Всероссийская олимпиада по обществознанию, задания

Всероссийская олимпиада по обществознанию, задания Олимпиада

Вам будет интересно:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников ВОШ по немецкому языку 2021-2022 ответы и задания

Всероссийская олимпиада по обществознанию, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по обществознанию

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Спросите у учителя, когда в вашей школе будет проводиться олимпиада. Примите в ней участие.
  2. Если вы наберете необходимое количество баллов, педагог пригласит вас на муниципальный этап.
  3. Запомните дату и место проведения.
  4. Приходите на соревнование и выполняйте задания. О результатах вам сообщат в школе.
  5. На региональный этап попадают те участники, которые набрали необходимое для этого количество баллов.
  6. Если вы один из них, попросите учителя помочь вам с подготовкой.
  7. Сроки и место проведения этого этапа вы можете узнать на региональном сайте олимпиады.
  8. Приезжайте, вас ждут интересные задания. Результаты вашего участия в региональном этапе вы сможете узнать перед церемонией награждения или на региональном сайте олимпиады. Если вы не согласны с оценкой, можно обратиться к жюри с просьбой разобрать вашу работу или подать апелляцию.
  9. Если вы прошли на заключительный этап, с вами свяжется региональный представитель. Он объяснит все организационные моменты.
  10. Приезжайте на заключительный этап олимпиады, покажите все, на что вы способны. Результаты организаторы объявят на церемонии награждения.

Интересные задания:

3. Решите логическую задачу. В рассуждении пропущена одна из посылок.Посылка 1: Некоторые доценты являются кандидатами наук.Посылка 2: _________________________________________Вывод: Некоторые доценты не являются профессорами. Из приведённого ниже списка выберите одно или несколько суждений, которые можно подставить на место второй посылки, чтобы получился верный вывод:

4-8. Решите экономическую задачу. В Нарнии каждый гражданин, независимо от уровня дохода, уплачивает 1000 тугриков в качестве налогов. В Стране Чудес же первые 10 000 тугриков облагаются налогом по ставке 10 %, следующие 10 000 тугриков – по ставке 20 %, а остальные – по ставке 50 %.

Миссис Макреди получает доход в размере 40 000 тугриков в Нарнии (до налогообложения). Безумный Шляпник предлагает ей работу в Стране Чудес с зарплатой X тугриков. Укажите минимальное значение X, при котором Миссис Макреди согласится сменить работу.Ответ: 64000

5. Какую сумму будет уплачивать Миссис Макреди в качестве налогов, зарабатывая X тугриков?Ответ: 25000

6. Одним прилагательным назовите тип шкалы налогообложения в Нарнии.Ответ: Регрессивная

7. Одним прилагательным назовите тип шкалы налогообложения в Стране Чудес.Ответ: Прогрессивная

8. При каком уровне дохода сумма, уплаченная в качестве налога в Нарнии и в Стране Чудес, будет одинаковой?Ответ: 10000

9. 5. Изучите сообщения, которые Настя отправила своей подруге Гале в разные годы. Предполагая, что динамика цен на потребляемые Настей товары отражает динамику общего уровня цен (из задания 4), соотнесите отрывки из писем с годами их написания. Используйте письма и график.1)

«Галя, ты не поверишь! Мой любимый каркаде так подорожал, так подорожал… Даже не знаю, что делать! А вот в прошлом году он вообще в цене не изменился».2) «Галя, всё вокруг так дорожает, так дорожает… Даже не знаю, что ты делаешь. Ты, конечно, моя дорогая подруга, опять начнёшь оптимистично нудеть и говорить, что вот в прошлом году всё дорожало сильнее.

Да, конечно, соглашусь с тобой, но ведь всё ещё дорожает!»3) «Галя, ты представить себе не можешь! Нашла в куртке прошлогодний чек и сравнила со вчерашним. И представь себе – заплатила столько же за свою стандартную покупку! И жизнь хороша, и жить хорошо!»4)

Ответ: 1 – А, 2 – Б, 3 – В, 4 – Г

10. 7. Решите правовую задачу.Иван Иванович хочет заняться предпринимательской деятельностью в качестве водителя такси.Выберите верные утверждения о требованиях к работе Ивана Ивановича.— Иван Иванович обязан образовать коммерческое юридическое лицо.

