- Вам будет интересно:
- Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания
- Задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (2020-2021 учебный год)
- Интересные задания:
- Олимпиада по русскому языку 10-11 класс | олимпиадные задания по русскому языку (10 класс): | образовательная социальная сеть
Вам будет интересно:
Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по ЛИТЕРАТУРЕ 2021-2022 ответы и задания
Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания
Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.
- Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
- Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
- Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
- Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
- Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
- Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
- Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
- Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
- Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
- Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!
Задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (2020-2021 учебный год)
- Задания Listening and Reading, Use of English, Writing 9 класс
- Ответы Listening and Reading, Use of English, Writing 9 класс
- Задания Listening and Reading, Use of English, Writing 10 класс
- Ответы Listening and Reading, Use of English, Writing 10 класс
- Задания Listening and Reading, Use of English, Writing 11 класс
- Ответы Listening and Reading, Use of English, Writing 11 класс
Интересные задания:
ВОПРОС №1Однажды диалектолог К. привёз из экспедиции запись говора жителей одной российской деревни. В записи были представлены такие слова (словоформы): пабиле́л, няси́, динька́, внизу́, люту́ю, бягу́, ляжы́т, сипи́т, нясла́, пяти́, люби́ть, сямью́, типе́рь, пабялю́, распримя́т, стриля́ть, тяну́ть, вяза́ть, глиде́ть, дивятью́ (запись приводится в орфографии, отражающей произношение слов).
Они соответствуют следующим словам (словоформам) русского литературного языка: побелел, неси, денька, внизу, люту́ю, бегу́, лежит, сипит, несла, пяти, любить, семью, теперь, побелю, распрямят, стрелять, тянуть, вязать, глядеть, девятью.Вопросы и задания:
В представленных ниже словах (словоформах) вставьте пропущенные буквы в соответствии с тем, какой звук будут произносить на месте пропусков жители деревни, которую посетил диалектолог К.:1) с_мна́тцать, 2) з_тья́, 3) с_ле́нье, 4) ф п_чи́, 5) д_ньку́, 6) л_са́.
На основании сравнения с материалом записи говора и словами русского литературного языка объясните, от чего зависит выбор того или иного звука, который вы обозначили на месте пропуска соответствующей буквой. Свой ответ подтверждайте примерами произношения слов в говоре (к каждому слову с пропуском должно быть указано два примера, где это возможно).
ВОПРОС № 2Вопросы и задания:1. В русском языке есть два прилагательных – А и Б. В речи большинства носителей русского литературного языка эти прилагательные различаются только одним звуком. Эти два слова некоторые исследователи считают контекстными антонимами, например, в сочетании с существительным поведение.
Прилагательное А пришло в русский язык в середине ΧΙΧ века, прилагательное Б – только в XX веке. Назовите прилагательные А и Б.2. У прилагательного А есть пароним – прилагательное В. У прилагательного Б тоже есть пароним – прилагательное Г. У прилагательных В и Г один и тот же суффикс.
Приведите прилагательные В и Г.3. Есть существительное Д, родственное прилагательным Б и Г, но не являющееся их производящим. Оно пришло в русский язык в конце XIX – начале XX в., а возникло в европейских языках от той же основы (с выпадением двух последних звуков), что и прилагательные Б и Г, с прибавлением суффикса со значением принадлежности, подобия.
Если мы произнесём последний слог этого существительного, а за ним прилагательное Г, то вместе получится лингвистический термин Е со значением ‘относящийся к одному из разделов грамматики’. Приведите существительное Д и лингвистический термин Е.4.
В русском языке есть прилагательное Ж, которое является, во-первых, почти полным синонимом прилагательного Б в прямом значении, а во-вторых, имеет очень похожее переносное значение. Количество букв в суффиксе прилагательного Ж в два раза больше, чем в его корне, при этом количество звуков в суффиксе больше, чем в корне, на один.
Приведите прилагательное Ж.5А. Как считают учёные, с современной точки зрения, у прилагательных А и В разные производящие слова (З и И). Назовите слова З и И, а также словообразовательные средства, с помощью которых от них образованы прилагательные А и В.5Б.
ВОПРОС №5Известно, что иноязычные слова, попадая в русский язык, начинают жить по его законам, особенно в профессиональной и разговорной речи. Один владелец компании, работающей в сфере компьютерных технологий, прислал некоторым своим сотрудникам письмо следующего содержания:
«Вы получили это письмо, потому что моя команда (1)биг дата проанализировала ваши активности в (2)жире, (3)конфлюенс, (4)гугл почте, чате, документах, (5)дашбордах и пометила вас как невовлечные и малопродуктивные сотрудники. Иными словами вы не всегда присутствовали на рабочем месте тогда, когда работали удаленно» (орфография и пунктуация автора сохранены). Примечание.(1)
Обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия, программных инструментов для их обработки; в широком смысле – социально-экономический феномен, связанный с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных. (2)
Инструмент для управления проектами. (3) База знаний для корпоративного пользования. (4) Бесплатная почтовая служба от компании Google. (5) Отчёт в реальном времени, с помощью которого менеджеры понимают, что происходит с определёнными показателями (буквально: приборная панель, доска).
