Ответы.

1. Расставьте ударения в словах:

Банты, свекла, торты, щавель, красивее, кухонный, сливовый, начавший,

балуясь, закупорить.

Ответ.

БАНты, свЁКла, тОРты, щавЕЛь, красИВее, кУХонный, слИВовый, начАВший, балУЯсь, закУПорить.

2. Определите, какой частью слова является буквенное сочетание – Ей в следующих словах:

дождей, сшей, саней, воробей, змей, красивей.

Ответ.

В словах дождей, саней – Ей является окончанием;

В словах сильней, красивей –Ей является суффиксом;

В словах сшей, воробей, змей –Ей является частью корня.

3. Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую схему, например:

доход – доходный – доходность.

Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка

Ответ.

Минута – минутный – ежеминутный – ежеминутно.

Минута – минутка – минуточка.

4. Произведите морфемный анализ словоформ Выполните и Вылечите и дайте морфологическое обоснование.

Ответ.

Вы – полн-ите; вы – полн-и–те.

Вы-леч-ите; вы-леч-и-те.

Оба эти слова могут быть и формой 2-го лица множественного числа будущего времени, и формой 2-го лица множественного числа повелительного наклонения, то есть это грамматические омонимы. Если это формы будущего времени, то у них должны быть выделены личные окончания 2-го лица –ите, А если это формы повелительного наклонения, то следует выделить формообразующий суффикс повелительного наклонения –и И окончание множественного числа –те.

5. Расшифруйте аббревиатуры и сложносокращенные слова, широко употреблявшиеся в советское время.

ДОСААФ, ВЛКСМ, БАМ, МТС, колхоз

Ответ.

ДОСААФ – Добровольное общество содействия армии, авиации, флоту;

ВЛКСМ – Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи;

БАМ – Байкало-Амурская магистраль;

МТС – машинно-тракторная станция;

колхоз — коллективное хозяйство.

6. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами:

око, уста, выя, оратай, длань, десница.

Ответ.

Око — глаз, уста — рот, выя — шея, оратай — пахарь, длань — ладонь, десница – правая рука.

7. Переведите на современный русский язык этот древнерусский текст из «Повести временных лет». Не забудьте расставить знаки препинания в соответствии с современными нормами.

Игорь размысливъ рече дружине своеи идъте съ данью домови а я похожю и еще.

Ответ.

Игорь, подумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я похожу еще».

8. Какие грамматические особенности известного детского стихотворения свидетельствуют о том, что ребенок относится к игрушке как к живому существу?

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший.

(А. Барто)

Отношение ребенка к игрушке как к живому существу проявляется в грамматической форме Мишке. Если действие Оторвать (как и некоторых других глаголов со значением «порчи») направлено на неживой предмет, то название последнего будет стоять в форме родительного падежа с предлогом У Или От: оторвать у газеты уголок, оторвать у рубашки (Или от рубашки) рукав И т. п.

Форма дательного падежа употребляется в данной ситуации только в том случае, если «страдает» живое существо (ср.: Оторвать мухе лапку).

9. Вставьте пропущенные буквы. Найдите в каждой строке «лишнее слово». Почему вы считаете его лишним?

1. Бор..тся, ход..т, кол..т.

2. Сгоряч.., вправ.., влев.. .

3. Жемчужинка, пылинка, горошинка.

4. Десяток, четыре, тройка.

5. Увиденный, приносимый, пришедший.

Ответ.

1. Борется (борются), Ходит (ходят), колет (колют).

2. Сгоряча, вправо, влево.

3. Жемчужинка, Пылинка, горошинка.

4. Десяток, Четыре, тройка

5. Увиденный, приносимый, Пришедший

Ходит – Глагол 2 спряжения; Сгоряча – Суффикс – А; Пылинка – Суффикс – инк; Четыре – имя числительное; Пришедший – Действительное причастие.

10. Покажите графически, какую синтаксическую роль выполняет инфинитив в данных примерах.

1. Учёного учить – только портить. 2. Я буду учить правило. 3. Громкая музыка мешает учить стихи 4. Не сможешь других учить, пока сам не научишься. 5. Студентка уехала в поселок работать в школе, учить детей.

Ответ.

1. Подлежащее. 2. Простое глагольное сказуемое. 3. Дополнение. 4. Составное глагольное сказуемое. 5. Обстоятельство цели.

11. Найдите и исправьте грамматические ошибки. Как вы думаете, почему эти ошибки следует признать грамматическими?

1. Школа надеется и верит в своих выпускников.

2. Глядя на то, что происходит сегодня, у многих опускаются руки.

3. Перед входом депутатов встречали люди с плакатами, протестующими против продажи земли.

Ответ.

1. Школа надеется на своих выпускников и верит в них.

2. Глядя на то, что происходит сегодня, многие опускают руки.

3. Перед входом депутатов встречали люди с плакатами, протестующие против продажи земли.

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.