Ломоносов. Пособие по обществознанию

Ломоносов. Пособие по обществознанию Олимпиада

Олимпиада школьников «Ломоносов» по праву проводится юридическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова с 2005 года. Победители и призёры данной олимпиады регулярно поступают в ведущие юридические вузы страны, в том числе на юридический факультет Московского университета. Задания олимпиады отличаются сложностью и творческим характером.

Данная олимпиада направлена на решение множества образовательных, воспитательных, социально-политических и других задач, среди которых:

– развитие умений применять конкретные правовые нормы, правовые принципы, правовые концепции, используя при этом для анализа актуальных событий различные методы: общенаучные (логический, исторический, сравнительно-правовой, метод системного подхода, диалектический) и частно-научные;

– формирование навыков правовой (юридической) оценки актов поведения людей;

– освоение понятийно-категориального аппарата юридической и других связанных с ней общественных наук (таких, как обществознание, политология, экономика и т.д.) на уровне осмысленного и свободного оперирования общими и частными понятиями и терминами, а также применение этих понятий и терминов к решению конкретных практических задач;

– совершенствование умений самостоятельно получать, изучать, анализировать, систематизировать, обобщать социальную информацию, имеющую правовой характер;

– освоение приемов научно-исследовательской, творческой деятельности, знакомство с основными направлениями современных научных поисков в юридической науке;

– стимулирование творческой активности, мотивации учащихся на поиск дополнительных источников самообразования, изучение ими нормативных источников и литературы, расширяющих специальные знания по предмету «право».

По своему содержанию задания олимпиады школьников «Ломоносов» по праву основаны на стандарте среднего (полного) общего образования по праву (профильный уровень). В связи с этим в олимпиадные задания включаются как задания по основным отраслям права (конституционное, уголовное, гражданское, трудовое, административное, уголовный и гражданский процесс и т.д.), так и задания, выявляющие общие представления школьников о государстве и праве, правовой системе, истории права и государства, правах человека и способах их защиты и т.д.

Методика составления творческих заданий для олимпиады школьников «Ломоносов» по праву предопределена ее целями, а именно – поиском и отбором наиболее одаренных, самостоятельно мыслящих, способных решать творческие задачи учащ

Содержание
  1. Организаторы
  2. Контактная информация
  3. Наши научные издания
  4. Олимпиады
  5.  Олимпиада школьников “Ломоносов”
  6. по обществознанию
  7. 5-9 классы
  8. Отборочный этап
  9. 1. Олимпиада школьников Ломоносов
  10. 1 уровень
  11. 2 уровень
  12. 3 уровень
  13. 2. Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»
  14. 1 уровень 
  15. 2 уровень
  16. 3. Московская олимпиада школьников
  17. 1 уровень
  18. 2 уровень
  19. 3 уровень
  20. 4. Олимпиада школьников «Государственный аудит»
  21. 2 уровень 
  22. 5. Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»
  23. 1 уровень 
  24. 6. Открытая олимпиада школьников по программированию
  25. 1 уровень 
  26. 7. Олимпиада школьников «Робофест»
  27. 2 уровень 
  28. 8. Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова»
  29. 2 уровень 
  30. 3 уровень 
  31. История возникновения олимпиады «Ломоносов»
  32. Цель олимпиады «Ломоносов»
  33. Как участвовать в олимпиаде
  34. По каким предметам проводится олимпиада
  35. Этапы олимпиады «Ломоносов»
  36. Отборочный этап
  37. Заключительный этап
  38. Общие принципы подготовки к олимпиадам МГУ
  39. Составьте план действий
  40. Используйте техники тайм-менеджмента
  41. Предотвращайте усталость

Организаторы

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Юридический факультет

Контактная информация

телефон: +7 (499) 706-00-60 (доб. 305)

Ломоносов. Пособие по обществознанию

Наши научные издания

Олимпиады

Олимпиада «Ломоносов» по профилю «Журналистика»

Олимпиада «Покори Воробьёвы горы!» по профилю «Журналистика» 

Всероссийская олимпиада школьников

Официальная группа олимпиад МГУ по профилю “Журналистика”

Единая система регистрации: получить электронную копию диплома

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ (заключительный этап)


ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ из перечня РСОШ
(для получения льготы необходимо предоставить результат ЕГЭ по соответствующему предмету не менее 75 баллов)

Льготы по олимпиадам из перечня РСОШ предоставляются в соответствии с перечнем Особых прав, предоставляемых победителям и призерам олимпиад школьников при поступлении в МГУ

Абитуриентам, использующим льготы по олимпиадам из Перечня РСОШ, необходимо набрать не менее 75 баллов за ЕГЭ по профильному предмету – литературе (в т. ч. и для олимпиад по журналистике) или обществознанию (для олимпиад по обществознанию). Для зачисления без экзаменов абитуриенту необходимо предоставить оригинал аттестата.

 Олимпиада школьников “Ломоносов”

по обществознанию

5-9 классы

Отборочный этап

В какую систему органов государственной власти, согласно Конституции РФ, входят органы местного самоуправления?

А) в законодательную;

Б) в исполнительную,

В) в судебную,

Г) в избирательную,

Д) в общественную,

Е) не входят в систему органов государственной власти.

За правильный ответ – 1 балл.

Ниже приводится текст, рассказывающий об одном современном социальном явлении. Вам необходимо его внимательно прочитать и, используя знания, полученные из школьного курса обществознания, написать текст, максимальным объёмом 8.000 знаков, где будет указано, какое влияние (как положительное, так и отрицательное) дальнейшее развитие этого явления будет оказывать на экономическую, политическую, социальную и духовную сферы общества.

Текст должен быть построен по следующему плану:

1) Каковы причины возникновения и развития этого явления?

2) Влияние этого явления на экономическую сферу общества.

3) Влияние этого явления на политическую сферу общества.

4) Влияние этого явления на социальную сферу общества.

5) Влияние этого явления на духовную сферу общества.

6) Общий вывод: играет ли это явление положительную или отрицательную роль в обществе?

При ответе старайтесь формулировать наиболее точные аргументы в защиту своего мнения, корректно использовать обществоведческую терминологию, а также приводить показательные примеры из общественной жизни.

ОБЪЕМ – НЕ более 8.000 знаков (считая пробелы).

