Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов Олимпиада

Тестовые задания по русскому языку для учащихся 7 класса. Данный вид тестовых заданий можно использовать при работе с разнообразными учебно-методическими комплектами. При необходимости можно переобразовать задания.

Каждый человек с раннего детства готовят к тому, что надо учиться. Когда ребенок приходит в школу, его захватывает интересная жизнь. Он узнает целое море слов, шумливый океан языка подхватывает его за широкой дверью школы. Сквозь живые беседы учителей, страницы сотен книг впервые видится ему необъятно-сложная вселенная. На черной доске класса резко белеет строгая формула математики. Через слово мы узнаем то, чего не видели и не знали никогда. На уроках русского языка мы узнали, что изучать строение слова – это захватывающее занятие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

https://youtube.com/watch?v=K0px2wo-Y7c%3Frel%3D0

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Наладить дисциплину на своих уроках.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«№1 задания»

Просмотр содержимого документа

«№1 ответы»

Просмотр содержимого документа

«№2 задания»

Просмотр содержимого документа

«№2 ответы»

Просмотр содержимого документа

«№3 задания»

Просмотр содержимого документа

«№3 ответы»

Просмотр содержимого документа

«№4 задания»

Просмотр содержимого документа

«№4 ответы»

Просмотр содержимого документа

«№5 задания»

Просмотр содержимого документа

«№5 ответы»

айонная олимпиада по русскому языку 4 класс

2019-2020 учебный год

  1. Произнеси в обратном порядке звуки, обозначенные буквами в словах, и запиши эти слова.

2.Соблюдая правило русской грамматики, поставь мягкий знак после шипящих.

3. Образуй родительный падеж множественного числа от существительных. Запиши получившиеся слова.

носок, ведёрко, кочерга, крыльцо

4. Замени данное предложение подходящим по смыслу фразеологическим оборотом.

а) Овладевать собой, успокаиваться – ________________________________________

б) Очень тесно – __________________________________________________________

в) Усиленно думать над трудным вопросом – __________________________________

г) Хорошо запомнить – ____________________________________________________

5. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.

а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

б) Сын леопарда – тоже леопард. (Африка)

в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)

6. Одним словом объясни значения заимствованных слов.

антракт – _____________________________________

дегустация – ___________________________________

лозунг – _______________________________________

финал – ________________________________________

7. Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова.

  1. Замени иноязычные слова сложными русскими словами (поставь соответствующий номер).

И вскользь мне бросила змея:

«У каждого судьба своя!»

Но я-то знал, что так нельзя –

10. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова:

пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара

Найди среди этих слов три слова со звуками, которых нет в слове палитра, выпиши эти слова.

11. Составь из букв данного слова существительное другого склонения, укажи тип склонения (1,2,3) во всех словах.

кукла – ______________________

тьма – ______________________

кочан – ______________________

банка – ______________________

Ответы к олимпиаде по русскому языку Макс. 43 б.

  1. Лён – ноль лоб – пол Макс. 4 б.

ешь – шей шёл – ложь За каждое слово 1 б.

Макс. 3 б. За каждое слово 1 б.

  1. носок – носков Макс. 4 б.

ведёрко – ведёрок За каждое слово 1 б.

крыльцо – крылец

  1. А) Брать себя в руки. Макс. 4 б.

Б) Яблоку негде упасть. За каждый фразеологический оборот 1 б.

В) Ломать голову.

Г) Зарубить себе на носу.

  1. А) Шило в мешке не утаишь. Макс. 3 б.

Б) Яблоко от яблони недалеко падает. За каждую пословицу 1 б.

В) Мал золотник, да дорог.

  1. Антрaкт – перерыв, дегустация – проба, лозунг – призыв, финал – конец

Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.

  1. При (БОР) ец, каб (ЛУК)окошко, часто (КОЛ)ос, ме(ШОК)олад.

Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.

Макс. 5 б. За каждое слово 1 б.

  1. Змея, своя, я, извиваясь. Макс. 4 б. За каждое слово 1 б.

  2. Лапа, пир, тир. Макс. 3 б. За каждое слово 1 б.

  3. кукла (1) – кулак (2) Макс. 5 б. За каждое слово 1 б. + 1 б. за

тьма (1) – мать (3) определение склонения

кочан (2) – ночка (1)

банка (1) – кабан (2)

Школьная олимпиада по русскому языку (2020-2021 уч. год)

Ученика (цы) 2 класса:______________________________

1.Выбери слова, в которых букв больше, чем звуков. Подчеркни.

Яблоко, якорь, коньки, стройка, тополь, ель.

2.Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Названия блюд подчеркни.

Салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

3.Расставь фамилии детей в алфавитном порядке. Порядковый номер поставь над словом.

Судаков, Антонов, Сухов, Волков, Савин.

4.Прочитай «заколдованные слова и вычеркни в них «лишний» слог:

Сапохар, васуренье, орерихи, балиранки.

5.Переставь буквы в словах так, чтобы получились названия растений.

насос – ___________________________________________________

пила – _____________________________________________________

мышка – ___________________________________________________

мошкара – ____________________________________________________

6.Прочитай слова. Если используешь первые буквы слов в скобках, то отгадаешь клички животных. Запиши их правильно рядом с названием каждого животного.

Конь______________________ (бочка, утка, яма, нос)

Корова ____________________(нога, очки, чулки, кот, арбуз)

Коза ______________________(заяц, орёл, йод, крыша, автобус)

Котик _____________________ (пушка, ухо, шишка, осина, крот)

7.Вспомни, героям какой сказки понадобился предмет. Соедини название сказки и предмета линией.

Зонтик «Дикие лебеди»

Санки «Стойкий оловянный солдатик»

Скорлупа грецкого ореха «Оле-Лукойе»

Крапива «Снежная короева»

Бумажный кораблик «Дюймовочка»

8.Закончи словосочетание подходящим словом.

Слова для выбора: лев, собака, кошка, волк, уж, петух, рыба, ворона, слон, сорока, курица, тигр, лисица.

