География — 2021/2022 — Олимпиада «Ломоносов»

Биология — 2021/2022

Олимпиада школьников «Ломоносов» по биологии предусматривает, что ее участник имеет навыки работы с живыми объектами и в достаточном объеме знает теоретический материал.

Обычно в олимпиадные задания по биологии включаются рисунки, а в заданиях заочного этапа также используются фотографии, по которым нужно опознать живой объект, найти его важные систематические признаки, подписать ткани или органы. Такие задания носят творческий характер, так как требуют от участника не только узнавания объекта «по картинке в учебнике», но и реальных, глубоких знаний, проявления смекалки, умения оценить ракурс, навыка поиска деталей, которые могут помочь разобраться в строении организма живого объекта.

Также в качестве олимпиадных заданий предлагаются задачи, имеющие строгое логическое решение.

Для облегчения поиска необходимой информации задача может содержать дополнительные данные или сопровождаться приложениями: справочными таблицами (например, таблицей генетического кода), рисунками и фотографиями живых объектов.

§

§

География — 2021/2022

На географическом факультете олимпиада школьников «Ломоносов» проводится более 10 лет, и количество ее участников постоянно растет. В последние годы все больше школьников приезжает из других городов, чему способствует и возможность предоставления общежития.

Как и другие предметные олимпиады, данная олимпиада проводится в два этапа: отборочный и заключительный. Задания отборочного и заключительного этапа носят творческий характер, при этом часть из них представлена в виде тестовых вопросов.

Для подготовки к участию в олимпиаде «Ломоносов» по географии необходимо использовать знания школьного курса географии, материалы прошлых олимпиад, а также содержание методических пособий, разработанных преподавателями университета.

Еще одной формой подготовки к олимпиаде являются «мастер-классы», проводимые на географическом факультете в рамках Московского Дня науки. На этих мероприятиях, куда приглашаются все желающие, ведущие преподаватели факультета подробно разбирают тесты, предложенные участникам предыдущей олимпиады школьников «Ломоносов» по географии, а также рассказывают о том, на какие разделы географии следует обратить особое внимание, раскрывают логику ответов на поставленные вопросы, объясняют критерии оценок. 

§

§

История российской государственности — 2021/2022

Олимпиада школьников «Ломоносов» по комплексу предметов «История российской государственности» проводится с 2022 г. и является интеллектуальным соревнованием для школьников 5–11 классов.

Цель Олимпиады – поиск учащихся, интересующихся российской историей, обществознанием, сфрагистикой, обладающих аналитическими и творческими способностями, а также создание условий для поддержки талантливой молодежи.

Организаторы стремятся формировать и развивать мотивацию к активному познанию истории российской государственности, создать на всех этапах проведения олимпиады творческую образовательную среду, которая призвана активизировать учащихся вырабатывать и обосновывать собственное мнение, способствовать наиболее полному удовлетворению их познавательных и креативных потребностей.

Большинство олимпиадных заданий являются междисциплинарными, т.е. требуют углубленных знаний истории России и смежных дисциплин.

Уровень Олимпиады диктует необходимость включения прежде всего заданий аналитического типа. Такие задания предназначены для проверки осознанности усвоения учащимися содержания понятий, терминов, логики развития событий, фактов.

Задания составлены таким образом, что предусмотрены различные варианты ответов: в виде слова, имени, даты или словосочетания; то же самое — но с кратким обоснованием и/или собственными примерами; развернутый ответ на конкретный вопрос; эссе (историческое сочинение) на предложенную тему. Формулировки заданий предполагают предварительную аналитическую работу. Вопросы, предполагающие простой выбор правильного ответа из предложенных вариантов, исключены.

Участник Олимпиады должен показать свое умение извлекать информацию из источника, находить в нем ключевые слова, соотносить факты, оперировать понятиями. При выполнении ряда заданий необходимо проявить знание исторических эпох, терминологии, установить последовательность событий.

Отдельный блок заданий предполагает ответы на вопросы на основе анализа иллюстративного материала, схем, исторических карт. Следует помнить, что изображение всегда содержит какую-то подсказку, поэтому, выполняя задание, необходимо внимательно проанализировать то, что изображено (одежду людей, их действия, окружающую обстановку и т.п.), и, используя знание исторического материала, дать ответ.

Приведем основные рекомендации относительно того, как эффективно организовать свою работу по подготовке к Олимпиаде и каким образом следует подходить к выполнению олимпиадной работы.

§

§

Математика — 2021/2022

Основными целями олимпиады «Ломоносов» по математике являются выявление и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных школьников, популяризация научных знаний среди молодежи. К этому можно добавить также расширение кругозора школьников, развитие их интереса к изучению математики, повышение интеллектуального уровня учащихся. Для того чтобы достичь успеха на олимпиаде, необходимо владеть предусмотренными школьной программой знаниями и продемонстрировать умение решать задачи разного уровня сложности.

Как и во всяком состязании, на олимпиаде «Ломоносов» по математике бывают победители, хотя большая часть участников, к нашему сожалению, так и остается в статусе «участник». Но при этом отметим, что, в отличие от рыцарских турниров, на этой олимпиаде не бывает побежденных. Ведь выигрывают все! Школьник сталкивается с трудными, но очень интересными математическими задачами, которые совершенно не похожи на привычные школьные. Они открывают перед ним новые горизонты. И даже если не удалось добиться больших успехов, разбор решений задач, возникшие в связи с этим идеи и размышления дают новые импульсы и, в конечном итоге, не пропадают зря. Для кого-то это станет важным стимулом для развития, а кому-то небесполезно будет узнать пределы своей компетенции.

Популярность олимпиады школьников «Ломоносов» по математике объясняется прежде всего оригинальным стилем задач, отчетливо выделяющим ее из перечня всех олимпиад и отличающим от традиционных вступительных испытаний.

Работа по составлению задач для данной олимпиады требует высокой квалификации исполнителей: как математической, так и педагогической.

Именно поэтому ее выполняют сотрудники университета и имеющие большой опыт преподавания математики в средней школе руководители школьных математических кружков, преподаватели университетских школьных курсов и т.п.

§

§

Химия — 2021/2022

Химия является «олимпийской» дисциплиной с момента зарождения университетской олимпиады школьников «Ломоносов». За прошедшее десятилетие формат проведения олимпиады претерпел неизбежные изменения, однако ее основные содержательные принципы остаются неизменными.

Во главу угла ставится поиск и поддержка молодых людей, глубоко интересующихся химией и родственными естественными науками, а также широкая пропаганда достижений и перспектив химической науки с целью увлечь ею школьников и мотивировать их к ее углубленному познанию.

Именно поэтому начиная с 2022/2022 учебного года появились олимпиадные задания по химии для школьников 5–9 классов. Соответственно, чтобы привлечь самых юных участников олимпиады, которые только приступили к изучению химии в школе, для этой возрастной категории начал проводиться отдельный конкурс, со своим отборочным и заключительным этапами.

§

§

Оцените статью
Олимпиада