С октября по апрель для учеников 5–11-х классов проходит Московская олимпиада школьников. Участвовать в ней могут не только москвичи, но и ребята из всех регионов России и даже из других стран.
У Московской олимпиады богатая история – соревнования по математике, физике и химии появились ещё в 1930-х гг. Со временем добавлялись новые направления, расширялась география проведения. С каждым годом олимпиада вызывает всё больший интерес у школьников. Например, в прошлом году участниками стали 350 тыс. ребят со всей России.
Образовательный центр «Сириус» проведет пригласительный этап Всероссийской олимпиады по шести дисциплинам, приоритетным для Стратегии научно-технологического развития страны: химии, астрономии, биологии, математике, физике и информатике.
Принять участие в нем смогут ученики 4-11 классов из всех регионов России, а также учителя и все, кто хочет порешать интересные задачи и проверить свои знания.
Стартовала регистрация школьников на IX Московскую метапредметную олимпиаду «Не прервется связь поколений – 2022». Это творческое состязание для учеников 4-х – 11-х классов и студентов колледжей, на которое они должны представить проекты, посвященные героям, внесшим вклад в победу над врагом, а также памятным местам, связанным с событиями прошлого.
Участие в Олимпиаде индивидуальное. Она проводится по шести номинациям: «Памятник герою»; «Реликвия моей семьи»; «Хранители памяти: экспонат школьного музея»; «Мой герой»; «Места памяти» и «Имя героя в названии моей школы».
– Участие в олимпиаде «Не прервется связь поколений» давно является для столичных школьников одной из значимых традиций. С каждым годом работы юных исследователей становятся глубже и содержательнее, они уверенно выходят за пределы истории собственной семьи, обращаясь к важным вопросам истории города, страны, Великой Отечественной войны. Олимпиада учит осмысленной работе с большими объемами информации, прививает культуру обращения с музейными объектами, фамильными реликвиями, архивными документами, — рассказал директор Городского методического центра Андрей Зинин.
По словам организаторов, работу можно посвятить памятнику героям Великой Отечественной войны или семейной реликвии. Также юные москвичи могут рассказать о жизненном или боевом пути героя, памятных местах, связанных с событиями прошлого, или экспонате школьного музея. Участникам рекомендуется обращаться к открытым государственным архивам, музейным экспонатам, письмам, документам или фотографиям, сохранившимся в семье, а на официальном сайте олимпиады — к полезным ресурсам и материалам. Работа должна состоять из двух частей: «содержательная» – это сам текст, а также «графическая» – это материалы, наглядно отражающие содержание и результаты работы, представленные в виде инфографики.
Проекты необходимо загрузить в личный кабинет на сайте олимпиады до 20 апреля. В мае станут известны результаты и состоится награждение победителей.
Олимпиада «Не прервется связь поколений» проходит в Москве с 2014 года. Она направлена на сохранение преемственности между поколениями внутри каждой отдельной семьи и всего народа. В прошлом году в олимпиаде приняли участие более 19 тысяч учащихся образовательных организаций столицы.
Фото Анны Некрасовой
На календаре осень, а значит, школьники вновь могут попробовать свои силы в одном из самых масштабных интеллектуальных конкурсов России — многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда». Отборочные туры начались с 13 октября.
МИО «Звезда» — это уникальный проект по подготовке научных и инженерных кадров для страны. Основным организатором мероприятия является Южно-Уральский государственный университет. Сегодня география олимпиады широка — это 82 региона нашей страны. Олимпиада призвана стимулировать у школьников интерес к научно-исследовательской деятельности, помочь определиться с выбором будущей профессии.
Дисциплины в этом году остались прежними: «Русский язык», «Обществознание», «История», «Право», «Экономика», «Психология», «Перевод и переводоведение», «Международные отношения». Два предмета — «Техника и технологии» и «Естественные науки» — традиционно включены в Перечень Российского совета олимпиад школьников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. А это значит, что победители олимпиады по этим дисциплинам имеют особые права и преимущества при поступлении в вузы, вплоть до поступления в вуз вне конкурса без экзаменов. Победители и призеры по остальным предметам получают дополнительные индивидуальные баллы.
Школьники выполняют олимпиадные задания в образовательных организациях, на площадках вузов-партнеров. Интернет-тур стартует с 1 ноября и продлится до 15 декабря.
Школьники с 6-го по 11-й класс (возраст зависит от выбора предмета). Для самых маленьких организаторы проводят олимпиаду «От звездочек — к звездам!». В ней могут участвовать учащиеся с 1-го по 5-й класс.
