Олимпиада по русскому языку 4 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку 4 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть Олимпиада

Олимпиада по русскому языку 4 класс (с ответами) | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Работа   учени____ 4 «    » класса ________________________________________________

                Задания школьной олимпиады по русскому языку

        для учащихся 4 – х классов

  1. В каком слове все согласные звуки произносятся твёрдо? Подчеркни.

Водит, пять, пашешь, верит, зреет, смешной, красный.                         1 балл

  1. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков? Подчеркни.

Сел, съел, сяду, съешь, поешь.                                                                      1 балл

  1. Подчеркни слово(а), в которых букв больше чем звуков.

Дождь,  вьюга,  честный,   класс,  юбка, семья,  польёт.          По 1 б. за слово

  1. Подчеркни слово(а), в которых количество букв и звуков совпадают.

Окрестный, пять, зреют, веешь, яд, поёте, подъезд.            По 1 б. за слово

5. В каком слове правильно названы все буквы.

а)  книга – кэ, эн, и, гэ, а;

б)  палец – пэ, а, эл, е, цэ;

в)   марка – эм, а, эр, ка, а;

г)    шайба– ша, а, и краткая, бэ, а.                                                    1 балл

6.Измени порядок слогов и букв, чтобы получились слова:

 еникуч, народи, релката, подорми.                                      По 1 баллу за слово

  (  ученик, родина, тарелка, помидор)

  7. Расставьте слова в алфавитном порядке:

лопата, посуда, карандаш, учитель, воробей, учитель,  .                        1 балл

(воробей,  карандаш, лопата, посуда, учитель, учитель) — без ошибок

 8. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?

 Хлев, коса, щель, укол, уточка, удочка, волк.                             По 0,5 за слово

9. Подчеркни слово(а), у которых нельзя однозначно  определить к какой части речи они относятся.

Жгут, глас, надел, ода, марка, белила,  шинель, кимоно,  рой,  шорты,  дали,  стекло,  храброго,  рой,   жаркое.                                                     По 0,5 за слово

10. Поставь ударение в словах:

красивее, звонят, завидно, щавель, торты, сливовый, балованный, банты.

                                                                                                                     По 0,5 за слово

11. Узнайте слово, каждая буква которого зашифрована в предложениях-подсказках.

 1) Глухой – ф, звонкий….                                                                                2 балла

 2) Предпоследняя буква в слове ветер.

 3) Стоит за буквой Р в алфавите.

 4) Суффикс в слове РЕЧНОЙ.

  5) Первая буква алфавита.                                   ( ВЕСНА)

12. В каком глаголе отрицание НЕТ слышится сто раз?                            2 балла

(СТОНЕТ)

13. Прочитай предложения и замени каждое из них одним словом, соответствующим данному понятию.                                     По 1  баллу за слово

а) Человек, управляющий оркестром.                                        дирижёр

б) Тот, кто предан своему народу, родине.                              патриот

в) Человек, который реализует товары  в магазине.             продавец

14. Замени заимствованные слова русскими синонимами.       По 1 баллу за слово

Аргумент –  довод, доказательство

Демонстрировать – показывать

Инструкция –  указания, руководство

Классифицировать – распределять, систематизировать, группировать

15. а) В каких словах  «живет» рак?         (завтрак, ракета, барак….)

б) В каких словах спрятались ноты?  (осьминог, помидор, ребята, дорога, поля……)

 в) Назови слова, в которых спрятаны числа? (Родина, сорока, стол, стог, столица, стонет, подвал…..)                                                                                    

                                                                                                   По 0,5 за слово  

16. Какие из перечисленных существительных относятся к мужскому роду? Подчеркни.

Аэрозоль, бандероль, тюль, кенгуру, мозоль, шинель, ноль, фламинго, картофель, какаду.

                                                                       по 1 баллу за каждое слово

17. В каком слове нет приставки?

Подогнуть, подозрение, подоконник, подолбить, подушка.                 1 балл

18. Найди  в каждой   строчке  лишнее слово.

а)  рыбка, дубок, горка, норка;  

б) тракторист, пианист, танкист, печник;

в) хвостище,  усищи, глазоньки,  когтище;                                                  

 г) кислющий, горьковатый, злющий, большущий.             По 1 баллу за слово.

19. На основе первого примера сформулируй принцип записи слов в каждой строчке и запиши пропущенные слова.

Танк – танкист – танковый;

_барабан__ — барабанщик – барабанный;

_гриб___ — _грибник____- грибной;

_театр_____- _театрал____- театральный.                          По 0,5 за слово.

20. Найди слово, которое не имеет формы множественного числа. Подчеркни.

Знамя, конкурс, фестиваль, листва, врач.

21. Поставь слова  в скобках в форму родительного падежа множественного числа.

У (солдаты) чёрный цвет (сапоги).

