Олимпиада по русскому языку 5 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку 5 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть Олимпиада

1 этап

№1. С утра кот Матроскин собрался убрать дом, приготовить обед, постирать и погладить белье, а потом сходить в баню. Вот как записал он предстоящие дела: уборка, готовка, стирка, глажка, помойка. Что и почему он перепутал?

 №2. Какие слова нужно добавить к слову проще, чтобы получилось устойчивое сочетание:

парного молока, пареной репы, вяленой воблы, соленого огурца, вареной картошки? Придумайте короткий рассказ с этим устойчивым выражением.

№3. Вот три известных стихотворных отрывка с одним и тем же пропущенным словом (в единственном и множественном числе):

Ночевала _____ золотая на груди утеса-великана.

______ небесные, вечные странники.

Я ____, _____, _____, я вовсе не медведь.

Вспомните или догадайтесь, какое слово пропущено (птичка, рыбка, кучка, тучка, штучка)?

№4. Даны слова: банка, катится, плач, полет, сели. В какие из них можно добавить букву Ь так, чтобы получились правильные слова?

№5. Как называют по-русски жителей Парижа, Лондона, Берлина, Марселя, Рима?

№6. Проводник объявил пассажирам: «Поезд прибывает согласно…» Как ему надо закончить фразу? Может быть, так: с расписанием, расписания, расписанию, расписаний, по расписанию?

№7. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой?

№8. Расставьте ударение в словах: свекла, скула, ампула, скоба, брюква, документ, портфель.

2 этап

№1. Определите, сколько раз встречаются звуки в следующих предложениях:

[ш]: Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

[а]: Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

 №2. Замените устаревшие слова современными синонимами:

очи, чело, ланиты, уста, перст, брань, глаголет, льзя, зрачный, брадобрей.

Где до сих пор ещё используют устаревшие слова? Почему? Приведите примеры.

№3. Определите фразеологические обороты в данных предложениях:

Матрос со всего маху перепрыгнул через высокую крышку люка. Гаврик повернулся и нос к носу увидел перед собой усатого. Неприятель разбит в пух и прах. Ругает старика старуха на чем свет стоит.

Какое значение они имеют? Приведите свои примеры: предложения с фразеологизмами.

№4. Сколько среди слов: горячий, обожженный, яркий, красный, сгоревший – таких, которые сочетаются со словом огонь? Почему?

№5. В каком из предложений есть грамматическая ошибка?

Сыщики охотились за вором. Кошка охотилась на мышь. Коллекционер охотился на редкую книгу. Лиса охотилась за зайцем. Древний человек охотился на мамонтов.

Исправьте ошибку.

№6. Из данных существительных некоторые образованы по общему правилу, но некоторые с отклонениями. Почему? Объясните.

Смотритель, учитель, слушатель, писатель, сеятель.

№7. Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий, определите, кто чем занимался: Скорняков, Сыромятников, Пономарев, Гончаров.

№8. Определите члены предложения:

«Там ступа с Бабою-ягой идет, бредет сама собой». Придумайте монолог ступы Бабы-яги. 

3 этап

№1. Валера Готовкин, один из героев повести Э. Успенского «25 профессий Маши Филиппенко», должен был вместе с друзьями «отработать и изучить» все действия пожарных во время пожара. Свои наблюдения он оформил так:

а) прыгание в машину, б) открывка дверей, в) проездка по улицам, г) раздвижка лестницы, д) размотка шлангов, е) тушка пожаров.

В чём состоят ошибки Валеры Готовкина? Исправьте (отредактируйте) его текст.

 №2. Раскройте смысл выражений: рукой подать, через час по чайной ложке, во весь дух, морочить голову, работать засучив рукава, работать спустя рукава. Придумайте короткий рассказ с одним устойчивым выражением.

№3. Поэт и сатирик Саша Чёрный (1880 – 1932) придумал замечательную собачонку – фокса Микки. Фокс Микки вёл дневник, а однажды захотел написать стихи. И написал. Замечательно получилось, тем более что он не учился ни в гимназии, ни в «цехе поэтов». И, возгордясь, Микки решил прочесть свои стихи наоборот:

Дикий ветер веранде поБыстрей всё листья гонит.Микки фоксик весёлый я,Зверей из умный самый!

