Как победить на Всероссийской олимпиаде: истории школьников Тинькофф Поколения — Тинькофф на

Как победить на Всероссийской олимпиаде: истории школьников Тинькофф Поколения — Тинькофф на Олимпиада
Содержание
  1. Сначала от тебя ничего не ждут, а после первой победы сразу больше ответственности
  2. Смотрю лекции на ютубе, потому что в школе нечасто рассказывают что-то интересное
  3. Зацепило, что низкоуровневые задачи решает компьютер, а мне достаются более сложные
  4. «плюшки» всероса
  5. До олимпиады.
  6. Как устроена олимпиада
  7. Проведение олимпиады.
  8. Выбор вуза: между мфти и ниу вшэ
  9. Как подготовиться к всеросу
  10. Как поступить олимпиаднику? рассказывает проректор вячеслав башев
  11. Как стать абсолютным победителем на всеросе по обществознанию
  12. Короткий путь к призёрству по информатике
  13. Мы проходим более продвинутые темы, с ними можно решить задачи на полный балл
  14. На олимпиадах я спокоен, поэтому результат бывает лучше, чем ожидаю
  15. Особые права победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в вуз
  16. Отличие всероса от других олимпиад
  17. Перечень олимпиад школьников и порядок поступления по результатам олимпиад в вуз
  18. Право на 100 баллов
  19. Преимущества победителей и призеров олимпиады, не являющихся выпускниками
  20. Прием без вступительных испытаний
  21. С седьмого класса участвую в олимпиадах, и в одиннадцатом стал победителем
  22. Сейчас экономика кажется мне слишком простой, поэтому в вузе я буду изучать программирование
  23. Сроки проведения олимпиады
  24. Структура всероса
  25. Учет индивидуальных достижений
  26. Читал учебники по экономике даже во время других уроков
  27. Подведение итогов.

Сначала от тебя ничего не ждут, а после первой победы сразу больше ответственности

В пятом классе меня отдали в кружок по математике. Я много занимался, несколько раз съездил в Сириус, а потом еще экономикой увлекся. В восьмом классе я вышел на заключительный этап Всероса и стал призером по математике и победителем по экономике.

После первой победы меня уже узнавали, появилось больше ответственности. Дальше я ставил себе цель написать еще лучше или хотя бы на том же уровне, поэтому в следующем году волновался сильнее.

С восьмого класса я дважды повторил результат — в девятом и в одиннадцатом классе. В десятом классе Всерос отменили из-за пандемии, а так, может быть, получилось бы собрать больше дипломов.

В восьмом классе я очень много готовился, а в следующие годы устраивал себе интенсивы только перед финалом Всероса — весь месяц решал очень много задач, чтобы освежить знания. Не советую такой метод ребятам, у которых еще нет дипломов. Сначала действительно нужно много учиться весь год. Но если ты уже чувствуешь себя уверенно, лучше не перезаниматься, чтобы предмет не наскучил, а то будет неинтересно.

Смотрю лекции на ютубе, потому что в школе нечасто рассказывают что-то интересное

У меня нет расписания, чтобы я, например, по пятницам занимался математикой, а по субботам — чем-то еще. Я делаю то, что мне интересно, — могу просто какой-то курс за завтраком смотреть.

Недавно изучил курс по линейной алгебре, потому что в школе у меня ее не было. Еще посмотрел лекции Роберта Сапольски по эволюции человека: как наследуются гены, про инстинкты и поведение в разных ситуациях. В школе редко рассказывают что-то настолько интересное, это большая удача, если попался такой учитель. А вот преподаватели известных университетов говорят про свой предмет с горящими глазами.

Я интересуюсь и другими вещами — играю на фортепиано и на гитаре, люблю петь. Хожу на бокс, он учит концентрироваться: если ты теряешь фокус или начнешь думать о чем-то другом, тебе просто прилетит по голове.

Зацепило, что низкоуровневые задачи решает компьютер, а мне достаются более сложные

В школе у меня была информатика с седьмого класса, мы писали простой код на Pascal. Тогда программирование было для меня больше инструментом, чтобы что-то нарисовать или посчитать.

В олимпиадном программировании другой подход: нужно не просто решить конкретную задачу, а написать оптимальное решение сразу для всех подзадач. При этом у нас есть ограничения по времени, за которое должна выполняться программа, и оперативной памяти — нельзя потратить больше определенного объема.

В олимпиадном программировании мне нравится, что любую задачу можно решить, если посидеть над ней больше времени. Это мотивирует даже после неудачи — прокачаешься и в конце концов решишь.

«плюшки» всероса

1. Поступление без вступительных испытаний по профилирующему предмету факультета в любой вуз. Неважно, диплом призёра у вас или победителя. Важно знать, что диплом действует четыре года, т. е. он принесёт пользу только с восьмого класса, если, конечно, вы не учитесь экстерном.