Термин «продакт-плейсмент» происходит от английского «product placement», что в переводе означает «размещение продукции». По своей сути – это специальный приём скрытой рекламы, который заключается в том, что реквизит, использующийся героями фильмов, телепередач, видеоклипов, книг, картинок и иллюстраций, имеет под собой коммерческий аналог, существующий в реальности. Как правило, при продакт-плейсменте происходит демонстрация рекламируемого продукта или его логотипа, или же упоминание о нём в положительном ключе.

Согласно статистическим данным, во всех странах мира самую большую популярность заслужило размещение продукции в кинофильмах и телепередачах, когда их герои пользуются каким-либо продуктом. Каждый раз, когда мы смотрим кинофильмы, видеоклипы или, например, наблюдаем рекламу по телевизору, нам в глаза бросаются знакомые логотипы. Не нужно быть гением, чтобы понять, что присутствуют они в этих фильмах или роликах совсем не случайно.

Ряд специалистов характеризует продакт-плейсмент как метод «партизанского» маркетинга или как низкобюджетный рекламный инструмент, который позволяет эффективно продвигать какой-либо продукт, вызывать интерес у потенциальных клиентов и повышать прибыль при крайне небольших инвестициях. Но «размещение товара» в каком-нибудь популярном кино является отнюдь недешёвым удовольствием, и позволить его себе способна далеко не каждая компания. Этот вид рекламы является достаточно эффективным, и производители вкладывают в него колоссальные средства.

Технология скрытой рекламы, как и любая другая маркетинговая технология, постоянно развивается, выискивая все новые и новые пути к сердцу и эмоциям потребителей. Если на заре своего зарождения она воспринималась как продвижение главным образом через художественные фильмы, то очень быстро прижилась в качестве альтернативы или комплексного дополнения прямой рекламы на радио, телевидении, а позднее во всех видах и жанрах электронных и печатных СМИ, интерактивных формах развлечений.

В мировой истории использования продакт-плейсмент существуют примеры обратного продакт-плейсмент когда бренд, придуманный на экране, после выхода фильма получает реальное воплощение и пользуется грандиозным успехом.

Траектория правильного ответа:

1) необходимость для производителей искать новые, необычные формы продвижения товаров (услуг) на рынок;

2) желание обходить правовые и этические ограничения, накладываемые на традиционную рекламу;

3) увеличение влияния кинематографа и других форм визуального искусства на общественное сознание.

Влияние этого явления на экономическую сферу общества.

Новые, оригинальные формы продвижения товаров (услуг) способствуют оживлению рынка, усилению конкуренции и, как следствие улучшению качества продукции. Отрицательное влияние: переизбыток рекламы (которой и так много) ведёт к снижению доверия к рекламным сообщениям. Кроме того, проигрывают те производители, продукцию которых трудно продвигать чрез продакт-плейсмент, например, высокие технологии.

Влияние этого явления на политическую сферу общества.

Посредством этой технологии можно продвигать политическую идеологию, или, в мягкой форме, разъяснять позицию власти/политика/партии. Отрицательное влияние – излишняя политизация медийной сферы (кинематографа, телевидения), навязчивая пропаганда, приведёт к отчуждению населения от политики, к недоверию власти.

Влияние этого явления на социальную сферу общества.

Большие возможности для образовательных технологий, для продвижения социальных программ посредством срытой социальной рекламы. Отрицательное влияние: навязывание групповых стереотипов, определённого образа жизни, выгодного для маркетинговой сферы. Возможности для манипуляции сознанием под видом трансляции ценностей, якобы необходимой для процессов социализации подрастающего поколения.

Влияние этого явления на духовную сферу общества.

Благодаря данной технологии искусство может получить существенный источник финансирования. Но это, пожалуй, единственное положительное влияние. Отрицательных сторон гораздо больше. В сущности, медийная сфера (кинематограф, телевидение) могут полностью превратиться в площадку для продакт-плейсмента. И станет невозможно отличить: где искусство, а где коммерческий интерес. Кроме того, при помощи этой технологии могут продвигать далеко не лучшую продукцию, что в итоге сильно ударит по имиджу искусства.

Общий вывод: играет ли это явление положительную или отрицательную роль в обществе?

1) Каковы причины возникновения и развития этого явления? – до 9 баллов.

2) Влияние этого явления на экономическую сферу общества – до 20 баллов.

3) Влияние этого явления на политическую сферу общества – до 20 баллов.

4) Влияние этого явления на социальную сферу общества – до 20 баллов.

5) Влияние этого явления на духовную сферу общества – до 20 баллов.

6) Общий вывод: играет ли это явление положительную или отрицательную роль в обществе? – до 10 баллов.

Максимальная оценка за творческое задание – 99 балов.

А вы знаете, что самый престижный вуз нашей страны проводит целых 8 предметных олимпиад школьников, чтобы «поймать в свои сети» самых одарённых абитуриентов? Хотите гарантированно поступить на бюджет в МГУ, тогда пробуйте свои силы и участвуйте в олимпиадах из Перечня.

Сегодня мы расскажем вам о каждой из 8 олимпиад МГУ: как называется олимпиада, в какие сроки проходят туры, что представляют собой задания каждой олимпиады, а также какие льготы при поступлении в МГУ им. М.В. Ломоносова (и в другие престижные вузы страны) вы можете рассчитывать в случае победы.

Напоминаем, что льготное поступление возможно лишь при условии победы в олимпиаде и получения вами не менее 75 баллов на ЕГЭ по профильным предметам. 

Хочешь подготовиться с опытным преподавателем к ЕГЭ и к победе в престижных льготных олимпиадах – приходи на пробное занятие в Lancman School. Мы 13 лет готовим к ЕГЭ на высокие баллы и знаем об экзаменах и поступлении в хорошие вузы буквально всё. Решишь продолжить готовиться к ЕГЭ вместе с нами весь год – дадим скидку после бесплатного пробного занятия. Любой вопрос смело пиши сюда.

Если ты живешь не в Москве, но хочешь заниматься с лучшими столичными репетиторами, то регистрируйся на наши онлайн-курсыВ этом году мы включили в договор пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все обговоренные условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги. Первое пробное занятие БЕСПЛАТНО.

