Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию 2015/2016 учебный год
Муниципальный этап. 8 класс
(за каждый правильный ответ 2 балла)
Выберите правильный ответ
Какой из выводов является верным?
А) результатом творения человек выступает в эволюционной теории происхождения человека
Б) Результатом акта творения человек выступает в религиозной версии происхождения человека
1) верно только А 3) оба суждения верны
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Единственным источником власти в Российской Федерации является:
1) Конституция 3) Президент
2) народ 4) суд
Философское учение о том, что сущность вещей познать невозможно, называется:
1) диалектика 3) агностицизм
2) эмпирия 4) гипотеза
«Второй природой» называют
1) культуру 3) космос
2) океан 4) общество
Искусство в отличие от других видов деятельности:
1) носит творческий характер 3) не может обойтись без вдохновения
2) связано с созданием художественных образов 4) приносит пользу человеку и обществу
Только в процессе научного познания происходит:
1) открытие законов 3) дискуссии с оппонентами
2) возникновение идей 4) формирование мировоззрения
Гуманитаризация образования предполагает:
1) увеличение количества социальных дисциплин 3) учёт познавательных особенностей учащихся
2) увеличение учебного времени на физкультуру 4) разнообразие типов учебных заведений
Выберите перечень понятий, который включает только факторы производства:
1) информация, природа, предприимчивость
2) рабочая сила, предпринимательские способности, природные ресурсы
3) труд, капитал, частная собственность
4) капитал, продукты труда, полезные ископаемые
Какой из перечисленных признаков не соответствует рыночной экономической системе?
1) свободный обмен между продавцами и покупателем
2) конкуренция между производителями товаров и услуг
3) интересы производителей и потребителей стимулирует экономическая выгода
4) государственное ценообразование
Какой термин наиболее точно соответствует понятию «строение общества»?
1) социальная жизнь 3) социальная структура
2) социальная общность 4) социальная группа
(за каждый правильный ответ по 3 балла)
Дайте определения терминам
4. Смысл жизни
Дополнительные задания повышенной сложности
(1 в.- 2б; 2в.- 3 б; 3в.-5 б; 4в.- за каждый правильный ответ 1 балл(max.-16б); 5.в- за каждый правильный ответ 1 балл(max.-4б); 6в.- за каждый правильный ответ 4 балла(max.-8б); 7в.- за каждый правильный ответ 1 балл(max.-10б); 8в.- за каждый правильный ответ 2 балла(max.-14б).
Напишите понятие, которое обобщает, объединяет понятия приведённого ниже ряда:
Анализ, синтез, обобщение, дедукция
Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Студенчество, крестьянство, мещанство, купечество, духовенство, дворянство
Марина в 14 лет исполнила роль в рекламном ролике детского шампуня. За участия в съемках ей был выплачен гонорар в размере 20 000 рублей. На эти деньги Марина хотела приобрести новую модель мобильного телефона. Но родители девочки запретили ей эту покупку, так как телефон, по их мнению, у неё достаточно современный, а эти деньги стоит потратить на оплату обучения на курсах иностранного языка. Правомерны ли действия родителей? Свой ответ обоснуйте, используя ссылки на действующее законодательство.
Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке есть слова, которые в тексте встречаться не должны! Одно слово может быть использовано только один раз.
Внутренняя _____(А) возникла с появлением разделения труда как обмен _____(Б) производимых продуктов. Этот вид торговли известен начиная с каменного века. Обмен сначала носил _____(В) характер, но с возникновением _____(Г) появились предпосылки для возникновения _____(Д) отношений. Ранним проявлением _____(Е) торговли может считаться Великий шёлковый путь из _____(Ж) в _____(З). Однако этот вид торговли в значительных масштабах появился только в X веке, когда с развитием морского транспорта венецианцы активно посредничали и торговали африканскими, азиатскими и европейскими товарами. Таким образом, развитие международной торговли было во многом связано с развитием морского транспорта, который сократил _____(И) на перемещение товара между странами. Так шёл процесс перехода от межтерриториального разделения труда к _____(К) разделению труда.
Установите истинность или ложность суждения. Обозначьте «ДА» истинные суждения; «НЕТ» – ложные суждения.
1. Политический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою национальную валюту, финансовую систему, таможенную службу, систему налогов и сборов, правила и нормы хозяйственной деятельности, принципы государственного регулирования экономики. 2. Холерик медлителен, но, как правило, очень основателен, отличается дотошностью в любом деле. 3. Человек может в законном порядке приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника. 4. Членство человека в профсоюзе говорит о его принадлежности к первичным группам. 5. Потребителем является не только человек, который непосредственно приобрёл товар или заказал работу (услугу), но и человек, пользующийся ими. 6. Суд присяжных рассматривает уголовные дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях. 7. Владением называют извлечение из имущества полезных свойств. 8. Платон считал идеальным такое государство, которое основывается на принципе справедливости. 9. Международное гуманитарное право способно исключить войну из жизни человечества. 10. Мировоззрение, обобщающее опыт рационального и практического познания мира, называется научным.
