Всероссийская Олимпиада Школьников Биология 2022-2023 Школа и ВУЗ Народный портал 2022-2023 год

Всероссийская Олимпиада Школьников Биология 2021Официальный сайт. ВОШ. 2020 – 2021 учебный год. ВСОШ. Открытый банк заданий. СтатГрад. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. УМК. МЦКО. Школа России. 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. ГДЗ. Решебник. Олимпиада. Россия. БеларусьБиология – Новые олимпиадные задачи с ответами 2020-2021 учебного годаВводное занятие по курсу «Подготовка к олимпиадам по биологии 8–9 классы»Всероссийская Олимпиада Школьников 2021. Ответы и заданияОфициальный сайт. ВОШ. 2020 – 2021 учебный год. ВСОШ. Открытый банк заданий. СтатГрад. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. УМК. МЦКО. ГДЗ. Решебник. Школа России. 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. Беларусь Расписание Школьного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников в 2021 году Расписание Муниципального этапа Всероссийской Олимпиады Школьников в 2021 году Расписание Регионального этапа Всероссийской Олимпиады Школьников в 2021 году Расписание Заключительного этапа Всероссийской Олимпиады Школьников в 2021 годуШкольный этап. Муниципальный этап. Региональный этап. Заключительный этап  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Математике 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Русскому языку 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Литературе 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Биологии 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Географии 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Информатике 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Истории 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Обществознанию 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Праву 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Физике 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Химии 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Экологии 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Экономике 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Астрономии 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Искусству (МХК) 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по ОБЖ 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Технологии 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Физической культуре 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Английскому языку 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Испанскому языку 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Итальянскому языку 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Китайскому языку 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Немецкому языку 2020-2021  Задания и ответы Всероссийская Олимпиада Школьников по Французскому языку 2020-2021  Задания и ответы Пригласительный школьный этап 2021 – 2022 учебного годаВсероссийская Олимпиада Школьников по Биологии 2020. Задания, ответы и решенияОфициальный сайт. ВОШ. 2019 – 2020 учебный год. ВСОШ. Открытый банк заданий. СтатГрад. ФИПИ. ФГОС. ОРКСЭ. УМК. МЦКО. Школа России. 21 век. Перспектива. Школа 2100. Планета знаний. Россия. БеларусьШкольный этапМуниципальный этапРегиональный этапЗаключительный этап

Читайте также:  Узнайте, кто стал лучшим на литературной олимпиаде 2016–2017 гг.

Задания школьного этапа  Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2018-2019 уч.года.

Часть 1. Задания оцениваются в 1 балл

1. Разновидность растительного белка.

а) кератин б) воск в) клейковина г) альбумин

2. Известный химический индикатор кислотности среды – лакмус получают из: а) водорослей б) лишайников в) мхов г) папоротников

3. Разделение тела на побеговую и корневую системы характерно для: а) нитчатых зеленых водорослей б) слоевищных мхов в) папоротникообразных г) листостебельных мхов

4. К вегетативным органам растения относятся:

а) побег и корень б) побег и плод  в) цветок и плод   г) корень и цветок.

5.Внутри завязи находятся:

а)   пыльца б)   споры в) семязачатки г) плоды

6. Георгину свойственно следующее видоизменение корня:

а) клубень б) корневые шишки в) воздушные корни г) корнеплод

7. Рост стебля в толщину осуществляется за счет:

а)  луба б) камбия в) пробки г) древесины

8. Представитель какой систематической группы изображен на фотографии: а) покрытомеменные

б) хвощевидные в) голосеменные г) водоросли

9)На рисунке изображен лист:

а) парноперистый б) пальчатый в) непарноперистый г)тройчатый

Всероссийская Олимпиада Школьников Биология 2022-2023 Школа и ВУЗ Народный портал 2022-2023 год

Всероссийская Олимпиада Школьников Биология 2022-2023 Школа и ВУЗ Народный портал 2022-2023 год

10. В цикле развития папоротника преобладает:

а) спора б) бесполое поколение ( спорофит) в) половое поколение

гаметофит г) многолетние корневище

11. Плод картофеля – это:

а)  клубень б) ягода  в) семянка г) коробочка

12. Бесцветные пластиды.

а) хлоропласты б) лейкопласты г) хромопласты г) хлорофилл

13. Органические вещества в стебле передвигаются по:

а) древесине (ксилеме) б) лубу (флоэме) в) камбию г) пробке

14. Растение при дыхании поглощает:

а) углекислый газ и выделяет кислород б) кислород и выделяет углекислый газ в) энергию света и выделяет углекислый газ

15. Формула цветка вишни:

16. В пищевой промышленности для получения простокваши и сметаны используются:

а) болезнетворные бактерии  б) бактерии гниения  в) клубеньковые бактерии  г) молочнокислые бактерии

17.Часть гриба, находящаяся в почве, называется:

а) грибница б) шляпка в) ножка г) плодовое тело

18.На  деревьях паразитируют  грибы:

а) опята б) трутовик в) спорынья г) эмпуза

19. У животных,  близкородственные семейства объединяются в систематическую категорию:

а) порядки б) отряд в) класс г) царство

20. Что из перечисленного может стать объектом изучения ученого – зоолога?

