Муниципальный этап 2020 ВОШ по русскому языку 7-11 класс ответы и задания олимпиады | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов

Муниципальный этап 2020 ВОШ по русскому языку 7-11 класс ответы и задания олимпиады | ЕГЭ ОГЭ СТАТГРАД ВПР 100 баллов Олимпиада

Интересные задания и ответы с олимпиады:

1)Определите слово русского языка по дифференциальным признакам фонем, составляющих его план выражения: 1) согласный, заднеязычный задненёбный, взрывной; 2) согласный, боковой, переднеязычный, сонорный; 3) гласный, переднего ряда, верхнего подъёма; 4) согласный, носовой. Получившееся слово обозначает город или войско, построенное треугольником.

Ответ: Клин

2)Прочитайте следующий отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. (1) Правду молвить, молодица (2) Уж и впрямь была царица; (3) Высока, стройна, бела, (4) И умом и всем взяла; (5) Но зато горда, ломлива, (6) Своенравна и ревнива. (7)

Ответ: Ломливый – гордый, тщеславный, спесивый.

3)Троим учащимся предложили для словообразовательного разбора следующие имена прилагательные: речной, ночной, семенной, сенной, заварной. Первый учащийся написал следующее: слова речной, ночной, заварной образованы от существительных река, ночь, заварка с помощью суффикса -н-, а слова семенной и сенной образованы от существительных семя и сено с помощью суффикса -енн-.

Второй учащийся написал следующее: слова речной, ночной, сенной, заварной образованы от существительных река, ночь, сено, заварка с помощью суффикса -н-, а слово семенной образовано от существительного семя с помощью суффикса -енн-. Третий учащийся написал следующее: все эти прилагательные образованы от существительных река, ночь, семя (основа этого существительного в косвенных падежах семен-), сено, заварка с помощью суффикса -н-. Ответил ли какой-нибудь из учащихся правильно? Ответ обоснуйте.

Ответ: Правильно не ответил ни один из учащихся (1 балл). Действительно, все эти прилагательные образованы с помощью суффикса -н- (1 балл), однако прилагательные речной, ночной, семенной, сенной образованы от существительных река, ночь, семя (основа этого существительного в косвенных падежах семен-1 балл)

4)Дано предложение, в котором обыгрываются четыре фразеологических оборота. Хуже горькой редьки может быть только язык без костей, который не делают ни под каким соусом – даже куры это не клюют. Восстановите фразеологические обороты, запишите и дайте каждому из них толкование.

Ответ: 1. Хуже горькой редьки (надоесть) (1 балл) – невыносимо, нестерпимо (надоесть) (1 балл). 2. (У кого-либо) язык без костей (1 балл) – кто-либо чрезвычайно болтлив, несдержан в речи, говорит не думая (1 балл). 3. Ни под каким соусом (1 балл) – никак, ни при каких обстоятельствах (1 балл). 4. Куры не клюют (денег у кого-либо) (1 балл) – у кого-либо слишком много денег (1 балл).

5)Известно, что одушевлённость или неодушевлённость у русских существительных проявляется при склонении, а именно в форме винительного падежа. Можно ли определить одушевлённость неодушевлённость у несклоняемых существительных миссис и пальто?

Ответ: Можно (1 балл). Надо поставить рядом с несклоняемым существительным какое-нибудь согласуемое с ним определение (прилагательное или местоимение) (1 балл), а всё словосочетание поставить в форму винительного падежа множественного числа (1 балл), поскольку одушевлённость или неодушевлённость существительных женского и среднего рода можно узнать только по множественному числу (1 балл).

Если форма прилагательного или местоимения винительного падежа совпадёт с формой родительного падежа, то существительное одушевлённое (Вижу этих красивых миссис) (1 балл), если же с формой именительного, то существительное неодушевлённое (Вижу эти красивые пальто) (1 балл).

Олимпиадные задания | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс): | образовательная социальная сеть

Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2022 — 2020 учебный год (с ответами)

                                Задания для 7 — 8 классов.

Школьный уровень включает 11 заданий по основным разделам курса русского языка. Каждое оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся — 66 баллов.

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

  Договор, балую, повторит, торты, включит, партер, шарфы, сироты, сливовый, ходатайство.

