Олимпиадные задания | Олимпиадные задания по русскому языку (7 класс): | Образовательная социальная сеть

1 этап

№1. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Вдруг лебедей метнулась пара…Не знаю чья была вина…Закат замлел над дымкой параАлея  как поток вина.В. Брюсов.

№2. Какое лингвистическое явление использовано в рифме стихотворения (смотри текст задания №1)? Раскройте содержание этого термина?

№3. Перепишите первую строку текста задания №1. Какие звуки передаёт буква Е в словах первой строки текста?

№4. Запишите словами следующие сочетания и сложные слова. Назовите два самых длинных слова: на 385-й день, 86-копеечный, 56-процентный, 42-градусный, 30-тонка, 250-летие.

№5. Объясните лексическое значение выделенных слов в тексте. Являются ли эти значения прямыми или переносными. Докажите своё решение.

Но свежее пахнет зеленями

Молодой озябший чернозем,

И струится чище над полями

Звездный свет в молчании ночном.

И. Бунин.

№6. Докажите, что фраза (Не) (за) чем вот здесь прятаться имеет несколько вариантов орфографического и пунктуационного решения,  а значит, и неодинакового понимания.

2 этап

№1. Определите количество звуков в выделенных словах. Докажите свое решение.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Я. Козловский.

№2. Какое слово является самым длинным? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно правильно (слитно, через дефис, раздельно) написать перечисленные слова. В каких случаях нельзя правильно выбрать написание? Почему?

(Шерсте)заготовительная контора,  (вечно)синее небо Флоренции, вера в (высоко)даровитого художника, (желтовато)пышные волосы, (густо)исписанные стихами листы, (все)побеждающая сила, (мало)осведомленный читатель, (вызывающе)развязный тон, (микроскопически)малая величина.

№3. Какое слово является лишним в подборке слов? Докажите своё решение лингвистически:

а) зеленеть, зеленеют, зелень, зеленый; б) кекс, парикмахерская, брудершафт.

№4. Выделите грамматические основы в тексте. Сколько простых предложений в нём содержится?

Я вольный ветер, я вечно вею…Волную волны, ласкаю ивы…В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,Лелею травы, лелею ивы.К. Бальмонт

№5. Объясните значения фразеологизмов. Употребите их в предложении. В какой ситуации вы их употребляете?

 Бабушка надвое сказала, собака на сене, филькина грамота.

№6. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет?

3 этап

№1. Расставьте ударение в словах:  ворожея, торги, дозвонишься, древко, гравировать, облегчить, апостроф, форзац, завсегдатай, танцовщица, кремень, щавель, тигровый, диспансер.

№2. Как правильно писать слово (с,ссу(ж,жж)е(н,нн)ый? Обоснуйте свой ответ.

№3. Какие значения, не зафиксированные толковыми словарями, имеют в современной речи слова: зелёные, кинуть, мышка, стучать, тормозить, париться, забить.

Постарайтесь сформулировать словарное определение этих значений.

№4. Перед вами предложение на непонятном языке, расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Можно ли сделать морфемный и морфологический разборы всех слов, его составляющих? Докажите. Какие грамматические категории невозможно определить, не зная значения слов? Возможны ли варианты?

Флюка грибно затрушела горизаясь мысню бжела.

№5. Что объединяет все эти фразеологизмы? Объясните их значения. Придумайте с ними предложения. В какой ситуации вы их употребляете в своей жизни? Заваривать кашу, расхлёбывать кашу, кашу маслом не испортишь, с (кем-то) каши не сваришь, мало каши ел, каша в голове, (сапоги) каши просят.

№6. Разберите по составу слова и подтвердите ваш разбор словообразовательными цепочками: сногсшибательно, осточертеть, сутолока, понадобилось, добродетельный.

№7. В балладе «Василий Шибанов» А.К. Толстой передаёт речь князя Курбского так, чтобы она как можно больше напоминала эпоху Ивана Грозного:

«Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,                    

В небытную ересь прельщенный?                                     

Внимай же! Придет возмездия час,                                   

Писанием нам предреченный,

И аз, иже кровь в непрестанных боях

За тя, аки воду, лиях и лиях,     

С тобой пред судьёю предстану».

