- Олимпиада по русскому языка 4 класс(школьный уровень) | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): | образовательная социальная сеть
- Олимпиада по русскому языка 4 класс(школьный уровень) 2020-2021 учебный год. | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): | образовательная социальная сеть
- Олимпиада по русскому языку 4 класс | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): | образовательная социальная сеть
- Школьная олимпиада по русскому языку. 4 класс. | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
Олимпиада по русскому языка 4 класс(школьный уровень) | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): | образовательная социальная сеть
Олимпиада по русскому языку с ответами
(4 класс)
Школьная олимпиада по русскому языку 4 класс
2022-2020 учебный год
(Составила: Спивакова Алла Николаевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория)
- Произнеси в обратном порядке звуки, обозначенные буквами в словах, и запиши эти слова.
Лён –
Ешь –
Лоб –
Шёл –
2.Соблюдая правило русской грамматики, поставь мягкий знак после шипящих.
3. Образуй родительный падеж множественного числа от существительных. Запиши получившиеся слова.
носок, ведёрко, кочерга, крыльцо
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.
а) Овладевать собой, успокаиваться – ________________________________________
б) Очень тесно – __________________________________________________________
в) Усиленно думать над трудным вопросом – __________________________________
г) Хорошо запомнить – ____________________________________________________
5. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
________________________________________________________________________
б) Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)
________________________________________________________________________
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
________________________________________________________________________
6. Одним словом объясни значения заимствованных слов.
антракт – _____________________________________
дегустация – ___________________________________
лозунг – _______________________________________
финал – ________________________________________
7. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.
При ( … ) ец, каб ( … ) окошко, часто( … )ос, ме( … )олад.
- Замени иноязычные слова сложными русскими словами (поставь соответствующий номер).
№1 Каллиграфия
№2 Орфография
№3 Эгоизм
№4 Гуманный
№5 Оптимистический
№___Жизнерадостный
№___Себялюбие
№___Правописание
№___Чистописание
№___Человеколюбивый
9.Выпиши слова, в которых есть звук [й’]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова:
пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара
Найди среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра, выпиши эти слова.
________________________________________________________________________
11. Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.
кукла – ______________________
тьма – ______________________
кочан – ______________________
банка – ______________________
Ответы к олимпиаде по русскому языку Макс. 43 б.
- Лён – ноль лоб – пол Макс. 4 б.
ешь – шей шёл – ложь За каждое слово 1 б.
Макс. 3 б. За каждое слово 1 б.
- носок – носков Макс. 4 б.
ведёрко – ведёрок За каждое слово 1 б.
кочерга – кочерёг
крыльцо – крылец
- А) Брать себя в руки. Макс. 4 б.
Б) Яблоку негде упасть. За каждый фразеологический оборот 1 б.
В) Ломать голову.
Г) Зарубить себе на носу.
- А) Шило в мешке не утаишь. Макс. 3 б.
Б) Яблоко от яблони недалеко падает. За каждую пословицу 1 б.
В) Мал золотник, да дорог.
- Антрaкт – перерыв, дегустация – проба, лозунг – призыв, финал – конец
Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.
- При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.
Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.
- №_5_Жизнерадостный
№_3_Себялюбие
№_2_Правописание
№_1__Чистописание
№_4_Человеколюбивый
Макс. 5 б. За каждое слово 1 б.
- Змея, своя, я, извиваясь. Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.
- Лапа, пир, тир. Макс. 3 б. За каждое слово 1 б.
- кукла (1) – кулак (2) Макс. 5 б. За каждое слово 1 б. 1 б. за
тьма (1) – мать (3) определение склонения
кочан (2) – ночка (1)
банка (1) – кабан (2)
Олимпиада по русскому языка 4 класс(школьный уровень) 2020-2021 учебный год. | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): | образовательная социальная сеть
РУССКИЙ ЯЗЫК
Школьный тур, 2020 – 2021 учебный год
4 класс
(Составила: Спивакова Алла Николаевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория)
- Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. - К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол.
Вставляет палки в колёса- ____________________
Обведёшь вокруг пальца- _____________________
Выбьетесь из сил- _____________________________
Пропускает мимо ушей- ______________________________
Зарубить на носу- _________________________ - Найдите в стихотворении однокоренные слова к слову вода. Подчеркните их.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод. - К паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном
нервы
______________________
трубы
- В каком слове есть только твёрдые согласные? Подчеркни слово.
Мел, лось, тема, можешь, матч.
- Вставь пропущенные знаки препинания в предложения.