Вопросы и задания: Проанализируйте с позиции лингвиста данный текст и ответьте на вопросы.1. Какая синтаксическая роль у сочетания биг дата? Аргументируйте свой ответ.2. Предположите, основываясь на знании грамматики русского языка, какой могла бы быть начальная форма слова (2).
Докажите свой ответ, подтверждая его реально существующими в русском литературном языке примерами. Дайте их грамматическую характеристику.3. Выявите морфологическую особенность, характерную для слова (3), в отличие от слова (2). Объясните свой ответ.4. Определите синтаксическую роль слова гугл в контексте (4).
Олимпиада по русскому языку 10-11 класс | олимпиадные задания по русскому языку (10 класс): | образовательная социальная сеть
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Школьный этап
2020-2021 учебный год
10-11 класс
Время выполнения – 1 час 30 минут
ЗАДАНИЕ 1.
Поставьте ударение в следующих словах.
Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.
(По 0,5 балла за каждый правильный ответ)
Итого: 5 баллов
ЗАДАНИЕ 2.
Даны следующие предложения со словом что:
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.
За правильный ответ – 13 баллов
ЗАДАНИЕ 3.
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.
Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого: 5 баллов
ЗАДАНИЕ 4.
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы-…
2. Убить двух птиц одним камнем-…
3. По самые локти-….
4. Просто, как упасть с бревна-…
5. Чёрная овца в семье-…
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог – как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская-
2. Ахиллесова пята-
3. А Васька слушает да ест-
4. Игра не стоит свеч-
5.В костюме Адама и Евы-
6. Много шума из ничего-
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование – 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма – 3 балла)
Итого: 9 баллов
ЗАДАНИЕ 5.
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
За правильный ответ – 1 балл
ЗАДАНИЕ 6.
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
За правильный ответ – 2 балла
ЗАДАНИЕ 7.
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были “изгнаны” из алфавита.
Какие буквы “изгнали” из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
ЗАДАНИЕ 8.
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. “Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…” ( М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”).
2. “Самое смешное желание — это желание нравиться всем”. ( И. Гёте)
3.“Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму”. (В.Г. Белинский)
4. “Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее”. (Бернард Шоу)
Критерии оценивания:
Итого: 10 баллов
ОТВЕТЫ
Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.
ЗАДАНИЕ 2.
Даны следующие предложения со словом что:
1. Известно, что слоны в диковинку у нас.
2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?
3. Всё утро я думал, что скажу матери.
4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.
5. Что, у вас каждый день такой?
6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.
1. В первом предложении что – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).
3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
4. В четвертом предложении что – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.
5. В пятом предложении что-частица. Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.
6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.
ЗАДАНИЕ 3.
Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.
А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.
Б) ХОДИЛИ также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.
В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.
Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.
Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.
(По 1 баллу за каждый правильный ответ)
Итого: 5 баллов
ЗАДАНИЕ 4.
А. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:
1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит (не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).
2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев (Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)
3. По самые локти-по горло (очень много)
4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)
5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)
Дайте толкование фразеологизмам.
Схема ответа: просто, как пирог – как дважды два (очень просто)
Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:
1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)
2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология
3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)
4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)
5.В костюме Адама и Евы-Библия
6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)
(По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование – 6 баллов;
По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма – 3 балла)
Итого: 9 баллов
ЗАДАНИЕ 5.
Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.
Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.
“Лишнее”слово – сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.
За правильный ответ – 1 балл
ЗАДАНИЕ 6.
Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?
Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.
За правильный ответ – 2 балла
ЗАДАНИЕ 7.
После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были “изгнаны” из алфавита.
Какие буквы “изгнали” из алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?
Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли “буквой-страшилищем”.
Буква ЕР. Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.
Буква ИЖИЦА. Буква ижица выглядела как римская цифра “пять” — V. Ижица – разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.
За каждую верно указанную букву 5 баллов (всего – 10 баллов)
За сведения об истории букв –2 балла.
Итого: 12 баллов
ЗАДАНИЕ 8.
Напишите эссе на заданную тему.
Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).
1. “Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…” ( М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”).
2. “Самое смешное желание — это желание нравиться всем”. ( И. Гёте)
3.“Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму”. (В.Г. Белинский)
4. “Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее”. (Бернард Шоу)
Критерии оценивания:
Итого: 10 баллов