а) жизненный цикл кукушкина льна б) способ питания росянки в) строение женской шишки сосны г) жизнедеятельность амебы обыкновенной

21. В животном организме не встречается ткань:

а) эпителиальная б) мышечная в) проводящая г) нервная

Ученый, который открыл одноклеточных животных..

а) Антони Ван Левенгук. б) Джон Рей. в) Карл Линней. г) Чарлз Дарвин.

23. Торф – горючее полезное ископаемое, образованное организмами:

а) моллюсками б) фораминиферами в) радиоляриями г) мхами

24. Организм, относящийся к сапротрофам:

а) гриб мукор б) аскарида  в) хлорелла г) росянка

25. Что не относится к мерам борьбы с болезнетворными бактериями:                                                                                                      а) соблюдение правил личной гигиены б) термическая обработка пищи и воды в) прививки и вакцины  г) употребление овощей прямо с грядки.

Часть 2.Задания оцениваются в 2 балла

Выберите видоизменения побега. а) луковица б) корнеплод в) бактериальные клубеньки г) клубень д) корневище е)

Выберите функции цветка.а) опыление                             г) вегетативное размножениеб) поглощение веществ          д) отложение запасных веществв) оплодотворение                  е) формирование семян и плодов

3. Выберите организмы, которые относят к автотрофам.

а) мхи б) бактерии гниения в) зеленые водоросли г) одноклеточные животные д) цветковые растения е) шляпочные грибы

Установите соответствие между признаком клетки и видом клетки. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца

Признак клетки:                                                   Вид.

А) отсутствуют пластиды                  1. Растительная клетка

Б) имеются лейкопласты                    2. Животная клетка

В) имеется клеточная стена из целлюлозы

Г) клетки содержат клеточный центр

Д) имеются крупные вакуоли с жидким содержимым

Установите соответствие между способом перекрестного опыления и особенностями растений. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца

1.цветки мелкие, невзрачные 2.в цветках есть нектар 3.пыльца крупная, клейкая 4. яркоокрашенный околоцветник 5.пыльца мелкая, сухая 6. растения растут скоплениями

Установите соответствие между  классами растений отдела покрытосеменных и их признаками. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца

Класс:  А) Двудольные растения

Б) Однодольные растения

Признаки: 1. Листья имеют перистое жилкование 2. Кольца камбия в стебле нет 3. Камбий обеспечивает рост стебля в толщину 4. Корневая система мочковатая 5. Листья имеют дуговое жилкование 6. Корневая система стержневая

7. Установите соответствие между семействами и их признаками. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите элемент из второго столбца

Признаки.                                                              Семейства.

1. Представитель малина                                     А) Сложноцветные

2. Представитель цикорий                                  Б) Розоцветные

3. Плод семянка

5. Соцветие корзинка

6. Соцветие кисть

8. Установите последовательность прорастание семян для двудольных растений на примере фасоли.

а) разрыв семенной кожуры  б) набухание семян в) вынос семядолей и верхушечной почки  г) рост зародышевого побега: удлинения стеблевой части д) выход зародышевого корня е) развитие надземного побега.

9.Установите последовательность внутреннего строения стебля сосны, начиная с внутреннего слоя

а)  пробка б) кожица  в) камбий г) луб д) древесина е) сердцевина

10. Установи последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) Бобовые 2) Клевер 3) Клевер луговой 4) Покрытосеменные

Задание 3. Задания оцениваются в 3 балла

Почему вспашка почвы улучшает условия жизни культурных растений?

Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Назовите не менее трех особенностей строения и жизнедеятельности шляпочных грибов.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. 1.Бактериии – это одноклеточные организмы. 2.Центральную часть клетки занимает ядро. 3.По форме бактерии могут быть шарообразные кокки, палочковидные бациллы, изогнутые в виде запятой вибрионы. 4.При неблагоприятных условиях бактерии превращаются в цисты. 5. Бактерии встречаются повсеместно и играют важную роль в природе. 6.Все бактерии аэробы.

Докажите, что корневище растения — видоизмененный побег.

Задания школьного этапа олимпиады по биологии

2019-2020 уч. год

а) обнаружением большого объема мозга;  б) находками орудий труда; в) Ѕ-образным изгибом позвоночника;  г) установлением его роста и возраста?

2. Определите характер антропогенеза на современном этапе:

а) преобладают социальные факторы; б) биологические факторы не действуют; в) биологические и социальные факторы равнозначны; г) действуют только социальные факторы?

3. Что является прямым следствием борьбы за существование:

а) естественный отбор; б) изменчивость; в) искусственный отбор; г) наследственность?

4. Какой признак комнатной мухи позволяет быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям среды:

а) маленькие размеры; б) способность хорошо летать; в) многочисленное потомство; г) быстрая смена поколений?

5.Назвать самую высокопродуктивную экосистему:

а) естественный луг; б) степень; в) плантация кукурузы; г) дубрава?

6. Главные продуценты «цветущего» водоема:

а) прибрежная и водная семенная растительность; б) бактерии и многоклеточные водоросли;

в) вольвоксы и эвглены; г) одноклеточные зеленые и сине-зеленые водоросли?