В чём ошибка Микки? Разгадайте, какие стихи сочинил Микки.

 №4. На улице Яблоневой стоит замечательный дом: здесь есть и конёк, и громоотвод, и черепица, и ставни, и перила, и терраса, и палисадник. Определите значение выделенных слов.

№5. Детей зовут Вика, Соня, Лера, Коля, Толя, Сева. Как их будут звать, когда они вырастут?

№6. Составьте предложение, используя словарные слова: з..мл..ника, к..ртоф..ль, п..м..дор, к..пуста, к..стрюля, к..чан, г..рох.

№7. Найдите однокоренные слова в отрывке из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения.

Дом царевна обошла,Всё порядком убрала,Засветила Богу свечку,Затопила жарко печку,На полати взобраласьИ тихонько улеглась.

№8. Расставьте ударение в словах:  портфель, документы, свекла, позвонит, сироты, столяр, туфля, квартал, понял, поняла.

4 этап

№1. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина. Найдите и выпишите слова с суффиксом –арь. Не путайте их с теми словами, в которых –арь суффиксом не является, а входит в состав корня. Объясните, каким приёмом вы пользовались, чтобы найти суффикс –арь.

Один поэт, раскрыв словарь,Стал рифмовать: вратарь, звонарь,Аптекарь, рыцарь, секретарь,А также слесарь, государь,Библиотекарь, лодырь, пахарьИ пекарь, виноградарь, знахарь.Пожалуйста, поспорь с поэтом.Найди, кто лишний в списке этом.

№2. Хорошо ли вы знаете устойчивые обороты? Дополните словосочетания и напишите, что они обозначают:

делать из мухи…, переливать из пустого в…, пристать с ножом к…, зарубить на…, валять…, сматывать …, не сносить…, смотреть сквозь…, по щучьему… . 

№3. Слова в словосочетаниях перепутали свои места. Верните каждое слово на его место, записав словосочетания в исправленном виде: вихрастые носы, курносые волосы, карие штаны, короткие глазки, краснощёкие дома, кирпичные рожицы.Объясните, почему в таком виде эти словосочетания не могут существовать. Придумайте со словосочетаниями предложения.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Добейтесь того, чтобы не было повторов.

Мальчик подошел к остановке автобуса и спросил у женщины средних лет, идет ли подъехавший автобус до кинотеатра «Россия». Женщина ошибочно ответила, что идет. Тогда в разговор вступила другая женщина, более старшего возраста. Она сказала, что мальчику необходимо перейти улицу и ехать на автобусе этого маршрута, но в другом направлении. Мальчик выразил благодарность обеим женщинам.

№5. Многих людей называют по-разному, часто ласковыми именами, никак не связанными с тем, что записано в паспорте. Расшифруйте имена и запишите, как будут записывать этих людей по паспорту, когда они вырастут:  Ростик, Поля, Лина, Рита, Митя, Лёня, Сеня, Гоша.   

№6. Прочитайте стихотворение Т. Крюковой «Меню». Выпишите из него  слова на правило «О-Ё после шипящих в корне и суффиксах существительных», обозначая морфему, в которой находится орфограмма.

Съел обжора на обедЩи, печеночный паштет,С майонезом кабачокИ свиной окорочок.Съел копченого угря,Фунт улиток, может, зря, И бараний бок в сметане –Это вам не чох бараний.Сыроежек полбочонкаИ тушеную печенку,Наперченный антрекот,Из крыжовника компот,Черствый хлеб, бутыль боржоми,В общем – все, что было в доме.Вы его меню в тетрадкуЗапишите по порядку.

№7. Найдите однокоренные слова в английской загадке, которую перевёл на русский язык С.Я. Маршак. Разберите их по составу. Подчеркните все имена существительные как члены предложения. Разгадайте эту загадку. Объясните свой ответ.

Элизабет, Лизи,Бэтси и БэссВесною с корзинкойОтправились в лес.В гнезде на березе,Где не было птиц,Нашли они пятьРозоватых яиц.Им всем четверымПо яичку досталось.И всё же четыреНа месте осталось.

