КАК Я СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

КАК Я СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ Олимпиада

1 апреля 2023, 13:50

Содержание
  1. Все началось с того, что меня просто позвали на олимпиаду
  2. Для участия в олимпиадах я начала учить Python, а теперь пишу олимпиады на C++
  3. Если поздно начинаешь, нужно стартовать быстро
  4. «Сначала я думала, что ребята только притворяются хорошими»
  5. «Моя ближайшая цель — поступление на биофак МГУ»
  6. «Главная моя страсть — это медицина»
  7. «Сначала все будет казаться страшным»
  8. Как стать олимпиадником?
  9. «Списывания — что-то неприемлемое»
  10. Студент и препод одновременно
  11. Накануне олимпиады полезно отвлечься и не решать задачи
  12. Случайно прошел на региональный этап, просто потому что знал Python
  13. Иван Часовских, 7 класс. Московская область
  14. После олимпиады не хватает времени, чтобы все обдумать
  15. Объявлены победители и призеры Всероссийской олимпиады по истории
  16. Дарья Грекова, 7 класс. Москва
  17. Однажды я даже не стала читать условие задачи, но сейчас знаю, что делать, если ничего не понятно
  18. Кем стали победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников
  19. На Всеросе по информатике я целый день потратил на одну задачу
  20. Григорий Бельковец, 10 класс. Санкт-Петербург
  21. В следующем году хочу добавить физику
  22. «Ты занимаешься меньше года» — это не оправдание

Все началось с того, что меня просто позвали на олимпиаду

Я начал всерьез заниматься математикой в конце шестого класса. Тогда по итогам муниципального этапа Всероса я прошел на финал олимпиады им. Эйлера.

На олимпиаде Эйлера попробовал решить задачу, за которую почти никто из ребят не взялся. Решить ее до конца не получилось, но моя идея понравилась судьям, и меня позвали в летнюю заочную школу при Физико-математическом лицее в Долгопрудном. Там я начал заниматься по «листочкам», так называются наборы задач по одной теме, и набил на них руку.

Читайте также:  Официальный сайт отдела образования г. Павлодар

После летней школы я прошел отбор в Тинькофф Поколение. Тинькофф Поколение — это дополнительные курсы, на которых я занимаюсь математикой и программированием. Еще хожу на кружок к Павлу Александровичу Кожевникову, с опережением — за 10—11 класс, и к Илье Анатольевичу Иванову-Погодаеву.

Для школьников, которые увлекаются программированием и математикой, каждый год проводятся олимпиады. Узнают о них и начинают участвовать по-разному: кто-то занимался в школьном кружке или почти случайно прошел на городской этап в первый раз. А потом увлекся и начал побеждать.

Призеры и победители Всероса могут в течение четырех лет поступить без экзаменов в вуз, куда бывает сложно попасть из-за большого конкурса. Тинькофф Поколение помогает подготовиться к олимпиадам. Можно бесплатно заниматься на курсах по олимпиадной математике, алгоритмам и машинному и глубокому обучению, но для этого нужно пройти отбор. Занятия проходят онлайн, а школьники из Москвы могут учиться очно.

В прошлой статье мы рассказали про опыт старшеклассников, а сейчас взяли интервью у призеров Всероса, у которых впереди есть еще олимпиадные сезоны. Ребята подробнее расскажут, как готовиться в течение года и сохранять спокойствие на самой олимпиаде.

Для участия в олимпиадах я начала учить Python, а теперь пишу олимпиады на C++

Я учусь в школе № 2007, у нас сильная подготовка по математике и информатике. В пятом классе я пошла на школьный кружок по программированию. Мы начали с простых игр на Pascal, например, писали змейку. У меня получалось, и мне предложили подготовиться к Московской олимпиаде школьников по информатике для 6—9 классов.

Для участия в олимпиадах начала учить Python, но на региональном этапе Всероса в прошлом году поняла, что его не хватает для некоторых задач. Сейчас я пишу на C++.

Я хожу в три кружка — в школьный кружок, в Тинькофф Поколение и в Центр педагогического мастерства. В сумме это 20 часов программирования в неделю. Мне нравится, что задания везде отличаются. А еще, если ходишь в несколько кружков, можно пообщаться с разными людьми, с кем-то подружиться.

Обычно в начале учебного года на кружках нет подготовки к олимпиадам, мы изучаем теоретические темы. Ближе к региональному этапу Всероса появляются дистанционные туры, разборы задач прошлых лет. В Москве перед региональным и финальным этапом Всероса проходят сборы — на них мы каждый день готовимся к олимпиаде.

