Олимпиада по русскому для 10 класса

1 этап

№1. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях ХII – ХVI вв.: денегъ полудесята рубля; на полушестынадцати гривенки; полтретьядцать десятинъ.

Какие количества передавались этими числительными? Есть ли в современном русском языке слова, восходящие к сложным числительным этого типа?

№2. В 1857 году в журнале «Экономический указатель» была опубликована статья, отрывок из которой приводится ниже:

«Отношение всех употребляемых букв к знаку … равно 17, то есть на всякие 17 букв причитается один …, на всякие 17 страниц, писаных или печатных, причитается одна страница для знаков…».

Далее следовали подсчёты, из которых вытекало, что это  «…стоит ежегодно русскому народу 1 294 150 рублей». Какая буква так дорого обходилась российской казне и почему?

№3. В середине ХIХ века в России было сильным движение ревнителей чистоты русского языка – пуристов, которые провозглашали идею очищения отечественного языка от иноязычных заимствований и предлагали заменять в речи иностранные слова исконно русскими соответствиями. Их противники придумали анекдот, где ярким примером замены иноязычных слов может служить фраза:

Грядет хорошилище по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах.

Определите значение этой фразы, дайте ее  «перевод».

№4. Чем с точки зрения морфологии отличается слово страшно в приведенных ниже предложениях? Поясните ваш ответ.

Ему было страшно.

Ему было страшно интересно.

Выражение его лица  страшно.

№5. Укажите  значения  и происхождение фразеологизмов:

1) Паче чаяния. 2) Альма матер. 3) Ничтоже сумняшеся. 4) Нота бене. 5) Погибоша аки обре.

№6. Перепишите, оформив числительные словами:

Альбом с 678 иллюстрациями.

Стеллаж с 1785 книгами.

Поход продолжался 22 суток.

325-миллионный вклад.

Переписка с 88 странами.

№7. В чём необычность предложения из поэмы А. Пушкина «Полтава»?

На холмах пушки присмирев

Прервали свой голодный рев.

В тексте сохранена пунктуация автора. А как бы вы расставили знаки препинания? Обоснуйте своё мнение.

№8. Истолкуйте лексическое значение слов.

Ноутбук, секьюрити, санация, фитнес.

2 этап

№1. А.С. Пушкиным был записан следующий исторический анекдот:

«Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? отвечали ей, что Академия дошла до буквы П. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить».

Объясните смысл ответа императрицы. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой,идет речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве П?

№2. Укажите источники приведенных ниже фразеологизмов. Дайте им толкование, придумайте с ними предложения.

Служить мамоне, метать бисер перед свиньями, отделить плевелы от пшеницы, на злобу дня.

№3. Сравните формы существительных во множественном числе: листы – листья, дерева – деревья, корни – коренья. Чем они различаются: значением, стилистической окраской, морфемным составом? Ответ аргументируйте. Проведите морфемный анализ слов листья, деревья, коренья.

№4. Докажите этимологическое родство слов препятствие, запятая, запинаться. А какой глагол может объяснить происхождение такого знака препинания, как точка?

№5. Чем объясняется комический эффект следующей фразы?

«На моём месте так поступил бы каждый», — сказал мастер спорта по самбо, успешно поступивший на филологический факультет.

№6. В данных ниже предложениях обозначена одна и та же ситуация: говорящий хочет, чтобы его собеседник ушел. Объясните, чем обусловлено многообразие использованных языковых средств – синтаксических, морфологических, лексических. Какие разряды односоставных предложений используются и решению каких задач они способствуют?

Не смею больше Вас задерживать. Мне нечего Вам больше сказать. По-моему, Вам пора идти. Вам, наверное, уже пора уходить? Прошу Вас, уйдите. Оставьте меня одного. Закрой дверь с той стороны. Уходи подобру-поздорову. Прочь с моих глаз! Убирайся вон!

№7. Известно, что глагол в форме инфинитива может быть любым членом предложения. Выпишите из приведённых ниже конструкций все случаи использования инфинитива в роли:

а) определения, б) дополнения, в) обстоятельства. На что, кроме вопроса, вы опирались при определении члена предложения?

Дрессировщик научил тигра прыгать через обруч. Мне захотелось немедленно уехать. Митингующие выступили с требованием увеличить заработную плату. Я пришел поблагодарить вас за помощь. Попытка подготовиться к экзамену за два дня успеха не принесла.

Ответы

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Олимпиада по русскому языку для 10 класса

Предметная олимпиада по русскому языку 10 класс.

Простые задания.

Задание 1.

Проанализируйте ряды, состоящие из четырёх элементов, и найдите лишний

элемент, то есть тот, у которого нет качества, общего для остальных.

Объясните, почему именно это слово является лишним.