После 15 декабря оргкомитет приступает к формированию списков участников, допущенных к заключительному этапу. Имена будут опубликованы на сайте проекта в январе. Далее самых успешных школьников ждет заключительный этап олимпиады.
Подробнее познакомиться с правилами участия в Олимпиаде, предметами и профилями, графиком отборочных туров можно на сайте проекта.
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) — это университет цифровых трансформаций, где ведутся инновационные исследования по большинству приоритетных направлений развития науки и техники. В соответствии со стратегией научно-технологического развития РФ университет сфокусирован на развитии крупных научных междисциплинарных проектов в области цифровой индустрии, материаловедения и экологии. В Год науки и технологий ЮУрГУ победил в конкурсе по программе «Приоритет 2030». Вуз выполняет функции регионального проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМНОЦ).
Московская метапредметная олимпиада «Не прервётся связь поколений» проходит ежегодно и собирает большое количество участников.
Цель проведения Олимпиады – мотивация обучающихся к проявлению социальной активности, приобщение к базовым национальным ценностям российского общества. Участие в Олимпиаде индивидуальное и организовано на бесплатной основе.
Олимпиадная работа представляет собой информационный проект, связанный с изучением героических страниц истории России, истории своей семьи, боевых и трудовых подвигов людей, ставших частью истории нашей страны.
Структура олимпиадной работы:
Содержательная часть работы представляет собой текст, составленный в соответствии с требованиями к олимпиадным работам.
Графическая часть состоит из материалов, связанных между собой и наглядно отражающих содержание и результаты работы, представленные в виде инфографики.
Олимпиада проводится в следующих номинациях:
- «Памятник герою»;
- «Реликвия моей семьи»;
- «Хранители памяти: экспонат школьного музея»;
- «Мой герой»;
- «Места памяти»;
- «Имя героя в названии моей школы».
Оценивание олимпиадных работ участников Олимпиады осуществляют экспертные комиссии, которые формируются из представителей Совета ветеранов Великой Отечественной войны, Совета ветеранов педагогического труда, общественных организаций города Москвы, специалистов в области истории России.
Олимпиада проводится с 18 октября 2022 года по 30 апреля 2023 года.
Регистрация и загрузка работ осуществляется с 18 октября 2022 года по 17 января 2023 года.
Сроки проведения основного этапа: 18 октября 2022 года – 22 февраля 2023 года.
Участники основного этапа Олимпиады по 17 января 2023 года регистрируются и представляют материалы проектных работ в личном кабинете на официальном сайте Олимпиады https://pokolenie.mosmetod.ru/. Для участия необходимо заново пройти регистрацию.
Регистрационные данные олимпиад прошлых годов «Не прервётся связь поколений» 2020-2021-2022 недействительны. После завершения регистрации у Вас появится Личный кабинет, в котором можно будет загрузить олимпиадную работу.
Сроки проведения заключительного этапа: 27 февраля 2023 года – 30 апреля 2023 года.
Заключительный этап Олимпиады проходит в формате научно-практической конференции. К участию в научно-практической конференции приглашаются обучающиеся 9–11 классов, в том числе обучающиеся профессиональных образовательных организаций, из числа победителей основного этапа Олимпиады на основании поданной заявки.
Сроки приема заявок на участие в конференции: 27 февраля 2023 года – 17 марта 2023 года.
Даты проведения конференции: 19–20 апреля 2023 года.
Победители и призёры Олимпиады определяются в каждой возрастной категории по каждой номинации в соответствии с расчётом проходного балла. Победители Олимпиады награждаются дипломами. Церемония награждения победителей Олимпиады проводится в мае 2023 года.
Ждём вас среди участников X Московской метапредметной олимпиады «Не прервётся связь поколений» в 2023 году.
LXXXVI МОСКОВСКАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДАдля 8–11 классовпроходит 12 марта 2023 года(второй день для 11 кл. 25 марта, закрытие в мае)Организационная информация:
для 8-10 кл.,
для 11 кл.
В ММО-2023 приняли участие более 5 тысяч школьников:
8 класс — ок. 2 000 участников,
9 класс — ок. 1 300 участников,
10 класс — ок. 1 000 участников,
11 класс — ок. 700 участников.
Условия задач опубликованы 12 марта (2 дня 11 кл. с 25 марта),
с вечера 12 марта доступны видеоразборы.
Результаты 1 дня 11 кл.
доступны участникам
с вечера 16 марта.
Результаты 2 дня 11 кл.
доступны участникам
с вечера 29 марта
(до 3 апреля на странице с результатами можно было подать апелляцию).
