1 этап
№1. Хотите услышать фразу, в которой стояли бы рядом 9 гласных звуков? Извольте!
Я знаю ее и ее июльское увлечение…
Всё ли верно в этом примере? Поясните ваше мнение.
№2. Даны русские личные имена и образованные от них фамилии и женские отчества:
Антон – Антонов – Антоновна; Илья – Ильин – Ильинична; Гаврила – Гаврилов – Гавриловна; Иван – Иванов – Ивановна; Кузьма – Кузьмин – Кузьминична; Петр – Петров — Петровна; Никита – Никитин – Никитична; Фома – Фомин – Фоминична.
От одного из имён фамилия и отчество образованы неправильно, хотя и считаются нормативными. Найдите это имя.
№3. Прочитайте слова с их объяснениями. Если объяснения вам кажутся неправильными, запишите свои.
Пасечник – это человек, который пасёт стадо.
Помощник – это человек, равный мне по мощи.
Денщик – это человек, который ест каждый день щи.
Погонщик – тот, кто носит погоны.
Сверстник – прибор, соединенный с верстаком.
Стрелочник – человек, делающий стрелки для часов.
№4. Расставьте знаки препинания, укажите части речи в предложении.
Он бросил невзначай последний взгляд на дом который был очень стар который несмотря на ветхость и запущенность увы был дорог ему и не оглядываясь поспешно удалился.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Буря в стакане воды, лакмусовая бумажка, загадка Сфинкса, не всякое лыко в строку.
№6. Составьте словосочетания с приведенными ниже словами-паронимами.
Абонент – абонемент, косный – костный, глиняный – глинистый.
№7. Постройте словообразовательные цепочки.
Дымок, дым, дымить, дымчатый, задымить, дымиться.
№8. Напишите антирекламу (подобно теле- или радиорекламе) на одну из предложенных тем.
«Радиостанция, которую не стоит слушать»;
«Фильм, который не стоит смотреть».
№9. Истолкуйте лексическое значение слов.
Холдинг, саммит, секвестр, эксклюзивный.
2 этап
№1. Л. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву Ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв, буква Ё «необязательная к употреблению» (можно писать мед и мёд).
№2. Какая связь существует между словами текст и текстильный? Почему возможно выражение словесная ткань?
№3. Сравните слова обуть и разуть. Какой корень в этих словах? Проведите морфемный анализ слов обуть, обутый, обувь.
№4. Чем объясняется комический эффект фразы?
Возмущённый покупатель потребовал у продавца самую жалобную книгу, какая только имелась в их магазине.
№5. Объясните значения фразеологизмов.
Геенна огненная, соль земли, внести свою лепту, зарыть талант в землю, имя им легион.
№6. Составьте связный текст из приведённых ниже предложений. Какие средства для создания этого текста вы используете? Подчеркните их в своём тексте, укажите над ними их часть речи.
Вчера вечером я покупал билет в Москву.Вчера вечером я случайно встретил Костю.Костина сестра училась со мной в одном классе.Мы с Костей не виделись лет десять.Мы с Костей когда-то жили в соседних домах.Наши отцы вместе увлекались рыбалкой.Нельзя сказать, чтобы наши отцы были друзьями.
№7. Распределите данные слова на словообразовательные типы, учитывая, что к одному типу в словообразовании относятся слова, образованные от одной и той же части речи, с одним и тем же словообразовательным аффиксом и одинаковым словообразовательным значением.
Рощица, пепельница, свидетельница, книжица, львица, волчица, сахарница, утешительница, роговица, орлица, лужица, победительница, передовица, медведица, тупица, хлебница, мыльница, умница.
ОТВЕТЫ
Вам будет интересно:
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по Информатике 2020-2021 ответы и задания
Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания
Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.
- Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
- Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
- Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
- Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
- Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
- Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
- Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
- Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
- Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
- Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!