У  солдат чёрный цвет сапог.

В магазине на полке лежало много (яблоки, мандарины, помидоры, арбузы).

В магазине на полке лежало много яблок, мандаринов, помидоров, арбузов.

 22. Раскрой смысл крылатых выражений.

1.Сесть в калошу(_попасть в _неловкое, смешное положение__).

2.Через час по чайной ложке (__слишком медленно, еле-еле____).

3.Работать, засучив рукава (___энергично, хорошо, усердно работать__).        

4. Прикусить язык (_____спохватившись, внезапно замолчать).

5. Ходить на голове (_очень шалить, шуметь, озорничать, нарушать дозволенное) .

6. Работать спустя рукава (_делать кое-как, небрежно_____).

                                                                          по 1 баллу за каждое выражение

23. О чём идёт речь?

Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.

24. Восстанови смысл каждого слова и запиши получившуюся пословицу. Подбери и запиши пословицы и поговорки, в которых встречается это же число.

Олимпиада по русскому языку 4 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть

Тудж ен огондо оремес.                        Семеро одного не ждут.   3 балла

Семь пятниц на неделе.                       по 1 баллу за каждую пословицу  

25. Найди неудачно использованные слова в предложениях и замени их на более подходящие слова, близкие по смыслу.

Наши фигуристы перещеголяли всех и получили высшую награду.

В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.

Он обратно опоздал на урок.

Перещеголяли  —  победили;  возвели  — построили;    обратно – опять.

Олимпиада по русскому языку 4 класс | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку

4 класс (2022-2022 уч. год)

Фамилия _______________________ Имя __________________________ Класс ________

  1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Обведи букву правильного ответа.

А.палисадник

Б. камыш

В.заслонка

Г.посёлок

Д.укротитель

  1. Какие части слова, кроме корня, имеются в слове «хлопушка»? Обведи букву правильного ответа.

А. приставка и окончание;

Б. суффикс и окончание;

В. приставка и суффикс;

Г. приставка, суффикс и окончание.

  1. Найди в стихотворении существительное, имеющее только форму единственного числа. Подчеркни это слово.

На сосне и на березе – бахрома:

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на березе и сосне.

  1. Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт — ________________________________________

Дегустация — _____________________________________

Лозунг- _________________________________________

Финал — _________________________________________

  1. Запиши одним словом.

Жидкое косметическое средство для мытья волос — ____________________________

Резиновая соска для младенца —   ____________________________________________

Вьющаяся или завитая прядь волос —  ________________________________________

Мера длины, равная десяти сантиметрам —  ___________________________________

Непосещение школы без уважительной причины —  ____________________________

Устройство для замораживания продуктов — __________________________________

Подземный транспорт — ___________________________________________________

Детская игрушка волчок — _________________________________________________

Сумка туриста — _________________________________________________________

Сахар в кусочках — _______________________________________________________

  1. Вот список существительных:

очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи,  коньки, каникулы.

У каких из них нет формы единственного числа? Подчеркни.

  1. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье.

Подчеркни.

  1. Переставь буквы в каждой паре слов, составь третье слово – имя существительное.Должны быть использованы все буквы.

Лик пена =_________________________________________

Иск том = _________________________________________

Кожа ворон = ________________________________________

  1. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

чулки — _____________________    хозяева — _______________________

туфли — _____________________   санатории — ________________________

носки — _____________________    помидоры — ________________________

килограммы — _________________   каникулы — _______________________

ботинки —  __________________      домишки — ________________________

  1. Составь слова, используя все буквы:

А О С Н В М Т К О _____________________________________

Б И Ь И Л У Н Д К_________________________________________

  1. Подчеркни несклоняемые существительные.

Музей, кони, бревно, пальто, кино, перо, шоссе, шимпанзе, фонари, кудри, колибри, ателье, кофе, такси, бассейн, кенгуру.

  1. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.

Лей — _______________

Шей — ______________

Шёл — ______________

Лёд — _______________

  1. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.

Верный друг – _____________________________________________________.

Верное средство – _________________________________________________.

Верный ответ – __________________________________________________.

  1. Закончи пословицы:

У кого что болит, тот ____________________________________________________.

Тяжело в учении, _________________________________________________.

Составил: Сайранова Лилия Азатовна

Ответы и критерии оценки(за каждую орфографическую ошибку минус 0,25б.)