Изворотлив как _________________________________________________

Нем как ___________________________________________________

Болтлив как __________________________________________________

Как мокрая _____________________________________________

9.Незнайка написал записку. Он допустил 7 ошибок. Найди и исправь их. Спиши текст без ошибок.

Привет, знайка! Очень прашу тебя помочь мне решыть задачю. буду

ждать в сваей комнате. незнайка.

10.Ответы найди в вопросах:

1).Как зовут девочку, у которой в руках роза?_________________________

2).Каких зверей испугался в зоопарке Лёва Зайцев?_____________________

3).Кто уверен, что в будущем его ждёт слава?________________________

4).Кому хорошо живётся на свете?__________________________________

5).Сколько в стае сорок?___________________________________________

6).Какая игрушка Машина?_________________________________________

Ответы олимпиады по русскому языку 2 класса:

О Л И М П И А Д А

                          по русскому языку

   Перед тобой олимпиадные задания по русскому языку.

Олимпиада состоит из 3 частей: первая включает вопросы по всему курсу русского языка; вторая – задания по материалу, изученному в 8 классе; третья – творческое задание.

Самый высокий балл, который ты можешь набрать, – 50:

1 часть – 22б;

2 часть – 15б;

3 часть – 13б;

Будь вдумчив, сосредоточен. Олимпиада – возможность проверить свои знания. Удачи тебе!

  1. Прочитайте текст и выполните задания 

Дождик прошел по садовой дорожке,

Капли на ветках висят, как сережки

Тронешь березку – она встрепенется

И засмеется До слез засмеется

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу.

А) Сколько в этом тексте предложений, ответ запиши цифрой  (2б)

В) Сколько слов в переносном значении? Назовите их.    (по1б)

2.Определите тип сочетания слов (Соедините цифру с нужной буквой) (2б)

1) Брат и сестра                                 а) предложение

2) большая корзина яблок                б) словосочетание

3) идет снег                                        в) фразеологизм

4) пальчики оближешь                      г) однородные члены

5) среди травы                                    д) сочетание предлога со

3.В каком слове есть суффикс –ан- ?          (1б)

4.Какие слова транскрибируются следующим образом :

5.Произведите морфемный разбор глаголов: носите, просите, положите. 

Какую особенность вы заметили? (3б)

6, Укажите ошибку в определении морфологических признаков

а) смеющийся – действительное причастие , несов. вида, наст. времени;

б) благодаря (за приглашение) – производный предлог;

в) поднявшись – деепричастие сов. вида, возвратное;

г) по-осеннему (холодно) – наречие;    (1б)

7. Найдите правильный вариант:

             ходить как в воду окунутый;

             мчаться сломив голову;

             кануть в лето;

             взять львиную долю.              (1б)

8. В каком столбике правильно расставлены ударения:

     1) зво`нишь                             2) звони`шь

         облегчи`ть                               обле`гчить        (1б)

9. С чем нельзя согласиться?

Грамматическая основа предложения может состоять

            А) из подлежащего;

            Б) из дополнения и сказуемого;

            В) из подлежащего и сказуемого;

            Г) из сказуемого и обстоятельства             (2б)

10. В каком предложении стоит тире:

            а) Бывают растения – хищники.

            б) Эти ребята – романтики.

            в) Это известный художник – портретист.

            г) Курсанты – выпускники шефствовали над первокурсниками. (1б)

11. Найдите подлежащее в предложении:

Утюг починить сумеет каждый из нас.     (1б)

12. Хотите на время побыть учителем? Найдите ошибки в тексте, выпишите  слова в исправленном виде и графически объясните орфограммы

   Ростение это многим людям кажется безполезным, неинтересным. В обиходе и называют его чаще всего неправильно. Одни нарекли его камышом, другие – тросником. А он хоть и соседствует на балоте с камышом да тросником, но не преходиться им даже родственником. Рогозовые семейство обособленное, в нем всего один род и двадцать видов.

   В нашей стране встречается семь видов рогоза.

( по 1б за правильно написанное и объясненное слово)

13. Выпишите из предыдущего текста односоставное предложение, укажите его вид. (1б)

14.Выпишите слова, которые имеют одну падежную форму. Определите тему этих слов.

Пейзаж, вокзал, дзюдо, фамилия, самбо, пьеса, рефери, молодежь, каратэ, тетрадь.  (2б)

15.Напишите сочинение – рассуждение «Спорт помогает в жизни»

Ключи к проверке

                          Русский язык.  8 класс.

  1. 4 предложения (1б)

     5 ( прошел, прошуршал, встрепенется, засмеется, удивились)

  1. 1 – г, 2 – б, 3 – а, 4 – в, 5 – д.(5б)
  2. кожаный (1б)
  3. кампания, компания; старожил, сторожил; грусть, груздь.(3б)
  4. Все глаголы могут относиться к изъяв. наклонению (окончание –ите), и повелительному наклонению (суффикс –и-, окончание –те) (3б)
  5. б – благодаря – деепричастие (1б)
  6. взять львиную долю (1б)
  7. во 2 (1б)
  8. б,  г (2б)
  9.  б – ребята – подлежащее, романтики – сказуемое.
  10. каждый из нас (1б)
  11.  Растение, бесполезным, тростником,  болоте, приходится, рогозовое семейство, обособленное. Слов – 7, ошибок – 8, приходится – 2 ошибки. (8б)
  12. В обиходе и называют его чаще всего неправильно. – неопределенно-личное предложение, т.к. лицо не определено, глагол – сказуемое (называют) стоит в 3л мн.ч. (1б)
  13. Дзюдо, самбо, рефери, каратэ – несклоняемые. Все они на тему – спорт (2б)
  14. .Критерии оценки. (13б)

1)    соответствие типу текста (рассуждение) -1б

2)    доказательность (1б)

3)    логичность – 1б

4)    композиционная стройность – 1б

5)    выразительность – 1б

6)    своеобразие речи  – 2б

7)    грамотность – 6б (2+2+2)

          Итого:         50 баллов.