1) квакать, звенеть, кукарекать, крик

2) норка, ключ, тропа, коса

3) ночь, брошь, рожь, мышь

4) пароход, парной, парик, парник

5) ворота, чернила, здания, ножницы

Примечание: фонетические характеристики слов не должны учитываться.

Задание 2.

Даны слова:

моше…ник, труже…ник, муче…ник, племя…ник, бесприда…ница.

В каких словах пропущена буква нн?

Задание 3.

Замените предложенные слова фразеологическими синонимами.

Много — ….

Обмануть — …

Задание 4.

Как называются жители следующих городов:

Балашиха, Видное, Дубна, Зарайск, Клин, Луховицы, Подольск, Люберцы, Реутово, Химки, Руза, Шатура, Архангельск.

Задание 5.

Сколько звуков [с] в предложении:

Скоро мы с друзьями будем расшифровывать старые рукописи?

Свой ответ аргументируйте.

Задание 6.

Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:

А) Столовая – стая

Б) Портной — герой

В) Рыбачий – рабочий

Г) Лекторий – лисий

Задание 7.

Подберите к каждому слову сначала синоним, затем антоним.

Здоровье, богатый, грязный.

Сложные задания.

Задание 1.

Один школьник написал: «Береза красавится». Какую ошибку он допустил?

Что спровоцировало эту ошибку? Исправьте допущенную ошибку и

попытайтесь сформулировать рекомендации (правила), которые помогут

избежать подобных ошибок.

Задание 2.

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова?

Ему кажется, что он прав.

Это предположение вероятно.

Это правда, что тебя пригласили на стажировку в Германию?

Этот пример решен верно.

На пример руководителя аспирант решил не ссылаться.

Задание 3.

В современном русском языке известно слово «витать», то есть «двигаться, носиться в вышине».

Витать в облаках (также перен.: предаваться бесплодным мечтам, забывать о действительности).

Витать в мире мечтаний (перен.).

Но, как вы видите, все значения данного слова – переносные. Каково прямое значение слова «витать»?

Задание 4.

Прочитайте предложение. Ответьте на вопросы.

«Летось погода дивная живет: дождь летит, бог стрелы пущает и гром…» (Северное наречие, северо-восточная диалектная зона).

А) Почему погода названа «дивной», если дождь, гроза, гром?

Б) Почему дождь «летит», а не «идет»?

Задание 5.

Правописание каких слов можно проверить, если знаешь, что в древнерусском языке были такие слова, как: баять – говорить; иждити – жизнь проживаешь, изжить; пехом – пешком; корный – короткий; гомон – шум; цеп – палка.

Задание 6.

В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» председатель Старкомхоза Гаврилин на торжественном митинге по случаю открытия старгородского трамвая говорит:

«И я так думаю, товарищи, что этот трамвай, который сейчас выйдет из депа, благодаря кого он выпущен? Конечно, товарищи, благодаря вот вам, благодаря всех рабочих, которые действительно поработали не за страх, а, товарищи, за совесть». Какие из подчёркнутых мест требуют исправленийи почему?

Задание 7.

Опираясь на анализ грамматических форм и семантических ассоциаций, переведите на современный русский язык высказывания и дайте им толкование:

А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.

Б) Уничижение паче гордости.

Занимательные задания.

Задание 1.

Где город, а где фамилия? Свой ответ аргументируйте.

с Пушкином – с Пушкиным, со Львовом – со Львовым, над Бородином – над Бородиным.

Задание 2.

На основе данного текста составьте синтаксически антони-
мичный текст.

Лунный блик

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, искрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет тепло­ход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось вот-вот поймешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.

(По В.П. Астафьеву)

Задание 3.

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» старуха Хлестова говорит о Чацком: « Чай, пил не по летам» (действие III, явление 21). Однако в одном из изданий книги в этом предложении была до­пущена опечатка пунктуационного характера. И ученик, который отсутствовал на уроке и к которому попала эта книга с опечаткой, спросил учителя: «Что же предосудительного в том, что Чацкий пил много чаю?» Какая опечатка была допущена в книге? Какой смысл имеет реплика Хлестовой?

Задание 4.

Соберите «рассыпанные» части предложения так, чтобы по-
лучилось два сложных предложения.

…примерно сорок этажей… которые были замечательными инженерами… Высота самой большой пирамиды… древние египтя­не… которую называют пирамидой Хеопса… создатели огромных пирамид.

Задание 5.

Представьте себе, что изобретены фантастические приборы с необычными

функциями: электрическая машинка для вытаскивания изюма из булочек,

очки для любителей зимы, через которые всё кажется белым, и устройство,

переворачивающее листы при чтении книги. Придумайте для каждого

название (названия), состоящее из одного слова. Как образовано каждое из

этих названий? Проведите их словообразовательный анализ и назовите

способ словообразования.

Задание 6.

Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдалённых пастбищах?

