Победа или призовое место в заключительном этапе Всероссийской олимпиады позволяет вне конкурса поступить в любой российский вуз на факультет, где предмет олимпиады — профилирующий. Например, победа в олимпиаде по биологии поможет поступить на медицинские, ветеринарные и другие естественно-научные факультеты.
При этом Всероссийская олимпиада по биологии — одна из самых сложных. Кроме теоретической части, в ней есть и практические задания, к которым почти не готовят в школе. Как подготовиться к практическому туру, какую теорию необходимо знать и какие ошибки бывают, рассказывает Вера Симакова, олимпиадный тренер по биологии Центра образования «Коалиция».
- Из чего состоит практический тур
- Как подготовиться к практическим заданиям
- Выездные школы
- Очные курсы
- Участие в других олимпиадах или турнирах
- Что читать во время подготовки
- Лайфхаки для участников
- На олимпиаде
- Краткий обзор специфики олимпиады
- Практика
- Кабинеты практики
- Биохимия
- Этология
- Молекулярная биология
- Физиология растений
- Общие советы по практике
- Важный компонент
- Итог
- Что читать, чтобы побеждать?
- Альбертс «Молекулярная биология клетки»
- Гены по Льюину
- Клетки по Льюину
- Основы биохимии Ленинджера
- Ботаника. Морфология и анатомия высших растений (Лотова Л
- Органическая химия (Травень В
- Мозг и зрительное восприятие (Хьюбел Д
- Нейропсихология (Лурия А
- Зоология беспозвоночных (Догель В
- Атлас Билич
- Гистология
- Коллоидная химия
Из чего состоит практический тур
Хорошо справиться именно с практическим туром очень важно для победы в олимпиаде: на заключительном этапе он может принести столько же баллов, сколько теоретический. Практические задания не просто выходят за рамки школьной программы — это задания для 1-2 курсов биологического факультета. К ним всегда прилагается инструкция по выполнению, но без определённых навыков и опыта задание крайне сложно выполнить с первого раза за отведённое время.
Кабинеты для практических заданий готовят члены жюри — специалисты в определённой области биологии (зоологии позвоночных или беспозвоночных, анатомии или физиологии человека и так далее). Поэтому для эффективной подготовки необходимо привлекать преподавателей, также специализирующихся на этих темах и задачах.
Девятиклассников ждут кабинеты морфологии растений, зоологии беспозвоночных, анатомии человека, а на заключительном этапе также кабинет биосистематики.
Узнать, какие кабинеты предстоят на олимпиаде десятым и одиннадцатым классам, можно за неделю-две до регионального этапа и за два дня до заключительного. Но десятому классу стоит подготовиться к зоологии позвоночных, анатомии и физиологии человека, микробиологии и ботанике (морфологии, анатомии и физиологии растений). Одиннадцатый класс обычно ожидает ботаника (анатомия и физиология растений), биохимия, молекулярная биология, генетика, эмбриология и биология животных.
Как подготовиться к практическим заданиям
Требования к практическим навыкам растут с каждым этапом. На региональном этапе школьнику в кабинете зоологии беспозвоночных нужно классифицировать предложенное беспозвоночное животное, сделать биологический рисунок и отметить внутренние органы, а на заключительном этапе — уже самостоятельно произвести вскрытие.
В профильных классах в специализированных школах иногда изучают необходимые для подготовки к олимпиаде темы и проводят практические занятия, но таких школ — единицы. Даже в подобных случаях недостаточно просто изучать предмет углубленно, к олимпиаде нужно целенаправленно готовиться.
Существует много возможностей для подготовки к олимпиаде: специализированные кружки и курсы, сборы, выездные школы, летние практики, посещение зоомузеев и ботанических садов, участие в других рейтинговых олимпиадах («Ломоносов», «Покори Воробьёвы горы», «Всесибирская олимпиада») и турнирах («Турнир юных биологов»).
Выездные школы
Выездные школы и олимпиадные сборы помогут не только подтянуть практические навыки на профессиональном лабораторном оборудовании, но и дадут опыт полевой практики. А такие занятия непосредственно перед туром помогут быстро заполнить пробелы в знаниях и отточить умения, необходимые на практическом туре. Кроме того, в школе можно сосредоточиться на подготовке, не отвлекаясь на посторонние предметы, и лично обсудить сложные моменты с преподавателем. Общение с другими участниками также очень мотивирует и вдохновляет многих ребят.
Очные курсы
На курсах можно в течение всего года планомерно готовиться по предмету, детально отрабатывать теорию и практику вместе с преподавателями. Курсы учат биологически мыслить, делать выводы из полученных данных, строить гипотезы и видеть межпредметные связи.
Участие в других олимпиадах или турнирах
Поучаствовать в других конкурсах стоит, чтобы получить объективную оценку своей подготовки, найти пробелы в знаниях, расширить кругозор и потренировать смекалку.
Для высоких результатов очень важна непрерывная и комплексная подготовка. Возможные сценарии:
- летняя выездная школа или летняя школьная практика + посещение очных курсов в течение года;
- посещения ботанического сада и зоологического музея с изучением экспонатов + выездная школа или сборы непосредственно перед этапом.
Что читать во время подготовки
Для девятиклассников задания теоретического тура базируются на разделах «Ботаника», «Зоология беспозвоночных», «Анатомия человека», «Биосистематика». Программу 10-11 классов дополняют темы из разделов «Анатомия растений», «Физиология растений», «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Молекулярная биология», «Микробиология», «Биохимия», «Генетика», «Эмбриология».
