В 2021/2022 учебном году образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет» проводит XIV Общероссийскую олимпиаду школьников «Основы православной культуры». В олимпиаде могут принять участие обучающиеся 4–11 классов. Для участия в олимпиаде необходимо пройти регистрацию на сайте http://www.pravolimp.ru/ Регистрация на сайте откроется 1 октября.
Основными темами Олимпиады 2021/2022 учебного года являются:
- Русская школа XVIII – начало XX вв. (от Петра I до 1917 г.);
- 210-летие Императорского Царскосельского лицея;
- Петровская эпоха;
- 15-летие восстановления единства Русской Православной Церкви.
Олимпиада пройдет в четыре тура:
- Школьный тур будет проходить с 15 октября 2021 года по 31 ноября 2021 г;
- Муниципальный тур – 01.12.2021 – 30.01.2022;
- Заочный отборочный (индивидуальный) тур будет проходить с 15 ноября 2021 г. по 25 января 2022 г. для 8–11 классов, приглашаются ВСЕ желающие независимо от участия в предыдущих турах;
- Заключительный тур – (форма и сроки будут известны в феврале 2022 г.) для обучающихся 10–11 классов.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Обновлено: 23.09.2021, 15:26
В 2021/2022 учебном году заключительный тур Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (далее заключительный тур) для 8-11 классов пройдет в Москве в Свято-Тихоновском университете 27 февраля 2022 г.
На заключительный тур в этом году приглашаются:
• победители и призеры Заочного отборочного тура XIV олимпиады ОПК (текущего года)• победители и призеры Заключительного тура XIII олимпиады ОПК (прошлого года).
Для того чтобы принять участие в Заключительном туре необходимо:
• подать заявку на сайте (до 24.02.2022),• выполнить домашнее задание,• прикрепить его в заявку (до 26.02.2022),• загрузить необходимые документы (до 26.02.2022),• приехать в Москву.
Внимание! Заявки принимаются до 24 часов 00 мин. 24.02.2022!
Проезд, питание и проживание оплачивается самостоятельно.Время, программа и другие подробности проведения тура будут опубликованы на сайте http://www.pravolimp.ru/
В 2021/2022 учебном году муниципальный тур Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» (далее муниципальный тур) для 4-7 классов, проводится в срок с 19-26 декабря 2021 г. и 24-30 января 2022 г. Образовательные организации (далее ОО) могут выбрать наиболее удобное время.
Муниципальный тур проводится в каждой ОО, в которой есть участники муниципального тура. Участники муниципального тура выполняют олимпиадные задания в ОО по месту обучения. ОО проводит муниципальный тур самостоятельно и является организатором муниципального тура.
Регистрация организаторов муниципального тура откроется 1 декабря на декабрьский тур и 9 января на январский тур на сайте http://www.pravolimp.ru/
На муниципальный тур в этом году приглашаются:
- Победители, призеры и обладатели грамот школьного тура текущего 2021/2022 учебного года;
- Победители и призеры школьного тура прошлого 2020/2021 учебного года.
(4852) 28-98-26, 28-98-34
- Региональный этап Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»
- 2019 – 2020 учебный год
Рекомендуемая литература для подготовки к олимпиаде по ОПК 2018-2019 уч. г.
Олимпиада “Основы православной культуры” в 2018/2019 учебном году будет проходить по следующим темам:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
- В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479).
- В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год).
- В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
- 1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
- 800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
- 1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.
«Молодежь: свобода и ответственность».
О региональном этапе IX Общероссийской Олимпиаде школьников по Основам православной культуры “Русь святая, храни веру православную!”
В рамках духовно-нравственного воспитания, расширения образовательного кругозора обучающихся, выявления и развития их интересов и способностей в области истории и культуры Православия проводится IXОбщероссийская Олимпиада школьников по Основам православной культуры “Русь святая, храни веру православную!”. Олимпиада проходит в три этапа:
I этап – школьный;
II этап – муниципальный;
III этап – региональный.
