Олимпиада по русскому языку для 8 класса

1 этап

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

А.С. Пушкин.

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

№7. Продолжите текст: С самого детства до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Дар речи…

2 этап

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

М. Цветаева.

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

С. Орлов.

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

3 этап

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на гумно». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

4 этап

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

«Подожди дойдём ужотко до Мисхора там и пополощ…м тел…са свои грешные. Перед обедом оно лес…но искупат…ся(то) а потом значит поспать трошки и отличное дело».

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки:1 — есть окончание, 2 — нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

…гоизм, с…лу…т, ижд…венец, рац…ональный, а(кк,к)орд, к…л…(сс,с)альный, к…нт…нент, ун…кальный, ин…екция, и(лл,л)…минация.

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

Ответы

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Филолог | олимпиадные задания (муниципальный уровень) 8 класс

О Л И М П И А Д А

                          по русскому языку

                              8 класс

            Юный друг!

   Перед тобой олимпиадные задания по русскому языку.

Олимпиада состоит из 3 частей: первая включает вопросы по всему курсу русского языка; вторая – задания по материалу, изученному в 8 классе; третья – творческое задание.

Самый высокий балл, который ты можешь набрать, — 50:

1 часть – 22б;

2 часть – 15б;

3 часть – 13б;

Будь вдумчив, сосредоточен. Олимпиада – возможность проверить свои знания. Удачи тебе!

Часть 1.

  1. Прочитайте текст и выполните задания 

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как сережки

Тронешь березку – она встрепенется

И засмеется До слез засмеется

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу.

А) Сколько в этом тексте предложений, ответ запиши цифрой  (2б)

Б) Сколько  в этих предложениях звуков [ш], [ц], [c`]?      (3б)

В) Сколько слов в переносном значении? Назовите их.    (по1б)

2.Определите тип сочетания слов (Соедините цифру с нужной буквой) (2б)

1) Брат и сестра                                 а) предложение

2) большая корзина яблок                б) словосочетание

3) идет снег                                        в) фразеологизм

4) пальчики оближешь                      г) однородные члены

5) среди травы                                    д) сочетание предлога со

                                                               знаменательным словом

3.В каком слове есть суффикс –ан- ?          (1б)

 Доказано                                             карманный

 Вязаный                                              кожаный

4.Какие слова транскрибируются следующим образом :

[кампан`ий`а], [старажыл], [грус`т`]?     (3б)

5.Произведите морфемный разбор глаголов: носите, просите, положите. 

Какую особенность вы заметили? (3б)

6, Укажите ошибку в определении морфологических признаков

а) смеющийся – действительное причастие , несов. вида, наст. времени;

б) благодаря (за приглашение) – производный предлог;

в) поднявшись – деепричастие сов. вида, возвратное;

г) по-осеннему (холодно) – наречие;    (1б)

7. Найдите правильный вариант:

             ходить как в воду окунутый;

             мчаться сломив голову;

             кануть в лето;

             взять львиную долю.              (1б)

8. В каком столбике правильно расставлены ударения:

     1) зво`нишь                             2) звони`шь

         принуди`ть                              прину`дить

         шарфы`                                    ша`рфы

         облегчи`ть                               обле`гчить        (1б)

Часть2

9. С чем нельзя согласиться?

Грамматическая основа предложения может состоять

            А) из подлежащего;

            Б) из дополнения и сказуемого;

            В) из подлежащего и сказуемого;

            Г) из сказуемого и обстоятельства             (2б)

10. В каком предложении стоит тире:

            а) Бывают растения – хищники.

            б) Эти ребята – романтики.

            в) Это известный художник – портретист.

            г) Курсанты – выпускники шефствовали над первокурсниками. (1б)

11. Найдите подлежащее в предложении:

Утюг починить сумеет каждый из нас.     (1б)

12. Хотите на время побыть учителем? Найдите ошибки в тексте, выпишите  слова в исправленном виде и графически объясните орфограммы

   Ростение это многим людям кажется безполезным, неинтересным. В обиходе и называют его чаще всего неправильно. Одни нарекли его камышом, другие – тросником. А он хоть и соседствует на балоте с камышом да тросником, но не преходиться им даже родственником. Рогозовые семейство обособленное, в нем всего один род и двадцать видов.

   В нашей стране встречается семь видов рогоза.

( по 1б за правильно написанное и объясненное слово)

13. Выпишите из предыдущего текста односоставное предложение, укажите его вид. (1б)

14.Выпишите слова, которые имеют одну падежную форму. Определите тему этих слов.

Пейзаж, вокзал, дзюдо, фамилия, самбо, пьеса, рефери, молодежь, каратэ, тетрадь.  (2б)

Часть 3.

15.Напишите сочинение – рассуждение «Спорт помогает в жизни»

Ключи к проверке

                          Русский язык.  8 класс.

Часть1.

  1. 4 предложения (1б)

     [ш] – 7, [ц] – 4, [с`] – 3 (3б)

     5 ( прошел, прошуршал, встрепенется, засмеется, удивились)

  1. 1 – г, 2 – б, 3 – а, 4 – в, 5 – д.(5б)
  2. кожаный (1б)
  3. кампания, компания; старожил, сторожил; грусть, груздь.(3б)
  4. Все глаголы могут относиться к изъяв. наклонению (окончание –ите), и повелительному наклонению (суффикс –и-, окончание –те) (3б)
  5. б – благодаря – деепричастие (1б)
  6. взять львиную долю (1б)
  7. во 2 (1б)
  8. б,  г (2б)
  9.  б – ребята – подлежащее, романтики – сказуемое.
  10. каждый из нас (1б)
  11.  Растение, бесполезным, тростником,  болоте, приходится, рогозовое семейство, обособленное. Слов – 7, ошибок – 8, приходится – 2 ошибки. (8б)
  12. В обиходе и называют его чаще всего неправильно. – неопределенно-личное предложение, т.к. лицо не определено, глагол – сказуемое (называют) стоит в 3л мн.ч. (1б)
  13. Дзюдо, самбо, рефери, каратэ – несклоняемые. Все они на тему – спорт (2б)
  14. .Критерии оценки. (13б)

1)    соответствие типу текста (рассуждение) -1б

2)    доказательность (1б)

3)    логичность – 1б

4)    композиционная стройность – 1б

5)    выразительность – 1б

6)    своеобразие речи  — 2б

7)    грамотность – 6б (2 2 2)

          Итого:         50 баллов.

Внимание! Все комментарии сначала проходят проверку администратором.

Оцените статью
Олимпиада