Олимпиады по русскому языку для начальной школы | Учебно-методический материал по русскому языку по теме: | Образовательная социальная сеть

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку | консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Технология подготовки учащихся начальной школы к олимпиаде по русскому языку

Предметные олимпиады

Олимпиада (греч.) — это соревнование учащихся на лучшее выполнение заданий в какой-либо области знаний

По уровню проведения олимпиады бывают:

— школьные

— районные

— областные или краевые

— всероссийские

— международные.

По форме проведения:

— очные

— очно-заочные

— заочные (дистанционные)

— сетевые.

Очные и заочные олимпиады проводятся уже давно. А вот дистанционные и сетевые олимпиады появились сравнительно недавно, но количество участников в них постоянно растёт.

Дистанционная эвристическая олимпиада — это олимпиада, в которой участники и организаторы удалены друг от друга, находятся в разных городах, странах. Участие в олимпиадах осуществляется с помощью электронной почты, форумов, а также других ресурсов сети Интернет.

Дистанционные олимпиады могут выполняться несколько дней, а вот сетевая олимпиада проходит в режиме реального времени Интернет.

Критерии дистанционной олимпиады:

— оригинальность;

— глубина;

— нестандартность;

— степень творческой реализации.

По количеству участников:

— командные;

— персональные.

Цели и задачи проведения олимпиад по русскому языку

    Можно ли создать технологию эффективной подготовки «призёров» как минимум муниципального  уровня?

Исходное положение № 1

Какими бы сложными ни были олимпиадные задания, они строятся на основе школьного курса русского языка и программы. Задания усложняют и логически развивают базовые предметные знания, облекают их в занимательную форму!

Исходное положение № 2

Полное прохождение программного материала.  Необходим интенсивный курс занятий, желательно ежедневных, когда весь школьный материал не только «проходится», но и усваивается, контролируется, пока ребёнок не будет «удерживать в голове» 90% базового школьного курса.

   Последующее углубление материала может происходить в любых формах и по любым источникам.

Исходное положение № 3

Одаренный ребенок — «олимпиадник» должен обладать следующими качествами:

Принципы, лежащие в основе подготовки учащихся к олимпиаде:

  • Принцип максимальной самостоятельности – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой,  при решении различных заданий.
  • Принцип активность знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент.
  • Принцип опережающего уровня сложности. Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
  • Принцип опоры на результаты прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

Принцип гуру: На последнем занятии перед олимпиадой необходимо напутственное слово учителя, необходимо поговорить с учащимися о тактике  выполнения  заданий на самой олимпиаде, настроить, убедить, что победителями все не бывают «Главное не победа, главное участие. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя». За два три дня лучше отказаться от решения заданий, чтобы не привести к психологическому утомлению организма и, как следствие, притуплению творческого потенциала. Во время этой паузы накапливаются резервы и желание добиться успеха на олимпиаде.

Правила
построения собственной системы подготовки учащихся к участию в олимпиадном движении

Привлекать учеников к участию во всех возможных открытых дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку!

Основные формы работы:

Коллективные:

Индивидуальные:

Методы и приемы работы с учащимися:

Результаты школьного уровня олимпиады:

Участники олимпиады продемонстрировали:

Типы заданий и примеры:

Задания условно можно объединить в три больших блока: тесты, задачи, творческие задания

1. Лингвистические тесты . К этому типу можно отнести задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Задания тестового характера могут проверять знание трудных случаев орфографии и пунктуации, владение орфоэпическими и грамматическими нормами, навыки морфемного и синтаксического разбора. К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме. В тестовой форме могут быть предложены задания, позволяющие выявить широту кругозора, знание истории русской письменности и русского языкознания, историко-культурных сведений о языке, оценить словарный запас, знание семантики русских слов и фразеологизмов, стилистических ресурсов языка.

     Пример:1. Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки.

1) столица           2) здоровье          3) поход        4) свобода 

2. Лингвистические задачи 

     Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие: а) знаний в разных областях русского языка; б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа; в) языкового чутья и лингвистической догадки; г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

      Типология лингвистических задач учитывает разные виды деятельности, необходимые для их успешного выполнения. Они определяются в соответствии с формами речевой деятельности и общими направлениями анализа языкового материала и единиц языка.

      Изучение нормативной грамматики и лексики на уроках русского языка в школе – это знакомство с системой языка, иногда воспринимаемой как совокупность правил. В реальной речевой деятельности, которая всегда более разнообразна, чем «правила языка», мы сталкиваемся с живыми текстами, преподносящими трудные задачи для всех говорящих. Поэтому и классификацию заданий возможно производить в рамках отношений текста и языка (от текста к языку и обратно).

