- Программа по подготовке у олимпиаде по русскому языку в начальной школе | рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- Олимпиады для начальных классов по русскому языку | олимпиадные задания по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
- Школьные олимпиады по русскому языку для 2, 3, 4 классов. | олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
Программа по подготовке у олимпиаде по русскому языку в начальной школе | рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Программа
«Подготовка учащихся к участию в предметной олимпиаде
по русскому языку в начальных классах»
Выполнила:
Никишина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
г. Азов
Пояснительная записка
Данная задача является приоритетной в нашей образовательной организации и реализуется через основную образовательную программу. В связи с этим, разработана программа подготовки учащихся к участию в олимпиаде по русскому языку в начальной школе. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Данная программа может быть использована педагогами начальной школы для подготовки учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку.
Самостоятельная деятельность учащихся организуется на занятиях с использования различных форм работы: лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов; проектной деятельности; самостоятельной работы (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными заданиями.
Наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников выявляют через:
На занятиях используются современные оценочные средства: задания школьных и дистанционных олимпиад различного уровня, тесты, тренажеры.
Для отслеживания результатов используется диагностический инструментарий (интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету). Оценка индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям прослеживается при создании индивидуального портфолио, карты результативности участия учащегося в олимпиадах и конкурсах, рейтинга достижений и олимпийского рейтинга.
Основные технологии:
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств.
Подготовка учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку предусматривает привлечение социальных партнёров ( детской городской библиотеки, музейно — выставочного центра) при поиске необходимой информации, участие в дистанционных конкурсах («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ», сайт «Продленка» , «Инфоурок»и т. д.).
Основная часть
Цель: подготовить учащихся к предметным олимпиадам различного уровня, расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку.
Задачи:
Обучающие:
Воспитывающие:
Развивающие:
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий:
В каждом занятии прослеживаются три части:
Основные технологии:
Методы:
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места программы в учебном плане
Программа рассчитана на 2 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут в 3-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3–4-х классов.
Подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года. Индивидуальная работа по подготовке к олимпиаде для каждого учащегося строится от движения от незнания к знанию, от практики до творчества. Для отслеживания результатов используется диагностический инструментарий (интеллектуальные соревнования по каждому разделу программы по предмету). Оценка индивидуальной успешности учащихся по вариативным показателям прослеживается при создании индивидуального портфолио, карты результативности участия учащегося в олимпиадах и конкурсах, рейтинга достижений и олимпийского рейтинга.
Система подготовки участников олимпиад:
Наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников выявляют через:
— наблюдения в ходе уроков, при проведении самостоятельных работ, тестов, контрольных, после школьной предметной олимпиады по принципу: кто лучше справился с заданиями идёт на ступень выше;
— проведение диагностики одарённости;
— организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
— оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.
Планируемые результаты.
2-й класс
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
3- класс
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
- отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
4- класс
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
- самостоятельно отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- пользоваться словарями, справочниками;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
Тематическое планирование.
3 класс
Тематическое планирование
4 класс
Диагностические методики:
Диагностические методики определения одаренности (А.И. Савенков), Методика «Исследования словесно – логического мышления младших школьников» (Э.Ф. Замбацявичене), задание «Совместная сортировка» (Бурменская, 2007), методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А.), методика «Определение активного словарного запаса», диагностика сформированности познавательных УУД в 3 и 4 классах.
Ожидаемые риски при реализации программы
К числу возможных рисков можно отнести:
- Непонимание частью родителей учащихся целей и задач реализации программы;
- Снижение комфортности самочувствия учащихся, связанное с затруднениями делать выбор и нести за него ответственность;
- Недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов;
- Возможные перегрузки учащихся и педагогов;
- Снижение уровня поддержки социальными партнерами.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое и информационное обеспечение
- Примерная программа по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку.
- Печатные пособия: словари: толковый, фразеологизмов, морфемный и словообразовательный, контрольно – измерительные материалы.
