Экономика
10 апр 2015, 17:41
Счетная палата подсчитала доходы и расходы Олимпиады в Сочи
По подсчетам экспертов Счетной палаты, прямые расходы на подготовку и проведение Олимпийских игр составили почти 325 млрд руб., в том числе 104 млрд руб. бюджетных средств. Доходы организаторов вдвое превысили плановые
Санно-бобслейная трасса «Санки»
На строительство в Сочи стадионов, спортивных и вспомогательных объектов и временной инфраструктуры, а также организацию и проведение в 2014 году зимней Олимпиады и Паралимпийских игр было потрачено в общей сложности 324,9 млрд руб., сообщает Счетная палата (СП). По данным ведомства, 221 млрд руб. из этой суммы составили частные инвестиции, еще 103,3 млрд руб. выделил федеральный бюджет, а 600 млн руб. — бюджеты Краснодарского края и Сочи.
В сентябре 2013 года президент России Владимир Путин заявил, что на подготовку к Олимпиаде будет потрачено 214 млрд руб., из которых 100 млрд руб. выделит государство. В начале января 2014 года, незадолго до начала Игр, вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что расходы казны на строительство олимпийских объектов составили 99 млрд руб. и еще 114 млрд руб. выделили частные инвесторы. При этом Козак заверил, что фактов нецелевого использования денежных средств не выявлено.
В Счетной палате серьезных нарушений в финансировании Олимпиады также не нашли. «По результатам проверки Счетной палаты оргкомитетом «Сочи-2014» произведена корректировка (уменьшение) расходов, профинансированных за счет средств субсидии из федерального бюджета, на общую сумму 68,3 млн руб. Указанные средства возвращены в доход федерального бюджета в начале декабря 2014 года», — отмечается в сообщении СП.
В целом работу оргкомитета Олимпиады Счетная палата оценивала достаточно высоко, отметив, в частности, что согласно результатам проверки доходы от проведения составили 85,4 млрд руб., что вдвое больше изначального плана. «Оргкомитет «Сочи-2014» увеличил общую сумму полученных доходов по сравнению с суммой доходов, зафиксированных на стадии заявочного процесса в заявочной книге города-кандидата на проведение Игр, в 2,1 раза, или на 47,6 млрд руб. В основном увеличение произошло за счет привлечения большого количества национальных маркетинговых партнеров, сумма поступлений от которых в 3,2 раза, или на 33,6 млрд руб., превышает запланированные объемы. В 2014 году в доход федерального бюджета оргкомитетом «Сочи-2014» были возвращены средства неиспользованной федеральной субсидии в общей сумме 1,6 млрд руб.», — отмечается в отчете Счетной палаты.
В феврале 2015 года представитель Международного олимпийского комитета (МОК) Марк Адамс заявил, что МОК выделил на проведение Игр в Сочи $833 млн и получил прибыль в размере $53,15 млн, 20% из которых будет передано Российскому олимпийскому комитету.
Несмотря на переоценку доходов, Олимпиада остается сильно убыточной, говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Официально потраченные 325 млрд руб. не включают в себя расходы на инфраструктуру, но в заявке на Игры значилась сопоставимая сумма, которая эти расходы учитывала. С учетом строительства инфраструктуры расходы на Олимпиаду составили около 1,5 трлн руб., их и нужно сравнивать с доходами, считает экономист. При растущей экономике в обозримом будущем траты могли бы себя окупить, но не в кризис, оценивает Николаев.
Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального оценивал общие расходы на подготовку и проведение Олимпиады в Сочи в 1,5 трлн руб. По данным ФБК, только 4% из этих 1,5 трлн руб. пришлось на действительно частные инвестиции, остальную же сумму составили прямые расходы бюджета, траты госкомпаний и кредиты Внешэкономбанка. «Олимпиада в Сочи обошлась пять раз дороже, чем Игры в Ванкувере, и на порядок дороже, чем в Солт-Лейк-Сити и Турине», — отмечалось в отчете ФБК.
Путин признавал, что в целом на модернизацию инфраструктуры Сочи в преддверии Олимпиады было потрачено больше 214 млрд руб. «Еще больше денег израсходовано на инфраструктуру. Мы построили сотни километров новых дорог, десятки мостов и тоннелей. Мы построили от берега моря в горный кластер железную дорогу. Мы проложили две дополнительные газовые трубы, чтобы обеспечить энергетику в регионе. Мы построили электростанцию и 17 подстанций. Мы создали новый медицинский центр, мы построили 43 гостиницы с десятками тысяч современных гостиничных мест. Вот все это, надеюсь, будет служить людям на десятки лет вперед. И на это денег не жалко, потому что это деньги для того, чтобы граждане Российской Федерации могли пользоваться тем, что сделано, на протяжении десятилетий», — говорил Путин в сентябре 2013 года.
В ФБК, однако, называют расходы на инфраструктуру экономически необоснованными. В отчете ФБК отмечается, в частности, что после завершения Игр железная дорога до Красной Поляны, стоимость которой оценивается в 285 млрд руб., окажется никому не нужной.