2. Стипендия в 20 тысяч рублей в месяц — грант Президента. На грант есть конкурс, в котором также принимают участие ученики колледжей и техникумов. Получить его можно только в случае получения диплома в 10 и 11 классе, но стоит опять же вспомнить про конкурс. Грант непростой, у него сложные условия. Он берётся на всё время бакалавриата, при этом:

  • у вас не должно быть хвостов после сессий;
  • должны быть публикации и статьи каждый год;
  • вы должны в принципе быть студентом с хорошей репутацией.

После окончания обучения вы должны отработать три-пять лет по полученной профессии, на поиск работы отводится около полугода. Что будет, если вы возьмете грант и не будете потом работать? Вас заставить выплатить сумму, кратную полученным деньгам.

3. Получив диплом не в 11 классе, вы имеете право льготно поехать на Всерос в следующем году, не проходя никаких этапов. Вы также можете без прохождения этапов пойти в следующем году на муниципальный или региональный этап.

4. По многим предметам в июне устраиваются сборы по подготовке кандидатов в сборную России.

5. Поездки в образовательный центр «Сириус» в Сочи. Следите за новостями на сайте «Сириуса», просматривайте смены. Здесь обычно устраивают специальные смены для подготовки к Всеросу.

До олимпиады.

1.1. Когда проходит олимпиада?

График школьного этапа в Москве опубликован на странице.

1.2. Для каких классов проводится олимпиада?

По большинству предметов школьный этап проходит для 5-11 классов, по искусству (МХК), физике, химии, экономике – для 7-11 классов, по русскому языку и математике – для 4-11 классов.

Классы, для которых подготовлены задания, указаны в графике. Если вы учитесь в классе, для которого задания по выбранному вами предмету не разрабатываются, вы можете выбрать задания более старшего класса.

1.3. Где проходит олимпиада?

Как устроена олимпиада

В олимпиаде четыре этапа и все они проходят очно. Первый этап обычно проводится в школе своими же учителями. Второй этап – муниципальный, в нем соревнуются между собой школьники всего района. На третий уже собираются лучшие школьники региона. А четвертый, заключительный этап – это финал олимпиады, на каждый предмет приезжают 200-300 сильнейших олимпиадников со всей страны.

Чаще всего туры олимпиад письменные, но чем «старше» этап, тем больше появляется новых форматов по разным дисциплинам. Например, по химии, физике и биологии – экспериментальные туры, по языкам – устные, по географии – полевой тур и так далее.

Проведение олимпиады.

2.1. Имею ли я право использовать дополнительные материалы?

Нет, ни в каком виде. Участие в олимпиаде возможно только самостоятельно без использования дополнительных материалов и инструментов.

2.2. Сколько времени отводится на решение?

Информация о времени размещена в таблице, а также будет указана в тестирующей системе при выполнении заданий.

2.3. Когда и где я могу выполнять задания?

Выбор вуза: между мфти и ниу вшэ

Я выбирал между факультетом инноваций и высоких технологий МФТИ и факультетом компьютерных наук Вышки. В обоих вузах были кафедры «Яндекса», а я мечтал поработать в этой компании. В Вышке факультет только открывался, и было непонятно, что из этого выйдет. Поэтому я послушал совета родителей и лучших друзей — «выбрать что-то проверенное» — и пошёл на Физтех.

Из нашей школьной олимпиадной компании трое пошли на Физтех и двое в Вышку. Мы до сих пор общаемся, так что я могу судить о сходствах и отличиях учёбы в наших вузах. С точки зрения качества образования, набора дисциплин и подготовки выпускников принципиальной разницы я не вижу. Ключевое отличие — уклад жизни, и если бы я снова поступал, то выбрал бы МФТИ.

Пожалуй, на Физтехе приходится больше ботать. Для меня это плюс, так как получается воспитательный эффект — меньшая нагрузка меня бы расслабила. Сейчас я привык много трудиться и всегда знаю, чем себя занять. В любом случае надо быть готовым к тому, что придётся работать больше, чем в школе. Свободного времени у студентов сильных вузов мало, тусовки — редкая возможность.

По моим ощущениям, Физтех — это что-то более коллективное, ВШЭ — более индивидуальное. МФТИ расположен в Долгопрудном, студенты вместе и учатся, и отдыхают — это создаёт командную атмосферу. Сначала я этого не понимал, но теперь считаю атмосферу единения главным преимуществом Физтеха.

Как подготовиться к всеросу

1. Стоит прорешать задания прошлых лет, они часто попадаются, особенно тестовые.

2. Стоит ездить в спецшколы, выездные школы, даже если вы несколько недель не будете ходить в обычную школу (и даже если вы учитесь в школе с каким-то уклоном).

3. Стоит начинать подготовку с лета, так у вас будет три бонусных месяца на подготовку. Это очень много. Не стоит погибать под олимпиадой всё лето, просто отнеситесь к этому внимательно и серьёзно.