Важно изучать не только узкоспециализированную литературу, но и понимать общие закономерности. С этой задачей поможет справиться американский учебник «Campbell Biology» by Peter V. Minorsky, Michael L. Cain, Jane B. Reece, Lisa A. Urry and Steven A. Wasserman. В нём систематизированы современные знания по всем разделам биологии, есть понятные примеры и качественные иллюстрации.
Ещё один базовый учебник — «Биология в 3-х томах» Д. Тейлора, Н. Грина и У. Стаута. Заполнить пробелы в химии помогут учебники Н. Е. Кузьменко и В. В. Еремина «Начала химии» или «Профильный курс».
После основ можно углубиться в изучение более узконаправленной литературы по разделам.
Лайфхаки для участников
- Занимайтесь в течение всего года, а не только непосредственно перед этапом.
- Тренируйтесь решать тесты на время.
- Анализируйте вопросы, чтобы понять, как они составлены.
- На выполнение каждого практического кабинета отводится всего 45 минут: учитесь работать быстро и технично не только головой, но и руками.
- Анализируйте результаты, чтобы определить разделы, которые вызывают наибольшие трудности при решении.
На олимпиаде
- Сначала выполняйте задания, в которых вы уверены, а непонятные оставляйте на потом. Затем пройдитесь по второму кругу, останавливая внимание на более сложных, но решаемых задачах. И так несколько кругов.
- Ответы на вопросы сразу заносите в чистовик, чтобы не тратить время на переписывание. Время тура ограничено.
- Последние минуты оставьте для ответов на оставшиеся задания методом «научного тыка». Никогда не оставляйте клетки пустыми, даже если не знаете ответ: за незаполненные клетки больше 0 баллов не получить, а если заполнить — всегда есть шанс угадать.
Составляйте план подготовки, используйте любые возможности для тренировки теоретических и практических навыков — сборы, курсы, выездные школы, кружки, экскурсии, другие олимпиады и турниры. У вас обязательно всё получится!
Краткий обзор специфики олимпиады
Как я уже рассказывала в предыдущей статье, главное на ВсОШ по биологии это практика. Как в 9, так в 10 и 11 классе. Правда к 11 классу она становится настолько сложной и непредсказуемой, что готовится приходится практически ко всему. В 10 и 11 классе неизвестны кабинеты. То есть может быть как микробиология, так и физраст или анатраст, а может быть эволюция или экология. Теория в 10 и 11 классе одинаковая, то есть одинаковы задания, ну не результаты же. С каждым годом она усложняется. Но в общем можно сказать, что она раза в 2-3 больше, чем в 9 классе. Так что многие участники не успевают доделать задания за 4 часа и в последние минуты ставят ответы наугад. В этом году произошло нововведение, которое заметно омрачняет жизнь таким участникам. Появилась прогрессивная шкала баллов. Что это значит? Это значит что в заданиях 2,3 частей, матрица которых представляет собой таблицу 5×2, где 5 столбцов — это 5 пунктов задания, а 2 строчки — это верно неверно, участник который отметил 5 правильных ответов получает 4 балла, при том что отмечено только 4 правильных ответа участник получает 2 балла, при 3 правильных ответах участник получает 1 балл, при меньшем количестве правильных ответов — 0 баллов. Как видите, условия очень жесткие. Нужно отметить не менее 60%, чтобы получить хоть что — нибудь. При том балл при полном ответе и одном неправильном различается в два раза. В связи с этим можно потерять большое количество баллов на теории. Теперь ее нужно не просто знать, а знать на зубок. Иначе баллы потеряны. Это нужно учесть.
Практика
Практика в 11 классе может быть и не практикой, как все привыкли. Привычная практика — это когда Вы что — то делаете руками. В 11 классе это может быть и работа с видео или минимильное количество практики. Например, в этом году на кабинете Этологии участникам предлагалось поработать с видео, где было показано различное поведение рыбки. А на кабинете Молекулярной биологии нужно было раскапать форез, что, видимо, по ожиданиям членов жюри должно было занять минут 5. В общем, практика это не просто работа руками, а осознанная работа руками, применение теории, логики. Будьте к этому готовы. Конечно, в теории тоже часто бывают задания на логику, но также много заданий просто на знания, например, на знание отрядов насекомых, здесь никакая логика уже не поможет. Разберем практику по кабинетам.
Кабинеты практики
Что же может быть? Физиология растений, анатомия растений, экология, этология, эволюция, генетика, молекулярная биология, физиология человека или животных, микробиология, биохимия, какая — либо зоология. В общем практически все области биологии. Также сочетания этих кабинетов. Но следует знать, что не могут быть на одном всеросе подобные сочетания кабинетов: анатраст и физраст, физиология животных и систематика позвоночных. То есть обычно когда хотят проверить какие — либо знания в зоология проверяют какую — либо часть, например, физиологию животных, проверять систематику при этом отдельным кабинетом не будут. Но анатраст и физраст, также как физиология животных и систематика позвоночных могут быть в одном кабинете, просто маленькими кусочками. Это часто бывает.
