Всероссийская олимпиада по литературе, задания

Всероссийская олимпиада по литературе, задания Олимпиада

Всероссийская олимпиада по литературе (школьный этап) 2022-2022 уч.год | олимпиадные задания по литературе (9, 10, 11 класс): | образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада по литературе

(школьный этап)

2022-2022 уч.год

Инструкция по выполнению задания

Участники школьного этапа олимпиады по литературе выполняют два типа заданий: аналитическое (комплексный анализ текста) и творческое.

Время выполнения заданий – 5 астрономических часов. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов.

 I  Аналитическое задание

Участнику олимпиады предлагается провести комплексный анализ художественного текста. Анализируя его, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков. Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей.

Демон

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев, и шум дубровы,

И ночью пенье соловья, —

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь, —

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапно осеня,

Тогда когда-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Неистощимой клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасное мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел –

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

А.С. Пушкин (1823)

Опорные вопросы:

  1. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.
  2. Как вы думаете, почему «злобный гений стал тайно навещать» лирического героя?
  3. Охарактеризуйте этого «злобного гения». Как вы думаете, в чём причина его язвительности, неверия, насмешливости?
  4. В чём особенность композиции стихотворения?
  5. А.С. Пушкин однажды написал в одном из своих произведений: «Гений и злодейство не совместимы». Прокомментируйте в связи с этим определение, данное поэтом второму лирическому герою стихотворения – «злобный гений».
  6. Как вы считаете, есть ли перекличка между стихотворением А.С. Пушкина «Демон» и произведением И.-В. Гёте «Фауст»? Свой ответ обоснуйте.

Есть ли параллели со стихотворениями поэтов XX века?

  1. Сравните стихотворение А.С. Пушкина «Демон» с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Мой демон». В чём сходство и различие между этими двумя стихотворениями?

Мой демон

1

Собранье зол его стихия;

Носясь меж тёмных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубров;

Он любит пасмурные ночи,

Туман, бледную луну,

Улыбки горькие и очи,

Безвестные слезам и сну.

2

Ничтожным, хладным толкам света

Привык прислушиваться он,

Ему смешны слова привета

И всякий верящий смешон;

Он чужд любви и сожаленья,

Живёт он пищею земной,

Глотает жадно дым сраженья

И пар от крови пролитой.

3

Родится ли страдалец новый,

Он беспокоит дух отца,

Он тут с насмешкою суровой

И с дикой важностью лица;

Когда же кто-нибудь нисходит

В могилу с трепетной душой,

Он час последний с ним проводит,

Но не утешен им больной.

4

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда,

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда.

 М.Ю.Лермонтов (1831)

 II Творческое задание

  1. Составьте диалоги (пять реплик у каждого персонажа), которые могли бы состояться:

А) между Владимиром Дубровским («Дубровский», А.С. Пушкин) и Петром Гринёвым («Капитанская дочка», А.С. Пушкин).

           Б)между Машей Троекуровой («Дубровский», А.С. Пушкин) и Машей      Мироновой («Капитанская дочка», А.С. Пушкин).

Содержание диалогов мотивируйте (5-6 предложений по каждому диалогу). За каждый диалог по 5 баллов и за каждое объяснение содержания диалога по 5 баллов.

 Итого максимальный балл-20 баллов

      2. По опорным словам напишите четверостишие, которое бы отвечало следующим условиям:

— стихотворный размер – трехстопный амфибрахий; (5 баллов)

— рифма – перекрестная; (2 балла)

— в тексте используйте сравнение и инверсию; (3 балла)

Вечерний…

…печальный

Итого максимальный балл-10 баллов

Всероссийская олимпиада по литературе, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по литературе

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа утверждаются и публикуются Минпросвещения России. По литературе они обычно выпадают на середину января.
  7. Приходите на оба тура регионального этапа олимпиады. Список мест проведения публикуется на региональном сайте олимпиады.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!
Оцените статью
Олимпиада