Олимпиада по литературе для 7 класса

* * *

Топи да болота,

Синий плат _____.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных ______,

Тёмным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой ______

Пахнет от колёс.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой _________!..

Ответы

1 этап

№1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каких из них дуб – это символ «вечной» природы, противопоставленный «бренной» жизни человека? Аргументируйте свой ответ.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

А.с. пушкин

… Чтоб весь день, всю ночь мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

М.ю. лермонтов

№2. Верите ли вы, что 1) панночка была ведьмой;  2) поэт А.С. Пушкин обожал зиму;  3) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии;  4) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе;  6)  песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 7) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов;  8) Ася гуляла по Бежину лугу?

№3. Вспомните и запишите по памяти строки из произведений А.С. Пушкина, в которых встречаются такие слова:

  • очарованье, прощальная, увяданье, багрец; 
  • на дровнях, почуя, бразды, на облучке, жучку.

После того как запишите строки, назовите эти произведения.

№4. Вспомните и назовите подлинное имя героев:

Дефорж; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон, горный мастер, Карлик Нос, барышня-крестьянка, Человек-амфибия, человек на часах, Бирюк.

2 этап

№1. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение известного русского поэта ХIХ века А.А. Фета (1820 -1892).

Ещё весны душистой нега

К нам не успела снизойти,

Ещё овраги полны снега.

Еще зарёй гремит телега

На замороженном пути.

Едва лишь в полдень солнце греет,

Краснеет липа в высоте,

Сквозя, березник чуть желтеет

И соловей ещё не смеет

Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая

Уж есть в прилётных журавлях.

Их, их глазами провожая,

Стоит красавица степная

С румянцем сизым на щеках.

№2. Опишите своего любимого литературного героя, не называя его имени, но так, чтобы его можно было узнать, используя 3-4 предложения.

№3. Какие повести о своих ровесниках вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите 2-3 примера.

№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Синяя птица», «Людмила», «Снегурочка», «В дурном обществе», «Пёстрая лента», «Заколдованное место», «Жена-доказчица», «Соловей», «Ашик-Кериб», «Золотой жук».

№5. С этими местами связаны события многих произведений. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

Москва, монастырь, парадный подъезд, Оренбург, крепость, старинный замок, лачуга у моря, улица Морг, Итака, Миссисипи.

№6.  Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали о детстве, о других людях,  о  вечном и преходящем. Что  вы знаете об их творчестве?

№7. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите не менее 3  аргументов, опираясь на свой читательский опыт.

3 этап

№1. «Личная библиотека – это не просто набор книг, в неё должны попадать только нужные книги, которые отвечают потребностям ума и души хозяина библиотеки». Какие книги есть в вашей домашней библиотеке? Как характеризуют книги членов вашей семьи? Назовите 3-5 ваших любимых авторов и их книги.  Объясните свой выбор.

№2. Что в тексте Виктора Астафьева подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав  10-12  предложений.

Глухой зимою, во времена тихие, сонные нашу школу взбудоражило неслыханно важное событие. Из города на подводе приехал фотограф! И не просто так приехал, по делу – приехал фотографировать … нас, учащихся овсянской школы.

№3. Пётр Гринёв, Маша Миронова, Тарас Бульба, Саня Григорьев, Дон Кихот.  Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?  

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные  повести о ваших ровесниках. Когда и почему вы их  запомнили? Расскажите, что  вы знаете об их жизни и творчестве?

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Всероссийская олимпиада по литературе, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по литературе

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа утверждаются и публикуются Минпросвещения России. По литературе они обычно выпадают на середину января.
  7. Приходите на оба тура регионального этапа олимпиады. Список мест проведения публикуется на региональном сайте олимпиады.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Задания для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс) | олимпиадные задания по литературе (7 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)

  1.  Вспомните пословицы, в которых говорится об отношении  к чтению и книгам. (1 балл за каждую пословицу)
  2. Соотнесите названия художественных произведений и их авторов: (5 баллов)
  1. «Левша». 2) «Дубровский». 3) «Конь с  розовой  гривой».  4) «И.И.Пущину».5) «Тринадцатый подвиг Геракла».  6) «Кладовая солнца».   7) «Уроки французского». 8) «Тучи». 9) «Лошадиная фамилия». 10) «Железная дорога».  