Если поздно начинаешь, нужно стартовать быстро

Потом началась пандемия, дистанционка. Просто учиться в школе и делать уроки мне стало скучно. Я стал думать, где еще можно развиваться, и вернулся к мысли про олимпиадное программирование. Прошел курс в интернете, понял, что мне это нравится, и стал заниматься всерьез.

Мне захотелось чего-то достичь, но чем позже ты начинаешь, тем меньше времени для разгона, нужно стартовать быстро. Все лето перед десятым классом я занимался с репетитором. Он показал мне базовые алгоритмы, и через пару месяцев я уже решал задачи на уровне призера третьей степени перечневых олимпиад.

Осенью я поступил в кружок Тинькофф Поколения и попал в параллель B. У нас была полная свобода, например, не было код-ревью, как у младших параллелей. Мы изучали темы, которые чаще всего встречаются на олимпиадах. Я старался решать все задачи и не пропускал занятия, так что у меня получилось закрыть пробелы в теории, которые мешали продвигаться дальше.

У меня не было строгого графика занятий для подготовки к олимпиадам. Я занимался в свободном режиме: по вечерам зависал на разных сайтах, смотрел лекции, что-то решал. Готовился по три часа в день, но эти три часа искал информацию и решал интересные задачи.

В 2021/22 учебном году в этом одном из самых масштабных интеллектуальных состязаний в мире приняли участие более 7 миллионов человек – ученики 5-11 классов. В финал вышли более 6 тысяч ребят. Почти 3 тысячи старшеклассников стали победителями и призерами всероссийской олимпиады школьников.

Напомним, дипломы победителей и призеров олимпиады действуют четыре года и дают право поступления в российские вузы без вступительных испытаний – по специальностям, соответствующим направлению олимпиады. Условие одно: сдать ЕГЭ по профильному предмету не ниже чем на 75 баллов.

– Всероссийская олимпиада школьников как интеллектуальный конкурс дает великолепные возможности для развития ребят, – отметил министр просвещения Сергей Кравцов. – Мы всегда поощряем стремление учеников выходить за рамки общеобразовательной программы и более обстоятельно изучать любимые предметы. Участвуя в таких масштабных состязаниях, ребята вносят в первую очередь вклад в свое будущее, учатся ставить перед собой цели и достигать их, прокладывать путь к победе.

В 2022 году количество участников всероссийской олимпиады школьников по большинству предметов увеличилось. Самый популярный предмет у финалистов – математика, ее писали 455 человек. На втором месте физике – 367 человек. Тройку лидеров замыкает информатика – 344 школьника.

Поздравляя ребят с таким итогом, мэр Москвы Сергей Собянин сказал: “То, что вы сделали – 51 процент золотых медалей, это вообще фантастика. Если сравнить, сколько московских школьников и сколько учащихся в нашей стране, это, получается, что по эффективности и по качеству результат в шесть раз превосходит средний по России”.

По словам мэра, такие показатели – не случайность. Москва показывает такие результаты из года в год, постепенно повышая качество и конкурентность. По”щелчку” победителями не становятся, сказал мэр, за этим стоит огромный системный труд, причем с самых малых лет – школьников, педагогов, родителей.

Наиболее результативными оказались олимпиады по экономике – 107 дипломов, информатике – 85, истории – 79, экологии – 75, русскому языку – 72, математике, обществознанию и физике – по 71 диплому

“Чтобы иметь такое количество победителей, надо, конечно, иметь массовое качественное образование. Чтобы вырастить одного чемпиона, чтобы вокруг были тысячи талантливых, хорошо образованных ребят, и неслучайно, что результатом этой работы стало то, что московские школьники в пятерке самых крутых стран мира”, – добавил глава города.

И заключил: “У меня нет никаких сомнений, что и в жизни вы будете победителями. Москва – город возможностей, лучшее образование, лучшие вузы, лучшая экономика, лучшая городская среда, жизнь, которая бурлит, поэтому, я уверен, что с вашими талантами и с московскими возможностями, вы, конечно, найдете себя в жизни. Но не надо растрачивать таланты попусту, не надо расслабляться, но и не забывайте отдыхать. С победой вас! С победой, Москва!”

Как и в прошлые годы, московские школьники завоевали дипломы по всем 24 предметам. Наиболее результативными оказались олимпиады по экономике – 107 дипломов, информатике – 85, истории – 79, экологии – 75, русскому языку – 72, математике, обществознанию и физике – по 71 диплому. При этом 1 174 школьника завоевали по одному диплому, 91 – по два, девять – по три диплома. Еще двое учащихся завоевали по четыре диплома заключительного этапа олимпиады.