- ИКТ Экранно-звуковые пособия — аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по подготовке к предметной олимпиаде по русскому языку
- Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, мультимедийный проектор, экспозиционный экран размером не менее 150Х150 см, компьютер, принтер струйный цветной.
Контрольно — измерительные материалы для учащихся:
1. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 – 4 классы. М.: Просвещение, 2022 г.
2. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009 г.
3. Н.Г. Белицкая, А.О. Орг Школьные олимпиады. Начальная школа. 2 – 4 классы. М.: Айрис – пресс, 2022 г.
4. Н.Г. Белицкая, А.О. Орг Олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Окружающий мир. 2 – 4 классы. М.: Издательство Оникс, 2022 г.
5. Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2022 г.
Литература для учителя:
- Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку 2 – 4 классы. М.: Просвещение, 2022 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1994 г.
- Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема Педагогика, 2000 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
- Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991
- Одинцов В. В. Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.
Олимпиады для начальных классов по русскому языку | олимпиадные задания по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Олимпиада.
Стань победителем!
1) Подчеркни лишнее слово в каждой строчке.
Пара, парный, паровой. Носильщик, носатый, поднос.
Лето, лететь, лётный.
2) Напиши слово, состоящее из четырёх букв, в котором о встречается трижды.
3) С какой частью речи не употребляется предлоги? Выбери правильный ответ (имя сущ., имя прил., глагол).
4)В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.
Берег, огород, красивый, обед.
Деревня, лошадь, бежать, девочка.
Быстрый, скорый, тишина, проворный.
5) Укажи часть речи выделенного слова.
Снежное покрывало всё поле покрывало.
6) Может ли чайник кипеть? Обоснуй свой ответ.
7) Впиши в четыре клеточки слово ласточка.
8) Поставь ударение в словах.
Алфавит, красивее, понял, столяр, творог, документ, портфель, звонят, баловать.
9) Допиши в предложения недостающие слова.
Чудо-лесенка в метро называется _____________
Для того, чтобы вырыть траншею, необходим____________
10) Подбери и запиши слова с противоположным значением. Друг – …, холод –…., шум –…
11) Отгадай загадку.
Есть в реке и озере, а в воде нет; есть в огурце и в арбузе, а в дыне нет. Что это?
Школьные олимпиады по русскому языку для 2, 3, 4 классов. | олимпиадные задания по русскому языку (2 класс) по теме: | образовательная социальная сеть
Школьные олимпиады по русскому языку в начальных классах.
Составила: Аверьянова Инна Алексеевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10 г. Ковров
Школьная олимпиада по русскому языку. 4 класс.
Фамилия, имя _________________________________________________________
Запиши синонимы (слова близкие по смыслу), состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.
Горе — ______________
Мороз — _____________
Сообщение — ________________________
Прочитай транскрипцию, запиши слова, укажи часть речи.
с,ивод,н,а ацв,итат, аб,й,ивл,эн,ий,э
___________________________________________________________________________
Разбери по составу слова с суффиксом «чик».
Ключик, стульчик, мячик, перчик, карманчик.
В каждой группе слов найди «лишнее», подчеркни его и объясни.
А) Молоко, бревно, лось, лес, осина. ____________________________________________
Б) Клевета, забота, истина, весна, победа. ________________________________________
в) Они, мы, сани, вы, ты. ______________________________________________________
г) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь. ______________________________________
6. Закончи выражения:
Дружный ……………….. , дружеский …………………. , рыбный …………….., рыбий ……………..,
обидный …………………, обидчивый …………………………….. .
Замени словосочетания близким по значению глаголом.
Задирать нос — ……………………….
Бить баклуши — ………………………
Повесить нос — ………………………..
8Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам.
Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает. _____________________________________
Вьетнамская: Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
______________________________________________________________________________
9Вставь в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.
