Всероссийская олимпиада по экологии, задания

Всероссийская олимпиада по экологии, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по экологии

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Начинайте готовить проект, если собираетесь пройти на региональный этап. Как правило, подготовка проекта занимает несколько месяцев. Тему выберите по своим интересам.
  2. Сообщите о своем желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  3. Узнайте в школе когда и где пройдет олимпиада. Участвуйте, узнавайте результаты.
  4. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап на районном сайте или узнайте у организаторов.
  5. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на районном сайте олимпиады.
  6. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы жюри.
  7. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады.
  8. Сдайте готовый проект жюри регионального этапа.
  9. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения олимпиады публикуется на региональном сайте.
  10. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  11. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  12. Отправляйтесь на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи на финале!

Всероссийская олимпиада школьников по экологии. 9 класс | олимпиадные задания по экологии (9 класс): | образовательная социальная сеть

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по экологии 2020-2021 учебный год

9 класс

Вариант 1

Задание 1

Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ- 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов).

1.К проявлениям действия биотических факторов среды нельзя отнести:
a) выделение болезнетворными бактериями токсинов; б)перенос пыльцы растений ветром
в) выделение зелеными растениями кислорода;
г) разложение органических веществ в почве;
д)эрозию почв;
e) выработку иммунитета стимулирующуюся токсинами паразита
.

2.Вид биотических отношений, когда один организм постоянно находится рядом с другим организмом, питаясь остатками его добычи, называется:
a) нейтрализмом;
б) конкуренцией;
в) паразитизмом;
г) комменсализмом;
д) аменсализмом;
e) сотрапезничеством

3.Глобальная экология изучает:

a) социальную экологию;
б) экологию человека;
в) прикладную экологию;
г) экологию видов;
д) биосферу в целом
e) процессы планетарного масштаба.

4.Общая экология изучает:

а)отношение организмов между собой;
б)разнообразных животных и растений;
в) инфекционные заболевания людей и животных;
г) растительные сообщества континентальных территорий;
д)отношение организмов с окружающей их средой;
e) структурную организацию сообществ. 

5.Дождевые черви являются:

а)детритофагами
б) автотрофами;
в) фитофагами;
г) редуцентами3;
д) консументами;
e) мезотрофами. (ред.)

 6.К основным уровням организации жизни относятся
a) литосфера;
б) особь;
в) гидросфера;
д) ноосфера;
г) экосистема;
e) ионосфера

7.Приоритетными способами снижения выбросов промышленных предприятий в атмосферу являются:
a) закрытие предприятий;
б) штрафные санкции;
в) увеличение платы за загрязнение атмосферного воздуха;
г)пыле-и газоулавливающие установки;
д) снижение производственной мощности предприятий

е) безотходные технологии

8.Смешанный лес-более устойчивая экосистема, чем березовая роща, так как в лесу:

a) более плодородная почва;
б) в обмене веществ используется дополнительная энергия;
в) более длинные и разветвленные цепи питания;
г) есть продуценты, консументы и редуценты
д) замкнутый круговорот веществ;
е) сложные пищевые сети

9.Источниками информации в природоохранной сфере города Курска являются: а)экологический мониторинг;
б) экологическая стандартизация
в) проектная документация;
г) Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды за соответствующий год;
д) ценовая политика;
e) экономические показатели.

10. К естественным источникам загрязнения атмосферы следует отнести:

a) сжигание бытового мусора;
б) извержения гейзеров;
в) дым из труб заводов;
г) выхлопные газы автомобилей;

д) сточные воды сельскохозяйственных предприятий;
е) лесные пожары.

11.Такой экологический фактор, как изменение светового режима, наименее выражен в:

a) наземно-воздушной среде обитания;
б) наземной среде обитания;
в) водной среде обитания;
г) почве как среде обитания;
д) воздушной среде обитания;

 e) урбанистической среде обитания.

12. Аквариум, населенный организмами, представляет собой:
a) экологическую нишу;
б) искусственную экосистему;

в) биологическую популяцию;
г) экотон;
д) гидробиоценоз;
e) агроценоз.