Задания для Всероссийской предметной олимпиады школьников по русскому языку (школьный уровень) 2019 – 2020 учебный год (с ответами)

                                Задания для 7 – 8 классов.

Школьный уровень включает 11 заданий по основным разделам курса русского языка. Каждое оценивается в баллах. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся – 66 баллов.

  1. Расставьте ударения в следующих словах:

  Договор, балую, повторит, торты, включит, партер, шарфы, сироты, сливовый, ходатайство.

ДоговОр, балУю, повторИт, тОрты, включИт, партЕр, шАрфы, сирОты, слИвовый, ходАтайство.                                                                                                          

    (10 баллов) 1 балл за каждое слово

  1. Составьте транскрипцию слова, взяв 3-й звук от слова ударный гласный от слова 4-й звук от слова4-й звук от слова

 Подберите все возможные  к полученному слову.

Тихо говорить – громко говорить; тихо ехать – быстро ехать; тихо жить – весело, неспокойно.                                                   

  (3 балла за найденное слово + за каждое слово 1 балл)            6 баллов

  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

Оценка: за каждый правильный ответ – 1балл.

  Всего: 6 баллов.

  1. Составьте по 2 словосочетания с каждым словом так, чтобы можно было различить их значения. Какое свойство русского ударения проявляется при этом? Какую роль может играть русское ударение?

                      Полки, окуни, пряди.

 Русское ударение свободное, разноместное, оно может падать на любой слог. Также русское ударение подвижное: оно может передвигаться в одном и том же слове с одного слога на другой. Благодаря своей подвижности ударение помогает различать лексическое значение слов.                                                              

  9 баллов (6 баллов за словосочетания + 3 балла за объяснение).

  1. Какой частью слова является буквенное сочетание –

                       Дождей, саней, сильней, воробей, змей, красивей.

: Дождей, саней – окончание

       красивей, сильней – суффикс

       воробей, змей – частью корня

 1 балл за слово. Максимум 6 баллов

  1. Расположите слова в порядке их образования. Составьте соответствующую цепочку. Например: доход – доходный – доходность.    

                Минуточка, ежеминутно, минутный, минута, ежеминутный, минутка.

 Минута – минутный – ежеминутный – ежеминутно

Минута – минутка – минуточка

 1 балл за каждую схему. Максимум 2 балла

  1.  Объясни разницу в лексическом значении слов:

          Ответный – ответственный

          Тактичный – тактический

          Освоить – усвоить 

Как называются такие слова?         

 Ответная (статья, реакция) – ответственный (человек)

Тактичный (собеседник) – тактический (приём, задача)

           Освоить (передовую технологию) – усвоить (пищу, лекарство)

 1 балл за каждую строку (объяснение), 1 балл за название. Максимум 4 балла

  1. Замените заимствованные слова русскими.

Антракт, финал, сюрприз, хобби, триумф.

 Перерыв, конец, подарок, увлечение, победа

Оценивание.  ( 5 баллов)

  1. Замените устаревшие слова словами современного русского языка.

Перст, ратай, сей, стезя, трапеза, тщетно, уста, уповать, чета, чадо.        

 Перст – палец, ратай – пахарь, сей – этот, стезя – дорога, трапеза – еда, тщетно – напрасно, уста – губы, уповать – надеяться, чета – двое, чадо – ребёнок.

 (10 баллов) 1 балл за каждое правильно заменённое слово.

  1.      Выполните синтаксический разбор первого предложения из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Что изменится в составе предложения, если глагол поставить в форму множественного числа?

        Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

 Если поставить глагол в форму множественного числа, подлежащим станет словосочетание       старик со старухой

 (3 балла – 1 балл за правильный разбор, 2 балла за объяснение)

  1. Прочитайте текст и выполните задание:

Древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф устроил угощение ученикам, послал Эзопа на рынок и велел ему: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!»  Пришли гости – Эзоп подаёт одни только языки: жареные, варёные, солёные.

         – Что это значит?

         – Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете.

                  На следующий день Эзоп опять подаёт одни только языки.

 – Что это значит?

  1. На каком лингвистическом явлении построена шутка Эзопа?
  2. В обеих репликах Эзопа пропущены аргументы, которые он приводил для доказательства своих мыслей. Какие аргументы, по вашему мнению, приводил Эзоп?

             : 1) на омонимии (1 балл);

2) в оригинале: «языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах»; «языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну» (4 балла)

  (Всего 5 баллов

Всего за работу 66 баллов.

Задания муниципального этапа областной

по русскому языку

Меж лесных кудрей,

Тёмным елям снится

По лугу со скрипом

Тянется обоз –

Пахнет от колёс.

Запиши транскрипцию следующих слов:

тенькает – _____________________________________________________

елям – _________________________________________________________

тянется – _______________________________________________________

Выдели суффикс, если таковой имеется, в следующих словах:

карманчик мячик ключик

лучистый мглистый завистливый

подружка ромашка пешка

косточка ласточка салфеточка

Образуй сложные слова. Разбери их по составу.

паровой, ходить – ______________________________________________

любить, радио – ________________________________________________

обрабатывать, дерево – ____________________________________________

огонь, тушить – ________________________________________________

дорога, железный – ______________________________________________

Замени каждое словосочетание одним словом.

рисунки в книге, журнале – _______________________________________

теплая погода зимой, когда тает снег – ______________________________

состояние, когда человеку не спится – _______________________________

товарищ по работе – ___________________________________________

сотрудник газеты, журнала – ______________________________________

Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии?

Вставь, где нужно, . Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.

Подчеркни имена существительные женского рода.

туфли, ботинки, вуали, рояли, тюли, шампуни, простыни, манжеты

Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа.

усы, очи, санки, бигуди, каникулы, жалюзи, лыжи, коньки

Объясни смысл словосочетаний.

подарок Коле – _________________________________________________

подарок Коли – _________________________________________________

Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор.

Запиши словосочетания в указанном падеже.

