Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс Олимпиада

Задание №6. подчеркни лишнее слово в каждой строчке, объясни почему.

а) поездка, полка, посмотреть, посадка -____________________________________________________

б) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки___________________________________________________

в) жалость, жалоба, жалкий, жалить_______________________________________________________

г) кресло, бревно, пальто, число, весло ____________________________________________________

д) звук, жест, долг, глаз, рукав ___________________________________________________________

е) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь ________________________________________________

Задание №7.  Составьте  словосочетания, в которых слово МЯГКИЙ употребляется в различных значениях. Значения не должны повторятся.

Мягкий ____________________________   — нежесткий                                                                            

Мягкий   ___________________________   — уступчивый                                                                                      

Мягкий  ___________________________    — нерезкий                                                                                              

Мягкий ____________________________   — тёплый

Мягкий ____________________________   — буква                                                                                  

Мягкий   ___________________________      звук

Задание №8.  Прочитай стихотворение-каламбур, раскрой скобки. Укажи части речи.

Нес медведь, шагая (к)рынку, ____________________________________________________________________

На продажу меду (к)рынку, ___________________________________________________________________

Вдруг на Мишку – вот (на)пасть –____________________________________________________________________

Осы вздумали (на)пасть, ____________________________________________________________________

Мишка с армией (о)синой _____________________________________________________________________

Дрался вырванной (о)синой, _____________________________________________________________________

Мог ли в ярость он не (в)пасть _____________________________________________________________________

Если осы лезли (в)пасть, _____________________________________________________________________

Жалили куда (по)пало, ______________________________________________________________________

Им за это и (по)пало ______________________________________________________________________

Задание №9.  Угадай  слова по историческим сведениям об их происхождении.   

  1. Древнерусское слово УЛЬ превратилось в улитку и «поползло» в пространстве между рядами домов. О каком словарном слове идет речь? ______________________
  2. Какое русское слово служит рядовым в армии в паре с итальянским «сольдо», что значит «деньги»? ________________________
  3. Рукавицы «сварили» в кипятке, чтобы они стали теплее и прочнее. Как называются «варёные рукавицы»?  __________________________

Задание №10. Доктор Ватсон, желая узнать, как продвигается расследование, послал Шерлоку Холмсу открытку с одним лишь знаком препинания. Шерлок Холмс, у которого дела шли великолепно, не ударил в грязь лицом и ответил не менее лаконично.

Какие знаки препинания помогли им понять друг друга? Подчеркни правильный ответ.

.  и  ?                ?  и  :                          ?  и  ?                          ?  и  …                      ?  и  !

Задание №11.   Укажи эпитет, рифму, сравнение, метафору, олицетворение:

луна, как бледное пятно — _______________________

весёлый треск — _______________________________

шепчется листва — _____________________________

летом – цветом — ______________________________

берёзовый ситец — _____________________________

Задание №12.   Прочитай  текст.

Старый русский алфавит состоял только из заглавных бук в. С появлением книг появились и разные шрифты – печатный и письменный. Чуть позднее стали выделять два вида букв – большие (заглавные) и маленькие (строчные).

О чём автор хотел сказать нам в тексте? Выдели  наиболее точный ответ на этот вопрос:

а) о различных шрифтах русского алфавита;      

  б) о том, как изменялся шрифт в русском алфавите;

в) о том, что важно научиться писать заглавные буквы.

Задание №13.  Разгадай пословицу. 

          Подчеркни правильное толкование пословицы.

  1. У всякого события есть последствия.
  2. От огня всегда идёт дым.
  3. У всякого явления есть своя причина.
  4. Если есть дым, значит, есть и огонь.

Рекомендации к проверке олимпиады

Задание 1 — максимально 5 баллов 

За диктант без ошибок – 5 б.; за 1 ошибку снимать по 1 б.; за  исправление снимать 0,5 б.

Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

Белый Мишка — талисман Олимпиады

             За полярным кругом в ледяном иглу живет белый Мишка. В его доме из снега и льда сделаны душ, кровать, компьютер и даже спортивные тренажеры. Белый Мишка с раннего детства воспитывался полярниками. Они научили его кататься на лыжах, бегать на коньках и играть в кёрлинг.

Задание №2 — максимально 7 баллов   

Найдена транскрипция с ошибкой  – по 1б; верная транскрипция – по 1б; слово без ошибок – по 1б. Если указаны неверные транскрипции или слова написаны с ошибками, то за каждую позицию (транскрипция или слово) снимается по 1 баллу. Если баллы «уходят в минус», то за задание ставится 0 баллов.

Считаются верными ответы:

1)  [г в `о з т’] — [г в `о с’ т’]   [`я с т р и п] — [й’`а с т р’ и п]        

2) полотенце, коньки, съезд, съест, граммы.

Задание №3 — максимально 5 баллов 

За каждый верное слово – 0,5 балла; за верное определение склонения – по 0,5балла.

Считаются верными ответы: мать (3 скл.), баян (2 скл.), слово (2 скл.), кукла (1 скл.), пион (2 скл.).

Задание №4 –максимально 2 балла

За каждое верное слово –  1 балл. Считаются верными ответы: Китай, пирог.

Задание №5 — максимально 4 балла 

За каждый верный ответ –  0,5 балла, за 1 ошибку снимается 1 балл.

Считаются верными ответы: весло, везло, село, седло, свисало, звало, сто, тепло. 

Задание №6 — максимально 6 баллов 

Олимпиада для учащихся начальной школы по русскому языку | олимпиадные задания по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

2 класс

Олимпиадные задания

Школа______________________ Класс________________

Фамилия____________________Имя__________________

  1. Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово:

маиз, шиамна, теевр, акша.

Ответ:_______________________________________________________              (4 балла)

  1. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые. Названия блюд подчеркни: 


салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.

