- 1 уровень
- Общие положения
- Олимпиада школьников Ломоносов
- 2 уровень
- Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»
- 3 уровень
- Московская олимпиада школьников
- Олимпиада школьников «Государственный аудит»
- Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»
- Открытая олимпиада школьников по программированию
- Олимпиада школьников «Робофест»
- Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова»
- Английский язык – 2021/2022
- Математика – 2021/2022
- О проведении заключительного этапа в 2021/2022 учебном году – олимпиада «ломоносов»
- Обществознание – 2021/2022
- Подведение итогов Олимпиады
1 уровень
нанотехнологии (химия, физика, математика, биология)
Заочный тур: октябрь 2021 – январь 2022
Заключительный этап: конец марта 2022
Общие положения
1.1. Регламент проведения олимпиады школьников «Ломоносов» в 2021/2022 учебном году (далее – Регламент) разработан в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.04.2022 № 267 (далее – Порядок проведения олимпиад) и Положением об олимпиаде школьников «Ломоносов» (далее – Положение об Олимпиаде).
1.2. Олимпиада школьников «Ломоносов» (далее – Олимпиада) проводится в 2021/2022 учебном году по профилям, приведенным в приложении 1 к настоящему Регламенту.
1.3. Участие в Олимпиаде является индивидуальным и возможно по одному или по нескольким профилям.
1.4. Олимпиада включает два этапа:
1.5. Время начала и окончания мероприятий Олимпиады указывается в Регламенте и в графиках проведения Олимпиады по московскому времени. Регламент и графики проведения Олимпиады размещаются на портале Олимпиады.
Олимпиада школьников Ломоносов
«Ломоносов» – это самая известная и самая престижная олимпиада школьников, организованная МГУ. Испытания в этом учебном году будут проходить уже в 16 раз. Список предметов впечатляет, а льготы при поступлении действительно существенные.
2 уровень
физика
Регистрация участников – ноябрь 2021
Отборочный региональный этап: ноябрь 2021 – февраль 2022
Заключительный этап: март 2022
Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»
Эта олимпиада проводится МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с издательским домом «Московский комсомолец» вот уже 16-й год подряд. Испытания проводятся не только в Москве, задействовано множество региональных площадок, чтобы в испытаниях смогли принять участие все желающие.
3 уровень
инженерные науки, механика и математическое моделирование, робототехника
Регистрация: октябрь – ноябрь 2021
Отборочный этап начнётся в середине октября 2021
Заключительные этапы: февраль – март 2022
Московская олимпиада школьников
Московская олимпиада школьников – старейшая и одна из самых престижных предметных олимпиад для школьников. Можете себе представить, что самая первая московская олимпиада школьников МГУ организовал в столице аж в 1935 году? Как видите, традиция очень давняя.
Олимпиада школьников «Государственный аудит»
Как вы можете судить по названию олимпиады, испытание носит междисциплинарный характер. В основе заданий – нестандартные творческие задачи по обществознанию, праву и экономике. Олимпиада проводится МГУ с 2009 года.
Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»
Ещё одна междисциплинарная олимпиада, проводимая МГУ им. М.В. Ломоносова для поиска школьников с нестандартным мышлением и развитыми творческими способностями. Интеллектуальные испытания включают в себя не только решение олимпиадных заданий, но и проектную деятельность.
Открытая олимпиада школьников по программированию
Открытая олимпиада школьников по программированию – это своеобразная альтернатива заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Испытание проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 2002 года.
Олимпиада школьников «Робофест»
Эта олимпиада самая молодая, она была организована МГУ и Фондом «Вольное Дело» в рамках Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест» в 2022 году. Участники соревнований должны не только успешно пройти испытания при решении олимпиадных заданий по физике (с элементами робототехники), но и самостоятельно сконструировать роботов, умеющих выполнять сложные задания.
Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова»
Этот престижный турнир проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 1978 года. Организуется он ежегодно для того, чтобы выявить мотивированных школьников и дать им возможность перейти от простого интереса к предмету к более серьёзным занятиям. Для победителей-старшеклассников есть существенные льготы при поступлении во все вузы страны.
Английский язык – 2021/2022
1. В олимпиаде школьников «Ломоносов» по иностранному языку участвуют две возрастные группы: учащиеся 5-9 классов выполняют задания уровня сложности А2 /В1, учащиеся 10-11 классов работают с заданиями уровня В1 /В2.
2. Структура олимпиады «Ломоносов» по иностранному языку (для всех классов).
Отборочный этап содержит 4 блока заданий:
– Предварительный тест
– Блок «Лексико-грамматический тест»
– Блок «Понимание письменных текстов»
– Блок «Творческое письмо»
В заключительном этапе также 4 блока заданий, но их содержание немного другое:
– Блок «Лексико-грамматический тест»
– Блок «Понимание письменных текстов»
– Блок «Социокультурный тест»
– Блок «Творческое письмо»
3. Участники олимпиады выполняют следующие задания:
Предварительный тест: на материале небольшого связного текста нужно заполнить лексические и грамматические пропуски, выбрав правильный ответ из 3–4 вариантов.
Блок «Лексико-грамматический тест»: на материале связных текстов надо выполнить следующие задания:
– заполнить лексические и грамматические пропуски, выбрав правильный ответ из 3-4 вариантов;
– восстановить текст, соединив части предложений;
– восстановить текст, определив порядок предложений, которые даны в перемешанном виде;
– восстановить текст, заполнив пропуски предложениями, которые выбираются из предложенного списка;
– найти ошибки в предложениях и соотнести их с типом ошибки.
Блок «Понимание письменных текстов» содержит (в зависимости от уровня сложности и от этапа олимпиады) от одного длинного до шести коротких текстов и требует выполнения следующих заданий:
– восстановить текст, определив порядок абзацев, которые даны в перемешанном виде;
– установить истинность высказываний, сформулированных по содержанию текста;
– соотнести абзацы и предлагаемые ключевые слова;
– соотнести части текста и предлагаемые подзаголовки;
– найти в тексте запрашиваемую в вопроснике информацию (А2/А2 );
– извлечь из текста информацию, которая не сообщается прямо (А2 /В1);
– установить иерархию высказанных в тексте мыслей, отделив главное от второстепенного (В1 );
– сопоставить информацию текста с имеющимися знаниями и личным опытом, сформулировать собственное отношение к высказываемым в тексте суждениям (В2).
Блок «Социокультурный тест» предлагает для анализа материалы разнообразного формата (рисунки, рекламу, объявления, медийные тексты, отрывки из литературных произведений). Участники олимпиады должны:
– соотнести описанный персонаж с автором книги;
– соотнести информацию с персоналией;
– проанализировать объявление, опубликованное в Интернете, газете, журнале, и ответить на вопросы: кто автор объявления, к кому он обращается, что конкретно предлагает; проанализировать объявление и объяснить значения употребляемых сокращений и новых слов по контексту, обосновав свой ответ.
Блок «Творческое письмо» требует от школьников владения не только грамотной письменной речью на иностранном языке, но и адекватными предложенной ситуации дискурсивными характеристиками: кто пишет? кому он пишет? зачем или по какому случаю? какие отношения связывают отправителя и получателя сообщения? чего отправитель хочет добиться от получателя?
Школьникам предлагается выполнить следующие задания:
– написать новостную статью на основе предложенной фотографии;
– ответить на проблемный вопрос на основе прочитанного текста и сформулировать собственную позицию;
– написать эссе на предложенную тему;
– написать рассказ по картинке, серии картинок, рисунку, фотографии;
– придумать концовку/начало предложенной истории;
– определить жанр и тематику журнала, на обложке которого находится предложенная фотография, аргументировать свое мнение;
– написать статью в школьную/молодежную газету на предложенную тему;
– написать дружеское/полуофициальное письмо на предложенную тему.
