Олимпиада по русскому языку. 10-11 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку. 10-11 класс | Олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему:  | Образовательная социальная сеть Олимпиада

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Олимпиада по русскому языку 10,11 класс | олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.

 (5 баллов)

  1. Расставьте ударения в словах:

      Обеспечение, закупорить, вероисповедание, маркетинг, уведомить, исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,    эксклюзивный, адекватный, сервис.

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)
  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право — …
  2. Вступительная часть музыкального произведения — …
  3. Продолжатель — …
  4. Изменник — …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами — …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж — …
  7. Преступивший закон — …
  8. Очень простой — … 
  9. Аппарат для приема сигналов — …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг — … (10 баллов)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже? (8 баллов)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (6 баллов)

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ. (до 6 баллов)

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобопеле-торо-рубо? (3 балла)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

11. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите  3-4 своих примера. (до 5 баллов)

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

  1. Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Новгород!» (15 баллов)

Ответы к олимпиаде по русскому языку

10 класс

1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный:

Эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал. (5 баллов)

Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку)

  1. Расставьте ударения в словах: обеспечение, закупорить, вероисповедание,  маркетинг, уведомить,  исчерпать, сосредоточение, баловать, квартал, премированный. (5 баллов)

Ответ: обеспЕчение, закУпорить, вероисповЕдание, мАркетинг, увЕдомить,  исчЕрпать, сосредотОчение, баловАть, квартАл, премирОванный.

(по 0,5 балла за правильный ответ)

  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы).  (10 баллов)

      Дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация,  эксклюзивный, адекватный, сервис.

Ответ: дилер – посредник, представитель фирмы; продюсер – доверенное лицо, осуществляющее идейно- художественный и организационно- финансовый контроль; форум – массовое собрание, съезд; прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода; рейтинг – показатель популярности; менеджер – специалист в области управления; инаугурация – торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства; адекватный – соответствующий, тождественный; эксклюзивный – исключительный, распространяющийся на ограниченный круг чего-либо; сервис – оказание услуг населению, обслуживание. (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)  

  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки.

1) (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

2) (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

3) (Не/ни) под каким видом.

4) (Не/ни) в зуб ногой.

  1. (Не/ни) на йоту. (10 баллов)

Ответ:

1) Ни в какие ворота не лезет – о чем-либо несуразном, бессмысленном.

2) Ни во что не ставить – совершенно не ценить.

3) Ни под каким видом – ни за что, ни при каких условиях.

4) Ни в зуб ногой – совсем ничего не знать.

5) Ни на йоту – ни в малой степени, ни насколько. Не поумнел ни на йоту.

(по 1 баллу за каждое правильное написание и толкование фразеологизма – 10 б.)

  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с  ПРЕ- и ПРИ-.

Образец:  крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право — …
  2. Вступительная часть музыкального произведения — …
  3. Продолжатель — …
  4. Изменник — …
  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами — …
  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж — …
  7. Преступивший закон — …
  8. Очень простой — … 
  9. Аппарат для приема сигналов — …
  10. Справочник цен на товары и виды услуг — … (10 баллов)

Ответ:

1. Исключительное право – привилегия.

  1. Вступительная часть музыкального произведения – прелюдия.
  2. Продолжатель – преемник.
  3. Изменник – предатель.
  4. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами – привередливый.
  5. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж – приданое.
  6. Преступивший закон – преступник.
  7. Очень простой – примитивный.  
  8.  Аппарат для приема сигналов – приемник.
  9. Справочник цен на товары и виды услуг – прейскурант.

(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку в написании слова)

6. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш,  сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться  только в именительном и винительном падеже?

(8 баллов)

Ответ: его – личное или притяжательное; себя – возвратное, наш – притяжательное, сколько-нибудь – неопределенное, нечто – неопределенное, который – вопросительно-относительное.

Себя – не употребляется в именительном падеже. Нечто – употребляется только в именительном и винительном падеже. (по 1 баллу за определение разряда местоимений, по 1 баллу за ответы на вопросы – 8 б.)

7. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: упрек, обычный, страсть.  (по 1  баллу за правильное членение слова – 6 б.)

Ответ:

8. В русском языке два глагола топить: 1. топить – согревать, сжигая топливо; 2. топить – погружать в воду. Можно ли считать, что в древности это был один глагол, у которого так сильно разошлись значения. Обоснуйте свой ответ.  (до 6 баллов за правильное объяснение)

Ответ: 1) В словах, производных от топить (1) – мы наблюдаем чередование о/е (ср. тепло), а в производных от топить (2) – такого нет (затопить, топляк, утопленник). Значит, это разные корни и разные глаголы. 2) Значения у обоих глаголов не сводимы к какому-то общему; это тоже не дает основание говорить о расхождении значений одного слова.

9. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобопеле-торо-рубо?

 Ответ: Большое поле без цветков. Кобо – большой, пеле – поле, торо – без, рубо – цветок. (1 балл за ответ, 2 балла за объяснение – 3 б.)

10. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.   (8 баллов)

Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты  когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Ответ:

(1)Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, (2)прибой — это как часы самой планеты,  (3)когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то (4)начинается большое раздумье о всей жизни, и (5)твоя маленькая личная скорбь замирает, и (6)чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Предложение сложное, повествовательное, невосклицательное, с союзной (сочинительной и подчинительной связью) и бессоюзной связью. Состоит из шести предложений.    

(3 балла за расстановку знаков, 5 баллов за характеристику предложения)

  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите 3-4 своих примера.

         Знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.

Ответ: оксюморон.   (1 балл за ответ, по 1 баллу за приведенный пример)

  1.  Выразите свое отношение к словам поэта в виде сочинения-миниатюры.

«В моей душе – твой голос, мой Новгород!» (15 баллов)

Олимпиада по русскому языку. 10-11 класс | олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов (4часа).

  1. Лингвистические тесты
  1.  Определите разряд прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные).

Серебристый осадок, серебристый смех, пушкинский вечер, пушкинские стихи, пушкинский взгляд на мир, медвежья берлога, медвежья шапка, медвежья походка, шумный согласный, шумный дождь.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

  1. Расставьте ударения в выделенных словах.

Спрятать за щеку, ущипнуть за щеку; вставать на голову, обратить внимание на голову; летать по небу, тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1.  Составьте со словами по два предложения так, чтобы каждое слово выступало в роли разных частей речи, учитывая их написание (изменять данные слова нельзя).

Вроде, мороженое, в течение, вовремя.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1.  Выпишите односоставные предложения, определите их вид.

Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так: исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, золотая рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.                      (А. Блок)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

       5.  Составьте слова по схеме.

1) приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание;

2) приставка, приставка, корень, суффикс, окончание;

3) корень, соединительная гласная, приставка, корень, суффикс, окончание.

Мах – 3 б.

6. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономический?

  1.  Моя подруга очень экономная, она знает, где и что можно купить дешевле.
  2.  Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть экономным.
  3.  Экономное распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
  4.  Я не люблю экономных – они почти всегда жадные!

Мах – 1 б.

       7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, длань, очи, зело, пиит, одр.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

       8. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия.

(1)Задремали звезды золотые,

(2)Задрожало зеркало затона,

(3)Брезжит свет на заводи речные

(4)И румянит сетку небосклона.             (С. Есенин)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

  1. Лингвистические задачи
  1. Разберите по составу имя существительное подушка. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Подберите к выделенным словам русские слова – описательные обороты или синонимы. Иноязычные и русские синонимы запишите попарно. С какой целью в русском языке используются иноязычные слова?

1)Актуальные задачи. 2) Идти в авангарде отряда. 3) Выполнять директиву. 4) Работать с энтузиазмом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союз чтобы присоединяет разные виды придаточных частей.

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение  — 1 б.

  1. Найдите фразеологизмы в предложениях. Какие приемы преобразования фразеологизмов можно отметить в данных примерах? Восстановите их в первоначальном виде.