Интересные задания 10 класса:
ВОПРОС № 1В XVIII веке в Германии вышла книга на немецком языке, содержащая небольшой немецко-русский словарь (Текст I) и перечень наиболее употребительных русских фраз (Текст II).ТЕКСТ I (фрагменты). Примеры из словаря:
ВОПРОС № 7 Один лингвист писал статью о сложных предложениях с союзом потому что. Он рассматривал следующие примеры, взятые им из разных источников: (1) Стоять на полу было нельзя, потому что холодный сквозняк дул из-под двери, коварно обходя уложенный на его пути валик из старого одеяла, и мог остудить мои ноги. (2)
Должно быть, я слишком неосторожно высунул из травы голову, потому что кто-то из пиратов закричал.(3) Рассказы англомана заключали в себе, должно быть, что-нибудь весёлое, потому что старичок начал смеяться желчному задору рассказчика. (4) Колумб открыл Америку, потому что она преградила ему путь к райской Индии… (5)
Лингвист обратил внимание на то, что эти предложения по смыслу делятся на две равные группы. Одну из них он назвал для себя «предложения группы А», а другую — «предложения группы Б». Лингвист провёл первый эксперимент: поменял местами главную и придаточную части в предложениях каждой группы.
Затем он провёл второй эксперимент: попробовал без потери смысла преобразовать в исследуемых предложениях придаточную часть так, чтобы сложные предложения превратились в простые.Вопросы и задания: 1. Разделите предложения на две равные группы (А и Б) и объясните, в чём заключается смысловая разница между этими группами. Укажите, что́ в предложениях одной из групп помогает выполнить это распределение.
2. Воспроизведите первый эксперимент (взяв в качестве примера по одному предложению из каждой группы). Какие свойства предложений группы А и группы Б вы выявили в результате эксперимента?
3. Воспроизведите второй эксперимент (взяв в качестве примера по одному предложению из каждой группы). Какие свойства предложений группы А и группы Б вы выявили в результате эксперимента?
Интересные задания 11 класса:
ВОПРОС № 5В зависимости от способности присоединять прямое дополнение большинство русских глаголов являются либо переходными, либо непереходными (условно отнесём такие глаголы в группу А). Однако есть глаголы, которые в разных значениях способны быть и переходными, и непереходными (условно отнесём такие глаголы в группу Б).
В некоторых лингвистических теориях при описании данного явления используют следующие обозначения:S — подлежащее при непереходном глаголе;A — «деятель» (тот, кто производит действие), выражается подлежащим при переходном глаголе;P — «претерпевающий» (тот, кто / то, что испытывает на себе действие), выражается прямым дополнением при переходном глаголе;
V — глагол.Так, в предложениях Лёша гладит кота / Лёша смотрит телевизор тот, кто смотрит (Лёша), — это А; тот, кого гладят (кот) / то, что смотрят (телевизор), — P.Это модель «А – V – P».В предложении Кот спит / Лёша спит подлежащее (кот или Лёша) при глаголе — S.Это модель: «S – V».
Вопросы и задания:1. Перед вами глаголы разбиться, видеть, сыпать, надеть, которые можно разделить на две равные группы (А и Б). Определите, приводя примеры предложений по модели, предложенной выше, какие глаголы относятся к группе Б.
2. В группе Б можно выделить подгруппы Б1 и Б2. Опираясь на соотношение S, A и P в приведённых вами в п.1 моделях / примерах, сформулируйте принцип, на основе которого выделяются эти подгруппы. Проиллюстрируйте данный принцип на примерах из п.1 для группы Б.
3. Распределите в подгруппы Б1 и Б2 глаголы есть, лить, читать. Аргументируйте свой ответ, используя выявленный в п. 2 принцип и приводя примеры.
4. К какой подгруппе (Б1 или Б2) будет относиться глагол уйти, который в русском литературном языке является непереходным, однако в разговорной речи нередко употребляется как переходный. Докажите свою точку зрения.
5. Опираясь на выявленный вами принцип в п. 2, определите, к какой подгруппе (Б1 или Б2) будет относиться глагол играть. Объясните, в чём будет заключаться неоднозначность.
Интересные задания 9 класса:
ВОПРОС № 1
В XVIII веке в Германии вышла книга на немецком языке, содержащая небольшой немецко-русский словарь (Текст I) и перечень наиболее употребительных русских фраз (Текст II).