Я …. утра ….. лесу гуляю, … малину, ежевику,
…… росы я весь промок. …. ежа и ежиху,
Но зато теперь я знаю … которой …. ежат
… берёзку и …. мох, Все иголочки дрожат.
10Выбери и отметь значком « » предложения с однородными членами.
А) В кабинете у доктора жили ёжики, зайцы и белки.
Б) Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
В) Мама засмеялась, наклонилась ко мне и поцеловала.
Г) Ветер весело шумит, судно весело бежит.
11. Найди речевые ошибки в предложениях. Запиши предложения правильно.
Повар посолил суп солью. ______________________________________________________
У Юры жил молодой котёнок. ____________________________________________________
На хрустальной люстре было много висячих висюлек. ________________________________
Вставь пропущенные буквы «е» или «и».
В…сеть, на в…су, зав…сать, занав…с, в…сячий.
Школьная олимпиада по русскому языку. 2 класс.
Фамилия, имя __________________________________________________
Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв неравное.
Ёлка, берёза, листок, корень, полью, лейка.
Прочитай стихотворение. Подчеркни слова, в которых произносится звук [ш].
— Ты скажи мне, милый ёж, — Тем он, лисонька, хорош,
Чем ежиный мех хорош? Что зубами не возьмёшь.
Поставь ударение в словах.
Алфавит, звонит, щавель, портфель, ворота.
Найди слова, которые можно переносить. Раздели их для переноса (ма|ма):
Чайка, стриж, снегирь, енот, волк, заяц, ольха, листья.
Отгадай слова:
Смор1а. Ви3на. За1ка.
___________________________________________________________________
Допиши названия животных в устойчивые выражения:
Голоден как _____________, труслив как ___________, хитёр как ______________,
нем как ___________, писать как _________________ лапой.
В каждой группе слов найди одно лишнее. Подчеркни его и объясни, почему ты его выбрал.
Пётр, Коля, Серёжа, Егоров ___________________________
Мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет ______________________________________
Жираф, ножик, шишки, коршун, кожица ______________________________________
Исправь ошибки в поговорках.
Нашла коза на камень. Ус хорошо, а два лучше.
Раздели текст на предложения.
Птицы.
У дома рос клён на ветки клёна сели галки Зоя и Витя сыпали крошки хлеба птицы клевали корм.
Олимпиада по русскому языку. 3 класс.
Фамилия, имя ________________________________________________________
Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквой в русском алфавите, получилось 5.10,14, 1. Напиши имя мальчика.
_______________
Злой волшебник перепутал звуки и буквы в словах. Наведи порядок, запиши слова правильно.
Агарот, райя, йула, марос, дуп.
_____________________________________________________________
Найди лишнюю пару слов и подчеркни её.
глубокий — мелкий
смелый — храбрый
чистый — грязный
молодой – старый
Замени каждый фразеологизм глаголом.
Лететь сломя голову — ________________________
Держать язык за зубами — ______________________
Намять бока — ________________________________
Чесать языком — _______________________________
Клевать носом — _______________________________
Определи, к какой части речи относятся выделенные слова.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Запиши слово, объединяющее те, что за скобками (число чёрточек равно числу букв).
Зевака (- — — — — -) птица. Животное (- — — -) безбилетник.
Соедини линией русские пословицы и пословицы других народов в зависимости от смысла.
Когда рак на горе свистнет.* *Находясь среди ворон, нужно каркать, как они.
С волками жить – по — волчьи выть.* *Тихая река берега подмывает.
В тихом омуте черти водятся. * * Когда у меня на ладони волосы вырастут.
Напиши 5 дней недели, не пользуясь указанием чисел месяца и не называя дней недели.
______________________________________________________________________________
Отгадай шараду. Шарада – это загадка, где загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельной.
Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале. ______________________
Вставь пропущенные буквы.
Я ружьишко зар…дил и морковку прор…дил, в огороде ув…дал, как кустарник ув…дал. Грязной тряпкой окна тру…, бесполезный это тру… .