Участникам 9–10 кл. итоги проверки планируется показать
к вечеру 6 апреля,
далее до 10 апреля на странице с результатами можно будет подать апелляцию.
Участникам 8 кл. итоги проверки планируется показать в 10-х числах апреля.
Участникам, которые не принесли распечатанные бланки,
требуется пройти
пострегистрацию.
LXXXV МОСКОВСКАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДАдля 8–11 классовпрошла 2022 года(второй день для 11 кл. — 2 апреля)Организационная информация:
для 8-10 кл.,
для 11 кл.
В ММО-2022 приняли участие около 5 200 школьников.
Условия задач опубликованы 20 марта.
Там же доступны решения задач.
Закрытие
Московской математической олимпиады
и Математического праздника
(игротека Квантика, лекции А.Ефимова и С.Дориченко, награждение победителей и призеров)
прошло в МГУ.
- лекции председателя оргкомитета LXXXIV ММО Ю.Г.Прохорова
«Числа Маркова в арифметике и геометрии» - лекции председателя оргкомитета LXXXIII ММО А.М.Райгородского
«Классические проблемы комбинаторики и геометрии» - лекции председателя оргкомитета LXXXII ММО А.Г.Кузнецова
«Теорема Ферма, гипотеза Римана и алгебраическая геометрия»
Число участников ММО
Московская математическая олимпиада проходит ежегодно с 1935 года.
Многие годы она является одним из главных интеллектуальных соревнований для московских школьников.
В проведении олимпиады активнейшее участие традиционно принимает
Московское математическое общество и Механико-математический факультет МГУ,
оргкомитет олимпиады в разные годы возглавляли ведущие математики страны
(А. Н. Колмогоров, Б. Н. Делоне, В. И. Арнольд и другие;
об истории см. также материалы конференции 80 лет ММО).
Задачи для Московской математической олимпиады подбираются
таким образом, чтобы для их решения не требовалось специальных
знаний, выходящих за рамки школьного курса; в то же
время, эти задачи не ставят своей целью только проверку успеваемости
школьников, но дают возможность школьникам приобщиться к реальной
науке, порешать занимательные задачи, которые могут вызвать
заинтересованность в дальнейшем поиске, в более глубоком изучении математики.
Олимпиада традиционно проводится в МГУ на Воробьевых горах,
а в последние годы — и в ряде школ.
В ней ежегодно принимает участие более 2000 школьников.
Московская математическая олимпиада традиционно является
открытой, принять в ней участие может любой желающий школьник
(в последние годы в связи с возросшим числом участников
оргкомитет просит всех участников пройти предварительную регистрацию;
для 11 класса действуют особые правила).
Естественно, надо принести с собой ручку, карандаш, бумагу. Ничего больше не требуется
(могут быть полезны — хотя совершенно не обязательны — циркуль и линейка;
использование справочной литературы, электронных устройств не разрешается).
В варианте обычно шесть задач, на решение которых дается пять часов.
Перерыва не предусматривается, поэтому участникам
полезно захватить с собой небольшую емкость воды или сока,
бутерброд, яблоко и/или шоколадку.
Департамент образования и науки города МосквыГорОНО в 1935–75; ГУНО в 1975–88; Московский комитет образования в 1996–2002Независимый московский университетс 1993 годаМосковский центр непрерывного математического образованияс 1996 годаМатематический институт им. В.А.Стеклова РАНс 2010 годафакультет математики Высшей школы экономикис 2015 годаФизтех-школа прикладной математики и информатикис 2016 годаМосковский институт открытого образованияон же МИПКРО, 1998–2013Дом научно-технического творчества молодежи 2000–2006
- Оригинальная идея проекта
- От задумки – до результата
- Полезные эффекты от реализации проекта
- Видео
- Робототехника и не только
- Порядок участия в Олимпиаде Сириус
- Больше предметов – больше возможностей
- Если не можете зарегистрироваться на сайте
- Вход в личный кабинет
- Регистрация участника
- Этапы олимпиады
- Главное –воображение
- Потрогать науку руками
Оригинальная идея проекта
Великая Отечественная война занимает особое место в истории России, ведь грозное дыхание той войны коснулось без исключения всех жителей нашей необъятной Родины. И только благодаря героизму, доблести и мужеству советского народа, плечом к плечу вставшего на защиту Отечества, удалось выстоять и победить, одержать победу над фашизмом. Память о событиях Великой Отечественной войны, выдающихся ее участниках, героических поступках наших соотечественников, горечь понесенных утрат является одной из основных составляющих исторического сознания российского народа. Сохранить и защитить эту память – священный долг каждого из нас.