( 5  баллов)

  1. Прочитай слова. Если используешь первые буквы слов в скобках, то отгадаешь клички животных. Запиши их правильно рядом с названием каждого животного.

Конь______________________(бочка, утка, яма, нос).

Корова ____________________(нога, очки, чулки, кот, арбуз).

Коза ______________________(заяц, орёл, йод, крыша, автобус).

Котик_____________________(пушка, ухо, шишка, осина, крот).                        (4  балла)

  1. Закончи фразеологизм подходящим словом (фразеологизм – устойчивое сочетание слов):

Голоден как_____________________

Изворотлив как__________________

Нем как_________________________

Болтлив как_____________________

Как мокрая _____________________

( 10  баллов)

  1. В каждом ряду найди лишнее слово и подчеркни его. Рядом напиши обобщённое название оставшихся предметов:

Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён — _______________

Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша — ____________

Дождь, снег, град, гололёд, иней — ____________________

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол — _______

Ответ:_______________________________________________________(8  баллов)

  1. Соедини стрелками начало фраз их концы.

          Будет и на нашей улице…                 …дома лучше.

          Волков бояться —                                 …сплыло.

          Было, да…                                           …век учись.

          В гостях хорошо, а…                          …праздник.

          Век живи — …                                        …в лес не ходить.                                (10 баллов)

  1. Запиши названия птиц. Для этого в каждом ряду найди и зачеркни одинаковые буквы.

повтиокщьткьувха_________________________________________________

кщбефагшбофашлк_________________________________________________

клэвагоарэшвгулн___________________________________________________    (6 баллов)

  1. Вставь  в пропуски подходящие по смыслу слова, которые даны внизу.

На скрипучие качели

сели шустрые __________.

Повертелись,___________,

на верёвки _____________.

Плохо кончились затеи –

Лопнул старенький канат…

Все упали вверх тормашками

и  вздыхали под___________:

« Ох, как лапочки__________!»

                         (М. Моравская)

Слова для справок: шмели, ромашками, налегли, болят, загудели.                                    (5 баллов)

  1. Запиши слова во множественном числе:

Стол – ________________________; стул – _____________________;

ухо — ___________________; человек – __________________________;

дерево – ___________________; козлёнок — _________________________.            (6 баллов)

  1. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.

Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.

Ответ:__________________                                                                                          (2 балла)

  1. Вставьте в скобки слог из трёх букв. Он должно заканчивать первое слово и начинать второе.

Карна ( ____) ьс                          Теле (______) тан

Под (_____) ок                            Бал (______) церт

            Вам (______) амида                    Утко (______) илки                                                   (12 баллов)

  1.  Вспомни, героям какой сказки понадобился предмет. Соедини название сказки и предмета линией:

Зонтик                                                 «Дикие лебеди»

Санки                                                  «Стойкий оловянный солдатик»

Скорлупа грецкого ореха                  «Оле-Лукойе»

Крапива                                               «Снежная королева»

Бумажный кораблик                          «Дюймовочка»

(10 баллов)

  1. Подчеркните слова, в которых третий слог ударный.

Крокодил, столовая, книжечка, алфавит, Ирина, Светлана.

(3 балла)

  1. Сравни  2 таблицы.  Соотнеси буквы из правой таблицы со следованием цифр в  левой, запиши получившуюся пословицу.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________

(15 баллов)


Ответы на олимпиадные задания

по русскому языку и литературному чтению

2 класс

1.Зима, машина, ветер, каша.

2.Салат, уха, компот, рагу.

3. Конь Буян

Корова Ночка

Коза Зойка

Кот Пушок

4. Голоден как_собака

Изворотлив как уж

Нем как рыба

Болтлив как_сорока

Как мокрая __курица

5. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён — __имена людей__

Молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша — _молочные продукты

Дождь, снег, град, гололёд, иней — __осадки

Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол — _игры

6. Будет и на нашей улице…                 …дома лучше.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

          Волков бояться —                                 …сплыло.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

          Было, да…                                           …век учись.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

          В гостях хорошо, а…                          …праздник.

          Век живи — …                                        …в лес не ходить.  

7.пищуха, щегол, коршун

8. На скрипучие качели

сели шустрые  шмели.

Повертелись, загудели,

на верёвки налегли.

Плохо кончились затеи –

Лопнул старенький канат…

Все упали вверх тормашками

и  вздыхали под ромашками:

« Ох, как лапочки болят!»                         (М. Моравская)

9.Стол – столы; стул – стулья; ухо — уши_; человек – люди;дерево – деревья; козлёнок — козлята_.      

10. Ответ: 5 раз.

11. Карна (вал) ьс                          Теле (_фон_) тан

        Под (нос) ок                            Бал (__кон) церт

        Вам (_рам) амида                    Утко (_нос_) илки      

    12. Зонтик                                                 «Дикие лебеди»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

 Санки                                                  «Стойкий оловянный солдатик»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Скорлупа грецкого ореха                  «Оле-Лукойе»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Крапива                                               «Снежная королева»

Бумажный кораблик                          «Дюймовочка»

13.Крокодил, алфавит.

14.Без терпенья нет ученья.

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

3 класс

Олимпиадные задания

Школа______________________ Класс________________

Фамилия____________________Имя__________________

  1. «Загадки-шутки»

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________
2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________
3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________
4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

                           (4 балла)

  1.  Замени выражения одним глаголом.


Клевать носом____________________
Зарубить на носу__________________ 
Чесать языки______________________
Выходить из себя____________________
Дать стрекача______________________
Бить баклуши _______________________
Ломать голову________________________

(7 баллов)

  1. Составь слово, если в нём:       

       
Корень – из слова моряк 
Окончание – из слова зимний 
Приставка – из слова прилететь 
Суффикс – из слова русский. ____________________

(2 балла)

  1. Что означают данные слова?