В сентябре 2016 года для учащихся 4-11-х классов в общеобразовательных учреждениях Пуровского района проводился школьный этап IXОбщероссийской Олимпиады школьников по основам Православной культуры. Ведущая тема учебного года: “Русь уходящая”: русская культура перед лицом гонений”. В данном туре приняли участие 389 учащихся 4-11-х классов из 11 общеобразовательных учреждений района.
В муниципальном этапе из 389 учащихся приняли участие 135 учащихся 4-11 классов из 6 общеобразовательных учреждений.
56 учащихся стали дипломантами I, II, III степеней из них:
I степени – 16 учащихся;
II степени – 9 учащихся;
III степени – 31 учащийся.
11 февраля 2017 года проводился региональный этап IX Общероссийской Олимпиады школьников по Основам православной культуры “Русь святая, храни веру православную!” Вданном этапе Олимпиады приняли участие 27 учащихся (победители и призеры муниципального этапа) 4-11 классов из 5 общеобразовательных учреждений Пуровского района.
ОЛИМПИАДА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Основная тема каждого учебного года связана с юбилейными датами того календарного года, которым учебный год кончается. Основная тема совпадает (полностью или частично) с темой ближайших Рождественских чтений и утверждается после официального оглашения темы чтений.
Кроме основной темы, задания каждого года связаны с темой локальной, имеющей географический признак. Географически ограниченная тема позволяет ближе познакомиться с историей, лицами, художественными и литературными памятниками избранного региона.
Темы для 2016/2017 года окончательно утверждены 6 мая 2016 г.
Темы для осени 2017 года и далее указаны приблизительно; впоследствии возможно внесение методистами Олимпиады корректив и дополнений.
2016/2017 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русь уходящая»: русская культура перед лицом гонений
В 2017 году отмечается 100-летие Поместного Собора Русской Церкви, восстановившего Патриаршество. Собор проходил в 1917/1918 годах, что дает особое основание для посвящения учебного года 2017/2018, прежде всего, памяти этого исторического собора, его участников и современников. Часть участников Собора прославлена в лике новомучеников и исповедников. Это люди, воспитанные в Синодальный период; их жизнь, культурные и интеллектуальные ценности и мировоззрение заслуживают изучения.
Юбилеи, связанные с темой:
• Крушение Российской Империи (февральский и октябрьский перевороты) – 2017
• Восстановление Патриаршества в Русской Церкви – 2017
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Русское Присутствие на Святой Земле»
Тема приурочена к юбилеям 2017 года:
• 200-летие со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина; 1817–1894) – самого известного начальника духовной миссии в Иерусалиме, выдающегося пастыря, ученого-византиниста, начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, при котором ее деятельность достигла наибольшего расцвета в дореволюционный период.
• 170-летие основания Русской миссии в Иерусалиме (1847 г.)
2017/2018 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Подвиг последних Романовых»
Тема, прежде всего, связана с главным – трагическим – юбилеем 2018 года: убийством Царской семьи и великих князей, ставших символом православной России, с которой жестоко расправлялась новая власть. Эта страница жизни последних Романовых и связанных с ними людей характеризуется словами «страстотерпчество» и «мученичество». Но, кроме внимания к последнему совершенному ими христианскомуподвигу, тема подразумевает изучение «подвига повседневности» – внимание к тем годам жизни Царской семьи, которые предшествовали гонениям, изучение того духовного багажа и опыта социального служения, с которыми представители царского дома подошли к эпохе гонений.
Юбилей:
• в 2018 году 150-летие со дня рождения св. имп. Николая II
• 2018 год – столетие гибели Царской семьи, кн. Елизаветы Федоровны и других великих князей
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Царский Крым»(Крым при Романовых)
Крым был любимым местом пребывания последней Царской семьи. Именно там они хотели провести остаток дней после свержения монархии. Богатая и, как водится, непростая история полуострова была украшена этой глубокой привязанностью царского дома. Тема позволяет нам совершить заочное путешествие в Царский Крым и постараться понять, что именно вызвало царские симпатии и что сам Крым получил в наследие от любивших его царей.
2018/2019 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Умозрение в камне»: каменное церковное зодчество Древней Руси
Тема обращает внимание на историю появления храмов и монастырей в период каменного строительства, их архитектуру, инициаторов и архитекторов, систему росписи, а также воспоминания о храмах, отражение образов и судьбы этих храмов в живописи и литературе.
