Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2021-2022 ответы и задания

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2021-2022 ответы и задания Олимпиада

Вам будет интересно:

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по ЛИТЕРАТУРЕ 2021-2022 ответы и задания

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Задания регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (2020-2021 учебный год)

Региональный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2021-2022 ответы и задания

  • Задания Listening and Reading, Use of English, Writing 9 класс
  • Ответы Listening and Reading, Use of English, Writing 9 класс
  • Задания Listening and Reading, Use of English, Writing 10 класс
  • Ответы Listening and Reading, Use of English, Writing 10 класс
  • Задания Listening and Reading, Use of English, Writing 11 класс
  • Ответы Listening and Reading, Use of English, Writing 11 класс

Интересные задания:

ВОПРОС №1Однажды диалектолог К. привёз из экспедиции запись говора жителей одной российской деревни. В записи были представлены такие слова (словоформы): пабиле́л, няси́, динька́, внизу́, люту́ю, бягу́, ляжы́т, сипи́т, нясла́, пяти́, люби́ть, сямью́, типе́рь, пабялю́, распримя́т, стриля́ть, тяну́ть, вяза́ть, глиде́ть, дивятью́ (запись приводится в орфографии, отражающей произношение слов).

Они соответствуют следующим словам (словоформам) русского литературного языка: побелел, неси, денька, внизу, люту́ю, бегу́, лежит, сипит, несла, пяти, любить, семью, теперь, побелю, распрямят, стрелять, тянуть, вязать, глядеть, девятью.Вопросы и задания:

В представленных ниже словах (словоформах) вставьте пропущенные буквы в соответствии с тем, какой звук будут произносить на месте пропусков жители деревни, которую посетил диалектолог К.:1) с_мна́тцать, 2) з_тья́, 3) с_ле́нье, 4) ф п_чи́, 5) д_ньку́, 6) л_са́.

На основании сравнения с материалом записи говора и словами русского литературного языка объясните, от чего зависит выбор того или иного звука, который вы обозначили на месте пропуска соответствующей буквой. Свой ответ подтверждайте примерами произношения слов в говоре (к каждому слову с пропуском должно быть указано два примера, где это возможно).

ВОПРОС № 2Вопросы и задания:1. В русском языке есть два прилагательных – А и Б. В речи большинства носителей русского литературного языка эти прилагательные различаются только одним звуком. Эти два слова некоторые исследователи считают контекстными антонимами, например, в сочетании с существительным поведение.

Прилагательное А пришло в русский язык в середине ΧΙΧ века, прилагательное Б – только в XX веке. Назовите прилагательные А и Б.2. У прилагательного А есть пароним – прилагательное В. У прилагательного Б тоже есть пароним – прилагательное Г. У прилагательных В и Г один и тот же суффикс.

Приведите прилагательные В и Г.3. Есть существительное Д, родственное прилагательным Б и Г, но не являющееся их производящим. Оно пришло в русский язык в конце XIX – начале XX в., а возникло в европейских языках от той же основы (с выпадением двух последних звуков), что и прилагательные Б и Г, с прибавлением суффикса со значением принадлежности, подобия.

Если мы произнесём последний слог этого существительного, а за ним прилагательное Г, то вместе получится лингвистический термин Е со значением ‘относящийся к одному из разделов грамматики’. Приведите существительное Д и лингвистический термин Е.4.

В русском языке есть прилагательное Ж, которое является, во-первых, почти полным синонимом прилагательного Б в прямом значении, а во-вторых, имеет очень похожее переносное значение. Количество букв в суффиксе прилагательного Ж в два раза больше, чем в его корне, при этом количество звуков в суффиксе больше, чем в корне, на один.

Приведите прилагательное Ж.5А. Как считают учёные, с современной точки зрения, у прилагательных А и В разные производящие слова (З и И). Назовите слова З и И, а также словообразовательные средства, с помощью которых от них образованы прилагательные А и В.5Б.

