Регламент проведения олимпиады школьников «Ломоносов» в 2021/2022 учебном году — Олимпиада «Ломоносов»

Общие положения

1.1. Регламент проведения олимпиады школьников «Ломоносов» в 2021/2022 учебном году (далее – Регламент) разработан в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, утвержденным приказом Минобрнауки России от 04.04.2022 № 267 (далее – Порядок проведения олимпиад) и Положением об олимпиаде школьников «Ломоносов» (далее – Положение об Олимпиаде).

1.2. Олимпиада школьников «Ломоносов» (далее – Олимпиада) проводится в 2021/2022 учебном году по профилям, приведенным в приложении 1 к настоящему Регламенту.

1.3. Участие в Олимпиаде является индивидуальным и возможно по одному или по нескольким профилям.

1.4. Олимпиада включает два этапа:

1.5. Время начала и окончания мероприятий Олимпиады указывается в Регламенте и в графиках проведения Олимпиады по московскому времени. Регламент и графики проведения Олимпиады размещаются на портале Олимпиады.

Регистрация

2.1. Участнику Олимпиады рекомендуется внимательно ознакомиться с Порядком проведения олимпиад, Положением об Олимпиаде, Регламентом, Положением об апелляциях на результаты Олимпиады (далее – Положение об апелляциях).

2.2. Регистрация на каждый из этапов Олимпиады является обязательным условием участия в ней. Графики регистрации на отборочный и заключительный этапы публикуются на портале Олимпиады отдельно для каждого профиля.

2.3. При регистрации на отборочный этап Олимпиады участнику необходимо на портале Олимпиады:

  • а) указать фамилию, имя, отчество, дату рождения и сведения об образовательной организации среднего образования, в которой обучается участник Олимпиады;
  • б) разместить электронную копию заявления о согласии на обработку персональных данных участника Олимпиады и публикацию олимпиадных работ участника Олимпиады, подписанного собственноручно совершеннолетним участником или родителем (законным представителем) несовершеннолетнего участника;

2.4. Победители и призеры заключительного этапа Олимпиады 2020/2021 учебного года, продолжающие освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования, проходят процедуру регистрации в соответствии с п. 2.3. настоящего Регламента.

2.5. При регистрации на заключительный этап Олимпиады участнику необходимо дополнительно в своем личном кабинете:

  • а) указать сведения о документе, удостоверяющем личность участника (вид документа, серия, номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего документ);
  • б) разместить свою фотографию, электронные копии страниц документа, удостоверяющего личность, которые подтверждают внесенные сведения, электронную копию документа, подтверждающего факт обучения в образовательной организации среднего образования и электронную копию заявления о согласии участника Олимпиады на обработку персональных данных, разрешённых им для распространения, подписанного собственноручно совершеннолетним участником или родителем (законным представителем) несовершеннолетнего участника.

2.6. После регистрации на портале Олимпиады участнику Олимпиады предоставляется доступ в личный кабинет, с помощью которого он может:

  • а) получить задания отборочного этапа Олимпиады;
  • б) отправить решения заданий отборочного этапа Олимпиады;
  • в) подать апелляцию на предварительные результаты отборочного этапа Олимпиады;
  • г) зарегистрироваться для участия в заключительном этапе Олимпиады;
  • д) подать апелляцию на предварительные результаты заключительного этапа Олимпиады.

2.7. Участник Олимпиады, разместивший недостоверные личные данные при регистрации, может быть не допущен к участию в Олимпиаде. Повторная регистрация на портале Олимпиады не допускается.

Отборочный этап

3.1. Задания отборочного этапа размещаются только в личном кабинете участника на портале Олимпиады. Решения заданий отборочного этапа принимаются на проверку только через личный кабинет участника на портале Олимпиады.

3.2. Время начала и время окончания отборочного этапа Олимпиады публикуются на портале Олимпиады для каждого профиля.

