Олимпиада по русскому языку для 4 класса

Олимпиада по русскому языку для 4 класса Олимпиада

Олимпиада по русскому языку для 4 класса

Районная олимпиада по русскому языку, 4 классОлимпиада по русскому языку для 4 класса

2022 год

Время проведения: 60 минут

Код участника ___________

Дорогой друг! Ты участник олимпиады и можешь показать все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Желаем тебе успехов.

Будь внимателен, терпелив и настойчив!

Задание 1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Запишите названия блюд.

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

Ответ: _____________________________________________________________

Задание 2. Девочка заменила каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 461851. Напиши имя этой девочки,  название произведения в котором встречается её имя и автора этого произведения.

Ответ: ________________________________________________________________

Задание 3. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», — это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика – __________________

Ракета – ___________________

Каприз – __________________

Мольба- __________________

Каратист – ________________

Задание 4. Запиши одним словом – существительным:

храбрый человек – _____________________

умный человек – ______________________

добрый человек –______________________

болтливый человек –___________________

ленивый человек – _____________________

мудрый человек – _____________________

богатый человек – _____________________ 7б

Задание 5. Впиши в таблицу корень, чтобы получилось три однокоренных слова.

корень

суффикс

суффикс

окончание

 

ик

 

ушк

а

 

ин

н

ый

Задание 6. Определи части речи и посчитай, сколько здесь слов:

пила (___________), печь (___________), запевала (___________), течь (___________), заросли (___________), стих(___________).

Ответ:_____ слов.

Задание 7. Из каждой пары слов образуй и запиши одно сложное слово.

мир строить

единый хранить

любить жить

общий знать

взаимный убирать

машина любить

вода помощь

хлопок душа

Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.

чулки — _____________________     хозяева — _________________________

туфли — _____________________   санатории — ________________________

носки — _____________________     помидоры — ________________________

килограммы — _______________  каникулы — ________________________

ботинки —  __________________      домишки — _________________________

Задание 9. Вставь в предложения слово пальто, укажи падеж каждого вставленного слова.

На ______________ (_____) не было ни пятнышка. С _______________ (_____) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое _______________ (_____). На _______________ (_____) повесили чей-то плащ.

Задание 10.Составь пословицу из слов, причём бери из них столько букв, сколько указано в скобках.

Уха (1) капуста(2) фара (2), халат (2), глагол (3) коза (2) велосипед (3), веник (2), имя (1)

Ответ:___________________________________________________________

Задание 11. Замени фразеологический оборот одним словом (глаголом)

Бить баклуши — ______________________________

Обвести вокруг пальца — _______________________

 Путаться  под  ногами — ________________________

Пропустить  мимо  ушей — ______________________

Надуть губы — ________________________________

Тянуть  кота за хвост — _________________________

Сидеть как на иголках — _________________________

Задание 12. Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи оно является.

1) Дисциплина поведения в нашем классе не на высоте.

2) Мой брат хочет стать военным солдатом.

3) Петя ушиб колено ноги.

4) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Задание 13. Исправьте ошибки в употреблении устойчивых словосочетаний. Запиши правильный вариант.

Гора луковая. ___________________________________________

Мир Древней Греции. ____________________________________

Давайте жить в тире. _____________________________________

Трубка пира.____________________________________________

Глухое сено._____________________________________________

Дом отечества. ___________________________________________

Игра не стоит встреч. ______________________________________

Медвежья заслуга. ________________________________________

Задание 14. Запишите имена и отчества людей.

Мою маму зовут Зина, а её папу Миша. Мою подругу зовут Вика, а её папу Боря. Моего дядю зовут Саша, а его папу Коля.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? Напиши ответ.

Ответ: _______________________________________________________________

Желаем успехов!

Районная олимпиада по русскому языку, 4 класс (ключ)

Задание 1. 2 балла (за каждое слово 0,5)

 Ответ: Салат, уха, рагу, компот.

Задание 2. (3 балла)

Ответ: Герда «Снежная королева» Г.Х. Андерсен

Задание 3. (5 баллов)

Ответ: Иголка, карета, приказ, альбом, артистка.

Задание 4.(7 баллов)

храбрец, умница, добряк, болтун, ленивец, мудрец, богач

Задание 5. (1 балл)

Ответ: стар —

Задание 6. 6 баллов (за каждое слово 0,5)

пила (сущ. глаг.), печь (сущ., глаг.), запевала (глаг.), течь (сущ., глаг.), заросли (сущ., глаг.), стих (сущ., глаг.), мыло(сущ.). 12 слов.

Задание 7. (8 баллов)

Ответ: миролюбие (миролюбивый), единодушие (единодушный), любознательный, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочный.

Задание 8. (10 баллов)

Ответ: чулок, туфель, носков, килограммов, ботинок, хозяев, санаториев, помидоров, каникул, домишек

Задание 9. (4 балла)

На пальто (П.п) не было ни пятнышка. С пальто (Р.п) решили снять старый воротник. Я узнал знакомое пальто (В.п.). На пальто (В.п.) повесили чей-то плащ.