ВОПРОС №5Известно, что иноязычные слова, попадая в русский язык, начинают жить по его законам, особенно в профессиональной и разговорной речи. Один владелец компании, работающей в сфере компьютерных технологий, прислал некоторым своим сотрудникам письмо следующего содержания:

«Вы получили это письмо, потому что моя команда (1)биг дата проанализировала ваши активности в (2)жире, (3)конфлюенс, (4)гугл почте, чате, документах, (5)дашбордах и пометила вас как невовлечные и малопродуктивные сотрудники. Иными словами вы не всегда присутствовали на рабочем месте тогда, когда работали удаленно» (орфография и пунктуация автора сохранены). Примечание.(1)

Обозначение структурированных и неструктурированных данных огромных объёмов и значительного многообразия, программных инструментов для их обработки; в широком смысле – социально-экономический феномен, связанный с появлением технологических возможностей анализировать огромные массивы данных. (2)

Инструмент для управления проектами. (3) База знаний для корпоративного пользования. (4) Бесплатная почтовая служба от компании Google. (5) Отчёт в реальном времени, с помощью которого менеджеры понимают, что происходит с определёнными показателями (буквально: приборная панель, доска).

Вопросы и задания: Проанализируйте с позиции лингвиста данный текст и ответьте на вопросы.1. Какая синтаксическая роль у сочетания биг дата? Аргументируйте свой ответ.2. Предположите, основываясь на знании грамматики русского языка, какой могла бы быть начальная форма слова (2).

Докажите свой ответ, подтверждая его реально существующими в русском литературном языке примерами. Дайте их грамматическую характеристику.3. Выявите морфологическую особенность, характерную для слова (3), в отличие от слова (2). Объясните свой ответ.4. Определите синтаксическую роль слова гугл в контексте (4).

Олимпиада по русскому языку 10-11 класс | олимпиадные задания по русскому языку (10 класс): | образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Школьный этап

2020-2021 учебный год

10-11  класс

Время выполнения – 1 час 30 минут

ЗАДАНИЕ  1.

Поставьте ударение в следующих словах.

Жалюзи, дояр, знамение, вероисповедание, углубить, избалованный, торты, по средам (день недели), кремень, мозаичный.

 (По 0,5 балла за каждый правильный ответ)

Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

Определите в каждом случае, какой частью речи является слово как и какова его функция в высказывании.

За правильный ответ — 13 баллов

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) Имелись также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно наезженной дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической сводки, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима одела теплую кофту м завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

 Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы-…

2. Убить двух птиц одним камнем-…

3. По самые локти-….

4. Просто, как упасть с бревна-…

5. Чёрная овца в семье-…

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская-

2. Ахиллесова пята-

3. А Васька слушает да ест-

4. Игра не стоит свеч-

5.В костюме Адама и Евы-

6. Много шума из ничего-

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)

Итого: 9 баллов

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

За правильный ответ — 1 балл

ЗАДАНИЕ 6.

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

За правильный ответ — 2 балла

ЗАДАНИЕ 7. 

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.

Какие буквы «изгнали» из  алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

За каждую верно указанную букву  5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов 

ЗАДАНИЕ 8.

 Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. «Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)

3.«Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)

4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)

Критерии оценивания:

Итого: 10 баллов

ОТВЕТЫ

Задание 1 ЖалюзИ, доЯр, знАмение, вероисповЕдание, углубИть, избалОванный, тОрты, по средАм (день недели), кремЕнь, мозаИчный.

ЗАДАНИЕ 2.

Даны следующие предложения со словом что:

        1. Известно, что слоны в диковинку у нас.

             2. Валя, что же привлекает тебя в книгах?

             3. Всё утро я думал, что скажу матери.

             4. Окна вымыты чисто, что при свете луны кажутся зеркальными.

             5. Что, у вас каждый день такой?

             6. Я ловлю в далеком отголоске, что случится на моём веку.

1. В первом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

2. В втором предложении что – это вопросительное местоимение, его функция – специальный вопрос (или помогает задать вопрос).

3. В третьем предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

4. В четвертом предложении что  – подчинительный союз, его функция – служить средством связи для придаточных изъяснительных.

5. В пятом предложении что-частица. Функция- предание предложению определенного эмоционального оттенка. А данном предложении недоумения.

6. В шестом предложении что- относительное местоимение в роли союзного слова. Функция- связующий элемент между главным и придаточным предложением. Что является членом предложения. Это главное отличие союзного слова от союза.

ЗАДАНИЕ 3.

Определите правильные и неправильные случаи словоупотребления. Неправильные случаи исправьте.

