Сборник олимпиадных заданий по русскому языку 1-4 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Сборник олимпиадных заданий по русскому языку 1-4 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть Олимпиада

Обсуждать надо часто — решать однажды. —

          Кто слишком спешит – позже справляется с делом. –

         Трудно схватить двух угрей двумя руками. –

         Когда стоит ясная погода, готовь зонт. –

  1. Раздели на две группы:

А) Вода, водить, водичка, проводка, подводник, невод, перевод, водяной, водитель.

Б) Зрение, зрелый, зрячий, созреть, зритель.

  1. Произнеси звуки слов в обратном порядке. Запиши, какие слова получились.

                            ЛОБ, ЛЁД, ЛЁН, КУЛЬ

  1. Выпиши слова, в которых есть несоответствие количества букв и звуков.

              РУЖЬЁ, БОЕЦ, ОБЪЁМ, ЯМА, РУЛЬ, СОЛНЦЕ

  1. Поставь ударение:

      ИСКРА, СНЯЛА, ХВОЯ, ПАДАЛА, ЗВОНИТ, ЛЕНИМСЯ, ЗАПЕР — ЗАПЕРЛА — ЗАПЕРЛИ, ПОНЯЛ — ПОНЯЛА – ПОНЯЛИ,

     КЛЕИТЬ, УГЛУБИТЬ, ЗВОНИТЬ, ЦЕМЕНТ, ФАРФОР, ЩАВЕЛЬ, ПРОСТЫНЯ,        

      АРЕСТ, ВЕРБА, ДИАЛОГ, СЛУЧАЙ.

  1. Составь два слова с глаголами НАДЕВАТЬ и ОДЕВАТЬ.
  1. Найди и устрани речевые ошибки:

а) Человек на льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.

б) Большая половина школьников хорошо подготовилась к олимпиаде.

в) Он говорил очень эффективно.

г)Ученик написал своя автобиографию.

д)Указали о недостатках.

е)Гордость братом.

  1. Напиши значение этих выражений.

         а) кот наплакал                         б) зуб на зуб не попадает

         в) пешком ходит под стол        в) как в воду глядел

  1. Напиши множественное число существительных:

            Дно, шило, полено, судно.

  1. Какой частью речи являются выделенные слова?

            Стою на нашем берегу.  Покой границы берегу. Кто без кисти и  белил крыши города белил?

Снежное покрывало покрывало всё поле. Бабка Дарья холст чернила. Внучка пролила чернила.

  1. Какой частью речи могут быть эти слова? Приведи примеры.

         Больной, весной, рой.

  1. Разбери по составу:   россыпь, русский, ссора, воссоединение.
  1. Распредели по группам фразеологические выражения в зависимости от значения.

Не за горами, капля в море, под боком, черепашьим шагом, кот наплакал, в двух шагах, нога за ногу заплетается,  по пальцам перечесть, рукой подать, в час по чайной ложке, под самым носом, с гулькин нос.

      24.Определи падеж существительного:

                  Стихотворение написано. Стихотворение написали.

Олимпиада по русскому языку

3 класс

1.Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели.

В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова. Запиши эти слова.

2.  В каком слове есть только твёрдые согласные? Выпиши его.

Мел, лось, тема, можешь, матч.

3. В каких словах количество букв и звуков совпадает? Выпиши их.

Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.

4. Замените одним словом (глаголом) фразеологизмы.

           а) мозолить глаза  —   , б) точить лясы  —  , в) клевать носом  —  ,

 г) бить баклуши —   ,д) вешать нос  —    , е) зарубить на носу  —

5. Какое слово лишнее по значению? Выпиши его.

           а) всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.б) красный, багряный, фиолетовый, алый, огненый.в) томительный, утомительный, томный, пятитомный.

6.Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.

7. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:

столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?

  Выпиши их.

8. Определи, какой частью речи  являются выделенные слова.

Предложения выпиши и напиши сверху над этими словами часть речи.

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

9.Замени словами с удвоенными согласными.

    а) Прибор, техническое устройство.б) Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.в) Большое желание есть.г) Острое вирусное заболевание.д) Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.е) Дорога с твердым покрытием.

10.Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.

Сч…ты, ж…лтый, крыж…вник, ш…колад, больш…й, рубаш…нка, щ…чка, галч…нок, ш…в.

Олимпиада по русскому языку

4 класс

1. Определи, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

  а) [т]   —   Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.б) [а]  — Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

2. В каком слове количество букв и звуков совпадает? Выпиши его.

Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.

3. Выпиши слова и поставь ударение.

Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, пуловер, звонит, тефтели, красивее.

