Английский язык — 2021/2022 — Олимпиада «Ломоносов»

Английский язык - 2021/2022
 -
 Олимпиада «Ломоносов» Олимпиада

1 уровень

нанотехнологии (химия, физика, математика, биология)

Заочный тур: октябрь 2021 — январь 2022

Заключительный этап: конец марта 2022

Общие положения

1.1. Регламент проведения олимпиады школьников «Ломоносов» в 2021/2022 учебном году (далее – Регламент) разработан в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.04.2022 № 267 (далее – Порядок проведения олимпиад) и Положением об олимпиаде школьников «Ломоносов» (далее – Положение об Олимпиаде).

1.2. Олимпиада школьников «Ломоносов» (далее – Олимпиада) проводится в 2021/2022 учебном году по профилям, приведенным в приложении 1 к настоящему Регламенту.

1.3. Участие в Олимпиаде является индивидуальным и возможно по одному или по нескольким профилям.

1.4. Олимпиада включает два этапа:

1.5. Время начала и окончания мероприятий Олимпиады указывается в Регламенте и в графиках проведения Олимпиады по московскому времени. Регламент и графики проведения Олимпиады размещаются на портале Олимпиады.

Олимпиада школьников Ломоносов

«Ломоносов» — это самая известная и самая престижная олимпиада школьников, организованная МГУ. Испытания в этом учебном году будут проходить уже в 16 раз. Список предметов впечатляет, а льготы при поступлении действительно существенные.

2 уровень

физика

Регистрация участников – ноябрь 2021

Отборочный региональный этап: ноябрь 2021 — февраль 2022

Заключительный этап: март 2022

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»

Эта олимпиада проводится МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с издательским домом «Московский комсомолец» вот уже 16-й год подряд. Испытания проводятся не только в Москве, задействовано множество региональных площадок, чтобы в испытаниях смогли принять участие все желающие.

3 уровень

инженерные науки, механика и математическое моделирование, робототехника

Регистрация: октябрь — ноябрь 2021

Отборочный этап начнётся в середине октября 2021

Заключительные этапы: февраль – март 2022

Московская олимпиада школьников

Московская олимпиада школьников – старейшая и одна из самых престижных предметных олимпиад для школьников. Можете себе представить, что самая первая московская олимпиада школьников МГУ организовал в столице аж в 1935 году? Как видите, традиция очень давняя.

Олимпиада школьников «Государственный аудит»

Как вы можете судить по названию олимпиады, испытание носит междисциплинарный характер. В основе заданий – нестандартные творческие задачи по обществознанию, праву и экономике. Олимпиада проводится МГУ с 2009 года.

Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»

Ещё одна междисциплинарная олимпиада, проводимая МГУ им. М.В. Ломоносова для поиска школьников с нестандартным мышлением и развитыми творческими способностями. Интеллектуальные испытания включают в себя не только решение олимпиадных заданий, но и проектную деятельность.

Открытая олимпиада школьников по программированию

Открытая олимпиада школьников по программированию – это своеобразная альтернатива заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Испытание проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 2002 года.

Олимпиада школьников «Робофест»

Эта олимпиада самая молодая, она была организована МГУ и Фондом «Вольное Дело» в рамках Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест» в 2022 году. Участники соревнований должны не только успешно пройти испытания при решении олимпиадных заданий по физике (с элементами робототехники), но и самостоятельно сконструировать роботов, умеющих выполнять сложные задания.

Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова»

Этот престижный турнир проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 1978 года. Организуется он ежегодно для того, чтобы выявить мотивированных школьников и дать им возможность перейти от простого интереса к предмету к более серьёзным занятиям. Для победителей-старшеклассников есть существенные льготы при поступлении во все вузы страны.

Английский язык — 2021/2022

1. В олимпиаде школьников «Ломоносов» по иностранному языку участвуют две возрастные группы: учащиеся 5-9 классов выполняют задания уровня сложности А2 /В1, учащиеся 10-11 классов работают с заданиями уровня В1 /В2.

2. Структура олимпиады «Ломоносов» по иностранному языку (для всех классов).

Отборочный этап содержит 4 блока заданий:

– Предварительный тест

– Блок «Лексико-грамматический тест»

– Блок «Понимание письменных текстов»

– Блок «Творческое письмо»

В заключительном этапе также 4 блока заданий, но их содержание немного другое:

– Блок «Лексико-грамматический тест»

– Блок «Понимание письменных текстов»

– Блок «Социокультурный тест»

– Блок «Творческое письмо»

3. Участники олимпиады выполняют следующие задания:

Предварительный тест: на материале небольшого связного текста нужно заполнить лексические и грамматические пропуски, выбрав правильный ответ из 3–4 вариантов.

Блок «Лексико-грамматический тест»: на материале связных текстов надо выполнить следующие задания:

– заполнить лексические и грамматические пропуски, выбрав правильный ответ из 3-4 вариантов;

– восстановить текст, соединив части предложений;

– восстановить текст, определив порядок предложений, которые даны в перемешанном виде;

– восстановить текст, заполнив пропуски предложениями, которые выбираются из предложенного списка;

– найти ошибки в предложениях и соотнести их с типом ошибки.