4. Идеальное время для начала подготовки к олимпиадам — это восьмой класс, но начинать надо сразу, участвуя в них, а не только изучая предмет. Этот вывод я делаю исходя из личного опыта. Я начала готовиться в восьмом классе, но не сразу стала участвовать в перечневых олимпиадах, не смогла. Учителя не хотели, чтобы в восьмом классе я выступала за девятый.

5. Не переусердствуйте. За время жёсткой подготовки, которая начинается с декабря и кончается в апреле, с мозгом и телом происходят не самые приятные метаморфозы. Лично я в мае после Всеросов не могла ничем заниматься — просто не хотела.

Это называется выгорание, оно свойственно почти всем олимпиадникам. К 11 классу, даже если начать заниматься с восьмого, вы скорее всего тоже выгорите, будет тяжело. Стоит это знать. Конечно, можно начинать готовиться и раньше, всё зависит от человека.

Как поступить олимпиаднику? рассказывает проректор вячеслав башев

Как победить на Всероссийской олимпиаде: истории школьников Тинькофф Поколения — Тинькофф на

До старта приемной кампании остается меньше двух недель, абитуриенты начинают оценивать свои возможности, важнейшей из которых может стать статус победителя и призера олимпиад. На прошлой неделе Вышка огласила перечень олимпиад, дающих абитуриентам этого года существенные льготы при поступлении. О том, как осуществлялся отбор олимпиад и на что обратить внимание победителям и призерам, рассказывает проректор Вячеслав Башев.

Как победить на Всероссийской олимпиаде: истории школьников Тинькофф Поколения — Тинькофф на
Вячеслав Башев

— Вячеслав Владимирович, как в этом году будет проходить прием победителей и призеров олимпиад? Каковы особенности процедуры в этом году? 

— Сама процедура приема победителей и призеров олимпиад школьников по сравнению с прошлыми годами не претерпела существенных изменений. Я бы разбил этот вопрос на две части: Всероссийская олимпиада школьников и олимпиады школьников из перечня Министерства образования и науки РФ (вузовские олимпиады).

Давайте начнем с олимпиад школьников, поскольку основные изменения произошли как раз в учете этих олимпиад. Сохраняется требование подтверждать использование особых прав результатами ЕГЭ: школьник, способный стать победителем и призером олимпиады, не может получить на ЕГЭ меньше 75 баллов. Такая схема позволяет исключить случаи «удачи» на олимпиаде. Для ребят, поступающих в Вышку, правила в этой части по сути не изменились.

Стоит отметить три существенных изменения по сравнению с прошлыми годами.

Во-первых, срок действия статуса призера и победителя олимпиад школьников был существенно увеличен: если раньше предъявить свой диплом можно было только в течение года с момента награждения, то теперь он действует фактически 5 лет (год вручения плюс еще 4 последующих).

Во-вторых, вузы теперь могут решать, за какой класс учитывается олимпиада. Таким образом, при сроке действия олимпиады в 4 года льгота теоретически может распространяться даже на участников олимпиады за 7 класс, так что получить конкурентное преимущество при приеме теперь можно значительно раньше.

В-третьих, из олимпиад одного уровня теперь можно выбирать отдельные олимпиады (ранее особое право распространялось на все олимпиады одинакового профиля в рамках одного уровня олимпиад). Так, например, на образовательную программу «Экономика» могут поступить победители и призеры олимпиад 1 уровня МОШ «Высшая проба» и «Межрегиональная олимпиада школьников им. Н.Д. Кондратьева» по предмету экономика, но победители и призеры « Высшей пробы» принимаются без вступительных испытаний, а олимпиады Кондратьева — могут зачесть максимальный балл.

Все эти особенности принимались во внимание при определении олимпиадных льгот.

Так, например, во всех кампусах НИУ ВШЭ и на части программ в Москве учитываются олимпиадные результаты, полученные не только в 11 классе, но и в 10. А на ряде программ был установлен закрытый перечень олимпиад, победители и призеры которых могут воспользоваться льготами при поступлении. Это те программы, которые ежегодно пользуются большим интересом со стороны олимпиадников. Бывали случаи, когда победители олимпиад заполняли все выделенные на программу бюджетные места — например, образовательная программа «Прикладная математика и информатика».

Для призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников принципы поступления сохранились: не требуется подтверждение баллами ЕГЭ, принимаются результаты, полученные во всех классах (начиная с 9 класса).

— Как осуществлялся отбор олимпиад для включения в перечень? Чем руководствовался Ученый совет?

— Как я говорил, только на ряде программ был установлен закрытый перечень олимпиад школьников и даны льготы в меньшем объеме по сравнению с приемом прошлого года. В первую очередь это было сделано для тех программ, где ежегодно наблюдается большая численность олимпиадников, которые вынуждены конкурировать даже между собой. Включение в список означает, что только победители и призеры выделенных олимпиад смогут использовать свои льготы при поступлении. Мы пошли на это для того, чтобы выделить самых сильных ребят и дать им более широкие возможности. Руководители программ хорошо понимают уровень олимпиад по своему профилю, видят «в деле» студентов, поступивших к ним с дипломом той или иной олимпиады, и потому понимают, кому следует отдать предпочтение.