09:44 26.02.2013
(обновлено: 12:13 29.02.2016)
Финансирование олимпийских объектов в Сочи и основные инвесторы
Все меньше остается времени до Олимпиады-2014, и все актуальнее становится вопрос окупаемости вложений инвесторов. Опрошенные агентством “Прайм” эксперты полагают, что здесь не обойтись без государства, которое могло бы предоставить налоговые и иные льготы, компенсации вложений или субсидии по кредитам.
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
аналитика и интервью – сочи 2014, олимпийские игры, спорт, зимние олимпийские игры 2014
Финансирование олимпийских объектов в Сочи и основные инвесторы
МОСКВА, 26 фев – Прайм. Все меньше остается времени до Олимпиады-2014, и все актуальнее становится вопрос окупаемости вложений инвесторов. Опрошенные агентством “Прайм” эксперты полагают, что здесь не обойтись без государства, которое могло бы предоставить налоговые и иные льготы, компенсации вложений или субсидии по кредитам.
Прогнозный объем финансирования строительства олимпийских объектов и создания в Сочи необходимой инфраструктуры составляет 1,526 триллиона рублей (примерно 51 миллиард долларов). В том числе на госкорпорацию “Олимпстрой” приходится 174,9 миллиарда рублей, инвесторов – 1,005 триллиона рублей, администрацию Краснодарского края и Сочи – 109 миллиардов рублей, на федеральные органы власти – 237 миллиардов рублей.
По состоянию на 1 января 2013 года всего было освоено 1,136 триллиона рублей (74,5% от плана): “Олимпстрой” – 111,7 миллиарда рублей (63,95%), инвесторы – 737 миллиардов рублей (73,4%), администрация Краснодарского края и Сочи – 77,7 миллиарда рублей (71,2%), федеральные органы власти – 209,7 миллиарда рублей (88,5%).
Большая часть расходов пришлась на создание инфраструктуры города: только 200 миллиардов рублей (около 6,7 миллиарда долларов) пошло на строительство самих олимпийских объектов, все остальное составили расходы на подготовку региона к приему гостей. По словам вице-премьера Дмитрия Козака, на первом месте по расходам стоит транспортная инфраструктура, на которую пришлось две трети затрат.
Основными инвесторами сочинской стройки стали государственные ОАО “Российские железные дороги” , ОАО “Газпром” , ОАО “Федеральная сетевая компания ЕЭС” и ОАО “Сбербанк России” , а также получившие кредиты Внешэкономбанка частные холдинги “Базовый элемент” и “Интеррос”.
В соответствии с правительственной программой РЖД являются ответственным исполнителем по шести объектам: усиление инфраструктуры железнодорожной линии Туапсе – Адлер; строительство грузовых дворов для приема грузов, поступающих для олимпийских объектов; организация железнодорожного сообщения Сочи – Адлер – аэропорт Сочи со строительством новой железнодорожной линии Адлер – аэропорт; реконструкция железнодорожных терминалов Сочи и адаптация их к использованию лицами с ограниченными физическими возможностями; строительство автомобильной и железной дорог Адлер – горно-климатический курорт “Альпика-Сервис”; строительство спального корпуса на 49 номеров негосударственного учреждения здравоохранения “Санаторий “Мыс Видный” в Хостинском районе Сочи.
Согласно данным, озвученным президентом компании Владимиром Якуниным в ноябре 2010 года, ориентировочная стоимость объектов, над которыми РЖД работают в рамках подготовки к Олимпиаде-2014 в Сочи, составит 260 миллиардов рублей.
Общая протяженность дорог, создаваемых РЖД в районе проведения зимних Игр 2014 года, составляет 157 километров.
Наиболее масштабный из проектов – совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт “Альпика-Сервис” со строительством второго сплошного железнодорожного пути Сочи – Адлер – Веселое. Общая стоимость строительства составит около 240,1 миллиарда рублей.
Общая сметная стоимость строительства железнодорожной линии от Адлера до аэропорта города Сочи составляет 9,8 миллиарда рублей.
В рамках проекта создания грузовых дворов в Сочи открыты два грузовых двора “Россельхозакадемия” и “Сочинский”. Стоимость строительства составила 3,7 миллиарда рублей.
К Олимпиаде-2014 компания должна реконструировать пассажирские терминалы железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста. Совокупная стоимость проекта составляет 5,4 миллиарда рублей.
На строительство спального корпуса на 49 VIP номеров “Санаторий “Мыс Видный” в Хостинском районе Сочи будет направлено 0,6 миллиарда рублей.
Кроме того, “дочка” ОАО “РЖД” – ОАО “РЖДстрой” – планирует возвести по заказу государственной корпорации “Олимпстрой” жилье на сумму до 18,27 миллиарда рублей. Многоквартирные жилые дома будут спроектированы и построены “под ключ” для временного размещения персонала, волонтеров и сил безопасности, привлекаемых на период проведения Олимпиады и Параолимпийских игр.
ОАО “Газпром” реализует программу “Газпром 2014”, которая предусматривает строительство и эксплуатацию спортивных, инфраструктурных и энергетических объектов в Сочи. Компания выступает инвестором строительства совмещенного комплекса для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону, горной олимпийской деревни и горно-туристического центра.