Блок «Понимание письменных текстов» содержит (в зависимости от уровня сложности и от этапа олимпиады) от одного длинного до шести коротких текстов и требует выполнения следующих заданий:

– восстановить текст, определив порядок абзацев, которые даны в перемешанном виде;

– установить истинность высказываний, сформулированных по содержанию текста;

– соотнести абзацы и предлагаемые ключевые слова;

– соотнести части текста и предлагаемые подзаголовки;

– найти в тексте запрашиваемую в вопроснике информацию (А2/А2 );

– извлечь из текста информацию, которая не сообщается прямо (А2 /В1);

– установить иерархию высказанных в тексте мыслей, отделив главное от второстепенного (В1 );

– сопоставить информацию текста с имеющимися знаниями и личным опытом, сформулировать собственное отношение к высказываемым в тексте суждениям (В2).

Блок «Социокультурный тест» предлагает для анализа материалы разнообразного формата (рисунки, рекламу, объявления, медийные тексты, отрывки из литературных произведений). Участники олимпиады должны:

– соотнести описанный персонаж с автором книги;

– соотнести информацию с персоналией;

– проанализировать объявление, опубликованное в Интернете, газете, журнале, и ответить на вопросы: кто автор объявления, к кому он обращается, что конкретно предлагает; проанализировать объявление и объяснить значения употребляемых сокращений и новых слов по контексту, обосновав свой ответ.

Блок «Творческое письмо» требует от школьников владения не только грамотной письменной речью на иностранном языке, но и адекватными предложенной ситуации дискурсивными характеристиками: кто пишет? кому он пишет? зачем или по какому случаю? какие отношения связывают отправителя и получателя сообщения? чего отправитель хочет добиться от получателя?

Школьникам предлагается выполнить следующие задания:

– написать новостную статью на основе предложенной фотографии;

– ответить на проблемный вопрос на основе прочитанного текста и сформулировать собственную позицию;

– написать эссе на предложенную тему;

– написать рассказ по картинке, серии картинок, рисунку, фотографии;

– придумать концовку/начало предложенной истории;

– определить жанр и тематику журнала, на обложке которого находится предложенная фотография, аргументировать свое мнение;

– написать статью в школьную/молодежную газету на предложенную тему;

– написать дружеское/полуофициальное письмо на предложенную тему.

Олимпиада школьников «Ломоносов» по иностранному языку проводится на английском, немецком и французском языках. Задания, предлагаемые по этим трем языкам, построены единообразно по представленной выше схеме, с обязательным учетом языковой и социокультурной специфики.

Однако олимпиада по английскому языку собирает гораздо большее количество участников, поэтому данные ниже рекомендации к подготовке и варианты заданий за 2022/2022 и 2022/2022 года адресованы в первую очередь им. Школьники, которые изучают немецкий или французский язык, могут, ознакомившись со стратегией подготовки к Олимпиаде, обратиться к указанным в конце раздела учебникам и учебным пособиям и воспользоваться сравнительной таблицей справочных сайтов (в ней приведены немецкие и французские аналоги англоязычных ресурсов, упомянутых в тексте).

§

§

Математика — 2021/2022

Основными целями олимпиады «Ломоносов» по математике являются выявление и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных школьников, популяризация научных знаний среди молодежи. К этому можно добавить также расширение кругозора школьников, развитие их интереса к изучению математики, повышение интеллектуального уровня учащихся. Для того чтобы достичь успеха на олимпиаде, необходимо владеть предусмотренными школьной программой знаниями и продемонстрировать умение решать задачи разного уровня сложности.

Как и во всяком состязании, на олимпиаде «Ломоносов» по математике бывают победители, хотя большая часть участников, к нашему сожалению, так и остается в статусе «участник». Но при этом отметим, что, в отличие от рыцарских турниров, на этой олимпиаде не бывает побежденных. Ведь выигрывают все! Школьник сталкивается с трудными, но очень интересными математическими задачами, которые совершенно не похожи на привычные школьные. Они открывают перед ним новые горизонты. И даже если не удалось добиться больших успехов, разбор решений задач, возникшие в связи с этим идеи и размышления дают новые импульсы и, в конечном итоге, не пропадают зря. Для кого-то это станет важным стимулом для развития, а кому-то небесполезно будет узнать пределы своей компетенции.

Популярность олимпиады школьников «Ломоносов» по математике объясняется прежде всего оригинальным стилем задач, отчетливо выделяющим ее из перечня всех олимпиад и отличающим от традиционных вступительных испытаний.

Работа по составлению задач для данной олимпиады требует высокой квалификации исполнителей: как математической, так и педагогической.

Именно поэтому ее выполняют сотрудники университета и имеющие большой опыт преподавания математики в средней школе руководители школьных математических кружков, преподаватели университетских школьных курсов и т.п.

§

§

О проведении заключительного этапа в 2021/2022 учебном году

олимпиада «ломоносов»

Заключительный этап начинается в 11:00 по московскому времени в соответствии с графиком и будет проходить в виртуальной аудитории с применением дистанционных технологий.

