Требования к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады

Требования к проведению регионального этапа Всероссийской олимпиады Олимпиада

Что такое грант президента и кто может его получать

Грант Президента Российской Федерации — мера поддержки талантливой молодежи, показавшей особые успехи в искусстве, спорте или науке (не только призеры и победители Всероса). Всерос подходит под категорию «наука». Сумма гранта — 20 тысяч рублей ежемесячно во время учебы в университете.

Я подала заявку в начале учебы на первом курсе в сентябре, но только зимой получила выплату — сразу за полгода. Задержка была связана с обработкой документов, со второго семестра я исправно получала 20 тысяч рублей каждый месяц. Выплаты производятся в течение установленного срока обучения в вузе и могут быть неплохим пассивным доходом для студента. Летом стипендию тоже платят.

Грант президента не мешает получать вузовские и другие стипендии: университет начисляет мне 3300 Р в месяц. Грант президента мне приходит на ту же карточку, которую я завела еще для олимпиадных премий, новые карту или счет оформлять не нужно. Вузовская стипендия перечисляется на отдельную карту, которую выдали в МГИМО

Обязанности участия в программе грантов. Вступая в программу, претендент обязуется соблюдать следующие условия:

  • без академических задолженностей проходить промежуточную аттестацию;
  • в качестве подтверждения права на грант предоставлять сведения о достижениях: публикации, участие в международных конкурсах и мероприятиях, стажировки, практики;
  • в случае получения гранта дольше одного года работать на территории России не менее трех лет.

Если условия при получении гранта не выполняются больше одного года, а именно отказ от получения без уважительной причины или прекращение обучения в высшем учебном заведении, деньги нужно будет вернуть полностью, за все время получения. То же — если просто отказаться от гранта во время учебы.

Если же получатель отказывается работать в России после окончания вуза — возвращает сумму выплаченного гранта, а также штраф в двукратном размере относительно этих средств. Я очень привязана к семье и дому, поэтому понимала, что работать за границей или надолго уехать из страны не смогу, мне будет некомфортно, и это условие в договоре не смутило меня.

Ежемесячное получение гранта подразумевает наличие достижений, активную научную и учебную деятельность, отсутствие пересдач в университете. И, конечно, нужно заполнить договор и согласие на обработку персональных данных.

Договор, который я подписывала, чтобы принять участие в программе грантов

Как подтверждать грант. Взвесив все за и против, я решила, что я смогу соблюдать условия, и подписала договор. Я получаю выплату уже второй год, подтверждаю достижения публикациями в официальном журнале МГИМО и хорошими баллами на зачетах и экзаменах.

В конце года я отправляю в подтверждение скан учебной карточки студента в фонд «Талант и успех», где видно, что у меня нет задолженностей и пересдач за год обучения.

Учебная карточка студента, которая подтверждает мою хорошую учебу

Запомнить

  1. Всерос из всех олимпиад дает самые большие льготы при поступлении в вуз и возможности получить премии и гранты. Уточняйте, какой предмет Всероса нужен для вуза мечты.
  2. Не пренебрегайте перечневыми олимпиадами — они могут дать особые права при поступлении в вуз, если вы одиннадцатиклассник, или же хорошую тренировку для дальнейшего участия во Всеросе.
  3. Начните подготовку как можно раньше и делайте это комплексно: овладевайте школьной программой, слушайте лекции, посещайте занятия и выездные школы, читайте критерии проверки и работы победителей и просто креативьте.
  4. Не бойтесь подавать на апелляцию.
  5. Для призеров, победителей, а иногда даже для участников Всероса предусмотрены денежные премии. В каждом городе это разные суммы, уточняйте информацию о выплатах в вашем городе.
  6. Для победителей и призеров Всероса есть возможность стать получателем гранта президента — 20 тысяч рублей в месяц на протяжении учебы в вузе. Помните о необходимости подтверждать грант каждый год: научно-исследовательская и преподавательская деятельность, публикации, конкурсы.

Карта распределения силы школ по предметам

У показателя среднего балла по предмету есть свои недостатки. Он не учитывает количество участников в олимпиаде. От школы в региональном этапе может участвовать один сильный ученик и показать максимальный результат. Это мало говорит о том, насколько сильно этот предмет преподают в школе.

Количество полученных дипломов РЭ олимпиады с другой стороны показывает массовость, но не учитывает уровень набранных баллов. Можно получить диплом по нижней границе, а можно набрать максимальное количество баллов.