— Иван Иванович обязан образовать некоммерческое юридическое лицо.— Иван Иванович вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.— Иван Иванович вправе получить государственную регистрацию как индивидуальный предприниматель.

— По общему правилу, если Иван Иванович ведёт предпринимательскую деятельность, не образуя юридическое лицо, к нему не применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

— По общему правилу, если Иван Иванович ведёт предпринимательскую деятельность, не образуя юридическое лицо, к нему применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Олимпиада по обществознанию. школьный этап. 9 класс | олимпиадные задания по обществознанию (9 класс): | образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

 CA3NXV6F

Школьный этап

9 класс

Время выполнения 1 час20 мин. Максимальный балл-75.

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Для конфуцианства  характерно негативное отношение к земной жизни, рассмотрение её как сплошной череды страданий.

1.2. Политическая власть возникла как результат необходимости управления общественными отношениями.        

1.3. Фанатичная преданность творчеству музыкальной группы является примером негативного отклоняющегося поведения.

1.4. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является  регуляция и фиксация цен на потребительском рынке.

1.5. Правовые отношения возникают с момента обращения в суд.

1.6. Науку от других отраслей культуры отличает выявление сущности общественных и       природных явлений.  

1.7. И человек, и животные обладают стремлением к саморазвитию.

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

2.1. Принятие новой конституции государства, выборы мэра города, проведение митинга с требованием осуществления государственных реформ

_____________________________________________________________________________________

           2.2. Православие, католицизм, протестантизм

____________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2  балла, всего 4 балла

3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

           3.1. Свободное ценообразование, экономическая свобода производителей, преобладание государственной собственности, разорение убыточных предприятий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

           3.2. Противоправность поведения потерпевшего, незнание данной правовой нормы,

      несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной _________________________________________________________________________________________________________     ______________________________________________          

По 1 баллу за указанное лишнее понятие и до 2 баллов за объяснение, всего 6 баллов.

4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:

 4.1. Труд, земля, _______________________________________________предпринимательские способности.

 4.2. Буржуазия — класс; кшатрии — каста; дворянство — __________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2  балла, всего 4 балла

5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и  позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

За каждый правильный ответ 1  балл, всего 8 баллов

6. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

    6.1. Во время судебного процесса над гражданином N в газете появилась заметка, в которой в его адрес было высказано много нелицеприятного. Автор статья неоднократно называл гражданина N виновным в громком преступлении, хотя приговор суда еще не был вынесен.

    Какое право гражданина нарушено в этом случае?

 _________________________________________________________________________________ 

         6.2. Иностранный гражданин, студент одного из московских вузов, был задержан за совершение кражи. С предъявленным обвинением и заключением его изолятор временного содержания он не согласился, ссылаясь на то, что он гражданин другой страны, и отвечать он должен по законам другой страны.

    Правомерны ли действия правоохранительных органов? Свое мнение обоснуйте.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 2  балла, всего 4 балла

 7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

Во второй половине________ века мир начал переход к новому типу общественного строя – ______. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей ___ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами __. Меняется и сам тип ___ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила ___. Ключевые ___ игроки новой эпохи не правительства или партии, а ___ , ____ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, ___ , стилей жизни.

За каждый правильный ответ 1  балл, всего 11 баллов

8.  Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ.  Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав  соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.

За каждый правильный ответ 1  балл, всего 11 баллов

к1к10к8к9Всероссийская олимпиада по обществознанию, заданияВсероссийская олимпиада по обществознанию, заданияВсероссийская олимпиада по обществознанию, заданияВсероссийская олимпиада по обществознанию, задания

к5к4к11Всероссийская олимпиада по обществознанию, заданияВсероссийская олимпиада по обществознанию, заданияВсероссийская олимпиада по обществознанию, задания

Всероссийская олимпиада по обществознанию, задания

к6

Всероссийская олимпиада по обществознанию, задания

к7Всероссийская олимпиада по обществознанию, задания

let13

к3

Всероссийская олимпиада по обществознанию, задания

9.  Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

  1. Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
  2. Совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности.
  3. Совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
  4. Нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
  5. Особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.
  6. Коренное качественное изменение, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
  7. Духовные представления, основанные на вере в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.
  8. Процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
  9. Преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
  10. Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера
  11. Человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности.