                      Уста –__________________
Очи –__________________
Перст –__________________
Чело – __________________

(8 баллов)

  1. Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:


Диво пони сок = ______________________
Воз бедро пике = _____________________
Хор ум ом = _________________________
Лён ас ком = ________________________

(12 баллов)

  1. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

                        _____________ выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
________________ пропал у пони,
________________ вянут на газоне,
А мартышка не страдает — 
________________ уплетает.                                                                              
(8 баллов)

  1. Жили-были дед да баба. Занимались они огородничеством. Имена старухи, деда, названия их жилища и того, что они сеяли, читается одинаково справа налево и наоборот. Найдите эти слова.

Дед ____________________.
Баба ___________________.
Жилище ________________.
Растение ________________.                                                                              
(8 баллов)

  1. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово: 


Щ, о,р, б ________ 
Е,л,о, д _________ 
Н, ы, о, т________ 

(6  баллов)

  1. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг — враг). Не забывайте, что это стихи.


Я сегодня не помню, что было  ___________,
По утрам забываю свои  _________________,
В белый день забываю огни,
По ____________ забываю дни. (А.А. Блок)                                                       
(9 баллов)

  1. «Расшифруйте» слова:
    по2л ___________________
    2рь ____________________
    с3 _____________________ 
    ви3на __________________
    1очество______________                                                                                      
    (10 баллов)
  1.  Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.
    И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я                                                                        
    (4 балла)
  1. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.


Поди, туда — не знаю куда,___________________________________
Скоро сказка сказывается,___________________________________
Это всё присказка,__________________________________________

(12 баллов)

  1. Соедини линиями фамилии авторов и их произведения.

       К. Чуковский                               «Крокодил Гена и его друзья»

       С. Михалков                                «Федорино горе»

       Э. Успенский                               «Снежная королева»

       А. Пушкин                                   «Дядя Степа»

       Г. Х. Андерсен                             «Конек-Горбунок»

             П. Ершов                                      «Сказка о рыбаке и рыбке»                                 (6 баллов)

  1. В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки. Исправьте их и запишите верно.

        а) В гостях хорошо, а дома – хуже. ______________________________________________

        б) Ус хорошо, а два – лучше. ___________________________________________________

        в) Дыма без коня не бывает. ___________________________________________________

(4 балла)

Ответы на олимпиадные задания

по русскому языку и литературному чтению

3 класс

  1. Нос, уши, ветер, язык.
  2. Клевать носом__    засыпать, дремать
    Зарубить на носу__
    запомнить 
    Чесать языки____
    болтать, сплетничать
    Выходить из себя___
    злиться, раздражаться
    Дать стрекача__
    убегать
    Бить баклуши __
    бездельничать
    Ломать голову__
    думать_
  3. Приморский .
  4. Уста –_губы

  Очи –__глаза
Перст –_
палец
Чело – __
лоб_

  1. Подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок.
  2. __Август_ выпал жаркий-жаркий.
    Ах, как душно в зоопарке!
    __
    Аппетит_ пропал у пони

 __Астры____ вянут на газоне,
А мартышка не страдает — 
__
Ананасы__ уплетает.      

  1.          Дед ___Тит_____.
    Баба
    Анна, Алла
    Жилище __
    шалаш___.
    Растение _
    боб__.    
  2. Борщ, дело, ноты.
  3.       Я сегодня не помню, что было  _вчера_,
    По утрам забываю свои  _
    вечера__,
    В белый день забываю огни,
    По _
    ночам_ забываю дни  
  4. Подвал, дверь, стройка, витрина, одиночество.
  5. Иван, Иваново, Волга, Галя, Аля, Иванов, Вано.
  6.       Поди, туда — не знаю куда,_ принеси то, не знаю  что.
    Скоро сказка сказывается,__
     да не скоро дело делается._
    Это всё присказка,__
    сказка будет впереди_________    .
  7.  К. Чуковский                                      «Крокодил Гена и его друзья»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

       С. Михалков                                        «Федорино горе»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

       Э. Успенский                                     «Снежная королева»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

       А. Пушкин                                              «Дядя Степа»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

       Г. Х. Андерсен                                   «Конек-Горбунок»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

            П. Ершов                                               «Сказка о рыбаке и рыбке»    

  1.         а) В гостях хорошо, а дома – хуже.          лучше

        б) Ус хорошо, а два – лучше.            ум

       в) Дыма без коня не бывает.             огня

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА

4 класс

Олимпиадные задания

Школа______________________ Класс________________

Фамилия____________________Имя__________________

  1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове? Подчеркни. Какой зверь? Напиши.


а) палисадник; б) камыш; в) заслонка; г) посёлок; д) укротитель.    _______________

(2 балла)

  1. Объясните значение фразеологизмов одним словом.

Мозолить глаза — __________________________________________
Прикусить язык — __________________________________________
После дождичка в четверг — _________________________________
Лясы точить — _____________________________________________
У чёрта на куличках — ______________________________________                      
(5 баллов)

  1. Вспомни, кто есть кто: человек, удав, лисёнок и т. п. из следующих литературных персонажей:

  Дядя Фёдор-________________             Гена — __________________________________

  Багира -____________________             Господин Нильсон- ______________________

  Гвидон — ___________________             Яло — ______________________________

(15 баллов)

  1. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.


Логика — иголка
Ракета — ___________________
Каприз — ___________________
Мольба — ___________________ 
Каратист — __________________                                                                                
 (8 баллов)

  1. Поставьте слова в множественное число:


Человек — ______________                  Лист (бумаги) — _____________
Лист (дерева) — ____________             Ребёнок — _________________
Зуб (волка) — _______________           Зуб (пилы) — _______________                      
(6 баллов)

  1. Вставь вместо *___ предлоги:


Я *___ утра *_____ лесу гуляю,
*_____ росы я весь промок.
Но зато теперь я знаю *____ березку и *____ мох,
*_____ малину, ежевику,
*_____ ежа и *_____ ежиху,
*______ которой *______ ежат
Все иголочки дрожат.                                                                                    
(10 баллов)

  1. Установи соответствие и соедини стрелками правильные ответы.