Если объединить оба этих показателя, то получится оценить и количество сильных олимпиадников в школе и их уровень относительно среднего уровня всех участников олимпиады. Для этого умножаем разницу среднего балла учеников школы со средним баллом всех участников этапа на количество участников РЭ от школы по предмету. Получаем следующую карту.

Рассмотрим подробнее, что означают представленные на картинке выше цифры. Берем предмет математика — ‘math’. Самое большое значение получилось у лицей Вторая школа (sch770002) — 2065. Как оно получилось?

От школы в региональном этапе приняло участие 142 ученика. Средний балл этих учеников по математике — 52.923. Средний балл всех участников РЭ по математике — 38.38.

(52.923 — 38.38) * 142 = 2065

По данной карте можно наглядно увидеть, в каких школах находится самое большое количество сильных учеников по предметам олимпиады. По математике первое место у лицея Вторая школа, на втором месте школа № 179 (sch778179), на третьем месте СУНЦ МГУ (sch779318).

Рассмотрим предмет экономика. По количеству полученных дипломов РЭ первое место у лицея ВШЭ (35). Однако средний балл участников регионального этапа от этой школы практически равен среднему баллу всех участников олимпиады (38.58). Ученики лицея Вторая школа получили меньше дипломов (32), однако средний балл учеников этой школы составил (52.95).

Это хорошо показывает разницу в уровне знаний между учениками этих двух школ. По 27 дипломов РЭ получили ученики школ № 57 и Летово, которые также показали высокие баллы на данном этапе олимпиады. Соответственно, можно расставить рейтинг школ Москвы по экономике следующим образом: 1. Лицей Вторая школа, 2. Школа № 57, 3. Школа Летово.

У лицея ВШЭ самые сильные результаты наблюдаются по обществознанию, литературе и искусству.

Что означают большие отрицательные значения? Это показывает массовое участие в олимпиаде учеников школы со слабым уровнем подготовки по этому предмету.

Например, возьмем олимпиаду по праву. Рекордный отрицательный результат среди всех школ и предметов -793 наблюдается у школы-интерната № 1 «Первый Московский кадетский корпус» (sch779159). Можно догадаться по какой причине ученики этой школы захотели принять участие в олимпиаде.

Ученики школы № 1980 массово проходили муниципальный этап, имея уровень значительно ниже среднего уровня участников регионального этапа по нескольким предметам. Ученики школы № 1502 на МЭ по физике явно пользовались чужой помощью. В итоге на РЭ 62 ученика показали средний результат 13.

Итоги регионального этапа за 2022-2020 год.

Всероссийская олимпиада в москве | новости | об участии школьников в региональном этапе


Новости | Главная

30.12.2020Об участии школьников в региональном этапеИсточник: Городской оргкомитет ВОШ

Региональный этап всероссийской олимпиады пройдет с 12 января по 25 февраля 2021 года. В нем имеют право принимать участие школьники, набравшие на муниципальном этапе необходимое количество баллов в 9-11 классах, и победители и призеры регионального этапа прошлого года. Обратите внимание, что проходные баллы на региональный этап могут отличаться от граничных баллов призеров муниципального этапа. Списки приглашенных будут опубликованы позднее.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и по рекомендации Министерства просвещения в этом году участники выполняют задания регионального этапа олимпиады в школах, в которых они проходят обучение. Администрациям школ будут доступны списки приглашенных учеников от их образовательной организации и индивидуальные коды подтверждения участников для просмотра выполненных работ и результатов. По всем вопросам участия в региональном этапе необходимо обращаться в свою школу.

Опубликованы график проведения и временные регламенты. В Москве все туры начинаются в 9:00. Если в день проведения олимпиады, участник будет находиться в другом регионе, то об этом необходимо заранее сообщить в свою школу.

Данные о победителях и призерах регионального этапа прошлого года из других регионов, перешедших в московские школы, в оргкомитет подает образовательная организация в установленном порядке. В случае отсутствия в списках приглашенных и при наличии права участия в региональном этапе необходимо обратиться в свою школу.

Размещено обращение городского оргкомитета к участникам регионального этапа. В тексте отражены особенности проведения соревнований. Оргкомитет обращает внимание участников, их родителей и учителей на информацию о приглашенныхместах и правилах проведения, проверке и подведении итогов, олимпиадах Максвелла и Эйлера.