Биохимия
Что обычно бывает на этом кабинете, титрования, качественный анализ компонентов клетки, ферментативная кинетика, спектрофотометрия, анализ фореза, определение изоэлектрической точки, расчеты рН. При этом стоит понимать, что не все из опытов могут доверить делать участникам. Например, вряд ли биологам дадут спектрофотометр, все-таки это штука дорогая, имеется не в каждом университете, если будет ферментативная кинетика, то скорее всего это расчеты. Можно, конечно, заставить участников делать серию опытов, например, с каталазой и перикисью. Тогда время обработки будет фиксированным и прописанным в задании, исходная концентрация каталазы и ее объем тоже, исходная концентрация перикиси и ее объем тоже. Можно будет заставить участников оттитровать остатки перикиси марганцовкой, а потом построить график уравнения Михаэлиса — Ментен и построить его линейную ферсию в координатах Лайнуивера — Бёрка. Но это долго, так как на серию опытов уйдет час, и на линеаризацию где то тоже час вместе с расчетами. Поэтому обычно дают небольшой расчет, как и в этом году. Могут попросить рассчитать активность, это тоже может быть связано с определением концентраций, обычно конечных, путем фотоколориметрии со стандартным рядом пробирок, как было на нынешнем регионе, либо опять-таки в связи с титрованием, как было на всеросе. Так что бюретка — главное оружие участника всероса по биологии. Если не умеете титровать с большой вероятностью завалите кабинет биохимии. Также нужно хорошо знать качественные реакции. Книг по обучению титрованию нет, этому учат в лабораториях, так что если у Вас есть возможность попрактиковаться не пренебрегайте ею воспользоваться. Качественные реакции тоже следует поделать на всякий случай, некоторые просто так с первого раза не идут.
Книга, которую я могу посоветовать — это Практическая биология для олимпиадников. Здесь много что описано.
В общем, информация по биохимии обычно рассказывается в спецшколах, например, в Современной биологии, также могу посоветовать свою группу Огарь, которая специализируется на олимпиадной биологии и химии, здесь часто публикуются материалы по биохимии тоже.
Этология
В этом редком кабинете, который появился только в этом году, Вы можете ожидать что — либо с видео про поведение. Например, в этом было про поведение рыбок. Также присутствовал фрагмент про эволюцию, нужно было составить эволюционное древо, использовался принцип парсиномия, также были элементы теории игр, ну и, конечно, расчеты, работа с видео.
Книг посоветовать не могу, т. к. этому учат в специальных школах, например, в Современной биологии в Кирове. В общем, этология это достаточно заадочная наука, наверное, в связи с этим по ней написано достаточно мало книг.
Молекулярная биология
Здесь нужно было раскапать форез. Вообще стоит учесть, что могут дать на молекулярке сделать в ручную, наверное только что — нибудь раскапать, ведь результатов придется ждать достаточно долго. Также стоит учесть, что Вам не могут дать делать дорогостоящий метод. Например, Вы не будете ставить ПЦР, потому что стоимость процедуры где то 5 тысяч, в связи с малоемкостью прибора, будет достаточно много процедур. Так что настраиваться надо на что то не очень дорогое. Потом были задания на познания в ПЦР, естественно базовые, познания в гибридизации, и митозе и мейозе! Последний пункт вызвал затруднения у большинства участников. Требовалось нарисовать деление клетки при данных процессках с 4 хромосомами. Справились немногие. Стоит отметить, что нужно обращать внимание даже на простые вещи, например, митоз и мейоз, ведь нужно понимать не только классные и новые ПЦР и форез, но и старые добрые митозы и мейозы.
Физиология растений
В этом году было задание с пигментами. Нужно было ставить реакции, описывающие их свойства и также указать что произошло вовремя той или иной реакции, какими свойствами обладает пигмент, знать структуру хлорофилла и минимально органическую химию. Здесь нужно было знать свойства пигментов и эти реакции, чтобы ответить сходу, что куда перейдет, даже их не ставя эксперимент. У многих участников реакции не получились, что говорит о том, что все-таки физраст наука экспериментальная и практику никто не отменял. Что еще могло бы быть? Ну например, хромотография, естественно, не практическая, т. к. это долго, т. к. растворители для нее очень ядовитые, ацетон + толуол/бензол, ну и хроматография штука относительно сложная. Дали бы ее в концепции анализа результатов, а именно определения пигментов на ней. Могло быть что — нибудь про антоцианы, как на регионе этого года. Т.е. описать почему при добавлении кислоты или щелочи так изменился цвет, также нужно было знать химические формулы пигментов, хотя бы примерно, никто не требует это рисовать и знать на зубок. Еще вариант — это осмотические явления — плазмолиз — деплазмолиз, что было кажется в прошлом году на регионе 10 класса. Необходимо знать формулу p=c*R*T*i и виды плазмолиза, также аспект движения устьиц. Возможен элемент анатомии растений. Как видите вариантов немного и все они описываются в моей уже любимой книге Практическая биология. Но это все лучше проделать руками.
Общие советы по практике
Как не банально звучит, не волнуйтесь! Это не страшно, члены жюри — не волки, Вас не съедят. Задания они придумывают, чтобы не завалить участника, они хотят, чтобы участник его решил! Поэтому в заданиях очень много тонких подсказок, намеков, формул. Много кабинетов, где нужно применить логику, а информация уже дана, стоит лишь подумать.
Следите за временем. Опытный участник всегда на олимпиаду, на любой тур, возьмет часы, чтобы не отвлекаться на вопросы о времени. Время на выполнения каждого кабинета 50 минут.
Четко распределите порядок действий. То есть сначала нужно сесть и прочитать задания. Потом составить план действий, что я делаю сначала, что затем, что после этого. Бывает, что в середине или в конце задания попадается трудная или долготекущая реакция, которую нужно поставть в начало действий, пока она идет, нужно выполнять другие задания.