4.В каком слове все согласные звуки глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель.

5.Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные:

Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

6.У каких имен существительных нет формы единственного числа? Выпиши их.

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

7.К какой части речи относятся выделенные слова? Предложения выпиши, над выделенными словами напиши части речи.

На то и печь, чтобы хлебы печь. Посадила мама в печь пироги с капустой печь. Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.

8. Выпиши имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».

Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.

9.Определите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.

10. В какое из слов нужно вставить букву –т-? Выпиши эти слова.

Прекрас…ный, искус…ный, чудес…ный, извес…ный, ужас…ный.

11.В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?

Пятлая куж… , бурявый пупалош… ., мяувая дуч… .

12. Запиши русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

Олимпиады по русскому языку в 1-4 классах | олимпиадные задания (русский язык, 4 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку 1 класс.

Фамилия_________________Имя______________класс_____

1.В слове 5 согласных звука и 2 гласных звуков.                                                             Сколько в этом слове слогов?  ________                                                                                                    2.В словах кот и мяу по 3 звука.                                                                                    Одинаково ли количество слогов в этих словах? _____

 3.Составь пословицу из слов: много, кто, читает, знает, много, тот

__________________________________________________________________

4. Расшифруй слова: язац, дедвемь, циласи, рковоа ____________________________________________________________________

5.Запиши слова, обозначающие много предметов: стол-_______________,             стул-___________, ухо-______________, человек-________________

6. Скажи ласково: рука-_________________ кошка-___________________                      глаз-__________________ шкаф-_________________,лестница-___________________     7.Добавь 1 букву в середине слова, чтобы получились новые слова.              Например: кот-крот                                                                                                                    Пот-___________________, сачок-_________________, парк-_______________.

    8. Подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог :

      Лето, якорь, солома, город, парад, тесто, берёза, ива.

9.Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получились новые слова.      Б_лка ________________________

10.Переставляя слоги, составь из данных слов новые слова.                                           Кабан-______________, мышка-_________________

11. Переставь буквы так, чтобы получились новые слова.                                             Садок-______________, среда-_________________, замок-_____________________.

       12.  Найди спрятавшиеся слова и подчеркни их:

АВРОГАЗЕТААТМНИВОЗШКТДОМРВЧЕЛОВЕКРВЗЛОБРСАЖАВРНОТА

Рекомендации к проверке олимпиады

  1. В слове 5 согласных звука и 2 гласных звуков. Сколько в этом слове слогов? (1 балл)2слога
  2.  В словах кот и мяу по 3 звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах?  (1 балл) нет
  3. Составь пословицу: много, кто, читает, знает, много, тот (2 балла)Кто много читает, тот много знает.
  4. Расшифруй слова: язац, дедвемь, циласи, рковоа ( по 1 баллу за каждое слово-мах4 б) заяц, медведь, лисица, корова
  5. Запиши слова, обозначающие много предметов: стол, стул, ухо, человек (по 1 баллу за верный вариант-мах 4 б) столы, стулья, уши, люди.
  6. Скажи ласково: рука-…, кошка-…, глаз-…, шкаф-….,лестница-….( по 1 баллу за верный вариант-мах 5 б)
  7. Добавь 1 букву в середине слова, чтобы получились новые слова.  Пот, сачок, парк.( по  2 балла за верное слово-мах 6б)порт, скачок, парик
  8.  Подчеркни слова, в которых ударение падает на первый слог :

Лето, якорь, солома, город, парад, тесто, берёза, ива.( по 1б мах 5б., -1б.за ошибку)

9.Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получились новые слова.( по 1 баллу за верное слово- мах 3б

Б_лка ( булка, балка, белка)

10.Переставляя слоги, составь из данных слов новые слова. Кабан, мышка(по 2 балла за верный вариант-мах 4б)банка, камыш

11. Переставь буквы так, чтобы получились новые слова.    Садок, среда, замок.(по 3 балла за верное слово-мах9б)доска, адрес, мазок

       12.  Найди спрятавшиеся слова и подчеркни их:

АВРОГАЗЕТААТМНИВОЗШКТДОМРВЧЕЛОВЕКРВЗЛОБРСАЖАВРНОТА (по  1 баллу за слово мах 7б)

Олимпиада по русскому языку.

(2 класс)

2022-2022 уч.год

Цели: Развитие логического мышления, интереса к предмету, познавательной деятельности;

Способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;

Оборудование: Ручки, листки с заданиями.

Составила: Ревченко М.В.

Г. Ангарск. 2022г.