Как утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачев, именно «историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живёт народ». Сегодня сохранение исторической памяти о героическом подвиге нашего народа, формирование чувства уважения к прошлому страны стали важнейшими задачами патриотического воспитания.
Активизация интереса к изучению истории России и мотивация обучающихся к проявлению социальной активности через приобщение к базовым национальным ценностям российского общества и стали основной идеей метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений». Связь поколений становится зримой, когда родители вместе с детьми рассматривают фотографии родных, перечитывают письма военных лет, по крупицам собирают истории о мужестве и героизме своих предков. Именно непрерывная связь поколений является залогом мира, успеха и процветания нашей страны. А формат олимпиады способствует формированию метапредметных компетенций обучающихся.
От задумки – до результата
Метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений» впервые прошла в 2014 году и сразу собрала огромное количество участников. Организатором Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений» является Департамент образования и науки города Москвы при организационно-методическом сопровождении ГБОУ Городской методический центр ДОНМ и ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства».
Проект направлен на сохранение памяти об участниках, сражениях, событиях, эпизодах военных событий нашей страны. В 2019 году олимпиада прошла в обновленном формате. Она стала интереснее, открывает больший простор для исследовательской, творческой деятельности.
Принять участие в метапредметной олимпиаде могут обучающиеся образовательных организаций Москвы с 4 по 11 класс, включая обучающихся средних профессиональных организаций.
Олимпиадная работа представляет собой информационный проект, связанный с изучением и исследованием героических страниц истории России, истории своей семьи, боевых и трудовых подвигов людей, ставших частью истории нашей страны. В ходе работы над исследованием участникам предлагается найти ответы на следующие вопросы: «В чем, с вашей точки зрения, заключается смысл словосочетания «связь поколений?», «Почему так важно, чтобы эта связь не прерывалась, была постоянной?» и «Для кого это важно?».
Олимпиадная работа состоит из двух взаимосвязанных частей: содержательной (текстовой) и графической. Содержательная часть – исследование в определенной номинации, представленное в виде текста. Графическая часть – наглядные материалы, отражающие содержание и результаты работы, представленные в виде инфографики.
Объектом исследования может стать: музейный экспонат, фамильная реликвия, памятник героям Великой Отечественной войны, изучение жизненного пути либо конкретного эпизода из жизни ветеранов, изучение мест, которые стали символическим элементом наследия памяти о людях или событиях Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов.
Многообразие номинаций позволяет выбрать тему исследования по душе: «Памятник герою», «Реликвия моей семьи», «Хранители памяти: экспонат школьного музея», «Мой герой», «Места памяти», «Имя героя в названии моей школы». Участники олимпиады проводят большую исследовательскую работу: знакомятся с историей своего героя, ищут информацию о нём, сопоставляют имеющиеся факты с произошедшими историческими событиями, систематизируют воспоминания участников событий и семейные фотографии, изучают архивные материалы.
Методы и приёмы, используемые в работе над проектом, позволяют формировать компоненты исследовательской культуры, развивать культуру мышления, способность из потока полученной информации выделять главное. В ходе подготовки олимпиадной работы ребята учатся аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать используемые источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, презентовать и аргументировать личный взгляд на события, что является важной составляющей метапредметных компетенций.
Чтобы помочь участникам быстрее ориентироваться в новом формате олимпиады, был запущен сайт «Не прервётся связь поколений». В нем размещаются материалы в помощь участникам. Здесь есть рекомендации по созданию инфографики, информация о сервисах, которые помогут её разработать, какими ресурсами можно воспользоваться, чтобы найти информацию о родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. В новостной ленте публикуются новости о юбилейных событиях отечественной истории.
Сегодня метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений» – важное событие в системе московского образования, актуальность которого растет год от года. В 2020 году в олимпиаде приняли участие 17 811 школьников и студентов колледжей.
Полезные эффекты от реализации проекта
● приобщение обучающихся к истории страны через истории и судьбы конкретных людей;
● формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
● формирование у обучающихся чувства патриотизма, гордости за настоящее, прошлое и будущее своей страны;
● формирование уважительного отношения к памяти защитников Отечества и к старшему поколению;
● формирование у обучающихся умений осуществлять самостоятельную поисковую и информационно-познавательную деятельность, критически оценивать, структурировать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.
Видео
Что представляет собой Сириус олимпиада? Это Всероссийская олимпиада школьников, представляющая собой самое крупное соревнование, которое происходит между учащимися учебных заведений, позволяющих получить общее образование. Соревнование является интеллектуальным.
