Олимпиада по русскому языку 8-11 классы | Олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме: | Образовательная социальная сеть

Всероссийская олимпиада по русскому языку, задания

close-crossВсероссийская олимпиада по русскому языку

Если вы учитель, отправьте ссылку на эту страницу ученикам. Если вы родитель, помогите ребенку зарегистрироваться и участвовать.

  1. Сообщите о желании участвовать в школьном этапе учителю-предметнику, классному руководителю или ответственному за олимпиады в школе.
  2. Узнайте в школе, когда и где пройдет школьной этап. Участвуйте, узнавайте результаты у учителя.
  3. Дождитесь объявления проходных баллов на муниципальный этап в школе или на сайте своего района.
  4. Участвуйте в муниципальном этапе. Информацию о месте проведения узнавайте в школе и на сайте своего района.
  5. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте полученные баллы с критериями.
  6. Дождитесь проходных баллов на региональный этап олимпиады. Даты проведения регионального этапа публикуются на сайте Минпросвещения России. На русском языке они обычно выпадают на середину-конец января.
  7. Приходите на региональный этап олимпиады. Список мест проведения утверждается и публикуется региональным организатором.
  8. Дождитесь результатов, смотрите свою работу, сравнивайте с критериями, задавайте вопросы по проверке жюри. При необходимости апеллируйте.
  9. Дождитесь объявления проходных баллов на заключительный этап.
  10. Приезжайте на заключительный этап. Региональные организаторы свяжутся с вами и сообщат необходимую информацию. Удачи!

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку. 2022–2022 год муниципальный этап. 8 класс

10) существительное – (примыкание) – наречие.

 Ответ:

Невозможны в русском языке следующие схемы словосочетаний: третье – наречие не может управляться, оно не имеет падежа; пятое – нет неизменяемых причастий, значит, они не могут примыкать к существительному; седьмое – во-первых, нет неизменяемых причастий, во-вторых, при глаголе может стоять зависимое причастие только в том случае, если оно выступает в роли существительного.

Примеры на возможные словосочетания: 

1) читать книгу; 

2) цвет хаки;

4)  тёплая погода;

6) просящий помочь;

8) держа сумку;

9) прося помочь;

10)яйцо всмятку.

Олимпиада по русскому языку 8 класс | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Олимпиада 8 класс

Орфоэпия. Фонетика

1. Расставьте ударение в словах:

шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, углубить, избаловать, клала, исподволь, обеспечение, оптовый.

 (5 баллов)

2. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят,

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

(2 балла)

Лексика. Фразеология

3. Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.

Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.

(2 балла)

4. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Апатия                                          Человеколюбие

Филантропия                                Улица

Актуальный                                  Неудача

Диспут                                          Бесстрастие

Фиаско                                          Злободневный

Авеню                                           Спор

(6,5 баллов)

Морфология

5. Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1) В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2)После прогулки по набережной я зашел в кафе с пирожным. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00. 4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи. 6) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамены.

(4,5 балла)

6.Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия.  

             (3 балла)

Орфография. Пунктуация. Текст

7.Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки.

В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)тницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.

Определите тип и стиль речи.

(13 баллов)

Культура речи

8. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

2) У меня сегодня праздное настроение.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4)Открывая окно, в класс влетел воробей.

(2 балла)

Творческое задание

9. Русскому классику И.С. Тургеневу принадлежат слова: «Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

Вы согласны с писателем? Выразите своё мнение в сочинении-рассуждении. Аргументируйте свою позицию.

(9 баллов)

Итого: 47 баллов

Ответы

  1. ШАрфы, щавЕлевый, ходАтайство, христианИн, углубИть, избаловАть, клАла, Исподволь, обеспЕчение, оптОвый

(5 баллов)

  1. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

ПолноЧноЙ пороЙ камыши шеЛесТят,

В Них жабы гНезДятся, в Них зМе[Й]и сВисТят.

14 мягких согласных (2 балла)

  1. Зарубить на носу — запомнить; мозолить глаза — надоедать; точить лясы — разговаривать; клевать носом — дремать.