Ответ:

ДоговОр, балУю, повторИт, тОрты, включИт, партЕр, шАрфы, сирОты, слИвовый, ходАтайство.                                                                                                          

 Оценивание.   (10 баллов) 1 балл за каждое слово

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова редька, ударный гласный от слова позвонит, 4-й звук от слова съехал, 4-й звук от слова юмор.

 Подберите все возможные антонимы к полученному слову.

Ответ: тихо

Тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.                                                   

Оценивание.  (3 балла за найденное слово за каждое слово 1 балл)            6 баллов

  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

Ответ:

Буква С в зависимости от позиции может обозначать разные звуки. Сгустить — [з], сгорбиться-[ з],[ца], расчёт – [ щ], сжалиться —  [ж], [ца], рассыпаться – [с], [ца].

Оценка: за каждый правильный ответ – 1балл.

Оценивание.  Всего: 6 баллов.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

                      Полки, окуни, пряди.

Ответ: Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.                                                              

Оценивание.  9 баллов (6 баллов за словосочетания 3 балла за объяснение).

  1. Какой частью слова является буквенное сочетание – Ей в

                    следующих словах:    

                       Дождей, саней, сильней, воробей, змей, красивей.

Ответ: Дождей, саней — окончание

       красивей, сильней — суффикс

       воробей, змей – частью корня

Оценивание. 1 балл за слово. Максимум 6 баллов

  1. Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую цепочку. Например: доход – доходный – доходность.    

                Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка.

Ответ: Минута – минутный – ежеминутный – ежеминутно

Минута – минутка — минуточка

Оценивание. 1 балл за каждую схему. Максимум 2 балла

  1.  Объясни разницу в лексическом значении слов:

          Ответный – ответственный

          Тактичный – тактический

          Освоить – усвоить 

Как называются такие слова?         

Ответ: Ответная (статья, реакция) – ответственный (человек)

Тактичный (собеседник) – тактический (приём, задача)

           Освоить (передовую технологию) – усвоить (пищу, лекарство)

           ПАРОНИМЫ

Оценивание. 1 балл за каждую строку (объяснение), 1 балл за название. Максимум 4 балла

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

Ответ: Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа.  

Оценивание.  ( 5 баллов)

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.        

Ответ: Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

числа?

Оценивание. (10 баллов) 1 балл за каждое правильно заменённое слово.

  1.      Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

        Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

Ответ: Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание       старик со старухой.                                                            

Оценивание. (3 балла – 1 балл за правильный разбор, 2 балла за объяснение)

  1. Прочитайте текст и выполните задание:

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!»  Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

         – Что это значит?

         – А разве язык не самое лучшее на свете? …Ничего нет лучше языка!

         – Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

                  На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

 – Что это значит?

 – А разве язык не самое худшее на свете? … Ничего нет хуже языка!  

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  2. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

              Ответ: 1) на омонимии (1 балл);

2) в оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах»; «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну» (4 балла)

 Оценивание. (Всего 5 баллов)

Всего за работу 66 баллов.

Поделиться

Всероссийская олимпиада школьников ВОШ 2020 по русскому языку муниципальный этап 2020-2021 учебный год ответы и задания для 7, 8, 9, 10, 11 класса, официальная дата проведения в Краснодарском Крае (23 регион): 06.11.2020 (6 ноября 2020)

Сложные задания 10 класс:

1)Прочитайте текст и выполните задания. Безводно мѣсто то есть: ни рѣки, ни кладязя, ни источника нѣсть близ Иерусалима, но токмо едина купѣль Силоамля*. Но дъждевою водою живуть вси людие и скоти въ градѣ том. И жита добра ражаються около Иерусалима в камении том без дожда, но тако, Божиимъ повелѣниемъ и благоволением.

* Силоамля – Силоамская. 1. Выпишите из текста существительное, исторически родственное слову со значениями «движение электрического заряда в проводнике» и «движение в одном направлении». Запишите все возможные варианты этого корня, представленные в современном русском языке.