(Так  Курбский писал к Иоанну).

Что же именно Курбский писал к Иоанну? Напишите «подстрочный перевод» письма Курбского с русского на русский.

№8. В международном детском лагере встретились мальчики Ян, Ованес, Джон, Джек, Вано, Жан, Хуан, Иоганн, Хосе, Иван. Определите, кто из какой страны приехал. Найдите лишнее имя. Обоснуйте свой ответ.

4 этап

№1. Слова-близнецы встречаются часто. Например, глаголы «осудить» и «обсудить», существительные «судьба» и «рок». Но почему их так называют – «слова-близнецы»? Чем же они всё-таки отличаются? Обоснуйте свой ответ примерами.

№2. Части пословиц потеряли друг друга. Соберите их вместе, используя обе части:

  • Коня узнают по зубам… Конь играет удилами… Хороший – умом… Что хорошему человеку помеха… Человека – по речам… Болтун – языком… Плохой человек славится озорством… То дурному – утеха…
  • Горькое сладким – трудно… Бранить лучше в глаза… Из слушанного – знания… Сладкое горьким сделать легко… Хвалить – за глаза… Из капель получается море…

№3. Сейчас многие слова уже позабыты, и это мешает нам иногда правильно понимать, что писатель хотел сказать. К таким, в частности, можно отнести и выделенные слова в отрывке из повести М.Ю. Лермонтова «Княгиня Лиговская». Объясните, что означают эти слова в тексте.

Итак, все его путешествия ограничивались поездками с толпою таких же негодяев, как он, в Петровский, в Сокольники и  Марьину рощу. Можете вообразить, что они не брали с собой тетрадей и книг, чтобы не казаться педантами. Приятели его… были всё молодые люди, которые встречались с ним в обществе, ибо в то время студенты были почти единственными кавалерами московских красавиц, вздыхавших невольно по эполетам и аксельбантам, не догадываясь, что в наш век эти блестящие вывески утратили своё прежнее значение.

№4. Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Используйте, где это нужно, и прямую речь. Добейтесь того, чтобы не было повторов. Объясните, почему для разных людей самым ценным ориентиром оказалось разное.

Путешественник оказался в незнакомом городе и спрашивает у прохожих, как пройти к музею. Один человек посоветовал ему найти купола, дойти до церкви, потом повернуть направо, там будет музей. Но другой человек решил, что так идти не совсем удобно. Он предложил дойти до мечети, а от нее повернуть налево, таким образом можно сократить путь.

№5. Как называются люди, живущие в Петербурге, Одессе, Томске, Харькове, Пскове, Курске, Ярославле?

№6. Укажите, чем отличаются выделенные омонимичные слова (да – да; как – как). Спишите предложения, расставив знаки препинания и выделив грамматические основы.

Мороз не велик, да стоять не велит. Два друга – мороз да вьюга. Как вольго дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны!..  Вся жизнь развертывается легко и быстро, как свиток.

№7. Вот начало русской народной сказки «Морозко»:

Живало-бывало, — Жил дед да с другой женой. У деда была дочка, у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и недовернёшься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница. Падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – ещё до свету… Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть шумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется.

А вот как начинается немецкая сказка (в буквальном переводе):

У одной вдовы было две дочери, одна из которых была прекрасна и прилежна, а другая некрасива и ленива. Но она любила больше некрасивую и ленивую, так как та была ее родной дочерью, а другая должна была выполнять всю работу и быть в доме золушкой.

Сопоставьте фрагменты из сказок: чем они похожи и чем отличаются? Какая вам больше нравится? Почему? Вспомните названия сказок со схожим сюжетом. Кто их авторы?

 №8. Перепишите следующие слова в таком порядке:

  • Слова, где есть разделительный Ь
  • Слова, где только мягкие согласные звуки
  • Слова, где звуков столько же, сколько и букв

Целый день лежит тюлень,И лежать ему не лень.Жаль, тюленье прилежанье -Не пример для подражанья.Б. Заходер.