№8. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие, а потом все глухие согласные звуки (не повторяя уже названные). Выпишите слова, где букв больше, чем звуков.

Ветер осенний в лесах подымается,Шумно по чащам идёт.Мёртвые листья срывает и веселоВ бешеной пляске несёт.(И. Бунин.)

ОТВЕТЫ

Другие олимпиады школьного этапа 2021 задания и ответы:

Школьный этап 2021 всероссийской олимпиады школьников задания и ответы

Олимпиада по русскому языку 5 класс | олимпиадные задания по русскому языку (5 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку

5 класс.

1. В первую группу выпишите слова со звонким непарным согласным звуком на конце, во вторую группу выпишите слова с глухим непарным согласным звуком на конце.

Волк, герой, дуб, боец, успех, помощь, капитан, врач, гроздь, лагерь, король.

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

2. Запишите пятую, двенадцатую, тридцать третью буквы русского алфавита.

(2 балл)

3. Какое из слов исторически является однокоренным слову РЖАВЧИНА?

А) зараза;  Б) зардеться;  В) заржать;  Г) оранжевый;  Д) ржаной.

Объясните свой  выбор.

(2 балла)

4. Допишите фразеологизмы  (устойчивые словосочетания).

Соловья баснями……

После драки………

Охота пуще………

Семь пятниц на………

Назвался груздем………

Не плюй в колодец…………

Один с сошкой…………

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

5. Какие из 5 предложенных существительных можно употребить вместо многоточия в словосочетании «черный …»:

кофе, шимпанзе, кашне, какаду, пальто?

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

6. Обозначьте морфемный состав выделенных слов, найдите среди них однокоренные. Объясните, на чем основывается языковая игра в этом тексте.

Понимаете, ребятишки, водяной может заниматься только тем ремеслом, в котором есть что-нибудь от воды: ну, например, может быть он под-водником или про-водником, или, скажем, может писать в книжке в-водную главу; или быть за-водилой, или вод-ителем трамвая, или выдавать себя за руко-водителя или за хозяина за-вода, – словом, какая-нибудь вода тут должна быть (К. Чапек «Сказка про водяных» в пер. Б. Заходера).

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

7.  Определите, имеют ли отличия выделенные слова.

— Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они!

В ведерко руку окуни —

Не бойся, это окуни!

2  балла

8. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

                      А.Пушкин

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

9. К данным пословицам подберите аналогичные русские пословицы. В чем сходство пословиц разных народов? Различия? Чем, на ваш взгляд, объясняются различия?

Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

Молчание – цветы (японская пословица).

Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

10. Определите тему текста. Напишите сочинение-миниатюру на ту же тему.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

                             А.К.Толстой

(10 баллов)

Ответы                                                      

5 класс.

1. Герой, капитан, лагерь, король,

боец, успех, помощь, врач.

2.  За каждую правильную букву – 1 балл

3. Зардеться. Этот глагол означает ПОКРАСНЕТЬ, в нём выделяется  корень  РД-, причём, чередование д/ж встречается  в русском языке очень часто (судить – сужу). В слове РЖАВЧИНА корень РЖ-. Таким образом, ржавчина и зардеться связаны между собой и по смыслу и по форме (2 балла)

4. Соловья баснями не кормят.

После драки кулаками не машут.

Охота пуще неволи.

Семь пятниц на неделе.

Назвался груздем полезай в кузов.

Не плюй в колодец пригодится воды напиться.

Один с сошкой, семеро с ложкой.

За каждый верный ответ 1балл.

5. При определении рода несклоняемых существительных помогает их отнесение к одушевленным или неодушевленным (1балл). Большая часть неодушевленных относится к среднему роду (кашне, пальто), исключением является слово кофе (м.р.) (1балл); одушевленные, как правило, относятся к мужскому роду (шимпанзе, какаду) (1балл).  Следовательно, со словом черный можно употребить слова – кофе, шимпанзе, какаду.

6. Однокоренные: 1. Водяной, воды, подводником.  

2. Проводником, вводную, заводилой, водителем.