Напомним, победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников имеют право на внеконкурсное поступление на любой профильный факультет любого государственного вуза на бюджетные места. Кроме того, они могут претендовать на стипендию президента РФ – 20 тысяч рублей ежемесячно на время обучения в вузе.

По решению Собянина, члены сборной команды Москвы на заключительном этапе Всероссийской олимпиады получают поощрительные выплаты в размере: победители – 500 тысяч рублей, призеры – 300 тысяч рублей, участники, не завоевавшие звания победителя/призера, – 100 тысяч рублей.

В марте — апреле прошли заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников. В этом году сборная Москвы завоевала рекордные 1346 дипломов победителей и призеров, отличные результаты показали ученики 244 столичных школ. Публикуем истории призеров и победителей Всероса-2021.

«Сначала я думала, что ребята только притворяются хорошими»

Елизавета Домокеева, ученица 10-го класса школы № 2005: Я начала участвовать в олимпиадах еще в седьмом классе — в первый раз дошла до муниципального этапа ВсОШ по литературе. В прошлом году попала на заключительный этап, но он был отменен из-за пандемии. Зато этой весной я получила два диплома призера в финале Всероса: по литературе и по английскому.

Совершенствовать английский мне помогает участие в дебатах — это очень напоминает происходящее в британском парламенте. Кроме английского, я изучаю еще два иностранных языка, испанский и немецкий, и в следующем году планирую пойти на олимпиаду по немецкому.


КАК Я СТАЛ ПОБЕДИТЕЛЕМ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

В этом году в нашей команде собрались прекрасные люди. Скажу честно, сначала я думала, что ребята только притворяются хорошими: ведь нас ждет такая конкуренция. Но на самом деле все очень поддерживали друг друга.

«Моя ближайшая цель — поступление на биофак МГУ»

Александра Панина, ученица 11-го класса школы № 57: Я обратила внимание на олимпиады благодаря своей учительнице биологии — аспирантке МГУ, которая сама участвовала в соревнованиях, причем на международном уровне. Я послушала ее рассказы и подумала, что олимпиады— это прикольно.

У меня очень быстро появился азарт: за последние три года, помимо Всероссийской, я успела поучаствовать в Московской олимпиаде школьников, «Ломоносове», «Высшей пробе», Сеченовской олимпиаде и «Физтехе» — причем не только по биологии, но и по химии, генетике и психологии. И на всех становилась призером или победителем.

В этом году на Всеросе я победила в олимпиаде по биологии. А еще совершенно спонтанно решила поучаствовать в олимпиаде по экологии и стала призером.

Мне нравится биохимия, молекулярная биология и нейробиология. В будущем мне бы хотелось работать на стыке биологии и медицины: например, создавать лекарства для лечения рака. А ближайшая цель — поступление на биофак МГУ.

«Главная моя страсть — это медицина»

Михаил Акан, ученик 11-го класса школы Центра педагогического мастерства: Я начал участвовать в олимпиадах в седьмом классе, но к серьезным успехам пришел только в девятом — когда попробовал себя в перечневых соревнованиях «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы». В том же году я стал призером заключительного этапа Всероса по биологии, в этом — победителем.

Подготовиться к финалу и победить мне помогли сборы Центра педагогического мастерства и задания пригласительного этапа, которые я прорешивал дома.

Кроме биологии, мне еще нравятся иностранные языки — я изучаю немецкий и турецкий. Но главная моя страсть — это медицина. В этом году я планирую поступать в Первый Московский медицинский университет им. И. М. Сеченова: хочу стать хирургом.

«Сначала все будет казаться страшным»

Артем Шишов, президент Ассоциации победителей олимпиад: Если вы хотите, чтобы ваша жизнь круто изменилась, начинайте участвовать в олимпиадах. Сначала все будет казаться страшным и непонятным, но после решения пары интересных задачек все изменится. На олимпиадах можно не только найти друзей, наставников и узнать себя с новой стороны, но и получить бонусы — от денежных премий до поступления в вузы без экзаменов.

Первый этап Всероссийской олимпиады школьников уже начался. Пока будущие звезды усиленно готовятся, мы поговорили с абсолютным чемпионом: Александр Луценко взял несколько Всеросов, а недавно выиграл III Международную олимпиаду по экономике и рассказал «Мелу», как у него все это получилось.