             Алексей Толстой                    «Три толстяка»

             Александр Волков                 «Городок в табакерке»

                    Юрий Олеша                          «Золотой ключик или Приключения Буратино»

              Владимир Одоевский             «Волшебник изумрудного города»          (4 балла)

  1. Какие животные упоминаются в следующих устойчивых выражениях?

1. Пишет как ____________ лапой.

2. Делить шкуру неубитого ____________ .

3. На сердце ______________ скребут.

4. ___________ носа не подточит.

5. Лить ____________ слезы.

6. Биться, как__________ об лёд.

                                        7. Вот где_____________ зарыта.                                      (7 баллов)

9. Впиши в строчки  сложные слова с недостающими буквами.

1.Специалист по разведению сада.

2.Паровой колёсный двигатель.

3.Канал для выхода дыма из печи.

4.Русская народная игра- пляска.

5.Лес, поваленный бурей.

6.Стихийное, бесплановое событие.

7.Огнестрельное оружие.

(14 баллов)

10. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ   ________________________                           (2 балла)

11. В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: »Жара – розовые щечки» означает »Мороз – Красный нос».

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

     1) »Найденная луна»________________________________                         

     2) »Прекрасный лебедь»__________________________________  

     3) »Быль о живой крестьянке и одном слабаке» _______________

     4) »Умник на солнце»______________________________________                      (12 баллов)

12. Какое из этих выражений означает не то, что остальные? Подчеркни его.       а) На всех парах.                        

 б) Во весь опор.

       в) Во всю прыть.   

  г) Во всю глотку.                    

       д) На всех парусах.                                                                                                     (4  балла)

13. Из букв каждой пары слов составьте название животного:


Лик рок = _________________
Поле дар = ________________
Шаль до = _________________
Лов буй = __________________                                                                                    
(8 баллов)

14. Соотнеси начало и окончание. Соедини стрелками.

     Пушинка к пушинке –                  проживёт и семейка.

     Была кучка,                                     и выйдет перинка.

     Копейка к копейке —                       стал ворошок.                                                      (3 балла)

  Ответы на олимпиадные задания

по русскому языку и литературному чтению

4 класс

1.камыш (мышь)

2. Мозолить глаза — _____надоедать____________
Прикусить язык — ____
замолчать_____________________
После дождичка в четверг — ___
когда-нибудь, не скоро_____________
Лясы точить — ____________
болтать_____________
У чёрта на куличках — ______
очень далеко___________      

3.    
Дядя Фёдор-__
мальчик             Гена — _______крокодил__

  Багира -__пантера             Господин Нильсон- ________человек_______

  Гвидон — _князь                Яло — _____девочка________

4.        Ракета — _карета___
Каприз — ___
_приказ_____
Мольба — ___
альбом____ 
Каратист — ____
артистка_    

5.           Человек — __люди__                  Лист (бумаги) — _листы
Лист (дерева) — __
листья_             Ребёнок — ___дети_
Зуб (волка) — __
зубы___           Зуб (пилы) — ___зубья__

6.      Я  С утра ПО лесу гуляю,

ОТ росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю

ПРО березку и ПРО мох,

ПРО малину, ежевику,

ПРО ежа и ПРО ежиху,

ОТ  которой У ежат

все иголочки дрожат.

7. Алексей Толстой                    «Три толстяка»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

             Александр Волков                 «Городок в табакерке»Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

                    Юрий Олеша                          «Золотой ключик или Приключения Буратино»

              Владимир Одоевский             «Волшебник изумрудного города»    

8.1)курица; 2) медведя; 3) кошки; 4) комар; 5) крокодильи; 6) рыба; 7) собака

  1. садовод, паровоз, дымоход, хоровод, бурелом, самотёк, пулемёт   
  1. подснежники
  1.   1) »Найденная луна»___Краденое солнце_                         

                2) »Прекрасный лебедь»___Гадкий утёнок__________  

     3) »Быль о живой крестьянке и одном слабаке» Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

     4) »Умник на солнце»___Незнайка на Луне__          

12.во всю глотку

13. Лик рок = __кролик__
Поле дар = __
леопард__
Шаль до = __
лошадь___
Лов буй = ___
буйвол____       

14.  Пушинка к пушинке –                  проживёт и семейка.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

     Была кучка,                                     и выйдет перинка.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

     Копейка к копейке —                       стал ворошок.                                                                                                                                 

Городская олимпиада по русскому языку для учащихся 3 класса — 2022 г. | олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме: | образовательная социальная сеть

ШИФР_____________

Городская олимпиада для младших школьников «Орешек знаний»

2022-2022 учебный год

Русский язык — 3 класс

Дорогой друг!

Сегодня тебе предстоит расколоть Орешек знаний – выполнить олимпиадные задания! Внимательно читай задания, не спеши! Время выполнения – 2 урока.

 Желаем удачи!

Задание 1

Мальвина придумала для Буратино игру «Матрешки». Она спрятала некоторые  слова в других словах. Помоги Буратино — найди и подчеркни эти слова:

  название месяца в слове майка,  

  насекомое в слове коса,  

  небольшой домик в слове незабудка,  

  ноту в слове мишка,  

  зверька в слове стёжка,  

  дерево в слове шмель,  

  зверя в слове стрекоза.

Задание 2

Напиши, названия каких зверей и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать

а) храбреца         _____________________   г) задиру  ______________________                                              

б) глупца             _____________________   д) хитреца ______________________                      

в) безбилетника  _____________________  е) болтуна ______________________

Задание 3

Хочешь найти клад? Тогда зачеркни буквы, обозначающие глухие согласные звуки, раздели текст на слова, и ты узнаешь место, где тебе откроют тайну!  