3. Завода, руководителя.

Игра основывается на омонимии корней.

За каждое правильно разобранное слово 0,5 -1 балл, по 0,5 баллов за каждую правильно подобранную группу.

7. Слова окуни и окуни – омоформы.

Окунуть – «погрузить в жидкость», глагол, в тексте —  совершенного вида, настоящего времени, 2 лица, ед.числа, 0 – приставка, ку – корень, н – суффикс, и — окончание; окунь – «рыба с красноватыми нижними плавниками», существительное, в тексте —  множественного числа, именит. падежа, окун – корень, и — окончание.

8. Подлежащее – царица, сказуемые – хохотать, плечами пожимать, подмигивать, прищёлкивать, вертеться.

9. Яблоко от яблони недалеко падает.

Молчание – золото.

Сапожник без сапог.

Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг

10.Определение темы – 2 балл;

Соответствие созданного текста теме – 4 балла;

Композиционная стройность – 2 балл;

Выразительность языка – 2 балл.

Итого 10 баллов

Поделиться

Всероссийская олимпиада школьников школьный этап 2021 по русскому языку задания и ответы (критерии) для 4,5,6,7, 8, 9, 10, 11 класса 2021-2022 учебного года, официальная дата проведения олимпиады в Республике Татарстан: 21.10.2021 (21 октября 2021 года)

Олимпиада для 4 класса: задания | ответы

Олимпиада для 5-6 класса: задания | ответы

Олимпиада для 7-8 класса: задания | ответы

Олимпиада для 9-11 класса: задания | ответы

Школьный этап 2021 олимпиады школьников по русскому язык 9-11 класс задания и ответы:

1)Лентяйкин написал диктант: Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу. Допустил ли он ошибки? В каких словах? Перепишите диктант правильно. Какое правило Лентяйкину нужно повторить? Как вы думаете, почему ещё, кроме незнания правила, он мог допустить такие ошибки?

2)Составьте из букв термины русского языка. Дайте им определение. Приведите свои примеры на названные языковые явления. НТОИНМАЫ ОИЫНОММ ИИСОНЫНМ

3)Прочитайте шуточное четверостишие. Перепишите его в соответствии с правилами русского языка. Подумайте и ответьте, в какой строке есть хотя бы одно имя числительное? Слова каких частей речи зашифрованы в остальных случаях? У про100го 100рожа Непро100рный дом. Часто там 100ножка Бродит под 100лом. Л. Климчик

4)Прочитайте четверостишие. Подумайте и ответьте, о какой части речи идёт в нём речь? По каким словам в стихотворении вы поняли? Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

5)Прочитайте словосочетания: подарок Коли и подарок Коле. Есть ли между ними различия? Если да, то какие?

6)Из звуков слова «находчивость» Дима составил 5 слов. Все ли эти слова состоят из звуков исходного слова? Ответ обоснуйте. Сделайте транскрипцию всех слов. Ходить, новость, сто, дача, хоть.

7)В русском языке есть пословицы и поговорки, в которых встречается слово «аз». Определите, какое значение имеет это слово в каждом приведённом примере. 1. Начать с азов. 2. Аз не без глаз, про себя вижу. 3. От аза до ижицы. 4. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Откуда пошло употребление этого слова? В каком русском слове, состоящем из двух корней, оно сохранилось?

8)В русском языке есть ряд слов, оканчивающихся на букву О: какао, небо, влево, спасибо, самбо, кружево, тоскливо, слово, мало, можно, танго, пальто. О каких словах нужно говорить «имеют окончание», а не «оканчиваются на о»? Ответ обоснуйте.

9)Перифраза – известный приём художественной выразительности. Он заключается в том, что одно слово заменяется описательным оборотом. Например, в сточке из стихотворения А. С. Пушкина: «Погасло дневное светило…» слово «солнце» заменено оборотом «дневное светило».

10)Прочитайте текст. Определите форму выделенных глаголов. Как сделать так, чтобы они стали формой повелительного наклонения? Какие изменения произойдут в словах? После похода учитель сказал ученикам: – Ребята, как здорово, что вы дружите между собой! Я обратил внимание, что вы всегда убираете за собой мусор. Это значит, что вы любите нашу планету.