Юбилеи:
• В 2019 году – 540 лет со дня завершения строительства Успенского собора Московского Кремля (1479)
• В 2019 году – 1030 лет с начала строительства первого известного каменного храма древней Руси – Десятинной Церкви (989 год)
• В 2018 году – 1030 лет Крещения Руси.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Славянский мир в эпоху свв. Кирилла и Мефодия»
даты 2019 года:
• 1250 лет со дня кончины равноапостольного Кирилла, одного из братьев (869 г.)
• 800-летие получения Сербской Православной Церковью автокефалии (1219 год)
• 1100 лет провозглашения автокефалии Болгарской Церкви (919 год)
Тема позволяет вникнуть в миссию святых братьев, лучше понять их подвиг, рассмотреть плоды миссии в славянских странах – прежде всего, в Болгарии и Сербии, в которой их труды способствовали окончательному утверждению христианства. Тема позволяет увидеть культурные связи России с другими славянскими странами и значение миссии для распространения и утверждения христианской веры на русской земле.
2019/2020 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Эпоха святого Александра Невского»
Юбилей:
• в 2020 году – 800-летие со дня рождения св. князя Александра Невского
Примерное содержание темы: воинский подвиг (самого князя и вообще), защита веры, святые и несвятые современники князя из князей, мирян и духовенства; княжеская семья; почитание и храмы, связанные с его именем.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА (два варианта):
I. «Соловки: прошлое и настоящее»
Юбилей:
• в 2020 году – 300-летие преставления прп. Иова Анзерского.
Тема связана с новомучениками и вообще сонмом пострадавших за Христа на архипелаге: прп. Иову было от Божией Матери откровение, что Соловки станут Русской Голгофой. Но история монастыря интересна и до страшного ХХ века.
II. «Православие в Америке»
Американская православная Церковь – это дочерняя Церковь для Русской. Тема года включает в себя такие аспекты: история американской миссии, появление и распространение Православия в Америке, подвиг русских миссионеров и святителей, русские монастыри в Америке и т.д.
Юбилейные даты:
• в 2020 году – 50-летие автокефалии Американской Православной Церкви (1970).
• В 2019 году – 225 лет со дня появления первых русских миссионеров на Аляске (1794 год), прп. Герман Аляскинский.
2020/2021 учебный год
ОСНОВНАЯ ТЕМА:
«Русская школа в новое время(от Петра Великого до 1917)»
Юбилей:
• в 2021 году исполнится 300 лет учреждения Славянской школы при Петре I при Александро-Невском монастыре.
Тема позволяет познакомиться с типами школ и путями получения образования в XVIII–XIX века, продолжительностью, ступенями и качеством образования, уровнем знаний выпускников, системой подготовки учителей. С темой связан общий вопрос об отношениихристиан к получению образования.
ЛОКАЛЬНАЯ ТЕМА:
«Православие в Японии»
Юбилей:
• в 2021 году исполняется 160 лет со времени прибытия в Японию в 1869 г. русского миссионера архимандрита Николая (Касаткина).
• И вторая дата 2021 года: 120 лет со дня выхода полного перевода Нового Завета на японский язык, подготовленного свт. Николаем (1901 г.).
Олимпиада «Основы православной культуры «Русь Святая, храни веру Православную!» школьный тур задания и ответы 2019-2020 учебный год.
1)Какой лик святости НЕ встречается среди русских князей?
2)Кто был современником святого князя Александра Невского?
4) В каком городе до 1724 г. покоились мощи святого князя Александра Невского?
6)В 1794 г. на Аляску была отправлена группа миссионеров для проповеди православной веры. Монахами какого православного монастыря была большая часть этих миссионеров?
7)В каком регионе Северной Америки местное население впервые стало принимать православие?
8)Какую роль помимо духовного центра в XVI-XVII вв. выполнял СпасоПреображенский Соловецкий монастырь?
9) В XII в. на Руси начали отмечать праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С какой просьбой традиционно обращались в молитве перед образом Покрова Богородицы?
10)В Древней Руси был распространён тип храма, архитектура которого представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. Как называется этот тип храма?