ЦЖТДЧЁКМВФОЩГШРПОХМСНТОЦМП

ЗЩЕЧЛЁСНОХМДФОПМКЕИТДИТДАЦДИЧХМ

ИСЗУПМРХУТДЫЦИРПУШБТИХНФЫ.

 Напиши текст расшифрованной записки.                            

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Слова решили, что они очень похожи, и захотели породниться. Найди и зачеркни «третье лишнее». Продолжи ряд:

Вода, водяной, водить … ____________________________________________

Чайник, нечаянно, чай … ____________________________________________

Сыр, сырой, отсыреть …____________________________________________

Нос, поднос, носатый … ____________________________________________

Задание 5

Прочитай ребус и ты что-то узнаешь о девочках, изображенных на картинке.    

ТЯ     И     Я   ___    РУ

С               Д              ГИ

Ответ:_____________________________________________________________

Задание 6

Из букв каждой пары слов составь название животного:

а) лик рок =________________________

б) шаль до = _______________________

в) лов буй = ________________________

Задание 7

Соедини линией выражения, противоположные по значению

Задание 8

Подчеркни слово, которое отличается по составу от всех остальных. Докажи.

лесок     поясок     песок     колосок     голосок

Задание 9

Определи и запиши в скобках, к какой части речи относятся выделенные слова.

Стою на нашем берегу (                  ) покой границы берегу (                  ).

В углу раздался детский плач (                     )

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (                    )

Задание 10

Найди ошибочные утверждения:

а) для слова «сердце» проверочным является слово «сердечко»;

б) слово «подъезд» имеет два варианта переноса;

в) в слове «карман…чик» пишется мягкий знак, так как звук [н`] мягкий;

г) в слове «министр» три слога;

е) в предложении «Илья любит играть с Юлей» восемь мягких согласных звуков.

Задание 11

Определи правило, по которому образовано новое слово:

поплыть, дарят, козочка, коньками — подарочками.

По образцу составь и запиши новые слова:

а) раздули, загрузить, конфетка, изба —      _______________________

б) созвездие, потрудись, печником, книги — _______________________

в) приклеила, дворик, осенний, желтая —      _______________________

Задание 12

Расшифруй письмо, запиши его по правилам орфографии и пунктуации:

[л’ус’а                                                                   ____________________________

з’д’эс’      ч’удный’  лук                                      ____________________________

й’а   уп’ин’ка  л’ижу                                           ____________________________

мн’э  с’н’ица грус’т’                                          _____________________________

пад  й’олкай’                                                       _____________________________

                     ил’й’а]                                             _____________________________

Задание 13

Отредактируй текст, не изменяя порядка слов (обозначь границы предложений):

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины                  

кирпич там жгут из молока

творог готовят из песка  

стекло там плавят из бетона

плотины строят из картона

Ответы

Ответы

Баллы

Задание 1   название месяца в слове майка,  

  насекомое в слове коса,  

  небольшой домик в слове незабудка,  

  ноту в слове мишка,  

  зверька в слове стёжка,  

  дерево в слове шмель,  

  зверя в слове стрекоза.

0,3б*7

Задание 2 а) льва, б) осла, в) зайца, г) петуха, д) лису, е) сороку

0,5б*6

Задание 3  Ждем в огромном зеленом доме. Иди. Дадим изумруды и рубины.

1б — согласные,

2б — содержание,

2б — орфография и пунктуация

Задание 4 Водить, нечаянно, сыр, поднос.

0,5б*4 0.5б*4

Задание 5 Настя и Надя — подруги.

Задание 6 а) кролик, б) лошадь, в) буйвол

1б*3

Задание 7 Лясы точить—  воды  в рот набрать

Держать ухо востро —  ворон считать

Сидеть, сложа руки —  не покладая рук

От рук отбиться —  держать в ежовых рукавицах

На чужой шее сидеть —  своим горбом жить

0,4б*5

Задание 8 песок ( разбор по составу всех слов)

1б 1б

Задание 9 Стою на нашем берегу (сущ.) покой границы берегу (гл.).

В углу раздался детский плач (сущ.)

И кто-то вдруг сказал: «Не плачь!» (гл.)

0,5б*4

Задание 10 б, в, г

1б*3

Задание 11 а) разгрузка, б) сотрудники, в) придворная

1б*3

Задание 12 Люся! Здесь чудный луг. Я у пенька лежу. Мне снится груздь под елкой. Илья.

2б — содержание,

2б — орфография и пунктуация

Задание 13

Кисель там варят. Из резины

там шины делают. Из глины                  

кирпич там жгут. Из молока

творог готовят. Из песка  

стекло там плавят. Из бетона

плотины строят. Из картона…

0,3б*6

2б за большую букву и точку в каждом предложении

За каждое верно подчеркнутое лишнее слово – 0,5 балла, за доказательство – по 0,5 балла

Варианты ответа:

а) поездка, полка, посмотреть, посадка – без приставки

б) брюки, ворота, ножницы, лыжи, санки – изменяется по числам

в) жалость, жалоба, жалкий, жалить – не является однокоренным

г) кресло, бревно, пальто, число, весло — несклоняемое

д) звук, жест, долг, глаз, рукав – два слога

е) олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь – женского рода

Задание №7 — максимально 6 баллов 

За каждое верно составленное словосочетание —  1 балл. Варианты ответа:                            

Мягкий мох, хлеб  — нежесткий                                                                                                        

Мягкий  характер   — уступчивый                                                                                                                     Мягкий  свет  — нерезкий                                                                                                                        

Мягкий  климат – тёплый

Мягкий знак — буква                                                                                                                    

Мягкий   согласный   звук                                                                                                                        

Задание №8- максимально 10 баллов 

Правильно раскрыты скобки – по 0,5 балла; правильно указана часть речи – по 0,5 балла

Считаются верными ответы:              Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду крынку,                                  

Вдруг на Мишку – вот напасть –

Осы вздумали напасть,

Мишка с армией осиной        

Дрался вырванной осиной,

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть,

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

Задание №9 — максимально 3 балла

За каждый верный ответ — 1 балл.