7. Предметом изучения общей биологии является:

а) строение и функции организма; б) природные явления; в) закономерности развития и функционирования живых систем; г) строение и функции растений, животных, бактерий, грибов.

8. Наиболее правильно следующее из утверждений:

а) только живые системы построены построены из сложных молекул; б) все живые системы обладают высокой степенью организации; в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов; г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

9. Высшим уровнем организации жизни является:

а) биосферный; б) биогеоценотический; в) популяционно-видовой; г) организменный;

10. Какое из приведенных утверждений наиболее правильно?

а) все организмы обладают одинаково сложным уровнем организации; б) все организмы обладают высоким уровнем обмена веществ; в) все организмы одинаково реагируют на окружающую среду;

г) все организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

11. Межвидовые отношения начинают проявляться на следующем уровне организации жизни:

а) биогеоценотическом; б) популяционно-видовом; в) организменном; г) биосферном.

12. Органоидами, нехарактерными для клеток грибов, являются:

а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; г) рибосомы.

13. Современный систематический ранг, который имеет группа растений, именуемых мохообразными, это:

а) отдел; б) класс; в) порядок; г) семейство.

14. Клетки семени, запасающие питательные вещества для зародыша:

а) гаплоидны у голосеменных, триплоидны у покрытосеменных; б) диплоидны у голосеменных, триплоидны у покрытосеменных; в) диплоидны у голосеменных и покрытосеменных;

г) триплоидны у голосеменных и покрытосеменных.

15. Фитоценозом называется:

а) совокупность растений и связанных с ними гетеротрофных организмов; б) совокупность высших растений конкретного региона; в) совокупность высших растений в однородных условиях среды;

г) совокупность растений и микроорганизмов в однородных условиях среды.

16. Среди папоротников преобладают:

а) разноспоровые растения; б) равноспоровые растения; в) семенные растения;

г) вегетативно размножающиеся растения;

17. Относительным критерием возникновения новой популяции может служить:

а) индивидуальные внешние отличия особей двух групп; б) длительная географическая изоляция;

в) неспособность к скрещиванию и рождению плодовитого потомства; г) ограниченность численности группы.

18. Может эволюционировать:

а) кошка Мурка; б) население бродячих кошек города N; в) трутни пчелиной семьи;

г) попугай, живущий в квартире №14.

19. Ребенок получил от каждого из родителей две разные мутации, содержащиеся в негомологичных хромосомах. Его будущие дети:

а) получат только одну мутацию; б) т обе мутации; в) не получат ни одной мутации;

г) возможны все три варианта.

20. Стабилизирующий отбор может сопровождаться:

а) накоплением рецессивных мутаций; б) накоплением доминантных мутаций; в) уменьшением среднего размера тела в популяции; г) увеличением среднего отношения длины черепа к его ширине у особей популяции.

21. При голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке:

а) жиры – белки – углеводы; б) углеводы – жиры – белки; в) жиры –углеводы – белки;

г) белки – углеводы – жиры.

22. Какие органоиды не имеют мембран?

а) митохондрии; б) рибосомы; в) лизосомы;    г) пластиды.

23. Не дышит:

а) домовая муха; б) вирус, вызывающий СПИД;  в) папоротник орляк;  г) гидра.

24. Хлоропласты есть в клетках:

а) корня гороха посевного; б) печени двугорбого верблюда; в) бледной поганки;

г) листа земляники садовой.

25. Клеточная инженерия позволяет:

а) устранять межвидовые барьеры у растений и животных; б) получать новые лекарственные препараты; в) изменять наследственные признаки; г) получать все указанные результаты.

26. Какой из химических элементов одновременно входит в состав костной ткани и нуклеиновых кислот?

а) калий;                 б) кальций;                в) фосфор;                г) цинк.

27. Если цепь ДНК содержит 28% нуклеотида аденина, то чему примерно должно равняться количество нуклеотида гуанина?

а) 28%;                         б) 14%;                в) 22%;                г) 44%.

28. При больших кровопотерях или чрезмерном потоотделении организма в кровь выделяется гормон вазопрессин. Какие симптомы проявятся у человека в случае недостатка в случае недостатка этого гормона?

а) нежелание пить;        б) повышенное содержание сахара в моче;   в) жажда;        г) пониженное содержание сахара в моче.

29.Примером фагоцитоза является:

а) поступление воды в клетку; б) ускорение биохимических реакций; в) нагноение раны;

г) выброс наружу пищевых остатков у инфузорий.

30. Прохождение через мембрану ионов Na+ и K+ происходит путем:

а) фильтрации; б) осмоса; в) активного переноса; г) облегченного транспорта.

31. Кто автор приведённого ниже правила? “В ДНК количество аденина равно количеству тимина, а цитозина – количеству гуанина”

а) Уотсон  б) Андре  в) Морган  г) Чаргафф

32. Для представителей какой систематической группы не характерно вегетативное размножение

а) моховидным  б) голосеменным  в) зелёным водорослям  г) хвощевидным

33. Укажите морфологическую особенность фасоли

а) плод стручок  б) плод боб  в) соцветие головка  г) соцветие раскидистая метёлка

а) дыхания;  б) фотосинтеза; в) гликолиза;  г) хемосинтеза?