2)Даны следующие словоформы: к дому, от бочки, от вопроса, с нотой, от молока, к растению, с лодкой, от йода, от дачи, с тыквой. В чём различие между этими примерами с точки зрения произношения согласного звука предлога и первого согласного существительного? Затранскрибируйте соответствующий фрагмент. Свой ответ обоснуйте.

3)Один лингвист изучал грамматические свойства слов категории состояния. В частности, он сделал вывод о том, что все слова категории состояния, заканчивающиеся на букву о, способны образовывать формы сравнительной степени. На самом деле данный вывод недостаточно корректен.

Опишите, для какого разряда слов категории состояния данное утверждение в основном справедливо. Какие общие значения имеют слова данного разряда? Приведите два примера слов этого разряда. Приведите пример слова категории состояния, опровергающий вывод лингвиста.

Объясните причины, по которым данное слово категории состояния не имеет возможности образовать степени сравнения. Приведите пример слова категории состояния, опровергающего вывод лингвиста. Объясните причины, по которым данное слово категории состояния не имеет возможности образовать степени сравнения. 

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. Особенно хорошо сказывала бабушка стихи о том (1) как Богородица ходила по мукам земным и как она укоряла убийцу-разбойницу «князь-барыню» (2) оставившую без родителей «деток малых» (3) побиравшихся у чужих ворот (4) пытаясь спастись от голоду (5) и невольные слёзы наворачивались у слушателей – не верить бабушке было нельзя.

Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (5) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (5), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого (основания сугубо формальные).

Выберите ответ(-ы), который(-е) правильно указывают основание(-я) постановки запятой. Запятая закрывает блок однородных придаточных: «о том, (как Богородица ходила по мукам земным и как она укоряла…)», запятая закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «деток малых, / побиравшихся у чужих ворот /»,  запятая закрывает обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: «побиравшихся, / пытаясь спастись от голода /», запятая закрывает обособленное определение, выраженное одиночным причастием: «побиравшихся, / пытаясь спастись от голода /».

5)Перед вами «квазислово», искусственно образованное от существующего в языке слова посредством существующего в языке суффикса. В «квазислове» многоточием обозначен ударный звук [о], который может быть отражен на письме буквой О или буквой Ё. Морж..

вка Выберите верные суждения, объясняющие постановку той или иной буквы. В слове пропущена буква О, если оно образовано от существительного (моржовка – морж) или от прилагательного (моржовка – моржовый). В этом случае мы опираемся на орфографическое правило написания О после шипящих под ударением в суффиксах отымённых существительных.

Всё сказанное в пункте 1 верно и для случая универбации, то есть образования слова на основе словосочетания, при котором в производное слово входит основа лишь одного из членов словосочетания. Это верно также и для случая, когда слово образовано от фамилии МоржОв.

В слове пропущена буква Ё, если оно образовано от глагола (моржёвка – моржевать). В этом случае мы опираемся на орфографическое правило написания Ё после шипящих под ударением в суффиксах отглагольных существительных (на -ёвка). Выделяется особый случай, когда слово представляет собой наименование, образованное от фамилии МоржЁв (в ней буква Ё пишется не по орфографическому правилу, а по традиции).

Тогда на месте пропуска в слове МОРЖ..ВКА тоже пишется буква Ё. В слове пропущена буква Ё, если оно образовано от прилагательного (моржёвка – моржевой). В этом случае мы опираемся на орфографическое правило написания Ё после шипящих под ударением в суффиксах существительных.

6)Смысл сложного предложения определяется не только его синтаксической структурой и лексическим наполнением, но и актуальным членением: в процессе коммуникации говорящий разграничивает тему высказывания (исходную часть информации – то, о чём говорится) и его рему (новую, актуальную информацию – то, что говорится).

В стилистически нейтральном (неэкспрессивном) сложноподчинённом предложении придаточная часть обычно входит в состав ремы, а изменение порядка частей превращает придаточную часть в тему. В каких из данных ниже примеров изменение позиции придаточной части относительно главной невозможно?

Назовите тип этих придаточных. Остальные примеры перестройте так, чтобы придаточная часть вошла в состав темы. Запишите эти предложения. 1. Дорогу размыло, так что ехать нельзя. 2. Ехать нельзя, так как дорогу размыло. 3. Ехать нельзя, потому что дорогу размыло. 4.