Проведение олимпиады происходит ежегодно и каждый год участие в ней принимают миллионы школьников по всей стране.
Различают четыре этапа проведения соревнований. Это школьный этап, муниципальный, региональный и заключительный. Организуется такое соревнование по 24 школьным предметам.
Кто может принять участие в конкурентной борьбе? Участвовать в первом школьном этапе может любой желающий ученик 4-11 классов. Победители, а также призёры заключительного этапа вправе поступить в высшее учебное заведение без необходимости сдавать вступительные испытания.
Кто выступает в качестве организационных координаторов олимпиады? В субъектах Российской Федерации в роли таковых выступают региональные центры, которые создаются по модели Образовательного центра «Сириус». Последний в свою очередь был создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе Президента России в 2014 году в Сочи.
Все регионы, которые принимают участие в олимпиаде, разбиты на 4 группы, в том числе по территориальному принципу. Для каждой из этих групп по каждому из предметов с целью обеспечения максимально качественного и объективного проведения соревнований разрабатывается свой комплект заданий.
В 2020-2021 учебном году школьный этап мероприятия впервые был организован в онлайн-формате.
Как именно распределены субъекты РФ по группам? В первой из них представлено 17 регионов. Это Архангельская область, Астраханская область, Волгоградская область, город Севастополь, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Краснодарский край, Мурманская область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Калмыкия, Республика Коми, Республика Северная Осетия — Алания, Ростовская область, Ставропольский край, Чеченская Республика.
Во второй группе представлено 23 региона. Это такие области, как Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калининградская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Нижегородская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тульская, Ярославская. В этой же группе представлены Республика Мордовия, Республика Татарстан, Республика Чувашия и город Санкт-Петербург.
Третья группа является наименьшей по числу регионов. Всего их представлено здесь 12. Это такие области, как Курганская, Оренбургская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тюменская, Ульяновская и Челябинская. Также здесь представлены такие субъекты Российской Федерации, как Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика.
Четвёртая группа объединяет 13 регионов. Это Еврейская автономная область, Иркутская область, Камчатский край, Кемеровская область-Кузбасс, Магаданская область, Новосибирская область, Приморский край, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Сахалинская область, Томская область, Хабаровский край.
Каковы правила проведения школьного этапа такого состязания, как Сириус олимпиада? Проведение соревнований происходит на технологической платформе «Сириус.Курсы» по шести общеобразовательным предметам, к числу которых относятся математика, физика, химия, биология, информатика и астрономия. Организуется олимпиада с применением дистанционных информационно-коммуникационных технологий.
Участники состязаний выполняют олимпиадные задания, представленные в тестирующей системе uts.sirius.online. Для того чтобы приступить к выполнению олимпиады, участнику требуется устройство, имеющее устойчивый доступ к сети Интернет. В качестве такого устройства может выступать школьный или личный компьютер, ноутбук, планшет, а также мобильный телефон.
Устройство для выполнения заданий
Доступ к заданиям по каждому предмету участники получают в течение одного дня. Такой день определяется в соответствии с графиком проведения школьного этапа олимпиады. Время, в которое можно принимать участие, ограничивается периодом с 8.00 до 20.00 по местному времени. График проведения школьного этапа можно посмотреть на официальном сайте олимпиады. Если работа не будет сдана до 20.00 по местному времени, сохранённые ответы окажутся направленными на проверку в автоматическом режиме.
Образовательным организациям предоставление доступа к индивидуальным кодам участников осуществляется не позднее, чем за пять календарных дней до той даты, когда проводится тур олимпиады в соответствии с инструкцией, представленной на официальном сайте состязаний.
Как осуществляется вход участника в тестирующую систему? Данная процедура происходит с применением индивидуального кода, который оказывается уникальным для каждого предмета. Такой код предоставляется каждому участнику его учреждением образования. Этот же код потребуется использовать для ознакомления с результатами олимпиады после того, как состязание завершится.
Вход в систему
При желании ученики, принимающие участие в школьном этапе, имеют право выполнять задания, которые предусмотрены для более старших классов. Для этого участнику потребуется получить код того класса, задания для которого он хочет выполнять.
Ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к порядку выполнения заданий школьного этапа по каждому из предметов и для каждого класса, можно на официальном сайте олимпиады. Здесь они размещаются не позже, чем за 14 календарных дней до той даты, когда будет осуществляться само проведение.