Ответы

Олимпиада по русскому языку 7 класс | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Школьный тур олимпиады по русскому языку

7 класс

2022 год

Дорогие участники олимпиады!

Предлагаем вам выполнить задания, которые помогут определить уровень вашей лингвистической эрудиции,  языковую интуицию, умение рассуждать и выражать собственное мнение.  

  Выполняя задания, внимательно читайте формулировку. Не спешите отказываться от выполнения задания, если оно показалось вам сложным. Формулировка задания часто содержит подсказки, учитывая которые, вы сможете понять способ решения лингвистической задачи. Помните, что  даже за частично выполненное задание вы можете получить баллы. Старайтесь рассуждать и грамотно, точно, полно выражать свои мысли.

На выполнение работы отводится 1 астрономический час.

Задания выполняются на отдельных листах,  при этом переписывать формулировку задания не нужно.

Можно использовать черновик, его нужно будет сдать вместе с работой.  Задания, выполненные на черновике, не проверяются. В черновике задания можно  делать в любом порядке. В чистовике ответы на задания должны быть оформлены последовательно. Если вам не удалось выполнить какое-то из заданий, запишите его номер и оставьте пустое место.

 Пишите аккуратно, оставляйте поля и небольшое расстояние между заданиями. Это поможет правильно посчитать все набранные вами баллы.

Максимальная оценка за  выполнение конкурсных заданий –50  

 баллов.

Постарайтесь рационально использовать отведенное время. Обязательно оставьте время на проверку работы.

Надеемся, что выполнение задания будет для вас увлекательным и полезным занятием.

Желаем успешной работы!

Задание 1.

Расставьте  ударение в словах  

 Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха.                                                           Максимум 5 баллов

Задание 2.

    Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я.

 А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?                                              Максимум 2 балла

Задание 3. 

 Вспомните значение выражений со сдвоенным словом «хлеб-соль».

                                                                                          Максимум 6 баллов

Задание  4. 

 Только одно из этих слов образовано от славянского слова «око», имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан.                                     Максимум 4 балла

Задание 5.   

Что общего и что различного в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?                                       Максимум 5 баллов

Задание 6.  Распределите   приведенные ниже слов  словосочетания с учетом смыслового   различия орфоэпических вариантов    серде[шн]ый и серде[чн]ый.         

1 – серде[шн]ый              2 – серде[чн]ый

 Ответ оформите в виде теста:  1 — ?… 2 – ?…        

А. Мышца. Б. Встреча. В. Друг. Г. Боль. Д. Дела. Е. Благодарность.                                   Максимум 6 баллов

Задание  7. Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

                                                                                          Максимум 5 баллов

Задание 8.

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Коров, домов, столов, голов, подков.

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

                                                                                         Максимум 6 баллов

Задание 9.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами – хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так называл? Приведите 3-4 примера таких слов.

                                                                                           Максимум 7 баллов

Задание 10.

Назовите известные вам лингвистические словари русского языка. Расскажите об одном из них (3-5 предложений).

                                                                                         Максимум 4 балла

Задание 1.  Расставьте  ударение в словах       

   Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха.

Ответ:    

 Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил,  средства,  досуха                                                          

  Максимум 5 баллов(за правильный ответ 0,5 балла)

Задание 2.

    Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я.

 А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?                                              Максимум 2 балла

Ответ

В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.

(2 балла, за правильный ответ-1 балл)

Задание 3. 

 Вспомните значение выражений со сдвоенным словом «хлеб-соль».

                                                                                          Максимум 6 баллов

Ответ:

( 6 баллов, правильный ответ-1 балл)

Задание  4. 

 Только одно из этих слов образовано от славянского слова «око», имеющее значение «глаз». Какое? Свой ответ аргументируйте.
Окно, околица, окинуть, океан.                                  Максимум 4 балла

Ответ:
Это слово «окно». Оно образовано от слова «око». Буквальное его значение – глазок в стене. Сравните: дверной глазок.
«Околица» образовано от слова «около», родственного древнерусскому слову коло-круг.
Глагол «окинуть» образован от слова «кинуть» с помощью приставки О.
Слово «океан» пришло в русский язык из греческого (греч. okeanos означает «всемирное море», «море, омывающее вселенную»).

