 0,5 балла

посмотреть, посадка –

б) брюки, ворота, ножницы, , санки – изменяется по числам

в) жалость, жалоба, жалкий, не является однокоренным

г) кресло, бревно, , число, весло –

, рояль, щавель, шампунь –

Задание №7 – максимально 6 баллов

За каждое верно составленное словосочетание –  1 балл. Варианты ответа:

– уступчивый                                                                                                                     Мягкий

– максимально 10 баллов

Правильно раскрыты скобки – по 0,5 балла; правильно указана часть речи – по 0,5 балла

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,

Вдруг на Мишку – вот напасть –

Осы вздумали напасть,

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Задание №9 – максимально 3 балла

За каждый верный ответ – 1 балл.

Считаются верными ответы: улица, солдат, варежки

– максимально 2 балла

За верный ответ – 2 балла. Считается верным ответ: ?  и  !

Задание №11 – максимально 5 баллов

За каждый верный ответ – по 1баллу.

Задание №12 – максимально 2 балла

Задание №13- максимально 4 балла

дыма без огня не бывает – 2 балла.

у всякого явления есть своя причина – 2 балла.

В час по чайной ложке – ___________________________________________.

Рукой подать – ___________________________________________________.

Повесить нос – ___________________________________________________.

Раз, два и обчёлся – _______________________________________________.

Куры не клюют – _________________________________________________.

Кожа да кости – _________________________________________________.

Туфли- _________________;      каникулы – __________________;

носки – _________________;      колени – __________________;

сани- _________________;         помидоры -__________________.

11. Отметь «Х» предложение, в котором глагол употреблён в форме прошедшего времени.

Читайте также:  Какое место заняли российские хоккеисты на олимпиаде в сочи
Оцените статью
Олимпиада