Не паниковать. Если Вы не знаете ответ на вопрос, то сначала стоит подумать, если не получается и Вы не знаете точного решения, запишите, что надумали, вдруг, ответ окажется правильным, такое часто бывает.
Не бейте пробирки, не тратьте реактивы! Все участники находятся в равных условиях, так что если кто — то прольет важный реактив или разобьет что — либо или сломает, новое ему в большинстве случаев не выдадут или дадут с большим укорочением баллов — это нужно помнить!
На олимпиаду в обязательном порядке взять калькулятор, две ручки, халат, маркер. Про ручки понятно, калькулятор нужен свой проверенный, у Вас нет времени, чтобы привыкать к чужому, часто требуются расчеты иногда сложные, калькулятор должен быть инженерный. Халат лучше свой потому что много кабинетов с опасными реактивами, и на всех участников в обязательном порядке одевают одноразовый халат — облако. Он огромен и очень неудобен, так что лучше иметь свой.
Техника безопасности, соблюдайте ее! При не соблюдении Вам могут снять баллы, при чем достаточно много. То есть не стоит оставлять открытые реактивы, горящие спиртовки, проливать реактивы на себя и на стол.
Стоит внимательно читать задания, все что там есть. Точно осознавать какой ответ от Вас хотят.
И наконец самое важное — это Ваш психологический настрой и Ваше физическое состояние на момент олимпиады. Почему это важно? Потому что без настроя Вы будете думать, что проиграете, не будете делать все полностью, т. к. мысль зачем мне это, я же все равно продую, не будет давать Вам покоя. Во многом за психологический настрой отвечают руководители делегации. Если они настроили Вас на то, что вот принеси нам победу иначе подставишь школу, то это неправильно. Помните, Вы никого не подставляете, Вы выступаете за себя, и соревнуетесь с собой. Бывает так, что руководители специально унижают Вас, говоря, что какой то участник очень сильный и его Вам не победить, это делается в намериниях, что Вы обозлитесь и вдруг затащите. Это тоже абсолютно неправильный подход. В этом случае Вам следует настраиваться самому, эта часть очень важна! Важно осознавать ситуацию, в которой Вы находитесь! Важно знать, что соревнование происходит с самим собой, это как заплыв, в прошлом году Вы проплыли 50 м за минуту, в этом Вы хотите лучше проплыть 50 м за 40 секунд или меньше. Не запугивайте себя другими участниками. Перед олимпиадой лучше не разговаривать с другими участниками, это отвлекает от мыслей, и может настроить на ненужный лад (например, когда все отмечают однозначный проход какого — либо участника на межнар). Если руководители Вас неправильно настраивают на следующий год лучше попросить другого, но это обычно не помогает, так что хороший вариант выступать за другую команду, но это доступно не всем участникам. Не каждый может переехать в другой регион, только из-за того, что Вам не нравится руководитель, так что что делать и как это решать дело лично каждого.
Помните, что проигрыш на олимпиаде не конец света! Вас не перестанут любить родители или с Вами не перестанут дружить друзья. Если школа будет предъявлять претензии потому что Вы не выиграли то, что им хотелось, то знайте эта школа плоха для Вас, и лучше ее сменить. Вы же не породистая собака, которая все время должна приносить награды с выставок, а школа не Ваш хозяин, чтобы требовать с Вас места на олимпиадах. Помните олимпиада это спорт, чемпионов растить трудно! Трудно не только учителям, родителям, трудно в первую очередь Вам. Трудно вырастить в себе чемпиона. Это постоянная самоорганизация, труд, упорство, подготовка. Не каждому под силу это. Учеба — это не просто удовольствие, от которого можно собирать плоды. За учебу, за знания, за олимпиады нужно чем то жертвовать, нужно платить, иногда не деньгами, а именно жизнью, временем. Многие спортсмены, также как и олимпиадники учаться в спецшколах — интернатах, они пожертвовали свободой, временем, родителями, детством ради того, чтобы получить БВИ, медали, славу, признание. Перед тем как начать заниматься олимпиадами стоит подумать, чем Вы можете пожертвовать ради этого. Учеба — это труд над собой.
Важный компонент
Один из главных моментов — это удача. Вам может повезти или не повезти на олимпиаде, Вы можете что — то знать или не знать, поэтому стоит это учитывать. Проигрыш — это не только то, что Вы плохо готовились, а то что Вам повезло меньше, чем другим участникам. Вы можете неправильно заполнить бланк или не так прочитать задание. Поэтому не все построено на знаниях.
Итог
И наконец, хочу подвести итог, большому рассуждению об олимпиадах, олиммпиады — это одна из версий спорта, относиться к ним стоит как к спорту, получилось хорошо, нет попробуем еще раз. Ну и последняя мысль будет о положительном аспекте олимпиад. Они дают Вам как минимум четыре попытки поступить куда Вы хотите, в отличие от ЕГЭ, где только одна. Чем мне лично нравятся олимпиады так это тем, то Вы пишите ее и если не получилось Вы можете попробовать снова. С ЕГЭ так получится только если ждать еще год, сдать ЕГЭ в 9 классе, конечно, можно но вот загвоздка программа 9 и 11 сильно отличается, а на олимпиадах программа каждый год разная, подстроена под класс. Также написать подряд пять экзаменов по разным предметам на 90+ баллов достаточно сложно с точки зрения вероятности и переключения человека, а олимиаду нужно писать по одному предмету и не надо быстро переключаться. В этом главный плюс! Участвуйте в олимпиадах и побеждайте! И пусть удача всегда будет с Вами!