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора нескольких ответов из предложенных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание).

1. Установите соответствие между органоидами клеток и их характеристиками.

2. Установите соответствие между процессами, происходящими на разных этапах жизненного цикла клетки, и этапами, в которых эти процессы происходят.

3. Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки.

4. Установите соответствие между характеристикой углевода и его группой.

5. Установите соответствие между признаками и видами гаметогенеза, для которых эти признаки характерны.

Выбери правильные варианты ответа

6. В защите организма от вирусной инфекции принимает участие:

7. Агранулоцитами (лейкоцитами, не содержащими зернистости) являются:

8. Содержание глюкозы в крови животных и человека поддерживается на относительно постоянном уровне при участии:

д) поджелудочной железы.

9. Проводниковая функция характерна для следующих отделов головного мозга:

а) промежуточный мозг;

б) средний мозг;

д) продолговатый мозг.

10. Через плаценту от матери плоду могут передаваться:

Часть III. Вам даны задания на определение правильности суждения, отметьте верное суждение знаком «+», а неверное знаком «-». Максимальное количество баллов, которое можно набрать 15

  • Ксилема относится к ткани, которая является проводящей.
  • Конечные продукты метаболизма удаляются у инфузории-туфельки через порошицу.
  • У млекопитающих животных артериальная кровь течет по венам, а венозная – по артериям в большом круге кровообращения.
  • Трутни (самцы медоносной пчелы) имеют диплоидный набор хромосом.
  • Разнообразие окраски тела водорослей вызвано приспособлением к фотосинтезу.
  • Грибы образуют микоризу с корнями плаунов.
  • Шишка хвойных деревьев является плодом.
  • У членистоногих животных сердце работает как нагнетающий и откачивающий насос.
  • Консументами 1-го порядка являются: слон, пчела, лось, тетерев.
  • В процессе эволюции цветковых растений происходила редукция эндосперма.
  • Питание бычьего цепня происходит путем заглатывания пищи и переваривания ее с помощью пищеварительных клеток.
  • Не являются аналогичными органами ласты ихтиозавра и дельфина.
  • Вдох и выдох у пресмыкающихся происходит благодаря поднятию и опусканию стенки дна ротовой полости.
  • Восковина у птиц является органом обоняния.
  • Евстахиева труба – канал, сообщающий среднее ухо земноводных с глоткой.

Часть IV. Дать развернутый ответ (количество баллов -9)

  • Во многих литературных источниках написано, что настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласно ли вы с этим утверждением. Приведите конкретные доказательства вашей правоты.
  • Известно, что китообразные относятся к самой совершенной в эволюционном отношении группе позвоночных животных – классу млекопитающих. Однако они на грани исчезновения. Почему?
  • Почему в результате полового размножения появляется генетически разнообразное потомство, чем при вегетативном?

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по биологии

2017-2018 учебный год 10 класс

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1. Живые клетки часто отсутствуют в тканях

2. Основной запасной углевод у растений – это

3. Семядоли представляют собой

а. зародышевые листья

б. видоизменения побега

в. видоизменения цветоножки

У корней древесных растений наибольшую длину имеет

б. зона деления

в. зона роста

г. зона проведения

5. Сидячие листья присущи

Усами способны размножаться

7. Колос характерен для

Много семян находится в плодах

г. всех этих растений

9. У амебы вредные продукты обмена выделяются:

а. через всю поверхность тела

б. через сократительную вакуоль

в. через пищеварительную вакуоль

г. через поверхность тела и сократительную вакуоль

10. Регенерация у гидры – это:

а. процесс бесполого размножения

в. процесс восстановления утраченных частей тела

г. как размножения, так и восстановления

Плоские черви имеют:

а. первичную полость тела

б. вторичную полость тела

в. кишечную полость тела

г. не имеют полости тела

12. Раковина обыкновенного прудовика покрыта слоем:

б. рогоподобного вещества

Почки у окуня находятся:

а. в нижней части полости тела

б. в средней частя полости тела

в. в верхней части полости тела

г. у окуня почек нет

В слуховом аппарате у лягушек имеется:

а. наружное слуховое отверстие, среднее ухо и внутреннее ухо

б. среднее ухо и внутреннее ухо

в. только внутреннее ухо

г. барабанная перепонка, среднее ухо и внутреннее ухо

У ящерицы в левой половине желудочка сердца течет:

а. венозная кровь

б. артериальная кровь

в. смешанная кровь

г. желудочек полностью разделен перегородкой

Теорию функциональных систем разработал:

Промежуточный мозг регулирует:

а. обмен веществ

б. потребление пищи и воды

в. поддержание постоянной температуры тела

г. верны все ответы

18. Лечебная сыворотка – это:

а. препарат антител

б. ослабленные бактерии

в. взвесь лейкоцитов

г. раствор антибиотика

Главный узел автоматии сердца расположен в:

а. левом предсердии

б. правом предсердии

в. левом желудочке

г. правом желудочке

Переваривание большинства пищевых веществ происходит в:

а. ротовой полости

в. тонком кишечнике

г. толстом кишечнике

21. Витамины группы В в больших количествах содержатся в

а. печени акулы

б. красном перце

в. оболочках семян злаков

г. хвойных иголках

Количество выделяющейся мочи составляет в сутки около:

а. 0.5 л

в. 2.5 л

г. 3.5 л

23. В наибольшей степени роговой слой кожи развит на :

24. Главное значение теории Ч. Дарвина состоит в:

а. объяснении причин происхождения жизни на Земле

б. создании первого эволюционного учения

в. разработке теории естественного отбора

г. создании биогенетического закона

25. Гомологичными органами являются:

а. лапа кошки и нога мухи

б. глаз человека и глаз паука

в. крыло бабочки и крыло летучей мыши

г. чешуя рептилий и перья птиц

Основным критерием вида является:

г. все эти критерии

27. К прокариотам относятся:

г. бактерии и цианобактерии

Клеточный центр необходим для:

а синтеза белка

в. образования клеточных мембран

г. деления клетки

29. Нуклеотиды в нити молекулы ДНК соединяются следующим типом связи:

в. с помощью дисульфидных мостиков

30. Информация о синтезе одной молекулы белка содержится в:

а. триплете ДНК

в. молекуле ДНК

Задание включает 10 вопросов, с несколькими вариантами ответа (от 0-я до 5-ти). Около индексов выбранных ответов поставьте знаки “+”. В случае исправлений знак “+” должен быть продублирован. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13,5 (по 0,5 баллов за каждый правильный ответ).

1.    Элементарное соцветие колосок в метелке:

2.    К характерным признакам кишечнополостных можно отнести:

а) радиальную симметрию;

в) наличие гастральной полости;

г) ганглинозный тип нервной системы;

д) хищнический образ жизни.

3.  Четырехкамерное сердце имеют:

4.  Мозжечок хорошо развит у:

а) рыб и амфибий;

б) рыб и птиц;

в) амфибий и рептилий;

г) рептилий и млекопитающих;

д) птиц и млекопитающих.

5.  Всегда отсутствуют клыки в зубной системе у:

6.  В состав среднего уха входит:

б) слуховая (евстахиева) труба;

в) полукружные каналы;

г) наружный слуховой проход;

7.  К плоским костям скелета человека относят:

г) тазовую кость;

8.  Эволюция организмов приводит к:

а) естественному отбору;

б) разнообразию видов;

в) адаптации к условиям существования;

г) обязательному повышению организации;

д) возникновению мутаций.

9.  Какие из факторов эволюции впервые были предложены Ч. Дарвином:

б) дрейф генов;

в) популяционные волны;

д) борьба за существование.

10.  Из перечисленных методов селекции в XX веке появились:

а) межвидовая гибридизация;

б) искусственный отбор;

г) искусственный мутагенез;

д) клеточная гибридизация.

Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак “+” рядом с номерами правильных суждений. (15 суждений). Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 баллов (по 1 баллу за каждое задание).

1.В основном веществе цитоплазмы растений преобладают полисахариды.

2.Зрение у медоносной пчелы такое же цветное и объемное, как и у млекопитающих.

3.Для всех осетровых рыб характерны нерестовые миграции.

4.Исчезновение хвоста у головастиков лягушки происходит вследствие того, что отмирающие клетки перевариваются лизосомами.

5.Органы боковой линии имеются у всех хордовых животных, постоянно обитающих в воде.

6.Эпителиальные ткани делят на две группы: покровные и железистые.

7.Железы внешней секреции выделяют гормоны.

8.Человек, получающий часть крови для переливания, другие ткани или орган для пересадки – реципиент.

9.Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

10.Все биоценозы обязательно включают автотрофные растения.

11.Все инфекционные агенты содержат молекулы нуклеиновых кислот.

12.Актин и миозин встречаются не только в мышечных клетках.

13.Гемоглобин синтезируется на рибосомах шероховатого ЭПР.

14.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.

15.Усики гороха и усики огурца – гомологичные органы.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8,5 баллов (по 0,5 баллов за каждый правильный ответ; 1 задание – 3 балла; 2 задание – 2,5 балла; 3 задание – 3 балла).

Установите соответствие между названием органоида и его типом. К  каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

А) ЭПС                                                                                  1. мембранные органоиды

Б) рибосомы                                                                          2. немембранные органоиды

Д) комплекс Гольджи

Е) клеточный центр

Сопоставьте болезнь и переносчика возбудителя.

1) чума                                                                          A) собаки, шакалы, летучие мыши

2) туляремия                                                                Б) комары

3) малярия                                                                    B) клещи

4) эпидемический сыпной тиф                                 Г) вши

5) бешенство                                                               Д) блохи

Установите соответствие между способом размножения и его характеристикой.

А) Происходит с помощью органов, их частей                   1) Бесполое

и отдельных клеток                                                               2) Половое

Б) Осуществляется при участии гамет

В) Новые организмы сохраняют большое

сходство с материнским

Г) Используется человеком для сохранения у

потомства ценных исходных признаков

Д) Новые организмы развиваются из зиготы

Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского

и отцовского организмов

Всероссийская олимпиада школьников по биологии 2019-2020 учебный год.

Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 60 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете

1. Ботаническая наука, изучающая мхи, называется

а) альгология;     б) бриология;    в) лихенология;    г) птеридология.

