Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап) | Олимпиадные задания по русскому языку (6 класс): | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку 6 класс | олимпиадные задания по русскому языку (6 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада по  русскому языку

Задание 1.  Поставьте ударение в словах. Распределите их по группам в зависимости от места ударения.

Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча,

звонишь, договор,  процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

Какой словарь помог бы тебе правильно расставить ударения в словах?

_______________________________________________________________________

Задание 2.    Подчеркните   слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

  Вьюга, моя, съёмка, ясный, семья, песня, ель, пыль, Ялта, льют.

Задание 3 . Выполните морфемный разбор слов:

Осинка,        царапинка,         снежинка,         осетринка,               тропинка,              корзинка,  

 росинка,         приморский

Задание 4.. Укажите, какие из данных слов происходят от того же корня, что и слово  стол. Укажите номера правильных ответов.

  1. столовая;  2) столяр;  3) застолье;  4) столица;  5) столетник;  6) столешница;  7) престол.

_______________________________________________________________________________

Задание 5.  К данным существительным подберите имена прилагательные:

_______________________боль

_______________________шампунь

_______________________тюль

 _______________________рояль

 _______________________полынь

_______________________домишко

_______________________иваси

_______________________путь

_______________________бандероль

 _______________________мозоль

_______________________какао

_______________________шаль

Задание 6. Выпишите из текста слова, которые:

1)склоняются:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2) спрягаются:____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) не склоняются и не спрягаются: _________________________________________________________________________________________ 

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит подле красивой липы.

Задание  7. Распределите данные словосочетания, называющие продукты питания, на две группы в зависимости от одного постоянного морфологического признака имени прилагательного в их составе  Объясните свой ответ.

  Пряный хлеб, терпкий напиток, горький шоколад, острый бульон, сладкий перец, кислые щи.

Укажите, какое из данных словосочетаний со временем изменило своё значение, и докажите свою точку зрения.  

Задание   8.  Объясните разницу в значениях слов, составив словосочетания. Как называются эти слова в русском языке?

Абонент__________________________________________________________________________________абонемент________________________________________________________________________________

глиняный________________________________________________________________________________

глинистый_______________________________________________________________________________ эффектный______________________________________________________________________________

эффективный_____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Задание  9.  В  данных  фразеологизмах  перепутаны  слова,    восстановите  каждый  фразеологизм, укажите его значение:

Задание 10.  Укажите,  от  каких  имен  собственных  образованы  фамилии  (имя  необходимо  дать  в начальной форме) Митяев, Тарасенко, Терентьев, Федосюк, Фадеев

Митяев___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тарасенко________________________________________________________________________________

Терентьев________________________________________________________________________________

Федосюк_________________________________________________________________________________

Фадеев___________________________________________________________________________________

Задание 11.    В книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» героиня говорит «А не пролечу ли я всю землю насквозь? Вот будет смешно! Вылезаю, — а люди вниз головой! Как их там зовут?.. Антипатии, кажется?» Что имела в виду Алиса, употребляя слово антипатии? Как бы вы назвали людей, живущих на противоположной стороне земли? Как называется словарь, который помог бы ей их назвать?

Задание 12.   Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный разбор  указанных в таблице слов. Укажите морфологические признаки слов.

Кусодка нырво подзикала  и стала  отпакать мылюту.

Задание 13  . Замените устаревшие слова словами современного  русского языка.

Перст- ______________________                                   сей — ____________________________________

ратай — ______________________                                  стезя —  __________________________________

трапеза — ____________________                                   тщетно — _________________________________

уповать — ____________________                                  чета — ____________________________________ чадо — _______________________

Задание  14 . Даны белорусские существительные и их переводы на русский язык: дула – дуло, дэпо – депо, цэны – це́ны, дзева – дева, цернi – тернии, у рове – во рву. Переведите на белорусский язык слова центр, дети, темп. Переведите с белорусского языка на русский язык слова цела, у роце.