8. Рассмотрите символы запишите под каждым из них название религий, к которой он относится:
Школьная олимпиада по обществознанию.
1. « Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны — «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.
1) Исторически первыми примитивными формами религиозности выступают анимизм, ведизм, тотемизм, фетишизм.
2) Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
3) Большинство ученых считают, что для представителей этнического меньшинства наиболее благоприятно достижение биэтнической социальной идентичности.
4) Культурология как наука изучает все стороны жизни общества.
5) В некоторых случаях прирожденный социальный статус может меняться.
6) Т. Гоббс исходит из того, что законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех».
7) Дивиденд по привилегированным акциям является фиксированным.
8) Все правовые нормы одновременно являются и нормами морали.
9) Художественный образ может носить как визуально определенный, так и визуально не определенный характер.
10) Согласно евразийской доктрине, Россия есть третий, срединный материк – особый исторический и этнографический мир.
10 баллов: по 1 баллу за каждую позицию.
2. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.
2.1. Характеристики чувственного познания:
а) отображение целостного образа непосредственно воздействующего предмета
б) отражение отдельных свойств предметов, воспринимаемых в данный момент
в) установление взаимосвязи различных понятий
г) обобщение и выделение группы предметов на основе общих признаков
д) получение новых суждений на основе уже имеющихся
е) сохранение в памяти целостного образа предмета
Признаки, присущие только мажоритарной избирательной системы:
а) консервативная идеология
б) голосование по партийным спискам
в) общенациональный избирательный округ
г) допускается выдвижение независимых кандидатов
д) возможны два тура голосования
е) одномандатные избирательные округа
ж) в день голосования запрещается ведение агитации
з) избирательный барьер
2.3. Юридические основания прекращения трудового договора:
а) инициатива работника
б) сдельная заработная плата
в) нарушение трудового законодательства
д) смена собственника
е) экономический спад
2.4. Проявления хозяйственно-экономической функции семьи:
а) организация семейного отдыха
б) социализация человека
в) планирование семейного бюджета
г) первичный социальный контроль
д) ведение домашнего хозяйства
е) распределение домашнего труда
2.5. Позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:
а) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от неё
б) природа и общество оказывают воздействие друг на друга
в) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя её на службу себе
г) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству
д) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде
е) общество и природа никак не связаны между собой
10 баллов: по 2 за каждый столбец таблицы, если в столбце 1 ошибка (лишняя буква или не хватает буквы) – 0 баллов за столбец.
3. Что является лишним в ряду. Дайте КРАТКОЕ пояснение.
Трудовое право, гражданское право, административное право, государственное право, обязательственное право.
Ответ: обязательственное право – подотрасль гражданского права. Все остальное – отрасли права.
Публичная власть, территория, идеология, суверенитет, налоги.
Идеология. Всё остальное – признаки любого государства
Выдача лицензий, установление квот, установление цен, надзор над качеством.
Ответ: установление цен – рыночный механизм, всё остальное – административные (государственные) меры регулирования рыночной экономики.
9 баллов: по 1 баллу за правильные ответы (всего – 3), + по 2 балла за объяснение, что объединяет другие понятия
.
4. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Запишите буквенные обозначения вставляемых понятий рядом с соответствующими порядковыми номерами в таблице. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте. Слова могут быть использованы несколько раз.
«Юридическая ответственность возникает лишь за совершенное
, которое выступает в качестве
, оно предусмотрено
правоохранительных норм. Меры юридической ответственности содержатся в
.
Совершение
и последующая реализация юридической ответственности связаны с
. Оно выражается в вынесении в отношении лица (либо организации), совершившего
, соответствующего
. Почти всегда лицо, нарушая норму права, нарушает и соответствующую норму морали,
. Поэтому наряду с юридической ответственностью перед государством лицо несет и нравственную ответственность перед обществом, которая выражается в
».
А) норма; Б) преступление; В) общественное мнение; Г) правонарушение; Д) гипотеза; Е) санкция; Ж) юридический факт; З) нравственное предписание; И) чувство долга; К) государственное осуждение; Л) правоотношение; М) мораль; Н) правоприменительный акт.
5 баллов за правильные ответы; 4 балла – 8-9 правильных ответов; 3 балла – 6-7 правильных ответов; 2 балла – 4-5 правильных ответа; 1 балл – 3 правильных ответа; 0 баллов – 1-2 правильных ответа.
5. Решите логические задачки:
Сто школьников одновременно изучали английский и немецкий языки. По окончании курсов они сдавали экзамен, который показал, что 10 школьников не освоили ни тот, ни другой язык. Из оставшихся немецкий сдали 75 человек, а 83 выдержали экзамен по английскому. Сколько экзаменовавшихся владеет обоими языками? Ответ поясните.
68 школьников. Тем или иным языком владеют 90 школьников, так как по условию 10 человек не освоили ни одного языка. Из этих 90 человек 15 не сдали немецкий, так как 75 его сдали по условию, а 7 человек не сдали английский, так как 83 его сдали по условию. Значит, всего не сдавших какой-либо один из экзаменов: 15+7=22 человека из 90. Следовательно, двумя языками овладели 90-22=68 школьников.