 Авторы: Ф.Искандер.  В.П. Астафьев.  М.М. Пришвин.  Н.С.Лесков. А.С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов.  В.Г. Распутин. А. П. Чехов.  М.Ю. Лермонтов.     Н.А. Некрасов.     В.П. Астафьев.  Н. М. Рубцов.  В. М.  Шукшин. 

      3. Соотнесите название произведения и жанр:(5 баллов)

      1) «Парус». 2) «Левша». 3) «Уроки французского». 4) «Яблоки Гесперид». 5) «Конь с розовой гривой». 6) «Зимнее утро». 7) «Скотный двор царя Авгия». 8) «Садко». 9) «Осёл и Соловей». 10) «Толстый и тонкий»

Жанры:  Рассказ.  Повесть. Стихотворение. Сказ. Легенда. Миф. Басня. Предание. Поэма.

     4. По отрывку узнайте героя, произведение и его автора: (8 баллов)

          1) «Об этом, — говорит, спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».

           2) «И маленький человек остановил в себе большое сердце.  Он замер в точном расчёте движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».

          3) «А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дёрнула за самую плеть, где лежала змея…»

           4) «Девочка росла без подруг.  Два-три десятка детей её возраста, живших в Каперне,… вычеркнули навсегда её из   сферы своего покровительства и внимания».

       5. Определите стихотворные размеры: (3 балла)

1) Мороз и солнце! День чудесный!

2) Буря мглою небо кроет…

3) Тучки небесные, вечные странники!

6. В приведённом отрывке укажите средства художественной выразительности.

Составьте статью об одном из терминов для литературоведческого словаря.

(1 балл за каждое средство выразительности. 2 балла за статью)

 … На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она…

7. Творческое задание (5 баллов)

Напиши небольшой текст на тему «Книга, о которой хочется рассказать».

Ответы:

  1. «Левша» — Н.С.Лесков, «Дубровский» — А.С. Пушкин, «Конь с розовой гривой» — В.П. Астафьев, «И.И.Пущину» — А.С. Пушкин, «Тринадцатый подвиг Геракла» — Ф. Искандер, «Кладовая солнца» — М.М.Пришвин,   «Уроки французского» — В.Г. Распутин, «Тучи» — М.Ю.Лермонтов,   «Лошадиная фамилия» — А.П.Чехов,  «Железная дорога» — Н.А. Некрасов.
  2. «Парус» — стихотворение, «Левша» — сказ, «Уроки французского» — рассказ, «Яблоки Гесперид» — миф, «Конь с розовой гривой» — рассказ, «Зимнее утро» — стихотворение, «Скотный двор царя Авгия» — миф, «Садко» — былина, «Осёл» и «Соловей» — басня, «Толстый и тонкий» — рассказ.
  3. 1)Левша – Н. С. Лесков «Левша»; 2)Митраша – М.М. Пришвин «Кладовая солнца»; 3)Настя – М.М. Пришвин «Кладовая солнца»; 4)Ассоль – А.Грин «Алые паруса».
  4. 1) ямб; 2) хорей; 3) дактиль.

Сбрось мешок!

В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.

И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а всё равно. Дождь шёл, промокла я, продрогла, всё прокляла.

К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». – «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь – и не увидишь.

Вятка красная. Радуга во всё небо. А под радугой, как под дугой солнышко. Поглядела я – как будто умылась, дышать легче стало.

И вот, думаю, не обрати моё внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.

Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шёпотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.

Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени —  и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать. Давай просто так уйдём». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».

И вот чем закончу. У той дочки своя дочь. Гуляем мы втроём в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «смотри, Машенька, какие облака».

  • Понравился ли вам рассказ? Что помогло героине победить усталость?
  • От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни?
  • Что же объединяет три поколения этой семьи? Прокомментируйте название рассказа.

№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Слухают ракиты посвист ветряной…»? С каким чувством рассказывает поэт о родине? Какие ещё стихотворения о  родине вы знаете? Назовите.

Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 классы | олимпиадные задания по литературе (7 класс): | образовательная социальная сеть

Школьный этап олимпиады по русскому языку

  1. класс.
  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

  1. Выпишите слова, ударение в котором возможно только на одном слоге:  

замок, статуя, орган, позвонит. 

  1. Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Редеющих, показалась, птица, мелкий, обломившийся, сучок, лёгкий, прыжок, заметный, бережёт, густой, отразилась, чистый, тихо, плещется, высоко, неподвижный, облака.

4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразовании

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно — розовый, молокозавод, юго – запад, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – западный, красноватый.

5. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

  1. пришел не вовремя;
  2. очень болтлив;
  3. очень робок;
  4. держится неестественно прямо;
  5. часто меняет свои решения;
  6. бесследно исчез;
  7. всегда выполняет свои решения;
  8. сам не пользуется и другим не даёт.

6. Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова

были разными частями речи. 

7. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

ploviti – плавать,

život – жизнь,

pisati – писать,

laž – ложь,

znanost – наука.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные

словa: zrakoplov, životopis, lažiznanost?

8. В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграмма) зашифрован лингвистический термин,

например: врастапки (приставка).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:

эфиоп Яро.

    9 .Какие значения имеет слово замечательный в отрывках из повести А.С. Пушкина «Дубровский»?

    1. Прошло несколько времени без всякого замечательного случая.

    2. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим.

    3. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.

10. Проанализируйте данные примеры и найдите слова, ограниченно  употребляющиеся в современном языке, в то время как широко употребляются производные от них.

1. «Мял глину перст, и разум мерил землю… » (М.А. Волошин).

2. «Велий Господь наш, и велия крепость его, и разум его несть числа»

(Архиепископ Феофан Прокопович, 1717).

3. «Хощу главу свою приложити, а либо испити шеломом Дону» («Слово

о полку Игореве»).

Приведите примеры однокоренных слов к словам, которые Вы

отметили.

замок, статуя, орган, позвонит.

замок, статуя, орган, позвонит.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

<…>

Готово, уложен багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

Образец записи: РТР – Российская телерадиокомпания.

ГРЭС, ЭВМ, ЦДРИ, КВН, МИД, ООН, НЛО.

Школьный этап олимпиады по русскому языку

  1. класс.

Время выполнения работы  — 2 часа.

ОТВЕТЫ

  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

Ответ:

Буква С в зависимости от позиции может обозначать разные звуки. Сгустить — [з], сгорбиться-[ з],[ца], расчёт – [ щ], сжалиться —  [ж], [ца], рассыпаться – [с], [ца].

Оценка:  за каждый правильный ответ – 1балл.

Всего:     6  баллов

  1. Выпишите слова, ударение в котором возможно только на одном слоге:  

замок, статуя, орган, позвонит. 

Ответ:  Статуя, позвонит. 2 балла..

  1. Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Редеющих, показалась, птица, мелкий, обломившийся, сучок, лёгкий, прыжок, заметный, бережёт, густой, отразилась, чистый, тихо, плещется, высоко, неподвижный, облака.

Ответ:

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем.

Редеющих — реже, показалась — кажется, птица-птичка, мелкий — мельче, обломившийся — обламывать, сучок — сук, лёгкий — легче, прыжок — прыгать, заметный — замечать, бережёт — берегу, густой — гуще, отразилась — отражение, чистый — чище, тихо — тише, плещется — плеск, высоко -выше, неподвижный -двигаться, облака — облачный.

Оценка:  за каждый правильный ответ – 1балл.

Всего: 18 баллов 

4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразовании

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно — розовый, молокозавод, юго – запад, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – западный, красноватый.

Ответ:

1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.

2) Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.

Оценка: по 2 балла за выделенную группу (макс. 6 б.) и по 1 баллу за каждое слово в группе (макс. — 20 б.)

За задание: 26 баллов

5. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

  1. пришел не вовремя;
  2. очень болтлив;
  3. очень робок;
  4. держится неестественно прямо;
  5. часто меняет свои решения;
  6. бесследно исчез;
  7. всегда выполняет свои решения;
  8. сам не пользуется и другим не даёт.