На большинстве программ льготы по сравнению с прошлым годом при этом не изменились, а кое-где даже были расширены, как на образовательной программе «Государственное и муниципальное управление», а кое-где ужесточены, как на программе «Прикладная математика и информатика» .

— На что победителям и призерам олимпиад из перечня обратить внимание при сборе документов перед походом в приемную комиссию?

Первое — это необходимость подтверждения своей олимпиадной льготы баллами ЕГЭ. Это касается как поступления без вступительных испытаний, так и зачета максимального балла по предметам вступительных испытаний. Важно отметить, что поступать без вступительных испытаний можно только на одну программу и только в один вуз, при этом необходимо предоставить оригинал документа об образовании, так что прежде всего перед походом в приемную комиссию я советую ребятам хорошо подумать и определить самый желанный вуз. Каждый год мы для удобства абитуриентов готовим полный перечень необходимых документов, он уже вывешен на нашем сайте и в этом году, это удобная «шпаргалка», с ней можно свериться перед походом в приемную комиссию.

А вот зачесть максимальные баллы можно на все программы и во всех вузах, где такая возможность предоставляется.

— Есть ли преимущества для победителей других олимпиад? Могут ли они на что-то рассчитывать? Учесть это как индивидуальное достижение, например?

— По большинству программ преимущества дают все олимпиады первого и второго уровня, так что серьезного сужения возможностей для олимпиадников не произошло. Разграничения при приеме по олимпиадам школьников делается только в одном случае, если устанавливается закрытый перечень, в иных случаях, учитываются все олимпиады. К примеру, на образовательную программу «Математика» по олимпиадам 1 уровня принимаются победители и призеры школьных олимпиад без вступительных испытаний. Это говорит о том, что у всех ребят с дипломом по профилю и предмету «математика» будет возможность подать документы и воспользоваться указанной льготой.

Участь олимпиаду как индивидуальное достижение тоже можно. Это подойдет для тех, кто по каким-либо причинам не может использовать свое олимпиадное достижение как 100 баллов или поступать без вступительных испытаний. Так, наличие статуса победителя или призера олимпиады может добавить от 3 до 4 баллов к имеющимся ЕГЭ. Даже если поступающий сомневается, не нашел свою олимпиаду в перечнях, все равно предоставить подтверждение победы стоит, для этого даже есть пункт в перечне документов, о котором я говорил ранее, — иные документы представляются по усмотрению поступающего.

Кроме того, победители и призеры олимпиад, которые почему-либо не смогли воспользоваться своими льготами, имеют возможность поступить на платное место на особых условиях. Всем олимпиадникам при поступлении на платные места предоставляется скидка от 25 до 100% на весь период обучения. Так, например, победители или призеры вузовской олимпиады школьников получают 50-процентную скидку на оплату обучения на 4 года (подробнее).

— Олимпиад много, часто для одной программы определены преимущества для нескольких олимпиад сразу. Имеют ли они разный вес? К примеру, равны ли условия для победителя олимпиады «Высшая проба» и «Покори Воробьевы горы» при недостатке мест?

— Все олимпиадники ранжируются в конкурсных списках в строгом соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ. Сначала по списку идут победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников, а за ними победители и призеры школьных олимпиад. При таком ранжировании учитываются также индивидуальные достижения, которые были зачтены при подаче документов. При этом законом предусмотрены конкурсные процедуры для олимпиадников, когда университет ранжирует различные олимпиады. Но мы никогда не пользовались правом проведения такого конкурса до настоящего времени и не планируем делать это в нынешнем году.

Олимпиада «Высшая проба» ничем не отличается от олимпиады «Покори Воробьевы горы», если для них заявлена льгота поступления без вступительных испытаний.

Как стать абсолютным победителем на всеросе по обществознанию

Моя олимпиадная карьера началась в конце 8 класса. На одной из выездных школ я познакомился с Георгием Шашеро, который рассказал об олимпиадах и дал рекомендации по подготовке к ним.

В середине 8 класса я уже задумывался о цели своего существования и научном направлении, с которым хотел бы связать свою жизнь. Выбор пал на историю. Я начал изучать этот предмет, но в выездной школе познакомился с другими социальными науками и нашёл своё призвание — обществознание.

Летом я случайно нашел записи онлайн-занятий Георгия Александровича за прошедший год и начал усиленно готовиться. Осенью я стал посещать занятия по обществознанию в «Центре педагогического мастерства» и записался на олимпиадный курс Дмитрия Фёдорова в Фоксфорде.