Другим проектом является Адлерская ТЭС. Функцию инвестора выполняет 100-процентное дочернее общество ОАО “Газпром” – ООО “Газпром инвестпроект”. Для реализации проекта был привлечен кредит Внешэкономбанка. Т ЭС общей мощностью 360 МВт позволит покрыть более трети прогнозируемой пиковой нагрузки Сочинского энергорайона во время зимних Игр 2014 года. Стоимость электростанции – 23 миллиарда рублей.
Третий проект – газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи, призванный повысить надежность энергоснабжения региона, обеспечить газом Адлерскую ТЭС и спортивные объекты. Затраты составили 31,5 миллиарда рублей.
“Газпром” свой олимпийский бюджет не раскрывает. По данным СМИ, суммарно инвестиции газового холдинга по этому направлению оцениваются в 180 миллиардов рублей.
Ответственность за обеспечение передачи электроэнергии на сочинские олимпийские объекты возложена на ОАО “Кубаньэнерго” , 63% которого принадлежит ОАО “Холдинг МРСК” , а также на филиал ФСК ЕЭС – Магистральные электрические сети Юга.
Всего на строительство, реконструкцию и модернизацию электросетей Краснодарского края до 2014 года из разных источников будет направлено 52,6 миллиарда рублей.
ФСК ЕЭС для электроснабжения Олимпиады-2014 осуществляет строительство и реконструкцию 33 магистральных электросетевых объектов на территории Сочинского региона. Общая сумма финансирования олимпийских объектов Сочи в инвестиционной программе ФСК составляет около 20,8 миллиарда рублей.
“Кубаньэнерго” является ответственным исполнителем строительства и реконструкции 16 объектов, включенных в программу олимпийского строительства. Среди них – пять подстанций 110 кВ, общая мощность которых составит 340 МВа. Общий объем инвестиций “Кубаньэнерго” в строительство объектов электросетевой инфраструктуры в Сочи составляет более 30 миллиардов рублей.
При финансовой поддержке Сбербанка ведется строительство комплекса трамплинов и медиадеревни, на базе которой начнет работу курорт “Горки Город”. Он объединит в себе спортивные, торговые, культурные и развлекательные объекты, гостиницы, а также широкий спектр коммерческой и жилой недвижимости. Во время Олимпиады он станет эпицентром спортивной и культурной жизни горного кластера.
По информации главы Сбербанка Германа Грефа, озвученной в сентябре 2010 года, инвестиции банка составят 40 миллиардов рублей, в том числе 15 миллиардов рублей будет вложено в спортивные объекты.
Нефтяная компания “Роснефть” в рамках реализации олимпийской программы намерена ввести в строй свыше 150 автозаправочных комплексов, 63 из которых – в Краснодарском крае. Планируемый объем инвестиций – более 13 миллиардов рублей. Сумма платежей “Роснефти” в качестве генерального партнера Олимпиады составила 180 миллионов долларов (около 5 миллиардов рублей).
Холдингом “Интеррос” Владимира Потанина для строительства горнолыжного курорта в районе поселка “Красная Поляна” (Сочи) создана компания по девелопменту “Роза Хутор”. Общий объем инвестиций, по данным компании, составляет 68,6 миллиарда рублей. На проект привлечен кредит ВЭБа.
Одним из важнейших проектов промышленной группы “Базовый элемент” Олега Дерипаски по олимпийской инфраструктуре является создание на территории курортного комплекса “Сочное” Олимпийской деревни, которая также включает в себя Паралимпийскую. Общая сумма инвестиций в проект – около 23 миллиардов рублей.
Инвестиции компании в модернизацию международного аэропорта “Сочи” на сегодня составили 9 миллиардов рублей, по завершении проекта они достигнут 14,5 миллиарда рублей.
В 2012 году завершено строительство нового грузового порта “Имеретинский”. Инвестиции в строительство порта составили 6 миллиардов рублей.
Предприятия группы выступают также подрядчиками в проектах создания и реконструкции крупных объектов транспортной инфраструктуры Сочи.
Сочинская Олимпиада принесла в казну 1,5 млрд руб., сообщил вице-премьер российского правительства Дмитрий Козак. По мнению экспертов, высокие цены на жилье и питание в Сочи стали основной причиной такой прибыли.
Прибыль от Олимпиады составила 1,5 млрд руб. Об этом сообщил вице-премьер России Дмитрий Козак, отчитываясь о финансовых итогах Олимпийских игр. По его словам, теперь эти средства будут направлены на развитие массового спорта в России. Точность цифр, озвученных Дмитрием Козаком, зависит от его системы расчетов, отметил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
“Большой вопрос вызывает, что конкретно рассчитано как “расходы на Сочи”, если речь идет исключительно о подготовке к сочинской Олимпиаде — это одна ситуация, если речь идет о комплексной программе всего Сочи, то это вопрос серьезный вызывает. Здесь надо понимать, что значительную часть инвестиций взяли на себя частные структуры, насколько их финансовые модели учитываются в данном случае — вопрос открытый. Я сомневаюсь, что можно говорить именно об окупаемости как таковой. На данный момент речь, скорее всего, идет именно о государственной части, а с точки зрения корпоративной составляющей окупаемость будет достаточно продолжительной, как и во всех инфраструктурных объектах”, — рассказал Абзалов.