вкусные апельсины – (Р.п.) ______________________________________

синее море – (Т.п.) ______________________________________________

ароматная сирень – (Д.п.) _______________________________________

тихая заводь – (В.п.) ____________________________________________

зимнее пальто – (П.п.) __________________________________________

новые туфли – (Р.п.) ____________________________________________

Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

красный, багряный, фиолетовый, алый

бежать, мчаться, торопиться, нестись

кухня, гостиная, ванна, спальня

метель, стужа, пурга, буран

Дай определение изобразительно-выразительным средствам художественной литературы.

Эпитет – ______________________________________________________

Сравнение – _______________________________________________________

Олицетворение – ________________________________________________

Запиши по одному предложению с каждым из видов тропов.

Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.

Составь мини-текст, используя данные слова:

пустыня, жарко, родник, пальмы, жажда

Меж лесных кудрей,

мным елям снится

лугу со скрипом

Пахнет от кол

(максимально – 1 балл)

Запиши транскрипцию следующих слов:

(максимально – 1,5 балла)

(за все задание максимально – 2,5 балла)

Выдели суффикс, если таковой имеется, в следующих словах:

карманчик (-чик-) мячик (-ик-) ключик (-ик-)

лучистый (-ист-) мглистый (-ист-) завистливый (-лив-)

подружка (-к-) ромашка (нет суффикса) пешка (нет суффикса)

косточка (-очк-) ласточка (нет суффикса) салфеточка (-к-)

(максимально – 2 балла)

Образуй сложные слова. Разбери их по составу.

(Возможны другие варианты, например,

(максимально – 2,5 балла)

Замени каждое словосочетание одним словом.

рисунки в книге, журнале – иллюстрации

теплая погода зимой, когда тает снег – оттепель

состояние, когда человеку не спится – бессонница

товарищ по работе – коллега

сотрудник газеты, журнала – корреспондент

Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии?

Двойные согласные в корне, на стыке морфем.

(максимально – 2,5 балла)

Вставь, где нужно, . Раздели слова на группы. В скобках после каждой группы слов объясни свой выбор.

плащ, ешь, спишь, лечь, брошь, туч, стеречь, молодежь, силач, передач

(гл., 2 л., ед.ч.)

(сущ, Р.п., мн.ч.)

(максимально – 2,5 балла)

Подчеркни имена существительные женского рода.

, рояли, тюли, шампуни,

(максимально – 1 балл)

Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа.

, лыжи, коньки

(максимально – 1 балл)

Объясни смысл словосочетаний.

подарок Коле – подарок приготовили (кому?) Кол (сущ., м.р., 1 скл., Д.п.)

подарок Коли – подарок приготовил Коля, подарок (кого?) Кол (сущ., м.р., 1 скл., Р.п.)

(максимально – 1 балл)

Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор.

Что посеешь (гл. 1 спр.), то и пожнёшь.

Язык царствами ворочает (гл. 1 спр.).

Любишь (гл. 2 спр.) кататься, люби и саночки возить.

Скоро сказка сказывается (гл. 1 спр.), да не скоро дело делается (гл. 1 спр.).

(максимально – 2 балла)

Запиши словосочетания в указанном падеже.

вкусные апельсины – (Р.п.) вкусных апельсинов

синее море – (Т.п.) синим морем

ароматная сирень – (Д.п.) ароматной сирени

тихая заводь – (В.п.) тихую заводь

зимнее пальто – (П.п.) о зимнем пальто

новые туфли – (Р.п.) новых туфель

(максимально – 3 балла)

Подчеркни лишнее слово в каждой строке.

, пурга, буран

(максимально – 1 балл)

Дай определение изобразительно-выразительным средствам художественной литературы.

Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.

Сравнение – вид тропа, основанный на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Олицетворение – изображение одушевленного предмета как одушевленного.

(максимально – 1,5 балла)

Запиши по одному предложению с каждым из видов тропов.

Ты куда помчался вскачь? (С.Я. Маршак)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

, она завоет,

. (А.С. Пушкин)

Поутру вчера дождь

В стекла окон

Над землею туман

(максимально – 1,5 балла)

(за все задание максимально – 3 балла)

Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.

с ними теперь я

сними те перья

с ним и теперь я

(за каждую фразу – 0,25 балла)

Составь мини-текст, используя данные слова:

пустыня, жарко, родник, пальмы, жажда

(максимально – 2 балла, можно добавить за оригинальность еще 1 балл)

Четыре этапа школьной олимпиады, 7-9 заданий, интересных и сложных. Вот что ожидает восьмиклассников, готовящихся проверить свои знания и умения по русскому языку.

ОЛИМПИАДА

РУССКИЙ ЯЗЫК

8 КЛАСС

1 этап

№1. Что общего между именами собственными КУЗЬМА, МАРГАРИТА, МАРИНА и нарицательными существительными КОСМЕТИКА, ЖЕМЧУГ, АКВАМАРИН? Укажите название словаря, в котором вы нашли ответ.

№2. Расставьте знаки препинания, пронумеруйте простые части в составе сложного предложения, подчеркните грамматические основы:

В свете есть иное диво

Море вздуется бурливо

Закипит подымет вой

Хлынет на берег пустой

Разольется в шумном беге

И очутятся на бреге

В чешуе как жар горя

Тридцать три богатыря.

№3. Раскройте значение следующих устойчивых выражений: сыграть не в ту дуду; когда рак на горе свистнет. Подберите к ним синонимы-фразеологизмы.

№4. Выделите все мягкие согласные звуки (можно использовать частичную транскрипцию):

Полночной порой камыши шелестят, В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

№5. Выделите окончание у следующих слов: гравий, великий, вороний, третий, кормчий. Объясните своё решение.

№6. Какие другие знаки препинания, кроме точки, возможны в следующей фразе: Отец вернулся. Поясните, как смысл фразы связан со знаком препинания?

2 этап      

№1. Что общего между  словами КОРОБ, КОРОБИТЬ? КОПЬЁ, КОПЕЙКА? Дайте развернутый ответ. Назовите словарь, в котором можно найти ответ.