Задание 2

Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко обоснуйте ответ (ответ и обоснование от -0 до 3 баллов. Выбор ответа без обоснования не ОЦЕНИВАЕТСЯ)

2.1 В еловом лесу травянистых растений значительно меньше, чем в березовой роще
Да — Нет. 

2.2 Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда, численность особей превышает допустимую величину в данных условиях.

Да- Нет

2.3. Парниковый эффект — подъем температуры на поверхности планеты связан с антропогенной деятельностью человека.
Да- Нет

2.4 Проблема биологических инвазий одна из актуальных проблем современности.
Да –Нет

2.5 Прикладная экология охватывает все направления деятельности человека
Да- Нет

Задание 3

Вставьте пропущенное слово

(одно правильно вписанное слово-1 балл)

3.1 Граница биосферы в литосфере находится на глубине__________

3.2 Взаимоотношения взрослой ели и соседствующего проростка дуба являются примером__________

  1.  Способность организма или системы организмов поддерживать

устойчивое динамическое равновесие (относительное постоянство состава и свойств) в изменяющихся условиях среды, называется__________

3.4 В лесных экосистемах основную массу продуцируют__________ 

3.5 Характерным местом произрастания ксерофитов является__________

Задание 4

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

(выбор правильного ответа-2 балла; обоснование-от 0 до 2 баллов;

всего за задание-4 балла)

4.1 Лесные пожары-чрезвычайно распространенное явление. Среднегодовая площадь лесных пожаров на Земле составляет примерно 1 % лесистой территории. Пожарная опасность тесно связана с составом и структурой леса. Например, летом в лиственных лесах она значительно ниже, чем в хвойных лесах. Это связано с тем, что лиственные леса характеризуются:
a) меньшей густотой подроста и подлеска;
б) большим содержанием в воздухе эфирных масел;
в) меньшей посещаемостью туристами, охотниками, грибниками;
г) большей влажностью воздуха.

4.2 Пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда:
a) еще какой-либо ресурс находится в недостатке;
б) плотность вида не превышает некий лимитированный уровень;
в) при избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены;
г) численность особей превышает допустимую величину в данных условиях 

4.3 В результате уничтожения растительности возникают нарушения водного баланса территории. К каким последствиям приведёт вырубка древесной растительности в береговой зоне водоема:
a) произойдет осушение береговой зоны;
б) произойдет заболачивание береговой зоны;
в) последствий для береговой зоны не будет;
г) в береговой зоне водоёма вырастит новая более густая древесная растительность

4.4  С экологической точки зрения наиболее эффективным способом решения проблемы пищевых отходов является:
a) сжигание на мусоросжигательном заводе;
б) захоронение на полигоне (свалке);
в) переработка на корм скоту;
г) компостирование.

Задание 5

Ответьте на вопросы. (За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла)

5.1 Как может помочь решению экологических проблем развитие образования и науки?

5.2 Согласно определению, данному Э. Геккелем в 1866 году, «экология — это экономика природы». Что имеется в виду?

Задание 6

Ответьте на вопрос. Укажите четыре аргумента. (За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов)

6.1 Сегодня проблема изменения климата среди приоритетных экологических проблем мирового сообщества. Каковы последствия изменения климата для здоровья человека?

9 класс

Решение и система оценивания

Вариант 1

Задание 1

Правильный ответ-1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов. Всего 12 б.

Номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Правильные

ответы

б,д

г,е

д,е

а,д

а,г

б,г

г,е

в,е

а,г

б,е

в,г

б,д

Задания 2.1-2.5

За каждый правильный ответ и его обоснование от 0 до 3 баллов. Выбор ответа без обоснования не оценивается. Всего 15 б.

2.1 Правильный ответ «да», потому что: в роще сквозь кроны деревьев проходит значительно больше света, чем в словом лесу, свет является лимитирующим фактором для многих растений. Наиболее общая адаптация растений к максимальному использованию ФАР — пространственная ориентация листьев

2.2 Правильный ответ «да», потому что: пространство превращается в потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда при избытке пищи организмы в своих возможностях ограничены, причем ограничены физической (точнее геометрической) упаковкой. Морские желуди и мидии порой так покрывают поверхность камня так плотно, что для новых особей просто нет места. Закономерности территориального поведения какой-нибудь птицы порой определяют границы обороняемого ею участка.