3.3. Для выполнения оформления и отправки на проверку заданий отборочного этапа Олимпиады участнику отводится не более 24 астрономических часов (далее – сессия) после получения заданий в личном кабинете.

3.4. Участник имеет право провести не более одной сессии по каждому профилю Олимпиады (по профилю «Иностранный язык» участник выбирает только один язык).

3.5. Время начала и окончания сессии участник выбирает самостоятельно. Если участник не завершил сессию до окончания отборочного этапа Олимпиады, то сессия прекращается автоматически.

3.6. Формат оформления работ участника отборочного этапа Олимпиады определяет жюри Олимпиады. Информация о формате по каждому профилю публикуется на портале Олимпиады. Работа может быть создана с помощью текстового редактора или разборчиво написана от руки и отсканирована с разрешением не менее 300 DPI.

3.7. К оформлению работы участника отборочного этапа Олимпиады предъявляются следующие требования:

  • а) работа (в том числе чертежи и рисунки) должна быть выполнена шрифтами черного или синего цвета или ручкой синего или черного цвета;
  • б) работы принимаются в файлах форматов PDF, TIFF, JPEG;
  • в) нельзя указывать в работе фамилию, имя, отчество участника;
  • г) нельзя делать в работе пометки, не относящиеся к заданию Олимпиады;
  • д) дополнительные требования к оформлению работы могут быть приведены в заданиях Олимпиады.

3.7. Не позднее 20 декабря 2021 года на портале Олимпиады публикуются ответы на задания и критерии оценивания работ участников отборочного этапа.

3.8. Не позднее 20 декабря 2021 года на портале Олимпиады размещаются предварительные результаты отборочного этапа, определенные жюри по итогам проверки работ участников Олимпиады.

3.9. Участник вправе подать апелляцию на предварительные результаты отборочного этапа в соответствии с Положением об апелляциях.

3.10. Оргкомитет Олимпиады не позднее 30 декабря 2021 года утверждает и размещает на портале Олимпиады результаты рассмотрения апелляций участников и списки победителей и призеров отборочного этапа Олимпиады.

Заключительный этап

4.1. Заключительный этап Олимпиады проводится в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих в режиме реального времени посредством видеоконференцсвязи идентификацию личности и контроль соблюдения участниками Регламента Олимпиады во время выполнения заданий.

4.2. График проведения заключительного этапа Олимпиады публикуется на портале Олимпиады. Начало и окончание всех мероприятий заключительного этапа Олимпиады указываются по московскому времени. При совпадении даты и времени проведения Олимпиады по различным профилям право выбора одного профиля остается за участником.

4.3. К участию в заключительном этапе Олимпиады допускаются победители и призеры отборочного этапа Олимпиады 2021/2022 учебного года, а также победители и призеры заключительного этапа Олимпиады 2020/2021 учебного года, продолжающие освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования.

4.4. Участник Олимпиады должен зарегистрироваться на заключительный этап в личном кабинете на портале Олимпиады в соответствии с пунктами 2.4 и 2.5 настоящего Регламента.

4.5. График регистрации на заключительный этап публикуется на портале Олимпиады для каждого профиля Олимпиады.

Аннулирование работ участников Олимпиады

5.1. Работы участников Олимпиады, допустивших нарушение норм Положения об Олимпиаде и Регламента Олимпиады, могут быть аннулированы по решению жюри Олимпиады в любое время в период её проведения.

5.2. Безусловными основаниями для аннулирования работ участников Олимпиады являются:

  • а) размещение участником Олимпиады недостоверных личных данных при регистрации;
  • б) установление в работе участника Олимпиады факта наличия заимствований или иных признаков несамостоятельного выполнения заданий Олимпиады;
  • в) в случае нарушения регламента Олимпиады во время выполнения заданий заключительного этапа;
  • г) в случае установления в ходе дополнительного собеседования признаков несамостоятельного выполнения заданий Олимпиады.
  • д) недостойное поведение участника Олимпиады, выразившееся в нарушении этических правил, оскорблениях и иных действиях, унижающих честь и достоинство других лиц.