1. Олимпиада школьников Ломоносов

«Ломоносов» – это самая известная и самая престижная олимпиада школьников, организованная МГУ. Испытания в этом учебном году будут проходить уже в 16 раз. Список предметов впечатляет, а льготы при поступлении действительно существенные.

Читайте также:  Олимпиада школьников ломоносов по обществознанию 2021 2022 учебный год

1 уровень

биология, география, геология, журналистика, иностранный язык, информатика, история российской государственности, история, литература, математика, международные отношения и глобалистика, обществознание, право, психология, русский язык, философия, химия

2 уровень

космонавтика, политология, физика, экология

3 уровень

инженерные науки, механика и математическое моделирование, робототехника

Регистрация: октябрь – ноябрь 2021

Отборочный этап начнётся в середине октября 2021

Заключительные этапы: февраль – март 2022

Официальный сайт олимпиады: olymp.msu.ru

ЗАДАНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

2. Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!»

Эта олимпиада проводится МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с издательским домом «Московский комсомолец» вот уже 16-й год подряд. Испытания проводятся не только в Москве, задействовано множество региональных площадок, чтобы в испытаниях смогли принять участие все желающие.

1 уровень 

биология, журналистика, иностранные языки, литература, математика, обществознание, физика

2 уровень

Заключительные этапы: февраль – март 2022

Официальный сайт олимпиады: pvg.mk.ru

ЗАДАНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

3. Московская олимпиада школьников

Московская олимпиада школьников – старейшая и одна из самых престижных предметных олимпиад для школьников. Можете себе представить, что самая первая московская олимпиада школьников МГУ организовал в столице аж в 1935 году? Как видите, традиция очень давняя. Кстати, победители и призёры Московской олимпиады школьников традиционно формируют команду для участия во Всероссийской олимпиаде школьников. Победители и призёры ВсОШ – это самые желанные абитуриенты в любом вузе страны.

1 уровень

астрономия, география, информатика, история искусств, лингвистика, математика, физика, химия

2 уровень

изобразительное искусство, обществознание, право, филология, экономика, история

3 уровень

генетика, финансовая грамотность, робототехника, предпрофессиональная олимпиада

Отборочный этап: октябрь 2021 – январь 2022

Заключительные этапы: февраль – март 2022

Официальный сайт олимпиады: mos.olimpiada.ru

ЗАДАНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

4. Олимпиада школьников «Государственный аудит»

Как вы можете судить по названию олимпиады, испытание носит междисциплинарный характер. В основе заданий – нестандартные творческие задачи по обществознанию, праву и экономике. Олимпиада проводится МГУ с 2009 года.

2 уровень 

Регистрация и отборочный этап: ноябрь 2021 – январь 2022

Заключительный этап: март 2022

Официальный сайт олимпиады: olimp.audit.msu.ru

ЗАДАНИЯ ПЕРВОГО ТУРА

5. Всероссийская олимпиада школьников «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»

Ещё одна междисциплинарная олимпиада, проводимая МГУ им. М.В. Ломоносова для поиска школьников с нестандартным мышлением и развитыми творческими способностями. Интеллектуальные испытания включают в себя не только решение олимпиадных заданий, но и проектную деятельность. Традиционно участники олимпиады посещают экскурсии на форуме «Открытые инновации», их ждут олимпиадные сборы и интереснейшие лекции ведущих российских ученых.

1 уровень 

нанотехнологии (химия, физика, математика, биология)

Заочный тур: октябрь 2021 – январь 2022

Заключительный этап: конец марта 2022

Официальный сайт олимпиады: enanos.nanometer.ru

ЗАДАНИЯ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

6. Открытая олимпиада школьников по программированию

Открытая олимпиада школьников по программированию – это своеобразная альтернатива заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Испытание проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 2002 года.

1 уровень 

Длинный тур: ноябрь 2021

Заключительный этап: февраль – март 2022

Официальный сайт олимпиады: olympiads.ru

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

7. Олимпиада школьников «Робофест»

Эта олимпиада самая молодая, она была организована МГУ и Фондом «Вольное Дело» в рамках Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест» в 2015 году. Участники соревнований должны не только успешно пройти испытания при решении олимпиадных заданий по физике (с элементами робототехники), но и самостоятельно сконструировать роботов, умеющих выполнять сложные задания.

2 уровень 

Регистрация участников – ноябрь 2021

Отборочный региональный этап: ноябрь 2021 – февраль 2022

Заключительный этап: март 2022

Официальный сайт олимпиады: russianrobofest.ru

ПРИМЕРЫ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ

8. Олимпиада школьников «Турнир имени М.В. Ломоносова»

Этот престижный турнир проводится МГУ им. М.В. Ломоносова с 1978 года. Организуется он ежегодно для того, чтобы выявить мотивированных школьников и дать им возможность перейти от простого интереса к предмету к более серьёзным занятиям. Для победителей-старшеклассников есть существенные льготы при поступлении во все вузы страны.

2 уровень 

биология, история, лингвистика, литература, математика, физика

3 уровень 

астрономия и наука о земле, химия

Онлайн-тур 44-го турнира: 3 октября 2021

Заключительный этап пройдёт в марте 2022

Официальный сайт олимпиады: turlom.olimpiada.ru

АРХИВ ПРЕДЫДУЩИХ ТУРНИРОВ


Ломоносов. Пособие по обществознанию

Методические рекомендации для

подготовки к олимпиаде

Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова

Кандидат философских наук,доцент Вархотов Т.А.

Кандидат философских наук,доцент Ефремов О.А.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Ломоносов. Пособие по обществознанию

Методические рекомендации разработаны с учетом ос-

новных положений государственного образовательного стан-

дарта общего образования и с учетом изменения места предме-

та «Обществознание» в учебном плане. В стандарте цели учеб-

ного предмета «Обществознание» структурированы путем вы-

деления пяти направлений: развитие личности учащихся, воспи-

тание, усвоение системы знаний, выработка умений, формиро-

вание способности применять полученные знания и умения в практической деятельности. Также в методических рекоменда-

циях учитывается, что основная цель олимпиад – выявить наи-

более талантливых выпускников школ, обладающих эрудицией,

неординарностью мышления, способностями к аналитическому творчеству, одаренных. Этим и определяется специфика олим-

пиадных заданий в отличие от заданий вступительных экзаме-

По словам ректора МГУ имени М.В. Ломоносова акаде-

мика В.А. Садовничего, «отбор и поиск талантливых ребят – стратегическая задача Московского университета». Данную цель преследуети олимпиада«Ломоносов».