Не ранее чем за 24 часа до начала заключительного этапа, зарегистрированный участник будет иметь возможность получить доступ к виртуальной аудитории. Для этого ему необходимо перейти по адресу https://exam.distant.msu.ru и запросить пароль, который будет отправлен на адрес электронной почты, указанный при регистрации на портале Олимпиады. После получения доступа к https://exam.distant.msu.ru участник заключительного этапа сможет ознакомиться с техническими требованиями к своему оборудованию и протестировать его.

В день проведения заключительного этапа участнику необходимо строго до 10:30 по московскому времени зайти в виртуальную аудиторию на https://exam.distant.msu.ru и пройти процедуру идентификации личности, предъявив члену жюри документ, удостоверяющий личность, и после этого не отключаться до окончания олимпиады (отправки работы) и разрешения от члена жюри отключиться. Допуск в виртуальную аудиторию начинается не ранее, чем в 9.30 по московскому времени и прекращается после начала олимпиады.

Во время выполнения задания участник олимпиады должен следовать указаниям членов жюри в соответствии с Регламентом олимпиады. Невыполнение указаний члена жюри является основанием для удаления участника из виртуальной аудитории и аннулирования его работы.

Члены жюри вправе до начала, а также в ходе выполнения заданий попросить у участника олимпиады показать помещение, в котором участник олимпиады выполняет задание (с помощью веб-камеры).

Для выполнения заданий необходимо следовать размещенным в виртуальной аудитории методическим инструкциям.

Во время выполнения задания камера (персонального компьютера, смартфона, планшета) должна быть расположена таким образом, чтобы член жюри мог видеть лицо и руки участника и его рабочий стол с бумагой, на которой выполняются задания олимпиады.

Во время выполнения задания участнику олимпиады запрещается покидать рабочее место. В случае выхода участника олимпиады из виртуальной аудитории по причине возникновения технической проблемы, он должен как можно скорее вернуться в виртуальную аудиторию. При повторной потере соединения общее время отсутствия участника в виртуальной аудитории не должно превышать 15 минут (включая выходы в туалет). В противном случае его работа будет аннулирована.

Во время выполнения заданий участникам Олимпиады запрещается использовать средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, за исключением технических средств, используемых для доступа к порталу олимпиады, виртуальной аудитории и в целях связи с оргкомитетом олимпиады. Телефон участника должен быть включен и лежать на рабочем столе в поле зрения камеры экраном вниз. Рекомендуем проверить актуальность телефонов в вашем личном кабинете на портале Олимпиады. В случае потери связи оргкомитет может позвонить участнику для помощи в решении технической проблемы или выяснения причин выхода из виртуальной аудитории.

Во время выполнения заданий Олимпиады участнику запрещается использовать справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации. Использование наушников и мультимедийных гарнитур не разрешается. Также участникам Олимпиады запрещено общение со всеми лицами, кроме члена жюри.

Резервные дни для участия в заключительном этапе не предусмотрены даже по уважительной причине.

После проведения заключительного этапа жюри олимпиады имеет право провести дополнительное собеседование в режиме видеоконференцсвязи с участниками заключительного этапа олимпиад по своему выбору в целях обеспечения контроля за соблюдением участниками Регламента олимпиады, включая требований о самостоятельности выполнения олимпиадных работ. О необходимости участия в собеседовании такие участники получат уведомление не позднее чем за двое суток до его начала.

Обществознание — 2021/2022

Олимпиада школьников «Ломоносов» по обществознанию проводится с 2003 года. Её главной целью является выявление у учащихся 5–11 классов творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности.

Задания данной олимпиады формируются методической комиссией на основании обязательного минимума содержания основных образовательных программ предмета «обществознание» профильного уровня средней школы.

Поскольку «обществознание» является комплексным предметом, в котором интегрированы несколько направлений гуманитарного знания, то в олимпиадных заданиях находят отражение все структурные элементы курса. Основные из них – «Человек и общество», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право». Каждый из этих элементов включает в себя ряд более узких тем, содержание которых выражается в конкретных заданиях.

§

§

Подведение итогов Олимпиады

6.1. На основании итоговых результатов заключительного этапа Оргкомитет Олимпиады определяет победителей и призеров Олимпиады.

6.2. Победителям Олимпиады присуждается диплом первой степени. Призерам Олимпиады присуждается диплом второй или третьей степени.

6.3. Списки победителей и призеров Олимпиады публикуются на портале Олимпиады не позднее 10 апреля 2022 года.

6.4. Работы победителей и призеров Олимпиады публикуются на портале Олимпиады не позднее 15 мая 2022 года.

6.5. Оргкомитет Олимпиады направляет сведения о победителях и призерах Олимпиады в Российский совет олимпиад школьников не позднее 15 мая 2022 года и в Федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования сведения о лицах, являющихся победителями и призерами Олимпиады, не позднее 1 мая 2022 года.

Оцените статью
Олимпиада