5.3. В случае принятия решения об аннулировании работы участника жюри исключает его из числа участников соответствующего этапа Олимпиады. При этом принятие какого-либо дополнительного решения со стороны жюри или Оргкомитета Олимпиады не требуется.

Английский язык — 2021/2022

1. В олимпиаде школьников «Ломоносов» по иностранному языку участвуют две возрастные группы: учащиеся 5-9 классов выполняют задания уровня сложности А2 /В1, учащиеся 10-11 классов работают с заданиями уровня В1 /В2.

2. Структура олимпиады «Ломоносов» по иностранному языку (для всех классов).

Отборочный этап содержит 4 блока заданий:

– Предварительный тест

– Блок «Лексико-грамматический тест»

– Блок «Понимание письменных текстов»

– Блок «Творческое письмо»

В заключительном этапе также 4 блока заданий, но их содержание немного другое:

– Блок «Лексико-грамматический тест»

– Блок «Понимание письменных текстов»

– Блок «Социокультурный тест»

– Блок «Творческое письмо»

3. Участники олимпиады выполняют следующие задания:

Предварительный тест: на материале небольшого связного текста нужно заполнить лексические и грамматические пропуски, выбрав правильный ответ из 3–4 вариантов.

Блок «Лексико-грамматический тест»: на материале связных текстов надо выполнить следующие задания:

– заполнить лексические и грамматические пропуски, выбрав правильный ответ из 3-4 вариантов;

– восстановить текст, соединив части предложений;

– восстановить текст, определив порядок предложений, которые даны в перемешанном виде;

– восстановить текст, заполнив пропуски предложениями, которые выбираются из предложенного списка;

– найти ошибки в предложениях и соотнести их с типом ошибки.

Блок «Понимание письменных текстов» содержит (в зависимости от уровня сложности и от этапа олимпиады) от одного длинного до шести коротких текстов и требует выполнения следующих заданий:

– восстановить текст, определив порядок абзацев, которые даны в перемешанном виде;

– установить истинность высказываний, сформулированных по содержанию текста;

– соотнести абзацы и предлагаемые ключевые слова;

– соотнести части текста и предлагаемые подзаголовки;

– найти в тексте запрашиваемую в вопроснике информацию (А2/А2 );

– извлечь из текста информацию, которая не сообщается прямо (А2 /В1);

– установить иерархию высказанных в тексте мыслей, отделив главное от второстепенного (В1 );

– сопоставить информацию текста с имеющимися знаниями и личным опытом, сформулировать собственное отношение к высказываемым в тексте суждениям (В2).

Блок «Социокультурный тест» предлагает для анализа материалы разнообразного формата (рисунки, рекламу, объявления, медийные тексты, отрывки из литературных произведений). Участники олимпиады должны:

– соотнести описанный персонаж с автором книги;

– соотнести информацию с персоналией;

– проанализировать объявление, опубликованное в Интернете, газете, журнале, и ответить на вопросы: кто автор объявления, к кому он обращается, что конкретно предлагает; проанализировать объявление и объяснить значения употребляемых сокращений и новых слов по контексту, обосновав свой ответ.

Блок «Творческое письмо» требует от школьников владения не только грамотной письменной речью на иностранном языке, но и адекватными предложенной ситуации дискурсивными характеристиками: кто пишет? кому он пишет? зачем или по какому случаю? какие отношения связывают отправителя и получателя сообщения? чего отправитель хочет добиться от получателя?

Школьникам предлагается выполнить следующие задания:

– написать новостную статью на основе предложенной фотографии;

– ответить на проблемный вопрос на основе прочитанного текста и сформулировать собственную позицию;

– написать эссе на предложенную тему;

– написать рассказ по картинке, серии картинок, рисунку, фотографии;

– придумать концовку/начало предложенной истории;

– определить жанр и тематику журнала, на обложке которого находится предложенная фотография, аргументировать свое мнение;

– написать статью в школьную/молодежную газету на предложенную тему;

– написать дружеское/полуофициальное письмо на предложенную тему.