Олимпиада, таким образом, – не просто экзамен, это по-

иск талантов и, одновременно, форма профессиональной ори-

ентации старшеклассников. Следовательно, хотя задания со-

ставляются на основе материала школьных учебников и в целом

Олимпиада школьников «Ломоносов»

соответствуют школьной программе, их составители стремятся выявить культуру мышления, аналитические способности,

склонность к определенному виду интеллектуальной деятель-

ности и уровень общей эрудиции участника. В силу этого дан-

ные задания могут отличаться от привычных форм школьного контроля знаний. К тому же следует учитывать, что ряд олимпи-

ад, например, по философии, проводится по предметам, кото-

рые в чистом виде в школьной программе отсутствуют, хотя проблематика может быть представлена в различных школьных курсах (вслучае с философией – от физики долитературы).

За последние годы олимпиадное движение в Москов-

ском государственном университете значительно развилось как в количественном, так и в качественном отношении. На измене-

ние организации, проведения олимпиад, а также специфики олимпиадных заданий повлияло несколько факторов. Во-

первых, реформы в системе образования. К ним относится вве-

дение ЕГЭ, дифференциация школьного курса обществознания – разделение базового и профильного уровней, введение в ряде школ отдельных курсов по философии, экономике, праву и т.д.

Во–вторых, фактором, определяющим эволюцию олимпиад,

можно считать их постоянное совершенствование на основе накопленного опыта.

Раньше среди функций олимпиад особо важную роль иг-

рал их «репетиционный» характер, олимпиады выступали в ка-

Ломоносов. Пособие по обществознанию

честве способа подготовки к вступительному экзамену, позво-

ляли понять специфику его проведения в МГУ как в организаци-

онном, так и в содержательном отношении, проверить собст-

венные знания, своевременно обнаружить и ликвидировать пробелы в них. Соответственно и задания олимпиад были ори-

ентированы на структуру и требования вступительного экзаме-

на, олимпиады проводились по обществознанию в целом, т.к.

именно по этому предмету проводился вступительный экзамен.

Кроме того, олимпиады проводились самостоятельно различ-

ными факультетами, хотя существовал общеуниверситетский контроль и общеуниверситетские правила.

В последние годы на передний план выходят иные функ-

ции олимпиад, присущие им изначально, но находившиеся не-

сколько в тени «репетиционного» характера – профориентация и поиск талантливой молодежи. Безусловно, это отразилось на специфике предлагаемых заданий. Они носят более творческий,

разноплановый характер, не только проверяют знания, но и умения их применять, интеллектуальные склонности, особенно-

сти мышления и т.д. Сказанное в полной мере относится даже к тестовой части – она постоянно совершенствуется методически с целью повышения информативности результата – получения наибольшего количества сведений о способностях и склонно-

стях участника, которому эти задания предлагаются.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Олимпиады дифференцируются тематически – они про-

водятся по дисциплинам, составляющим различные разделы обществознания. Так, под общим названием «Ломоносов» про-

водятся олимпиады по философии, праву, экономике и т.д. МГУ проводит олимпиады совместно с различными государствен-

ными структурами и иными организациями, заинтересованны-

ми в поисках талантливой молодежи. К таким (и весьма удач-

ным) опытам можно отнести проводимую вместе с газетой

«Московский комсомолец» олимпиаду «Покори Воробьевы го-

ры» и олимпиаду по обществознанию, проводимую совместно со Счетной палатой РФ. Каждая из них позволяет более диффе-

ренцированно, а значит точно, определить, насколько молодой человек расположен к соответствующей сфере деятельности, не ошибается ли онсосвоимпрофессиональным выбором.

Кроме того, осуществляется и возрастная дифференциа-

ция. К участию в ряде олимпиад приглашаются не только уча-

щиеся 10-11, но и 8-9 классов. Задания для младших возрастных групп составляются с учетом их возможностей, а участие в олимпиаде позволяет ребятам испытать свои силы и опреде-

литься с направлениями дальнейшей работы.

Следует упомянуть и переход к двухэтапной системе про-

ведения олимпиад, включающей отборочный (заочный) и оч-

Ломоносов. Пособие по обществознанию

Возрастает качественный уровень заданий, совершенст-

вуются методы их подготовки и «выборки», упорядочивается организационная, структурная сторона олимпиадного движения в МГУ. Действуют четкие правила формирования жюри и мето-

дических комиссий, подготовки заданий, проведения олимпиа-

ды, проверки, порядка подачи апелляций и т.д. Всех участников удивляет строгость организации и проведения олимпиады, осо-

Читайте также:  Открытие Олимпиады-2012 в Сочи: ключевые факты и памятные события

бенно по сравнению с привычными для них школьными экза-

менами (включая ЕГЭ). Сказывается многолетний опыт проведе-

ния вступительных испытаний в МГУ, к которому прибавляется опыт предшествующих олимпиад. Мы стараемся создать доб-

рожелательную творческую обстановку, но вместе с тем требу-

ем скрупулезного следования правилам, обеспечивающим че-

Причем требуем этого не только от участников, но и от членов жюри. Работы проверяются и многократно перепрове-

ряются разными преподавателями, разработаны четкие и по-

нятные критерии оценивания, которых обязаны придерживать-

ся все члены комиссий.

Повышаются и требования к методическим комиссиям,

составляющим задания. Для них тоже разработаны правила,

касающиеся как условий и организации работы, так и содержа-

тельных вопросов. Существенное внимание уделяется вариа-

бельности разрабатываемых заданий. Осуществлен переход от

Олимпиада школьников «Ломоносов»

«вариантного» способа формирования пакета заданий к «блоч-

ному». Раньше выборка осуществлялась между готовыми вари-

антами. Сегодня методические комиссии готовят блоки вопро-

сов, дифференцированных тематически и по уровню сложности.

Из серий этих блоков путем случайной выборки формируется вариант, предлагаемый участнику.

Все это в комплексе должно исключить всякие неоправ-

данные преференции, обеспечить объективность и «прозрач-

Широко стали использоваться современные информаци-

онные технологии, особенно при проведении заочного тура.