5 баллов: 2 балла за правильный ответ, 3 – за пояснение.
Петр лгал с понедельника по среду и говорил правду в другие дни, а Иван лгал с четверга по субботу и говорил правду в другие дни. Однажды они одинаково сказали: «Вчера был один из дней, когда я лгу». Какой день был вчера? Ответ поясните.
Это был четверг. В это день Петр правдиво сказал, что вчера (то есть в среду) он лгал, а Иван солгал насчет того, что вчера (то есть в среду) он лгал, ведь по условию в среду он говорит правду.
5 баллов: 2 балла за правильный ответ; 3 – за пояснение.
Всего за задание № 5 – 10 баллов.
Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации
Владелец интернет-магазина заключил срочный трудовой договор с тремя 15-летними учащимися профессионального лицея. В соответствии с условиями договора каждый из них должен выполнять работы по упаковке покупок клиентов магазина в течение учебного года 4 раза в неделю с 12:00 до 23:00 с часовым перерывом на обед. Какие нарушения были допущены при заключении этого договора? Приведите аргументы с опорой статьи действующего законодательства.
При заключении этого договора были допущены нарушения: 1) работа нарушает процесс обучения, выполняется не в свободное от учебы время (начало работы – 12:00 часов); 2) превышена продолжительность рабочего дня (40 часов по договору), а для работников 14-16 лет максимальная продолжительность рабочей недели 24 часа; 3) несовершеннолетние не могут привлекаться к работе в ночное время.
5 баллов: 3 балла за указания нарушений, + 2 балла за ссылки на законодательство.
В день своего 16-летия Павел Г. пригласил своих младших друзей Николая П., Андрея С., Алексея Н. в парк культуры и отдыха. Там распили принесенные Павлом спиртные напитки. После того, не обращая внимания на предупреждения прогуливающихся в парке граждан, они стали выражаться нецензурными словами, оскорблять людей, которые делали им замечания. Наряд милиции доставил их в отделение милиции и составил протокол, указав, что они нарушили общественный порядок и спокойствие граждан.
Какое правонарушение совершили ребята?
Ответ: Мелкое хулиганство.
К какому виду ответственности относится данное правонарушение?
Ответ: Административная ответственность.
Будет ли мера наказания одинаковой для всех?
Ответ: Нет. Мера наказания будет разной. Павел Г. будет нести ответственность в полной мере, т.к. достиг возраста наступления административной ответственности.
5 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ (всего – 3), + 2 балла – за пояснение по третьему вопросу.
Всего за задание № 6 – 10 баллов.
7. Проанализируйте ситуации и ответьте на вопросы.
Предприятие Z, специализирующееся на ремонте обуви, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и, независимо от размера внесенного пая, имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.
Какова организационно-правовая форма этого предприятия?
Ответ: производственный кооператив.
Укажите два признака, по которым вы это установили.
1) предприятие Z выполняет простые работы; 2) работники предприятия Z лично участвуют в его работе; 3) отношения строятся по принципу равенства: независимо от того, какой по размерам внесен пай, каждый имеет один голос.
Назовите еще один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.
Ответ: 1) для организации такого предприятия требуется минимальный капитал в виде паевых взносов; 2) прибыль распределяется по труду, а не по размерам пая, как в хозяйственном товариществе или обществе.
Назовите ещё три известные вам организационно-правовые формы коммерческих юридических лиц.
Ответ: хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие.
7 баллов: по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа.
Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.
Какой вывод о связи СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных?
Ответ: СМИ стали важнейшим каналом распространения массовой культуры.
Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений.
Ответ: СМИ активно распространяет рекламу, а она типичный продукт массовой культуры; художественная продукция, преобладающая на телевидении, также отвечает признакам массовой культуры – упрощенность, коммерческая эффективность.
Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.
Ответ: Дополнительный пример: активное проникновение в СМИ еще одного вида массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд».
4 балла: по 1 баллу за каждый правильный элемент ответа.
Всего за задание № 7 – 11 баллов.
8. Приведите в соответствие. Ответ запишите в таблицы.
8.1. Имена мыслителей и характеристика их вклада в развитие обществознания:
8.2. Примеры и виды безработицы.
10 баллов: за таблицу 2.1 – 7 баллов (1 правильный ответ – 0 баллов; 2 правильных ответа – 1 балл и т.д.); 2.2 – 3 балла (1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки – 0 баллов).
9. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем по вашему выбору.
1) «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам» (Ф. Энгельс).
2) «Революция – варварская форма прогресса» (Ж. Жорес).
3) «Никакая благородная цель не оправдывает мер, противных принципам человеческого счастья» (Н. С. Лесков)
4) «Новое является не опровержением старого, а его творческим развитием. Новое вырастает из старого, отличие вырастает из сходства, – чтобы расти, надо иметь корни» (И. Н. Шевелев).
6) «Единственная проблема современности заключается в том, сумеет ли человек пережить свои собственные изобретения» (Л. де Бройль).
Критерии, которыми будет руководствоваться жюри при проверке эссе:
Максимальный балл за все задания олимпиады – 100.