Я переехал в Москву, когда поступал в 11-й класс. При желании, если вкладывать большие усилия, достичь чего-то можно в любом регионе, но, безусловно, в Москве возможностей гораздо больше и подготовиться к олимпиаде проще.

Тут есть олимпиадные центры, сообщества олимпиадников, которые друг с другом общаются и обмениваются знаниями. Плюс в Москве очень большие премии. По этим причинам переезд, конечно, помог мне с подготовкой. Роль играет и уровень учителей. В Перми преподавателей, которые настолько хорошо представляют, как устроена олимпиада и как к ней можно готовить, все же меньше.

Школьники из Москвы получают всё больше и больше дипломов на олимпиадах по некоторым предметам, обществознанию и экономике, и это говорит о том, что зачастую самый простой вариант подготовиться к участию в ней — переехать в столицу. Интересы тех, кто переехать не может — по финансовым или семейным причинам, — ущемляются. Поэтому такая модель осложняет подготовку для тех, кто не может себе позволить обучение в Москве.

Как стать олимпиадником?

Я привык к форматам, близким к олимпиадам, в начальной школе, когда участвовал в «Русском медвежонке», «Кенгуру», школьных олимпиадах. Когда появилась возможность участвовать в муниципальном этапе, я стал ходить на олимпиады по очень многим предметам, пробовать себя. Мне всегда было очень приятно одержать победу над собой, суметь подготовиться и занять призовое место. Постепенно я влился в среду олимпиадников и благодаря общению с ними задержался в этом движении.

Начиная с 9-го класса стал готовиться серьёзно. На подготовку к Всеросам уходило почти все свободное время, а вот к Международной олимпиаде я уже готовился в более свободном режиме. Конечно, я каждый день что-то изучал, решал задания и так далее, но не сказал бы, что я вкладывал в это столько же усилий, сколько вкладывал во время подготовки к Всероссийской олимпиаде. Это не было принуждением самого себя.

Участвовать в олимпиадах разного уровня могут все. В перечневых олимпиадах при должной подготовке каждый школьник сможет занять какое-то место

Если говорить о практике того, что на школьный этап отправляют целые классы и ученики даже не имеют выбора, не знаю, насколько это хорошо. С одной стороны, это показывает всем, что такое олимпиады и как они устроены. Кому-то это может понравиться, и в будущем он пойдёт по этому пути. С другой стороны, кто-то уже хорошо понимает, что у него нет никакого интереса, — тогда школьный этап превращается в обязательное мероприятие, не особо осмысленное.

Насколько я знаю, многие олимпиадники не слишком хорошо справляются с типичными, стандартизованными заданиями, как, например, на ЕГЭ. Они лучше показывают себя именно в творческих. Не дать этим ребятам поступить, возможно, будет не очень справедливо. Плюс подготовка к ЕГЭ требует дополнительных затрат времени и энергии, а под конец года и того и другого у олимпиадников обычно остаётся мало.

Выиграть Всерос можно, даже если ты не «ботал» предмет намеренно. Я слышал о том, как ребята с хорошей математической подготовкой приходили на олимпиаду по экономике, решали задания, которые решаются через математику, и получали дипломы.

Где искать материалы для подготовки?

Угадать, какую из современных и актуальных тем выберут составители заданий, очень сложно. Но когда та или иная тема появляется на олимпиаде, к ней, как правило, можно подступиться, имея основные знания, то есть хорошо понимая программу по предмету. Так у меня было на международной олимпиаде, когда у нас были вопросы про криптовалюту, пандемию коронавируса — такие актуальные темы. Ответить правильно помогала еще и подготовка по экономике. Понимать то, как развивается пандемия, знать, что о ней думают экономисты и другие учёные, — большое преимущество.

Для олимпиад по обществознанию и экономике очень полезно ориентироваться в повестке дня. То есть представлять, как начинаются современные дискуссии, какие темы сегодня актуальны.

«Списывания — что-то неприемлемое»

Американская система отношения к списываниям вполне рабочая. Нет ничего плохого в том, чтобы, если ты заметил на олимпиаде, как другой ученик списывает, сказать об этом. На олимпиаде, как мне кажется, такая система единственно возможная: списывать нельзя, и любая попытка будет строго караться. Иначе списывание войдёт в норму и смысл олимпиады потеряется.

В вузе на программе по экономике академической этике уделяется очень большое внимание. Нам несколько раз говорили о том, что любая попытка списывания будет восприниматься как серьёзное нарушение, и, со слов студентов старших курсов, тут эти правила действуют. Списывания — это что-то неприемлемое.