Что именно указано в требованиях Сириус олимпиады? Здесь можно ознакомиться со временем, которое отводится на выполнение всех предлагаемых заданий, комплектами заданий по классам, а также информацией о наличии либо отсутствии аудио- и видеофайлов, а также необходимых дополнительных материалах.
Выполнение всех заданий участниками состязаний осуществляется индивидуально и самостоятельно. Не допускается выполнять олимпиадные задания коллективно. Также нельзя прибегать к использованию посторонней помощи, в том числе и помощи родителей либо учителей. Также запрещается обращаться к сети Интернет, за исключением сайта тестирующей системы.
В течение двух календарных дней после того, как происходит завершение олимпиады, на её официальном сайте размещаются текстовые разборы и видеоразборы либо организуются трансляции разборов заданий в режиме онлайн.
Как происходит проверка заданий олимпиады? Данная процедура осуществляется в автоматическом режиме с помощью тестирующей системы. Оценивается выполнение заданий в соответствии с критериями оценивания, которые разработаны составителями данных заданий.
Ознакомиться с предварительными результатами участники Сириус олимпиады могут по имеющемуся у них коду. Такие результаты становятся доступными спустя семь календарных дней с той даты, когда была проведена олимпиада.
Если у участников олимпиады возникли вопросы, связанные с оценкой олимпиадной работы, а также подсчётом баллов, их можно направлять региональным координаторам на протяжении трёх календарных дней после того, как происходит размещение предварительных результатов олимпиады. Рассмотрение таких вопросов осуществляется в соответствии с порядком, который опубликован на официальном сайте олимпиады. В том случае, если ответ предполагает расширение множества верных ответов и необходимость перепроверки работы, выполняется пересчёт баллов всех, кто принимал участие в соревновании. При этом учитывается новое множество верных ответов.
Когда можно ознакомиться с окончательными результатами школьного этапа олимпиады? Подведение итогов по каждому общеобразовательному предмету осуществляется независимо для каждого класса. Это происходит спустя 14 календарных дней после дня проведения олимпиады. Окончательные результаты направляются в образовательные организации.
Как стать участником олимпиады? Для того чтобы принять участие в школьном этапе, регистрация не требуется. Участвовать в таком этапе может любой желающий ученик. Для того чтобы присоединиться к числу участников, школьнику необходимо обратиться к своему классному руководителю либо учителю по нужному предмету. Они в свою очередь ознакомят с регламентом проведения школьного этапа. Также учитель выдаст индивидуальный код, открывающий доступ в тестирующую систему, где проходит олимпиада.
Получить индивидуальный код можно непосредственно перед проведением соревнования. Если в школе закончатся коды участников, учреждение образования вправе направить запрос в службу поддержки Сириус олимпиада на предоставление дополнительных кодов. Если код окажется утерянным, необходимо обратиться к учителю, который его выдавал. У педагога остаются данные, необходимые для входа в систему.
Если школьник находится на домашнем или семейном обучении, для получения кода ему нужно обратиться в ту школу, где он зачислен для прохождения промежуточной или государственной итоговой аттестации. Также можно обратиться в школу по своему месту проживания.
Важным является и вопрос о том, оказывают ли результаты пригласительного этапа влияние на участие в школьном этапе. Ответ отрицательный. Целью проведения пригласительного школьного этапа выступает знакомство ученика с новой информацией, касающейся школьных предметов. Также это является тренировкой в решении нестандартных задач и открытие чего-либо нового. При этом в некоторых регионах России успешное участие в пригласительном школьном этапе может оказаться учтено при приглашении на муниципальный этап олимпиады. Чтобы уточнить необходимую информацию, следует обратиться к организатору состязаний в своей школе.
После проведения школьного этапа происходит определение победителей и призёров. Авторами заданий направляются рекомендации организаторам муниципального этапа олимпиады, касающиеся определения проходных баллов на следующий муниципальный этап. Такие рекомендации учитываются при утверждении границ прохода. Как только это происходит, в школах осуществляется формирование списков победителей и призёров школьного этапа.
По вопросам, касающимся выдачи дипломов победителей и призёров, грамот участников, следует обращаться к организаторам школьного этапа.
Получить всю необходимую информацию можно на официальном сайте Сириус олимпиада. Здесь представлена общая информация о состязании, в том числе распределение субъектов России на группы регионов. Также имеется возможность ознакомиться с правилами. Это требования к проведению школьного этапа, а также порядок апелляции.
Участникам на сайте предлагается памятка, задания и страницы прошлых лет, а также открытый урок. Среди прочего представлены и материалы, адресованные организаторам. Это инструкции для организаторов и учителей, вебинар, медиафайлы, а также помощник по выдаче кодов.