7)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. Один лингвист использовал поэтический корпус НКРЯ для изучения произношения слова еретик.

Сложные задания 11 класс:

1)Прочитайте текст и выполните задания. И есть Вифаниа градок малъ к полуденью лиць от Иерусалима. И влѣзучи есть во врата градка того, на деснѣй руцѣ есть пещера, и в той пещерѣ есть гробъ святаго Лазаря. И в той келии Лазарь болѣлъ, ту же и умерлъ был.

И есть посрѣдѣ градка того церкви велика, создана вверхъ и исписана добрѣ была вся. 1. Выпишите из текста фразу, которая обозначает направление стороны света. Какой частью речи является слово «добрѣ» из фразы «исписана добрѣ была вся»? Переведите текст на современный русский язык

2)Представлены следующие пары словоформ. Отметьте пару(-ы), в которой(-ых) полностью совпадает произношение обоих слов. Труд – трут, луг – лук, умником – умникам, девочки – девочке, отварить – отворить.

3)Придумайте одну такую последовательность букв, которая одновременно может быть осмыслена как одна из форм реальных русских: 1) существительного; 2) наречия; 3) прилагательного; 4) слова категории состояния. Приведите ваши предложения, наглядно иллюстрирующие соответствие каждому из четырёх требований.

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. Презренны империи(1) что сходят со сцены (2) оставляя за собой развалины чужих культур (3) дымящиеся (4) как оливковая роща (5) подожжённая варваром (6) который расчищал так землю под пастбище (7) и не жаль потомкам таких империй.

Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (7) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (7), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого (основания сугубо формальные).

Выберите ответ(-ы), который(-е) правильно указывают основание(-я) постановки запятой. Запятая закрывает придаточное: «империи, (что сходят со сцены …)»., Запятая закрывает обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом: «сходят со сцены, / оставляя за собой развалины …/», Запятая закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «развалины, /дымящиеся, как оливковая роща…/» (допустимо характеризовать структуру как эллиптическое придаточное)

5)Перед вами «квазислово», искусственно образованное от существующего в языке слова посредством существующего в языке суффикса. В «квазислове» пропущена буква, обозначающая на письме ударный звук [о]. Дрожж..вка Определите, какая буква пропущена. Объясните ваш выбор, опираясь на сведения из области словообразования и орфографии.

6)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. В основном корпусе Национального корпуса русского языка слова снабжены семантической разметкой: каждому слову приписывается один или несколько семантических или словообразовательных признаков.

Перед вами пометы, которыми в НКРЯ снабжены определённые слова. При этом в каждом представленном случае набор помет уникален для слова. Т. е. если выбрать указанные семантические признаки в разделе «поиск», то будет найдено только рассматриваемое слово и никаких других.

7)Представлен отрывок из словника некоторого словаря, составленного в 1998 году. Декабрин, декабрина, декрет, дело, деловод, деловодство, делячество, демарш, демократ, демократизм, демократия, демонстрация, дензна,к детгиз, детсовет, ДНД, Днепрострой.

Определите, что это за словарь, и кратко обозначьте его предназначение. В словаре, представленном в задании, относительно других словарей чрезвычайно высок процент слов, образованных определённым способом. Каким? Приведите пример слова, образованного этим способом, которое предположительно встречается в данном словаре.

Сложные задания 7 класс:

1)Прочитайте текст и выполните задания. Ту же был домъ Соломонь, и силно было здание его, и велико велми, и зѣло красно. Мощенъ был весь мраморными дъсками и есть на комарах* утверженъ, и воды исполнен весь дом-отъ был. *На комарах – на сводах.

2)Даны следующие слова: местный, сердце, поздний, солнце. Каковы сходства и различия в произношении данных слов? Определите закономерность. Свой ответ обоснуйте.

3)Лингвисты выделяют две сравнительные степени наречий и прилагательных. Например, форма младше – это, условно говоря, «стандартная» сравнительная степень, а форму помладше условно можно назвать «второй» сравнительной степенью. Опишите различия в значении и в функционировании в предложении двух этих форм. Приведите иллюстрирующие эти различия контексты.