Поделиться

График проведения регионального этапа

ПредметОрганизационная информация
(дата, время, место и т.д.)
Распределение участников по площадкам проведенияПредварительные результатыИтоговые результаты
Французский язык12,13 январяОткрытьОпубликованы 18 январяОпубликованы 28 января
Литература14 январяОткрытьОпубликованы 23 января

Опубликованы 30 января
9 класс
10 класс
11 класс

Русский язык15 январяОткрытьОпубликованы 24 января

Опубликованы 2 февраля
9 класс
10 класс
11 класс

Информатика16,18 январяОткрытьОпубликованы 20 январяОпубликованы 2 февраля
Химия19,20 январяОткрытьОпубликованы 27 января

Опубликованы 4 февраля
9 класс
10 класс
11 класс

ОБЖ21, 22 январяОткрытьОпубликованы 30 январяОпубликованы 6 февраля
Физика23, 25 январяОткрытьОпубликованы 29 январяОпубликованы 9 февраля
9 класс
10 класс
11 класс
Биология26,28 январяОткрытьОпубликованы 5 февраля

Опубликованы 11 февраля
9 класс
10 класс
11 класс

Астрономия27 январяОткрытьОпубликованы 4 февраляОпубликованы 13 февраля
9 класс
10 класс
11 класс
Экономика29 январяОткрытьОпубликованы 4 февраляОпубликованы 16 февраля
9 класс
10 класс
11 класс
Право30 январяОткрытьОпубликованы 6 февраляОпубликованы 16 февраля
Обществознание1,2 февраляОткрытьОпубликованы 10 февраляОпубликованы 17 февраля
Экология3, 4 февраляОткрытьОпубликованы 12 февраляОпубликованы 20 февраля
9 класс
10 класс
11 класс
Математика5, 6 февраляОткрытьОпубликованы 19 февраляОпубликованы 26 февраля
9 класс
10 класс
11 класс
История8, 9 февраляОткрытьОпубликованы 18 февраляОпубликованы 26 февраля
9 класс
10 класс
11 класс
География11 февраляОткрытьОпубликованы 18 февраляОпубликованы 28 февраля
Физическая культура12,13 февраля

1 тур: открыть
2 тур: распределение участников по группам

 Опубликованы 25 февраляОпубликованы 2 марта
Девушки
Юноши
Искусство (мировая художественная культура)15 февраляОткрытьОпубликованы 25 февраля Опубликованы 3 марта
9 класс
10 класс
11 класс
Английский язык16, 17 февраляОткрыть

Опубликованы 24 февраля
Разбор заданий (видео)

Опубликованы 4 марта
9 класс
10 класс
11 класс
Технология18,19 февраля

Техника, технологии и техническое творчество

Культура дома, дизайн и технологии

Опубликованы 25 февраля Опубликованы 8 марта
ТТТ
КД
Немецкий язык20, 22 февраляОткрытьРазбор заданий (видео)Опубликованы 11 марта
Испанский язык  24, 25 февраляОткрытьОпубликованы 28 февраляОпубликованы 12 марта
Итальянский язык24, 25 февраляОткрытьОпубликованы 28 февраляОпубликованы 12 марта
Китайский язык24, 25 февраляОткрытьОпубликованы 27 февраля Опубликованы 12 марта

Как проходит всерос

На мой взгляд, литература — самый гибкий и творческий предмет на Всеросе. В заданиях нет цифр и точных величин, не нужно учить формулы и разбираться в графиках, чтобы показать высокие результаты. Все, что нужно — широкий литературный кругозор, знание литературных терминов и способность излагать собственное, четко аргументированное мнение.

В олимпиаде две основные большие части: анализ литературного произведения (проза или стихотворение на выбор) и творческое задание. Простыми словами, от участника ждут аналитическое и творческое сочинения. К этим двум китам в зависимости от этапа может добавиться тест на знание литературных произведений (региональный этап) или устный ответ (финал).

Региональный этап в Москве проводится в один день, занимает около пяти часов и состоит из трех частей, которые в сумме дают 100 баллов:

  • анализ текста — 65 баллов;
  • творческое задание — 25 баллов;
  • тестовая часть на знание содержания произведений — 10 баллов (в последние два года было по два таких задания).

На заключительном этапе олимпиады каждая часть сдается в отдельный день. Там тоже три части: комплексный анализ художественного текста, творческое задание, к ним добавляется устное выступление — монолог на заданную тему. Каждый год общее количество баллов, которое можно получить на финале, разное. В 2022 году:

  • анализ текста весил 70 баллов;
  • творческая часть — 64 балла;
  • устное выступление — 16 баллов.