Изначально я занимался 2 раза в неделю, а зимой после регионального этапа по 5 и даже 6 раз. Каждое занятие, так называемая «пара», длится полтора часа с перерывом. Больше половины встреч проходило в режиме лекции преподавателя и семинарского обсуждения материалов домашнего задания. Это могла быть тема по социологии, например, «Символический интеракционизм»: после исторической сводки лектора мы разбирали основные тезисы этой школы и знакомились с её представителями.

На других занятиях мы сразу без предварительной подготовки читали и разбирали классическое теоретическое рассуждение, реже работали с кейсами. В качестве кейса мы получали задание изучить информацию, например, о социально-политическом, экономическом положении стран Африки, а затем ответить на вопросы для решения выявленных проблем.

На онлайн-курсе по обществознанию в Фоксфорде я повторял основы классической олимпиадной программы, а в ЦПМ расширял базу знаний и практиковался в дискуссиях и анализе текстов.

В первом туре школьникам предлагается ряд задач — открытые вопросы по культурологии, философии, экономике, политологии и социологии. Нужно проанализировать данные и сформулировать ответ.

Второй тур подразумевает анализ текста. У нас было три текста из разных парадигм объёмом примерно 10 страниц. Требовалось вывести общую идейную основу предложенных материалов, критически оценить её и сформулировать свои предложения.

Третий, устный тур, выявляет практические умения участников олимпиады. На подготовку выступления даётся 45 минут, после чего нужно прокомментировать тему с определенной позиции. Мне, например, досталась ситуация реформы образования в стране очень похожей на Великобританию. Нужно было либо сохранить сословный принцип доступа к образованию, либо выбрать либеральный путь, либо предоставить привилегии низшим слоям общества.

Удивительно, но волнения ни на первом, ни на втором, ни даже на третьем туре у меня не было, только когда сидел перед жюри. Самый сильный стресс я испытывал на церемонии награждения, так как результаты устного тура не были заранее известны, и нас вызывали на сцену по очереди.

Успех в олимпиаде по обществознанию на ⅔ зависит от творческих заданий. Я знаю людей, которые почти не занимались прорешиванием олимпиад прошлых лет, а более свободно изучали социальные науки и завоевали призовые места. Теоретические познания обязательно нужно дополнять практическими навыками дискуссий и разработки проектов.

Короткий путь к призёрству по информатике

До 8 класса я был с компьютером «на вы», а потом в школу пришла новая преподавательница курса программирования, и я заинтересовался информатикой. Я понял, что не хотел бы заниматься теоретической наукой и увидел возможности применить знания на практике.

Поначалу в олимпиадной информатике я опирался на знания по математике и умение решать задачи. Так я прошёл на финальный этап ВсОШ: оказался третьим или четвёртым с конца, ничего не занял и уехал расстроенный.

В 10 классе я и вовсе не попал на заключительный этап, зато отправился в летнюю компьютерную школу от «Московского центра непрерывного математического образования». Это стало переломным моментом в истории с информатикой.

На выездной школе ученики не распыляются на другие школьные предметы, нет больших перерывов — все сосредоточены на занятиях. Мой уровень значительно вырос, и эффект летней школы сказался через год — я стал призёром на Всеросе.

Хотя я занялся информатикой довольно поздно и добился успеха на олимпиаде, не советую затягивать с подготовкой. Единицы выпускников способны взять призовые места, если начали готовиться во втором полугодии 10 класса. Нужно как минимум за 2-3 года готовиться к Всероссийской олимпиаде.

Мы проходим более продвинутые темы, с ними можно решить задачи на полный балл

В Тинькофф Поколении я занимаюсь с девятого класса. Я учился в самых сильных параллелях, А и А’. Задачи из A’ будут полезны на Всеросе, а в параллели A мы проходим более продвинутые темы, они на Всеросе редко встречаются. Но с этими знаниями можно решить последние, самые сложные задачи на полный балл.

Еще помогают подготовиться дистанционные туры — когда мы из дома пишем контест пять часов, как на самой олимпиаде, а потом на занятии его разбираем.

В течение учебного года у меня примерно одинаковая нагрузка по подготовке. А вот во время сборов перед Всеросом занимаемся интенсивнее.

Я не очень устаю от занятий, вот во время дистанционной учебы было сложнее. В свободное время играю на компьютере или что-то готовлю, торты пеку. Я начал готовить давно, в пятом классе, и мне понравилось. Лучше всего получаются чизкейки, угощаю ими близких и друзей.

На олимпиадах я спокоен, поэтому результат бывает лучше, чем ожидаю

Иногда ребята, которые лучше меня пишут тренировочные контесты, из-за волнения хуже выступают в основном туре. У меня наоборот.

На каждой следующей олимпиаде чувствую себя увереннее, чем на предыдущей. Хотя на последнем Всеросе чуть было не запаниковал. Не мог решить задачу, пробовал по-разному, но ничего не получалось. В какой-то момент отложил ее и стал решать дальше. Когда понял, что в остальном все неплохо, вернулся и спокойно дорешал.