(2 балла)

  1. Апатия – бесстрастие, филантропия  — человеколюбие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица.  Синонимы.

(6,5 баллов)

      5. Зоопарк, кенгуру, кофе, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.

(4,5 балла)

       6. Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

  1. балла)

       7. В туманной дали песчаного берега тускло светились огни старинной гостиницы. Вдоль аллеи тянулась галерея с мраморной лестницей и перилами из металла алюминия. В гостиной на крашеном полу, украшенном затейливым орнаментом, стоял искусно сделанный стол с искусственными цветами в стеклянной вазе. Жжёные спички лежали на подставке серебряного подсвечника рядом со сломанными стульями. Ничто не мешало приступить к расследованию.

(13 баллов)

       8. 1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

        2) У меня сегодня праздничное настроение.

        3) Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

        4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

(2 балла)

     9. При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 2 б., объем – 2 б., количество и качество аргументов – по 1 б.

(9 баллов)

Итого: 47 баллов

Олимпиада по русскому языку 8-11 классы | олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение школа-интернат № 4 г.Тольятти Самарской Области

  Олимпиада по русскому языку (8-11 классы).

                                                     Учитель русского языка

                                                                                   литературы

                                                                                  Абдуллаева Ольга

                                                                                  Ситовна.

                                     Тольятти — 2022 г.

    Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.

  1. Определите лексическое значение выделенных слов .

А. Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом,людской,с парком.

Б. Увидели ляхи,что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. ( Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»).

         В. Швабрин переминился в лице. «Это тебе так не пройдёт,- сказал  

         он,стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию».

         ( А.С.Пушкин.»Капитанская дочка»).

  1. Расставьте ударения в следующих словах.

          Корысть,соболезнование,квартал,средства,красивее,статуя,бало-

          ванный,колледж,втридешева,добела,каталог.

         3. Дайте развёрнутое определение терминов ( с примерами).

           Неологизмы,лексическое значение,омонимы.

         4.Объясните смысл следующих устойчивых выражений.

           А. Потёмкинские деревни.

           Б.  Сказка про белого бычка.

           В   Куда Макар телят не гонял.

         5.Поставьте существительные в форму родительного падежа

           множественного числа.

            Носки,киргизы,апельсины,погоны,томаты,одеяльца,яблоки,

            ботинки,кочерги.

  1. Вставьте пропущенные буквы.Употребите выделенное

словосочетание в форме родительного,творительного и предложного падежей.

               407 полотня…ых платков;  287 подержа…ых автомобилей;

             1306 соломе…ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже…ых ягод;

          550 подстрел…ых уток.

  1. Какие из приведённых слов однокоренные?

Впутывать,пучина,запутывание,пушинка,распухший,опутать,ввыпучивать, запутанность,спутник,пущий,пушка,припухать,спутывание,упутать.

  1. Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы.Укажите соответствующие им формы.

                  А. Дай Бог нашему теляти волка поймати.

                  Б. Темна вода в облацех.

                  В. Своя своих не познаша.

                  Г.   Игра не стоит свеч.

               9.Найдите среди приведённых ниже словосочетаний    ошибочные, сделайте необходимые исправления.

                    Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка,оплатить проезд, уплатить за проезд,сыскать уважение,буднее платье.

  1. Исправьте неправильное словоупотребление.

                     А. На ремонт квартиры потребовалось двадцать рулонов    

                          обоев.

                      Б.На лугу бегали три жирные зайца.

                     В.  Росийский космический корабль направился к планете

                          Венера.

                      Г.  Этот молодой человек чувствует своё превосходство

                           перед друзьями.

                        Д. Журналисты стремились поговорить с певцом с широ-

                             кой популярностью.

               11.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

                Пол…жение Анны после смерти отца было очень тяж…ло… Она

                однако (не) пот…ряла головы и (не)медле(н,нн)о выписала к

                себе сестру своей матери злую и чва(н,нн)ую старуху которая

                пос…лившись у пл…мя(н,нн)ицы в доме  забрала себе все

                луч(?)шие комнаты ворчала и брю…жала с утра до вечера и

                даже по саду гуляла (н…)иначе как в сопр…в…ждении един-

                стве(н,нн)ого своего крепостного человека угрюмого лакея в

                и(з,с) ноше(н,нн)ой гороховой ливрее с голубым п…зументом и

                в тр…уголке.