1. В благоприятных условиях спора бактерии:
делится, образуя 3 — 6 новых спор сливается с другой спорой с последующим делением прорастает в новую бактериальную клетку
2. Возбудители сибирской язвы — бактерии, которые по своей форме являются:
3. Возбудители заболеваний человека не встречаются
4. Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
5. В клетках грибов нельзя обнаружить:
6. Большинство клеток зародышевого мешка цветковых растений имеет:
гаплоидный набор хромосом диплоидный набор хромосом триплоидный набор хромосом тетраплоидный набор хромосом
7. Кисть, как тип соцветия, может быть:
открытой и закрытой
8. Человек употребляет в пишу орган(-ы) цветной капусты:
видоизмененную верхушечную почку утолщенный реповидный стебель боковые видоизмененные почки
9. Соцветие колос характерно для:
10. Семена без эндосперма у:
11. Соплодие характерно для:
12. К корнеотпрысковым растениям относят:
все перечисленные растения
Вопрос №
13
13. Ваниль душистая – многолетняя цепляющаяся лиана сем. Орхидные. В кондитерском производстве используют ее:
стебли и листья
Вопрос №
14
14. Манную крупу изготовляют из:
Вопрос №
15
15. Общим признаком голосеменных и покрытосеменных растений является:
развитие из спор развитие из семени
Вопрос №
16
16. Простейшие, ведущие исключительно паразитический образ жизни:
Вопрос №
17
17. Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
Вопрос №
18
18. Изучение добытого экземпляра губки выявило наличие у нее прочного, но хруп-кого кремниевого скелета. Наиболее вероятно, что данная губка является:
обитателем приливно-отливной зоны
Вопрос №
19
19. Спектр цветового зрения у медоносной пчелы:
такой же, как у человека сдвинут в инфракрасную часть спектра сдвинут в ультрафиолетовую часть спектра значительно шире, чем у человека, в обе стороны спектра
Вопрос №
20
20. Развитие личинок из яиц, отложенных аскаридами происходит:
при температуре 37оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель при температуре 20-30оС, высокой концентрации СО2, в течение двух недель при температуре 37оС, высокой концентрации О2, в течение недели при температуре 20-30оС, высокой концентрации О2, в течение двух недель
Вопрос №
21
21. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей появилась:
Вопрос №
22
22. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне:
груди и брюшка головогруди и брюшка
Вопрос №
23
23. Рабочие пчелы являются:
самками, отложившими яйца и приступившими к уходу за потомством самками, у которых не развиты половые железы молодыми самками, способными через год отложить яйца самцами, развившимися из неоплодотворенных яиц
Вопрос №
24
24. Морские игуаны, живущие на Галапагосских островах, выводят избыток соли из организма:
через солевые железы через поры в коже
Вопрос №
25
25. У страуса нанду насиживает яйца и опекает птенцов:
по очереди оба родителя приемные родители, в гнездо которых подброшены яйца
Вопрос №
26
26. Самые большие гнезда среди птиц строят:
Вопрос №
27
27. Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают:
Вопрос №
28
28. Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
жаба — кролик — крокодил — акула акула — лягушка — крокодил — кролик акула — крокодил — лягушка — кролик крокодил — акула — жаба — собака
Вопрос №
29
29. Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
на коралловых рифах в открытом океане в тропиках в приполярных областях в глубоководных впадинах
Вопрос №
30
30. Считается, что при переносе информации из кратковременной памяти в долговременную теряется информации:
Вопрос №
31
31. Целлюлоза, попавшая в желудочно-кишечный тракт человека:
не расщепляется из-за отсутствия специфического фермента частично расщепляется бактериями в толстом кишечнике расщепляется а-амилазой слюны расщепляется панкреатической а-амилазой
32. Какова реакция среды в двенадцатиперстной кишке:
33. Не известны гормоны, которые являются производными:
34. В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
35. Такие симптомы как поражение слизистой оболочки рта, шелушение кожи, трещины губ, слезоточивость, светобоязнь, указывают на недостаток:
36. Рецептор кожи, реагирующий на холод:
нервное сплетение вокруг волосяной луковицы
37. К вирусным заболеваниям не относится:
38. Пищевая цепь — это:
последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников совокупность всех пищевых связей в экосистеме
39. Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
экосистем пресных вод природных экосистем суши экосистемы Мирового океана
40. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
41. В обширных лесных массивах Севера часто проводятся так называемые концентрированные рубки с использованием тяжелой техники, которые приводят:
к смене лесных экосистем болотными к опустыниванию или полному разрушению экосистем к увеличению доли более ценных с точки зрения хозяйства пород деревьев к процессу превращения в почве органических остатков в гумус
42. Листья суккулентов — растений засушливых местообитаний — характеризуются:
редуцированными устьицами; недифференцированным мезофиллом; отсутствием кутикулы; развитой аэренхимой частым рассечением, отсутствием механической ткани толстой кутикулой; мощным восковым налётом; клетками с крупными вакуолями; погружёнными устьицами хорошо развитой склеренхимой; преобладанием связанной воды
43. Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
44. Две породы собак, например, болонка и немецкая овчарка, это животные:
одного вида, но с разными внешними признаками двух видов, одного рода и одного семейства двух видов, двух родов, но одного семейства одного вида, но обитающие в разных условиях окружающей среды
45. Наука, изучающая развитие живой природы по отпечаткам и окаменелостям, ко-торые находят в земной коре:
46. Первые наземные позвоночные произошли от рыб:
47. Контуры тела летяги, сумчатой летяги, шерстокрыла очень сходны. Это является следствием:
48. Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
49. Одно из положений клеточной теории гласит:
при делении клетки хромосомы способны к самоудвоению новые клетки образуются при делении исходных клеток в цитоплазме клеток содержатся различные органоиды клетки способны к росту и обмену веществ
50. При партеногенезе организм развивается из:
1. (Часть II). Бактерии вызывают заболевания: I. возвратный тиф. II. сыпной тиф. III. малярия. IV. туляремия. V. гепатит.