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. Петрушка стал устраиваться в маленькой передней (1) куда он переместил неподъёмный мешок с разным лакейским скарбом (2) притащив туда также свою шинель и вместе с нею какой-то особый запах (3) неизменно узнаваемый всеми людьми (4) знавшими привычки Петрушки (5) так что теперь всем могло показаться (6) будто он жил в этой передней всегда.

Эксперт написал, что формулировка задания требует уточнения (он разъяснил, по какой причине). Кроме того, эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (5) – это задача повышенного уровня сложности. Поясните мнение эксперта и уточните формулировку задания.

5)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. С помощью НКРЯ можно узнать, как часто какое-то слово употребляется в текстах определённого периода.

Для этого нужно воспользоваться функцией построения графиков (по горизонтали указаны годы, по вертикали – сколько раз на миллион словоформ встретилось интересующее исследователя слово). Перед вами пример таких графиков для слов телевизор, телефон и телеграф. Определите, какому слову какой график соответствует (графики пронумерованы). 

Сложные задания 8 класс:

1)Прочитайте текст и выполните задания. Бысть убо нѣкы благочестивый мужь от града Любичя, яже во нь измлада вселися страхъ Божий, и желаше въ иноческый облещися образъ. Человѣколюбивый же Господь възложи ему на сердце въ страну ити Грѣческую и тамо острищися.

Ученику дали следующую пару слов: нога – ножной. Затем его попросили выписать из данного текста все слова, в корнях которых есть такое же чередование согласных, и доказать это собственными примерами, т. е. подобрав слово с тем же корнем с Г и/или Ж соответственно.

Ученик выписал следующие слова, подобрав в скобках собственные примеры: благочестивый (блажен), града (горожанин), измлада (моложавый), Божий (Бог), възложи (возлагать), острищися (остригусь, острижётся). В каких-то случаях ученик ошибся. В каких словах он ошибся и почему?

2)Представлены следующие пары словоформ. Отметьте пару(-ы), в которой(-ых) полностью совпадает произношение обоих слов. Бедняк – бедняг, ваз – вас, дело – дéла, владелец – владелиц (род. п. мн. ч. от «владелица»), в Баку – в боку.

3)Один лингвист исследовал взаимозаменяемость местоимений какой-то и какой-нибудь, рассматривая следующие контексты из Национального корпуса русского языка: 1. Странная самодельная спецовка делала их похожими на работяг с какого-нибудь вредного завода.

[Виктор Астафьев. Обертон (1995–1996)] 2. Всё-таки рабочий класс, а не босяк какой-нибудь! [Фазиль Искандер. Бедный демагог (1969)] 3. Можно ли по каким-нибудь признакам отличить добрых от злых? – спрашивает ученик. [А.Я. Гуревич. Популярное богословие и народная религиозность средних веков (1976)] 4.

И не какой-нибудь всемирно известный, боже сохрани, а заурядный, провинциальный, который всегото и был знаменит, что одним талантливым вскриком в одном месте одной роли. [И. Грекова. Без улыбок (1975)] 5. – Может, её какая-нибудь рыба унесла, – добавил тот же мальчик, прыгая на одной ноге, чтобы вытряхнуть воду из ушей.

[Фазиль Искандер. Время счастливых находок (1973)] 6. Пронька глядел на ёлки – нету ли рябчиков, и под ноги поглядывал – не мелькнёт ли среди камушков какой-нибудь алмаз. [Юрий Коваль. Лабаз (1972)] Распределите данные предложения на две равные группы в зависимости от того, можно ли в них заменить местоимение какой-нибудь на какой-то без смысловых потерь и с сохранением корректности всего предложения. Какой(-ие) признак(-и) лежат в основе этого распределения?

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину(-ы) постановки этого пунктуационного знака. В просвещённой России есть теперь весьма много почтенных людей (1) не умеющих покушать в трактире без того (2) чтоб не побеседовать со слугою (3) подающим блюда (4) приготовленные поваром для проезжаю-щих (5) и это (6)

несомненно (7) свидетельствует в пользу успехов цивили-зации в Отечестве. Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (5) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (5), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого (основания сугубо формальные).