11)Как называлась в средневековой Руси особая клятва, даваемая при заключении мирного договора между князьями?
12)Кто в 1240-е гг. безрезультатно предлагал князю Александру Невскому политический союз на условиях принятия католической веры?
13)Кто из перечисленных людей участвовал в сражении с ордынцами в 1238 г. на р. Сити?
14)Какой монастырь в период Смутного времени начала XVII в. успешно выдержал более года осаду неприятельскими войсками?
15)Со стороны военно-морского флота какой страны в 1854 г. подвергся нападению Спасо Преображенский Соловецкий монастырь?
17)Как называется река, в районе впадения которой в Неву произошла в 1240 г. Невская битва?
18) Укажи имя писателя XIII в., авторству которого принадлежит ряд поучений, в том числе с оценкой ордынского нашествия, как наказания за грехи:
19) Кто из перечисленных митрополитов был до избрания на митрополичью кафедру игуменом Спасо Преображенского Соловецкого монастыря?
20)Святой благоверный князь ДовмонтТимофей был защитником православной веры. В каком городе он княжил?
21)Какой официальный титул носили митрополиты, управлявшие Церковью в русских землях в XIII в.?
22)С чем связан рост количества строящихся храмов и часовен, посвященных Александру Невскому, сразу после 1888 года?
23)При каком российском правителе впервые стал вручаться Императорский орден святого благоверного князя Александра Невского?
Посмотреть задания и ответы школьного этапа 2019-2020 другие предметы:
ВСЕРОССИЙСКАЯ олимпиада школьный этап 2019-2020 задания и ответы
ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ
11 марта 2019 г. 16:01
17 марта 2019 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоится церемония награждения победителей ХI Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры». В 2018-2019 учебном году в ней приняли участие более 300 тысяч учащихся 4-11 классов из 11 046 школ, 82 регионов России, Белоруссии, Литвы, а также посольских школ Бангладеша, Египта, Индии, Италии, Кувейта, Союза Мьянмы и США.
По словам администратора олимпиады Виктории Туфриной, олимпиада ПСТГУ носит ежегодно отработанный формат, что придает ей узнаваемость, значимость и постоянство. «Олимпиаду проводят по всей стране в три этапа: школьный (отборочный), муниципальный (отборочный), региональный (заключительный). Среди лидеров по количеству участников выступают традиционно Белгородская область, Воронежская область, Краснодарский край и Нижегородская область. Постепенно к ним присоединились Калининградская, Ростовская и Калужская области, а также Сахалин и Москва», — рассказала Виктория Туфрина.
Победителей этого года объявят в Соборной палате Свято-Тихоновского университета. Здесь впервые пройдет совместное награждение победителей и призеров ХI Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» и XIV многопрофильной олимпиады ПСТГУ «Аксиос». В рамках церемонии для школьников и партнеров проекта пройдут мини-лекции, экскурсии по музею Московского епархиального дома, концерты хорового ансамбля ПСТГУ и хора «Преодоление».
«Мало кто знает, что олимпиадное движение в Свято-Тихоновском университете зародилось еще в 2006 году. Тогда была проведена первая олимпиада ПСТГУ в два этапа: для столичных школьников и для учащихся Московской области, в ней приняли участие почти 200 ребят из школ и гимназий Сергиева-Посада, Одинцово, Монино, Подольска, Зеленограда, Дубны и других областей, — отметила Виктория Туфрина. — В 2007-2008 году были проведены вторая и третья олимпиады, а уже с 2008 года в ПСТГУ стала проводиться Общероссийская олимпиада школьников “Основы православной культуры”».
За 11 лет олимпиада стала значимым образовательным проектом Русской Православной Церкви, охватив более трех миллионов учащихся российских и зарубежных школ с 4 по 11 классы. С проектом сотрудничает каждая пятая российская школа, более 700 управлений образования России, 60 региональных организаторов от имени департаментов и министерств образования, и 12 000 педагогов-добровольцев, которые проводят на местах отборочные туры. Кроме того, на базе олимпиады созданы методические разработки, включающие более четырех тысяч тестовых заданий, издано 17 учебно-методических пособий, проведено порядка 100 проектных работ и 200 очных мероприятий.
Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» входит в список предметных олимпиад школьников по профилю «Теология» и «История» и имеет второй уровень по оценке РСОШ (Российский совет олимпиад школьников). Это дает возможность победителям и призерам олимпиады получить льготы при поступлении в вузы.
Олимпиада проходит при поддержке Фонда президентских грантов РФ, Министерства просвещения РФ, Российского союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
Пресс-служба оргкомитета Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры»/Патриархия.ru
Материалы по теме
По благословению Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства просвещения РФ, Российского
Союза ректоров,
Синодального отдела религиозного образования и
катехизации РПЦ
Православный Свято-Тихоновский
Гуманитарный Университет
Общероссийская олимпиада «Основы православной
культуры.
«Русь Святая, храни веру Православную!»
2021–2022 учебный год Муниципальный тур IV-
Класс:
__________ ШКОЛА: _________________________________________________________
Время на выполнение работы 70 – 90 минут
В заданиях 1.1 – 1.6 вставьте номера правильных
ответов в таблицу.
«Санкт»
по-латыни значит «святой», а «бург» – по-немецки «крепость». В честь кого
назван город Санкт-Петербург ?
Цесаревича
Петра, сына Петра
Этот святитель был
первым епископом Воронежским. Петр почитал его как святого старца и был благодарен за поддержку,
которую святитель оказал царю во время строительства флота в Воронеже.
Царь оплакивал его со словами: «Нет у меня больше такого старца!» и лично нёс
его гроб.
1.
Митрофан 3. Тихон
В древности полководцы, возвращаясь
с поля битвы, чтобы скорее сообщить о победе, высылали вперед гонцов. Эти гонцы, всюду, радостно кричали: «Евангелион!», что
означает «благая, радостная весть». Так и ученики Христа, возвещая победу
Спасителя над смертью, назвали свои повествования о Христе:
2. Библия 4.
Евангелие
Часть
храма – преграда отделяющая алтарь.
1. Солея 3.
Амвон
2. Иконостас 4.
Паперть
Святая жила в Петербурге в веке.
Ее муж неожиданно умер, не успев покаяться и причаститься перед смертью. Чтобы
умолить Господа о его прощении, святая отказалась от всего земного и стала
странницей. Себя она называла именем своего мужа – Андрей Федорович. Ее имя:
Этого святого называли всероссийским Батюшкой. Со всей России ему
присылали телеграммы с просьбами помолиться о прекращении бедствий: засухи, наводнения,
болезни скота; и с просьбами о молитве о тяжко больных и умирающих. И его
молитва всегда была услышана Господом. К нему отовсюду ехали сотни людей за
советом, молитвой и наставлениями. Многие из его духовных чад в годы гонений
мужественно стояли за веру даже до смерти и стали в ряд Новомучеников и
исповедников Российских.
1. праведный
Иоанн Кронштадтский
Этот
Ростовский святитель родился в декабре 1651 года – ровно 370 лет назад. Он был
одним из самых образованных и талантливых людей своего времени, богослов,
духовный писатель и проповедник. В 1705 году он закончил свой многотомный труд
– Четьи-Минеи, которому посвятил 25 лет жизни. В нем собраны жития святых,
расположенных по дням их памяти в течение всего года. Часто на иконах его
изображают с этими книгами.
Свое
имя (без последней буквы) святитель спрятал в написанном им духовном стихе
(канте)
зволь во мне обитати,
благ мне являйся,
ною грешным,
недостойным не возгнушайся.
счезе в болезни
живот безТебе, Бога,
ы мне крепость и
здравие, Ты слава многа.
адуюся аз о Тебе и
веселюся,
Тобою вовся веки,
Боже, хвалюся.
Напишите имя святителя:
_________________________ Ростовский
Подумайте, есть ли в этом сборнике
жития святых:
1.
святитель Николай Мирликийский, _____________________________________________________________
2.
преподобный Сергий Радонежский, ____________________________________________________________
3.
преподобный Серафим Саровский, _____________________________________________________________
4.
святитель Митрофаний Воронежский, __________________________________________________________
5.