Олимпиада школьников «Ломоносов» по иностранному языку проводится на английском, немецком и французском языках. Задания, предлагаемые по этим трем языкам, построены единообразно по представленной выше схеме, с обязательным учетом языковой и социокультурной специфики.
Однако олимпиада по английскому языку собирает гораздо большее количество участников, поэтому данные ниже рекомендации к подготовке и варианты заданий за 2022/2022 и 2022/2022 года адресованы в первую очередь им. Школьники, которые изучают немецкий или французский язык, могут, ознакомившись со стратегией подготовки к Олимпиаде, обратиться к указанным в конце раздела учебникам и учебным пособиям и воспользоваться сравнительной таблицей справочных сайтов (в ней приведены немецкие и французские аналоги англоязычных ресурсов, упомянутых в тексте).
§
§
Математика – 2021/2022
Основными целями олимпиады «Ломоносов» по математике являются выявление и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных школьников, популяризация научных знаний среди молодежи. К этому можно добавить также расширение кругозора школьников, развитие их интереса к изучению математики, повышение интеллектуального уровня учащихся. Для того чтобы достичь успеха на олимпиаде, необходимо владеть предусмотренными школьной программой знаниями и продемонстрировать умение решать задачи разного уровня сложности.
Как и во всяком состязании, на олимпиаде «Ломоносов» по математике бывают победители, хотя большая часть участников, к нашему сожалению, так и остается в статусе «участник». Но при этом отметим, что, в отличие от рыцарских турниров, на этой олимпиаде не бывает побежденных. Ведь выигрывают все! Школьник сталкивается с трудными, но очень интересными математическими задачами, которые совершенно не похожи на привычные школьные. Они открывают перед ним новые горизонты. И даже если не удалось добиться больших успехов, разбор решений задач, возникшие в связи с этим идеи и размышления дают новые импульсы и, в конечном итоге, не пропадают зря. Для кого-то это станет важным стимулом для развития, а кому-то небесполезно будет узнать пределы своей компетенции.
Популярность олимпиады школьников «Ломоносов» по математике объясняется прежде всего оригинальным стилем задач, отчетливо выделяющим ее из перечня всех олимпиад и отличающим от традиционных вступительных испытаний.
Работа по составлению задач для данной олимпиады требует высокой квалификации исполнителей: как математической, так и педагогической.
Именно поэтому ее выполняют сотрудники университета и имеющие большой опыт преподавания математики в средней школе руководители школьных математических кружков, преподаватели университетских школьных курсов и т.п.
§
§
О проведении заключительного этапа в 2021/2022 учебном году
–
олимпиада «ломоносов»
Заключительный этап начинается в 11:00 по московскому времени в соответствии с графиком и будет проходить в виртуальной аудитории с применением дистанционных технологий.
Не ранее чем за 24 часа до начала заключительного этапа, зарегистрированный участник будет иметь возможность получить доступ к виртуальной аудитории. Для этого ему необходимо перейти по адресу https://exam.distant.msu.ru и запросить пароль, который будет отправлен на адрес электронной почты, указанный при регистрации на портале Олимпиады. После получения доступа к https://exam.distant.msu.ru участник заключительного этапа сможет ознакомиться с техническими требованиями к своему оборудованию и протестировать его.
В день проведения заключительного этапа участнику необходимо строго до 10:30 по московскому времени зайти в виртуальную аудиторию на https://exam.distant.msu.ru и пройти процедуру идентификации личности, предъявив члену жюри документ, удостоверяющий личность, и после этого не отключаться до окончания олимпиады (отправки работы) и разрешения от члена жюри отключиться. Допуск в виртуальную аудиторию начинается не ранее, чем в 9.30 по московскому времени и прекращается после начала олимпиады.