Студент и препод одновременно

Сейчас я учусь на 1-м курсе совместного бакалавриата РЭШ и НИУ ВШЭ. Программа не то чтобы жёсткая: у нас почти свободное расписание. Только два дня в неделю пары идут целый день, остаётся свободное время. А сейчас мы вообще на удаленке — из-за случая коронавируса среди студентов.

Ещё я преподаю на курсе Экономико-математической школы МГУ и работаю куратором по обществознанию в ЦПМ. Как наставник не ставлю себя выше, ученики всегда могут ко мне обратиться, и я постараюсь с их вопросами помочь, при этом не позиционируя себя как-то особенно и не требуя обращения на вы.

В тайм-менеджменте я и сам не очень разбираюсь — у меня часто бывают проблемы с прокрастинацией. Спасает планирование, то есть выписывание всех задач. А ещё попытка не оставлять на потом то, что можно сделать сейчас: стараюсь не копить мелкие задачи, а разрешаю их сразу же, по мере появления. Если мне не очень хочется выполнять массивное задание, то я начну с чего-то лёгкого просто для того, чтобы настроиться на работу, и уже после этого перейду к сложной задаче.

Фото на обложке: Люба Крылова

Александр Луценко в Летней экономической школе ВШЭ

Накануне олимпиады полезно отвлечься и не решать задачи

Перед самой олимпиадой я стараюсь не готовиться и заняться чем-то другим. А сразу после тура мы договариваемся с другими участниками пойти погулять, чтобы не переживать, если чего-то не решили. У меня много друзей-олимпиадников, с которыми потом можно пообщаться.

Я люблю гулять, играть с друзьями в настолки, особенно в «Монополию». Читаю научную фантастику, сейчас — «Задачу трех тел» Лю Цысиня. Раньше еще занималась плаванием, у меня даже разряд есть, а сейчас думаю пойти на рисование.

На олимпиадах я поняла, что можно получить хороший результат, если много готовился. Это работает везде, не только в учебе.

Случайно прошел на региональный этап, просто потому что знал Python

В школе на информатике мы программировали на Pascal в шестом-седьмом классе, а с восьмого класса у нас был Python.

Олимпиадами я не интересовался, но в девятом классе практически случайно прошел на региональный этап Всероса. И конечно же, выступил там отвратительно.

Мне было обидно, что я плохо написал, но зато стало интересно. Я познакомился с ребятами из олимпиадной тусовки, они добрые и отзывчивые, несмотря на то, что соперники. Я расспрашивал, как они занимаются и как нужно готовиться, чтобы выступить лучше. Но тогда я еще не знал, что сам скоро в это погружусь.

Иван Часовских, 7 класс. Московская область

— похвальная грамота олимпиады им. Эйлера;

— победитель Всероссийской олимпиады по информатике им. Мстислава Келдыша;

— победитель олимпиады им. Максвелла.

— участник финала Всероссийской олимпиады школьников по информатике;

— призер Всероссийской олимпиады школьников по математике;

— призер олимпиады им. Максвелла.

По математике и информатике я уже всех в семье обогнал, но папа может помочь с физикой — он тоже в олимпиадах участвовал

После олимпиады не хватает времени, чтобы все обдумать

После олимпиады чувствуется опустошение. Нужно возвращаться в школу и сдавать долги за все время, что ты пропустил, попадаешь из одного стресса в другой. Хорошо бы отдохнуть хоть неделю.

Когда я достиг своей глобальной цели и стал призером, было сложно перестроиться. Пока не знаю, к чему стремиться в следующем году. Было бы здорово выступить от России на международной олимпиаде, например IATI, или взять победителя Всероса, но пока я не думал об этом.

Объявлены победители и призеры Всероссийской олимпиады по истории

Состоялась торжественная церемония закрытия заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории. На сцене Большого концертного зала Псковской областной филармонии жюри и оргкомитет поздравили ребят и наградили сильнейших в своем предмете. Дипломы победителей получили 26 финалистов, призеров – 127 ребят.

Наилучший результат показал одиннадцатиклассник из московской школы Филипп Лысанов, он становится абсолютным победителем олимпиады уже второй год подряд. Поздравляем!

Соревнование проходило с 26 марта по 1 апреля для более чем 300 старшеклассников из 75 регионов России. Олимпиада включала три тура: два письменных и устный.

Первый тур был разделен на две части: сначала ребята написали эссе на основе цитаты автора высказывания – историка или современника событий – затем выполнили исследовательский проект, связанный с анализом исторического источника.