 №2.  Укажите ударный звук в словах: белесый, желчь, инаугурация, красивее, мизерный, свекла, углубленный.  С какой буквой связано произношение этих слов?

№3. Чем отличаются по морфемному составу выделенные слова? Докажите свое решение с помощью графической записи: а) синеватый, коричневый; б) колибри, иди.

№4. Приведите примеры устойчивых выражений  (не менее 3), содержащих слова нога или рука. Раскройте их значение и употребите в предложении.

№5. Переписав текст, выделите в каждом простом предложении грамматические основы.

Два дерева ходят друг к другу.

Два дерева. Напротив дом мой.

Деревья старые. Дом старый.

Я молода, а то б, пожалуй,

Чужих деревьев не жалела.

№6. Что объединяет выделенные  слова в словообразовательном отношении? Докажите свое решение:

На рыжих скатах тучи спят,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

№7. Кто владелец книги в следующей фразе? Какая синтаксическая норма нарушена в данном предложении?

Книга племянника мужа учительницы сына моего соседа.

3 этап

№1. В повести Л.Н. Толстого «Детство» мать обращается к детям со словами: «Ну ступайте теперь к папа дети да скажите ему что(бы) он непр..ме(н,нн) (ко)мне заш..л прежде чем пойдёт на ». Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Чем вы объясните грамматическую ошибку в этом предложении? Что означает выделенное слово?

№2. Расставьте ударение в словах:

ворожея, шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, чистильщик, черпать, углубить, зубчатый, избаловать, клала, ополоснутый, исподволь, индустрия, обеспечение, оптовый, приняла, скула.       

№3. Найдите слова, в которых -ом входит в основу, и слова, где –ом  является окончанием:

ничком, гастроном, столом, красном, мимолетом, вдесятером, напролом, профком, притом, бом, лбом.    

№4. Объясните, с какими историческими событиями и особенностями быта Древней Руси связаны следующие устойчивые выражения?

Заткнуть за пояс, лясы точить, бить челом, заговаривать зубы, не выносить сор из избы, коломенская верста, канитель тянуть, встать в тупик, спустя рукава.   

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова:

вояж, апломб, альтернатива, эксклюзив, дефект, мемуары, аргументы, энтузиазм.

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Аргументируйте свой ответ.

Сокровище, кровавый, крышка, покрывало, укрытие, крыло (сущ.), проволока, волкодав, невольно, облако, волнушка, наволочка.

№7. Разберите по членам два предложения и сравните их грамматическую структуру:

1. Кажется, что ей не больше пятнадцати лет. 2. Кажется, ей не больше пятнадцати лет.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Иоганн-Себастьян Бах, Ян Гус, Джованни Боккаччо, Хуан-Карлос II, Иван Царевич, Янко Купала, Джон Рид, Жан-Батист Мольер.

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) И один в поле воин. 2) Один в поле не воин.

4 этап

№1. В рассказе А.И. Куприна «Белый пудель» дедушка обращается к мальчику со словами:

Запишите фразу согласно современным нормам правописания. Какую речевую характеристику создаёт автор своему герою? Что означают выделенные слова?

№2. В каких словах по современной норме перед буквой е произносится мягкий согласный звук?

Пастель, кабаре, купе, диспансер, шинель, бассейн, музей, компьютер, ателье, атеист, кафе, термин, фанера, патент, рефери, шинель.

№3. Сгруппируйте слова в 2 колонки: 1 – есть окончание, 2 – нет окончания:  

какао, путь, сесть, пять, наголо, лето, пусть, горло, около, животное разъярено, стемнело, весело живём, сеть, выспитесь, подлежащее, лезь, руби, развлечение, беличий, жалюзи.

Укажите грамматическое значение всех слов (непостоянные признаки). 

№4. Какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

птицы одинакового оперения держатся вместе; у него еще  за ушами не просохло; не стоит пороха и дроби; птичка в руке стоит двух в кустах; просто, как пирог; возить уголь в Ньюкасл; хранить в вате; не стоит и пуговицы; по самые локти; убить двух птиц одним камнем.

№5. Замените русскими синонимами иноязычные слова, вставьте нужные буквы:

№6. Какие из приведённых слов этимологически родственны? Какое слово «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

Утробный, утренний, утрата, внутренний, завтрак, зоркий, сознание, зеркало, ужин, взятка, юг, объятия.

№7. Перескажите сказку «Три поросёнка» или сказку «Красная шапочка» (по своему выбору) одним предложением, используя разнообразные синтаксические конструкции.

№8. Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Жак Ширак, Якоб Гримм, Джек Николсон, Джеймс Бонд, Яков Свердлов, Джаккомо Пуччини?

№9. В жизни приходится многое доказывать и быть убедительным. Докажите правильность обоих утверждений:

1) Бережёного и Бог бережёт. 2) На Бога надейся, а сам не плошай.

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

Всего 65 баллов

Задание 1. (4 балла)

Расставьте правильно ударения в следующих словах и словосочетаниях:

вероисповедание, обеспечение, каталог, втридорога, углубленный,

искони, вышеприведенный, уведомить , уведомленный, осведомить,

недалеко от аэропорта, девочка с бантами в косичках, исчерпал,

закупорить, облегчить, микрофон отключен.

Задание 2. (8 баллов)

Определите лексическое значение следующих существительных:

а) ЗАВСЕГДАТАЙ; б) ГЛАШАТАЙ; в) ХОДАТАЙ

Выделите в них исторически общую морфему, определите ее статус и

ответьте на вопрос, какие общие элементы лексического значения в

данных словах зависят от этой морфемы.

Расставьте ударения в данных существительных и подумайте, связано ли

место ударения с этой морфемой.

Охарактеризуйте эти слова с точки зрения их употребительности в

современном русском языке. От какого из данных слов образованы

однокоренные слова, широко использующиеся в современном официально

деловом стиле речи. Запишите их, расставив ударения.