Задание 10. (2 балла)

Ответ: У страха глаза велики.

Задание 11. (7 баллов)

Бить баклуши — Бездельничать  (Лентяйничать)

Обвести вокруг пальца — Обмануть

Путаться  под  ногами — Мешать

Пропустить  мимо  ушей — Прослушать

Надуть губы — Обидеться

Тянуть  кота за хвост — Медлить

Сидеть как на иголках — Нервничать

Задание 12. (4 балла)

Ответ: поведение – (сущ.), солдатом – (сущ.), нога – (сущ.), ледяной – (прил.)

Задание 13.(8 баллов)

Ответ: Горе луковое. Миф Древней Греции. Давайте жить в мире. Трубка мира. Глухое село. Дым отечества. Игра не стоит свеч. Медвежья услуга.

Задание 14.(3 балла)

Ответ: Зинаида Михайловна, Виктория Борисовна, Александр Николаевич

Задание 15.(1 балл)

Ответ: Каша

Максимальный балл за все выполненные задания — 71.

Ответы к олимпиадным заданиям по русскому языку

4 класс

п/п

Ответы

Критерии оценки

Балл

12. 

    ВЕсна – самое радосТное,
самое  мОлОдое время года. Уходят снега вглуБь земли,
ручЬи подталкивают и угоняют лЬдинки. ПрИрода ожИвает
у нас на глазах, каждый день сулит новые Открытия. ПрОпущенное
сегодня уже не повториТСЯ завтра. Еще вчера стоял хОлодный
день, с леГкими  утренними заморозкАМИ, а сегодня все
изменилось. Холодную, темную почву обливаЕт поток золотых солнеЧНых
лучей. Солнце ходит уже высоко. Чутко трепещАт осинки. Над цветами жужЖат
первые, самые смелые шмЕли. 

0,5   балла         за каждое правильное
слово.

Максимальная сумма 10 баллов.

10

13. 

засАхарить, мЕльком, свЁкла, инструмЕнт,
кУхонный,

1балл
за  каждое верно поставленное ударение Максимальная сумма 6 баллов.

6

монумЕнт.

14. 

Где родился, там и пригодился.

Глаза боятся, а руки делают.

Жизнь дана на добрые дела.

2 балла за каждую верную концовку.

Максимальная

8

Долог день до вечера, коли
делать нечего.

сумма 8 баллов.

15. 

Темные волосы –темноволосый

Ясные глаза- ясноглазый

Острый ум- остроумный

Белые зубы- белозубый

1 балл за каждое слово

Максимальная сумма 4
балла.

4

16. 

шампунь — ароматный бандероль- срочная
тюль- прозрачный фламинго -розовый какаду- большой
шинель- солдатская 

1 балл за каждое слово.

Максимальная сумма 6
баллов.

6

17. 

Тянут резину — медлить,
затягивать какое-либо дело; делать что-либо очень медленно, не торопясь

Чесать зубы — бессмысленные
и пустые разговоры,
болтать, много
говорить, разговаривать.

Мерить на свой аршин- судить
о ком-либо или о чемлибо, оценивать кого-либо или что-либо в соответствии со
своими собственными представлениями. 

Язык без костей – кто-либо очень разговорчив, не в меру болтлив, говорит
глупости

Сердце в пятки ушло —очень сильно испугаться.

2 балла за каждый

фразеологизм

Максимальная сумма 10
баллов
.

10

18. 

Маяк, стоит, моют, лауреат,
баян, каучук,  галерея , фиалка,театральная,рояль, аэропорт, дуэль.

.

 1      балл за каждое
правильно

выписанное

слово (за ошибки  снять

0,5 балла)

 Максимальная сумма 6
баллов.

6

19. 

забавный

1 балл за правильный

1

ответ. 

Максимальная сумма 1
балл.

20. 

курица- курицы

морское судно- морские суда  чудо- чудеса
небо- небеса человек- люди

1 балл за каждое
правильное  слово

Максимальная сумма 5
баллов.

5

21. 

  клЕщи,  клещИ

1 баллза правильный

ответ 

Максимальное количество
–1 балл.
  

1

22. 

                                  Луна

 Засыпала деревня. Мошки бились в стекло. Гасли огни
в домах. Рыжий кот Трошка спал на крыльце. Большой паук сел у своей сети и
замер. Луна забралась в сад. Она осветила кусты и тропку. Наступила тишина.

2 балла- за каждое правильно составленное предложение.

(предложение с небольшими
отклонениями оценивается в 1 балл)

Максимальная сумма 16
баллов
.

16

Шифр______________________

п/п

Задание

Балл

1. 

Вставь, где необходимо, недостающие буквы.