2. Самое большое количество видов включает класс

а) Насекомые  б) Хрящевые рыбы   в) Земноводные     г) Птицы

3. Отличие зерновки от семянки –

а) сухой плод;      б) околоплодник кожистый;

в) плод не вскрывается после созревания;      г) околоплодник срастается, с кожурой семени.

4. Главное отличие бактериальной клетки от клеток других организмов:

а) наличие одного или нескольких жгутиков;    б) отсутствие оформленного ядра;

в) наличие клеточной мембраны (стенки);   г) постоянная форма.

5. Чтобы предотвратить порчу продуктов питания под действием бактерий, необходимо:

а) исключить попадание на продукты спор бактерий;

б) обеспечить неблагоприятные условия для жизни этих организмов;

в) предотвратить попадание на продукты прямых солнечных лучей;

г) ограничить доступ воздуха к продуктам.

6. Гриб пыльная головня поселяется на:

а) листьях злака;    б) стебле злака;    в) корнях злака;    г) соцветии злака.

7. Сапротрофные бактерии осуществляют:

а) хемосинтез;   б) брожение;    в) хемосинтез, фотосинтез;    г) гниение, брожение.

8. Гриб лишайника получает от водоросли:

а) воду;   б) минеральные соли;   в) органические вещества;   г) воздух.

9. Орех — это плод:

а) сухой, односемянный, с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;

б) сухой, односемянный, с кожистым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой;

в) сухой, односемянный, с деревянистым околоплодником;

г) сухой, односемянный, с пленчатым околоплодником, срастающимся с семенной кожурой.

10. Основная функция палисадной ткани листа — осуществление:

а) газообмена;  б) транспирации;    в) фотосинтеза;     г) накопления воды.

11. Пробку относят к ткани:

а) проводящей;    б) покровной;

12. Клубень картофеля на самом раннем этапе своего развития является:

а) плодом;   б) побегом;   в) корнеплодом;   г) верхушкой бокового корня.

13. Растение со следующими признаками: 5 сросшихся в основании чашелистиков, 5 свободных лепестков, много тычинок и верхний гинецей, состоящий из 5 сросшихся плодолистиков, — принадлежит к семейству:

а) Пасленовые;    б) Розоцветные;    в) Крестоцветные;   г) Лютиковые.

14. К двудомным растениям относят:

а) тополь и лещину;   б) лещину и березу;    в) березу и облепиху;   г) облепиху и тополь.

15. Систематическая категория, в которую объединяют классы растений:

а) отряд;    б) тип;   в) отдел;     г) царство.

16. Кочан, который образуется у большинства форм и сортов культурной капусты, представляет собой пример метаморфоза:

а) корня;   б) стебля;   в) листьев;   г) почки.

17. Только для животных характерен процесс:

а) образования на свету органических веществ из неорганических;

б) восприятия раздражений из окружающей среды и преобразования их в нервные импульсы;

в) поступления веществ в организм, их преобразования и удаления конечных продуктов жизнедеятельности;

г) поглощения кислорода и выделения углекислого газа в процессе дыхания.

18. Размножение инфузории туфельки может происходить в результате:

а) только простого деления;

б) только конъюгации;

в) деления и конъюгации;

г) копуляции, сопровождающейся слиянием гамет.

19. Правильное чередование полового и бесполого размножения наблюдается у:

а) раковинных амеб;

20. В отличие от круглых червей, у кольчатых червей

а) пищеварительная система;

б) выделительная система;

в) кровеносная система;

г) нервная система.

21. Наружный скелет членистоногих представлен:

а) кожно-мускульным мешком;

б) хитиновым покровом;

в) известковой раковиной;

г) поперечно-полосатой мускулатурой.

22. Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

а) сонную болезнь;

б) восточную язву;

23. Регенерация у полипов происходит благодаря делению:

а) кожно-мускульных клеток;

б) нервных клеток;

в) промежуточных клеток;

24. У свободноживущих плоских червей () пищеварительная система:

а) замкнутая в виде полости;

б) сквозная в виде трубчатой кишки;

в) замкнутая в виде разветвленной кишки;

25. Органами передвижения у многощетинковых червей (класс

б) сложные членистые конечности;

в) амбулакральные ножки;

г) мускулистые щупальца.

26. У аскариды:

а) нет полости тела;

б) полость тела заполнена жидкостью;

в) полость тела заполнена паренхимой;

г) полость тела представлена клетками эндодермы.

27. Кровеносная система у нематод:

б) частично замкнутая;

28. Органами зрения у пауков являются:

а) 1 пара фасеточных глаз;

б) 4 пары простых глаз;

в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;

г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз.

29. Среди куриных птиц () к перелетным относится:

а) белая куропатка;

30. Бивни слона – это:

а) видоизмененные резцы;

б) видоизмененные клыки;

в) видоизмененные коренные зубы;

г) совершенно особое образование, не имеющее отношения к зубной системе.

31. Лопатка имеет соединение с:

32. Изучением работоспособности и утомления мышц занимался:

а) И. П. Павлов;

б) А. А. Ухтомский;

в) И. М. Сеченов;

г) И. И. Мечников.