Выберите ответ(-ы), который(-ые) правильно указывают основание(-я) постановки запятой: Запятая закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «людей, /не умеющих покушать в трактире…/»,  запятая закрывает придаточное предложение: «без того, (чтоб не побеседовать со слугою…)»,  запятая закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «со слугою, /подающим блюда…/»,  запятая закрывает обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «блюда, /приготовленные поваром для проезжающих/».

5)Порядок слов в русском предложении подвижный, и в простом предложении он прежде всего служит средством актуального членения, то есть позволяет разграничить тему (основание высказывания, его исходную часть – то, о чём говорится) и рему (новую, актуальную информацию – то, что говорится), подчеркнуть, какую часть высказывания говорящий считает важной.

Однако порядок слов выполняет и собственно грамматическую функцию – служит средством разграничения моделей, по которым строятся предложения, или синтаксических функций словоформ в составе предложения. Сопоставьте данные ниже пары примеров и выполните задания. 1.

На следующий день в секцию записались пять человек. – Пять человек записались на следующий день в секцию. 2. Пётр Иванович Никифоров – бригадир нашей рыболовецкой артели. – Бригадир нашей рыболовецкой артели – Пётр Иванович Никифоров. 3. Сегодня очень густой туман.

– Туман сегодня очень густой. 4. Татьяна Ивановна рассказала интересную историю. – Интересную историю рассказала Татьяна Ивановна. 5. Чудесный человек твоя сестра! – Твоя сестра – чудесный человек! Укажите номера примера(-ов), где изменение порядка слов является только средством актуального членения предложения – не меняет его грамматической структуры и разграничивает лишь коммуникативные варианты.

6)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. С помощью НКРЯ можно узнать, как часто какое-то слово употребляется в текстах определённого периода.

Для этого нужно воспользоваться функцией построения графиков (по горизонтали указаны годы, по вертикали – сколько раз на миллион словоформ встретилось интересующее исследователя слово). Перед вами график частотности слова дискета. одном современном учебнике русского языка для начальной школы это слово используется в качестве примера неологизма.

Сложные задания 9 класс:

1)Прочитайте текст и выполните задания. И ту есть гора высока зѣло, и на той горѣ святаа Елена крестъ поставила кипарисенъ велик на прогнание бѣсомъ и всякому недугу на исцѣление и вложила въ крестъ честный гвоздь Христовъ. И бывають ту, на мѣстѣ том у креста того, знамения велика и чюдеса и донынѣ.

Какое существительное со значением «чародей, колдун» родственно слову «чюдеса»? Какое чередование согласных наблюдается в этой паре слов? Какой частью речи является слово ту, дважды встречающееся в тексте? Переведите текст на современный русский язык.

2)Представлены следующие пары словоформ. Отметьте пару(-ы), в которой(-ых) полностью совпадает произношение обоих слов. Гриф – грив, груб – групп, упрямо – упряма, катет – катит, парок (от пар) – порок.

3)Некая лингвистическая программа может производить морфологический разбор введенной формы. Эта программа будет предлагать все возможные способы такого разбора для введенной формы. В частности, если ввести слово стекло, то оно будет представлено в разборе и как форма глагола стечь и как форма существительного стекло.

В программу ввели некоторую форму, и она предоставила следующие варианты разбора: 1) наречие, сравнительная степень; 2) существительное, женский род, неодушевлённое, (А) падеж, единственное число; 3) существительное, женский род, неодушевлённое, (Б) падеж, единственное число; 4) прилагательное, сравнительная степень.

К некоторым из разборов программа предложила и смысловые характеристики: «большое количество», «пространство и место», «множество и совокупность объектов», «растения». 5. Какая форма была введена в программу? Запишите одно слово без каких-либо дополнительных символов. 6.

Заполните пропуски (А) и (Б). Запишите определённые вами слова в поле ответа в порядке следования, сначала А, потом Б. 7. Приведите начальные формы слов для каждого из разборов 1), 2), 3), 4). Запишите определённые Вами слова в поля ответов в порядке следования, начиная с 1). 8. К каким разборам были предложены перечисленные смысловые характеристики? Выберите их номера. 