Робототехника и не только
В этом году Московская олимпиада школьников по 17 направлениям вошла в Перечень Министерства науки и высшего образования России, впервые в него включены состязания по финансовой грамотности, робототехнике и предпрофессиональная олимпиада (см. Кстати). Победители и призёры заключительных этапов по этим направлениям смогут получить льготы при поступлении в российские вузы.
Московская предпрофессиональная олимпиада проводится для учеников 8–11-х классов по трём направлениям – инженерно-конструкторское, технологическое и научно-технологическое. Отборочный этап пройдёт с 1 по 25 декабря. Организаторы – МГУ, МИСИС, МИРЭА, ВШЭ.
Но гораздо важнее льгот опыт и знания, приобретённые на олимпиадах, возможность заниматься любимым делом в кругу единомышленников. Участие в Московской олимпиаде помогло тысячам школьников увлечься предметом и для многих стало первым шагом к будущей успешной карьере.
«Мы стараемся награждать ребят интересными книгами, а в прошлом году для победителей и призёров организовали экскурсию в экологический парк, и они остались очень довольны», – заключил Сергей Огурцов.
Порядок участия в Олимпиаде Сириус
Для каждого предмета и каждого класса будут сформированы требования к проведению тура, которые включают продолжительность тура и рекомендации по использованию оборудования и справочных средств. Они будут опубликованы не позднее, чем за 3 дня до начала тура.
Каждый тур стартует в 15:00 по московскому времени в указанную в расписании дату и продолжается 2 суток (в информатике – 4 суток). Начать тур можно в любой момент в этот промежуток, с момента старта время прохождения будет ограничено продолжительностью тура.
Участники выполняют олимпиадные задания индивидуально и самостоятельно. Запрещается коллективное выполнение олимпиадных заданий, использование посторонней помощи (родители, учителя, сеть Интернет и т.д.). Участники олимпиады узнают свои результаты (баллы по задачам) не позднее, чем через 10 календарных дней после даты окончания олимпиадного тура.
Апелляции по вопросам содержания и структуры олимпиадных заданий, критериев и методики оценивания их выполнения не принимаются и не рассматриваются.
Итоговые результаты пригласительного школьного этапа олимпиады по каждому предмету (список победителей и призеров) подводятся независимо для каждого класса и публикуются на сайте Образовательного центра «Сириус».
Больше предметов – больше возможностей
Московская олимпиада проводится по 21 направлению. Большая часть предметов знакома учащимся по школе: например, информатика, история, астрономия, география, обществознание и др. Есть и межпредметные дисциплины – это история искусств, робототехника, финансовая грамотность, лингвистика и предпрофессиональная олимпиада.
Олимпиады по большинству предметов проводятся в два этапа. Первый, отборочный, чаще всего проходит дистанционно. Любой школьник может выполнить задания, не выходя из дома, – достаточно иметь компьютер с доступом в интернет и свободное время. Отборочный этап даёт возможность участникам попробовать свои силы и оценить, есть ли у них шансы на победу в финале. Школьники, которые успешно выступили на отборочном этапе, приглашаются в финал. Он проходит в очном формате.
Если не можете зарегистрироваться на сайте
Для участия в олимпиаде нужно:
- Ознакомиться с графиком туров и выбрать предмет;
- Выбрать раздел школьники, учителя, родители или все желающие;
- Заполнить заявку на участие;
- В день проведения перейти по ссылке из личного кабинета и ответить на вопросы;
- Узнать свои баллы и посмотреть видеоразборы заданий.
На каждый предмет необходима своя заявка!
Вход в личный кабинет
В случае потери пароля, можно его сбросить и получить новый введя свой контактный e-mail.
Регистрация участника
При регистрации в Личном кабинете и в заявке необходимо указывать данные школьника – участника олимпиады. В ней есть два поля для указания класса: в котором школьник учится и за который школьник будет участвовать в олимпиаде. Эксперты рекомендуют указывать тот же класс участия, что и класс обучения: задания пригласительного школьного этапа соответствуют текущей программе, т.е. концу текущего класса.
Пример. Если сейчас вы учитесь в 7 классе и осенью предполагаете участвовать во Всероссийской олимпиаде школьников за 8 класс (так как перейдете уже в него), в пригласительном туре следует указать именно ваш текущий класс, 7-й.
Можно выбрать и класс старше (но выбрать можно только один класс: так же, как и на самой Всероссийской олимпиаде). При этом стоит оценить свои возможности – попробовать порешать варианты прошлого года.