33. Продолжительность жизни эритроцита составляет примерно:

а) 4 дня;

б) 4 недели;

в) 4 месяца;

г) 4 года.

34. Венозная кровь выходит из сердца через:

б) легочную артерию;

в) полые вены;

г) легочные вены.

35. Всасывание питательных веществ в кровь осуществляется в:

б) тонком кишечнике;

в) толстом кишечнике;

36. Первичная моча здорового человека содержит:

г) верны все ответы.

37. Кости крыши черепа относятся к костям:

38. Центры слюноотделения находятся в:

а) среднем мозге;

в) промежуточном мозге;

г) продолговатом мозге.

39. Задний мозг состоит из:

а) продолговатого мозга и мозжечка;

б) мозжечка, моста и продолговатого мозга;

в) продолговатого мозга и ядер мозжечка;

г) моста и продолговатого мозга.

40. При передаче звуковых сигналов различные структуры уха колеблются в следующем порядке:

а) наковальня, барабанная перепонка, молоточек, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;

б) стремя, наковальня, молоточек, барабанная перепонка, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;

в) барабанная перепонка, наковальня, молоточек, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе;

г) барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремя, овальное окно, жидкость во внутреннем ухе.

41. В сердце самая толстая мышечная стенка у:

а) левого предсердия;

б) правого предсердия;

в) левого желудочка;

г) правого желудочка.

42. Продуцентом в биоценозе является:

б) дождевой червь;

в) эвглена зеленая;

г) амеба протей.

Родина пеларгонии зональной:

а) Южная Африка;

б) Южная Америка;

в) Юго-Восточная Азия;

44. Насекомое с полным метаморфозом:

а) перелетная саранча;

в) окаймленный плавунец;

г) гороховая тля.

45. К эмбриологическим доказательствам эволюции относится:

а) ископаемые остатки;

б) переходные формы;

в) сходство строения позвоночных животных;

г) сходство зародышей позвоночных животных.

46. Дикий предок крупного рогатого скота:

г) северный олень.

47. Гусеницы капустной белянки наносят вред растениям семейства:

48. Рыба обыкновенный горчак, откладывающая икру в мантийную полость моллюсков, вымётывает всего около 250 икринок, так как:

а) икринки очень маленькие;

б) икринки очень крупные;

в) икринки защищены плотной оболочкой;

г) икринки защищены раковиной моллюска.

49. У копытных рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши. Это приспособление к:

а) защите от хищников;

б) поиску корма;

в) продолжительному сну

г) поиску воды.

Наиболее устойчивым является биоценоз, где представлено около:

а) 100 видов;

б) 60 видов;

в) 20 видов;

г) 5 видов.

Форические связи в биоценозе – это:

а) участие одного вида в распространении другого;

б) физическое или химическое изменение условий обитания одного вида в результате жизнедеятельности другого;

в) когда один вид питается другим;

г) явление, когда сообщества основаны на количественной регуляции численности одних видов другими.

Утверждение, что количественное развитие организмов определяется тем элементом или фактором, который находится в окружающей среде в относительном минимуме, называется законом:

Альбедо – это:

а) отношение поглощённой радиации к отражённой;

б) отношение отражённого света к поглощённому;

в) отношение отражённой радиации к падающей;

г) отношение отражённой радиации к поглощённой.

54. Что является сигналом для животных и растений к сезонным изменениям:

а) количество осадков;

б) длина дня;

в) количество пищи;

Форма взаимоотношений между двумя видами, когда деятельность одного из них доставляет пищу или убежище другому называется:

56. Изменения структуры и числа хромосом изучают с помощью метода:

57. Какое вещество играет большую роль в поддержании осмотического давления в клетке:

58. В процессе фотосинтеза световая энергия используется для синтеза молекул:

а) углекислого газа;

59. Отец не может передать сыну такой признак, как:

а) голубой цвет глаз;

б) фенил кетонурию;

г) темные волосы.

60. При формировании гамет число хромосом в них:

а) увеличивается в два раза;

б) уменьшается в два раза;

в) остается не изменным;

г) периодически изменяется.

Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Выберите условия, обеспечивающие сапрофитным бактериям процветание в грибами:

1) избегать беспорядочных половых связей;

2) не пить некипяченую воду из открытых источников;

3) не брать чужие вещи;

4) соблюдать правила личной гигиены;

5) тщательно мыть овощи и фрукты перед едой;

6) стараться не ходить босиком вне дома.

в) 1,2, 3,6;

2.Из перечисленных характеристик плода, выберите, те что  характеризуют плод СЕМЯНКА:

4) с деревянистым околоплодником;

5) с кожистым околоплодником, не срастающимся с семенной кожурой;

6) с пленчатым околоплодником, сросшимся с семенной кожурой.

г) 1, 3,5,6

3. Из перечисленных особенностей строения бактерий, выберите, те, которые обеспечивают термофилам способность к выживанию при температурах, достигающих 80 °С:

1) термостабильность белков;

2)  маленький размер;

3) анаэробный тип дыхания;

4) наличие жгутиков;

5)  особый состав клеточной мембраны;

6) крупный размер.