I, IV, V I, II, IV II, III, IV, V
2. (Часть II). Если оборвать (обрезать) кончик главного корня: I. корень погибнет. II. все растение погибнет. III. рост корня в длину прекратится. IV. растение выживет, но будет слабым. V. начнут расти боковые и придаточные корни.
III, IV, V I, IV, V II, IV, V
3. (Часть II). Среди паукообразных развитие с метаморфозом характерно для: I. пауков. II. клещей. III. сольпуг. IV. сенокосцев. V. скорпионов.
I, II, III, V
4. (Часть II). Животными, ведущими прикрепленный (сидячий) образ жизни, но имеющими свободноплавающих личинок, являются: I. кораллы. II. губки. III. асцидии. IV. коловратки. V. усоногие раки.
I, II, III, IV I, II, III, V I, III, IV I, II, III, IV, V
5. (Часть II). Нерестится только один раз в жизни: I. севрюга. II. сардина. III. горбуша. IV. красноперка. V. речной угорь.
II, III, V I, III, V I, II, III, V
6. (Часть II). Аллантоис выполняет у амниот функцию: I. газообмена. II. терморегуляции. III. запасания воды. IV. накопления мочи. V. пищеварения.
I, III, IV I, II, IV, V I, II, III, IV
7. (Часть II). В почечном клубочке в норме практически не фильтруются: I. вода. II. глюкоза. III. мочевина. IV. гемоглобин. V. альбумин плазмы.
I, II, III I, III, IV, V II, IV, V
8. (Часть II). Каждая популяция характеризуется: I. плотностью. II. численностью. III. степенью изоляции. IV. независимой эволюционной судьбой. V. характером пространственного распределения.
I, II, V I, IV, V II, III, IV
9. (Часть II). Из перечисленных животных в состав тундрового биоценоза входят: I. белка. II. хорек. III. песец. IV. лемминг. V. зеленая жаба.
I, II, III, IV II, III, IV, V III, IV, V
10. (Часть II). Аналогичные органы, развившиеся в ходе эволюции: I. жабры рыбы и жабры рака. II. крылья бабочки и крылья птицы. III. усики гороха и усики винограда. IV. волосы млекопитающих и перья птицы. V. колючки кактуса и колючки боярышника.
I, III, IV, V I, II, IV, V I, II, III, V I, II, III, IV
1. (Часть III). Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.
2. (Часть III). Цветки пасленовых собраны в соцветия зонтик.
3. (Часть III). У лещины (лесного ореха) семя до прорастания защищено околоплодником.
4. (Часть III). После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
5. (Часть III). У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
6. (Часть III). Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.
7. (Часть III). У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
8. (Часть III). У домашних животных головной мозг, как правило, больше, чем у их диких предков.
9. (Часть III). Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
10. (Часть III). Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
11. (Часть III). В отличие от большинства млекопитающих для человека характерно наличие семи шейных позвонков и двух затылочных мыщелков.
12. (Часть III). В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.
13. (Часть III). Гипервитаминоз известен только для жирорастворимых витаминов.
14. (Часть III). Мозг человека потребляет примерно вдвое больше энергии на грамм веса, чем у крысы.
15. (Часть III). При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.
16. (Часть III). С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков.
17. (Часть III). Можно изучать кругообороты питательных веществ посредством ввода радиоактивных маркеров в природные или искусственные экосистемы.
18. (Часть III). Суккуленты легко переносят обезвоживание.
19. (Часть III). Сукцессия после вырубки леса является примером вторичной сукцессии.
20. (Часть III). Дрейф генов может играть роль эволюционного фактора только в очень малочислен-ных популяциях.
1. (Часть IV). Соотнесите красящие реактивы (1 — 5) с эффектами от их применения в процессе приготовления микропрепаратов (А — Д). 1 — глицерин; 2 — гематоксилин; 3- фуксин; 4 — хлор-цинк-йод; 5 — раствор Люголя. А — окрашивание ядер клеток; Б — окрашивание цитоплазмы; В — окрашивание зерен крахмала в клетках; Г — просветление препа-рата; Д — окрашивание целлюлозных оболочек клеток.
3. (Часть IV). Установите, в какой последовательности (1 -5) располагаются стадии развития зародыша хордовых.
зигота — нейрула — бластула — гаструла — морула морула — зигота — бластула — нейрула — гаструла зигота — морула — бластула — гаструла — нейрула бластула — нейрула — морула — гаструла — зигота
4. (Часть IV). Установите соответствие между органическим соединением (А — Д) и выполняемой им функцией (1 — 5). А. Крахмал Б. Гликоген В. Целлюлоза Г. Муреин Д. Хитин 1. Компонент клеточной стенки грибов 2. Компонент клеточной стенки растений 3. Компонент клеточной стенки бактерий 4. Запасной полисахарид растений 5. Запасной полисахарид грибов
Что читать, чтобы побеждать?
Признанные классики для разных областей биологической науки.