12.Восстановите исходную форму цитаты,использованной в газетном заголовке.

Укажите автора и произведение.

               А. И скучно,и грустно,и некому «Волгу»продать.

               Б. Не хочу учиться, не хочу трудиться.

               В. Откуда фисташки?

               Г.  Маленький фриц.

               Д. Размышления у накрытого стола.

  1.                                        
  1.                                   Ответы.
  2. А. Людская -помещение для дворни,прислуги.

Б .Хоругвь  — боевое оружие.

 В.Сатисфакция — удовлетворение.

  1. Корысть,соболезнование,квартал,средства,красивее,статуя,бало

 ванный,колледж,втридешева,добела,каталог.

  1. Неологизмы— новые слова и выражения,появление которых обусловлено потребностью в наименовании новых предметов и реалий.

 Лексическое значение слова — это его содержание,то важнейшее,что определяет место слова в нашей речи.

 Омонимы — слова одной и той же части речи,одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  1. А. Потёмкинские деревни — очковтирательство,показной блеск,скрывающий неблагополучие чего-либо.

Б.  Сказка про белого бычка- бесконечное повторение одного и того же.

В. Очень далеко.

 Г. Читать невнятно,невыразительно.

  1. Носков,киргизов,апельсинов,погон,томатов,одеялец,яблок,ботинок,коречёг.
  2. Четырёхсот семи полотняных платков; двести восемьдесят семь подержанных автомобилей, двухсот восьмидесяти семи подержанных автомобилей, двумястами восьмьюдесятью семью подержанными автомобилями, о двухстах восьмидесяти семи подержанных автомобилях; тысяча триста шесть соломенных шляпок; три тысячи пять граммов свежемороженых ягод; пятьсот пятьдесят подстреленных уток.
  3. Впутывать,запутывание,опутать,запутанность,спутник,спутывание,упутать.Пушинка,распухший,припухать.
  4. А. Дай Бог нашему теляти волка поймати.(телёнку,поймать).

Б. Темна вода  в облацех.(в облаках).

В.  Своя своих не познаша.(Сам/свой,узнал).

Г.   Игра не стоит свеч.(Свечей).

  1. Лесная чащоба,цивилизованное государство,снискать уважение,будничное платье.
  1. А.потребовалось
  1.          Б. жирных

         В. Венера

         Г.  над друзьями

         Д.  с очень популярным.

11. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело…Она,однако,не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери,злую и чванную старуху,которая,поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека,урюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке.

12.  А. И скучно,и грустно,и некому руку подать    (М.Ю.Лермонтов)

  Б. Не хочу учиться,  хочу жениться.(Д.И.Фонвизин    «Недоросль»)

  В. Откуда дровишки?( Н.А.Некрасов, «Крестьянские дети»).

  Г.  Маленький принц.(Экзюпери).

  Д. Размышления у парадного подъезда. (Н.А.Некрасов).

Олимпиадные задания по русскому языку  для 8-9 классов коррекционной школы.

1.Сколько согласных звуков в русском языке? Подчеркните правильный ответ.

А) 49;  Б) 20;  В) 37 ; Г) 21

2.Какие звуки может обозначать буква З ? Покажите на примерах. 3.Поставьте ударение в словах Баловать,каталог,танцовщица,красивее,менеджмент,рефери,еретик,ассиметрия

   4. Укажите,чем различаются следующие слова.

             Молодой – юный,девушка- девица,юноша – парень.

             Как называются эти слова?

   5.Укажите различия в значении следующих слов.

           Невежа- невежда,освоить – усвоить,откровение – откровенность.

     6. Объясните значение следующих фразеологизмов.

         Умывать руки, Фома неверующий, хлеб насущий.

  1. Приведите не менее пяти примеров крылатых выражений.Укажите их     источник.