Ф. имя________________________________________________ класс _______                  

1.Образуй из слов первого столбика слова, которыми называют людей. Запиши их во второй столбик.

                     Какой?                                                           Кто?

                   Храбрый                                                 ___________

                   Веселый                                                  ___________

                   Хитрый                                                    ___________      

                   Крепкий                                                  ___________

2.Добавь одну букву в начале слова, чтобы получились новые слова.

___ Дача                                    ___ клад

___ Порт                                     ___ рис  

3. В старину слово ведать означало знать.  Напиши 2 слова, которые произошли от слова ведать.



4. Подбери на место пропуска гласные так, чтобы получились новые слова

Б_лка,  б_лка, б_лка

5. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает:

Пальто, елка, юность, дверь, сердце, печенье, весна, одеяло, письмо, подъезд.

6. Разгадай шараду:

 Со звуком /с/ я не вкусна,

Но в пище каждому нужна.

С /м/ берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто. ________________________

7. Выпиши слова с предлогами:

(за)брать, (за)забором, (до)рога, (до)дороги,(до)думался.

_____________________________________________________

8. Помоги ученику исправить ошибки:

Сел кашу. Пю чай. Проходит семка филма.

9.Закончи пословицу:

Ученье – свет, ______________________________________________________

Любишь кататься, ___________________________________________________ 

Не имей сто рублей,_________________________________________________

Семь раз отмерь,____________________________________________________

10.Замени один из твердых согласных звуков на мягкий, и получи новые слова:

Уголки ______________                                лук_______________

Банка_______________                                        мел_______________

Галка_______________                                хор_______________

11. Найди общее начало для слов:

_______тина, _______тошка, _________та, _________ман,_______тон.

12. Проговорите (про себя) каждое слово. Запишите, какие слова вы услышите, если сохранив услышанные звуки, прочтете каждое слово справа налево.

Код, лей, лог.

_______________________________________________________________

13. Здесь перечислены вещи, с которыми ты ходишь в школу. Убрав «лишние» буквы в этих словах, найдешь спрятавшиеся неодушевленные имена существительные:

 портфель, пенал, ручка,  линейка, резинка, циркуль. 

_______________________________________________________________

14. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые слова.                   Сено                        елка

                               Зал                          ода

                               Бор                         марка

                               Яр                           ежи        

                               Свет                      вал

15.Укажи части речи подчеркнутых слов.

    Бабка Дарья холст чернила. (_______)

    Внучка пролила чернила. (_______)

16. Отгадай слово и запиши отгадку:

      Корень мой ищи в цене,

      В очерке найди приставку мне,

      Суффикс мой в тетрадке все встречали,

      Вся же — в дневнике я и в журнале.           ____________________

Рекомендации к проверке олимпиады.

  1. Максимально-4балла. За правильное слово-1 балл.                                                                          Храбрец, весельчак, хитрец, крепыш.
  2. Максимально-4балла.                                                                                                                                      Удача (сдача), спорт, склад, ирис.
  3. Максимально-2балла.                                                                                                                        Медведь, разведать, ведьма, и т.д.
  4. Максимально-3балла.                                                                                                                               Белка, булка, балка.
  5. Максимально-4балла. За каждое правильно подчеркнутое слово-1 балл.                                                                                                           Юность, печенье, весна, подъезд.
  6. За правильную отгадку-2 балла.                                                                                                                     Соль- моль.
  7. Максимально-2балла. За каждую ошибку снимать 0.5 балла.                                                                    До дороги, за забором.
  8. Максимально-2балла. За верное исправление 0.5 балла.                                                                          Съел кашу. Пью чай. Проходит съемка фильма.
  9. Максимально-4 балла.  За каждую правильно законченную пословицу-1балл. Ученье — свет, а неученье — тьма. Любишь кататься, люби и саночки возить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  10. Максимально-6 баллов. По 1 баллу за правильное слово.                                                                Угольки, банька, галька, люк, мель, хорь.
  11.  Максимально-5 баллов. За каждое слово 1 балл.                                                                                                                                                                       Картина, картошка, карта, карман, картон.
  12. Максимально-6баллов. По2 балла  за каждое слово.                                                                                 Ток, ель, кол.
  13.  Максимально-6 баллов. За каждое слово 1 балл.                                                                                  Порт, пена, рука, лейка, река, цирк.
  14.  Максимально-5 баллов. За каждое слово 1 балл.                                                                             Сеновал, залежи, борода, ярмарка, светелка.
  15. Максимально-4балла. За верно указанную часть речи-2балла.                                                         ...холст чернила (прил.) …пролила чернила (сущ.)
  16. За правильную отгадку 3 балла.                                                                                                                 Оценка.