Они позволяют существенно упростить для участников получе-

ние всей интересующей ихинформации, обеспечиваютудобную форму представления выполненной работы, способствуют орга-

низации «обратной связи», а также существенно оптимизируют работу жюри, что позволяет сокращать сроки проверки работ и объявления результатов.

Олимпиады «Ломоносов» по обществознанию проводят-

ся в два тура: заочный (отборочный) и очный. Задания заочного тура размещаются на сайте олимпиады, участник выполняет их и направляет результат по указанному адресу. В заочном туре предлагается творческое задание, выполнение которогодолжно продемонстрировать как знания участника, так и степень владе-

ния им рядом навыков: способностью к анализу, логикой, уме-

Ломоносов. Пособие по обществознанию

нием творчески применять имеющиеся знания и ясно излагать свои мысли, формулировать собственную точку зрения, аргу-

ментировать ее, наконец, грамотным оформлением работы.

Важно продемонстрировать не только наличие у участника оп-

ределенной «информации» по проблеме, но и элементы спо-

собностей, развитие которых необходимо для успешной дея-

тельности в избранной профессии. Победители заочного тура получают право участия в следующем этапе– очном туре.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Обществознание как учебная дисциплина является при-

емником преподававшегося с 1960-х гг. в СССР «Обществоведе-

ния» и имеет достаточно длительную историю: первые проекты создания единой общеобразовательной дисциплины «общест-

воведение» относятся к начальному периоду формирования советской системы начальногои среднегообразования.

Важнейшей особенностью обществознания (как и его предшественника – обществоведения) является комплексность.

Данная учебная дисциплина объединяет существенные поло-

жения большой группы обществоведческих дисциплин: исто-

рии, философии, правоведения, экономической теории, этики,

эстетики, социологии, политологии и религиоведения. Каждая из перечисленных дисциплин обладает значительным объемом и сложностью, как следствие – комплексная дисциплина «Об-

ществознание» оказывается одной из самых емких и трудных среди всехдисциплиншкольногообучения.

Изучение обществознания и тесно связанных с ним пред-

метов (а школьной программой предусматривается изучение отдельно ряда дисциплин, входящих в обществознание – напр.,

права и экономики) в рамках школьной программы происходит

Чернова Г.А., Жукова Л.Г., Митюкова И.В. Методика преподавания обществознания в начальной школе. М., 2008.С. 9.

Ломоносов. Пособие по обществознанию

на протяжении шести лет, с 6 по 11 классы, что обуславливает разный уровень готовности учащихся, принадлежащих к разным возрастным группам. При этом дифференциация происходит не только по количественному критерию (разному возрасту соот-

ветствует разный уровень знаний), но и по предметному крите-

рию (разному возрасту соответствует разный набор освоенных разделов обществознания), поскольку на разных этапах обуче-

ния изучаются разные предметные разделы.

Однако комплексность обществознания не следует рас-

сматривать как свидетельство того, что это просто компилятив-

ный предмет, построенный на основе механического соедине-

ния перечня проблем и фактов отдельных дисциплин, входящих в его состав. Хотя обществознание является школьной, а не на-

учной дисциплиной, т.е. не предполагает приращения знаний, а

является инструментом только их воспроизводства и ретрансля-

ции, все же на уровне олимпиадного движения комплексный характер обществознания предполагает способность участника олимпиады раскрывать разные предметные стороны одного и того же объекта. То есть, как минимум, участник должен связы-

вать различную по дисциплинарной принадлежности проблема-

тику на уровне общей предметности.

Комплексный характер обществознания наиболее явно проявляется при решении творческихзаданий, предполагающих развернутый ответ. Например, при подготовке развернутого

Олимпиада школьников «Ломоносов»

ответа на вопрос «Учение о государстве Платона и Аристотеля» необходимо обратить внимание на то, что правильный ответ на вопрос должен носить комплексный характер: в контексте уче-

ния о государстве античных авторов необходимо рассмотрение вопросов, касающихся права, политологии, этики, экономики и метафизики (философии), можно также обратить внимание (в

случае Платона и Аристотеля) на педагогическую компоненту учений. Поскольку речь идет об одном и том же предмете

(«учение о государстве», «сравнение взглядов на государство Платона и Аристотеля»), на первый план выходит комплексный характер обществознания как такой дисциплины, которая объе-

диняет (и, в случае обсуждаемого вопроса, взаимно увязывает)

разные предметные аспекты.

Формулирование заданий для развернутого письменного ответа в форме цитат (традиционная для очного тура олимпиа-

ды «Ломоносов») вносит дополнительную трудность в подго-

товку ответа: абитуриент должен самостоятельно осуществить преобразование цитаты (часто метафорической) в ясную фор-

мулировку темы. С одной стороны, это дает простор для творче-

ской реализации абитуриента и демонстрации владения зна-

ниями по дисциплине, с другой стороны, может дезориентиро-

вать абитуриента, не имеющего достаточного опыта анализа и интерпретации цитатных конструкций. Для правильного ответа на вопрос необходимо учесть не только буквальный смысл

Ломоносов. Пособие по обществознанию

предложенной формулировки (например, «Человек есть то, что он из себя делает и как творит себя»), но и контекстуальную принадлежность цитаты, на которую указывает фамилия проци-

тированного автора (в данном случае – Ж.-П. Сартр). Соответст-

венно, абитуриент должен обнаружить вложенный автором ци-

таты смысл, и только после этого предлагать собственное виде-

ние проблемы. В этой связи, при использовании цитатных форм в формулировках олимпиадных заданий, необходимо четко ин-

структировать абитуриентов, подчеркивая, что ответ должен учитывать оригинальный смысл цитаты и позицию ее автора, и

что необходимо соблюдать баланс между демонстрацией зна-

ний и демонстрацией креативности.

Хотя цитатные формы и осложняют понимание задания,

они, в отличие от классических (точных) формулировок заданий,

позволяют абитуриенту полностью реализовать свой творческий потенциал и, за счет нечеткости постановки проблемы, дают возможность для выбора предметного аспекта, в лучшей степе-

ни освоенного данным конкретным абитуриентом.