Если вам нужны основы основ, ориентируйтесь на эти учебники.
Альбертс «Молекулярная биология клетки»
Многим поколениям биологов знаком пятитомник Альбертса Молекулярная биология клетки, на русском языке впервые выпущенный в 1987 году. С тех пор вышло пять его изданий, каждое из которых вмещало самые последние достижения молекулярной биологии.
Вот уже почти четверть века Молекулярная биология клетки остается основным учебником по данному предмету. Авторы излагают историю биологии клетки, искусно извлекая самые важные концепции из этой обширной и постоянно развивающейся области знания и выстраивая стройную и логическую систему, которая помогает читателям приблизиться к пониманию сложнейших тем и насладиться их изучением.
Материалы по эпигенетике, стволовым клеткам, сравнительной геномике, последним достижениям в лечении раковых заболеваний.
Гены по Льюину
Книга, ставшая классикой для молекулярных биологов всего мира, содержит последние достижения в области молекулярной биологии и молекулярной генетики, включая структуру генов, последовательности, организацию и экспрессию.
Современное издание дополнено новыми разделами, хорошо иллюстрировано и структурировано, что помогает студентам лучше ориентироваться в отдельных темах.
Клетки по Льюину
Последние достижения в области клеточной биологии. Описаны структура, организация, рост клеток, регуляция внутриклеточных процессов, клеточная подвижность, взаимодействие между клетками. Детально рассмотрены эукариотические клетки. Каждая глава написана ведущими учеными-специалистами в этих областях. Тщательно сформирована структура книги, выверена терминология.
Важное значение в книге придается обсуждению молекулярных основ заболеваний человека.
Любой учебник по биологии клетки должен воссоздавать современную картину строения, функции и регуляции биологических систем, однако сегодня край-не важно, чтобы предмет также был охарактеризован в рамках представлений биохимии и молекулярной биологии, геномики, гистологии, патологии и физиологии. После тщательной переработки и внесения дополнений второе издание данного учебника отражает новый взгляд на фундаментальную единицу жизни, каковой является клетка.
Настоящее расширенное и переработанное второе издание учебного пособия под названием Клетки, подготовленного Бенджаменом Льюином, рассчитано на студентов и выпускников высших учебных заведений, приступающих к изучению биологии клетки.
- Клетка образуется только из предсуществующей клетки
- Каждая клетка несет генетическую информацию, реализация которой позволяет ей производить все необходимые компоненты
- Плазматическая мембрана состоит из липидного бислоя, отделяющего клетку от окружающей среды
- Внутриклеточные функции, главным образом, осуществляются с участием отдельных белков или находящихся в комплексе с другими белками, РНК или липидами
- Первая живая клетка представляла собой самовоспроизводящуюся биологическую структуру, окруженную мембраной
Основы биохимии Ленинджера
В учебном издании, написанном американскими учеными, которые получили признание как талантливые преподаватели университетского уровня, рассмотрены современные концепции биохимии в соответствии с изменившейся идеологией этой науки. Полная информация. Все, что нужно по теме, с красочными иллюстрациями, тезисами.
Построение книги напоминает журнал с рубриками: на каждую тему дается не только объяснение, но и интересные факты. Имеются задачи и ответы к ним.
Это основа основ биохимии.
Ботаника. Морфология и анатомия высших растений (Лотова Л
Вопросов по ботанике довольно много на всех уровнях. Надо готовиться. Вопрос — какие учебники лучшие?
Лотова (заслуженный профессор МГУ) — один из хитов, этот учебник из 500 с небольшим страниц можно освоить непосредственно перед Всеросом (если не удалось подготовиться подробно и не торопясь заранее). Учебник отражает современное состояние морфологии как фундаментальной ботанической дисциплины. Знакомимся с морфологией в широком понимании, освещающей внешнее строение растений, с анатомией и ее связью с цитологией, физиологией и экологией, теоретическим и прикладным значением, основами репродуктивной биологии у разных систематических групп растений.
Также можно готовить ботанику по Кэмпбеллу.
И по Тейлору.
Очередное издание всемирно известного учебника, одного из самых полных и авторитетных изданий по общей биологии, созданное ведущими учеными из разных стран. Содержание руководства отражает последние данные современной науки. Простота и удачное расположение материала делают его доступным для более широкого круга читателей.
В первый том вошли темы, посвященные разнообразию форм живого на Земле, основам биохимии, гистологии, питанию и использованию энергии живыми организмами, экологии. Во втором томе рассматриваются вопросы практической экологии, механизмы внутреннего транспорта и способы координации и регуляции жизненных процессов. Третий том посвящен вопросам экскреции и осморегуляции, размножению, росту и развитию растений и животных. Изложены проблемы классической и прикладной генетики. Рассмотрены процессы эволюции на Земле и механизмы видообразования.
Большинство заданий на региональном уровне Всероссийской олимпиады по биологии достаточно типовые и нужно знать определенный список тем, это можно понять на опыте, если прорешать задания за несколько лет.
Также по ботанике стоит посмотреть книги Тимонина А.К.
Органическая химия (Травень В
В настоящем переработанном издании учебный материал систематизирован с учетом степени глубины изучения предмета: для начального освоения дисциплины в основных разделах излагаются фундаментальные сведения, а специализирующимся в области органической химии и продолжающим обучение после получения степени бакалавра адресованы разделы «Для углубленного изучения».