Владимир Путин также поделился соображениями по поводу использования вырученных на Олимпиаде денег. По его словам, средства должны быть вложены в реализацию физкультурного комплекса ГТО, а также в движение “Спорт для всех” и поддержку доступных спортклубов. Быстрая окупаемость Олимпиады не вызывает удивления, считает управляющий партнер инвестиционной Группы Sesegar Ирина Жарова-Райт.
“Я не нахожу возможным сомневаться в словах вице-премьера. Цены на общепит были московские и выше. Если обыватель сейчас из любопытства поедет в Сочи, то он должен быть готов к тому, что это будет дорого. Вот откуда статьи дохода — проживание, питание. Сейчас, пока еще снег, очень большой поток туристов, любопытствующих и тех, кто хотели использовать олимпийскую инфраструктуру”, — сообщила Жарова-Райт.
По официальным данным, общие расходы на проведение Олимпиады в Сочи составили порядка 214 млрд руб. Такую цифру в январе этого года озвучил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, инвестиционные расходы на строительство обошлись в 100 млрд руб., а еще 114 млрд составили внебюджетные инвестиции. Однако такая оценка неоднократно подвергалась сомнению. Так, Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального оценил олимпийские расходы в 1,5 трлн руб. Также, по словам главы фонда, значительную часть якобы частных инвестиций взяли на себя государственные структуры, в частности ВЭБ. Примерно в такую же сумму оценил подготовку к Олимпиаде и политик Борис Немцов. Исходя из таких оценок, российская олимпиада обошлась дороже, чем все предыдущие зимние Игры вместе взятые.
Ранее эксперты американского агентства Bloomberg подсчитали, что российское руководство потратит в Сочи еще $7 млрд на поддержание всей созданной инфраструктуры в последующие три года.
В начале 2014 года у зимних Олимпийских игр в Сочи были все шансы стать главным событием года в России, но потом их оттеснили другие, более безрадостные события. Правда, Олимпиада – мероприятие слишком масштабное, чтобы можно было давать ему однозначную оценку
Церемония закрытия XXII зимних Олимпийских игр в Сочи
По легенде первые Олимпийские игры учредил Геракл, где-то между очищением Авгиевых конюшен и укрощением Критского быка, шестым и седьмым подвигами. Сами игры в зачет подвигов Геракла не пошли, а вот для России шестилетняя история Олимпиады-2014 стала подвигом – совершенным в привычном российском стиле. С долгим раскачиванием в начале проекта, сменой четырех глав «Олимпстроя» за первые четыре года проекта и критически затянувшимся строительством олимпийских объектов, которые пришлось завершать в авральном режиме в последние месяцы. С внезапным «поворотом все вдруг», когда власти свернули первую программу проведения Игр стоимостью 314 млрд руб. и заменили ее программой «строительства олимпийских объектов и развития Сочи как горно-климатического курорта» с неопределенной и непрерывно растущей стоимостью, которая в итоге составила гигантские 1,524 трлн руб.
Число и характеристики олимпийских объектов все время менялись, проекты и сметы пересматривались. Так, самый затратный объект, дорога Адлер – Красная Поляна, подорожал втрое, до 285,4 млрд руб., – источники финансирования и ответственные за проекты определялись на ходу. Все это создало исключительно благодатную среду для завышения смет проектов и стоимости работы, а также для «откатов», «распилов» и прочих привычных для околобюджетных проектов вещей. Какая часть выделенных на Игры денег была украдена, а какая просто потрачена впустую, никто так и не разобрался, хотя весной 2014 года генпрокурор Юрий Чайка заявлял, что из-за нарушений в ходе подготовки Олимпиады было возбуждено 55 уголовных дел. Самыми громкими стали дела в отношении глав «Объединения Ингеоком», НПО «Мостовик» (бывшего гендиректора и основного владельца компании Олега Шишова задержали в ноябре 2014 года по другим обвинениям) и братьев Ахмеда и Магомеда Билаловых, которые успели покинуть страну.
Большая часть сочинских объектов была оплачена деньгами из бюджета и деньгами госкомпаний, но не обошлось и без традиционного для мегапроектов последних лет «частно-государственного партнерства». Как заявлял ответственный за проведение игр вице-премьер Дмитрий Козак, бюджет потратил непосредственно на Олимпиаду 99 млрд руб., а частные инвесторы – 114 млрд руб. (все цифры не учитывают инфраструктурные проекты в Большом Сочи). Крупнейшими частными инвесторами стали «Интеррос» Владимира Потанина, «Базэл» Олега Дерипаски и «Ренова» Виктора Вексельберга, которые вкладывали личные средства, выданные им в кредит ВЭБом.
Участие в олимпийском проекте для крупнейших бизнесменов было предложением, от которого нельзя отказаться: задолго до начала Игр им было понятно, что вложения не удастся вернуть никогда – или не ранее чем через 25–30 лет, что в российских реалиях означает все то же «никогда». Но они продолжали вкладывать, так как Игры были названы проектом государственной важности. Очень крупный бизнес Игры не подорвали (по крайней мере пока), но компании чуть меньшего масштаба не выдержали ее груза: обанкротились крупные строители олимпийских объектов НПО «Мостовик» и «Инжтрансстрой», а также строители сочинских дорог КБД и «Тоннельный отряд – 44». Из-за потерь от стройки сильно упала выручка «Мостотреста» Аркадия Ротенберга и «Трансстроя» Дерипаски.