Олимпиада школьников «Ломоносов» по иностранному языку проводится на английском, немецком и французском языках. Задания, предлагаемые по этим трем языкам, построены единообразно по представленной выше схеме, с обязательным учетом языковой и социокультурной специфики.

Однако олимпиада по английскому языку собирает гораздо большее количество участников, поэтому данные ниже рекомендации к подготовке и варианты заданий за 2022/2022 и 2022/2022 года адресованы в первую очередь им. Школьники, которые изучают немецкий или французский язык, могут, ознакомившись со стратегией подготовки к Олимпиаде, обратиться к указанным в конце раздела учебникам и учебным пособиям и воспользоваться сравнительной таблицей справочных сайтов (в ней приведены немецкие и французские аналоги англоязычных ресурсов, упомянутых в тексте).

§

§

География — 2021/2022

На географическом факультете олимпиада школьников «Ломоносов» проводится более 10 лет, и количество ее участников постоянно растет. В последние годы все больше школьников приезжает из других городов, чему способствует и возможность предоставления общежития.

Как и другие предметные олимпиады, данная олимпиада проводится в два этапа: отборочный и заключительный. Задания отборочного и заключительного этапа носят творческий характер, при этом часть из них представлена в виде тестовых вопросов.

Для подготовки к участию в олимпиаде «Ломоносов» по географии необходимо использовать знания школьного курса географии, материалы прошлых олимпиад, а также содержание методических пособий, разработанных преподавателями университета.

Еще одной формой подготовки к олимпиаде являются «мастер-классы», проводимые на географическом факультете в рамках Московского Дня науки. На этих мероприятиях, куда приглашаются все желающие, ведущие преподаватели факультета подробно разбирают тесты, предложенные участникам предыдущей олимпиады школьников «Ломоносов» по географии, а также рассказывают о том, на какие разделы географии следует обратить особое внимание, раскрывают логику ответов на поставленные вопросы, объясняют критерии оценок. 

§

§

Информатика — 2021/2022

Задания олимпиады школьников «Ломоносов» по информатике в основном являются заданиями повышенной сложности, соответствующими темам профильного уровня проекта стандарта программы среднего образования по предмету «Информатика и ИКТ». Задачи разрабатывались с целью выявить школьников, имеющих склонность к данному предмету. Для решения олимпиадных задач требуется выполнить несколько шагов, на каждом из которых необходимо правильно применить знания из соответствующей области предмета.

Особенностью задач по информатике является их текстовый характер. Участник олимпиады должен прочитать и правильно понять текст задания, извлечь из него необходимую информацию, формализовать информацию в виде модели и решить полученную задачу. Использование прикладных программ или написание собственной программы может упростить решение задачи.

Так, на данной олимпиаде могут быть предложены задачи на составление программы, поиск входных данных программы по выходным, поиск ошибки в исходном коде на одном из языков программирования, обработку тестовых данных, которую трудно выполнить вручную.

Таким образом, уровень владения информационными технологиями можно оценить и по умению участника автоматизировать задачу обработки данных, используя ограниченный арсенал доступных инструментов, к которым относятся средства разработки программ, прикладные программы электронных таблиц, текстовых редакторов и т.д.

§

§

Математика — 2021/2022

Основными целями олимпиады «Ломоносов» по математике являются выявление и развитие у учащихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных школьников, популяризация научных знаний среди молодежи. К этому можно добавить также расширение кругозора школьников, развитие их интереса к изучению математики, повышение интеллектуального уровня учащихся. Для того чтобы достичь успеха на олимпиаде, необходимо владеть предусмотренными школьной программой знаниями и продемонстрировать умение решать задачи разного уровня сложности.