ТЕКСТ II (фрагменты). Примеры из списка наиболее употребительных фраз:
1. Оbed gotof ?
2. Ti sdorof ? Tsschego ti prisschol?
Примечание 1.
При наборе немецких слов лигатура «ß» заменяется на «ss», лигатура «æ» на «ае».
Примечание 2.Каждый элемент ответа должен быть проиллюстрирован примером.
Вопросы к тексту I:1. Как передаются латинскими буквами русские буквы, обозначающие шипящие звуки?
2. Как в словаре обозначается латиницей буква Ц?
3. Как в словаре обозначается латиницей буква Ы?
4. Можно ли считать, что в тексте буква Я передаётся латиницей всегда одинаково?
5. Как бы вы записали по-русски слово Sschit / sschit, если бы встретили его в этом словаре?
Вопросы к тексту II:Если допустить, что произношение фраз из текста II в языке XVIII века и в современном языке совпадает, опишите особенности передачи живой речи на письме, используя примеры из списка наиболее употребительных фраз (в сравнении с примерами из текста I).
ВОПРОС № 2Один школьник, читая словообразовательный словарь, выявил, что словарные статьи в нём строятся по определённым принципам.Перед вами пример словарной статьи:По/беж/а/ть — глагол, образован от глагольной основы, способ образования — префиксальный, приставка по- со значением начинательного способа действия (начала действия).
Школьник выписал из словаря некоторые слова и, учитывая только два принципа из тех, которые он выявил, распределил эти слова на пять равных групп.При этом два слова осталось вне групп.Назовите эти два принципа и распределите выписанные школьником слова (гордец, выходец, доходец, канадец, удалец, сослуживец, пловец, европеец, первопроходец, рубец (‘шрам’), властолюбец, огородец) по группам.
Примечание.Группа обычно включает два или более двух элементов.
ВОПРОС №4Заполните пропуски, содержащие исторически однокоренные слова.В. И. Даль определяет существительное ______________________ как ‘дно, основание’. От данного слова образовано наречие ______________________, указывающее на то, что действие осуществлено полностью, без остатка, то есть до самого основания.
В то же время однокоренной бесприставочный глагол ______________________ указывает, с одной стороны, на процесс разложения органических веществ, а с другой — на медленное горение. С этим же вариантом корня есть два прилагательных. Одно из них — ______________________.
Оно означает ‘вечный’. Другое прилагательное — ______________________ — является сложным. Оно может быть заменено синонимом пагубный. К этому же этимологическому гнезду относятся существительные______________________ и ______________________. Первое из них обозначает насекомое, а второе — в переносном значении служит наименованием чего-либо, не имеющего ценности.
Исторически родственным искомым словам является и глагол несовершенного вида, представленный в пословице о лукавых людях в форме 3 л. ед. ч. настоящего времени: ______________________ (приведите эту форму). В то же время про людей, которые живут счастливо и беззаботно, говорят, что их путь буквально ______________________ (закончите выражение, использовав в нём форму краткого страдательного причастия прошедшего времени от соответствующего однокоренного приставочного глагола совершенного вида).
Тот же вариант корня, что и в форме глагола из пословицы о лукавых людях, содержится в образованном суффиксальным способом существительном ______________________, которое называет элемент обуви. Тот же вариант корня содержится в приставочном (с точки зрения исторического словообразования) существительном женского рода ______________________ (ранее оно имело другое окончание в начальной форме и соответственно иной тип склонения), у которого выделяются как общеупотребительные, так и специальные значения (одно из них, например, ‘русло реки’).
По одной из версий, вариант этого корня с другим гласным есть в бесприставочном существительном ______________________, которое в Древней Руси значило то же, что и ______________________, то есть символ власти. От этого бесприставочного существительного образовано прилагательное, которое входит в состав выражения ______________________.
Олимпиадные задания по русскому языку 9 класс | олимпиадные задания по русскому языку (9 класс): | образовательная социальная сеть
1. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.
За каждый правильный ответ – 1 балл
2. В латинском языке есть слово valeo — «становлюсь сильным, здоровым». Какие современные русские слова по происхождению связаны с ним?