Отдельного внимания заслуживает антураж финала. Если школьный, муниципальный и региональный этап более или менее похожи друг на друга и зачастую проводятся на базе школ в форме обычного письменного экзамена, финал отличается торжественно-праздничной атмосферой, да и проходит каждый раз в новом городе.

Для участников организовывается бесплатная культурно-развлекательная программа от города проведения: это могут быть экскурсии, походы в театры, музеи. В Калининграде мне даже удалось отдохнуть и полностью восстановить силы благодаря поездке на Куршскую косу, которая даже входит в список Всемирного наследия Юнеско. Она стала своеобразным местом силы для меня в этой поездке.

Гостеприимство городов поражает. Например, в Калининграде нам предоставили для проживания четырехзвездочную гостиницу с видом на Балтийское море и очень красивые закаты, а в Казани дарили сувениры и чак-чак.

Задания на финале бывают очень и очень нестандартными. Это касается всех частей. На моем первом финале в качестве одного из произведений для анализа попалось эксцентричное стихотворение современного автора, без знаков препинания. Не каждый девятиклассник будет морально готов к такому. Но можно выбирать между стихами и прозой.

Я же, привыкшая к традиционным формам и не знавшая толком особенностей современной русской поэзии, выбрала для анализа прозу — более понятный, написанный в традиционном жанре рождественский рассказ Виктории Токаревой.

Стихотворение для анализа для 9 класса в 2022 году

После получения результатов каждого тура у участников есть возможность подать апелляцию на результаты проверки и оспорить баллы. Апелляцию тренеры нашей команды называли «четвертым туром олимпиады».

Апелляция — очень неприятная, но необходимая очная процедура, от которой может зависеть, получит школьник диплом олимпиады или нет. На олимпиадах — и не только на Всероссийской — один балл порой решает все. На кону стоят и поступление, и премия.

Я оспаривала результаты на заключительном этапе два раза — в 9 и в 10 классе, и если в 9 классе это особо ни на что не повлияло, то в 10 классе поход на апелляцию стал решающим фактором.

Такие узкие «бумажки» с баллами выдают на показе работ заключительного этапа. Чтобы ее получить, нужно показать паспорт

Особенно атмосфера на апелляции накаляется на региональном и заключительном этапе Всероса, где апелляция может проходить и 3, и 6 часов. Некоторые видят баллы и сдаются раньше времени. Мои знакомые олимпиадники на финале, получив свои баллы, расстраивались и уходили с апелляции, а потом оказывалось, что им не хватило до призерства одного балла.

Этот этап для меня был самым морально трудным и напряженным во всей олимпиаде: на турах я на удивление не испытывала никакого дискомфорта и волнения. Наверное, сказалось участие в перечневых олимпиадах ранее. Но в день получения результатов, апелляции и церемонии закрытия — на финале по литературе все это проходит в один день — я испытала сильнейший стресс.

Дело в том, что до церемонии закрытия олимпиады участники не знают, вошли они в список победителей и призеров или нет, и томятся в ожидании до вечера. Казалось бы, подождать оглашения результатов нужно всего полдня, но это время как будто тянется бесконечно, и нервы уже дают о себе знать.

Когда я получила бумажку со своими баллами, я думала, что оспаривать что-либо безнадежно. Но, проведя 6 часов на апелляции и пообщавшись с членами жюри, я добилась повышения результатов проверки и попала в призеры благодаря добавленным четырем баллам.

Мы с подругой после получения дипломов призеров по литературе в 10 классе

Первый год коронавирусных ограничений сильно повлиял на олимпиадное движение и в общем на все экзамены и интеллектуальные испытания в России.

У меня с этим периодом связана грустная история. Я весь 2022 год готовилась к третьему в жизни финалу, но из-за коронавируса его отменили в апреле 2020. Все одиннадцатиклассники, набравшие на региональном этапе проходные баллы для участия в финале, признавались призерами.

Это уже никак не влияло на мое поступление, но олимпиады — это спорт, и мне, как настоящему спортсмену, хотелось улучшить свои результаты и стать победителем.

В конце 11 класса меня наряду с другими всеросниками освободили от сдачи обязательных ЕГЭ по русскому языку и математике из-за пандемии. Обычно для поступления в вуз нужны аттестат и диплом призера или победителя Всероса. Но в 2020 году убрали требование сдачи экзаменов — русского и математики — для получения аттестата. Получилось, что я не сдавала ни одного ЕГЭ.