в) 1,3,5, 6,

4. Из животных, изображенных ниже, выберите тех, для которых характерно наличие замкнутой  кровеносной системы:

5. Из всех перечисленных ниже заболеваний человека,  выберите болезни, вызываемые жгутиконосцами:

2) сонная болезнь;

4) дизентерийный амебиаз;

5) пендинская язва;

6) брюшной тиф.

6. Из пересиленных гормонов человека, выберите половые (мужские и женские):

7. В разработку клеточной теории внесли вклад следующие ученые:

1) Р. Вирхов;

2) Э. Геккель;

3) Т. Шванн;

4) М. Шлейден;

5) К. Линней;

6) В.И. Вернадский.

8. Отличительными осбенностями клетки прокариот являются:

1) ДНК не образует комплексов с белками;

2) Цитоплазма клетки поделена на компартменты;

3) кольцевая ДНК;

4) ДНК образует комплексы с белками

5) ДНК погружена в цитоплазму и не окружена оболочкой;

9. К статическим показателям  популяции относят:

5) темпы роста.

10. Выберите из предложенных животных выберите тех, которые могут составить единую  пищевую цепь:

1) семена ели;

2) полевой жаворонок;

3) обыкновенная жаба;

4) хохлатая синица;

6) ястреб- перепелятник.

11. В чем заключается биологическая опасность  близкородственных браков?

1) высока вероятность проявления у потомства рецессивных мутаций;

2) происходит ранняя дифференцировка тканей в зародыше;

3) у потомства возрастает скорость мутационного процесса;

4) у детей увеличивается вероятность проявления хромосомных перестроек;

5) многие гены в зиготе переходят в гомозиготное состояние;

6) уменьшается число зародышевых листков у плода.

12. Чем характеризуется синдром Шерешевского-Тёрнера?

1) наличием трёх, а не двух хромосом в 21 паре;

2) отсутствием в кариотипе  Y- хромосомы;

3) отставание в физическом развитии, рост больных не превышает 135–145 см ;

4) полисомия по хромосомам X и  Y у лиц мужского пола;

5) наличием трёх, а не двух хромосом в 18 паре;

половые железы не развиты и представлены обычно соединительной тканью.

б)  2, 3; 6;

13. Отметьтеположения, справедливые как для хлоропластов, так и для митохондрий.

1) содержат белки;

2) содержат коэнзимы окислительно-восстановительных реакций;

3) не содержат ДНК;

4) одномембранные органоиды;

5) могут синтезировать ДНК;

14. В процессе естественной сукцессии в сообществе происходит:

1) смена видового состава растений и животных;

2) увеличение видового разнообразия организмов;

3) уменьшение видового разнообразия организмов;

4) увеличение биомассы органического вещества;

5) уменьшение чистой продукции;

6) уменьшение биомассы органического вещества.

а) 1, 2,3, 4,

б) 1, 2,4,5,

15. Какие из перечисленных природных объектов относят к косному веществу биосферы:

в) 2,4,5, 6;

Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25  (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 19. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

В. мочевая кислота;

Ответы на олимпиаду по биологии 10 класс2017-2018 учебный год . Муниципальный и школьный этап. Ответы на олимпиадные задания. ФГОС, ФИПИ.Олимпиада по биологии. 10 класс. Ответы на задание 1.1 – А, В, Д 2 – В, Г, Е 3 – А, В 4 – А; Б; Е; Г5 – А, В, Е 6 – А, Г, Д 7 – А, Б 8 – В, Е, ЖОлимпиада по биологии. 10 класс. Ответы на задание 2.А – в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов;Б – в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов;В – биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ. 2016-2017 годА – различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок;Б – сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды;В – различие: семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке.А – корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;Б – у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;В – листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки. 2013-2014 годА – сердце становится трехкамерным;Б – формируются два круга кровообращения;В – по малому кругу кровь из желудочка направляется в легкие, насыщается кислородом и поступает в левое предсердие, а по большому кругу кровь из желудочка направляется к органам тела, а оттуда в правое предсердие.Олимпиада по биологии. 10 класс. Ответы на задание 3.А – Осевой скелет представлен хордой — упругим стержнем, расположенным вдоль спинной стороны тела животного.В течение всей жизни хорда сохраняется только у низших групп типа. 2014-2015 год.У большинства высших хордовых она имеется только на эмбриональной стадии развития, а у взрослых замещается позвоночником и редуцируется до межпозвоночных дисков.Б – Центральная нервная система имеет вид трубки, полость которой заполнена спинномозговой жидкостью.У позвоночных животных передний конец этой трубки расширяется в виде пузырей и преобразуется в головной мозг,в туловищном и хвостовом отделах она представлена спинным мозгом. 2015-2016 годВ – Передний отдел пищеварительной трубки — глотка — пронизана жаберными щелями, посредством которых она сообщается с наружной средой.У наземных животных щели имеются только в ранний период зародышевого развития, а у водных хордовых они сохраняются всю жизнь.Г – Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне, под хордой и пищеварительной трубкой.Д – Двусторонне – симметричные вторичнополостные животные.А – впадают в спячку;Б – мигрируют на другие территории;В – запасают корма;Г – накапливают жир;Д – линяют и обрастают густым мехом. Задания на олимпиаду по биологии 10 класс

Оцените статью
Олимпиада