Но Олимпиада стала тремя неделями абсолютного счастья для сотен миллионов людей по всему миру: только открытие Олимпиады посмотрели 3 млрд телезрителей. Игры в Сочи – это рекордное выступление российских спортсменов, победивших в общем медальном зачете на Олимпиаде и Паралимпиаде. Это триумф юных фигуристок Юлии Липницкой и Аделины Сотниковой. Это два золота знаменосца сборной, бобслеиста Александра Зубкова, который шел к этой вершине почти 25 лет. Это победы выступавших за Россию корейца Виктора Ана и американца Виктора Уайлда, принесших сборной пять золотых медалей. Это фантастическая мужская лыжная гонка на 50 км и первый в истории полностью российский олимпийский пьедестал в этой дисциплине.
Олимпиада в цифрах
1524 млрд руб. – общие расходы на Олимпиаду
Из них:
359,1 млрд руб. – потратили РЖД
224,1 млрд руб. – «Газпром» (с дочерними обществами)
169,1 млрд руб. – Краснодарский край
161,2 млрд руб. – Росавтодор
139 млрд руб. – «Олимпстрой»
телезрителей посмотрели церемонию открытия Олимпиады в Сочи
завоевала сборная России в Сочи – рекорд за все время выступлений сборных России и СССР на зимних Олимпийских играх
Олимпиада не выявила и не показала ничего, чего мы бы и так не знали о России. В России по-прежнему все плохо с планированием, организацией, управлением, эффективностью и коррупцией. В России по-прежнему все хорошо с радушием, гостеприимством, самоотверженностью и способностью решать трудные задачи в поставленный срок. Олимпиаду удалось провести без единого серьезного инцидента – всем запомнилась разве что не раскрывшаяся до конца снежинка-кольцо, да и это удалось обыграть, превратив в один из символов «Сочи-2014».
Казалось, Олимпиада сумела вызвать другое, лучшее отношение к России. В декабре Google обнародовал свою традиционную статистику поисковых запросов по итогам года: Игры в Сочи вошли в первую десятку. Правда, в ту же десятку вошли и события вокруг Украины, которые, вероятно, перечеркнули все достижения Олимпиады в этой области. И это тоже очень по-русски: совершить все возможное, чтобы завоевать победу, и тут же огромную часть результатов этой победы растерять.
Олимпиада в Сочи обошлась стране в полтора триллиона рублей. В наследство городу и региону досталась богатая инфраструктура: дороги, мосты, гостиницы, спортивные и развлекательные комплексы. Но чтобы окупить инвестиции и не допустить превращения олимпийской территории в “город-призрак”, надо вкладывать еще и еще.
Наш ответ Турции
Самое заметное наследие Олимпиады — электрички “Ласточка” (Siemens Desiro). Дешевые и новые, они ходят от Туапсе до Адлера и Красной Поляны. Для местных это почти метро. Вокзал в Адлере тоже сияет. А автомобильные развязки и дублеры действительно избавили город от пробок.
Несмотря на это, добраться до Олимпийского парка не так уж просто. Электрички из-за низкого спроса ходят с большими интервалами, а таксисты требуют 500-800 руб. за десять минут. Основной поток туристов приходится на вечер, когда отдыхающие приезжают посмотреть на представления в Олимпийском парке и “Сочи-парке” (русский ответ Диснейленду с отелем “Богатырь” стоимостью 13,8 млрд руб.— принадлежит властям Краснодарского края), а через несколько часов устремляются обратно.
Одно из самых болезненных мест олимпийского наследия Сочи — это огромный незаполненный гостиничный фонд. К Играм построили 35 гостиниц на 20 тыс. номеров уровня 3-5 звезд, доведя общий номерной фонд до 57 тыс.
В Имеретинской низменности это Azimut (ООО “Топ Проджект” Виктора Вексельберга), Radisson Blu (ЗАО “Отель Девелопмент” Аббаса Алиева, бывшего владельца “Интуриста”), “Айвазовский” (“Базовый элемент” Олега Дерипаски), “Русские сезоны” (ООО “Севстройинвест” Олега Егорова и Сергея Колодия), Bridge Resort (недавно обанкротившееся ООО “НПО “Мостовик””), Tulip Inn Omega и “Бархатные сезоны” (ОАО “Центр “Омега””, которое также построило стадион “Адлер-Арена” и трассу “Формула-1”, акционер — Краснодарский край) и уже упомянутый “Богатырь”. У ВЭБа на этих проектах зависло минимум 34 млрд руб., пояснили “Деньгам” в пресс-службе банка.
В горном кластере — Marriott, Rixos, Golden Tulip, Mercure и другие. Основные застройщики — ООО “Роза Хутор” (“Интеррос”) и ОАО “Красная Поляна” (Сбербанк). Сколько ушло именно на отели — вычислить трудно. Всего на строительство туристической инфраструктуры, включая горнолыжные курорты и парк развлечений, ВЭБ выдал кредиты на 208 млрд руб.— 86% всего объема кредитов банка на олимпийское строительство.