На втором туре финалисты отвечали на вопросы теста, задания которого включали в себя все направления исторической науки: работу с картами и статистической информацией, аналитику исторических источников практически всех периодов, а также логические задания. Последнее испытание представляло собой устное выступление перед жюри. Ребятам давали на выбор 20 различных текстов, и на основе одного из них участник готовил рассказ с той информацией, которую смог извлечь из исторического источника.

Кроме соревновательных туров для школьников и сопровождающих провели экскурсии по Пскову. Кстати, история города была и в заданиях олимпиады, и на церемонии закрытия одну участницу отметили в специальной номинации «Лучшее знание псковской земли» – награду получила ученица московской школы Екатерина Черногубова.

Также организаторы подготовили специальные призы и для других школьников:

Победители и призеры смогут поступить в любой вуз страны без экзаменов на направления, соответствующие профилю олимпиады.

Подробная информация об олимпиаде, новости, фотографии участников и результаты добавляются на специальную страницу финала.

Еще по теме

Дарья Грекова, 7 класс. Москва

2019: призер МОШ по информатике для 6—9 классов

2020: победитель Всероссийской олимпиады им. Келдыша

2021: призер Всероса по информатике

Я привыкаю к олимпиадам, но при этом и ответственность растет. В пятом классе я даже не ожидала, что хорошо выступлю, а теперь жду от себя результатов

Однажды я даже не стала читать условие задачи, но сейчас знаю, что делать, если ничего не понятно

Перед олимпиадами я не очень волнуюсь, но несколько случаев запомнилось. В шестом классе на региональном этапе Всероса я не стала решать задачу, потому что условие показалось длинным и запутанным. Я подумала: «Слишком много текста, даже разбираться в этом не буду». Сейчас я бы разобрала условие по частям и постаралась понять, что от меня требуется.

Еще был случай на Технокубке. У меня не получалось решить задачу. Во время этой олимпиады участники видят онлайн результаты друг друга. Я видела, что многие эту задачу уже решили. Какое-то время я просто смотрела на таблицу с результатами и думала: «Вот еще один участник решил, и еще один». Потом поняла, что так ничего не получится, и десять минут в нее не заглядывала — как раз за это время сама смогла решить.

Кем стали победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников

Победители главной предметной олимпиады страны прошлых лет рассказали, как они достигли такого результата и с чем решили связать свою жизнь.

Московская сборная учащихся установила новый рекорд по итогам Всероссийской олимпиады школьников — 2019: ребята завоевали 943 диплома по 24 предметам. О том, каких успехов помогают добиться такие результаты, рассказали победители Всероса прошлых лет.

Михаил Варенцов: С каждым годом на всероссийской олимпиаде растет уровень конкуренции

Победитель Всероссийской олимпиады школьников по географии 2008 года

В 2014 году я окончил географический факультет МГУ — кафедру метеорологии и климатологии, а в прошлом году здесь же защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас я научный сотрудник этой кафедры. По совместительству также работаю в Институте физики атмосферы РАН и в Гидрометцентре.

Темы моих исследований совершенно разные, но главным образом они посвящены климату города, влиянию города на погоду и на атмосферные процессы. Полностью направление, которым я занимаюсь, называется «городская метеорология и климатология».

Во всероссийской олимпиаде я участвовал три года подряд — с 2007 по 2009-й. Впечатления остались замечательные. Наверное, это вообще лучшее воспоминание школьных времен. Это был совершенно новый опыт, потому что я учился в физико-математической школе. Я поступил туда в седьмом классе, отучился восьмой и половину девятого, а потом попал на олимпиаду по географии — на районный этап. Поучаствовал просто ради интереса и совершенно случайно победил, прошел дальше. Начал немного готовиться — так по нарастающей и пошло.

Благодаря победе во Всероссийской олимпиаде школьников меня приняли на профильный факультет без экзаменов. Я выбрал МГУ, потому что это один из лучших вузов страны, если не самый лучший. О своем выборе ни разу не пожалел. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень интересно.

Несколько лет я довольно плотно готовил школьников к олимпиадам. В качестве приглашенного лектора и руководителя практических занятий в моей области знаний я работал и с московской сборной, и со сборной России накануне международных олимпиад.

С одной стороны, много лет подряд на всероссийской олимпиаде по географии сохраняются традиции: ее участники обязательно куда-то едут, проходят теоретический и практический туры, знакомятся с регионом, с его географическими особенностями — ведь для географов он сам по себе является объектом исследования.