Задание 3. (3 балла)

Найдите ошибки в написании и, соответственно, произношении

однокоренных слов в следующих предложениях. Укажите номер (а)

правильного (ых) варианта(ов):

1. Все должники рассчитались со своими кредиторами еще в прошлом

2. В нашем банке все задолженники находятся на особом учете.

3. Все задолжности по кредитам погашены в срок.

4. В этой графе нужно указать сумму задолженности.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

5. Все задолжники обязались погасить кредит до конца месяца.

Задание 4. (6 баллов)

Установите признаки, по которым данные ниже слова можно объединить в

группы. Укажите этот признак для каждой группы, запишите слова,

распределив их соответствующим образом:

квазиреволюционный , трансокеанский. сверхдальний, прибалтийский,

псевдоантичный, распрекрасный, суперэластичный, околонаучный,

наиумнейший, ирреальный, безболезненный, ультракороткий,

Задание 5. (6 баллов)

Найдите и прокомментируйте речевые ошибки в данных ниже примерах.

Какие разделы лингвистики нужно знать, чтобы не допускать подобных

ошибок в собственной речи? Запишите исправленные варианты

а)Во время спора некоторые непременно хотят окунуть соперника в

б)Автор затрагивает внимание на очень важной проблеме.

в)Я считаю, что эта проблема популярна и в наши дни.

г)Подрастая, у нас появляются свои интересы.

д)Результаты по решению проблем малоутешительны.

е)Этот плодовитый спор помог нам увидеть разные грани проблемы.

Задание 6. (4 балла)

Какое явление в языке иллюстрируют подчеркнутые слова в следующих

примерах? Определите частеречную принадлежность этих слов

а) Перед нами была огромная пропасть.

б) Грибов там можно набрать пропасть.

в) Тьфу ты, пропастькак надоел!

г) В таком месте легко пропасть.

Задание 7. (4 балла)

Вставьте пропущенные буквы. Сколько должно быть в данных словах?

Какие это части речи?

Эти меры необходимы и оправда_ы ситуацией. Они преда_ы

Встреча неожида_а. Мы очень озабоче_ы событиями на юге России.

Наши возможности весьма ограниче_ы. Лица студентов внимательны,

сосредоточе_ы. Дети хорошо воспита_ы. Манеры изыска_ы.

интересы ограниче_ы рыбалкой и охотой. Бойцы были молчаливы и

Задание 8. (2 балла)

Познакомившись с текстом, определите, какие фразеологизмы,

сохранившиеся в современном русском языке, отражают описанную

историческую ситуацию. Запишите их.

а) Пятница на Руси, как и воскресенье, которое называлось неделей, была

днем, свободным от работы. Этот день считался базарным, и именно по

пятницам заключались сделки, исполнялись торговые обязательства.

Нередко в пятницу покупатель передавал продавцу деньги за товар,

который тот доставлял через неделю. Бывало и так, что ктото получал

товар, а деньги за него приносил в следующую пятницу. О тех же, кто

обещания нарушал, говорили, что

стали применять, характеризуя людей, которые часто и необоснованно

меняют свои решения.

б) XIII веке на Руси единицей веса и денежной единицей была гривна,

которую делили (рубили) на 4 части. Части эти не всегда были равными,

некоторые весили больше других и были длиннее.

Какой фразеологизм, обозначающий стремление к большому и легкому

заработку, связан с этим обычае

Задание 9. (9 баллов)

Расставьте знаки препинания в следующих предложениях:

В то время как пассажиры с видом знатоков рассматривали горизонт и

перебирая сохранившиеся в памяти воспоминания о битве при Калке

рассказывали друг другу прошлое и настоящее Москвы Ипполит

Матвеевич упорно старался представить себе музей мебели.

Он заметил что как бы она ни была права учеба в Королевском колледже

искусств большая удача.

Получить диплом с отличием в таком труднодоступном заведении как

Королевский колледж искусств большая редкость

В этой истории вроде бы все как на ладони а никто ничего не понимает.

Ее жизнь как легенда.

Дни его как правителя были сочтены.

Приятели двинулись дальше как ни в чем не бывало.

Музыка это действительно язык души как постаромодному называли ее

Дубровский смело явился как мы уже видели к Троекурову и поселился в

Задание 10. (19 баллов)

Определите стилистическую и жанровую принадлежность фрагмента текста

и аргументируйте свое мнение.

Выпишите из текста слова, относящиеся к научному стилю, дайте их

толкование. Какова их роль в этом тексте?

Какие предложения из этого отрывка могут быть использованы в качестве

афоризмов? Аргументируйте свое мнение.

Для России литература точка отсчета, символ веры, идеологический и

нравственный фундамент. Можно как угодно интерпретировать историю,

политику, религию, национальный характер, но стоит произнести

“Пушкин”, как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты.

Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым

единством, некой типологической общностью, перед которой отступают

различия между отдельными писателями. Отсюда и вечный соблазн

найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность

от любых других напряженность духовного поиска, или народолюбие, или

религиозность, или целомудренность.

Однако диалектика жизни ведет к тому, что твердо усвоенное в

школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую

словесность. Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг,

эталонами для других книг. Их достают с полки так же редко, как

парижский эталон метра.

Тот, кто решается на такой поступок перечитать классику без

предубеждения сталкивается не только со старыми авторами, но и с

самим собой. Читать главные книги русской литературыкак

пересматривать заново свою биографию. Жизненный опыт накапливается

попутно с чтением и благодаря ему. Дата, когда впервые был раскрыт

Мы растем вместе с книгами они растут в нас

(Петр Вайль, Александр Генис «Родная речь»)

Одним из признаков хорошего стиля является синтаксическое разнообразие

устной и письменной речи. Проиллюстрируйте это примерами различной

синтаксической организации предложений в данном отрывке (разные типы и

виды простых и сложных предложений; разные типы сказуемого, различные

осложняющие компоненты предложений и т.д.)

МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им.