Какими только красками не пылает осенний лес Ты видел такой лес В сентябре деревья теряют свой наряд Пёстрый ковёр шуршит под ногами
- О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют. ________________________
8. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе,
старин… рояль,
прозрачн… тюль,
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.
9. Прочитай предложение, найди ошибки, запиши правильно.
а). Повар посолил суп солью – ________________________________________________
б). У Юры жил молодой котенок – ____________________________________________
в). На хрустальной люстре было много висячих висюлек – _____________________________________________________________________________
10. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
___________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
___________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
_____________________________________________________________________
11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:
В зоопарке -______________________ в самолёте -__________________
В поезде -________________________ на корабле -__________________
В больнице – _____________________ в школе – ____________________
12. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
антракт – _______________________________
дегустация – _______________________________
финал – _______________________________
13. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Подчеркни это слово.
1) сорока; 2) семя; 3) сито; 4) шерсть; 5) дева.
14. Перед тобой фонетическая запись двух предложений. Запиши эти
предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л’эс/, на йолку вл’эс. сижу на йэли, штоб волки ни сйэли.]
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключи
школьной олимпиады по русскому языку среди учащихся 4 классов
2020– 2021 учебный год
1. Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. (4 балла)
2. Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)
3. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)
4. Крепкие (1 балл)
5. Можешь (1 балл)
6. ! ? . . (4 балла)
7. Нос (1 балл)
8. . Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (8 баллов)
9. Повар посолил суп. У Юры жил котенок. На хрустальной люстре было много висюлек. (3 балла)
10. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)
11. Клетка, купе, палата, салон, каюта, класс (6 баллов)
12. Перерыв, проба, конец (3 балла)
13. Сито (1 балл)
14. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели. (2 б)
Олимпиада по русскому языку 4 класс | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс): | образовательная социальная сеть
- В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
Палисадник, камыш, заслонка, посёлок, укротитель
__________________________________________________________________
- Запиши слова в алфавитном порядке:
Дверь, девочка, дикий, длина, декабрь, дача, друг, досуг.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши слова по группам:
Поднос, носорог, носилки, носик, утконос, носильщик, переносица, носитель, вынос, носатый.
а) родственные к слову «нос»:_____________________________________________________________
б) родственные к слову «носить»:__________________________________________________________
- Разгадай и запиши предложения:
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозёреб, и доп йоклё,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Замени выражения одним глаголом.
Клевать носом — __________________________
Зарубить на носу — _________________________
Чесать языком — _________________________
Дать стрекача — _________________________
- Найдите в каждой строке четвертое «лишнее» слово, подчеркните его. Кратко объясните свой выбор.
Деревня, лошадь, девочка, лиса
__________________________________________________________________
Скатерть, тополь, конь, день
__________________________________________________________________
Грустный, мрачный, веселый, унылый
__________________________________________________________________
- Запишите транскрипцией звуковой состав слов:
Лес, подсказка, юбка, мороз.
____________________________________________________________________________________________________________________
- К данным существительным подбери прилагательные:
рояль-______________________________
шампунь-___________________________
тюль-______________________________
фамилия-___________________________
пюре-______________________________
картофель-_________________________
- В каждом из приведенных ниже словосочетаний слово верный имеет разные значения. Докажите это, подбирая к нему синонимы.
верный друг – ______________________________________________________
верное средство – __________________________________________________
верный расчёт – ___________________________________________________
верный глаз – ______________________________________________________
верный ответ – ____________________________________________________
- Употреби числительные «два», «две» и «двое» с существительными:
подруга, министр, петух, сани, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.
Две подруги, __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте текст в транскрипции. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации.
[у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// й’а ч’ихай’у/ й’а ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип//]
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ключ
- (1 балл) Камыш
- (за каждое слово 0,5 балла) Дача, дверь, девочка, декабрь, дикий, длина, досуг, друг.
- (за каждое слово 0,5 балла) Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
- За каждое слово 0,5 балла
- (3 балла) запись слов читается наоборот.
- (за каждое слово 1 балл)
Клевать носом — дремать
Зарубить на носу — запомнить
Чесать языком — болтать
Дать стрекача — убегать
- (за каждое слово 0,5 балла, за пояснение 0,5 балла)
Деревня, лошадь, девочка, лиса
остальные слова одушевлённые
Скатерть, тополь, конь, день
остальные неодушевлённые
Грустный, мрачный, веселый, унылый
Остальные синонимы
- (за каждое слово 1 балл)
[Л’ЭС] [ПАТСКАСКА] [ЙУПКА] [МАРОС]
- (за каждое слово 1 балл). Например:
рояль настроенный;
шампунь укрепляющий;
тюль красивый;
фамилия редкая;
пюре вкусное;
картофель рассыпчатый
- За каждое слово 1 балл
- За каждое словосочетание 0,5 балла
- ___У меня печальный вид._____ За каждое верно написанное
слово – 0,5 балла.