При этом с каждым годом растет уровень конкуренции, все больше сил вкладывается в подготовку команд. Какие-то регионы становятся сильнее и увеличивают бонусы тем, кто побеждает на олимпиадах. Самый яркий пример — Москва. Когда я ездил на Всерос, мы, победители, получали денежные бонусы по президентской программе — что-то около 60 тысяч рублей. Через семь лет мой брат принял участие в этой же олимпиаде и получил гораздо больше от Москвы. Только порадоваться за него можно. Молодец!

Для меня залог успеха на Всеросе, наверное, был в том, что я не парился из-за всего этого. У меня не было такого, чтобы я сидел несколько месяцев, полностью отказавшись от всего остального, и что-то зубрил. При подготовке важно не терять здравомыслия и не перенапрягаться.

Юрий Андреев: Московские школьники располагают огромными возможностями для подготовки к Всеросу

Победитель Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014 года

Мне 22 года, я студент пятого курса факультета фундаментальной медицины МГУ, работаю медбратом на Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова. Подавая документы в МГУ, я использовал льготу победителя Всероссийской олимпиады школьников, которая позволяет поступить в профильные вузы без экзаменов.

Всероссийской олимпиадой школьников по химии я заинтересовался в девятом классе. А изучал этот предмет с седьмого класса, а не с восьмого, как обычно бывает в школах. И с того же времени участвовал в городской олимпиаде по химии. В девятом классе я в первый раз поехал на Всерос по химии — тогда олимпиада проходила в Магнитогорске. В тот раз стал призером, а в 10-м и 11-м классах — уже победителем всероссийской олимпиады.

В последний год обучения в школе я уже точно знал, что пойду в медицинский вуз, но очень увлекся олимпиадами — съездил еще и на Международную олимпиаду по химии, представил там сборную России. И тоже выиграл золотую медаль. Так получилось, что я один из немногих медалистов Международной олимпиады по химии, который не пошел в химический вуз.

Медицинское обучение в России — это шесть лет учебы в вузе и несколько лет ординатуры (для того, чтобы иметь какую-то определенную специализацию). В этом плане я рассматриваю несколько вариантов: буду или врачом-эндокринологом, или бариатрическим хирургом. Бариатрия — довольно перспективная отрасль: это раздел хирургии, занимающийся лечением ожирения. Я считаю, что именно ожирение — главная проблема XXI века. И проще сделать пациенту операцию, которая снизит его вес на 50 процентов, чем лечить его от множества заболеваний, появившихся из-за ожирения, через несколько лет.

После четвертого курса я сдал экзамен на сертификат медсестры и уже семь месяцев работаю на скорой помощи. Еще я чуть-чуть занимался репетиторством и являюсь одним из тренеров сборной команды Москвы на Всероссийской олимпиаде школьников. Активно заниматься подготовкой будущих участников химических олимпиад я начал после третьего курса. В процессе подготовки стараюсь максимально расширять кругозор детей — я хорошо помню, что у меня в свое время были с этим проблемы. Мне была интересна только химия с биологией. Например, на первых курсах университета из-за этого даже были некоторые проблемы.

Очень заметно, насколько сильной стала подготовка к всероссийской олимпиаде сборной Москвы. В этом году я посмотрел список победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников по химии, и среди первых десяти финалистов, ребят с самым высоким рейтингом в 11-м классе, было только два школьника не из Москвы. Это, конечно, говорит об очень многом.

Когда я учился, было достаточно серьезное противостояние между Москвой, Татарстаном и Санкт-Петербургом. А сейчас московская команда проявила себя значительно лучше. Мне кажется, это связано с тем, что на подготовку выделяют гораздо больше средств. В мои школьные годы таких занятий было намного меньше. И качество подготовки тоже однозначно улучшилось.

Сейчас школьники, которые едут на Всерос, могут посещать очень много разных курсов: у нас есть и подготовка после олимпиады с расчетом на будущий год, и выездные сборы в санатории, и сборы для тех, кто в прошлом году немного не добрал баллов для участия в олимпиаде, чтобы на следующий год они все-таки прошли. Это очень здорово. Есть даже особый подход: дети с самыми сильными знаниями ходят на одни занятия, а те, кто только начинает готовиться ко Всеросу, — на другие.

Для успешной подготовки к олимпиаде ребята должны очень четко осознавать, что конкретно нужно учить. Поэтому участникам олимпиады очень полезно взаимодействовать: призеры делятся с остальными своими знаниями и более или менее всех подтягивают. И конечно, тренеры, которые раньше были призерами и победителями Всероса, тоже стараются рассказывать, что именно учить, как учить, по каким книжкам. Если бы дети из регионов могли регулярно получать такого рода информацию, то, наверное, и их результаты были бы лучше.