Как и во всяком состязании, на олимпиаде «Ломоносов» по математике бывают победители, хотя большая часть участников, к нашему сожалению, так и остается в статусе «участник». Но при этом отметим, что, в отличие от рыцарских турниров, на этой олимпиаде не бывает побежденных. Ведь выигрывают все! Школьник сталкивается с трудными, но очень интересными математическими задачами, которые совершенно не похожи на привычные школьные. Они открывают перед ним новые горизонты. И даже если не удалось добиться больших успехов, разбор решений задач, возникшие в связи с этим идеи и размышления дают новые импульсы и, в конечном итоге, не пропадают зря. Для кого-то это станет важным стимулом для развития, а кому-то небесполезно будет узнать пределы своей компетенции.

Популярность олимпиады школьников «Ломоносов» по математике объясняется прежде всего оригинальным стилем задач, отчетливо выделяющим ее из перечня всех олимпиад и отличающим от традиционных вступительных испытаний.

Работа по составлению задач для данной олимпиады требует высокой квалификации исполнителей: как математической, так и педагогической.

Именно поэтому ее выполняют сотрудники университета и имеющие большой опыт преподавания математики в средней школе руководители школьных математических кружков, преподаватели университетских школьных курсов и т.п.

§

§

Отборочный этап

Отборочный этап начинается и заканчивается в 12:00 по московскому времени.

ПрофильОтборочный этап
История22 октября – 29 октября 2021 года
Литература22 октября – 29 октября 2021 года
Философия22 октября – 29 октября 2021 года
Биология29 октября – 05 ноября 2021 года
История российской государственности29 октября – 05 ноября 2021 года
Политология29 октября – 05 ноября 2021 года
Русский язык29 октября – 05 ноября 2021 года
Физика29 октября – 05 ноября 2021 года
Иностранный язык05 ноября – 12 ноября 2021 года
Информатика05 ноября – 12 ноября 2021 года
Механика и математическое моделирование05 ноября – 12 ноября 2021 года
Обществознание05 ноября – 12 ноября 2021 года
Химия05 ноября – 12 ноября 2021 года
Экология05 ноября – 12 ноября 2021 года
Генетика12 ноября – 19 ноября 2021 года
География12 ноября – 19 ноября 2021 года
Геология12 ноября – 19 ноября 2021 года
Журналистика12 ноября – 19 ноября 2021 года
Инженерные науки12 ноября – 19 ноября 2021 года
Международные отношения и глобалистика12 ноября – 19 ноября 2021 года
Право12 ноября – 19 ноября 2021 года
Предпринимательство12 ноября – 19 ноября 2021 года
Психология12 ноября – 19 ноября 2021 года
Религиоведение12 ноября – 19 ноября 2021 года
Робототехника12 ноября – 19 ноября 2021 года
Математика20 ноября – 27 ноября 2021 года
Космонавтика20 ноября – 27 ноября 2021 года

Регистрация

15 октября 2021 года – начало регистрации участников.

Подведение итогов Олимпиады

6.1. На основании итоговых результатов заключительного этапа Оргкомитет Олимпиады определяет победителей и призеров Олимпиады.

6.2. Победителям Олимпиады присуждается диплом первой степени. Призерам Олимпиады присуждается диплом второй или третьей степени.

6.3. Списки победителей и призеров Олимпиады публикуются на портале Олимпиады не позднее 10 апреля 2022 года.

6.4. Работы победителей и призеров Олимпиады публикуются на портале Олимпиады не позднее 15 мая 2022 года.

6.5. Оргкомитет Олимпиады направляет сведения о победителях и призерах Олимпиады в Российский совет олимпиад школьников не позднее 15 мая 2022 года и в Федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования сведения о лицах, являющихся победителями и призерами Олимпиады, не позднее 1 мая 2022 года.

Оцените статью
Олимпиада