  1. (Б) камыш . — 1б.
  2. Б – 1б.
  3. Бахрома   -1 бал
  4. Антракт – перерыв

Дегустация – проба

Лозунг – призыв

Финал – конец

За каждое правильно записанное слово 0,5 балла. Всего — 2 балла

  1. Шампунь

Пустышка

Локон

Дециметр

Прогул

Морозильник

Метро

Юла

Рюкзак

Рафинад

За каждое верно отгаданное слово 0,5 балла. Всего — 5 баллов

  1. Бигуди, жалюзи санки, каникулы  — 4б.
  2. Столовая, столица, столяр, столешница, престол, застолье – 6б.
  3. За одну верно записанную пословицу – 3 балла. Всего — 9 баллов

Лик пена = пеликан

Иск том =  москит, мостик

Кожа ворон =  жаворонок

  1. чулки — чулок                                                  хозяева — хозяев

туфли — туфель                                               санатории — санаториев

носки — носков                                                помидоры — помидоров

килограммы —  килограммов                         каникулы — каникул

ботинки – ботинок                                         домишки– домишек – 10б.

  1. За каждое верно составленное слово 3 балла. Всего – 6 баллов

Космонавт, будильник

  1. Пальто, кино, шоссе, шимпанзе, колибри, ателье, кофе, такси, кенгуру.

За каждое верно подчёркнутое слово 2 балла. Всего – 18 баллов

  1. Ель, ешь, ложь, толь.

0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

  1. Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.

0,5 балла за верно подобранное слово.

  1. У кого что болит, тот о том и говорит.

Тяжело в учении – легко в бою.

0,5 балла за каждую пословицу.

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку

4 класс

п/п

Ответы

Критерии оценки

Балл

12. 

    ВЕсна – самое радосТное,
самое  мОлОдое время года. Уходят снега вглуБь земли,
ручЬи подталкивают и угоняют лЬдинки. ПрИрода ожИвает
у нас на глазах, каждый день сулит новые Открытия. ПрОпущенное
сегодня уже не повториТСЯ завтра. Еще вчера стоял хОлодный
день, с леГкими  утренними заморозкАМИ, а сегодня все
изменилось. Холодную, темную почву обливаЕт поток золотых солнеЧНых
лучей. Солнце ходит уже высоко. Чутко трепещАт осинки. Над цветами жужЖат
первые, самые смелые шмЕли. 

0,5   балла         за каждое правильное
слово.

Максимальная сумма 10 баллов.

10

13. 

засАхарить, мЕльком, свЁкла, инструмЕнт,
кУхонный,

1балл
за  каждое верно поставленное ударение Максимальная сумма 6 баллов.

6

монумЕнт.

14. 

Где родился, там и пригодился.

Глаза боятся, а руки делают.

Жизнь дана на добрые дела.

2 балла за каждую верную концовку.

Максимальная

8

Долог день до вечера, коли
делать нечего.

сумма 8 баллов.

15. 

Темные волосы –темноволосый

Ясные глаза- ясноглазый

Острый ум- остроумный

Белые зубы- белозубый

1 балл за каждое слово

Максимальная сумма 4
балла.

4

16. 

шампунь — ароматный бандероль- срочная
тюль- прозрачный фламинго -розовый какаду- большой
шинель- солдатская 

1 балл за каждое слово.

Максимальная сумма 6
баллов.

6

17. 

Тянут резину — медлить,
затягивать какое-либо дело; делать что-либо очень медленно, не торопясь

Чесать зубы — бессмысленные
и пустые разговоры,
болтать, много
говорить, разговаривать.

Мерить на свой аршин- судить
о ком-либо или о чемлибо, оценивать кого-либо или что-либо в соответствии со
своими собственными представлениями. 

Язык без костей – кто-либо очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит
глупости

Сердце в пятки ушло —очень сильно испугаться.

2 балла за каждый

фразеологизм

Максимальная сумма 10
баллов
.

10

18. 

Маяк, стоит, моют, лауреат,
баян, каучук,  галерея , фиалка,театральная,рояль, аэропорт, дуэль.

.

 1      балл за каждое
правильно

выписанное

слово (за ошибки  снять

0,5 балла)

 Максимальная сумма 6
баллов.

6

19. 

забавный

1 балл за правильный

1

ответ. 

Максимальная сумма 1
балл.

20. 

курица- курицы

морское судно- морские суда  чудо- чудеса
небо- небеса человек- люди

1 балл за каждое
правильное  слово

Максимальная сумма 5
баллов.

5

21. 

  клЕщи,  клещИ

1 баллза правильный

ответ 

Максимальное количество
–1 балл.
  

1

22. 

                                  Луна

 Засыпала деревня. Мошки бились в стекло. Гасли огни
в домах. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Большой паук сел у своей сети и
замер. Луна забралась в сад. Она осветила кусты и тропку. Наступила тишина.

2 балла- за каждое правильно составленное предложение.

(предложение с небольшими
отклонениями оценивается в 1 балл)

Максимальная сумма 16
баллов
.

16

Шифр______________________

п/п

Задание

Балл

1. 

Вставь, где необходимо, недостающие буквы.