Сейчас понимаю, что это было правильно. Думаю, если бы я продолжил биться над одной задачей, я не смог бы решить остальные. Еще в девятом классе, когда стал победителем Всероса по физике, понял, что двери большей части вузов страны для меня открыты.

Я не могу долго интересоваться одной сферой. Физика увлекала меня три или четыре года, а потом стало скучно. Надеюсь, с программированием получится чуть дольше. У меня есть ощущение, что много интересных проектов можно найти именно в программировании.

Особые права победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в вуз

Самая значительная льгота для победителей и призеров олимпиад школьников – прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата/специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады. Другая возможная льгота – максимальный балл ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников (далее — право на 100 баллов).

Иногда вузы проводят для поступающих дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности. Победителям и призерам олимпиады школьников  может быть выставлен максимальный балл за дополнительное вступительное испытание, сам экзамен при этом сдавать не потребуется.

Льготы – БВИ и право на 100 баллов — могут быть предоставлены одному и тому же поступающему, успешно выступившему в состязаниях по разных профилям одной и той же олимпиады или в разных олимпиадах.

Отличие всероса от других олимпиад

Олимпиады в России делятся на два типа: Всерос (всероссийская) и перечневые. Последние, в свою очередь, делятся на уровни 1, 2, 3 и 4. Участвовать советую в 1 и 2, так как остальные ничего в основном не дают. В порядке возрастания уровня убывает значимость олимпиады в качестве вспомогательного средства при поступлении.

Всерос — это тоже олимпиада, но ценится она на несколько порядков выше, чем перечневые. Основное отличие: перечневые могут дать максимум 100 баллов за ЕГЭ при условии набора на экзамене не меньше 75 баллов по предмету, который есть в списке для сдачи ЕГЭ для конкретного факультета.

Всерос даёт поступление без вступительных испытаний на факультет, где предмет, по которому выиграна олимпиада, является профилирующим. Бывает так, что в списке ЕГЭ на данный факультет есть, например, математика, русский, биология и химия.

Допустим, вуз медицинский, если вы сдадите переченевые олимпиады, то 100 баллов по русскому — если олимпиада по русскому, 100 баллов по химии — если такая выиграна (имеются в виду перечневые), но у вуза на данном факультете профиль по химии.

Поэтому если даже это мед, здесь важны как химия, так и биология. Если вы выиграете биологию (Всерос), то рассчитывать можно только на 100 баллов, зато без подтверждения 75 баллами ЕГЭ.

Если вы выиграете химию, то вас возьмут при наличии оригинала аттестата и диплома Всероса. Это и есть заветная аббревиатура БВИ (без вступительных испытаний), об этом мечтает каждый школьник. При этом неважно, призёр вы или победитель — у вас уже есть БВИ. Конечно, при конкурсе между призёрами и победителями преимущество будет у последних.

Перечень олимпиад школьников и порядок поступления по результатам олимпиад в вуз

Льготы при поступлении в вузы предоставляются только дипломантам олимпиад, включенным в Перечень олимпиад школьников, ежегодно утверждаемый на год приказом Министерства образования и науки РФ (далее – Перечень),[1]. В Перечне указываются организаторы олимпиады, профили, общеобразовательные предметы или специальность(и) и направления подготовки высшего образования, соответствующие каждому профилю, а также уровень каждого профиля (1 уровень – у самых сложных, 3 уровень – у относительно простых).

Каждый вуз имеет право утвердить свой, сокращенный, список олимпиад, дающих льготы, и оставить без преимуществ победителей и призёров остальных олимпиад, входящих в Перечень. Информацию о поступлении по результатам олимпиад вузы должны опубликовать до 1 ноября.

Обратите внимание, что роль играет и уровень олимпиады, и степень диплома, и то, за какой класс получен результат.

Право на 100 баллов

Предоставления права на 100 баллов означает, что поступающему устанавливается наивысший результат (100 баллов) соответствующего вступительного испытания (испытаний).

По общим правилам приема абитуриент может подать документы в пять вузов и в каждом из них не более чем на 3 направления подготовки. Соответственно, льготой «права на 100 баллов» можно воспользоваться максимум 15 раз. А предъявив приемной комиссии дипломы разных олимпиад, можно получить максимальные баллы по нескольким или даже по всем вступительным испытаниям. Но не забудьте, что каждую из них необходимо подтвердить определённым результатом ЕГЭ по соответствующему предмету.

Если поступающему предоставлено право на 100 баллов по одному, например, из трех вступительных испытаний, то ему нужно иметь результат ЕГЭ по этому предмету не ниже «балла подтверждения», а по всем другим – результаты ЕГЭ должны быть не ниже минимальных баллов ЕГЭ, установленных вузом.

Преимущества победителей и призеров олимпиады, не являющихся выпускниками

Понятно, почему участвуют в олимпиадах учащиеся выпускных классов, но зачем  тратят время и волнуются, ожидая результатов, школьники 7-9 классов, которые  будут поступать в вуз только через несколько лет? Есть три причины делать это.