I. От текста к языку. В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.

Выполнение заданий требует навыков аналитического чтения, направленного на правильное понимание речи. Подобные задания в большей мере помогают оценить лингвистические способности, языковое «чутье», глубину восприятия слова, навыки анализа языкового материала. В качестве примера могут быть приведены вопросы по лексике и фразеологии:

В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»? 

Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.

К заданиям данного типа можно отнести и комментирование и исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Например:

Объясните причину орфографических ошибок: бульён, маёр, ёг. 

II. От языка к тексту. Здесь моделируется активная речевая деятельность, то есть процесс письма с целью выражения и сообщения мысли. Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Требуется применить эти сведения к анализу предложенных фактов речи. В этом случае также следует выделить две возможные группы заданий.

III. От языковых фактов к системе языка. В этом разделе могут быть представлены довольно разнородные задания структурно-лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой-либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания этого типа объединены в две группы.

IV. От языка к науке о языке, описанию языка. Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ фактов языка требует и научной эрудиции.

     3. Творческие задания 

   Творческие задания, направленные на создание развернутых высказываний, текстов

Примеры заданий:

  1. По данным рифмам сочинить стихи;
  2.  Напишите сочинение-миниатюру об орфографии «И всё-таки она хорошая», пользуясь одноимённой книгой М. В. Панова;
  3. Преобразование, творческая переработка текста; перевод зашифрованного текста.

Памятка
для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

  • Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
  • Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
  • Повторите грамматические нормы употребления слов; необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
  • Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
  • Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
  • Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку, орфографическому словарю.
  • Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
  • Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.

Показатели эффективности выбранной технологии подготовки к олимпиадам:

— удовлетворённость детей своей деятельностью;

— повышение уровня индивидуальных достижений в образовательных областях;

Что даёт участие в олимпиадах ребёнку? 

1. Получение жизненного опыта.

2. Расширение кругозора, интеллектуальный рост.

3. Более успешное обучение школьным предметам. (Приобретение навыков применения нестандартных умений в нестандартных ситуациях, использование навыков логического мышления, умение обобщать, проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию).

4. Творческий рост, развитие личностных компетенций.

5. Умение оценивать себя.

6. Радость успеха.

7. Возможность поступления в престижные учебные заведения.

Организация олимпиад для учащихся начальных классов по русскому языку:

Для проведения каждой олимпиады определено базовое учреждение. При проведении олимпиады члены творческого совета организуют встречу участников. Размещают лиц, сопровождающих детей, осуществляют учёт детей и кодирование олимпиадных работ. Для учащихся начальной школы городской тур олимпиады – это всегда праздник. Для ребят проводится торжественная линейка, представление педагогов в аудиториях, вручение эмблем, затем ребята расходятся по аудиториям, получают пакет заданий и после инструктажа приступают к выполнению заданий. Все задания составлены с учётом учебных и возрастных особенностей учащихся.

По завершению работы материалы сдаются педагогу – организатору. Далее творческий совет проверяет работы по ключу. Результаты протоколируются, указываются выявленные ошибки. На заседании методического совета, после проведения всех предметных олимпиад, работы детей, набравших наибольшее количество баллов, дешифруются. Результаты предметных олимпиад педагоги школ узнают из городского приказа.

Завершается олимпиадный марафон большим праздником, на котором проходит награждение победителей по всем предметам. Творческие коллективы школы поздравляют ребят и педагогов. Победители олимпиад, вместе с дипломом и музыкальным подарком получает возможность сфотографироваться с педагогом и всеми призёрами олимпиады.

Олимпиады занимают важное место в развитии детей. Именно на 1 ступени обучения происходят первые открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности развивают ребёнка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

В заключении нельзя не сказать, что за каждой предметной олимпиадой, стоит труд не только методиста, но и большого коллектива педагогов.

Олимпиады по русскому языку для начальной школы | учебно-методический материал по русскому языку по теме: | образовательная социальная сеть

Олимпиадные задания по русскому языку в 4-ом классе.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Он буд…т хорошо учиться.

Он буд…т меня каждое утро.

  1. Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым? Обведи его.                       я    ты     он    мы     вы
  2. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 5 10 14 1. Напиши имя мальчика.              ________________________
  3. Сколько раз встречается звук т в предложении? Напиши ответ.

Документ подписан директором.          _______________

  1. Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Что это? Напиши ответ.               __________________
  2. Отгадай загадку – напиши ответ.

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.             _________________________

  1. Подчеркни пары однокоренных слов.

проданный – преданный

учитель – учитывать

слеза – слезать

камень – каменщик

левый – львиный

  1. Расшифруй слова и запиши получившееся предложение.

Прежде  чем  вся  7я  о5  сядет  за  100л, пре2рительно вы3  со  стола.  _____________________________________________________

___________________________________________________________

  1. Подчеркни подлежащее и сказуемое в каждом предложении.