___Голова моя болит ._______________ За каждый верно поставленный
знак – 0,5 балл
___Я чихаю , я охрип .______________ За запись в стихотворной
форме – 1 балл
___Что такое ? Это грипп . Итого – 11,5 балла
Максимальный балл 54
Требования к организации и проведению школьного этапа
всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
в 2022-2020 учебном году.
- Порядок проведения школьного этапа олимпиады.
а) Школьный этап олимпиады проводится для учащихся 4 классов.
В соответствии с разделом III Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников конкретные сроки и места проведения школьного этапа олимпиады по русскому языку устанавливаются органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования. Олимпиада для учащихся всех школ муниципального образования проводится по единым заданиям, разработанным для каждой из параллелей 4 классов муниципальной предметно-методической комиссией, назначаемой органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
В олимпиаде имеет право принимать участие каждый обучающийся, в том числе вне зависимости от его успеваемости по предмету. Число мест в 4 классах (кабинетах) должно обеспечивать самостоятельное выполнение заданий олимпиады каждым Участником. Продолжительность олимпиады должна учитывать возрастные особенности Участников, а также трудность предлагаемых заданий.
б) Рекомендуемое время проведения олимпиады: для 4 класса – 60 минут.
- Описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий.
Тиражирование заданий осуществляется с учетом следующих параметров: листы бумаги формата А4, черно-белая печать.
Рекомендуется выдача отдельных листов для черновиков. Участники используют свои письменные принадлежности: авторучка с синими, фиолетовыми или черными чернилами, циркуль, линейка, карандаши.
3. Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.
Участнику запрещается проносить с собой в аудиторию бумаги, справочные материалы, электронные средства связи, диктофоны, плееры, электронные книги, фотоаппараты и иное техническое оборудование.
4. Методика оценивания выполненных олимпиадных заданий.
Каждое задание должно иметь чёткую систему оценивания по определённым параметрам. Количество баллов устанавливается в зависимости от уровня сложности конкретного вопроса.
Ответ на задание должен быть оформлен в соответствии со структурой задания. Задание «расщепляется» на составляющие его элементы, каждый из которых оценивается отдельно; в зависимости от сложности каждому элементу присваивается свой балл; сумма баллов составляет оценку за ответ.
Школьная олимпиада по русскому языку. 4 класс. | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть
МБОУ СОШ № 35 г. Ульяновск
Школьная олимпиада по русскому языку
для учащихся 4 класса
УМК « Школа России»
УМК « Школа 2100».
Подготовила:
Кобылицкая О.А.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 35 г Ульяновск
г. Ульяновск
2022 г
Школьная олимпиада по русскому языку. 4 класс. 1 тур.
Содержание заданий. Диктант.
Медведь.
Медведь живёт на севере нашей страны и в средней полосе. Живёт он в Сибири, на далёкой Чукотке, на Кавказе и на горном Алтае. Многим он знаком с детства по картинкам в книге, по открыткам, фильмам.
О буром медведе написаны сказки и рассказы. О нём поют песни. Его рисуют на гербах наших городов. А какой цирк без этого замечательного животного. Бурый медведь сильный и ловкий.
Для русского народа он всегда был и остаётся любимым зверем.
Оценка:
Если диктант написан безошибочно, он оценивается 20 баллами
За каждую ошибку вычитается 1 балл.
За каждое исправление неграфического характера вычитается 1 балл.
Школьная олимпиада по русскому языку. 4 класс. 2 тур.
1. К данным устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол в том же лице и числе:
Вставляет палки в колёса –
Обведёшь вокруг пальца –
Пропускает мимо ушей –
Зарубить на носу –
Оценка : 2 балла за каждый правильный ответ.
2.Укажите, какими частями речи являются подчёркнутые слова:
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
3. Поставьте ударение в словах :
Серпантин, партер, пуловер, кружево, занавес, договор, туфля
Оценка : 1 балл за каждый правильный ответ.
4. Выпишите группы родственных слов, выделите корень.
Бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый,
басок, побасенки, басовый.
Оценка: 3 балла. Если есть ошибка – 0,5 балла.