3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашейличной собственности.

Задание 7.

Известно, что русский алфавит восходит к греческому. Вплоть до начала XVIII века в русском алфавите, как и в греческом, буквы имели не только звуковое, но и числовое значение, например: В ‘2’, Г ‘3’, Д ‘4’, К ’20’, Л ’30’, М ’40’.Почему третья буква русского алфавита имела значение ‘2’, а не ‘3’?

Ответы и критерии оценки.

Простые задания.

Задание 1.

Количество баллов —

1 .Каждое верно найденное слово — 0,5 б

2.Каждое объяснение — 0,5 б

Итого: 5 баллов

Ответ:

1) крик (сущ.); остальные глаголы

2) тропа; остальные имеют омонимы

3) рожь; остальные имеют формы и ед., и мн.ч.

4) парик; в остальных корень -пар-

5) здания; остальные не имеют формы ед.ч.

Задание 2.

Количество баллов —

1 .Каждое верно найденное слово — 0,5 б

Итого: 1,5 б

Ответ: Мошенник, племянник, бесприданница.

Задание 3.

Количество баллов —

1 .За каждый верно найденный фразеологический синоним — 0,5 б

Ответ: Много. Тьма тьмущая, счёту нет, потерять счёт, девать некуда, как сельдей в бочке, яблоку негде упасть, хоть отбавляй и т.д. (17 фразеологизмов).

Обмануть. Водить за нос, оставлять с носом, оставить ни с чем и т.д.

(34 фразеологизма.)

Задание 4.

Количество баллов —

1 .Каждое верно подобранное определение — 0,5 б

Итого: 6,5 б

Ответ: Балашиха — балашихинцы, Видное — видновцы, Дубна — дубнинцы, Зарайск — зарайцы и зарайчане, Клин — клинчане и клиняне, Луховицы — луховичане, Подольск — подольчане, Люберцы — люберчане, Реутово — реутовцы, Химки — химкинцы, Руза — ружане и рузцы, Шатура – шатурцы и шатуряне, Архангельск – архангелогородцы.

Задание 5.

Количество баллов – 1 б

Ответ:[С]коро мы [з] друзьями будем ра[ш ]ифровывать [с]тарые рукопи[с]и.

Звук [с ] повторяется в предложении два раза: в словах «скоро» и «старые».

Звук в предлоге с перед звонким д (с друзьми) обозначает звук [з]. В слове «расшифровывать» мы слышим долгий звук [ш ], который образовался в результате соединения звуков [с ] и [ш ], а в слове «рукописи» звук [с ] мягкий.

Задание 6.

Количество баллов – 1 б

Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.

А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая,в слове стаяя).

Б) Портной — герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной ой.)

В) Рыбачий–рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

Задание 7.

Количество баллов —

1 .Каждая верно найденная пара — 0,5 б

Итого: 1,5 б

Ответ: Здоровье – сила – слабость.

Богатый – зажиточный – бедный.

Грязный – чумазый – чистый.

Сложные задания.

Задание 1.

Количество баллов –

1. Указание на ошибку и исправление её — до 0,5 б.

2. Объяснение причины подобных ошибок — до 0,5 б.

3. Формулировка рекомендаций (правил) — до 2 б.

Итого: 3 б.

Ответ:

1. Школьник ошибся в написании слова красавица.

2. Ошибку спровоцировало созвучие глаголов на—тся (ться) и существительных женского рода на -ца:

учится — учи[ца]

учиться -учи[ца]

красавица — красави[ца]

3. Если на конце слова произносится [ца], сначала определите, какой частью речи является это слово. Если это слово — существительное ж.п. в им .п. — пишите на конце -ца. Если это глагол — пишите на конце -тся или -ться в зависимости от того, в какой форме он употреблён.

Задание 2.

Количество баллов —

1 .Каждая верно определенная часть речи — 0,2 б

Итого: 1 б

Ответ: 1. Глагол 2. Имя прилагательное 3. Имя существительное 4. Наречие 5. Имя существительное.

Задание 3.

Количество баллов – 3 б

Ответ:Витать – жить, пребывать. ОБВитати – утрата корневого В – обитати. Витать – обитать – витальница (комната для жилья) – родственные слова.

Задание 4.

Количество баллов —

1 . Верный ответ на вопрос — 1 б

Итого: 2 б

Ответ: 1. Погода названа дивной, т.к. она необычна, чудесна, удивительна. Дивная –связанная с дивом, чудом. Див – бог славян-язычников. Современное значение «дивная» — прекрасная.

2. Дождь идет – современная «стершаяся» метафора. Данный текст отражает только факты, с точки зрения говорящего, поэтому дождь в контексте данного предложения именно летит.

Задание 5.