Далее в анкету нужно заполнить свои личные и контактные данные:
- Адрес электронной почты;
- Фамилия;
- Имя;
- Отчество;
- Дата рождения;
- Пароль;
- Согласие на обработку персональных данных.
Этапы олимпиады
Всего в олимпиаде Сириус 2022 запланировано шесть этапов участия. Делиться они будут по основным предметам. Даты проведения конкурсов следующие:
- Химия;
- Астрономия;
- Биология;
- Математика;
- Физика;
- Информатика;
В Республике Адыгея школьный этап ВсОШ по биологии состоится отдельно.
Главное –воображение
Задания олимпиады основаны на школьной программе. Но в отличие от школьных они более творческие и нестандартные. Чтобы их решить, не нужны специальные знания, а важны смекалка и воображение, нужно мыслить нешаблонно. Были случаи, когда участники придумывали решение, до которого сами составители недодумались, и оно оказывалось даже короче и красивее.
«Школьные задачи можно назвать упражнениями: ребятам рассказывают рецепт, как что-то делать, и нужно научиться по нему действовать. Скажем, рассказали способ решения квадратного уравнения: считаем дискриминант – и вот получились корни. А на олимпиадах попадаются задания, к которым дети не знают рецепта, и тогда это уже не упражнение, а задача для их мозга: нужно придумать что-то, чего до этого не было, скомбинировать то, что они уже знают, но довольно неожиданным способом, и ответить на нестандартный вопрос», – рассказал член методической комиссии Московской математической олимпиады Алексей Пономарёв.
Олимпиадные задания расширяют представление о предмете, показывают его с новой стороны. Их цель – увлечь школьника, мотивировать к углублённым занятиям.
Подготовка действительно уникальных заданий занимает не один месяц. Их составляют специалисты в предметных областях, ведущие учителя и преподаватели вузов. Например, ради математического праздника даже проводится специальный семинар, на который съезжаются математики из России и других стран, несколько дней обсуждают задачи, придумывают интересные формулировки, чтобы задачи получились яркие и оригинальные.
«Хорошие, яркие задачки появляются достаточно редко. Есть олимпиады, на которых такие задачи возникают впервые. Скажем, на Московской математической олимпиаде они все новые и оригинальные. Если во время работы методической комиссии кто-то понимает, что такая задачка или идея уже была, то такое задание забраковывается. Поэтому такие большие и красивые олимпиады, как Московская математическая, являются источником ярких, интересных задач», – добавил Алексей Пономарёв.
Потрогать науку руками
Задания бывают не только теоретические. В зависимости от выбранного предмета некоторым участникам нужно проявить и практические навыки. Так, финалисты Московской олимпиады по химии заранее готовят реферат для защиты и решают экспериментальную задачу.
«Дети приходят на соревнование с разным уровнем подготовки по эксперименту, поэтому мы проводим перед олимпиадой вводную лекцию. Школьникам рассказывают, что они будут делать, просят поднять руку тех, кто никогда не работал в лаборатории. Обычно таких находится 2–3 человека, к ним прикрепляют лаборанта, который уже в процессе тура рассказывает, что можно делать, а что нельзя. В основном лекция направлена на технику безопасности, но и кратко затрагивает теорию в тех моментах, когда что-то нужно добавить к базовым знаниям учеников.
В результате школьник изучает информацию на тему, близкую к тому, что он будет делать на практическом туре.
А задания олимпиады по истории искусств составлены так, чтобы, выполняя их, участники познакомились с историческим контекстом, различными направлениями в искусстве определённой эпохи. На отборочном этапе школьники могут пользоваться книгами, интернет-ресурсами, фильмами, аудиозаписями и материалами выставок. Каждый год олимпиада посвящена определённому историческому событию. В этом году ребятам предстоит познакомиться с искусством авангарда, его героями, идеями и проектами. Финал состоится в Новой Третьяковке на Крымском Валу на выставке «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры».
Заключительный этап не всегда проходит в аудитории или лаборатории. Так, практический тур по биологии для пятиклассников проводится в «Аптекарском огороде» МГУ.
«Мы считаем, что интерес у ребят складывается в раннем возрасте. В 5–6-х классах они ещё думают, кем стать в жизни, и это удобный момент, когда их можно заинтересовать предметом, показать, что можно не только в книге или на компьютере что-то посмотреть, но и потрогать руками. Растения в оранжерее, плоды, черепа животных, насекомые – они сами могут сложить представление о нашей науке в общих чертах», – сказал Сергей Огурцов.