Считаются верными ответы: улица, солдат, варежки

Задание №10 — максимально 2 балла 

За верный ответ — 2 балла. Считается верным ответ: ?  и  !

Задание №11 — максимально 5 баллов 

За каждый верный ответ – по 1баллу.

Считаются верными ответы:

луна, как бледное пятно — сравнение

весёлый треск — эпитет

шепчется листва — олицетворение

летом – цветом — рифма

берёзовый ситец — метафора

Задание №12 — максимально 2 балла   

верный ответ: б) о том, как изменялся шрифт в русском алфавите – 2балла.

Задание №13- максимально 4 балла 

Ответ ребуса: дыма без огня не бывает – 2 балла.

Интерпретация пословицы: у всякого явления есть своя причина — 2 балла.

  Максимальное итоговое количество баллов в работе  – 61.

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

  1. Отметь «Х» слова, в которых звуков больше, чем букв:

□   ягода

□   день

□   поёт

   клёнПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

□   змея

  1. Устойчивые словосочетания заблудились. Соедини их стрелками в нужное предложение:
  1. Запиши слово, в котором  приставка такая, как в слове «испечь», корень такой, как в слове «толкать», суффиксы те же, что в словах «малиновый» и «зарывать», а  окончание, как в слове «фантазирует». Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Ответ:____________________________________________________________

  1. Прочитай транскрипцию, запиши слова, обозначь части речи.

[ c’ ивод’ н’ и],  [ ацв’итат’],  [ аб’й’ивл’эн’ий’э].

Ответ:____________________________________________________________

  1. Замени фразеологические обороты словами-синонимами.

В час по чайной ложке — ___________________________________________.

Рукой подать — ___________________________________________________.

Повесить нос — ___________________________________________________.

Раз, два и обчёлся — _______________________________________________.

Куры не клюют — _________________________________________________.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классКожа да кости — _________________________________________________.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

  1. Составь словосочетания, в которых слова «седой», «бархатный», «прямой» употреблены в переносном значении.

Ответ: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й классПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

  1. Из данных слов выбери и запиши слово, состоящее из корня, суффикса и окончания, и разбери его по составу.

Верблюды, прибегут, пароход, садик.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа. 

Туфли- _________________;      каникулы — __________________;

носки — _________________;      колени — __________________;

сани- _________________;         помидоры -__________________.

  1. Составь и запиши из данных слов предложение. Подчеркни в словах мягкие согласные. Раздели слова на слоги вертикальной чертой.

Парк, от, дома, нашего, недалеко, прекрасный.

Ответ: __________________________________________________________

_________________________________________________________________

  1.   Отметь «Х» ряд, в котором все слова являются однокоренными.

□ водяной, водопровод, водитель.

□ дружить, друзья, подруга.

□ носить, носки, поднос.

□ привоз, перевозчик, возникает.

11. Отметь «Х» предложение, в котором глагол употреблён в форме прошедшего времени.

□ Я собирал фишки и вкладыши.

□ На улице звучит аккордеон.

 Я читаю интересный рассказ.Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

□ Мне нравится урок музыки.

№ задания

Ключ

Баллы

1

Ягода, поёт, змея.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

2

Дождь лил, как  из ведра.

Скоро дело наладилось и пошло, как по маслу.

Я знал городские переулки, как свои пять пальцев.

Гости свалились, как снег на голову.

Он всегда врёт, как сивый мерин.

У себя во дворе Мишка был, как рыба в воде.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

3

Истолковывает.

Задание оценивается 4 баллами.

4

Сегодня – наречие, отцветать – глагол, объявление – существительное.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

5

Медленно, близко, грустить, мало, много, худой.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

6

Например: седой лес, бархатный голос, прямой взгляд.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

7

Садик.

Задание оценивается 2 баллами.

8

Туфли — туфель, носки — носков, каникулы — каникул, колени — колен, помидоры — помидоров, сани — саней.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

9

Не/да/ле/ко от на/ше/го до/ма пре/крас/ный парк.

Каждый ответ оценивается 1 баллом.

10

Дружить, друзья, подруга.

Задание оценивается 2 баллами.

11

Я собирал фишки и вкладыши.

Задание оценивается 2 баллами.

Итого 40 баллов.

Олимпиада по русскому языку в 4 классе | олимпиадные задания по русскому языку (4 класс) на тему: | образовательная социальная сеть

Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2022 г.

4 класс

 Код  №_____________                                                                                Общее кол-во баллов:  ________    

№1. Выпиши слова, в которых все согласные звуки мягкие.

       Билет, теперь, около, потом, пять, семя.

№2. Вычеркни все буквы, которые встречаются два и  более раз. Из оставшихся букв  сложи имя сказочного героя.

                                                         Тля, крот, дятел, тире, лиса.

№3. Подчеркни лишнее слово. Объясни свой выбор.

  1. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик
  1. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник
  1. Судить, подсудят, суд, сосуд
  1. Сорняк, сор, насорю, мусор

№4. Разгадай шараду.

                                                     Мой первый слог — предлог,

                                                     Второй достоин порицанья,

                                                     А вместе все – животного названье.

№5. К данным словам напиши синонимы и антонимы.

№6. Выпиши из стихотворения  Я.Козловского  подчеркнутые слова и определи их принадлежность к частям речи.

Нёс медведь, шагая к рынку   (                                 )

На продажу мёду крынку.       (        )

Вдруг на Мишку, вот напасть,   (        )

Осы вздумали напасть.      (        )

Мишка с армией осиной        (        )

Дрался вырванной осиной.     (        )

Мог ли в ярость он не впасть,    (            )

Если осы лезли в пасть.     (             )

№7. Кто как подаёт голос? Определи спряжение найденных глаголов.