Мои первые олимпиады

Я участвовала в олимпиадах с 7-го класса. Инициатором выступила мама: на одном из родительских форумов она узнала о преимуществах, которые дают победа или призерство, и предложила мне попробовать. Уже тогда я хотела поступить в МГИМО на факультет международной журналистики: меня привлекала перспектива выучить несколько иностранных языков на продвинутом уровне — С1 и выше по Общеевропейской шкале языковой компетенции. На факультете международной журналистики МГИМО 5 пар первого языка и 3 пары второго языка в неделю.

В случае с перечневыми олимпиадами льготы могут получить в основном победители и призеры, которые учатся в 11 классе. Если олимпиада входит в перечень, это не значит, что любой вуз даст особое право: нужно самостоятельно уточнять в правилах приема для каждого вуза.

Разъяснение об участии в заключительном этапе участников младше 9 класса с сайта «Олимпиада-ру»

Итак, с 7 по 9 класс я участвовала в перечневых олимпиадах по литературе, английскому, русскому языку. Некоторые попытки были неудачными, но в основном мне удавалось занимать призовые места:

В 8 классе мне не удалось стать призером по литературе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы!», поэтому я сделала вывод: не стоит делать ставку на одну конкретную олимпиаду, так как задания каждый раз — своеобразная лотерея, и никто не знает, повезет с ними или нет.

Мои дипломы перечневых олимпиад

Также в 7—8 классах я участвовала в школьном и муниципальном этапах Всероса и становилась призером или победителем. Опиралась в основном на знания школьной программы. После первых успехов я решила попробовать себя в большой игре и поставила цель — затащить заключительный этап Всероссийской олимпиады по литературе в 9 классе.

Чем больше я узнавала про олимпиадное движение, тем сильнее хотела сменить школу. До 8 класса я училась в школе с углубленным изучением английского неподалеку от дома, которая входила в 300 лучших школ Москвы. Но с каждым годом подготовка становилась слабее.

Например, учительница по русскому и литературе, которая вела занятия в 7 классе, сама делала ошибки в словах и разбирала повесть «Станционный смотритель» на уровне: «Дуня дура, не будьте, как Дуня». Вместо обсуждения и анализа произведений мы просто читали их вслух, в старших классах также не было нужного мне профиля с углубленным изучением литературы и истории.

Еще один плюс — лицей был в пешей доступности от Центра педагогического мастерства (ЦПМ). Там я сидела на лекциях по литературе после уроков: три часа раз в неделю в начале года и 15 часов в неделю в период активной подготовки к региональному и заключительному этапам олимпиады.

Несмотря на большое количество олимпиадников в лицее, никто из учителей по другим предметам не шел навстречу. В 9 классе еще не было профилизации, а я всегда была выраженным гуманитарием. До 10 класса почти все предметы преподавались в лицее на углубленном уровне, в том числе математика, программирование, химия, биология, мне же было тяжело совмещать все с ударной олимпиадной подготовкой.

Помню, как преподаватели по химии и биологии ставили мне двойки и тройки и, зная, что я еду на финал, говорили, что у меня ничего не получится с олимпиадами и зря я все это затеяла, а преподаватель по математике шутила, что я, наверное, в будущем пойду в цирковое училище, потому что я не могла решить сложные задания по ее предмету.

В 15 лет мне было обидно осознавать, что в меня не верит столько людей, но вскоре удалось выработать иммунитет к едким комментариям. Этот опыт научил меня расставлять приоритеты: было невозможно успеть все и сразу. Благодаря четкой стратегии у меня получилось стать призером Всероса по литературе в 9 классе.

Моя «коллекция» двоек по химии в 9 классе

Об утверждении порядка проведения всероссийской олимпиады школьников от 27 ноября 2020 —

(с изменениями на 14 февраля 2022 года)

В соответствии с частью 3 статьи 77 Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 53, ст.7598; 2022, N 30, ст.4134), пунктом 1 и подпунктом 4.2.33 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 32, ст.5343),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2022 г., регистрационный N 31060);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2022 г. N 249 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 1252» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 апреля 2022 г., регистрационный N 36743);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2022 г. N 1488 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 1252» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2022 г., регистрационный N 40659);

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2022 г. N 1435 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 1252» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2022 г., регистрационный N 44589);

приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. N 96 «О внесении изменений в Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 1252» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2020 г., регистрационный N 57787).