Правильный ответ – 2 балла

Аргументация – 2 балла

( 4 балла)

Задание 5.   

Что общего и что различного в морфемном составе и словообразовании слов пешеходный, канатоходец?                                     Максимум 5 баллов

Ответ:

Слова имеют одинаковую структуру (одинаковое строение) (1 балл): первый корень соединительная гласная второй корень суффикс окончание.  

1 балл за разбор слова (школьники, как правило, используют принятые условные обозначения).

Слова различаются способами образования (1 балл):  пешеходный от  пешеход  (1  балл), способ образования суффиксальный (1  балл),  канатоходец  –  сложение и суффиксация от  ходить по канату (или сложно-суффиксальный) – 2 балла.

Дополнительно может быть поставлен  1 балл за пояснение: слова «канатоход» нет, поэтому значение выражено сложением слова и корня слова с присоединением суффикса

Задание 6.  Распределите   приведенные ниже слов  словосочетания с учетом смыслового   различия орфоэпических вариантов    серде[шн]ый и серде[чн]ый.         

1 – серде[шн]ый              2 – серде[чн]ый

 Ответ оформите в виде теста:  1 — ?… 2 – ?…        

А. Мышца. Б. Встреча. В. Друг. Г. Боль. Д. Дела. Е. Благодарность.                Максимум 6 баллов

 Ответ:  1 – В, Д ;  2 – А, Б, Г,Е.  ( серде[шн]ый – связанный с влюбленностью, с любовным увлечением; сер-де[чн]ый – доброжелательный, добрый, искренний). (6 баллов, правильно выбранное слово-1 балл)

Задание  7. Составьте предложения со словом язык так, чтобы оно выступало  в роли разных членов предложения (форму слова можно изменять).

                                                                                          Максимум 5 баллов

Ответ:

Например: Язык – орган вкуса. (Подлежащее)

                    Положите таблетку под язык. (Обстоятельство)

                    Он владеет русским языком. (Дополнение)

                   Русский – мой родной язык. (Сказуемое)

                   Кушанья из языка вкусны и полезны. (Несогласованное определение).*

( 5 баллов)

  Задание 8.

Выделите окончания у приведенных ниже существительных в форме родительного падежа множественного числа.

Коров, домов, столов, голов, подков.

В каком из слов выделение окончания зависит от его значения?

                                                                                        Максимум 6 баллов

Ответ:

  1. Коров – нулевое окончание, домов– окончание –ов, столов окончание –ов, голов – окончание нулевое, подков -окончание нулевое.
  2. Если голов от голова, то окончание нулевое; если от гол, то окончание –ов.

Выделения окончания одного слова – 1 балла.

Всего 5 баллов.

Ответ на вопрос 1 балл.

( 6 баллов)

Задание 9.

Известный русский лингвист Александр Матвеевич Пешковский называл слова определенной категории «словами – хамелеонами». Что это за слова? Почему ученый их так называл? Приведите 3-4 примера таких слов.

                                                                                    Максимум 7 баллов

Ответ:

Эти слова, переходящие из одной части речи в другую (1). Подобно хамелеону, меняющему свою окраску в зависимости от температуры и освещенности, они в зависимости от контекста (1) приобретают различную лексико – грамматическую «окрашенность» (1). Часовой (механизм) – относительное прилагательное, обозначающее признак предмета (механизма); часовой (на посту) – существительное, обозначающее лицо (человека).

Определение «слов- хамелеонов» — 1 балл.

Комментарии – до 2 баллов.

Один пример – 1 балл.

( 7 баллов)

Задание 10.

Назовите один  известный вам лингвистический словарь русского языка. Расскажите об нём (3-5 предложений).

                                                                                         Максимум 4 балла

Ответ:

Название одного словаря – 1 балл.

Рассказ о словаре – до 3 баллов в зависимости от точности сведений и грамотности их изложения.