 8. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:

     Банан —                   , грабли —                         , грузин-              , дно –

    Носок —                    , простыня-                     , чулок —              , ясли —                 .

    9. Объсните,почему одна из частей речи получила название местоимение

 Приведите примеры, потвеждающие ваше объяснение.

10.Выделите основы и окончания в следующих словах.

Метро,   налево,  село,   ухо,  около,   счастливо(дитя),    счастливо,    путь,   спать,   вспять,  кровать,   пусть,   хоть,   взять.

11.Определить способ образования слова загородный

   А) суффиксальный,

   Б) суффиксально-префиксальный,

   В)  префиксальный.

12.Постройте словообразовательные цепочки из данных слов.

 Языковедение,двуязычный,язык ,языкастый,язычишко,безъязычный,

Язычный .

13.В чем заключаются отличительные особенности (семантические и грамматические)числительных два и оба.

 14.Раскройте скобки,выбирая необходимую букву.

     Аф(е,е)ра,ман(е,е)вры,корт(е,е)ж,новорожд(е,е)нный,ист(е,е)кший,план(е,е)р.

  15. Просклоняйте письменно приведенные ниже имена числительные.

     789, 40.

16.  Определите,к каким разрядам относятся приведенные местоимения.

    Его, себя, наш, некий, сколько-нибудь, который.

17. Выделите морфемы в приведенных ниже словах и определите способ

       словообразования.

   Подмосковье, белокаменный.

18. Образуйте краткую форму (м.р.,ед.ч.) от имен прилагательных естественный, острый , тождественный.

19.Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательныхКрасивый,великий.

 20. Напишите заявление на имя директора школы с просьбой допустить вас к участию в олимпиаде по русскому языку.

Ответы на вопросы олимпиады.

1. 37 (В).

2.З – зуб,зигзаг,  с   Вос-воз,Кузька –с, шш –без шитья, жж – безжалостный, шш – извозчик.

3.Баловать,каталог,танцовщица,красивее,менеджмент,рефери,еретик,ассимет-

рия.

4. Молодой – не достигший зрелого возраста.

Юный – не старый,юноша – мужчина в возрасте,переходном от отрочества к зрелости,парень – молодой человек.(Синонимы).

Девица –(устаревш.) то же ,что и девушка.

Девушка – в возрасте ,переходном от отрочества к юности.  

 5.Невежа- грубый,невоспитанный человек,невежда – необразованный человек.

6. Умывать руки- отстраниться от чего-либо,снимать с себя ответственность за что-либо.

8.Бананов,грабель и граблей,грузин,доньев,носков,простынь и простыней,чулок.

9.Местоимение.Это часть речи получила подобное название потому,что она используется вместо имени,заменяя его.

10.Метро,налево,Село,около,счастливо,дитя,жить,путь,стоять,вспять,кровать,

 пусть,хоть,взя-ть.

11.Слово Загородный образовано суф.-префиксальным способом.

12.Язык-языковой-языкастый-язычишко-языковедение-язычный-двуязычный.

13.Два-число и цифра и количество 2.

     Оба- и тот и другой.Два и оба обладают грамматической категорией рода

     Оба-м.р. и ср.р.,обе- ж.р., Два ученика – оба ученика.

14.Афера, маневры, кортеж, новорожденный, истекший, планер.

15.И.п.семьсот восемьдесят девять,  сорок

     Р.п.семисот восьмидесяти девяти,сорока

     Д.п.семистам восьмидесяти девяти,сорока

     В.п.семьсот восемьдесят девять,сорок

     Т.п.семьюстами восьмью девятью,сорока

    П.п. о семистах восьмидесяти девяти,о сорока.

16.Его (личное и притяжательное),себя (возвратное),наш(притяжательное), некий (неопределенное),сколько-нибудь(неопределенное),который(вопросительно-относительное).

17.Подмосковье- морфолог.,приставочно-суффиксальный способ.

     Белокаменный – морфолог.,сложение основ.

18.Естественный-естествен,естественен,тождественный-тождествен,тождественен,острый-остер,полный- полон.