Лошадь  _____________

Пчела_______________

Голубь______________

Курица_______________

Овца ________________

Кошка_______________

Комар________________

№8. Расставь знаки препинания и определи, сколько человек встретил Пётр. Запиши все возможные варианты.

Ответ:                     На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

№9. Замени устойчивое выражение одним словом.

Кот наплакал_- __________________

Сломя голову_- __________________

Втирать очки__- _________________

Во все лопатки_- _________________

Заправлять арапа_- ________________

№10. Подчеркни имена существительные. Укажи склонение и падеж. Запиши словосочетание с существительным в падеже, какой отсутствует в тексте.

На сосне и на берёзе – бахрома.

Белой пряжей их запутала зима.

И оставила распутывать весне

Эту пряжу на берёзе и сосне.

_____________________________________________________

Проверяющий:

Городской тур олимпиады по русскому языку, март 2022

Ответы, 4 класс

№ 1. Ответ: теперь, пять, семя.   (1 балл за три слова)

№2. Ответ: Садко. (1 балл)

№3.  1)  огурчик – суффикс –ик(в остальных –чик-)

  1. подорожник – приставка по- (в остальных – под-)
  1. сосуд – не однокоренное (остальные — родственные)
  1. насорю —  глагол (остальные — существительные)

1 балл за каждый ответ с обоснованием.

№4. Ответ: олень         1 балл

№5.   1 правильный ответ  — 0,5 балла. Обратить внимание: синонимы и антонимы д.б. одной частью речи со словом.

№6.   По 0,5 балла за правильный ответ.

 Нёс медведь, шагая к рынку   (предл. сущ.)

На продажу мёду крынку.       (сущ.)

Вдруг на Мишку, вот напасть,   (сущ.)

Осы вздумали напасть.      (глаг.)

Мишка с армией осиной    (прилаг.)

Дрался вырванной осиной.     (сущ.)

Мог ли в ярость он не впасть,    (глаг.)

Если осы лезли в пасть.     (предл. сущ.)

№7. 0,5 балла за каждый правильный ответ

 Лошадь ржёт – І спр.                          Овца  блеет — І спр.        

Пчела жужжит – ІІ спр.                       Кошка мяукает — І спр.

Голубь воркует — І спр.                        Комар пищит — ІІ спр.

Курица клохчет, квохчет — І спр.

№8. По 1 баллу за правильный ответ.

На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру брата, своего товарища. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища. На вокзале Петр встретил мать, сестру брата своего товарища.

№9. 0,5 балла за слово

Кот наплакал_- мало

Сломя голову_- быстро

Втирать очки__- обманывать

Во все лопатки_- быстро

Заправлять арапа_- обманывать

№10.        1 балл за правильно определенную часть речи, склонение и падеж.  

          1 балл за словосочетание с сущ. в родит. падеже.

Олимпиады по русскому языку для младших школьников

Цели разработки олимпиадных заданий по
русскому языку:

  1. Раскрытие творческих возможностей каждого
    ребёнка, развитие творческой инициативы ученика.
  2. Не только проверка знания учащихся по предмету,
    но и развитие сообразительности, чувства слова,
    формирование умений творчески применять
    имеющиеся знания.
  3. Воспитание добросовестного отношения к учёбе.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

1. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова в
алфавитном порядке

:

л-пата, п-суда, с-п-ги,
м-г-зин.

Ответ:

лопата, магазин, посуда, сапоги.

2. Подчеркните только существительные:

бег,
бегать, бегун, беготня, побег, беги.

Ответ

:

бег, бегать, бегун,беготня,побег, беги.

3. Выпишите только глаголы:

отлёт, улетел,
лечу, лётчик, прилетел, взлетел.

Ответ:

улетел, лечу, прилетел, взлетел.

4. Зачеркните лишнее слово:

поёт, летел,
зашумит, пение,, спел, прокатился.

гл. гл. гл. сущ. гл. гл.

Ответ

:

поёт, летел, зашумит, пение, спел,
прокатился.

5. Подчеркните только однокоренные слова

:

водяной,
водитель, водный, вода.

Ответ

:

водяной, водитель, водный, вода.

6. Спишите предложения, раскрывая скобки.

Лодка (от) плыла (от) берега.

Петя (за) шел (за) товарищем.

Ответ: Лодка отплыла от берега. Петя зашел
за товарищем.

7. Из букв слова ВТОРОКЛАССНИК составьте 10
существительных.

Ответ: рот, класс, кино, кот, ток, кол, сок, коса,
оса, рок, вор, ров, лак и т.д.

8. Вставьте подходящие слова

Ответ:

ворох, ворот, короб, боров, покос и т.д.

9. Подберите слова, противоположные по смыслу:

скучный — …, работать — … .

Ответ:

скучный – весёлый, работать –
отдыхать.

Порядок оценивания выполненной работы:

  • каждое задание оценивается по количеству
    правильных слов из расчёта 1 балл за каждое слово
    (пример задание №14 правильных слова – 4 балла и
    т.д.)
  • максимальное количество баллов за работу 35.

Олимпиада по русскому языку 3 класс

II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Распределите слова на две группы

:

добрый,
доброта, белила, беленький, солнышко, солнечный,

Ответ:

сущ:

доброта, белила, солнышко.

Прил: добрый, беленький, солнечный 2 балла

2. Подберите и запишите слово такого же состава,
как слово ПОВОЗКА

Ответ: запеканка, посадка, побелка и т.д.1
балл

Зачеркните лишнее слово: птица, снег, белый,
медведь.

Ответ: птица, снег, белый, медведь 1
балл

3. Подберите и запишите 3 слова –о-о—, -о-о—, -о-о-

Ответ: сорока, ворона, молоко, корова и т.д.3 балла

4. Подберите и запишите два таких слова, в
которых звуков больше, чем букв.