Власти города рассчитывают, что этот фонд позволит Сочи обслуживать 4,5-5 млн туристов. В 2013 году Сочи посетило 3,8 млн отдыхающих. Чтобы отели не пустовали, необходим приток туристов в 30-35% прошлогоднего уровня, которые бы селились только в Имеретинке и Красной Поляне.
Главный конкурент новых отелей — частный сектор. Рядом, в Адлере, построено множество трех-четырехэтажных гостевых домов, и с заполняемостью у них проблем нет. Отдохнуть там можно за 1200-2000 руб. в сутки на троих, а в мини-отелях уровня 2-3 звезды на берегу Мзымты — за 3500-4000 руб. В Сочи еще с советских времен ездили отдыхать дикарями: снять комнату “у бабушки” даже сегодня можно от 300 руб. в сутки, еду готовить самому, а добраться из дома — на машине. Бензин из Москвы (1600 км) будет стоить 5500 руб. в один конец. При трех пассажирах выйдет 1800 руб. с каждого. Экономии на отдыхе в Сочи нет предела. Многие разбивают палатки прямо на берегу моря.
Несмотря на конкуренцию частников, отдельные гостиницы в августе говорили о 85-90% заполняемости. К середине сезона многие из них поняли, что без больших скидок не получится покрыть даже текущие операционные расходы. В результате номер в новом 4-звездном отеле в августе можно было снять за 2500-3500 руб. в сутки, а в апартаментах — и вовсе за 1200 руб. Для России — очень дешево. ” Нашим предложением мы обрушили рынок Сочи,— с гордостью заявляет Ваагн Арутюнян, исполнительный директор управляющей компании курортного района Имеретинский.— Нужно привыкать работать на минимальной марже и пытаться зарабатывать на обороте”.
Отели под управлением западных брендов — абсолютно новый рынок для Сочи, и пока непонятно, какова их целевая аудитория. Если они сохранят низкие цены, то перетянут к себе дикарей и приучат их к качественному отдыху. А вот рассчитывать на туриста, привыкшего к Турции или Европе, наверное, самонадеянно. Каким бы хорошим ни был отель, Черное море не конкурент Средиземному.
Будущее многих проектов — туманно, но в горном кластере его разглядеть проще всего
Знал бы прикуп — жил бы в Сочи
“В преддверии Олимпиады очень многие посходили с ума,— рассказывает гендиректор консалтинговой компании Macon Realty Group Илья Володько.— Всем казалось, что после Игр Сочи превратится в Эльдорадо с высоким спросом на недвижимость. Реальность оказалась прямо противоположной”.
Цены на недвижимость в Сочи резко выросли в 2006-2007 годах, когда стало известно о проведении Олимпиады. Стоимость жилья подскочила сразу на 40%, но больше почти не росла. Последнее время цены и вовсе снижаются. Особенно страдает бизнес-класс: высокие “свечки” изменили пейзаж Центрального района Сочи и стоят полупустые. По оценкам Володько, в год в Сочи совершается около 600 сделок по покупке недвижимости, а предлагается к продаже более 9 тыс. квартир в бизнес- и элитном сегменте. Средняя цена 1 кв. м — 70-80 тыс. и 125-150 тыс. руб. Основной же спрос приходится на сегмент экономкласса, где “квадрат” стоит 45-50 тыс. руб. ” Любое жилье дороже 5 млн руб. можно считать неликвидом,— говорит эксперт.— Те, кто покупал квартиры в 2006-2007 годах, не могут продать их до сих пор”.
Олимпийская лихорадка затронула и местных. Частный сектор Имеретинской низменности (те, кто не попал в программу переселения и остался на месте) пестрит объявлениями “Продаю срочно!”. В одном из таких трехэтажных новых домов однокомнатная квартира стоит 5 млн руб., двушка — 9 млн руб. Аренда — 2-3 тыс. руб. в сутки. Вложения в собственный гостевой домик или квартиру окупятся в лучшем случае за 25 лет при полной загрузке на протяжении всего сезона. ” Это миф, что, имея жилье на берегу, можно стать миллионером и разъезжать зимой по Краснодару на Porsche Cayenne,— говорит Володько.— Обычно такой недвижимостью интересуются более или менее состоятельные предприниматели с Севера, которым все надоело и к пенсии они решили заняться дауншифтингом. Вот они накопили пару миллионов, продали свечной заводик, квартиру, дачу, купили домик или квартиру в Сочи и живут за счет аренды 40-50 тыс. руб. в месяц. Местное население живет по такой же схеме, только земля им досталась в наследство от бабушки”.
Один из самых прибыльных бизнесов в Олимпийском парке — прокат велосипедов, без них километры пустоты придется пересекать пешком
Аптеки, продуктовые магазины и даже небольшие ресторанчики тоже пустуют. Своим появлением в одном из таких общепитов, построенном в виде кубанского хутора на задворках гостиницы Tulip Inn Omega, я даже напугал официанток, которые увлеченно смотрели телевизор. Одинокие туристы обычно ходят в столовые, в которых можно поесть за 25-70 руб., но лучше не рисковать здоровьем.