19.Красивый-красивее,красивейший,наиболее красивый,всех красивее.

     Великий-более (менее)великий,величайший,самый великий,наиболее

     Великий.

20.                                Директору ГС(К)ОУ

                                      Школы-интерната №4

                                      ________(ФИО)_____________________

                                       ________(ФИО)________________________

                              заявление.

Прошу допустить меня к участию в олимпиаде по русскому языку,которая состоится 10 февраля 20014 г. в школе-интернате №4.

                                           Подпись.

                                      Литература .

     Региональные олимпиады школьников по русскому языку.

     Методическое пособие.

     Дрофа , Москва , 2004 г.  

      Авторы — составители : Н.Г.Гольцова,Л.Ф.Копосов, И.В.Шамшин.            

Олимпиада русский язык 8 класс | олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Школьный этап  Всероссийской олимпиады школьников

                                                      по русскому языку

Задания                                      

  8 класс.

  1. Обозначьте ударный слог в словах.

Завсегдатай, зубчатый,  оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный,  верба,  коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.

Итого 6 баллов

2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?

А) Е.Дашкова               В)ЕкатеринаII

Б)Н.Карамзин             Г) В.Тредиаковский

Итого 1 балл

          3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:

             Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно,  яичница копеечная.

             Укажите, в каких   словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится  как:

             А) [чн ];

             Б) [шн];

             В) возможны два варианта произношения  [чн — шн].

             По 0,5 балла за каждый верный пример.

            4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?

                Артил…ерия,  гал…ерея,  драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,

                кавал…ерия,  пьес…а,  интел…ект, дрож…и.

Итого 2 балла

  1. Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.

Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.

Итого 3 балла

6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.

Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.

Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.

Итого 6 баллов

7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?

1 балл

8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.

Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно…  Но сверху снега не шло, и было не очень темно:  за облаками вставала луна.

                                                                             Б.Зайцев

Итого10 баллов

9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами? 

Итого 4 балла

          10. Я глядел (во)все стороны ож..дая  увид..ть грозные б..ст..оны  башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым  забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением  4.Да вот она отвечал  ..мщик  указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к  к..м..нданту и через минуту  к..битка  ост..новилась перед деревя(н,нн)ым  дом..ком  выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же)  церкви.

        6. …Я  вошел в  чистеньк..ю  комнатку  убра(н,нн)..ю  (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене  в..сел  диплом  оф..церский  за стеклом  и в рамке;  около него красовались  лубочные картинки  предст..вляющие  взятие  Кистрина и Очакова  так(же)  выбор невесты и погр..бение кота.

1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.

2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

     3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.

4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому,  разберите его по составу.

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов

Ключи                                                                           8 класс.

1.  ЗавсегдАтай, зубчАтый,  оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный,  вЕрба,  коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.

За одно слова 0,25 балла.

Итого 6 баллов

2. А) 1 балл

           3. А) Слова, где произносится  [ЧН ] — античный, библиотечный.

               Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.

             В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная  [ШН] душа.

По 0,5 балла за каждый верный пример.

           4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.  

Итого 2 балла

5. Обезболивать,                           укорачивать,

сосредоточивать,                          задабривать,

подытоживать,                              оспаривать,                                                            

обусловливать,                               осваивать,

узаконивать,                                  усваивать,

уполномочивать,                          удостаивать,

Итого 3 балла

6.  1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);

2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);

3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);

4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).

По 0,5 балла за верно определённую группу по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.

Максимальное количество баллов – 6баллов.

7.  К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать — разноспрягаемые.

Итого 1 балл

8. Неприятный ветер – согласование;

не шло сверху – примыкание;

не шло снега – управление;

темно не очень – примыкание;

вставала за облаками – управление.

10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.

Итого 10 баллов.

9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.

По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.

Итого 4 балла

        10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» — спросил я с удивлением. «Да вот она», — отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.

   …Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.

1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» — 2 б.

2.До 5 баллов – по нормам оценки.

3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.

4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.

Макс. 10 баллов

Итого: 49 баллов

Оцените статью
Олимпиада