Например, в случае с приведенной выше цитатой из Ж.-

П. Сартра выделяются как минимум следующие элементы отве-

философская концепция человека во французском экзи-

стенциализме и, конкретно, «проектной» сущности человека у Ж.-П. Сартра;

Олимпиада школьников «Ломоносов»

этическая проблема поступка и выбора – возможно привлечение различных авторов и концепций в области теории морали и философии поступка, отИ. Кантадо М. Бахтина;

социальная проблема рационального поведения как ис-

точника формирования общества и общественных систем – от М. Вебераи до новейшихтеорий;

группа экономических проблем, связанных с технологи-

ческим развитием, регулированием рынка и иными вопросами макроэкономическогоуровня;

экологическая проблема человек-среда в условиях на-

личия возможностей глобального антропогенного влияния на среду;

антропологическая проблема природы человека как биосоциального существа и возможностей влияния человека на собственную природу;

философская проблема мировоззрения в контексте со-

липсизма и иных подходов, в той или иной степени абсолюти-

зирующихавтономность и возможности индивида.

При желании, из предложенной цитатной формулировки можно извлечь существенно большее количество конкретных сюжетов для развернутого письменного ответа, выше перечис-

лены лишь наиболее очевидные, но даже их перечень демонст-

рирует ширину горизонта для выбора конкретного плана и со-

держания ответа. Дать ответ за весьма ограни-

Ломоносов. Пособие по обществознанию

ченное время, которое отводится на выполнение олимпиадных заданий очного тура, практически невозможно. Отсюда следует,

что ориентироваться необходимо не на задачу содержательного исчерпания вопроса, а на задачу демонстрации понимания комплексного характер проблемы (например, «проектной сущ-

ности человека»). Абитуриентдолженпоказать схему ответа,т.е.

продемонстрировать на предложенном примере, что он пони-

мает многогранный характер обществоведческих проблем и видит различные предметные измерения одной и той же про-

блемы.Далее следует частичное раскрытие и насыщение фак-

тическим материалом схемы в тех частях, которые абитуриен-

том выделены как наиболее существенные, – на практике это позволяет выбирать для детализации тот предметный аспект,

которым абитуриент лучше всеговладеет.

Таким образом, комплексный характер обществознания выступает одновременно и как критерий выбора формулировок тем для творческих вопросов, предполагающих развернутый ответ, и как критерий оценки ответов навопросыэтого типа.

В первом случае целесообразно подбирать такие форму-

лировки (возможно, цитаты), которые явным образом позволя-

ют абитуриенту предложить в ответе несколько предметных

Ср. п.4.2.3. Методических рекомендаций по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 г., подготовленных Председателем центральной предметно-методической комиссии по обществознанию С.И. Козленко.

Олимпиада школьников «Ломоносов»

аспектов проблемы в их, хотя бы формальной (по общности объекта), взаимосвязи.

Во втором случае (при оценивании ответа) необходимо учитывать готовность абитуриента демонстрировать комплекс-

ное видение проблемы, анализировать ее в контексте пробле-

матики различных дисциплин, входящих в состав обществозна-

Ломоносов. Пособие по обществознанию

Обзор учебнойлитературы по предмету ипринципы

ее использования при подготовке

Поскольку содержание олимпиадных заданий определя-

ется обязательными минимумами содержания и уровня подго-

товленности учащихся по предмету, а также Федеральным ком-

понентом государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию,

основным источником информации при составлении заданий и средствомподготовки абитуриентов являются учебные пособия.

Все учебные пособия по предмету «Обществознание» можно разделить на две группы: школьные учебники (перечень рекомендованных Министерством образования России учебни-

ков см. Приложение А) и пособия для абитуриентов ВУЗов. Если первая группа жестко привязана к организационной схеме обу-

чения (конкретным классам сопоставлены свои разделы про-

граммы, например, в учебнике для 10 класса отсутствует про-

блематика права и экономики), то вторая группа не имеет такой дифференциации, и ее пособия сразу предлагают некоторый

Читайте также:  Образец диплома победителя муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников - образец 2022

«полный» взгляд на обществоведческую проблематику. Поэто-

См. документы Министерства образования РФ: обязательный минимум содержания и уровня подготовленности учащихся по основному общему образованию (приказ от 19 мая 1998 г. №1236) и по среднему (полному) общему образованию (приказ от 30 июня 1999 г. №56), Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089).

Олимпиада школьников «Ломоносов»

му при использовании для подготовки к олимпиаде школьных учебников необходимо задействовать комплект для нескольких лет обучения. С другой стороны, учебные пособия для абитури-

ентов часто оказываются ориентированы на проблематику кон-

кретного ВУЗа, для абитуриентов которого они выпускаются, и

отдельные предметные разделы могут быть в них представлены очень неравномерно.

На практике целесообразно использовать оба типа учеб-

ных пособий – как школьные учебники, так и пособия для аби-

туриентов ВУЗов. Первые, в большинстве случаев, лучше отра-

жают дисциплинарный стандарт и, за счет большего объема

(несколько учебников за несколько лет), оказываются более содержательно насыщенными, а пособия для абитуриентов ВУ-

Зов отличает лучшая проработка отдельных разделов и наличие дополнительной информации. Кроме того, поскольку подав-

ляющее большинство участников олимпиад ориентированы на поступление в ВУЗ по специальностям, для которых обществоз-

нание является профильным предметом (либо включает про-

фильные дисциплины как собственные подразделы), внима-

тельное знакомство с разработанными в ВУЗах пособиями явля-

ется необходимым элементом в цикле подготовки к поступле-

Анализ рекомендованных Министерством образования России учебных пособий (Приложение А) обнаруживает не-

Ломоносов. Пособие по обществознанию

сколько авторских коллективов, в большинстве случаев готовя-

щих полный цикл учебных пособий (6-9, 10-11 классы) по обще-

ствознанию. При этом авторские коллективы существенно отли-

чаются подходом к формированию учебных пособий и подаче материала. Несмотря на то, что базовая структура учебников с необходимостью является общей и следуют образовательному стандарту средней школы, уровень сложности изложения, фак-

тографического насыщения, дополнительной информации, ис-

пользования графических средств подачи материала, стилисти-

ческие особенности существенно отличаются.