11)Перифраза – известный приём художественной выразительности. Он заключается в том, что одно слово заменяется описательным оборотом. Например, в сточке из стихотворения А. С. Пушкина: «Погасло дневное светило…» слово «солнце» заменено оборотом «дневное светило».

Определите, какие слова заменены перифразой в предложенных стихотворных отрывках. В некоторых из них это слово заменено в тексте многоточием. Выпишите из примеров перифразы с их расшифровкой. Ответами заполните кроссворд. В чём грамматическая особенность употребления термина в русском языке?

12)Этот университет носит имя великого отечественного учёного – Колумба российской науки.

13)Идя же в одном, общем караване, ему поневоле пришлось бы придерживать своих скакунов, приноравливаясь к медлительности кораблей пустыни.

14)Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.

15)Распределите слова на две группы: слова старославянского происхождения и слова исконно русского происхождения. Укажите фонетические приметы, которые позволили вам это определить. Единый, ягнёнок, освещение, ладья, храм, вожак, хоромы, вождь, одинаковый, свеча, лодка, агнец.

16)Какую синтаксическую роль может выполнять инфинитив в предложении? Составьте таблицу из двух колонок: «Роль в предложении», «Пример». Постарайтесь использовать в примерах один инфинитив.

17)Ценная промысловая рыба, с ней сравнивается во фразеологизме долго и громко рыдающий человек (6 букв)

18)Один из видов диких зайцев (5 букв)

19)Лист с окончательным вариантом текста (7 букв)

20)Так называют длинную клавишу на клавиатуре (6 букв)

21)Так можно охарактеризовать картину природы после снегопада (9 букв)

22)Прочитайте отрывок древнерусского текста. Выполните задания к нему. Тои же осени много зла сѧ створи поби мразъ обилье по волости 1. Переведите отрывок на современный русский язык. 2. Как называется вторая буква шестого слова отрывка? Какой звук она обозначала в древности?

Как её следует читать? 3. Определите, какой частью речи является шестое слово отрывка. Показателем какой грамматической формы оно является в современном русском языке? 4. Подберите к словам мразъ и волость эквиваленты в современном русском языке другого происхождения. Какое фонетическое явление отражено в них?

23)Какой звук представлен на каждом из приведённых профилей (согласный или гласный)? Почему?

24)Для каждой пары звуков выявите признаки, отражённые в их профилях, по которому входящие в них звуки отличаются друг от друга. Поясните свой ответ.

25)Лингвист сначала добавил в исследование предложения 16–18, которые позднее исключил: 16) Крушение мотора нанесло мне жесточайшую психологическую травму. 17) Следовательно, облако неожиданно изменило свою стратегию: оставив пока людей, нанесло первый удар технике. 18)

Это нанесло бы последний удар по её болезни, ― сказал, поощрительно поглаживая меня по макушке, один из друзей нашего дома. Назовите значение слова нанести в этой группе предложений. Почему данные предложения не подошли для исследования лингвиста? Найдите синтаксическое подтверждение этого для каждого из них.

26)Приведите свой пример предложения со словом нанести в его стандартном употреблении (противоположном представленному в предложениях 1–15).

27)Во многих случаях после сочетания милый X3 шло ещё одно слово. Назовите его и синтаксическую роль, которую чаще всего выполняет получившаяся конструкция.

28)Дан фрагмент словарной статьи глагола R из Словаря XI-XVII вв.: Приводить в боевую готовность, строить в боевой порядок. (1151): … Князь Андрѣй же Юрьевичъ … начя полкы отца своего (R) [Лавр. лет. и Ипат. лет. – (Q) _я_и_и], зане бѣ старѣй тогда въ братии своей. Ник. лет. IX, 189.

Часть букв и слов стёрлась. От самого слова R остались только гласные – _А_Я_А_И. Также известно, что Q отличается от R отсутствием приставки и современным видом. 1. Определите слова R и Q. 2. Переведите предложение, приведённое как пример употребления искомого слова. 3. Определите род и число слова братии. Восстановите его начальную форму.

Оцените статью
Олимпиада