В незавидном положении и крупный девелопмент. Бывшую главную Олимпийскую деревню (часть курортного района Имеретинский, 75 га, 56 корпусов) “Базэл” планирует распродать под элитное жилье. Квартиры там стоят от 11 млн до 27 млн руб. (150-188 тыс. руб. за 1 кв. м), обслуживание территории — 100 руб. за 1 кв. м в месяц. Это вполне приличные трех-четырехкомнатные квартиры с двумя санузлами, вокруг — зеленые насаждения, бассейны, игровые площадки. Парковаться в деревне будет запрещено. Проданные квартиры пока можно пересчитать по пальцам, каждого покупателя начальник управления продаж Максим Гладченко знает в лицо.
В “Базэле” подчеркивают преимущества жилья: близость к морю и строящийся прямо напротив яхт-клуб. С последним вышла нехорошая история. Компания Олега Дерипаски к Олимпиаде построила грузовой порт Имеретинский, взяв у ВЭБа кредит в 3,8 млрд руб. (всего инвестиции составили около 6 млрд руб.). Однако из запланированных 15 млн тонн груза порт перевалил 4,7 млн тонн. Потом были шторм, который разрушил защитные сооружения, и длительный простой. В результате у порта появился долг перед ВЭБом 5 млрд руб., который теперь банк пытается получить через суды.
“Это был квазикоммерческий проект, мы рассчитывали его окупаемость, исходя из данных, которые нам представили Минтранс и транспортная дирекция “Олимпстроя”,— поясняет замгендиректора “Базэла” Андрей Елинсон.— В результате нескоординированности произошел перекос в сторону железнодорожного транспорта. Также грузов было меньше, чем планировалось. Эти риски не учитывались при подписании соглашения. Мы будем добиваться реструктуризации кредита”.
По словам гендиректора компании–оператора порта Максима Кондратенко, развивать яхтенный бизнес трудно: “За импорт лодки нужно заплатить 40% ее стоимости в виде пошлин и налогов, как будто в России активно строят яхты. Поэтому все ходят под иностранным флагом, но платят за временный ввоз 3% стоимости стоянки в месяц. На Украине таких ограничений не было, и, когда Крым присоединили к России, одна из лучших марин в бывшем СССР — в Балаклаве — просто опустела”. ” Это девелоперский проект, который по определению не может окупить инвестиции в грузовой порт”,— добавляет Елинсон.
Главное развлечение в Олимпийском парке — танцующие фонтаны на месте факела
Курортный район Имеретинский не будет рекламироваться как альтернатива Европе. ” Покупатели в Испании и Сочи — это совершенно разные аудитории”,— говорит Елинсон. С ним соглашается и Володько, но считает, что покупать элитное жилье в Сочи будут разве что люди с шальными деньгами: “Невыездные богатые чиновники и силовики, например, предпочитают строить закрытые поселки для своих, а не покупать жилье на открытом рынке. Бизнесмены же с начала 2000-х научились считать деньги, чтобы понять, что это неликвид”. Кстати, одним из серьезных якорей стал и президент Владимир Путин: он все чаще отдыхает и работает в Сочи. К нему тянется элита, которой в какой-то момент становится удобнее купить жилье, чем мотаться по гостиницам.
“Человек — это не механизм, который живет только для того, чтобы зарабатывать деньги,— говорит генеральный директор “Роза Хутор” Сергей Бачин, который тоже планирует продавать горную Олимпийскую деревню по цене 190 тыс. руб. за 1 кв. м.— Человек еще хочет жить и дышать чистым воздухом, а не только положить в карман лишний миллион рублей. В соседнем “Горки-городе” предложение существенно ниже, но мы снижать цены не будем. Если надо, мы готовы ждать, когда покупатели осознают нашу эксклюзивность”.
В “Роза Хутор” около 60% апартаментов будет распродано в течение десяти лет. Сегодня это пять апарт-отелей в “Роза Долина” и открывающиеся в ближайшие месяцы отели экономкласса в горной Олимпийской деревне. Цена — от 550 руб. в сутки: кинуть сноуборд в угол и лечь спать. Приобретенные апартаменты, если в них никто не живет, можно будет сдать по схеме rent-back с помощью управляющей компании. Первые этажи по совету коллег из ванкуверского Уистлера “Роза Хутор” продавать не будет. ” Часто новые собственники вешают амбарный замок на дверь или размещают ювелирный магазин, который окупает себя продажей бриллианта раз в два месяца,— говорит Бачин.— Но курорт от этого может зачахнуть”.
Переставлять заборы, копать траншеи, чинить асфальт и поливать газоны — пока основные занятия администрации постолимпийского курорта
Горное дело
Горный кластер съел большую часть олимпийского бюджета, но проблем с идеями там меньше. По сути, это готовый продукт, окупаемость которого будет зависеть только от маркетинговой активности владельцев.
Лучше всего обстоят дела у “Роза Хутор”: девушки с рекламными буклетами обрабатывают туристов еще в “Ласточке” на пути к Красной Поляне. Он самый крупный (77 км трасс) и самый готовый. ” Лаура” и “Альпика-сервис” (принадлежат “Газпрому”) позиционируются скорее как тусовочные места в стиле Куршевеля. Недаром раньше этот комплекс был закрытым.