Идеальная модель подготовки по предмету предполагает знакомство со всеми рекомендованными учебными пособиями,

но такое требование на практике оказывается технически невы-

полнимым; кроме того, после знакомства с 2-3 учебниками од-

ного уровня полезный эффект от обращения к новым учебным пособиям того же уровня резко падает. Соответственно, возни-

кает вопрос о принципах комплектования минимально необхо-

димого комплекта учебников, внимательное ознакомление с которыми следуетвключить вцикл подготовки к олимпиаде.

Основным критерием выбора учебных пособий, естест-

венно, является их качество и соответствие прагматической за-

даче – успешному участию в олимпиаде. Соответственно, выбор учебных пособий должен учитывать специфику олимпиадных заданий и ориентироваться на ту группу учебных пособий, кото-

Олимпиада школьников «Ломоносов»

рые в наибольшей степени соответствуют типологии олимпиад-

Структура заданий очного тура (подробнее см. ниже раз-

дел 4) включает набор вопросов фактографического характера и вопрос для развернутого письменного ответа, допускающий значительнуювариативность решения.

Фактографические вопросы предполагают достаточно уз-

кий коридор для ответа: несмотря на необходимое включение креативной компоненты, основу ответов на такие вопросы со-

ставляют конкретные знания (дат, фамилий, названий, терминов и т.д.). Отсюда очевидно, что наибольшую утилитарную цен-

ность при подготовке составляют те учебные пособия, которые в наибольшей степени насыщены конкретными данными и точ-

ной информацией. Следует также учесть, что методические ко-

миссии олимпиад при подготовке заданий существенным обра-

зом ориентируются на школьные учебники как на модель ус-

редненного уровня («нормы») готовности участников олимпи-

ад,поэтому при работе с учебниками процесс подготовки со стороны составителей заданий и абитуриентов является до не-

которой степени симметричным, и удачный выбор учебного пособия чрезвычайноважен.

П. 4.1. Методических рекомендаций по составлению заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по обществознанию в 2010-2011 г., подготовленных Председателем центральной предметно-методической комиссии по обществознанию С.И. Козленко






Класс: 10 11 5 6 7 8 9

Добавить в вариант

Найдите сумму квадратов двух чисел, если известно, что их среднее арифметическое равно 8, а среднее геометрическое равно 2 корень из 5.


Пусть x1 и x2  — корни уравнения  корень из 14x в квадрате минус корень из 116x плюс корень из 56=0. Вычислите \left| дробь: числитель: 1, знаменатель: x_1 в квадрате конец дроби минус дробь: числитель: 1, знаменатель: x_2 в квадрате конец дроби |.


Найдите наибольшее значение x, удовлетворяющее неравенству:

 левая круглая скобка 6 плюс 5x плюс x в квадрате правая круглая скобка корень из 2x в квадрате минус x в кубе минус x меньше или равно 0.



Уравнение x2 + 5x + 1  =  0 имеет корни x1 и x2. Найдите значение выражения:

 левая круглая скобка дробь: числитель: x_1 корень из 6, знаменатель: 1 плюс x_2 конец дроби правая круглая скобка в квадрате плюс левая круглая скобка дробь: числитель: x_2 корень из 6, знаменатель: 1 плюс x_1 конец дроби правая круглая скобка в квадрате .


 левая круглая скобка дробь: числитель: 2, знаменатель: корень 3 степени из левая круглая скобка 3 правая круглая скобка конец дроби плюс 3 правая круглая скобка минус левая круглая скобка дробь: числитель: корень 3 степени из левая круглая скобка 3 правая круглая скобка плюс 1, знаменатель: 2 конец дроби минус дробь: числитель: 1, знаменатель: корень 3 степени из левая круглая скобка 9 правая круглая скобка плюс корень 3 степени из левая круглая скобка 3 правая круглая скобка плюс 1 конец дроби минус дробь: числитель: 2, знаменатель: 1 минус корень 3 степени из левая круглая скобка 3 правая круглая скобка конец дроби правая круглая скобка : дробь: числитель: 3 плюс корень 3 степени из левая круглая скобка 9 правая круглая скобка плюс 2 корень 3 степени из левая круглая скобка 3 правая круглая скобка , знаменатель: 2 конец дроби .


Из пункта A в пункт B в 13:00 одновременно выехали автобус и велосипедист. После прибытия в пункт B, автобус, не задерживаясь, поехал обратно и встретил велосипедиста в пункте C в 13:10. Вернувшись в пункт A, автобус снова без задержки отправился в пункт B и догнал велосипедиста в пункте D, находившемся на расстоянии  дробь: числитель: 2, знаменатель: 3 конец дроби от пункта C. Найдите скорость автобуса (в км/ч), если расстояние между пунктами A и B равно 4 км, а скорости автобуса и велосипедиста постоянны.


Каждое утро член семьи Ивановых выпивает 180-граммовую чашку кофе с молоком. Количество кофе и молока у них в кружках разное. Маша Иванова выяснила, что она выпила  дробь: числитель: 2, знаменатель: 9 конец дроби части всего выпитого в это утро молока и  дробь: числитель: 1, знаменатель: 6 конец дроби часть всего выпитого в это утро кофе. Сколько людей в этой семье?


На столе в ряд лежит 13 гирек, упорядоченных по массе (слева  — самая легкая, справа  — самая тяжелая). Известно, что масса каждой гирьки равна целому числу грамм, масса любых двух соседних гирек отличаются не более, чем на 5 грамм, суммарная масса гирек не превосходит 2019 грамм. Найдите максимально возможную при этих условиях массу самой тяжёлой из этих гирек.


Коза съедает 1 воз сена за 6 недель, овца  — за 8, а корова  — за 3. За сколько недель съедят 30 таких возов сена 5 коз, 3 овцы и 2 коровы вместе?


В остроугольном треугольнике ABC угол A равен 35°, отрезки BB1 и CC1  — высоты, точки B2 и C2  — середины сторон AC и AB соответственно. Прямые B1C2 и C1B2 пересекаются в точке K. Найдите величину (в градусах) угла B1KB2.



Среди всевозможных треугольников ABC таких, что BC=2 корень 4 степени из левая круглая скобка 3 правая круглая скобка ,\angle BAC= дробь: числитель: Пи , знаменатель: 3 конец дроби , найдите тот, площадь которого максимальна. Чему равна эта площадь?