За каждый правильный ответ – 1 балл
3. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа: дно, туфля, грузин, простыня, блюдце, эполеты, боярин, колено, полено. Укажите варианты (если есть). Поставьте ударения.
Оценка – 9 баллов
4. Допишите недостающие слова в пословицах об учении, языке.
Во многословии не без …
Учился читать да писать, а выучился петь да…
Оценка – 2 балла
5. Выпишите из данного списка только числительные.
Восьмидесятый, всемером, в-третьих, два, двое, двойка, двойной, оба, пара, пятак, пятый, пятеро, полтинник, трешка, троица.
За каждый правильный ответ – 1 балл
6. Укажите русский эквивалент к иноязычным словам: дебаты, интуиция, изолировать, метаморфоза, приз, тотальный, социальный, превалировать.
Оценка – 8 баллов
7. К какой части речи относится слово «грустно» в приведенных примерах?
1) Мать грустно смотрела на детей. 2) Ожидание было грустно. 3) Мне грустно.
Оценка – 3 балла
8. Выпишите номера односоставных предложений. Определите тип каждого односоставного предложения.
1) В деревнях хорошо хлеб пекут. (И.Бунин). 2) Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу. (С.Есенин). 3) Кипрей – очень теплый цветок. (К.Паустовский). 4) На скалы выбросило два парохода. (К.Паустовский). 5) Что с тобой случилось? 6) Мне другая земля никогда не приснится… (К.Скворцов). 7) Не хотел бы оказаться на твоем месте.
За каждый правильный ответ – 1 балл
9. Какой прием используется в стихотворении? На каком языковом средстве он основывается?
Так спросил у озорного
Кота Васи я:
– Что же значит это слово:
Ка-та-ва-си-я?
Кот весьма любезен был –
Объяснил наглядно:
Всю посуду перебил
И спросил:
– Понятно?
Оценка – 2 балла
10. Назовите автора (авторов) учебника русского языка, по которому вы учитесь.
Оценка – 1 балл
11. Вы знаете, что самые обычные слова, употребленные в переносном значении, у мастера художественного слова приобретают большую выразительную силу. В отрывке из рассказа М.М. Пришвина найдите слова с переносным значением, определите их роль в тексте. Какие еще языковые средства использует автор? С какой целью?
«Видел ли кто-нибудь, как умирает лед на лугу в лучах солнца? Вчера это был еще богатый ручей; видно по мусору, оставленному на лугу. Ночь была теплая, и он успел за ночь унести почти всю свою воду и присоединить ее к большой воде. Последние остатки под утро схватил мороз и сделал из них кружева на лугу. Скоро солнце изорвало все эти кружева, и каждая льдинка отдельно умирает, падая на землю золотистыми каплями».
Оценка – 20 баллов
Ответы.
1.Асимметрия, пломбировать, мещанин, отвар.
За каждый правильный ответ – 1 балл
2. С данным латинским словом связаны русские слова валидол, инвалид, Валерий, валериана, валидный и др.
За каждый правильный ответ – 1 балл
3. Доньев, туфель, грузин, простынь, простыней, блюдец, эполет, бояр, коленьев, во фразеологизмах – до колен, между колен, от колен, встать с колен, поленьев.
Оценка – 9 баллов, но за каждый вариант (слово «колено») баллы добавляются
4. Во многословии не без многословия. Учился читать да писать, а выучился петь да плясать. Оценка – 2 балла
5. Восьмидесятый, два, двое, оба, пятый, пятеро.
За каждый правильный ответ – 1 балл
6. Дебаты — споры, интуиция – чутье, изолировать — отделить, метаморфоза — превращение, приз – подарок, тотальный — всеобщий, социальный -общественный, превалировать – преобладать.
Оценка – 8 баллов.
7. 1) наречие, 2) краткое прилагательное, 3) категория состояния. Оценка – 3 балла
8. 1) Обобщенно-личное, 2) определенно-личное, 4) безличное.
Оценка – 4 балла
9. Речь идет о каламбуре, который основан на использовании омофонов.
Оценка – 2 балла.