1)На свою неволю дрозд давно махнул лапкой. 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть вам покажется даже невероятным, все, как мухи выздоравливают. 3) Сам глава оптической фирмы «Триггер и Брок», известный проныра и тёртый прокурорами калач, гражданин Брок пришел в полное отчаяние.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Постройте словообразовательную цепочку от слова новый к слову возобновление. Сколько «шагов» отделяет эти слова?

Мах – 2 б.

  1. Какие задачи выполняют «толковые словари русского языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

Мах — 5б

  1. Творческие задания

Составьте текст рекламы канцелярских товаров, используйте при этом как можно больше слов с приставками на З и С.

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

Ответы

  1. Лингвистические тесты
  1. Серебристый осадок, пушкинский вечер, медвежья шапка, шумный согласный – относительные.

Серебристый смех, пушкинский взгляд на мир, медвежья походка, шумный дождь – качественные.

Пушкинские стихи, медвежья берлога – притяжательные.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

                    /                                          /                       /                                                         /                         /  

  1. Спрятать за щеку, ущипнуть за щеку; вставать на голову, обратить внимание на голову; летать по

                              /  

небу, тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1. Согласовать в роде (предлог с существительным), числе и падеже существительное с прилагательным. Я вроде (наречие) бы видела эту книгу!? Купить мороженое (существительное) с клубничным джемом. Мороженое (прилагательное) мясо оттаяло. В течение (предлог) часа я ждала его на остановке. В течении (предлог с существительным) реки мелькали мелкие рыбки. Приходить на работу вовремя (наречие). Во время (предлог с существительным) перерыва в школе произошел взрыв.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1. Ночь (назывное). Улица (назывное). Фонарь (назывное).

Аптека (назывное). Бессмысленный и тусклый свет (назывное).

               Живи ещё хоть четверть века (определенно-личное)  –

               Все будет так: исхода нет (безличное).

               Умрешь (определенно-личное) – начнешь (определенно-личное) опять сначала,

               И повторится всё, как встарь:

               Ночь (назывное), золотая рябь канала (назывное),

               Аптека(назывное), улица (назывное), фонарь (назывное).            

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

  1. 1) бесхозяйственность; 2) предположительный; 3) мировоззрение.

Мах – 3 б.

  1. 2.

Мах – 1б.

  1. Ланиты — щёки, десница – правая рука, длань — ладонь, очи — глаза, зело — очень, пиит — поэт.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

  1. 1) олицетворение, эпитет

2) олицетворение, метафора

3) метафора

4) олицетворение, метафора

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

  1. Лингвистические задачи
  1. -подушк- — корень,  – окончание – разбор слова по составу на современном этапе. Под- — приставка, -уш- — корень, -к- — суффикс,  – окончание. Раньше обращали на предназначение предмета: подушка – подкладываем под ухо.

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Актуальный – важный для настоящего времени; авангард – впереди; энтузиазм – сильная увлеченность; директива – приказ.

Стремление говорящих  к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконного и заимствованного слова; для обозначения того, что в русском языке обозначается не одним словом, а словосочетанием, описательным оборотом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход (придаточное изъяснительное). Машина мчалась так быстро, чтобы успеть к отправлению самолета (придаточное обстоятельственное образа действия и степени). Я строго рассчитал время, чтобы успеть на лекцию (придаточное обстоятельственное цели).

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение  — 1 б.

  1. Замена одного компонента фразеологизма: давно махнул лапкой; все, как мухи, выздоравливают.

Расширение фразеологизма за счет включения в него дополнительных слов: тертый прокурорами калач.

Давно махнул рукой; все, как мухи, дохнут; тертый калач.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Новый → обновил → возобновил →  возобновление. 3 шага.

Мах – 2 б.

  1. Словарь дает лексическое значение слова. Примеры его употребления в речи, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности, указывается ударение, в трудных случаях произношение, приводятся грамматические формы, стилистическая характеристика.  «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

Мах — 5б.  

  1. Творческое задание

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

Оцените статью
Олимпиада