Задание  15. В одной из обрядовых песен читаем: 

«Верно я те, кормилец батюшко,

Не слуга да была верная,

Не роботница надёжная».

А в балладе А.С. Пушкина есть такие слова:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, 

 Расстаться настало нам время…»

К какому роду относится выделенное слово в каждом из текстов? Объясните свою точку зрения (в текстах есть слова-помощники).

Задание 16.  В русском языке есть примеры того, как из слова можно получить предложение или его часть, если использовать пробелы между буквами. Например: ананас – а на нас (посмотрели). Приведите собственные примеры таких слов (оцениваются два примера).  

Задание 17.   Прочитайте предложение и ответьте на вопросы к нему.

Всеволодъ же слышавъ се иде на Рязань с сынми своими и пришедъ ста у града Рязаня.

1.Переведите на современный русский язык данное предложение.

2.Какого рода  слово «Рязань» в этом предложении? Докажите, опираясь на это предложение и на факты русского языка.

3.Выделите  морфемы  в  словоформе сынми,    употребительно  ли  окончание  в современном  русском  языке?  Если  да,  то  в  каком  слове/словах?    Какова современная форма данного слова?

Задание 18. Константин Георгиевич Паустовский писал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Как вы понимаете смысл этого высказывания? Аргументируйте ответ. Приведите два примера.

Олимпиада по русскому языку для учащихся 6-7 классов | олимпиадные задания по русскому языку (6 класс): | образовательная социальная сеть

Задания олимпиады по русскому языку

для учащихся 6-7-х классов

  1. Что означает выражение «черное золото»?

А) уголь

Б) золото

В) земля

Г) нефть

2.  Найдите и отметьте словосочетание

       А) добрый человек

       Б) более высокий

       В) около дома

       Г) пришла зима

3.   Как по-другому называют триумф?

       А) памятник

       Б) победа

       В) смелость

       Г) поражение

4. В каком слове произносится сочетание [ЧН]?

      А) скучно

      Б) конечно

      В) игрушечный

      Г) яичница

5. Это животное – шипы для лазанья

      А) змеи

      Б) собаки

      В) медведи

      Г) кошки

6. В каком слове ударение падает на первый слог?

      А) звонит

      Б)  ремень

      В)  жалюзи

      Г) заговор

7. В каком ряду во всех словах все согласные звуки являются твердыми?

      А) объем, мечта, овраг

      Б) лыжи, цирк, тушь

      В) чаша, модель, лед

      Г) плащ, бал, ночь

8. Найдите «четвертое лишнее» слово в одном из рядов

      А) подлежащее, дополнение, сказуемое, определение

      Б)  отважный, храбрый, доблестный, смелый

      В)  гора, гористая, горняк, горный

      Г) трое, двое, пятнадцать, семеро

9. Если в данных словах переставить буквы, то получатся названия животных. В каком слове этого не произойдет?

      А) камыш

      Б)  банка

      В)  брак

      Г) ладонь

10. Найдите предложение, в котором допущена ошибка в употреблении фразеологизма

      А) Петя на уроке труда  работал спустя рукава

      Б)  Гриша водил всех за нос

      В)  девочка прочитала книгу от корки до корки

      Г) язык не поднимается говорить об этом

11. В каком слове нет приставки ПОД (ПОДО)?

      А) подбежать

      Б)  подарок

      В)  подсвечник

      Г) подобрать

12. Маша написала: «Одеть ребенка». Надя написала: «Надеть ребенка». Миша написал: «Надевать ребенка», а Саша написал: «Одевать ребенка». Кто из них прав?

      А) только Маша

      Б)  Маша и Саша

      В)  никто

      Г) Миша и Надя

13. Как объяснить отсутствие запятой в предложении: «»Дождь льет как из ведра»?

      А) здесь есть фразеологизм        

      Б)  здесь есть сравнительный оборот

      В)  здесь есть ошибка

      Г) нет верного ответа

14. В каком словосочетании есть ошибка?