Прежде всего, участие в олимпиаде — это новые знания. Формат и содержание олимпиадных заданий отличается от привычных заданий в школе. Те, кто раньше начнет участвовать в олимпиадах, с большей вероятностью встретят знакомый материал в заданиях следующего года.

Участие в олимпиадах развивает мотивацию к обучению и самодисциплину. Любой школьник, который решит участвовать в олимпиадах, начнёт заниматься больше и откроет книгу лишний раз. А потом может быть появится привычка интенсивно трудиться — регулярно выполнять задания и умение планировать время – которая в будущем поможет успешной карьере.

Участие в олимпиадах воспитывает привычку концентрироваться и не нервничать, правильно рассчитать своё время и распределять силы. Школьник, мозг которого привык к подобным стрессовым ситуациям, будет вести себя адекватно  на настоящих экзаменах, лучше справится с ними.

И, наконец, дипломанты олимпиады 7-10 классов имеют право в следующем году принять участие сразу в заключительном этапе, минуя отборочный.

Прием без вступительных испытаний

Воспользоваться льготой поступления без вступительных испытаний можно только в одном вузе и только на одном направлении подготовки.

Если победитель или призер нескольких олимпиад имеет право быть принятым БВИ на разные образовательные программы в одном или разных вузах, то ему предстоит непростой выбор. Он должен выбрать только один вуз  и только одну образовательную программу и принести в приемную комиссию оригинал аттестата и заявление о согласии на зачисление, причем, строго в установленный срок.

При льготе БВИ достаточно иметь результат ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, быть не ниже «балла подтверждения», минимальные баллы ЕГЭ по другим предметам  — не нужны.

С седьмого класса участвую в олимпиадах, и в одиннадцатом стал победителем

Я заинтересовался программированием в шестом классе. Мне попалась книга по C , и стало интересно, что такое массивы, — начал читать и увлекся. Потом летом изучал Java. А с седьмого класса начал заниматься олимпиадным программированием.

Два года подряд, в седьмом и восьмом классе, становился победителем регионального этапа. В девятом классе прошел на финал Всероса, но ничего не выиграл. В десятом классе опять оказался в финале, но его отменили из-за пандемии. И вот в одиннадцатом классе стал победителем.

По физике и по математике я тоже участвовал во Всеросе, но до финала не доходил, был призером региональных этапов.

Сейчас экономика кажется мне слишком простой, поэтому в вузе я буду изучать программирование

Я выбирал между экономическими факультетами в Международном институте экономики и финансов и в Лондонском университете. Большинство экономистов-олимпиадников обычно между ними и выбирают.

Для выбора изучал учебные программы, разбирался, какие есть плюсы и минусы, и решил пообщаться с кем-то из выпускников. Мне кажется, что нормально вот так советоваться с более опытными ребятами. Обычно у людей есть желание помочь, если ты вежливо об этом просишь. Я написал выпускнице из МИЭФ, она сейчас живет в США. Мы созвонились, и она мне посоветовала, с кем еще можно пообщаться.

На одном из созвонов ребята подкинули идею, что необязательно идти на экономический. Вот программирование — это такой hard skill, который сложно за полтора года освоить самостоятельно. Но если есть сообщество, которое тем же самым занимается, будет легче.

Классно изучать что-то вместе.В итоге я поступаю на факультет компьютерных наук в ВШЭ. Думаю, на ФКН будет много ребят, с которыми я в дальнейшем смогу работать, может быть, даже звать их в свои проекты. Это окружение умных и целеустремленных людей, которое дополнительно мотивирует тебя лучше учиться и достигать своих целей. Кроме того, это просто классные ребята, с которыми можно просто хорошо поболтать о жизни.

Сроки проведения олимпиады

Школьныйэтап проходит с середины сентября по середину октября, муниципальный — с ноября по декабрь, региональный — в январе — середине февраля, заключительный — март — апрель. Когда же ждать самых главных результатов — прохода на заключительный этап?

Обычно предметы делятся на две группы — раннюю и позднюю. У ранней группы и региональный, и заключительный этапы проходят раньше, чем у поздних олимпиад. Соответственно у поздних олимпиад РЭ проходит в самом конце января и в феврале. Пороговый балл для ранних олимпиад вывешивается обычно в феврале, для поздних- в начале марта, «для того чтобы участники успели подготовиться».

Структура всероса

Всерос делится на четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный. Затащить Всерос и получить БВИ — это значит выиграть последний заключительный этап олимпиады. Подробнее рассмотрим все этапы.

Школьный этап — это та самая олимпиада, в которой вас обычно зовут поучаствовать учителя, самый первый этап. Обычно задания составляются либо ими же, либо муниципальным комитетом. Прийти на него могут все, кто захочет, а не только любимчики учителя.