4)Составители проверочных работ для школьников отдали на экспертизу следующее тестовое задание. Расставьте запятые и укажите в каждом случае причину постановки этого пунктуационного знака. И вот путник после длинной (1) скучной дороги с её холодами (2) слякотью и грязью видит наконец знакомые огоньки (3) которые несутся навстречу ему (4) радуя глаз и рождая в душе его высокое чувство (5) самое приятное из существующих на свете (6) и он веселится как ребёнок.

Эксперт высказал мнение, что обоснование необходимости поставить запятую на месте цифры (6) – это задача повышенного уровня сложности. Обоснуйте необходимость поставить запятую на месте цифры (6), учитывая максимально возможное в данном случае количество пунктуационных оснований для этого.

Выберите ответ(-ы), который(-е) правильно указывают основание(-я) постановки запятой. Запятая закрывает придаточное: «огоньки, (которые несутся навстречу ему …)» , запятая закрывает обособленное обстоятельство, выраженное однородными деепричастными оборотами: «несутся, / радуя глаз и рождая в душе чувство…/», запятая закрывает обособленное определение: «чувство, (самое приятное из существующих на свете …)»,  запятая закрывает обособленное обстоятельство, выраженное неоднородными деепричастными оборотами: «несутся, / радуя глаз и рождая в душе чувство…/».

5)Прочитайте данные ниже предложения и выполните задания. 1. Кто кивер чистил, весь избитый, кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус… (М.Ю. Лермонтов) 2. Кто не знает дядю Стёпу? Дядя Стёпа всем знаком! (С.В. Михалков) 3. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? (С.Я. Маршак) 4.

Зоенька, а Зоенька, на батарее есть кто живой? (Ю.В. Бондарев) [пример из НКРЯ] 5. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. (Поговорка) 6. «Вот так история… – размышлял Ёжик, отряхиваясь. Разве кто поверит?!» (С.Г. Козлов) [пример из НКРЯ] 7. Дети, а вот кто эта девушка с бабочкой в волосах? (В.П. Аксёнов)

[пример из НКРЯ] 12. Установите связь между типом контекста и разрядом местоименных слов, в значении которого употреблено слово кто. Укажите разряд местоимения и номер примера, иллюстрирующего закономерность. 1) вопрос к подлежащему или сказуемому – … 2) косвенный вопрос в сложноподчинённом предложении – … 3) сопоставление однотипных ситуаций с неопределёнными участниками – … 4) предположение – … 5) риторический вопрос в значении утверждения – … 6) риторический вопрос в значении отрицания – … Перечислите, в роли каких членов предложения в данных примерах употреблена словоформа кто, и в скобках укажите номера соответствующих примеров.

6)Даны следующие предложения на латышском языке. 1. Es zimēju kalnus. Я рисую горы. 2. Jūs audzējat zirgus. Вы разводите лошадей. 3. Ārsts masē man kaklu. Врач массирует мне шею. 4. Mēs likvidējam trūkumus. Мы изживаем недостатки. 5. Tu vērtē savus spēkus.

Ты ценишь свои силы. 6. Viņas slavē šo valodnieku. Они (женщины) хвалят этого лингвиста. 7. Tev patīk šāds lakats. Тебе нравится такой платок. 8. Viņa zaude prātu. Она теряет рассудок. Переведите на латышский язык. 1. Тебе нравится такой конь. 2. Вы цените лингвистов. 3.

7)Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – это информационно-справочная система, основанная на собрании текстов на русском языке в электронной форме. Корпус создаётся учёными-лингвистами для научных исследований и обучения языку. Один лингвист использовал поэтический корпус НКРЯ для изучения произношения слова вишневый. На какие две группы он разделил приведённые ниже фрагменты? Прокомментируйте ваше решение для каждого случая.

8)Даны слова: биолога (именительный падеж единственного числа), лепь, институтник, гитарить. Определите, из каких словарей взяты эти слова. Дайте возможное толкование этим словам. Подберите по одному примеру пары «производящее – производное» из реального языка, по аналогии с которой образованы эти слова. Объясните, почему в эти словари может попасть слово бессонный. 

Смотрите другие предметы муниципального этапа 2020:

ВСЕРОССИЙСКИЕ олимпиады 2020-2021 муниципальный этап задания и ответы

Оцените статью
Олимпиада