Ответ: яма, яблоко, маяк, и т.д. 2 балла

5. Образуйте от данного существительного глагол
и прилагательное:мороз -…-…. .

Ответ:мороз – морозить – морозный. 2
балла

6. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

Ответ:

Что за птица с красной грудкой?

Пусть всегда будет солнце!

Дети вышли на опушку леса.  3 балла

8. Отгадай ребусыПодготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс

Ответ:

стол, сорока, договор, ворона. 

4
балла

9. Прочитайте зашифрованную фразу и запишите её
правильно

К Й Г А И

Ы И О Н Б

З Ч М Е Ю

Я У Ш Т Л

Ответ

:

Любите наш могучий язык. 5 баллов

10. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над
каждым словом укажите часть речи:

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

Ответ:

Посадила (глагол) мама (сущ.) в
(предлог) печь (сущ.) пироги (сущ.) с(предлог)
капустой (сущ) печь (глагол).
2 балла

Максимальное количество баллов — 25

Олимпиада по русскому языку

4 класс

I тур (внутри каждого класса)

Время выполнения работы 45 минут

1.Диктант.

Весенний звон.

Пробудилась земля от долгого зимнего сна.
Заблестела молодая травка. Разлилась волна
зелёного тумана по широкому лугу. Стоят тёплые
дни и тихие вечера. Звенят луга. По земле, по
лугам, по оврагам плывёт звон. Что это звенит?

Вот скатилась капля сладкого сока с берёзовой
ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из тёплого края журавли. Они важно
осмотрели родное болото. Весело зазвучала их
радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку
природы.

5 баллов

2. К данным словам подберите слова, близкие по
значению. Выделите окончания, обозначьте падеж и
склонение

:

по шоссе — …., об Отчизне — … .

Ответ

:

по шоссе–по дороге Д.п., 1-е скл.

Об Отчизне – О Родине П.п. 1-е скл. 2 балла

3. Подберите и запишите такие три слова, в
которых звуков меньше, чем букв.

Ответ: мышь дочь, пень, пеньки и т.д. 3
балл

4. Распределите слова на две группы: вода,
водитель, водит, водичка, жидкость, шофёр,
таксист, кипяток.

Ответ:возможны любые из вариантов 2
балла

А) по смыслу: вода, водичка, жидкость,
кипяток.

Водитель, водит, шофёр, таксист

Б)по частям речи: сущ: вода, водитель,
водичка, жидкость, шофёр, таксист, кипяток.

Глагол: водит

В) однокоренные слова: вода – водичка,
водитель – водит

Слова, не являющиеся однокоренными:

жидкость,
шофёр, таксист, кипяток

5. Подберите и запишите по два слова с таким же
составом полёт, уголок..

Ответ:полёт – поезд, поход, восход и т.д.
4 балла

6. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных
слов.

Ответ: светофор, светлячок, светильник,
светить, светлый, подсветка, светает и т.д. 7
баллов

Максимальное количество баллов – 23.

Олимпиада по русскому языку

4 класс II тур (параллель)

Время выполнения работы 45 минут

1. Спишите предложения, раскрывая скобки, и над
каждым словом укажите части речи.

Снежное (по) крывало (по) крывало всё поле.

Ведро дало течь, и вода стала течь.

(С) горы (с) бежал поток проворный.

Ответ:

Снежное покрывало (сущ.) покрывало
(глагол) всё поле.

Ведро дало течь (сущ.), и вода стала течь (глагол).

С горы(сущ.) сбежал (глагол) поток проворный.
3 балла

2. Разберите слова по составу: загадка, засада,
рассказ, подушка

Ответ: загадка, засада, рассказ, подушка  4
балла

3. Распределите слова на две группы водитель,
громоотвод, водокачка, водопой, приводить,
водоворот.

Ответ:водитель, громоотвод, приводить – от
“водить”

Водокачка, водопой, водоворот – от “вода”  2
балла

4. Подчеркните лишнее слово стужа, метель,
пурга, снег, буран.

Ответ: стужа, метель, пурга, снег, буран, 1
балл

5. Замените одним словом:

Человек, совершающий поездку в любом
транспорте -____________ .

Ответ: пассажир 1 балл

6. Поставьте существительные в родительном
падеже множественного числа

Килограммы — … апельсины — … сапоги — … помидоры
— … ботинки — …

Ответ: килограммы – килограммов, апельсины
– апельсинов, сапоги – сапог, помидоры –
помидоров, ботинки – ботинок. 5 баллов

7. Запишите 3 имени существительных, которые не
изменяются по падежам

Ответ: пальто, кино, шоссе, кофе, кашне и т.д.3
балла

8. Поставьте существительные в форму
множественного числа: трактор, доктор, шофер,
сторож.

Ответ: трактор – тракторы, доктор – доктора,
шофёр – шофёры, сторож – сторожа
4 балла

9. Отгадайте и запишите слово, в котором

Корень из слова СНЕЖИНКА

Приставка из слова ПОДЪЕХАЛ

Суффиксы из слова ЛЕСНИК

Окончание из слова УЧЕНИКИ

Ответ: подснежники 1 балл

10. Объясните значение выражений:

Рукой подать; работать, засучив рукава;
работать, спустя рукава; бить баклуши.

Ответ: рукой подать – близко; работать,
засучив рукава – хорошо, усердно работать;

работать спустя рукава – плохо работать; бить
баклуши – лентяйничать, бездельничать. 4
балла

Максимальное количество баллов – 28

Контрольные срезы в начальной
школе __________________ МОУ СОШ №107

2005-2006 учебный год.

Результаты

___ тура олимпиады по русскому языку

в _____ классе.

Дата проведения:__________________

Учитель: _________________

Фамилия, имя.12345678910итого балловместо
1             
2             
3             
4             
5             

Победители олимпиады:

1 место:

2 место:

3 место:

Оцените статью
Олимпиада