праведный Иоанн Кронштадтский, _____________________________________________________________
6.
благоверный князь Александр Невский, ________________________________________________________
7.
патриарх Тихон, _____________________________________________________________________________
8.
блаженная Ксения Петербургская.______________________________________________________________
Против каждого поставьте «да» или «нет».
Если «нет», то напишите почему.
Прочитайте отрывок
из стихотворенья:
Звезда сама ведет их караван.
Как много лет назад, они и ныне
Несут в дар злато, смирну и ливан.
И так всегда, пока вершится битва
Между добром и злом, все вновь и вновь.
То злато – труд, ливан – наша молитва,
А смирна – наша к Господу любовь.
О
ком в нем говорится? __________________________________________
Кому
они несут дары? _____________________________________________
Кто они были? ___________________________________________________
Как называются
праздничные дни между Рождеством и Крещением?
Когда
в храмах начинают петь «Христос раждается, славите: Христос с
небес, срящите: Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием
воспойте, людие, яко прославися»?
А.
На Праздник Рождества Христова
Б.
Накануне Рождества в рождественский сочельник
В.
На Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы
Г.
В Предпраздненство Рождества Христова (2 января)
Что
означает слово «срящите»?_________________________________________________________
Вспомните
икону Рождества Христова. Кого обычно изображают на ней? Продолжите список:
Младенец
Христос, Богородица Мария,____________________________________________________________
Какие животные
бывают изображены на этой иконе?
_______________________________________________
1.
Название буквы «Б» в русской азбуке.
2.
Название буквы «А» в русской азбуке..
3.
Название буквы «Д» в русской азбуке. Это слово противоположно слову
«зло».
4.
В переводе с греческого означает «посланник». Ученик Христа, посланный
на проповедь. Так же называется книга, в которой собраны послания учеников
Христа. Эта была первая книга, напечатанная на Руси первопечатником дьяком
Иваном Федоровым в 1564г.
5.
Изображение Спасителя, Богородицы, святого или праздника.
6.
Среднее (иногда высшее) учебное заведение – название происходит от школы
Сократа и Аристотеля возле храма Аполлона Ликейского в древних Афинах. В первом
в России (6) учился Александр Сергеевич Пушкин.
7.
Возглас дьякона во время службы, призывающий к вниманию.
8.
Младшее или среднее учебное заведение. Название происходит от греческого
слова «отдых». (Древние греки в
свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким
образом пополнять объем знаний.) Наиболее часто встречается в наше время.
9.
Описание жизни святого.
4. Название первого русского учебника математики. Автор Леонтий
Филиппович Магницкий.
6. Великий русский ученый века,
основатель Московского Университета.
10. Название буквы «П» в русской азбуке. Это слово – противоположно
словам «тревога», «волнение».
11. Обращение к Богу, Божией Матери, святым.
Как учились
известные поэты? Впишите их фамилии.
Сперва будущий поэт воспитывался дома.
В дом приглашали гувернеров из Европы, которые сменялись
один за другим. Среди них был француз граф Монфор, он много общался с детьми
на родном языке: рассказывал детям истории о рыцарях, играл
с ними в шарады и другие словесные игры. Благодаря этому они
выучили язык в совершенстве. Русским языком и математикой
с детьми занимался священник Мариинского института Александр Беликов.
Он был одним из лучших учителей того времени, несколько раз
удостаивался наград императрицы Марии Федоровны, занимался переводами
на русский язык проповедей зарубежных духовников, принимал участие
в издании русско-латинского словаря. Много времени будущий поэт проводил в
обширной отцовской библиотеке, читая книги на русском и французском
языках. А еще у него былва замечательная няня Арина Родионовна, он ее очень
любил.
Когда ему исполнилось 12 лет, он поступил в
Лицей. ________________________
Будущего поэта воспитывала бабушка Елизавета
Арсеньева в фамильном имении Тарханы Пензенской губернии. Она
оборудовала в усадьбе классную комнату для занятий, наняла лучших
учителей, среди которых были как российские, так и европейские педагоги.