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Олимпиадная работа по русскому языку

для 10классов

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

Школьная олимпиада это образовательное пространство, создаваемое с

целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и

учителей за уровень знаний, создания духа соревновательности, здорового

соперничества, реализации интеллектуального потенциала учащихся, подведения

итогов работы всех форм дополнительного образования.

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы

по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных

условиях, и прежде всего в условиях конкуренции. Сегодня результаты участия

школьников в олимпиадах являются частью качественной оценки образования в

школе, городе, крае, а также одним из критериев оценки результативности труда

В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности

и непрерывности: подготовка к интеллектуальным состязаниям должна быть

непрерывным процессом, начинающимся ещё в начальной школе. При переходе

учащихся в среднее звено учителюпредметнику даются рекомендации для

продолжения работы по развитию лингвистических способностей отдельных учеников.

Всероссийская олимпиада школьников проводится среди учащихся 5

классов. Участие в школьном этапе является добровольным, к выполнению заданий

допускается любой школьник 511 класса независимо от оценки по предмету.

Квоты на участие в школьном этапе Олимпиады не устанавливаются.

При разработке заданий для разных возрастных групп необходимо учитывать

10-11 классы (школьный этап и муниципальный этапы)

При составлении заданий в 1011 классах необходимо решать следующие задачи:

дифференциация участников по степени подготовки, умению

анализировать языковой материал, сравнивать, делать выводы,

формирование круга учащихся для подготовки к участию в Олимпиаде

регионального и всероссийского уровней,

выявление одаренных детей и создание условий для их поддержки.

Задания должны отражать следующие разделы: фонетика, орфоэпия,

морфемика и словообразование, лексикология, морфология, синтаксис в

современном состоянии и исторической ретроспективе.

Особый акцент предлагается сделать на разделах лексикология,

морфология, синтаксис (на уровне словосочетания), особенностях использования той

или иной части речи в роли члена предложения.

Рекомендуется преимущественно составлять лингвистические задачи,

требующие чётко сформулированного ответа и краткого комментария. Возможно

представление заданий в тестовой форме.

Количество заданий на школьном и муниципальном этапах –10 заданий,

время выполнения 3 астрономических часа.

Если на школьном этапе в формулировках заданий должна быть

использована терминология в объёме школьной программы, то на

муниципальном уровне, если допускается расширение объёма курса, учащимся

предлагается краткая справка (введение в содержание задания). В ней кратко поясняются

новые термины или явления, не находящиеся в поле зрения учащихся в процессе

обычного школьного обучения, но знакомство с которыми необходимо для выполнения

На муниципальном уровне может быть увеличено число заданий,

выполнение которых предусматривает определённую последовательность

взаимосвязанных действий (логических операций), привлечение языковой догадки и

знаний разных разделов языка.

Возможен разный подход к составлению комплектов заданий: один для 10-11

классов, отдельно для каждого класса

При любом подходе к созданию комплектов заданий определение победителей

и призёров на школьном и муниципальном уровнях следует проводить отдельно в

каждой параллели – 10, 11 классах.

Цели олимпиадной работы для 10классов:

стимулирование интереса учащихся к русскому языку;

расширение знаний школьников по предмету;

выявление учащихся, интересующихся русской филологией вообще и русским

языком в частности;

создание определенной интеллектуальной среды, способствующей сознательному и

творческому отношению к процессу образования и самообразования;

расширение возможностей оценки знаний, умений и навыков,

полученных учащимися в школьном курсе русского языка;

активизация творческих способностей учащихся;

выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведение на

последующих этапах олимпиады;

популяризация русского языка как науки и школьного предмета.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Задания для школьного тура Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку

10 –

Инструкция для учащихся

На выполнение всех заданий Вам отводится 180 минут. Постарайтесь

рационально использовать отведённое время. Обязательно оставьте время на проверку

Внимательно читайте формулировки заданий, это поможет Вам избежать ошибок.

На чистовике выполняйте задания по порядку, текст заданий переписывать не нужно,

достаточно указать только номер задания.

Надеемся, что выполнение заданий будет для Вас полезным и увлекательным

Задание 1. Расставьте ударение в следующих словах.

Баловать, бомбардировать, исчерпать, облегчить, положить, предвосхитить,

предложить, принудить, углубить, юркнуть.

Задание 2. Определите современное и историческое морфемное строение

предложенных слов: дотла, висок, туловище, копейка, кольцо.

Задание 3. Распределите данные ниже предложения в группы, определяемые частью

речи выделенных слов.

1. Все здесь было

2. Он поглядел на девушку

3. Бесконечное пространство полей Средней России

4. Спутник подмигнул мне.

5. Ему было перед гостями за свое решение, но он ничего уже не мог

6. встретились и

7. Когда же ему станет создавшееся положение?

8. их понять и тогда уже судить.

9. Учение давалось нашему поколению

10. Разведение пчел для нервной системы человека.

Задание 4. Даны буквальные переводы пословиц из разных языков. Назовите русские

пословицы, соответствующие им по смыслу.

1) Один волк не кусает другого волка (испанск.);

2) Леопард не может изменить своих пятен (англ.);

3) Если хочешь масла, нужно его сбить (франц.);

4) На какую гору пришел, такую песню и пой (китайск.).

Задание 5. Почему пишется без Ь, а с Ь? Дайте

Задание 6. Определите контекстуальное лексическое значение выделенных слов и

укажите, прямым или переносным оно является. У слов с переносным значением

укажите способ переноса (метафора, метонимия, синекдоха).

1. Все живо там: холмы, леса, / винограда, / Долин приютная краса / И

струй и тополей прохлада. (А.С. Пушкин).

2. Гирей сидел, потупя взор, / в устах его дымился. (А.С. Пушкин)

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Задание 7. Объясните, по каким принципам выбраны и расположены данные ниже слова.

Как называется словарь, из которого они были взяты? Для чего предназначены словари

и учреждениями; 2) письма, почтовотелеграфные отправления; 3) сообщение о текущих

событиях, полученное от средствами массовой информации.