Количество баллов —

1 . За каждое верно найденное слово — 1 б

Итого: 7 б

Ответ: Обаяние, иждивенец, пехота, обкорнать, неугомонный, отцепить, цеплять.

Задание 6.

Количество баллов –

1. Указание на ошибку и исправление её — до 0,5 б.

2. Объяснение причины ошибок — до 0,5 б.

Итого: 3 б.

Ответ: Слово депо в литературном языке не склоняется, так что первое подчёркнутое место требует исправления: из депо. Предлог благодаря требует дательного, а не родительного падежа, поэтому исправляем и второе, и третье подчёркнутые места: благодаря кому, благодаря всем рабочим. А вот в четвёртом месте все верно: употреблён фразеологизм [делать что-л.] не за страх, а за совесть ‘хорошо, добро­совестно’. Кстати, существует и синонимичный ему фразеологизм на совесть.

Задание 7.

Количество баллов –

1. За правильный перевод высказывания — до 1 б.

2. Объяснение значения слов — до 1 б.

Итого: 4 б.

Ответ: А) Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость. — Если ( когда) обретёшь кротость, (то, тогда) одолеешь (постигнешь) мудрость.

аще – старославянизм, означает: «если», «ежели», «коли», «а когда»;

формы глаголов на – ши: обрящеши -обретёшь, одолееши – одолеешь.

Б) Уничижение паче гордости. — Излишнее (нарочитое) смирение хуже («еще») гордости.

Уничижение – излишнее (или нарочитое) смирение; паче – старосл., сравнительная степень от пакъ – «опять, обратно, ещё».

Занимательные задания.

Задание 1.

Количество баллов – 1 б

Ответ: Слова с окончанием –ом обозначают в данном случае населенный пункт, а с окончанием —ым обозначают фамилию.

Задание 2.

Количество баллов – 3 б

Ответ: Лунный блик

Стояла ночь, и впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он манил и звал, серебрясь и фосфорно зеленея; искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шуст­рой ящеркой, блик лунного света сулил знание неразгаданных тайн природы и всемирного бытия.

Ты начинал верить, чего-то с нетерпением ждать. От долгого наблюдения начинало казаться, что вот-вот теплоход настигнет живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.

Проходили минуты. Проходили часы. А отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напря­женно работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на саму жизнь. И ты начинал думать, что поймешь, ухватишь смысл ее и разга­даешь и постигнешь вечную загадку бытия, спрятанную в лунном блике.

Задание 3.

Количество баллов –

1. Ответ на первый вопрос — 1 б.

2. Ответ на второй вопрос — 1 б.

3. Ответ на третий вопрос — 1 б

Итого: 3 б.

Ответ: В книге допущена опечатка: была опущена запятая после
слова
чай. В комедии слово чай — вводное (равнозначное вводным
словам
вероятно, по-видимому, наверное).

Хлестова хотела уверить собеседника, будто Чацкий был пья­ницей. Если же запятой после слова чай не поставить, то это слово будет прямым дополнением к сказуемому пил. Содержание реплики будет безобидным: Вероятно, Чацкий пил много чаю.

Задание 4.

Количество баллов – 1 б

Ответ: Древние египтяне, которые были замечательными инженера-
ми, создали огромные пирамиды. Высота самой большой пирамиды,
которую называют пирамидой Хеопса, примерно сорок этажей.

Задание 5.

Количество баллов –

1. За придуманное слово — 1 б.

2. За правильный словообразовательный анализ — 1 б.

Итого: 6 б.

Ориентировочные ответы:

1. изюмовытаскиватель (изюмовытаскиватель«- изюм вытаскивать), (сложение основ суффиксация); изюмоизвлекатель и под.

2. зимногляды, белоочи и под.

3. листопереворачиватель, листопереворотник и под.

Задание 6.

Количество баллов—

Верно угаданная пословица — до 1 б.

Итого-5 б.

Ответ:

1. Соловья баснями не кормят.

2. Куда Макар телят не гонял.

3. С паршивой овцы хоть шерсти клок.

4. Каши маслом не испортишь.

5. Плясать (танцевать) под чужую дудку.

Задание 7.

Количество баллов— за полный ответ – 3 б

Ответ: Русский алфавит восходит к греческому. Начало греческого алфавита: А, В, Г … Начертания букв совпадают, но в русском алфавите после буквы А есть ещё одна буква: Б. Поэтому по аналогии с греческим алфавитом А – 1, а В – 2.

Список литературы.

Олимпиады по русскому языку и литературе: 9 – 11 классы / Сост. Г.М.Вялкова и Т.А.Чернова. – М.: ВАКО,2008.

Орг А.О. Олимпиады по русскому языку . М.: Просвещение, 2004.

Русский медвежонок – 2007. / Сост. И.С.Рубанов, Е.В.Муравенко, И.Ф.Богдалов – Киров,2008.

Оцените статью
Олимпиада