3. Установить, что:

в 2020/21 учебном году в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников (далее — олимпиада) помимо лиц, указанных в пункте 64 Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 1252 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 января 2022 г., регистрационный N 31060), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2022 г. N 249 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 апреля 2022 г., регистрационный N 36743), от 17 декабря 2022 г. N 1488 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2022 г., регистрационный N 40659), от 17 ноября 2022 г. N 1435 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2022 г., регистрационный N 44589) и приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 марта 2020 г. N 96 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2020 г., регистрационный N 57787), также принимают индивидуальное участие не признанные призерами на основании приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28 апреля 2020 г. N 189 «Об особенностях проведения всероссийской олимпиады школьников в 2022/20 учебном году и утверждении ее итоговых результатов по каждому общеобразовательному предмету» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 мая 2020 г., регистрационный N 58273) участники регионального этапа олимпиады 2022/20 учебного года, набравшие необходимое для участия в заключительном этапе количество баллов, установленное Министерством просвещения Российской Федерации в 2020 году, и победители и призеры заключительного этапа олимпиады 2022/19 учебного года (далее вместе — участники олимпиады 2022/20 учебного года);

количество участников олимпиады 2022/20 учебного года не учитывается при определении количества участников заключительного этапа олимпиады начиная с 2021/22 учебного года.

3.1. Установить, что в 2022/23 и 2023/24 учебных годах всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательному предмету «Технология» проводится по профилям: «Техника, технология и техническое творчество», «Культура дома, дизайн и технология», «Информационная безопасность», «Робототехника».

(Пункт дополнительно включен с 31 октября 2021 года приказом Минпросвещения России от 16 августа 2021 года N 565)

4. Приказ вступает в силу с 15 июля 2021 года, за исключением пункта 3 настоящего приказа, который вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования настоящего приказа.

Министр
С.С.Кравцов

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

5 марта 2021 года,

регистрационный N 62664

     
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 27 ноября 2020 года N 678

(с изменениями на 14 февраля 2022 года)

1. Порядок проведения всероссийской олимпиады школьников (далее — Порядок) устанавливает правила и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников (далее — олимпиада), перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, определяет участников олимпиады, их права и обязанности, а также правила подведения итогов и утверждения результатов олимпиады, образцы дипломов победителей и призеров олимпиады.

2. Олимпиада проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний, отбора лиц, проявивших выдающиеся способности, в составы сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.

3. Олимпиада проводится на территории Российской Федерации. Рабочим языком проведения олимпиады является русский язык.

4. Олимпиада проводится по следующим общеобразовательным предметам:

математика, русский язык, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, итальянский), информатика, физика, химия, биология, экология, география, астрономия, литература, история, обществознание, экономика, право, искусство (мировая художественная культура), физическая культура, технология, основы безопасности жизнедеятельности для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;

математика, русский язык для обучающихся по образовательным программам начального общего образования.

5. Форма проведения олимпиады — очная.

При проведении олимпиады допускается использование информационно-коммуникационных технологий в части организации выполнения олимпиадных заданий, проверки и анализа олимпиадных заданий, показа выполненных олимпиадных работ, процедуры рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

_______________

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации; 2006, N 31, ст.3451; 2021, N 1, ст.54).

Решение о проведении школьного и муниципального этапов олимпиады с использованием информационно-коммуникационных технологий принимается организатором школьного и муниципального этапов олимпиады по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органами публичной власти федеральной территории «Сириус», осуществляющими полномочия, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус» (далее — Федеральный закон «О федеральной территории «Сириус»).

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 марта 2022 года приказом Минпросвещения России от 14 февраля 2022 года N 73. — См. предыдущую редакцию)

________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 52, ст.8583.
(Сноска дополнительно включена с 28 марта 2022 года приказом Минпросвещения России от 14 февраля 2022 года N 73)

____________________________________________________________________

Сноски — предыдущей редакции с 28 марта 2022 года считаются соответственно сносками — настоящей редакции — приказ Минпросвещения России от 14 февраля 2022 года N 73.

____________________________________________________________________

Решение о проведении регионального этапа олимпиады с использованием информационно-коммуникационных технологий принимается организатором регионального этапа олимпиады по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации (далее — Министерство).

Решение о проведении заключительного этапа олимпиады с использованием информационно-коммуникационных технологий принимается Министерством по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

6. В олимпиаде принимают участие обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — образовательные организации), а также лица, осваивающие указанные образовательные программы в форме самообразования или семейного образования (далее — участники олимпиады).

Школьный этап олимпиады проводится по заданиям, разработанным для 5-11 классов (по русскому языку и математике — для 4-11 классов); муниципальный — для 7-11 классов, региональный и заключительный — для 9-11 классов. Участник каждого этапа олимпиады выполняет по своему выбору олимпиадные задания, разработанные для класса, программу которого он осваивает, или для более старших классов. В случае прохождения участников олимпиады, выполнивших задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем классам, программы которых они осваивают, на следующий этап олимпиады указанные участники олимпиады и на следующих этапах олимпиады выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на предыдущем этапе олимпиады, или более старших классов.

