04.12.2021 Олимпиада по русскому языку 4-11 класс ответы и задания для муниципального этапа 2021-2022 | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

04.12.2021 Олимпиада по русскому языку 4-11 класс ответы и задания для муниципального этапа 2021-2022 | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов Олимпиада

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Другие ответы и задания для муниципального этапа 2021-2022:

Муниципальный этап 2021 Республика Татарстан задания и ответы всероссийская олимпиада школьников

Интересные задания с олимпиады:

1)Из предложенного списка слов, выберите те, у которых: а) звуковой и буквенный состав совпадают: трон, лавка, рюкзак, волк; б) звуков меньше, чем букв: яблоня, гигантские, счастье, купаться; в) все согласные звуки твёрдые: сарай, комната, живот, борщ; г) все согласные звуки имеют пару по звонкости/глухости: попугай, книжка, параграф, физика.

2)Расшифруйте значение фразеологизмов. Объедините их в пары по значению. Объясните свой выбор. Кот наплакал; сломя голову; втаптывать в грязь; куры не клюют; яблоку негде упасть; душа в душу; возносить до небес; во всю прыть; как сельдей в бочке; как кошка с собакой.

3)Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Укажите, какую роль играет союз и в каждом предложении. 1) Настроение у меня сегодня бодрое и радостное. 2) Наступило утро и солнце озарило края неба. 3) Я встретился с другом около магазина и мы отправились в парк. 4) У бабушки в деревне есть и куры и утки и гуси.

4)В каждом ряду найдите «лишнее» слово, которое по смыслу «выпадает» из общего ряда. Объясните свой выбор. 1) подлежащее, обстоятельство, глагол, дополнение; 2) твёрдый, мягкий, ударный, непарный; 3) корень, суффикс, падеж, окончание; 4) именительный, дательный, сложный, творительный.

5)Прочитайте предложения. В одном из них допущена ошибка. Перепишите предложение, исправив ошибку. Как ошибка допущена? Какая грамматическая особенность есть у слова с ошибкой? Приведите три своих примера слов с такой же особенностью. Составьте с ними предложения. 1)

6)Владимир Иванович Даль – известный лексикограф. В своём словаре он приводит такую фразу: Вѣди провѣдали, что буки будутъ, а имъ уж и слѣдъ простылъ. Что обозначают выделенные слова? Как они переводятся? В чём смысл этой шутливой поговорки?

7)В каком предложении есть имя прилагательное? Какой частью речи является слово грустно» в остальных предложениях? Разберите предложения 2 и 3 по членам. Укажите, какой частью речи они являются. 1) Нам грустно расставаться. 2) Расставание всегда грустно. 3) Он грустно взглянул на меня.

8)Внимательно изучите слова полученного этимологического гнезда. Выполните задания. 1. Выпишите из этимологического гнезда слово со значением «тот, кто постоянно спит или хочет спать». Назовите его грамматическую особенность. Дайте определение термина.

9)Внимательно изучите слова полученного этимологического гнезда. Выполните задания. 1. Два из отгаданных слов этимологического гнезда совпадают. Выпишите эти слова. Во всех ли формах они совпадают? Объясните. Как называется такие слова в русском языке? 2.

Два из отгаданных существительных имеют особенности склонения, выделяющие их на фоне других слов. Назовите эти слова. Укажите эти особенности. 3. Два из отгаданных слов оканчиваются на -ок. Какая особенность проявляется в одном из них при склонении и отсутствует в другом? Назовите историческую причину этой особенности.

Олимпиада по русскому языку 10-11 класс | олимпиадные задания по русскому языку (10 класс): | образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

2020-2021 учебный год

10-11  класс

Время выполнения – 1 час 30 минут

ЗАДАНИЕ  1.

Поставьте ударение в следующих словах.

Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.

 (По 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.

За правильный ответ — 13 баллов

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

 Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы-…

2. Убить двух птиц одним камнем-…

3. По самые локти-….

4. Просто, как упасть с бревна-…

5. Чёрная овца в семье-…

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская-

2. Ахиллесова пята-

3. А Васька слушает да ест-

4. Игра не стоит свеч-

5.В костюме Адама и Евы-

6. Много шума из ничего-

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)

Итого: 9 баллов

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

За правильный ответ — 1 балл

ЗАДАНИЕ 6.

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

За правильный ответ — 2 балла

ЗАДАНИЕ 7. 

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.

Какие буквы «изгнали» из  алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

За каждую верно указанную букву  5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов 

ЗАДАНИЕ 8.

 Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. «Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)

3.«Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)

4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)

Критерии оценивания:

Итого: 10 баллов

ОТВЕТЫ

Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

1. В первом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частица. Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.

Б) ХОДИЛИ  также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

 Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит (не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).

2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев (Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)

3. По самые локти-по горло (очень много)

4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)

5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)

2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология

3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)

4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)

5.В костюме Адама и Евы-Библия

6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)

Итого: 9 баллов

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

«Лишнее»слово — сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

За правильный ответ — 1 балл

ЗАДАНИЕ 6.

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.

За правильный ответ — 2 балла

ЗАДАНИЕ 7. 

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.

Какие буквы «изгнали» из  алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли «буквой-страшилищем».

 Буква ЕР. Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
 Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.

Буква ИЖИЦА. Буква ижица выглядела как римская цифра «пять» — V. Ижица — разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.

За каждую верно указанную букву  5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов 

ЗАДАНИЕ 8.

 Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. «Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)

3.«Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)

4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)

Критерии оценивания:

Итого: 10 баллов

Поделиться

Олимпиада по русскому языку 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс ответы и задания муниципального этапа 2021-2022 всероссийской олимпиады школьников ВСОШ для Республики Татарстан, официальная дата проведения олимпиады 4 декабря 2021 год.

Оцените статью
Олимпиада