Лев Толмачев: Если тебе интересно то, чем ты занимаешься, есть все шансы показать отличный результат

Победитель Всероссийской олимпиады школьников по физике 2009 года

Я работаю в «Яндексе» — руковожу группой backend-разработчиков и пишу код сам. Перед этим учился в МФТИ — в бакалавриате на факультете общей и прикладной физики, затем на факультете инноваций и высоких технологий. В физтехе отличный уровень образования. Я поступил туда без экзаменов — у призеров Всероса есть такая возможность.

Во Всероссийской олимпиаде я участвовал три года подряд: в 9, 10 и 11-м классе. Три раза писал физику и один раз — в 11-м классе — информатику. В тот год стал победителем по физике и призером по информатике.

В школе мы каждый год ходили на олимпиады по физике городского уровня. После очередной городской олимпиады попал на всероссийскую. Конкретного желания участвовать именно во Всеросе не было — просто готовился к олимпиаде. И было довольно неожиданно принять участие в этом интеллектуальном соревновании. В общем, порадовался.

А в подготовке к информатике помогла летняя компьютерная школа — и снова городские олимпиады. Я активно к ним готовился, но на всероссийскую удалось съездить только в 11-м классе — до этого олимпиады по физике и информатике пересекались по датам.

Мне всегда были интересны и информатика, и математика, и физика и программировать мне очень нравилось. Пока учился, я думал, выбирал, что мне ближе: физика как наука или программирование как занятие. Понял, что мне все-таки нравится создавать что-то, чем могут пользоваться люди. Поэтому пошел заниматься программированием. Сейчас мы с командой пишем backend-код для «Яндекс. Диска». Можно сказать, что практически все, что умеет «Яндекс. Диск», связано с тем, чем я занимаюсь.

На Всеросе по информатике я целый день потратил на одну задачу

В этом году я участвовал в двух Всеросах: по информатике и математике.

На информатике все прошло ужасно. Я решил первую задачу на полный балл, а потом несколько часов решал вторую. Не хватило буквально нескольких минут, чтобы сдать ее. Мне хотелось за каждую задачу получить максимальный балл, и я сидел над ней до последнего — не мог переключиться.

Второй тур написал гораздо лучше, но из-за того, что завис над задачей в первый день, упустил возможность стать призером. Очень злился на себя за это, ни тренеры, ни родители не могли меня отвлечь от переживаний. Хорошо, что на олимпиадах придумывают развлечения, чтобы мы могли отвлечься. Мне понравилось играть в VR-автоматы.

Всерос по математике прошел для меня спокойнее. Я чувствовал, что написал хорошо. Вообще, по математике обычно заранее представляю уровень задач, не было такого, что на олимпиаде оказалось проще или сложнее, чем я думал.

Григорий Бельковец, 10 класс. Санкт-Петербург

Перед Всеросом я волновался, но чувствовал предвкушение — надвигается испытание, которое я хочу пройти с высоко поднятой головой

В следующем году хочу добавить физику

На каникулах я поехал на смену по математике в «Сириус», это образовательный центр в Сочи, и в Летнюю компьютерную школу. В следующем году хочу добавить физику, но пока занимаюсь мало.

Все-таки из этих трех предметов, математика, физика и информатика, мой любимый — математика. Когда вырасту, конечно, хочу стать математиком и заниматься наукой.

«Ты занимаешься меньше года» — это не оправдание

В январе начался региональный этап Всероса. Я волновался и понимал, что не смогу оправдать плохие результаты после такой интенсивной подготовки. Но региональный этап прошел аномально хорошо, и я почувствовал себя увереннее на своем уровне.

Уверенность помогла мне на Всеросе. Во втором туре четыре часа не мог решить задачу А, это самая простая задача контеста. Я понимал, что при моей подготовке должен ее решить, но ничего не получалось. Помог конструктивный диалог с самим собой. Я вышел в туалет и сказал себе, глядя в зеркало: «Гриша, на самом деле ты все можешь, это не тот случай, не опускай руки».

Первый раз попробовал такой психологический трюк, раньше таких напряженных ситуаций у меня не было. Если что-то не получалось на других олимпиадах, успокаивал себя: «Ничего страшного, не получится в этот раз — получится в другой». А на финале Всероса так сказать уже не мог, надо было прямо сейчас успокоиться и решать.

Оцените статью
Олимпиада