      А) обидный ребенок

      Б)  счастливый человек

      В)  дружные ребята

      Г) хороший день

15. Найдите спрятавшееся слово

      А) хлев

      Б)  роса

      В)  капель

      Г) задача

Бланк ответов на задания олимпиады по русскому языку

для учащихся 6-7-х классов

Ответы

Бланк с ответами на задания олимпиады по русскому языку

для учащихся 6-7-х классов

Ответы

Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 6 класса (школьный этап) | олимпиадные задания по русскому языку (6 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку

Сахалинская область

Школьный этап

2022-2020 учебный год

6 класс

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
А) звонИт
Б) шОфер
В) творОг
Г) тортЫ

2. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их.
А) Семь раз отмерь – один отрежь.
Б) В поэтической речи глаза часто называют очами.

В) Сова спит днём, а охотится ночью.
Г) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

3. В каком предложении знаки препинания расставлены НЕПРАВИЛЬНО? Исправьте ошибку.
А) Едет Алёша, да всё оглядывается на брата с сестрой.
Б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
В) «Я не ветеринар», — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Г) Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.

4. В каком предложении только один главный член? Выпишите его, подчеркнув как член предложения.
А) Мальчик весел.
Б) Вы будете на собрании? 
В) Было решено собраться после ужина.
Г) Два братца пошли на речку купаться. 

5. Эти пять слов оканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Выпишите его. Обоснуйте свой выбор.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

6. Объясните значение словосочетанийзавели собаку, завели песню, завели мотор, завели врага. Как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение?  

7. Выпишите из предложения ВСЕ словосочетания

Пушистый кот потянулся и лениво вышел из комнаты.

8. Какими частями речи могут быть следующие словастоловая, стих, яркоСоставьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи

9. К данным пословицам подберите аналогичные (похожие) русские пословицы.

А) Сын леопарда тоже леопард (пословица народов Африки).

Б) Молчание – цветы (японская пословица).

В) Продающий веер обмахивается рукой (китайская пословица).

Г) Это случится тогда, когда свинья на дуб в желтых тапочках заберется (польская пословица).

10. Творческое задание (по выбору)

10.1 Помогите понять смысл текста, перепишите его в первоначальном варианте. 

Приглашайу тиба на свадьбу дочери. Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить. Бока. Сахар. 

10.2  Ответьте на вопрос: «Всегда ли добро побеждает зло?». Свой ответ аргументируйте примером из литературного произведения и из жизни. Объём работы составляет 7-10 предложений.

Ответы

1— А (1 балл)

2— Б (2 балла) 

3- А (2 балла)

4- В (2 балла)

5. Казак. В этом слове «казак»- корень, в остальных словах буквосочетание

  –АК является суффиксом. (2 балла) 

6. Завели собаку – заимели, приобрели, завели песню — запели, завели мотор – привели в действие, завели врага – разозлили.

Такие слова называются омонимами (5 баллов).

7. Пушистый кот, лениво вышел, вышел из комнаты (3 балла).

8. Столовая- существительное и прилагательное, стих – существительное и глагол, ярко- краткое прилагательное и наречие (6 баллов).

9. А) Яблоко от яблони недалеко падает.

    Б) Молчание – золото.

    В) Сапожник без сапог .

    Г) Когда рак на горе свистнет / После дождичка в четверг (8 баллов).

10. 1 

Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.                                     Пока.  Захар

 (15 баллов: по 1 баллу за каждое исправленное слово).

10.2

Итоги олимпиадной работы

Поделиться

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку школьный этап 2020-2021 учебный год, ответы и задания (видеоразбор) для 4,5,6,7,8,9,10,11 класса (ВсОШ), официальная дата проведения в Москве: 22.09.2020-25.09.2020 (22-25 сентября 2020 год).

Оцените статью
Олимпиада