В_сна
– самое радос_ное, самое  м_л_дое время года. Уходят  снега  вглу_ь  земли,  руч_и 
подталкивают и  угоняют  л_динки. 

Пр_рода 
ож_вает  у  нас на глазах, каждый день сулит новые _ткрытия.  Пр_пущенное 
сегодня  уже  не повторит_ся  завтра. Еще  вчера стоял  х_лодный день,  с
ле_кими  утренними заморозк_,  а сегодня все изменилось. Холодную, темную
почву облива_т  поток  золотых солнеч_ных  лучей. Солнце ходит уже высоко.
Чутко трепещ_т осинки.  Над цветами  жуж_ат  первые, самые смелые  шм_ли. 

10

2. 

Поставь в словах ударение в соответствии с современными
литературными нормами.

засахарить, мельком,
свекла, инструмент, кухонный, монумент.

6

3. 

Закончи пословицу.

Где родился, _____________________________________________.

Глаза боятся, ____________________________________________
.

Жизнь дана на ____________________________________________.

Долог день до вечера, 
_____________________________________.

8

4. 

Помоги иностранцу
заменить словосочетания одним словом, которое является именем прилагательным
единственного числа мужского рода. Запиши получившиеся слова.

Темные волосы –__________________________________________ 

Ясные глаза-______________________________________________

Острый ум-_______________________________________________

Белые
зубы-______________________________________________

4

5. 

Подбери
к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном
числе.  Запиши получившиеся словосочетания.

шампунь
_________________________________________________
бандероль________________________________________________ тюль_____________________________________________________

      6

фламинго
________________________________________________
какаду___________________________________________________ шинель
__________________________________________________

6. 

Поясни, что обозначают данные фразеологизмы.

Тянут резину — ____________________________________________

Чесать зубы — _____________________________________________

Мерить на свой аршин _____________________________________

Язык без костей ___________________________________________

Сердце в пятки
ушло_______________________________________

10

7. 

Найдите и выпишите слова, в которых находятся рядом два
гласных звука:

Маяк, стоит, моют, лауреат, баян, каучук, галерея ,
фиалка,  театральная, рояль, аэропорт, дуэль.

Ответ:____________________________________________________

_________________________________________________________

6

8. 

Даны  слова:  тѐмный, сильный, светлый, громкий,
тихий, слабый, забавный.
Слова  тѐмный  и светлый составляют
пару.Если таким образом разбить на пары остальные слова, одно
останется лишним. Подчеркни, какое слово останется лишним.

Ответ:

 сильный          
громкий           забавный               слабый       тихий

     1

9. 

Прочитай существительные, рядом запиши их множественное
число.

курица__________________________________________________
морское судно____________________________________________ 
чудо____________________________________________________ небо____________________________________________________
человек__________________________________________________

5

10.

Подчеркни слово, которое от изменения ударения меняет
свой смысл: 

     Москиты, клещи,
бабочки, кузнечики, пауки.

1

11.

Напиши текст, предварительно
поставив буквы в словах на свои места. Чтобы предложение имело смысл.

                                                  
Лнуа

8

Зсплаыаа дрвнеея. Мшкои блсьии
в стклео. Гслаи гнои в дмхоа. Ржйыи кто Тршкоа спла на крльцые. Бльшйоо пкау
сле у свйое стеи и змрае. Лнуа збрлсьааа в сда. нОа свтлоеиа кстуы и трпкоу.
Нстплауиа тшнииа.

Ответ:                  ______________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________

_________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 4 КЛАСС

№ п/п

Критерии оценки

№1

За каждую правильно
вставленную букву – 0,5 балла

                                                    
Максимальная сумма 10 баллов.

№2

За  каждое верно
поставленное ударение в слове -1 балл

Максимальная сумма 6 баллов.

№3

За каждую верную концовку в пословице -2 балла.

Максимальная сумма 8 баллов.

№ 4

За каждое правильно
составленное сложное слово -1 балл

                                                        
Максимальная сумма 4 балла.

№5

За каждое правильно
подобранное прилагательное – 1 балл    

                                                        
Максимальная сумма 6 баллов.

№ 6

За каждый правильно
поясненный фразеологизм-2 балла

                                                      
Максимальная сумма 10 баллов.

№7

 За каждое правильно
выписанное слово 1 балл (за ошибки в слове снять 0,5 балла)

                                                         
Максимальная сумма 6 баллов

№ 8

За правильно выбранное слово – 1 балл 

Максимальная сумма 1 балл.

№9

За каждое правильное  слово во мн. Числе -1 балл

Максимальная сумма 5 баллов.

№10

За правильный ответ – 1 балл

                                                
Максимальное количество –1 балл.
 

№11

За каждое правильно составленное предложение -2 балла.

(предложение с небольшими отклонениями оценивается в 1
балл)

                                                     
Максимальная сумма 16 баллов.

итого

                                                                                    
73 балла

Оцените статью
Олимпиада