В_сна
– самое радос_ное, самое  м_л_дое время года. Уходят  снега  вглу_ь  земли,  руч_и 
подталкивают и  угоняют  л_динки. 

Пр_рода 
ож_вает  у  нас на глазах, каждый день сулит новые _ткрытия.  Пр_пущенное 
сегодня  уже  не повторит_ся  завтра. Еще  вчера стоял  х_лодный день,  с
ле_кими  утренними заморозк_,  а сегодня все изменилось. Холодную, темную
почву облива_т  поток  золотых солнеч_ных  лучей. Солнце ходит уже высоко.
Чутко трепещ_т осинки.  Над цветами  жуж_ат  первые, самые смелые  шм_ли. 

10

2. 

Поставь в словах ударение в соответствии с современными
литературными нормами.

засахарить, мельком,
свекла, инструмент, кухонный, монумент.

6

3. 

Закончи пословицу.

Где родился, _____________________________________________.

Глаза боятся, ____________________________________________
.

Жизнь дана на ____________________________________________.

Долог день до вечера, 
_____________________________________.

8

4. 

Помоги иностранцу
заменить словосочетания одним словом, которое является именем прилагательным
единственного числа мужского рода. Запиши получившиеся слова.

Темные волосы –__________________________________________ 

Ясные глаза-______________________________________________

Острый ум-_______________________________________________

Белые
зубы-______________________________________________

4

5. 

Подбери
к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном
числе.  Запиши получившиеся словосочетания.

шампунь
_________________________________________________
бандероль________________________________________________ тюль_____________________________________________________

      6

фламинго
________________________________________________
какаду___________________________________________________ шинель
__________________________________________________

6. 

Поясни, что обозначают данные фразеологизмы.

Тянут резину — ____________________________________________

Чесать зубы — _____________________________________________

Мерить на свой аршин _____________________________________

Язык без костей ___________________________________________

Сердце в пятки
ушло_______________________________________

10

7. 

Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два
гласных звука:

Маяк, стоит, моют, лауреат, баян, каучук, галерея ,
фиалка,  театральная, рояль, аэропорт, дуэль.

Ответ:____________________________________________________

_________________________________________________________

6

8. 

Даны  слова:  тѐмный, сильный, светлый, громкий,
тихий, слабый, забавный.
Слова  тѐмный  и светлый составляют
пару.Если таким образом разбить на пары остальные слова, одно
останется лишним. Подчеркни, какое слово останется лишним.

Ответ:

 сильный          
громкий           забавный               слабый       тихий

     1

9. 

Прочитай существительные, рядом запиши их множественное
число.

курица__________________________________________________
морское судно____________________________________________ 
чудо____________________________________________________ небо____________________________________________________
человек__________________________________________________

5

10.

Подчеркни слово, которое от изменения ударения меняет
свой смысл: 

     Москиты, клещи,
бабочки, кузнечики, пауки.

1

11.

Напиши текст, предварительно
поставив буквы в словах на свои места. Чтобы предложение имело смысл.

                                                  
Лнуа

8

Зсплаыаа дрвнеея. Мшкои блсьии
в стклео. Гслаи гнои в дмхоа. Ржйыи кто Тршкоа спла на крльцые. Бльшйоо пкау
сле у свйое стеи и змрае. Лнуа збрлсьааа в сда. нОа свтлоеиа кстуы и трпкоу.
Нстплауиа тшнииа.

Ответ:                  ______________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

_________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 4 КЛАСС

№ п/п

Критерии оценки

№1

За каждую правильно
вставленную букву – 0,5 балла

                                                    
Максимальная сумма 10 баллов.

№2

За  каждое верно
поставленное ударение в слове -1 балл

Максимальная сумма 6 баллов.

№3

За каждую верную концовку в пословице -2 балла.

Максимальная сумма 8 баллов.

№ 4

За каждое правильно
составленное сложное слово -1 балл

                                                        
Максимальная сумма 4 балла.

№5

За каждое правильно
подобранное прилагательное – 1 балл    

                                                        
Максимальная сумма 6 баллов.

№ 6

За каждый правильно
поясненный фразеологизм-2 балла

                                                      
Максимальная сумма 10 баллов.

№7

 За каждое правильно
выписанное слово 1 балл (за ошибки в слове снять 0,5 балла)

                                                         
Максимальная сумма 6 баллов

№ 8

За правильно выбранное слово – 1 балл 

Максимальная сумма 1 балл.

№9

За каждое правильное  слово во мн. Числе -1 балл

Максимальная сумма 5 баллов.

№10

За правильный ответ – 1 балл

                                                
Максимальное количество –1 балл.
 

№11

За каждое правильно составленное предложение -2 балла.

(предложение с небольшими отклонениями оценивается в 1
балл)

                                                     
Максимальная сумма 16 баллов.

итого

                                                                                    
73 балла

Оцените статью
Олимпиада