А) Художник увидел то, чего ждал, ЧТО смутно надеялся увидеть.

Б) ХОДИЛИ  также слухи о том, что сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

В) Писатель ехал по почтовому тракту на санях по сильно ИЗЪЕЗЖЕННОЙ дороге.

Г)Вопреки неблагоприятной метеорологической СВОДКЕ, мы решили продолжать поход.

Д) С утра было холодно и ветрено, и Серафима НАДЕЛА теплую кофту м завернулась в шаль.

 (По 1 баллу за каждый правильный ответ)

 Итого: 5 баллов

ЗАДАНИЕ 4.

А.  Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют русские, когда англичане говорят:

1. Не стоит и пуговицы- гроша ломанного не стоит (не имеет никакой ценности или просто никуда и ни для чего не годится).

2. Убить двух птиц одним камнем-убить двух зайцев (Одновременно выполнять два разных дела, осуществлять сразу два разных намерения)

3. По самые локти-по горло (очень много)

4. Просто, как упасть с бревна-как дважды два (просто очень)

5. Чёрная овца в семье- паршивая овца в стаде или в семье не без урода (один дурной человек отрицательно влияет на взаимоотношения в здоровом коллективе)

Дайте толкование фразеологизмам.

Схема ответа: просто, как пирог — как дважды два (очень просто)

Б. Укажите, что является источником появления следующих фразеологизмов:

1. Сирота казанская- история (Время правления Ивана Грозного)

2. Ахиллесова пята-древнегречечкая мифология

3. А Васька слушает да ест- литература (басни И.А.Крылова)

4. Игра не стоит свеч- профессиональная лексика (игрок в карты)

5.В костюме Адама и Евы-Библия

6. Много шума из ничего-литература (произведения У.Шекспира)

 (По 1 баллу за правильное восстановление каждого фразеологизма и его толкование — 6 баллов;

По 0,5 балла за правильно названный источник появления каждого фразеологизма — 3 балла)

Итого: 9 баллов

ЗАДАНИЕ 5.

Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

       Восстановитель, глушитель, истребитель, накопитель, сеятель.

«Лишнее»слово — сеятель, т.к. оно является однозначным и не может обозначать и одушевленное лицо, и неодушевленный предмет.

За правильный ответ — 1 балл

ЗАДАНИЕ 6.

Что означает выражение «бить баклуши»? Каково его происхождение?

Выражение означает бездельничать. Баклушами на Руси называли деревянные заготовки для ложек. А сделать их считалось очень легкой работой.

За правильный ответ — 2 балла

ЗАДАНИЕ 7. 

После реформы 1918 г русский алфавит кардинально изменился. Некоторые буквы были «изгнаны» из алфавита.

Какие буквы «изгнали» из  алфавита? Назовите 2 буквы. Что вы знаете об этих буквах?

Буква ЯТЬ. Разновидность буквы Е. Е и ЯТЬ произносились одинаково. Но в разных словах писались то Е, то ЯТЬ. Ученикам приходилось заучивать слова с этими буквами. ЯТЬ называли «буквой-страшилищем».

 Буква ЕР. Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ.
 Буква ФИТА. Было 2 буквы в алфавите, которые произносились одинаково (Ф и Фита). Но разные слова с буквой Ф могли писаться то с Ф, то с Фитой.

Буква ИЖИЦА. Буква ижица выглядела как римская цифра «пять» — V. Ижица — разновидность буквы И. Существовало три варианта написания слов с И, с ижицей и с i. Написание зависело от значения слова. Приходилось запоминать разные значения многозначных слов.

За каждую верно указанную букву  5 баллов (всего – 10 баллов)

За сведения об истории букв –2 балла.

Итого: 12 баллов 

ЗАДАНИЕ 8.

 Напишите эссе на заданную тему.

Докажите либо опровергните одно из приведенных высказываний на выбор. (Объем эссе – 90-100 слов).

1. «Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться ещё вдвое преступнее… и тогда…» ( М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

2. «Самое смешное желание — это желание нравиться всем». ( И. Гёте)

3.«Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму». (В.Г. Белинский)

4. «Мой способ шутить это говорить правду.На свете нет ничего смешнее». (Бернард Шоу)

Критерии оценивания:

Итого: 10 баллов

Оцените статью
Олимпиада