2.3 Ответ да. Основные газы, которые ведут к парниковому эффекту на Земле- это водяные пары, углекислый газ, метан и озон. По мнению ученых, с 90-процентой вероятностью наблюдаемые изменения климата, увеличение концентрации СО», например, сжиганием углеродного ископаемого топлива (т.e. нефти, газа, угля и др.), промышленными процессами, а также сведением лесов- естественных поглотителей углекислого газа из атмосферы. связаны с деятельностью человека

2.4Правильный ответ «да», потому что: в результате инвазий, происходит распространение новых, чужеродных видов. Опасность состоит в том, что аборигенные виды часто не имеют приспособительных реакций, чтобы противостоять вселенцам. Это может привести к катастрофическим последствиям для экосистемы.

2.5 Правильный ответ «да», потому что: любая деятельность человека связана с окружающим миром и ее результаты оказывают на него воздействие, а в конечном счете и на человека.

Задание 3

За каждое правильно вписанное слово-1 балл. Всего 5 б.

3.1 3 км

3.2 аменсализма

3.3 гомеостаз

3.4 деревья

3.5 пустыня

Задание 4

Выбор правильного ответа-2 балла; обоснование- от 0 до 2 баллов; всего за задание-4 балла. Всего 16 б.

4.1 Ответ (г) является правильным. Вероятность возгорания и распространения огня тем меньше, чем выше влажность воздуха. Лиственные леса характеризуются большей влажностью в виду большей площадью испарения воды с поверхности листьев.

4.2 Ответ (г) правильным. Пространство превращается потенциально лимитированный ресурс лишь тогда, когда при избытке пищи является организмы своих возможностях ограничены, причем ограничены физической (точнее геометрической) упаковкой. Морские желуди и мидии порой так покрывают поверхность камня так плотно, что для новых особей просто нет места. Закономерности территориального поведения какой- нибудь птицы порой определяют границы обороняемого ею участка.

4.3 Ответ (б) является правильным. Растения играют большую роль регу- лировании водного режима территории. Вырубка лесов может привести к разным последствиям: в условиях избыточного увлажнения и высокого уровня залегания грунтовых вод в результате вырубки произойдет снижение расходов воды на транспирацию в итоге приходная часть водного баланса территории превысит расходную. Накопление избыточной влаги приведет к заболачиванию территории.

4.4 Ответ (в) является правильным. Известно, что на следующий трофический уровень в экосистеме переходит не более 10 процентов энергии, остальное рассеивается. Таким образом, доставка пищевых отходов на корм скоту (т.е. на уровень консументов, которые часть энергии превратят в собственную биомассу) с экологической точки зрения будет более эффективной, чем сжигание, захоронение либо компостирование.

Задание 5

За ответ от 0 до 2 баллов. Всего за задание 4 балла.

Примерные варианты ответов:

5.1 Развитие образования и науки ведет к пониманию значимости экологиче-ской тематики, формированию экологически ориентированного мировоззре- ния и поведения. 2 Развитие образования и науки обеспечивает разработку все новых эффективных технологий, позволяющих минимизировать изъятие природных ресурсов и негативное воздействие на среду. (ред.)

5.2 В природе, как в хорошо отлаженной экономической системе, где все траты всегда должны соответствовать имеющимся ресурсам, все компоненты экосистемы точно «подогианы» друг к другу, численность и потребности любого вида находятся в пределах несущей емкости экосистемы и биосферы в целом.

Задание 6

За аргумент от 0 до 2 баллов. Всего за задание 8 баллов

6.1 Примерный вариант ответа

1. Изменения климата приводят, включая распространение инфекционных биологическим инвазиям, заболеваний растений, животных и человека.