Первым гувернером-учителем стал француз Жако, он был и «дядькою»,
то есть воспитателем будущего поэта. Чтобы внуку не было скучно,
бабушка стала приглашать соседей-ровесников. В итоге получился почти целый
класс, примерно 10 мальчиков. Вместе они занимались грамматикой, историей,
математикой, географией, астрономией, иностранными языками, музыкой.
Продолжил учиться в Московском пансионе.
К поступлению его готовили основательно: почти год с 12-летним
мальчиком занимались университетские профессора. После пансиона поступил в МГУ.
___________________
Будущий поэт родился в селе Константиново в
семье крестьян. Вскоре он остался на попечении бабушки и дедушки. Дедушка был
знатоком церковных книг, а бабушка знала множество песен, сказок, частушек, и
как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых
стихотворений.
В 1904 году его отдали на учёбу в Константиновское земское училище. Через
несколько лет он поступил в церковно-учительскую школу. После окончания школы, он
отправился на заработки в Москву. Там он стал работать в типографии и мог читать
множество книг. ________________________________
Подсказка: Пушкин, Есенин, Лермонтов.
Перед
вами схема иконостаса. Обозначьте цифрами на рисунке, где находятся
перечисленные ниже, части и иконы:
4.
Северная дьяконская дверь
5.
Местная икона (икона святого или праздника, в честь которого
освящен храм)
6.
Деисусный чин (ряд)
7.
Икона Божией Матери
10. Изображения Евангелистов
11. Изображение Иоанна Крестителя
12. Изображения Архангелов
Последний
Русский император-страстотерпец был расстрелян коммунистами вместе со своей
семьей 17 июля 1918 года. Напишите их имена.
Кто
изображен на фотографии?
Прочитайте
описание сельской школы Рачинского. Представьте себе, что вы ученик этой школы.
Опишите свой день с утра до вечера, пусть это будет или небольшой рассказ, или
письмо другу, или станица из дневника.
150лет
назад ученый Сергей Александрович Рачинский, устроил в своем имении Татево сельскую
школу для крестьян. Позже с помощью своих учеников он основал еще около 30 таких
же школ.
Свое
знания во многих областях науки и искусства Рачинский перенес в сельскую школу.
Он сам преподавал арифметику и грамматику, музыку и рисование, читал с детьми
местных деревень мировую классическую литературу.
Преподаванию
Закона Божия отводилось самое важное место. Главным в школьной жизни педагог
считал Литургию. Изучение Закона Божия в классе подкреплялось практическим
участием школьников в совершении богослужения в качестве певцов и чтецов. Дети
легко обучались церковному пению. Еще в школе изучали иконопись и живопись,
неудивительно, что выпускники народной школы после ее окончания расписывали
местные храмы.
Жизнь татевской школы была связана с соблюдением постов и
православных праздников. За одним братским столом на трапезу собирались
учителя, помощники и ученики. В день святых просветителей
славян равноапостольных Кирилла и Мефодия совершался крестный ход из
церкви в школу, детям вручались подарки и книги. Учебный год в сельских школах
начинался 1 (14) октября, после уборки урожая. Грамоту в школе начинали изучать
с церковнославянского языка. Освоив его, дети свободно учились писать и читать
на русском.
В
школе устраивались пешие паломнические походы. Учителя и школьники татевской
школы в летнюю пору ходили в Нилову пустынь – примерно 150 верст –
проселочными дорогами. Помимо того, что для детей это путешествие было
исполнением мечты – попасть к «угоднику», как называли преподобного Нила
Столобенского местные крестьяне, дети еще и знакомились с родной природой,
рисовали.
Стараниями
учителя – ученого биолога – при школе был огромный огород, сад, великолепная
оранжерея, ферма, птичник, пасека. Всюду работал он сам, учителя его школы и
дети!
Преподавали
в народной школе, конечно, и математику. А точнее, устный счет. Учитель, по воспоминаниям
современников, придумывал задачи порой на ходу, задавал по нескольку задач
одновременно. Урок превращался в азартную игру. Ученики перескакивали через
столы и друг друга, чтобы быстрее добраться до своего учителя и сказать ему
ответ на ухо. Иногда учитель был облеплен детьми так, что все это напоминало
муравейник.
(Писать можно на обороте)