Во время выполнения задания участник олимпиады должен следовать указаниям членов жюри в соответствии с Регламентом олимпиады. Невыполнение указаний члена жюри является основанием для удаления участника из виртуальной аудитории и аннулирования его работы.
Члены жюри вправе до начала, а также в ходе выполнения заданий попросить у участника олимпиады показать помещение, в котором участник олимпиады выполняет задание (с помощью веб-камеры).
Для выполнения заданий необходимо следовать размещенным в виртуальной аудитории методическим инструкциям.
Во время выполнения задания камера (персонального компьютера, смартфона, планшета) должна быть расположена таким образом, чтобы член жюри мог видеть лицо и руки участника и его рабочий стол с бумагой, на которой выполняются задания олимпиады.
Во время выполнения задания участнику олимпиады запрещается покидать рабочее место. В случае выхода участника олимпиады из виртуальной аудитории по причине возникновения технической проблемы, он должен как можно скорее вернуться в виртуальную аудиторию. При повторной потере соединения общее время отсутствия участника в виртуальной аудитории не должно превышать 15 минут (включая выходы в туалет). В противном случае его работа будет аннулирована.
Во время выполнения заданий участникам Олимпиады запрещается использовать средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, за исключением технических средств, используемых для доступа к порталу олимпиады, виртуальной аудитории и в целях связи с оргкомитетом олимпиады. Телефон участника должен быть включен и лежать на рабочем столе в поле зрения камеры экраном вниз. Рекомендуем проверить актуальность телефонов в вашем личном кабинете на портале Олимпиады. В случае потери связи оргкомитет может позвонить участнику для помощи в решении технической проблемы или выяснения причин выхода из виртуальной аудитории.
Во время выполнения заданий Олимпиады участнику запрещается использовать справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Использование наушников и мультимедийных гарнитур не разрешается. Также участникам Олимпиады запрещено общение со всеми лицами, кроме члена жюри.
Резервные дни для участия в заключительном этапе не предусмотрены даже по уважительной причине.
После проведения заключительного этапа жюри олимпиады имеет право провести дополнительное собеседование в режиме видеоконференцсвязи с участниками заключительного этапа олимпиад по своему выбору в целях обеспечения контроля за соблюдением участниками Регламента олимпиады, включая требований о самостоятельности выполнения олимпиадных работ. О необходимости участия в собеседовании такие участники получат уведомление не позднее чем за двое суток до его начала.
Обществознание – 2021/2022
Олимпиада школьников «Ломоносов» по обществознанию проводится с 2003 года. Её главной целью является выявление у учащихся 5–11 классов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.
Задания данной олимпиады формируются методической комиссией на основании обязательного минимума содержания основных образовательных программ предмета «обществознание» профильного уровня средней школы.
Поскольку «обществознание» является комплексным предметом, в котором интегрированы несколько направлений гуманитарного знания, то в олимпиадных заданиях находят отражение все структурные элементы курса. Основные из них – «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Каждый из этих элементов включает в себя ряд более узких тем, содержание которых выражается в конкретных заданиях.
§
§
Подведение итогов Олимпиады
6.1. На основании итоговых результатов заключительного этапа Оргкомитет Олимпиады определяет победителей и призеров Олимпиады.
6.2. Победителям Олимпиады присуждается диплом первой степени. Призерам Олимпиады присуждается диплом второй или третьей степени.
6.3. Списки победителей и призеров Олимпиады публикуются на портале Олимпиады не позднее 10 апреля 2022 года.
6.4. Работы победителей и призеров Олимпиады публикуются на портале Олимпиады не позднее 15 мая 2022 года.
6.5. Оргкомитет Олимпиады направляет сведения о победителях и призерах Олимпиады в Российский совет олимпиад школьников не позднее 15 мая 2022 года и в Федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования сведения о лицах, являющихся победителями и призерами Олимпиады, не позднее 1 мая 2022 года.