5 в степени левая круглая скобка корень из x в кубе плюс 3x в квадрате плюс 3x плюс 1 правая круглая скобка = корень из левая круглая скобка 5 в степени левая круглая скобка корень 4 степени из левая круглая скобка левая круглая скобка x плюс 1 правая круглая скобка в степени 5 правая круглая скобка правая круглая скобка правая круглая скобка в кубе .

В ответ запишите корень, если он один, или сумму корней, если их несколько.


Решите систему уравнений:

 система выражений 9y в квадрате минус 4x в квадрате =144 минус 48x,9y в квадрате плюс 4x в квадрате =144 плюс 18xy. конец системы .

Получив решение  левая круглая скобка x_1;y_1 правая круглая скобка , левая круглая скобка x_2;y_2 правая круглая скобка ..., левая круглая скобка x_n;y_n правая круглая скобка , в ответ запишите сумму квадратов:

x_1 в квадрате плюс x_2 в квадрате плюс ... плюс x_n в квадрате плюс y_1 в квадрате плюс y_2 в квадрате плюс ... плюс y_n в квадрате .



Решите неравенство  корень из x минус 4 плюс корень из x плюс 1 плюс корень из 2x минус корень из 33 минус x больше 4. В ответ запишите сумму всех его целочисленных решений.


Найдите наибольший отрицательный корень уравнения:

 дробь: числитель: синус Пи x минус косинус 2 Пи x, знаменатель: левая круглая скобка синус Пи x минус 1 правая круглая скобка в квадрате плюс косинус в квадрате Пи x минус 1 конец дроби =0.



Найдите сумму всех действительных корней уравнения:

 синус левая круглая скобка Пи левая круглая скобка x в квадрате минус x плюс 1 правая круглая скобка правая круглая скобка = синус левая круглая скобка Пи левая круглая скобка x минус 1 правая круглая скобка правая круглая скобка },

История возникновения олимпиады «Ломоносов»

Олимпиада школьников «Ломоносов»

Олимпиада школьников «Ломоносов» проводится с 2005 года. Её девиз — «via scientiarum» (от латинского «путь к знаниям»). МГУ проводит олимпиаду совместно с другими российскими вузами. 

Официальный сайт олимпиады «Ломоносов» — тут

Цель олимпиады «Ломоносов»

Основные цели интеллектуального конкурса: 

  • развитие творческих способностей, 
  • повышение интереса к научно-исследовательской деятельности, 
  • популяризация научных знаний среди молодёжи, 
  • профориентация подростков, 
  • привлечение талантливых школьников в российские вузы. 

Как участвовать в олимпиаде

Важно внимательно проверять свои данные при регистрации. Если допустите ошибку, могут не разрешить участвовать. Повторная регистрация невозможна. 

По каким предметам проводится олимпиада

Можно соревноваться в довольно широком спектре дисциплин. Перечень олимпиад и уровни определяются ежегодно. Каждый школьник имеет право участвовать по одному или нескольким профилям.

По ссылке можно ознакомиться с полным списком профилей и уровней по предметам, которые включались в олимпиаду «Ломоносов» в 2019/2020 учебном году. Среди них как базовые школьные предметы, так и необычные дисциплины:

  • биология — 1 уровень, 
  • география — 1 уровень, 
  • английский/немецкий/французский — 1 уровень, 
  • история — 1 уровень, 
  • математика — 1 уровень, 
  • физика — 2 уровень, 
  • космонавтика — 2 уровень, 
  • робототехника — 3 уровень, 
  • механика и математическое моделирование — 3 уровень. 

Точный перечень на 2020/2021 учебный год пока не опубликован. 

Этапы олимпиады «Ломоносов»

Олимпиада состоит из двух этапов.

Отборочный этап

Проводится дистанционно на портале. Задания отборочного этапа открываются в личном кабинете сразу после регистрации.

В течение этапа участнику выделяется не более 24 астрономических часов (другой термин — «сессия») на выполнение задач, поэтому лучше не затягивать. На каждый профиль даётся не более одной сессии. Время начала и окончания сессии вы выбираете самостоятельно. Главное — уложиться в рамки этапа. Если вы не завершите сессию вовремя, она прекратится автоматически.

Работы можно как писать в текстовом редакторе, так и разборчиво от руки — во втором случае придётся отсканировать написанный текст с разрешением не менее 300 DPI. Доступные форматы файлов — PDF, TIFF, JPEG. Ни в коем случае не пишите своё ФИО на листах с решениями — жюри должно судить беспристрастно. 

Заключительный этап

Проводится очно — в МГУ и на региональных площадках. К участию в заключительном этапе допускаются победители и призёры отборочного тура. Если вы участвуете в нескольких профилях и время проведения заключительных этапов совпадает — к сожалению, придётся выбрать один.

Во время работы будет только единичная возможность выйти из аудитории — с разрешения преподавателя и в сопровождении дежурного. Используйте её с умом и не приносите ничего, что может нарушить регламент олимпиады, — шпаргалки, технику или еду. Разрешена только прозрачная бутылка с водой, объёмом не более 0,5 литров. 

Общие принципы подготовки к олимпиадам МГУ

Олимп МГУ — серьёзная амбиция. Чтобы покорить эту вершину, следуйте нашим рекомендациям.

Составьте план действий

Вместо того, чтобы лихорадочно хвататься за всё подряд, анализируйте и грамотно распределяйте нагрузку. Выпишите темы, которые нужно пройти, определитесь с пособиями и задачниками, набросайте план подготовки.

Одним из первых пунктов должно стать изучение методички от организаторов олимпиады «Ломоносов». Там есть подробные советы по каждой дисциплине, рекомендуемый список литературы и нюансы. 

Используйте техники тайм-менеджмента

Чтобы всё успевать, прибегайте к удобным методикам. Например, методу «Помидора». Нужно установить интервалы, в которых подготовка к олимпиаде чередуется с отдыхом: 25 минут активной работы и 15 минут отдыха. В среднем получается по шесть «помидорок» в день. 

Предотвращайте усталость

Нет ничего хуже монотонности. Мозг «закипает», когда часами решаешь один и тот же тип задачек по математике или зубришь даты по истории. Не надо так. Кроме того, это приведёт к выгоранию и потере мотивации. Во время подготовки к «Ломоносову» важно отдыхать и не перегружать себя. Здоровье важнее любой победы. 

Оцените статью
Олимпиада