Второй этап — муниципальный, на него попасть уже сложнее. Устанавливается минимальный порог баллов, который необходим для прохода на муниципальный этап.

Это значит, что вы можете быть не первым в своей школе, но всё равно пройти на муниципальный этап. Его задания составляет региональная комиссия. На первых двух этапах олимпиады нет практического тура в таких предметах как биология, химия, физика, география и другие.

Вы можете попытаться попасть на заключительный этап, находясь, например, в пятом классе, а выступая за девятый. Такое не запрещают. Под запретом только написание олимпиады за класс ниже своего текущего.

По результатам второго этапа составляется общерегиональный рейтинг, на котором также выставляется пороговый балл. Участники, набравшие ег, допускаются для участия в региональном этапе.

На региональном этапе обычно самая жёсткая конкуренция. Задания составляются Центральной Методической Комиссией и рассылаются непосредственно перед олимпиадой.

Участники из сёл, посёлков, деревень, хуторов, маленьких городов обеспечиваются жильём за счёт бюджета региона

Этот этап дети пишут все вместе в одном вузе (в отличие от муниципального, где каждый район организовывает своё место проведения олимпиады). Региональный этап обычно длится два дня, потому что на олимпиадах минимум два тура. В эти дни школа обязана предоставить участнику освобождение от уроков.

Здесь уже собирается рейтинг участников со всей России и устанавливается минимальный проходной балл. Есть некоторые лазейки для регионов, у которых по этому предмету нет ни одного человека, прошедшего на заключительный этап, то есть Всерос — это квоты.

И теперь про главный этап — заключительный. Здесь-то школьники и получают заветное БВИ. Заключительный этап обязательно включает в себя несколько туров. Все его участники приезжают в определённый город, где живут примерно неделю. Питание, проезд, проживание и экскурсии оплачиваются из бюджета региона и Минобр, первый оплачивает проезд, остальное — министерство.

Школьники, претендующие на диплом, должны набрать не менее 50% баллов. Ещё одна деталь: меньше всего дипломов дают в девятом и десятом классе, особенно в девятом. Это связано с тем, что часть дипломов может «убежать» к 11 классам. Делается это для того, чтобы оправдать нереально жёсткую конкуренцию в 11-х и дать возможность как можно большему количеству талантливых участников поступить в вуз. По результатам участников составляется рейтинг и выбирается пороговый балл призёра и победителя.

Учет индивидуальных достижений

Индивидуальные достижения – достижения поступающего, за которые образовательная организация высшего образования начисляет дополнительные баллы. Баллы за индивидуальные достижения включаются в сумму конкурсных баллов. Суммарно за все индивидуальные достижения начисляется не более 10 баллов.

За результаты участия поступающих в олимпиадах (не используемые для получения особых прав),  поступающий может получить максимум  8 баллов.  Например, дополнительные баллы начисляются победителям и призерам  олимпиады «Высшая проба» по профилям, которые не входят в Перечень, могут начисляться победителям и призерам, не подтвердившим свой результат на олимпиаде результатами ЕГЭ по профильному предмету и др.

Баллы начисляются по одной олимпиаде или одному интеллектуальному и (или) творческому конкурсу, предоставляющих возможность засчитать наибольшее количество баллов. 

Подробно об учете НИУ ВШЭ индивидуальных достижений смотрите здесь.

Читал учебники по экономике даже во время других уроков

Экономикой увлекся из-за старшего брата. Это он сначала стал победителем, тогда и мне захотелось. В седьмом классе брат дал мне большой и очень скучный учебник по макроэкономике. Помню, что начал его читать и просто уснул. Но потом за лето изучил много других книг и увлекся. В восьмом классе я читал экономику на других предметах, один раз меня даже выгнали с урока за это.

Формат олимпиады по экономике сложнее, чем по математике, потому что дается меньше времени. На математике решаешь пять часов, кто-то даже подремать успевает. А на экономике только три часа. Я всегда хотел занять первое место, так что, несмотря на спешку, очень старался все записывать аккуратно, чтобы не к чему было придраться, — и в этом году у меня получилось стать абсолютным победителем.

Подведение итогов.

4.1. Когда объявят победителей и призеров?

Победителей и призеров будут определять по мере подведения итогов. В зависимости от предмета подведение итогов может занимать 25-30 дней. 

4.2. Будут ли выдаваться грамоты победителям и призерам школьного этапа?

Да, в электронной форме.

4.3. Когда станет известно, кто прошел на муниципальный этап?

Не позднее чем за 10 дней до первого тура муниципального этапа по соответствующему предмету.

4.4. Будут ли школам предоставляться результаты школьного этапа?

Да, школам предоставят итоговые результаты их учеников. Они будут публиковаться в системе СтатГрад по мере подведения итогов, в зависимости от предмета это занимает 25-30 дней. Файлы будут содержать список участников, их баллы и информацию о том, кто стал победителем или призером.

Оцените статью
Олимпиада