Ответ:

1) пришел не вовремя — нелёгкая принесла;

2) очень болтлив — язык без костей;

3) очень робок — тише воды;

4) держится неестественно прямо — как аршин проглотил;

         5) часто меняет свои решения — семь пятниц на неделе;

6) бесследно исчез — провалился сквозь землю (канул в лету);

7) всегда выполняет свои решения — человек дела;

8) сам не пользуется и другим не даёт — ни себе, ни людям.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм

За задание: 8 баллов

6. Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова

были разными частями речи. 

  1. Дама сдавала в багаж
  2. Диван, чемодан, саквояж,
  3. Картину, корзину, картонку
  4. И маленькую собачонку.
  5. <…>
  6. Готово, уложен багаж
  7. Диван, чемодан, саквояж,
  8. Картина, корзина, картонка
  9. И маленькая собачонка.

 Ответ: Дуло (существительное) пистолета было заткнуто за пояс.(1 балл) – Из окна дуло.(1 балл)

6 баллов

7. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

ploviti – плавать,

život – жизнь,

pisati – писать,

laž – ложь,

znanost – наука.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные

словa: zrakoplov, životopis, lažiznanost?

Ответ:  1) самолет (возможно: аэростат, дирижабль), 2) биография (жизнеописание), 3) лженаука (псевдонаука).

Оценка: За каждое слово – 2 балла.

За задание: 6 баллов

8. В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграмма) зашифрован лингвистический термин,

например: врастапки (приставка).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:

эфиоп Яро.

Ответ: эфиоп Яро — орфоэпия.

Оценка: За правильный ответ – 2 балла.

    9 .Какие значения имеет слово замечательный в отрывках из повести А.С. Пушкина «Дубровский»?

    1. Прошло несколько времени без всякого замечательного случая.

    2. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим.

    3. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.

Ответ:

В современном русском языке слово замечательный имеет значение «исключительный по своим достоинствам, выдающийся». Во времена А.С. Пушкина это слово имело иное значение. В сочетании со словом грабительства прилагательное замечательный реализует значение, свойственное современному  слову – заметный – выделяющийся среди других. Сочетание  замечательная наружность следует понимать как «внешность заметная, запоминающаяся, приметная»

Оценка: за каждый правильный ответ -1балл

Всего:3 балла

10. Проанализируйте данные примеры и найдите слова, ограниченно  употребляющиеся в современном языке, в то время как широко употребляются производные от них.

1. «Мял глину перст, и разум мерил землю… » (М.А. Волошин).

2. «Велий Господь наш, и велия крепость его, и разум его несть числа»

(Архиепископ Феофан Прокопович, 1717).

3. «Хощу главу свою приложити, а либо испити шеломом Дону» («Слово

о полку Игореве»).

Приведите примеры однокоренных слов к словам, которые Вы

отметили.

Оценка: За каждое найденное слово — 1 балл, за современное звучание слова — 1 балл, за каждое подобранное однокоренное слово – 0,5 балла

1.Перст (1 балл)/ палец/ (1 балл, если слово приведено как перевод (аналог) древнерусского; если слово палец дано как однокоренное к слову перст, то это ошибка) – перстень, перчатка, наперсток, наперсточный (по о,5 балла).

2.Велий (1 балл)/ великий/ (1 балл) – великан, величество, величие, величавый (по 0,5 балла).

3.Шелом (1 балл) / шлем / (1 балл) – ошеломить, ошеломляющий (по 0,5 балла).

Примечание

Если выписано слово глава, подобраны примеры, а количество баллов не максимальное (11), то можно добавить 1 балл.

Максимальное количество баллов: 11 баллов.

ИТОГО – 88 баллов

Источники:

1.  Олимпиадные  задания  по  русскому  языку.  5  –  8  классы  /  авт.-сост.

Н.Ф.Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2007.

2.  Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский  язык.  5  – 11  классы.  –

М.: Айрис-пресс, 2004.

3.  Машевская  Л.В.  Творческие  задачи  по  русскому  языку (Из  опыта  работы  со

словом). – СПб.: КАРО, 2003.

4.  Львова С.И. Русский язык. 6 класс.: пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.

5.  Львова С.И. Русский язык. 7 класс.: пособие для учащихся

Оцените статью
Олимпиада