Сбербанку, который достраивает курорт “Горная карусель”, доставшийся в наследство от ОАО “Красная Поляна” Билалова, пока не до туристов. За злополучный трамплин банк не держится и предлагает ВЭБу забрать его в качестве залога. С огромным комплексом гостиниц мирового класса “Горки-город” тоже пока непонятно, что делать. Едва ли их получится загрузить даже зимой, а объем вложенных средств составляет 77,2 млрд руб., из которых кредит ВЭБа — 52,2 млрд руб. Одна надежда на игорную зону в Красной Поляне, которую лоббировал Герман Греф.
Вернуть вложенные в “Роза Хутор” средства не надеется и Владимир Потанин (раньше речь шла о 40-50 годах), главное — вывести курорт на самоокупаемость. Вложения составили 85,6 млрд руб., из них кредит ВЭБа — 72,7 млрд руб., самый крупный проект банка. Содержание “Роза Хутор” обходится в 2 млрд руб. в год: операционные расходы и необходимое постолимпийское перепрофилирование курорта. В дальнейшем сумма уменьшится. Выручка ожидается вначале 2-3 млрд руб., а потом планируется 5 млрд руб. в год (2 млрд руб.— от “горы”, 1-2 млрд руб.— от гостиниц, 1 млрд руб.— продажа апартаментов).
Бачин напоминает, что “Роза Хутор” был запланирован до Олимпиады, адаптация к Играм увеличила смету на 16 млрд руб. плюс 12 млрд руб. процентов по кредиту. ” Эти расходы легли бременем на курорт. Этого бы не произошло, если бы мы были квазинезависимыми,— говорит Бачин.— Хотя, безусловно, нельзя все рассматривать односторонне. Федеральные компании построили дороги, провели газ и электричество, пустили “Ласточку” совершенно бесплатно для нас. Это тоже дорогого стоит”. На Красную Поляну, например, идет самая дорогая трасса в истории современной России стоимостью свыше 224 млрд руб.
С окончания Олимпиады “Роза Хутор” уже посетило около 400 тыс. туристов. При проектной мощности 10-11 тыс. человек в день подъемники в летний сезон пропускают 6 тыс. и больше. Загрузка 50-60% — очень неплохо для лета, считают в компании.
В основном отдыхающие приезжают на день, чтобы подняться на 2,5 км на гору, покататься на лошадях, велосипедах, погулять по лесу, позагорать на местном пляже (в “Розе” обустроили горное озеро в устье горного ручья) и посетить “Панда-парк”. Поэтому сейчас загрузка гостиниц низкая, около 25-30%. Поселиться в отелях международных брендов можно за 3500 руб., что очень дешево, но зимой цены должны подняться до 7500 руб.
“Сочи-парк” — русский ответ Диснейленду, хотя очень маленький
По оценкам Бачина, чтобы сделать летний сезон привлекательным для туристов, требуется минимум 200 млн руб. Оптимальный же объем средств — 4-4,5 млрд руб.— позволит увеличить протяженность горнолыжных трасс до 100 км, построить новые подъемники, разнообразить и технически усложнить летние и зимние развлечения. Однако тратить в “Розе” будут по мере появления спроса и свободных средств. За год всесезонный курорт может принять 2-3 млн туристов. В предстоящий зимний сезон ожидается около 600-700 тыс.
Тем не менее в ВЭБе обеспокоены возвратом средств “Роза Хутор”. До декабря 2015 года действует мораторий на выплату процентов и тела кредита с механизмом cash-swipe: если появляются свободные средства, они вносятся в счет выплаты по кредиту. ” И ВЭБ, и правительство заняли позицию, что для предметного разговора нужно хотя бы один сезон прожить после Олимпиады,— говорит Бачин.— Все должны друг на друга посмотреть. А то у них есть какая-то финансовая модель, у нас есть, но эти модели не опираются ни на один полноценный сезон. Наша принципиальная позиция — процент по кредиту должен быть не выше 1,5%, это общемировая практика для таких инфраструктурных проектов. Также необходимо увеличить срок кредита хотя бы до 25 лет”. Сейчас ставка по кредиту для “Роза Хутор” — 7,5% (ставка рефинансирования плюс 0,7%), а кредит выдан до 2024 года. ” Если эти два принципа будут приняты, “Роза” сможет жить, работать и процветать”,— говорит Бачин.
“ВЭБ в этой истории такой же заложник, как и бизнес,— поясняет источник “Денег”, знакомый с ситуацией.— Многих олигархов, как и ВЭБ, “попросили” заняться проектами, которые с самого начала выглядели убыточными”.
Чтобы Имеретинская низменность зажила новой жизнью, необходимо еще 10% затрат на Олимпиаду, признался Олег Дерипаска: это благоустройство пляжей, строительство больниц, детских садов и школ, новые дороги. Всего — 150 млрд руб., которые правительство тратить не хочет, считая, что в Сочи и так вложено достаточно. К тому же одно содержание олимпийских объектов в ближайшие три года обойдется бюджету в $7 млрд (266 млрд руб.). Эти средства придется изыскивать Краснодарскому краю. Поэтому местные власти против налоговых льгот и свободной экономической зоны.
Недоинвестирование и метание между спортом и азартом могут стать роковой ошибкой. Превратить Сочи в русский Макао, Атлантик-Сити или Монако можно, если игорная зона займет всю Имеретинскую низменность, а не будет помещена за три забора — подальше от детей. Иначе даже Крыму она не конкурент.