связанных с его должностью, в целях личного обогащения; продажность, подкуп

Найдите пару слов, которые не являются этимологически (т.е. исторически)

родственными. Обоснуйте своё решение. В случаях этимологического родства укажите

первоначальный общий смысл корня.

Смородина – смрад, время – веретено, борозда – бразды (правления), порошок – прах,

порожний – праздник

Задание 9. В романе Василия Шукшина «Любавины» встречается глагол

А по реке его <плот бревен на постройку дома> за два дня сплавляют.

Надо знающего человека – по рекето. А то на порогах.

Гринька сплавает с вами, я говорил с ним.

А. «

ешься, . Провести много времени в бездействии, не имея

имеется в виду долго просидеть в вынужденных перекурах» (Словарь языка Василия

Б. «

ть окунать: “Когда Алеша особенно заходился на полк парилке> он куря

голову прямо в эту ванну” (“Алеша Бесконвойный”)» (Словарь диалектизмов в

произведениях В.М. Шукшина, 2003).

Какое из толкований вы считаете верным? Почему неверным является иное

толкование? Обоснуйте свой ответ.

Задание 10. У Сократа есть изречение: «Заговори, чтоб я тебя увид». Как Вы

понимаете его смысл?

Напишите небольшое сочинениерассуждение на тему изречения.

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

Критерии оценивания для школьного этапа Всероссийской олимпиады

школьников по русскому языку

10 11 класс

Максимальное количество: 80 баллов

Ответ: Балова’ть, бомбардирова’ть, исче’рпать, облегчи’ть, положи’ть, предвосхи’тить,

предложи’ть, прину’дить, углуби’ть, юркну’ть.

Оценка: По 1 баллу за каждое слово. Итого: баллов

Оценка: по 1 баллу за каждый верный вариант морфемного членения.

Итого10 баллов

Оценка: по 3 балла за каждую правильно сформированную группу.

Итого9 баллов

Задание 4. Ответ:

1) Ворон ворону глаз не выклюет.

2) Как волка ни корми, а он все в лес смотрит. Черного кобеля не отмоешь добела.

3) Любишь кататься, люби и саночки возить. Без труда не вытащишьне выловишь) и

рыбку из пруда.

4) В чужой монастырь со своим уставом не ходят. С волками жить – волчьи выть.

Оценка: по 1 баллу за каждую правильно подобранную пословицу.

Итого4 балла

Ответ: Все представленные наречия образованы от сочетания существительного с

предлогом. Первые два слова в качестве словообразовательной базы используют

существительные м.р., в слове доказательством тому является суффикс

еж,ср. . Два последние слова, напротив, произведены от существительных ж.р.

Слово от существительного (приведено у Даля), образованного

нулевой суффиксацией, является существительным ж.р., ср.

Оценка3 балла за указание на родовую принадлежность как основание орфографической

нормы. 3 балла за указание на словообразовательную модель как основание для

Итого6 баллов

1.Выделенные слова обозначают цвет спелых ягод винограда (1б.); значение

2. Трубка из янтаря (1б.); значение переносное (метонимия) (1б.).

Оценка: по 1 баллу за каждый верный ответ

Итого: 4 балла

Задание 7. В словарь помещены слова иноязычного происхождения, то есть

заимствованные (в основном это слова, вошедшие в русский язык из европейских языков);

расположение этих слов соответствует порядку.

Словари, в которых толкуются заимствованные слова, называются

иностранных слов. Они предназначены для описания значений только иноязычных слов.

В словарях подобного типа отмечаются трудности произношения, ударения,

словоизменения, сочетания слова, содержатся краткие справки о слове языкаисточника

(подробные даны в этимологическом словаре).

Оценка: 3 балла правильное определение типа словаря, 2 балла правильное

определение принципа расположения слов, 3 балла полная характеристика

Итого: 8 баллов

Не являются этимологически родственными слова борозда браздыправления(1 балл)

Второе существительное в устойчивом словосочетании означало «вожжи». Это слово не

является старославянизмом и со словом «борозды» не связано (1 балл). Остальные пары

слов имеют полногласные/неполногласные формы и общий компонент значения:

«смородина смрад «сильный запах» (1 балл), «время веретено»

возвращение» (1 балл), «порошок прах«пыль, мелкое вещество» (1 балл)

праздник»

Оценка: по 1 баллу за правильный ответ.

Итогобаллов

Ответ:А ошибочно. Оно вызвано неточной аналогией с парами типа:

предварть предварть, озарть озар. Однако эти глаголы на ить

Олимпиадная работа по русскому языку для 10-11 классов

вида и обозначают однократное действие, а несовершенного вида и обозначает

длительное действие. Для его производных совершенного вида при необходимости

образуется несовершенный вид с иным суффиксом: накурться – накуриться

Толкованиеподкреплено диалектной параллелью

ть (окунать) из другого рассказа

Шукшина. Кроме того, его можно обосновать широким контекстом: плывя по реке, на

бурных речных порогах довольно трудно найти время для бездействия и долгих

перекуров, а вот вымокнуть можно легко.

Оценка: За оценку толкования А – до 4 баллов в зависимости от уровня обоснованности.

За оценку толкования Б – до в зависимости от уровня обоснованности.

Итого: 8 баллов

Критерии оценки творческих работ

Умение выразить свою точку зрения; глубина рассуждений

Умение выразить и обосновать: полнота аргументации

Логичность, композиционная стройность

Точность и выразительность речи

Максимальное количество баллов

Список использованной литературы

Б.Ю. Русский язык в вопросах и ответах. –

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып.4. – М.: Просвещение, 2012

Методические рекомендации, подготовленные Центральной предметно

методической комиссией по русскому языку. Они разработаны на основании

«Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников», утверждённого

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г.

№ 1252 (с изменениями от 17 марта 2015 года (Приказ Минобрнауки № 249))

Читайте также:  Названы окончательные составы мужской и женской сборных России на Олимпиаду - VolleyNews
Оцените статью
Олимпиада