Брат сварил кофе.  Кофе выпил брат.

  1. Как называется сказка и кто его автор? Напиши ответ.

Пришёл невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Отпусти ты, старче, меня в море …

__________________________________________________________

Олимпиадные задания по русскому языку в 3-ем классе.

  1. Подбери и запиши слова с противоположным  значением.

друг  — ___________

холод  — ____________

шум  — ____________

  1. Преврати  шест  в число, а  угол  в топливо при помощи одной буквы и напиши эти слова.  _______________________________________________
  2. Можно ли имена существительные  ножницы и сани поставить в единственном числе. Обведи правильный ответ.

                                   да             нет

  1. В каком слове слышатся  сорок  а?             ____________________________
  2. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.

берег, огород, красивый, обед

деревня, лошадь, бежать, девочка

я, мы, друг, он

быстрый, скорый, конь, большой

  1. Отгадай загадку – напиши отгадку.

Всегда во рту, а не проглотишь.

            ____________________________

  1. Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?  Напиши ответ.

              ________________________________

  1. Вставь, где надо, разделительный ь.

Кол…я принёс домой кол…я для забора.

  1. Употреби слова  волчонок  и  волчок  правильно.  Впиши их  в предложения.

Из норы вылез ____________________ .

Маше купили игрушку – музыкальный ______________________.

  1. Из какой сказки эти слова?  Кто его автор? Напиши ответ.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

            _____________________________________________

Олимпиадные задания по русскому языку во 2-ом классе.

  1. Какие гласные буквы обозначают два звука? Обведи их.

                   а      я     у       ю    ы

  1. Напиши слово, состоящее из семи я.      ______________________
  2. Вставь пропущенные буквы в слова.

Маш..на, ж…вотное, ч…йник, щ…тка, дев…чка, мальч…к, баб…чка, к…кла.

  1. Подчеркни слова, которые неправильно перенесены.

Зме-я, гай-ка, ча-йка, О-ля, ма-ши-на, слон-ик, ле-то.

  1. Напиши, как большой дом превратить в маленький?                                                _________________
  1. Отгадай загадку – напиши ответ.

Я прихожу с подарками.

Блещу огнями яркими,

Зелёная, забавная,

На Новый год – я главная!

Пускай, как ёж, колючая,

А для ребят – всех лучше я!                   ___________________________

  1. Угадай слово и напиши его:  элек3к.      ______________________________
  1. Одинаковые ли эти предложения? Обведи правильный ответ.

Мальчик купил альбом.

Альбом купил мальчик.                        да                нет

  1. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

пара, парный, паровой

носильщик, носатый, поднос

лето, лететь, летний

  1. Напиши, чья это песенка?

Я  Тучка,  Тучка,  Тучка,

а  вовсе  не  медведь.

Ах,  как  приятно  Тучке

по  небу  лететь!  

                        ___________________

Ответы.

4 класс.

  1. Он будет хорошо учиться.

Он будит меня каждое утро.   (2 балла)

  1. Я   (1 балл)
  2. Дима   (2 балла)
  3. 3 раза   (3 балла)
  4. Язык   (1 балл)
  5. Дневник   (1 балл)
  6. Камень – каменщик    (1 балл)
  7. Прежде  чем  вся  семья  опять  сядет  за  стол, предварительно вытри  со  стола.    (1 балл)
  8. Брат  сварил кофе.  Кофе выпил брат.     (2 балла)
  9. «Сказка о рыбаке и рыбке»,  А.С.Пушкина.     (2 балла)

3 класс.

  1. друг – враг, холод – тепло, шум – тишина   (2 балла)
  2. шест – шесть, угол – уголь    (2 балла)
  3. нет    (1 балл)
  4. сорока    (1 балл)
  5. красивый, бежать, друг, конь    (2 балла)
  6. язык    (1 балл)
  7. буква р  (1 балл)
  8. Коля принёс домой колья для забора.    (1балл)
  9. Из норы вылез волчонок.

Маше купили игрушку – музыкальный волчок.    (1 балл)

  1. «Сказка о рыбаке и рыбке»,  А.С.Пушкина.     (2 балла)

2 класс.

  1. я, ю   (1 балл)
  2. семья       (1 балл)
  3. Машина, животное, чайник, щётка, девочка, мальчик, бабочка, кукла.   (2 балла)
  4. Зме-я, ча-йка, О-ля, слон-ик.    (2 балла)
  5. дом – домик     (1 балл)
  6. Ёлка      (1 балл)
  7. Электрик     (1 балл)
  8. Да    (1 балл)
  9. Паровой, носильщик, лететь      (1 балл)
  10. Винни-Пуха     (1 балл)
Оцените статью
Олимпиада