2. Изменение климата сопровождается увеличением числа дней высокой и низкой температурой, резкими перепадами температур. Это ведет к нарушению здоровья и возрастанию смертности.
3. Возникающие вследствие изменений климата пожары ведут к ухудшению качества воздуха, что также ведет к росту заболеваемости и смертности (как это происходило при аномальной жаре в 2022 году).
4. Участившиеся природные аномалии приводят к ухудшению социально- бытовых условий, недостатку воды, сельхозпродукции, что также может оказывать негативное влияние на здоровье.

Всего баллов: 60 баллов.

Другие задания и ответы вош регионального этапа 2021:

ВСЕРОССИЙСКИЕ олимпиады 2020-2021 региональный этап задания и ответы

Поделиться

Задания, ответы и разбор заданий регионального этапа 2021 год ВОШ олимпиады по экологии для 9, 10, 11 класса всероссийской олимпиады школьников, официальная дата проведения: 03.02.2021-04.02.2021 (3-4 февраля 2021 года)

Региональный этап 2022 олимпиады по экологии 11 класс задания и ответы:

1)Мировым сообществом на уровне ООН приняты 17 целей устойчивого развития, которые охватывают все стороны жизни общества. Почему, несмотря на всю важность решения социально-экономических проблем, главы государств специально собираются для решения проблем по цели 13 – Борьба с изменением климата (последняя такая встреча прошла в ноябре 2021 года в Глазго)? Почему проблема изменения климата задает тон развитию современной экономики?

2)Все большее распространение в мире получает концепция «общего здоровья», согласно которой необходимо поддерживать здоровье всего живого (не только человека, но и всех живых существ). Укажите две основные причины, почему это так важно.

3)Что означает понятие «оптимум вида»? Почему это понятие важно для характеристики вида?

4)Каким частям ареала вида соответствуют разные участки колоколообразной кривой зависимости выживаемости от температуры? В каком направлении будет смещаться ареал при смещении кривой зависимости выживаемости от температуры вправо или влево? Как будет изменяться ареал при расширении и при сужении зоны выживаемости?

5)Почему механизм обратной отрицательной связи является ключевым для обеспечения относительно постоянной численности популяции?

6)Как стресс может способствовать обеспечению относительного постоянства численности популяции? Какие особенности динамики численности популяции наблюдаются для видов с более ранней реакцией на стрессовое воздействие?

7)Популяция существует при стабильных условиях среды. Какой темп размножения имеет место при низкой численности? Какой при высокой численности? При какой численности имеет место стрессовое состояние?

8)Почему в условиях все возрастающего антропогенного воздействия и изменения климата затруднительно сохранение изначального природного биоразнообразия? Какие изменения претерпевает биоразнообразие при изменении ландшафта? Какие изменения биоразнообразия происходят вследствие потепления климата? Что происходит с биоразнообразием при начальных стадиях загрязнения среды?

9)Потепление климата сопровождается ростом частоты аномальных погодных явлений. С чем это связано?

11)По определению известного эколога Ю. Одума экологическая сукцессия — это «упорядоченный процесс изменения», ведущий к стабильному, или климаксному состоянию сообщества. Что запускает экологическую сукцессию? Чем определяется смена стадий этого процесса?

12)В выступлении Президента РФ В.В. Путина на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» среди направлений «зеленой» энергетики страны были отмечены атомная энергетика, гидроэнергетика и использование газа. В чем состоит экологичность атомной энергетики?

13)После длительной подготовительной работы в 2021 году в России принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». В законе понятие «углеродный след» определено как прямые и косвенные выбросы парниковых газов и их поглощение.

14)Экологи выступают против такой системы обслуживания как «шведский стол» или «все включено». Укажите две основные причины этого.

15)Экологически чистые продукты обычно стоят дороже, чем обычные. С чем это связано? Укажите две основные причины, почему покупатели все же стараются при возможности приобретать более дорогие экологически чистые продукты.

16)Экономика замкнутого цикла (циклическая, или циркулярная экономика) означает безотходное производство при многократном и наиболее полном использовании ресурсов. Укажите два основных направления, как каждый человек может внести свой вклад в развитие этой формы экономики.

Узнать свои результаты регионального этапа 2021:

Где посмотреть результаты регионального этапа 2021 ВОШ

Оцените статью
Олимпиада