7. Участники олимпиады, осваивающие основные образовательные программы в форме самообразования или семейного образования, принимают участие в школьном этапе олимпиады по их выбору в образовательной организации, в которую они зачислены для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий, или в образовательной организации по месту проживания участника олимпиады.

8. Участники олимпиады с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и дети-инвалиды принимают участие в олимпиаде на общих основаниях.

9. Олимпиада проводится ежегодно в период с 1 сентября по 30 июня.

10. Олимпиада включает этапы: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

11. Сроком окончания школьного, муниципального и регионального этапов олимпиады считается последняя дата выполнения олимпиадных заданий, но не позднее:

1 ноября — для школьного этапа олимпиады;

25 декабря — для муниципального этапа олимпиады;

1 марта — для регионального этапа олимпиады.

Для заключительного этапа окончанием этапа является дата издания приказа об утверждении итоговых результатов заключительного этапа олимпиады по соответствующим общеобразовательным предметам, но не позднее 30 июня.

12. Организаторами олимпиады являются:

для школьного и муниципального этапов олимпиады — органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», осуществляющие полномочия, предусмотренные пунктом 5 части 1 статьи 8 Федерального закона «О федеральной территории «Сириус»;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 марта 2022 года приказом Минпросвещения России от 14 февраля 2022 года N 73. — См. предыдущую редакцию)     

для регионального этапа олимпиады — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы публичной власти федеральной территории «Сириус», осуществляющие полномочия, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона «О федеральной территории «Сириус»;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 28 марта 2022 года приказом Минпросвещения России от 14 февраля 2022 года N 73. — См. предыдущую редакцию)     

для заключительного этапа олимпиады — Министерство.

13. Организаторы всех этапов олимпиады вправе привлекать к ее проведению образовательные и научные организации, учебно-методические объединения, государственные корпорации и учреждения, общественные, некоммерческие организации, а также коммерческие организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе для осуществления технологического, методического и информационного сопровождения олимпиады.

_______________

Часть 2 статьи 24 Федерального закона от 5 апреля 2022 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 14, ст.1652; 2022, N 1, ст.88).

14. Организационно-методическое сопровождение олимпиады, координацию проведения всех этапов олимпиады осуществляет подведомственная Министерству организация на основании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — уполномоченная организация).

_______________

Подпункт 4.3.2 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 32, ст.5343).

15. Для определения стратегических направлений развития олимпиады создается Центральный организационный комитет (далее — оргкомитет) олимпиады.

Подготовка ко всеросу по литературе

В подготовку к олимпиадам я и мои родители не вкладывали огромные деньги: я не занималась с репетиторами по русскому и литературе.

Для грамотного письма хватило школьных занятий, хотя стоит учесть, что это, конечно, очень хорошая школа. Также литературную подготовку я получила на бесплатных лекциях и семинарах в Центре педагогического мастерства на Хамовническом Валу в Москве: слушала лекции о теории и истории литературы. Прийти могут все желающие, а сейчас занятия проходят в основном в дистанционном формате.

Расписание подготовительных занятий в ЦПМ на декабрь 2021 года. На подобных лекциях я и проводила школьные вечера

У московского центра есть аналоги в регионах. В Казани существует Республиканский олимпиадный центр, где проводятся занятия по подготовке к олимпиадам, в Санкт-Петербурге — Центр олимпиад.

Вот мои рекомендации для эффективной подготовки к олимпиаде.

Овладеть школьной программой по литературе, желательно на год вперед. Задания, как аналитические, так и творческие, часто отсылают участников к актуальным произведениям школьной программы за тот или иной класс. Но есть один нюанс: за каждым классом числится определенный список литературы «по программе», а муниципальный этап проходит осенью, региональный зимой, заключительный весной.