Издание учебника подготовлено в комплекте с задачником (В.Ф. Травень, А.Ю. Сухоруков, Н.А. Пожарская «Задачи по органической химии») и практикумом (В.Ф. Травень, А.Е. Щекотихин «Практикум по органической химии»).
Данный набор учебных изданий обеспечивает двухуровневое изложение учебного материала и не имеет аналогов.
Мозг и зрительное восприятие (Хьюбел Д
Данная книга посвящена научному сотрудничеству известных американских нейрофизиологов, лауреатов Нобелевской премии Дэвида Хьюбела и Торстена Визела, которое началось в 1958 году и продолжалось по 1983 год.
В книге обобщены современные представления о том, как устроены нейронные структуры зрительной системы, включая кору головного мозга, и как они перерабатывают зрительную информацию.
При высоком научном уровне изложения эта книга написана простым, ясным языком, прекрасно иллюстрирована.
Нейропсихология (Лурия А
Монография «Высшие корковые функции человека» — основной труд А. Р. Лурии по нейропсихологии — научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии.
В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования.
Зоология беспозвоночных (Догель В
Классический учебник по зоологии беспозвоночных, широко использовавшийся в университетах и педагогических институтах СССР. Почти каждый биолог, независимо от специализации, изучал зоологию по этой книге.
В данном учебнике рассмотрены основные систематические категории беспозвоночных животных. Материал книги излагается в сравнительно-эволюционном аспекте. Основная особенность учебника — экологический подход к изложению фактического материала. Всюду организация животных рассматривается в связи с условиями их существования. Дается анализ адаптаций к условиям природы, к биосфере.
Атлас Билич
Самый популярный в России атлас анатомии человека. Исчерпывающие научные сведения о теле человека, включая строение клетки, тканей, органов и функциональную анатомию – с учетом последних мировых достижений. Есть и краткие издания в одном томе, и трехтомник.
Гистология
- В.Л. Быков — Цитология и общая гистология
- Ю.И. Афанасьев — Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии
Гистология (Кузнецов). Есть комплексные тесты и атлас для практических занятий, лекции.
Наглядная биохимия Кольмана и Рема. Трудно найти учебник лучше и понятнее, чем этот.
Существенно переработанное и дополненное справочное издание в наглядной форме — в виде цветных схем — описывает все биохимические процессы. Рассмотрены биохимически важные соединения, их строение и свойства, основные процессы с их участием, а также механизмы и биохимия важнейших процессов в живой природе.
Коллоидная химия
Е.Д. Щукин, А.В. Перцов, Е.А. Амелина — Коллоидная химия.
В учебнике изложены основные разделы современной коллоидной химии: учение о поверхностных явлениях, свойствах адсорбционных слоев, получении и свойствах дисперсных систем, их устойчивости и стабилизации, структурообразовании в дисперсных системах, даны их теоретические и экспериментальные основы и принципы практического применения.
Авторы стремились сочетать глубину и строгость изложения основного материала с его достаточной доступностью для студентов с различным уровнем подготовки.
Зоология беспозвоночных (Рупперт)
Список рекомендуемых учебников по разным областям можно также посмотреть здесь: chembaby.com/uchebnye-materialy/bio/1-kurs/ (рекомендуемое для 1 курса, биофак и химфак МГУ).
Также основные учебники здесь (можно заказать).
На уровень вверх
Здесь собрана информация о региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников, включая наши рекомендации для подготовки к нему и разборы заданий прошлых лет.
В 2021-2022 учебном году региональный этап ВсОШ по биологии пройдет 25 и 27 января.
Подготовка к практическому туру
Рекомендации по подготовке
Подготовка к теоретическому туру
Региональный этап ВсОШ 2021-2022, практический тур, 11 класс, разбор заданий
Региональный этап ВсОШ 2021-2022, практический тур, 10 класс, разбор заданий
Региональный этап ВсОШ 2021-2022, практический тур, 9 класс, разбор заданий
Разбор заданий регионального этапа 2019/2020. Ботаника. Зоология беспозвоночных. Биология человека.
Разбор заданий регионального этапа 2019/2020. Анатомия растений. Зоология позвоночных. Биология человека.
Разбор заданий регионального этапа 2019/2020. Физиология растений. Биология животных. Биоинформатика.
Разбор заданий регионального этапа 2018/2019. Человек. Ботаника. Зоология беспозвоночных.
Разбор заданий регионального этапа 2018/2019. Человек. Ботаника. Зоология позвоночных.
Разбор заданий регионального этапа 2018/2019. Физиология растений. Генетика. Биохимия.
Разбор заданий регионального этапа 2016/2017. Морфологическое описание растений. Зоология беспозвоночных. Биология человека.
Разбор заданий регионального этапа 2016/2017. Физиология и морфология растений. Биология человека. Зоология позвоночных.
Разбор заданий регионального этапа 2016/2017. Анатомический анализ органов растений. Генетика и физиология развития. Биохимия.
Видеоматериалы: зоология беспозвоночных, биология человека (анатомия), морфология растений
Видеоматериалы: зоология позвоночных, биология человека (физиология человека и животных), физиология и морфология растений
Разбор заданий регионального этапа 2015/2016. Анатомия растений, биохимия, микробиология.
Разбор заданий регионального этапа 2014/2015. Морфология растений. Зоология беспозвоночных. Гистология и цитология.
Разбор заданий регионального этапа 2014/2015. Анатомия и физиология человека. Зоология позвоночных. Физиология растений.
Разбор заданий регионального этапа 2014/2015. Биохимия. Микробиология. Генетика. Анатомия растений.