                 Максимальное итоговое количество баллов-62 б.

Олимпиада по русскому языку.

(4 класс)

Цели: Развитие логического мышления, интереса к предмету, познавательной деятельности;

Способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;

Оборудование: Ручки, листки с заданиями.

Составила: Ревченко М.В.

Олимпиада по русскому языку 4 класс  

Ф. имя______________________________________класс_________

  1. Какой из шести падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой без предлогов? _________________________________
  2. Сколько звуков в словах летчик, сшить, счастлив, здравствуй?                                              1)__________2)________________3)_____________4)________________
  3. Замените прилагательные антонимом: свежий хлеб-________________,                                        свежий ветер-_____________,свежая рубашка-_____________________  
  4. Разбери слова по составу                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Раскопка   сапожок    шалун    удивительный   пятачок   писарь    налево
  5. Запиши десять сложных слов, используя по одному разу корни указанных слов из обоих столбцов.                                                                                                                                                                      Мир                                            строить                                                                                                                            единый                                      хранить                                                                                                              любить                                    жить                                                                                                                    общий                                       знать                                                                                                              взаимный                                 убирать                                                                                                                    машина                                    любить                                                                                                                   вода                                           помощь                                                                                                        хлопок                                        душа                                ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. В каких словах пишется е, докажи свой выбор: в…сеть, на в…су, зав…сать, занав…с, в…сячий?_________________________________________________________________  __________________________________________________________________________
  7. Как правильно дописать слова? Мы плывем на Птичий остров. Вот и мыс Острый. А от Остр… до остр… рукой подать.                                                                                                                                    а)-ва, -го       б) –го, -го        в) –ва, -ва       г)- го, -ва
  8. Закончите пословицы:                                                                                                                                                       У кого что болит, тот о том…                                                                                                                                      Где много слов, там…                                                                                                                                    Долго спать- с долгом…                                                                                                                                                   За все берется, да…
  9. Образуй от слова  свет семь однокоренных слов.                          ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Выпиши из данных словосочетаний фразеологизмы-синонимы:                                                       а)Хлопать ушами, б)Водить за нос, в)Ловить ворон, г) Мчится сломя голову, д)Как сельди в бочке, е)Работать спустя рукава, ж)Летит стрелой, з)Как огурцы в банке, и)Проглотить язык. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  
  2. Составь словосочетания, в которых данные слова являлись бы сначала существительными, а затем прилагательными: ученый, часовой, столовая_________________________________________________________________   ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова:                                                  ПЕТЛИЦА, ВОДОПАД._____________________________________________
  1. Отгадайте слово, запишите отгадку:

Мой корень-родственник «сраженью».

Приставка в слове «заявление»

В «наборщике» есть суффикс мой.

А весь — тружусь я под землей.      

Отгадка_______________

Рекомендации к проверке олимпиады.

  1. мах-2б. Ответ: именительный, предложный.
  2. Мах-4б.По 1б. за каждое слово. Ответ:1)летчик-5зв.,2) сшить-3зв. 3)счастлив-6зв. 4)здравствуй-9зв.
  3. Мах-3б.  Ответ: черствый, теплый, грязная.
  4. Мах-3.5б. Ответ: раскопка, сапожок,   шалун,    удивительный,   пятачок,   писарь,    налево
  5. Мах-8б. Ответ: миролюбие, единодушие, любознательность, общежитие, взаимопомощь, машиностроение, водохранилище, хлопкоуборочная.
  6. Мах-4б. За верно указанный случай-1б, за правильный подбор проверочного слова-1б.  Ответ: на весу- вес ,занавес- занавеска, 
  7. Мах-2б Ответ: г)
  8. Мах-8б  По 2б. за верное продолжение. Ответ: и говорит, …мало дела, …вставать,…не все удается.   
  9. Мах-3.5б. По 0.5б за каждое слово. Ответ: светофор, светлячок, светлый, светильник, подсветка, светить, и т.п.
  10. Мах-6б. По 2б за пару. Ответ : хлопать ушами- ловить ворон, мчится сломя голову- летит стрелой, как сельди в бочке- как огурцы в банке.
  11. Мах-6 б. По 1б за верное словосочетание.  Возможные ответы: молодой ученый, ученый мужчина, часовой на посту, часовой механизм, большая столовая, столовая посуда.  
  12. Мах-3б. 1б за первое  и 2б за второе верное слово Ответ: теплица,подвода.
  13.  Ответ: забойщик.

        Максимальное итоговое количество баллов-54б.

Оцените статью
Олимпиада