Олимпиадные задания | олимпиадные задания по русскому языку (7 класс): | образовательная социальная сеть

Олимпиада «Знатоки русского языка»

Задания к олимпиаде по русскому языку

7 класс

1.Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

2.Расставьте ударение в словах:

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3.Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.

Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще СинееСинь Небес и зелень деревьев радуют глаз.

4.Объясните значение слов.

Бал – балл; искусный – искусственный.

5.Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова? 
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

6.Замените фразеологизмы синонимами.

Держать в ежовых рукавицах

Брать себя в руки

С гулькин нос

Поднять на смех

Рукой подать

Вставлять палки в колёса

Бить баклуши

7.Какой частью речи являются выделенные слова в предложении:

Как он Смел! Как он СмелБольной ребёнок. Больной Выздоровел.

8.Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающий всем.

9.Продолжите пословицы и поговорки: А) Не спеши языком ….; б) Назвался груздем …; в) Дарёному коню …; г) Что написано пером …; д) В чужом глазу сучок видим …

10.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

Я н…когда (не)встречал такого (не)разговорчивого человека, (не)умеющего найти общий язык (не)понимающего своего собеседника и (не)желающего понять его.

Мы (не)заметили приближающейся бури стремительно несущейся с севера и нагоняющ…й ужас на всех.

Ветер стих и листья, только что шептавш…ся о чём(то) замерли.

Ответы и критерии оценивания

(к олимпиаде по русскому языку для 7 класса)

1.Неуютно – 7 букв, 8 звуков, неприязнь – 9 букв, 9 звуков, пожелание – 9 букв, 10 звуков, взволнованный – 13 букв, 12 звуков, отъехать – 8 букв, 7 звуков, январь – 6 букв, 5 звуков. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 3 балла)

2.ДефИс, звонИшь, договОр, тОрты, процЕнт, каталОг, прИбыл, положИл, чЕрпать, срЕдства, дОсуха, втрИдорога. (За каждое слово по 0,5 баллов. Всего 6 баллов)

3.Нос Посинел от холода. Посиневшие тучи ползли по небу. Её глаза теперь казались еще СинееСинь Небес и зелень деревьев радуют глаз. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 б.)

4.Бал – большой танцевальный вечер, балл – единица оценки, отметка; искусный – умелый, искусственный –не природный, не настоящий.. (За каждое слово по 1 баллу. Всего 4 балла)

5.Трасса – дорога, дискуссия – спор, авеню – улица, шеф – начальник, маэстро – крупный музыкант, живописец, фиаско – неуспех, полная неудача (6 баллов)

6.Держать в ежовых рукавицах – обходиться с кем-нибудь строго, сурово

Брать себя в руки – сдержать себя от проявления волнения, гнева, начать спокойно делать что-нибудь.

С гулькин нос – очень мало

Поднять на смех – осмеять

Рукой подать – очень близко

Вставлять палки в колёса – препятствовать

Бить баклуши – ничего не делать (За каждый фразеологизм по 1 баллу. (Всего 7 баллов)

7.Как он Смел (краткое прилагательное)! Как он Смел (глагол)Больной (прилагательное) ребёнок. Больной (существительное) Выздоровел. (4 балла)

8.Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

Когда входишь в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.

Я человек горячий, увлекающийся всем (или увлекаюсь всем).(4 балла)

9.а) Не спеши языком, а спеши делом; б) Назвался груздем – полезай в кузов; в) Дарёному коню в зубы не смотрят; г) Что написано пером, того не вырубишь топором; д) В чужом глазу сучок видим, в своём бревна не замечаем. (5 баллов)

10.Я никогда не встречал такого неразговорчивого человека, не умеющего найти общий язык, не понимающего своего собеседника и не желающего понять его.

Мы не заметили приближающейся бури, стремительно несущейся с севера и нагоняющей ужас на всех.

Ветер стих, и листья, только что шептавшиеся о чём-то, замерли. (За орфограммы – 5 баллов, по 0,5 за каждую. За пунктограммы – 2 балла, по 0,5 за каждую)

Итого: 50 баллов

50- 45 баллов – 1 место

44 – 35 баллов – 2 место

34 – 25 баллов – 3 место

Оцените статью
Олимпиада