5. Подберите имена существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределённой формой глагола.
Оценка: за каждый правильный ответ 3 балла.
6. В каком слове количество звуков и букв совпадает:.
Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.
Оценка: 2 балла за правильный ответ.
7.Найдите значение слова. Соедините стрелками правильные сочетания.
Буря ветер необычайной силы
Ураган ураган огромной разрушительной силы
Тайфун буря на море, в океане
Шторм ненастье с сильным разрушительным ветром
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
8. Подберите антонимы к следующим словам:
Щедрый –
Восход –
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
9.Подберите синонимы:
Метель –
Охранять –
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ
Лист оценивания.
Ответы 2 тура.
1. Вставляет палки в колёса – мешает.
Обведёшь вокруг пальца – обманешь.
Пропускает мимо ушей – не слушает.
Зарубить на носу – запомнить.
Оценка: 2 балла за каждый правильный ответ.
Сущ. Глаг.
2. Кто без кисти и белил крыши города белил?
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ
/ / / / / / /
3. Серпантин, партер, пуловер, кружево, занавес, договор, туфля.
Оценка : 1 балл за каждый правильный ответ.
4. Бас, басить, басовитый, басок, басовый.
Басня, басенный, баснословный, побасенки
Оценка: 3 балла. Если есть ошибка – 0,5 балла.
5. каменная печь – печь пироги,
Сечь ( битва) – сечь траву,
Подать ( налог) – подать руку.
Оценка: за каждый правильный ответ 3 балла.
6. В слове боюсь – 5 зв., 5 б.
Оценка: 2 балла за правильный ответ.
7. Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Ураган – ветер необычайной силы.
Тайфун – ураган огромной разрушительной силы . Шторм – буря на море, в океане.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
8. Щедрый – скупой
Восход – закат.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
9. Синонимы:
Метель – вьюга.
Охранять – сторожить.
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ
Индивидуальный лист участника олимпиады.
Фамилия, имя__________________ класс_____
1. К данным устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол в том же лице и числе:
Вставляет палки в колёса -________________________
Обведёшь вокруг пальца – ________________________
Пропускает мимо ушей –___________________________
Зарубить на носу – ___________________________
Оценка : 2 балла за каждый правильный ответ.
2.Укажите, какими частями речи являются подчёркнутые слова:
Кто без кисти и белил крыши города белил?
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
3. Поставьте ударение в словах :
Серпантин, партер, пуловер, кружево, занавес, договор, туфля
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
4. Выпишите группы родственных слов, выделите корень.
Бас, бассейн, басня, басить, басенный, баснословный, басовитый,
басок, побасенки, басовый.
_____________________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Оценка: 3 балла. Если есть ошибка – 0,5 балла.
5. Подберите имена существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределённой формой глагола.
_______________________________________
________________________________________
______________________________________
Оценка: за каждый правильный ответ 3 балла.
6. В каком слове количество звуков и букв совпадает:.
Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.
________________________________
Оценка: 2 балла за правильный ответ.
7.Найдите значение слова. Соедините стрелками правильные сочетания.
Буря ветер необычайной силы
Ураган ураган огромной разрушительной силы
Тайфун буря на море, в океане
Шторм ненастье с сильным разрушительным ветром
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
8. Подберите антонимы к следующим словам:
Щедрый – _______________________
Восход – ___________________________
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ.
9.Подберите синонимы:
Метель – ____________________________________
Охранять – ___________________________________
Оценка: 1 балл за каждый правильный ответ
Приложение.
Протокол проверки результатов работ учащихся.
Дата_____________
Протокол №________ _____классов
предмет_____русский язык
Победители школьной олимпиады в параллели______классов
Предмет ____________
Литература.
1.АрсирийА.Т.Занимательные материалы по русскому языку. – М.:Просвещение,1995.
2.АлександроваЗ.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1986.
3.Граник. Г.Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.Т.1 – 4.-М.: Русский язык, 1981.
5.Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
6.Иванова. В.А.,Потиха З.А., Розенталь.Д.Э. Занимательно о русском языке.- Л.: Просвещение, 1990.
7.Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М.: Просвещение, 1990.
8.ЛапатухинМ.С. Скорлуповская .Е.В., Снетова.Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1981
9.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М., 1987.
10.Ожегов. С.И., Шведова.Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.,2000.
11. Т.В. Ходова .Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа.2 -4 классы .М., Айрис –пресс. 2007. 12. Шкатова. Л. А. Подумай и ответь. – М.: Просвещение, 1989.
13. Ушакова. О. Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом « Литература», 2005.