Мое творческое задание на финале в 10 классе. Его невозможно было выполнить без знаний о романе «Отцы и дети», хотя на заключительном этапе олимпиады были участники, которые не читали «Отцов и детей», не знали сюжет и имена героев. Они пренебрегли советом изучить все произведения школьной программы за текущий класс и столкнулись с неудачей на одном из туров

Лучше уделить чтению свободное время на летних каникулах, чтобы судорожно не запоминать имена героев и особенности сюжета накануне испытаний, читая «Брифли», библиотеку кратких содержаний. Особенно это касается больших произведений, которые точно не получится осилить за пару вечеров:

  • «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» для 9 класса;
  • «Преступление и наказание», «Война и мир», «Обломов», «Отцы и дети» для 10 класса;
  • «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита» для 11 класса.
Любопытно, что во время подготовки я часто читала книги Сухих, и впоследствии он был членом жюри на финале и проверял мою работу

Я часто конспектировала интересные лекции с «Арзамаса» и вообще все заметки вела от руки: так мне было удобнее запоминать информацию, визуализировать услышанное в виде схем и таблиц, выделять маркерами самое важное.

Тетрадки с записями, которые я везде возила с собой и всегда перечитывала

Изучать работы победителей и призеров прошлых лет. Это лучшие образцы жанра, на примерах которых можно учиться писать собственные аналитические тексты. По ним училась и я.

Я бы сказала, что нужно создать очень хорошее сочинение, в котором участник продемонстрирует понимание текста и не забудет привнести свое мнение.

Участвовать в сборах. Для олимпиадников из Москвы, которые показали высокие результаты в том или ином этапе олимпиады, два раза в год организовываются бесплатные сборы осенью и весной. На протяжении 7—10 дней команда проживает в учебном центре и посещает 4 пары в день, где разбираются задания формата олимпиады и проводится много практических семинаров.

На выездах каждый полностью погружается в олимпиадную подготовку. Мы писали работы в формате олимпиады, устно анализировали небольшие тексты, слушали лекции от тренеров команды Москвы. Это были заслуженные преподаватели и кандидаты филологических наук, а также абсолютные победители прошлых лет, то есть те участники, которые получили на олимпиаде самое высокое количество баллов.

В таких комнатах проживают участники сборов в УМЦ «Голицыно»

Что касается атмосферы, я до сих пор помню «романтику сборов»: мы с подругой, одноклассницей из лицея, питались только салатами из капусты и вареной картошкой (фирменные блюда в местной столовой), а по вечерам обсуждали литературные произведения, обменивались полезными учебными материалами и помогали друг другу в подготовке.

Я на практике убедилась, что такой формат хорошо помогает активизировать все навыки, необходимые для успеха на олимпиаде, и в разы повышает продуктивность подготовки. За время выездных школ я освежала в памяти все основные произведения, оттачивала навык создания письменных работ и не входила в ступор при виде олимпиадных заданий уже на реальных турах олимпиады.

Расписание выездной школы с сайта образовательного центра «Коалиция»

Выездные школы доступны не только москвичам: также проводятся отдельные выезды на платной основе, предназначенные для учеников со всей России, никаких ограничений к участию в них нет, то есть необязательно иметь олимпиадные достижения. Их организовывает центр образования «Коалиция».

Стоимость участия вместе с проживанием в учебном центре, доме отдыха или пансионате, занятиями и питанием во время моей учебы варьировалось от 20 000 до 40 000 Р за 8—12 дней выезда. Информацию об актуальных ценах можно получить, подав заявку на ту или иную выездную школу на сайте «Коалиции».

Из платных опций у «Коалиции» есть не только выездные школы, но также курсы и интенсивы

Комплексный анализ произведения будет неполным, если участник не сможет провести параллели с историей и теорией литературы. Скажем, если текст отсылает к революции или Великой Отечественной войне, — обязательно нужно написать об этом. Также нужно умело пользоваться терминами: знать, какая бывает композиция у текста, чем отличается аллитерация от ассонанса, что такое аллюзии и реминисценции к произведениям и так далее.

Но параллели и аналогии должны быть уместны: не стоит любой ценой стараться продемонстрировать знания всех терминов в одной работе и перечислять, как прейскурант, всевозможные средства художественной выразительности и отсылки, которые удалось найти в тексте.

Разрешить себе фантазировать, быть креативным и нестандартным. Четкого алгоритма для подготовки к творческой части у меня нет, скорее рекомендации. Если решились на участие в олимпиаде, забудьте клише, штампы и вводные фразы для сочинений в ЕГЭ по литературе:

  • «Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о…»;
  • «Этим автор хотел сказать, что…»;
  • «Заканчивая рассуждение, нельзя не сказать, что люди должны…».

У жюри на такие фразы аллергия. Излишняя наукообразность тоже будет ни к чему. Такую работу будет просто тяжело и неинтересно читать. Победители и призеры олимпиад — люди, которые умеют нестандартно подать информацию и аргументировать свое мнение.

Оцените статью
Олимпиада