12. Нравственное, социальное или правовое требование ожидаемого поведения, предъявляемое человеку или группе.        

Определение ___________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

За каждый правильный ответ 1  балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов

10.                                                                Уважаемые участники!

Перед Вами высказывания мыслителей, ученых, политиков, писателей. Выберите то из них. Которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными.

За задание 5 баллов.

Темы

  1. «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности». (Ф.М. Достоевский)
  2. «Необходимость – отговорка тиранов и предмет веры рабов». (У. Питт)
  3. «Правительство, достаточно большое и сильное, чтобы дать вам все, что вы требуете, достаточно велико для того, чтобы забрать все, что у вас есть». (Д. Форд)
  4. «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьи он руках». (П. Устинов)
  5. «Иногда большая часть побеждает лучшую». (Тит Ливий)
  6. «Пожертвовавший свободой ради безопасности не заслуживает ни свободы, ни безопасности». (Б. Франклин)
  7. «Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца». (А. Камю)
  8. «Равенство прав не в том, что все ими воспользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека) 
  9. «Язык — лучший посредник для установления дружбы и согласия». (Эразм Роттердамский)
  10. «Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем». (Т. Рузвельт)
  11. «Правителя можно сравнить с лодкой, а народ с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». (Сюньцзы)
  12. «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни». (В.Г. Белинский)
  13. «Общение облагораживает и возвышает; в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». (Л. Фейербах)
  14. «Нельзя убивать время, не вредя этим вечности!» (Г. Торо)

                                           Максимальное  количество баллов — 75

 КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ

Всероссийская олимпиада школьников по обществознаниюCA3NXV6F

Школьный этап     9 класс

1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

За каждый правильный ответ 1 балл, всего 7 баллов

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

За каждый правильный ответ 2  балла, всего 4 балла

2.1. Проявления политической деятельности. 2.2. Христианские конфессии.

 3. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

За каждый правильный ответ 3  балла, всего 6 баллов

3.1. Преобладание государственной собственности, т.к.все остальное характеризует рыночную экономику. 3.2. – Незнание данной правовой нормы, так как остальное – обстоятельства, смягчающие ответственность.

4. Впишите соответствующие обществоведческие термины и понятия:

За каждый правильный ответ 2  балла, всего 4 балла

4.1. Капитал. 4.2. Сословие.

5. Из перечисленного ниже выберите позиции, относящиеся к чертам характера человека, и  позиции, характеризующие волевые действия человека. Внесите порядковые номера выбранных вами позиций в таблицу. Некоторые из предложенных позиций останутся неиспользованными.

За каждый правильный ответ 1  балл, всего 8 баллов

6.Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

За каждый правильный ответ 2  балла, всего 4 балла

6.1. Презумпция невиновности.(2 балла)

6.2. Да. ( 1 балл) Законы для всех (иностранцев и лиц без гражданства) действуют на всей территории Российской Федерации.) (2 балла).

7. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

За каждый правильный ответ 1  балл, всего 11 баллов

Во второй половине __1_ века мир начал переход к новому типу общественного строя – _18__. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает крупнейшей _19__ или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами _5_. _ Меняется и сам тип _6__ – прямое и грубое господство уходит в прошлое, ему на смену приходит сила _14__. Ключевые __12_ игроки новой эпохи не правительства или партии, а _13__ , _2_ организации и отдельные личности – создатели новых смыслов, _20_ , стилей жизни

8. Перед вами иллюстрации,отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ.

Определите эти права. Запишите входящие в каждую группу правав  соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право.

 За каждый правильный ответ 1  балл, всего 11 баллов

9.  Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его определение.

За каждый правильный ответ 1  балл и до 3 баллов за верное определение, всего 15 баллов

1. Прогресс. 2. Культура. 3. Общество. 4. Потребность. 5. Наука. 6. Революция. 7. Религия. 8. Образование. 9. Реформа. 10. Нация. 11. Личность. 12. Обязанность.

Глобализация — ситуации изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимозависимости и открытости.                  

10. Эссе.

Критерии оценивания:

1 место—-70-75 баллов

2 место——65-69 балл

3 место——55-64 балла

Оцените статью
Олимпиада